Комментарий от 02.09.2011
Автор: Кухарчик Н.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 № 346 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь». Изменение порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 № 346 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь». Изменение порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

С 10 августа 2011 г. вступили в силу очередные дополнения и изменения, касающиеся постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указ Президента РБ от 09.08.2011 № 346 (далее - Указ № 346) направлен на оптимизацию постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и вносит изменения в следующие нормативные правовые акты:

1) Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденное Указом Президента РБ от 29.11.2005 № 565 (далее - Положение).

 

 

От редакции: С 1 апреля 2014 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», которым утратил силу Указ № 565. С этой даты следует руководствоваться Положением об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом № 563;

 

2) Указ Президента РБ от 14.04.2000 № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» (далее - Указ № 185).

 

 

От редакции: С 17 января 2012 г. вместо Указа № 185 действует Указ Президента РБ от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»;

 

3) Положение об организациях застройщиков, утвержденное Указом Президента РБ от 28.01.2008 № 43 (далее - Положение № 43).

 

 

От редакции: С 19 мая 2013 г. Положение № 43 на основании Указа Президента РБ от 13.05.2013 № 219 утратило силу. В настоящее время деятельность организаций застройщиков регулируется главой 31 Жилищного кодекса РБ от 28.08.2012 № 428-З.

 

Основное направление Указа № 346 - установление ограничивающих условий постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, прибывающих и проживающих в г.Минске.

Остановимся на изменениях и дополнениях, внесенных в Положение.

Изменения в порядке постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Подпункт 3.1.2 п.3 Положения изложен в новой редакции. В первой части данного подпункта определен порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, принимаемых на учет и проживающих совместно. Вторая часть устанавливает порядок постановки на учет граждан, проживающих раздельно. При этом по общему правилу, применяемому в рамках республики, общая норма обеспеченности общей площадью жилого помещения на 1 человека для целей постановки на учет - менее 15 кв.м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет. Иными словами, проживая, например, в г.Борисове, в расчет при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий будут приниматься жилые помещения, находящиеся в собственности или в пользовании гражданина, принимаемого на учет, расположенные непосредственно в г.Борисове.

Указом № 346 предусматривается изъятие из указанного общего правила, но только в отношении граждан, проживающих в г.Минске.

Так, по предложениям Минского городского исполнительного комитета подп.3.1.2 п.3 Положения устанавливает норму обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого гражданина, проживающего в г.Минске, - 10 кв.м.

Указанная норма общей площади жилого помещения - норматив, исходя из которого будет определяться уровень обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения в целях его принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении непосредственно в г.Минске.

Установление нормы, отличной от общепринятой по республике нормы 15 кв.м, обусловлено несколькими причинами.

В настоящее время остро стоит вопрос о предотвращении необоснованной миграции населения в столицу.

По действовавшему до 1 июля 1999 г. законодательству норма обеспеченности жилой площадью была установлена для граждан, проживающих в г.Минске, - 6 кв.м жилой площади на 1 человека.

С принятием действующего Жилищного кодекса РБ (вступил в силу с 1 июля 1999 г.) норма обеспеченности общей площади жилого помещения установлена в размере 15 кв.м общей площади на 1 человека.

 

 

От редакции: Со 2 марта 2013 г. вступил в силу новый Жилищный кодекс РБ от 28.08.2012 № 428-З.

 

Установление для г.Минска нормы обеспеченности общей площадью жилого помещения 10 кв.м будет соответствовать примерно 6,6 кв.м жилой площади.

При принятии решения об установлении норматива именно в 10 кв.м был учтен опыт городов Российской Федерации. Например, в г.Москве норма постановки на учет установлена в размере 10 кв.м общей площади для отдельных квартир и 15 кв.м общей площади для квартир коммунального заселения; в г.Санкт-Петербурге жилищная обеспеченность не должна превышать 9 кв.м общей площади жилья на 1 человека для отдельных квартир и 15 кв.м для коммунальных квартир.

Кроме того, изменен порядок расчета обеспеченности общей площадью жилого помещения для граждан, проживающих в г.Минске: исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина, расположенных в г.Минске и Минском р-не.

Таким образом, для гражданина, принимаемого на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Минске, будет учитываться площадь жилых помещений, находящихся у него в собственности или в пользовании, расположенных в Минском р-не.

Пример

Гражданин с семьей (4 человека) проживает в г.Минске в 2-комнатной квартире площадью 48 кв.м. Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется следующим образом: 48 / 5 = 9,6 кв.м на каждого проживающего. При этом в пос.Боровляны Минского р-на находится принадлежащая супруге данного гражданина квартира общей площадью 33 кв.м. При определении нуждаемости в улучшении жилищных условий данная квартира будет принята в расчет: (48 + 33) / 5 = 16,2 кв.м. В таком случае данная семья в улучшении жилищных условий не нуждается.

 

Подпункт 3.1.6 п.3 Положения изложен в новой редакции, согласно которой основание для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан - проживание в служебных жилых помещениях или в жилых помещениях специального служебного жилищного фонда при условии отсутствия в собственности другого жилого помещения в населенном пункте по месту принятия на учет общей площадью 15 кв.м и более на 1 человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, дополнено категорией граждан, проживающих в жилых помещениях социального пользования на основании заключенных с ними срочных договоров найма.

В силу нормативных предписаний п.67 Положения в случае выезда нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда на постоянное проживание в другое жилое помещение либо его смерти такой договор расторгается (прекращается).

При этом с трудоспособными совершеннолетними членами семьи нанимателя, не имеющими в пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв.м и более (в г.Минске - 10 кв.м и более) на 1 человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, заключается договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда сроком до 10 лет.

В течение данного срока таким гражданам предоставляется внеочередное право в улучшении жилищных условий путем строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения с государственной поддержкой.

По истечении 10-летнего срока действия такого договора проживающие в этом жилом помещении граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. Вместе с тем у них не всегда возникают основания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, перечисленные в п.3 Положения.

В этой связи внесено соответствующее дополнение в подп.3.1.6 п.3 Положения.

Подп.3.1.7 п.3 Положения изложен в новой редакции в целях установления единообразного применения терминологии, а также исключения неоднозначного толкования на практике, возникающего при применении подп.62.2 п.62 Положения.

В подп.3.1.11 п.3 Положения, устанавливающем право постановки на учет для граждан, впервые вступивших в брак и не имеющих отдельного жилья, слова «впервые вступившие» заменены словами «относящиеся к молодым семьям, впервые вступившие».

Таким образом, новая редакция подп.3.1.11 п.3 Положения предоставляет право постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вне зависимости от общей площади занимаемых жилых помещений не всем гражданам, впервые вступившим в брак, а только гражданам из числа молодых семей. При этом в подстрочном примечании дано определение молодой семьи для целей постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий: для целей Положения молодыми семьями признаются семьи, в которых хотя бы один из супругов находится в возрасте до 31 года на дату принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Предыдущая редакция регламентировала право постановки на учет таких категорий граждан независимо от возраста на дату постановки.

Остальные условия постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по данному основанию остались прежними:

- первичность вступления в брак обоих супругов;

- отсутствие у обоих супругов в населенном пункте по месту принятия на учет в собственности или в пользовании по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда квартиры, одноквартирного жилого дома или объекта долевого строительства.

Ранее Положение не содержало понятия «молодая семья». Статус «молодая семья» применялся только для целей Указа № 185.

В п.6 Положения также внесены изменения. В частности, абзацы 4 и 5, устанавливающие ограничивающий срок принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для граждан, прибывающих в г.Минск, изложены в новой редакции.

Новая редакция устанавливает 10-летний ограничивающий срок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для граждан, прибывших в г.Минск из других населенных пунктов, как по месту жительства (со дня регистрации по месту жительства), так и по месту работы (принимается во внимание стаж работы в организациях, расположенных в г.Минске).

Учитывая, что необходимость 10-летнего проживания для целей постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена только для граждан, прибывающих непосредственно в г.Минск, п.6 дополнен абзацами 6 и 7, регулирующими порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, прибывающих в населенные пункты Минского р-на.

Перечень лиц, на которых не распространяются вышеуказанные сроки (10 лет - для г.Минска, 5 лет - для населенных пунктов Минского р-на), ограничен по сравнению с ранее действовавшей редакцией. Так, из данного перечня исключены граждане, приглашенные в г.Минск на работу, населенные пункты Минского р-на, в т.ч. в порядке перевода. Перечень категорий граждан, на которых не распространяется 10-летний ограничивающий срок (5-летний срок для лиц, прибывающих в населенные пункты Минского р-на), включает:

- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и направленных на работу по распределению;

- граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь.

В указанный перечень могут быть включены иные лица в соответствии с законодательными актами.

Кроме того, п.6 Положения скорректирован с учетом содержания п.9 Положения в части постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданина и членов его семьи (супруга и детей).

Согласно п.9 Положения в случае, если супруги зарегистрированы в разных населенных пунктах или в разных районах населенного пункта, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в местном исполнительном и распорядительном органе по месту жительства одного из супругов по их выбору. При этом не требуется регистрации супругов и несовершеннолетних детей по месту жительства в одном населенном пункте. На практике возникали ситуации, когда иногородние граждане могли быть приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи жителя столицы независимо от места регистрации, а в то же время члены семьи, зарегистрированные по месту жительства в г.Минске, населенных пунктах Минского р-на в разных жилых помещениях такого права не имели.

Дополнение п.91 Положения предоставляет право работникам организаций потребительской кооперации, постоянно проживающим в сельской местности и обслуживающим работников сельскохозяйственных организаций, быть принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельскохозяйственных организациях.

Часть вторая п.24 Положения изложена в новой редакции в связи с нижеследующим.

Согласно п.25 Положения при разделении очереди каждый из членов семьи (бывших членов семьи) имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия его на такой учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста - с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак, если у него имеются основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом член семьи (бывший член семьи) гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации по месту работы (службы), имеет право на разделение очереди с даты трудоустройства (поступления на службу) в данный государственный орган, другую организацию.

Одновременно п.24 Положения, определяющий порядок переоформления, допускал переоформление очереди с гражданина на совершеннолетнего члена его семьи с даты постановки на учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете.

Новая редакция части второй п.24 Положения устанавливает переоформление очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий на члена семьи с момента достижения им совершеннолетия, а не с даты постановки на такой учет, например, в семье родителей.

Согласно п.28 Положения местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы, другие организации ежегодно с 1 февраля до 1 мая уточняют данные, являющиеся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Уточнение указанных данных, касающихся конкретного гражданина, состоящего на таком учете, осуществлялось регулярно по истечении 5 лет с даты постановки этого гражданина на учет 1 раз в 5 лет.

Указом № 346 предложение второе из части первой п.28 Положения исключено. Таким образом, уточнение данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, будет осуществляться ежегодно.

Изменения оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий

Указ № 346 внес также изменения и дополнения в п.31 Положения.

Из подп.31.1 п.31 Положения исключены слова «в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий». Напомним, что указанный подпункт - основание для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения ими жилищных условий, если в результате этого отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом для применения этого основания в предыдущей редакции данного подпункта улучшение жилищных условий должно было произойти непосредственно в том населенном пункте, где гражданин состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Учитывая, что граждане зачастую улучшают свои жилищные условия путем строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений в других населенных пунктах (например, в населенном пункте по месту работы), в подп.31.1 п.31 Положения внесены изменения в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, улучшивших свои жилищные условия таким образом.

Пункт 31 Положения дополнен новым основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий: в случае письменных отказов (не менее 3 в течение календарного года) от предоставления жилых помещений социального пользования (в случае наличия у граждан права на предоставление таких помещений) или отказов (не менее 3 в течение календарного года) от предлагаемого в установленном порядке вступления в организацию застройщиков (в случае отсутствия у граждан права на предоставление жилых помещений социального пользования).

После снятия с учета по данному основанию граждане вправе обратиться за постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но уже с даты подачи заявления, а не с даты первоначальной постановки на такой учет. Соответствующие корректировки внесены в п.311 Положения.

В целях реализации жилищных прав инвалидов I и II группы в п.631 внесены дополнения, предоставляющие инвалидам I и II группы, а также неработающим одиноким инвалидам I и II группы, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведшего к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями, право на получение жилых помещений социального пользования вне очереди.

Изменения и дополнения, внесенные в Положение № 43

В настоящее время строительство в составе организаций застройщиков - 1 из 3 возможных способов строительства жилья с привлечением средств граждан, установленных Указом Президента РБ от 02.07.2009 № 367 «О некоторых вопросах жилищного строительства», наряду со строительством посредством заключения договоров создания объектов долевого строительства, а также заключения с застройщиком - эмитентом жилищных облигаций договоров (соглашений), предусматривающих обязательства эмитента по строительству жилых помещений владельцам жилищных облигаций. При этом только в отношении данного способа в действующем законодательстве отсутствует правовая регламентация правоотношений, связанных непосредственно с самим строительством жилья в составе организации застройщиков.

В связи с этим возникла необходимость внести в Положение № 43 некоторые дополнения, которыми предусмотрена обязанность как организаций застройщиков, так и членов таких организаций заключать договоры строительства жилого (нежилого) помещения в составе организации застройщиков.

Порядок и условия заключения, исполнения и расторжения договоров строительства жилого (нежилого) помещения в составе организации застройщиков будут определены Советом Министров РБ.

Положение № 43 дополнено нормативными предписаниями, устанавливающими дополнительные обязанности для членов организации застройщиков, дом которой не завершен строительством (не завершена реконструкция дома). Такие лица обязаны:

- выполнять положения устава, решения общего собрания (собрания уполномоченных), иных органов управления и контроля организации застройщиков, не противоречащие законодательству;

- участвовать в управлении этой организацией, присутствовать на общих собраниях, выполнять свои обязательства перед данной организацией;

- своевременно и в полном объеме внести (вносить) вступительный, паевые (при финансировании строительства, реконструкции, приобретения дома организацией застройщиков), членские, целевые и дополнительные взносы, а также иные платежи, предусмотренные законодательством;

- заключить с организацией застройщиков договор строительства жилого (нежилого) помещения в составе организации застройщиков;

- осуществлять иные мероприятия в соответствии с законодательством и уставом организации застройщиков.

Изменения и дополнения, внесенные в Указ № 185

В соответствии с подп.1.61 п.1 Указа № 185 гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 кв.м на 1 человека, льготный кредит предоставляется при условии добровольного волеизъявления этих граждан и членов их семей, включенных в списки на получение льготных кредитов, на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с абзацем 10 части седьмой подп.1.10 п.1 Указа № 185 трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющие в пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв.м и более на 1 человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами с одним из них договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, имеют право на внеочередное включение в списки на получение льготных кредитов.

Учитывая, что в соответствии с изменениями, внесенными Указом № 346 в подп.3.1.2 п.3 Положения, норма обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого гражданина, проживающего в г.Минске, устанавливается в размере 10 кв.м, соответствующие дополнения вносятся в подп.1.61 п.1 и абзац 10 части седьмой подп.1.10 п.1 Указа № 185.

Вступление Указа № 346 в силу

В соответствии со ст.65 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон) указы Президента РБ вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

В соответствии с частью первой п.4 Указа № 346 данный Указ вступил в силу с 10 августа 2011 г. и применим к отношениям, возникшим после вступления его в силу. По жилищным отношениям, возникшим до 10 августа 2011 г., данный Указ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

Указ № 346 включен в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 10 августа 2011 г., 1/12743.

Таким образом, дата вступления в силу Указа № 346 - 10 августа 2011 г.

В соответствии со ст.67 Закона нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Как следует из буквального содержания указанной нормы Закона, нормативный правовой акт распространяет свое действие на отношения, возникшие после вступления его в силу, за исключением применения обратной силы закона.

Согласно части первой п.4 Указа № 346 данный Указ имеет обратную силу к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 10 августа 2011 г. по жилищным отношениям, возникшим (буквально из предписаний ст.67 Закона) до вступления в силу Указа № 346.

Граждане, обратившиеся с заявлениями о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 9 августа 2011 г. включительно, должны быть приняты на такой учет в порядке, установленном нормами Положения, действующими до 10 августа 2011 г.

Вторая часть п.4 Указа № 346 более четко конкретизирует порядок применения данного Указа: граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу Указа № 346 и измененным настоящим Указом, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняют право состоять на таком учете по данным основаниям.

Пример

Гражданин, проживающий в г.Минске, принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления 1 августа 2011 г. по основанию, предусмотренному подп.3.1.2 п.3 Положения (обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв.м на 1 человека). На данного гражданина приходится 14 кв.м общей площади жилого помещения. После вступления в силу Указа № 346 гражданин сохраняет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. 15 августа 2012 г. гражданин обращается с заявлением о включении его в состав организации застройщиков, формируемой из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку данный гражданин был принят на учет по основанию, предусматривающему условия, действовавшие до вступления в силу Указа № 346, он признается нуждающимся в улучшении жилищных условий и будет вправе улучшать свои жилищные условия в соответствии с законодательством.

 

02.09.2011 г.

 

Наталья Кухарчик, заведующая юридическим сектором управления юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь