Комментарий от 31.10.2011
Автор: Глинская Я.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 № 347 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178». Изменение порядка регулирования внешнеторговых операций


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ

к Указу Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 № 347 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178». Изменение порядка регулирования внешнеторговых операций

 

С 16 ноября 2011 г. вступает в силу Указ Президента РБ от 09.08.2011 № 347 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178» (далее - Указ № 347).

Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178) устанавливает основные правила осуществления внешнеторговой деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями: порядок осуществления расчетов и регистрации сделок, представления статистических или периодических статистических деклараций, сроки завершения внешнеторговых операций и др.

Указом № 347 вносятся изменения в совершение названных процедур. Рассмотрим данные изменения более подробно.

Сфера регулирования

В первую очередь Указом № 347 внесены изменения в сферу регулирования Указа № 178: действие Указа № 178 не распространяется на банковские операции и на внешнеторговые операции неторгового характера. Соответствующее дополнение внесено в подп.1.2.2 п.1 Указа № 178. Перечень операций неторгового характера приведен в ст.6 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле».

Из подп.1.2.1 п.1 Указа № 178 исключена норма, согласно которой действие Указа № 178 не распространялось на внешнеторговые операции, проводимые в соответствии с внешнеторговыми договорами, по условиям которых фактическими получателями охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, услуг выступали физические лица - резиденты либо физические лица - нерезиденты. Следовательно, положения Указа № 178 будут распространяться на такие операции.

Указом № 347 уточнен перечень субъектов, относящихся к нерезидентам и резидентам (изменения направлены на исправление ранее некорректно изложенных норм и не повлияли на сферу его регулирования), расширено определение термина «экспортер (импортер)». С учетом внесенных дополнений экспортер (импортер) - это не только резидент, заключивший внешнеторговый договор, но и резидент, к которому перешли права и обязанности по внешнеторговому договору в результате уступки прав требования (перевода долга) между резидентами в соответствии с Гражданским кодексом РБ.

Нормы Указа № 178 приведены в соответствие с таможенным законодательством. Так, по тексту Указа № 178 слова «таможенное оформление» заменены словами «совершение таможенных операций», что не оказывает принципиального влияния на взаимоотношения с таможенными органами.

Порядок регистрации сделок

Указом № 347 упрощен порядок регистрации сделок. В частности, отменена регистрация сделок по отдельно подписанным приложениям к внешнеторговому договору. Регистрация сделки будет осуществляться в целом по договору. В этой связи в п.3 Указа № 347 предусмотрена переходная норма. В отношении внешнеторговых договоров, заключенных до вступления в силу Указа № 347, в рамках которых регистрация сделки осуществлялась по каждому отдельно подписанному приложению к внешнеторговому договору, используется последний по дате регистрационный номер сделки. Присвоение иных регистрационных номеров сделок не требуется.

Регистрация сделки заключается в проставлении на документе (документах), посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора, оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте - указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью).

По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Нацбанком РБ.

Указом № 347 отменяется регистрация сделок, не связанных с возмездной передачей товаров: передача охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг.

При этом Указом № 347 не исключена регистрация внешнеторговых договоров, предусматривающих предварительное исполнение обязательств нерезидентом в полном объеме.

Как и ранее, регистрация сделки осуществляется уполномоченным работником банка, обслуживающего счет экспортера (импортера), в день представления экспортером (импортером) (его уполномоченным представителем) документа (документов), посредством которого (которых) оформлено заключение внешнеторгового договора. Регистрация заключается в проставлении на таком документе (таких документах) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверении его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте - указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью).

Еще одно новшество Указа № 347 - закрытый перечень случаев, когда регистрация уполномоченным работником банка не осуществляется. К ним относятся:

- непредставления в банк документов, посредством которых оформлено заключение внешнеторгового договора;

- представления документов в банк, не обслуживающий счет экспортера (импортера);

- несоответствия внешнеторгового договора требованиям подп.1.16.4 п.1 Указа № 178 к его оформлению.

В иных случаях банк не вправе отказать в регистрации сделки.

Указом № 347 также отменена плата за регистрацию (перерегистрацию) сделок. Указанные изменения и дополнения предусмотрены в подп.1.11 п.1 Указа № 178.

Требования к оформлению внешнеторговых договоров

Указом № 347 установлены дополнительные требования к оформлению внешнеторговых договоров.

Резиденты обязаны предусмотреть во внешнеторговом договоре:

1) стоимость товаров (ориентировочную стоимость в случае невозможности установить действительную стоимость товаров в силу специфики товарной номенклатуры);

2) условия расчета. Под условиями расчета понимается обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной. При установлении условий расчета должны быть соблюдены правила определения даты отгрузки (поступления) товаров, изложенные в подп.1.6.3 п.1 Указа № 178.

Одновременно Указом № 347 внесены дополнения в указанные правила определения даты отгрузки (поступления) товаров.

По общему правилу датой отгрузки (поступления) товаров считается:

- при совершении таможенных операций - дата помещения товаров под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом таможенного союза, определенные Нацбанком РБ для целей валютного контроля;

- если совершение таможенных операций не производится, датой отгрузки товаров считается дата отпуска товаров со склада, датой поступления товаров - дата оприходования товара импортером на склад, находящийся на территории РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. Таможенный кодекс таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. 

 

При этом Указом № 347 введено определение термина «оприходование товаров». Под оприходованием товара понимается принятие товаров к бухгалтерскому учету в порядке, установленном законодательством.

Вместе с тем Указом № 347 установлены исключения из общих правил.

Во-первых, при наличии у импортера разрешения Нацбанка РБ на расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию РБ, датой поступления товаров считается дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих получение товаров.

Во-вторых, при реализации товаров без их возврата на территорию РБ в случае заключения нового внешнеторгового договора с одним нерезидентом (новых внешнеторговых договоров с несколькими нерезидентами в случае невозможности реализации товаров по одному внешнеторговому договору) с последующей реализацией нереализованных по ранее заключенному внешнеторговому договору товаров, отгруженных на экспорт, датой отгрузки товаров считается дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих передачу товаров новому нерезиденту (новым нерезидентам). В данном случае дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих передачу товаров нерезиденту по новому внешнеторговому договору (нерезидентам по новым внешнеторговым договорам), считается датой завершения внешнеторговой операции (подп.1.6.1 п.1 Указа № 178).

Дата и способы завершения внешнеторговых операций

Указом № 347 внесены изменения и дополнения в сроки завершения внешнеторговых операций.

По общему правилу резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:

- при экспорте - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;

- при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

Указом № 347 срок завершения внешнеторговой операции при экспорте по договорам комиссии продлен до 120 календарных дней.

Указанные сроки завершения внешнеторговых операций, как и ранее, по заявлению резидента могут быть продлены Нацбанком РБ (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных Советом Министров РБ и Нацбанком РБ. Указом № 347 право установления порядка выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций предоставлено Нацбанку РБ.

Указом № 347 Совету Министров РБ совместно с Нацбанком РБ предоставлено право на установление по отдельным видам внешнеторговых договоров иных сроков завершения внешнеторговых операций (подп.1.5 п.1 Указа № 178).

Резиденты при импорте товаров обязаны обеспечить их поступление на территорию РБ в указанные сроки. Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию РБ, осуществляются только при наличии разрешений Нацбанка РБ. Как и ранее, Нацбанк РБ выдает такие разрешения по ходатайству Совета Министров РБ либо иных государственных органов. Указом № 347 определены такие государственные органы и распределены субъекты, в отношении которых выдаются соответствующим государственным органом ходатайства о проведении расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию РБ. Ходатайства выдаются:

- для организаций, подчиненных (входящих в состав, систему) республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству РБ, - Советом Министров РБ;

- для организаций, подчиненных (входящих в состав, систему) государственным органам и иным государственным организациям, подчиненным Президенту РБ, Национальной академии наук Беларуси, - такими государственными органами, организациями, Национальной академией наук Беларуси;

- для организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, а также не имеющих ведомственной подчиненности, для индивидуальных предпринимателей - областными (Минским городским) исполнительными комитетами.

Следовательно, для получения ходатайства необходимо обращаться в соответствующий орган.

Указом № 347 расширен перечень способов завершения внешнеторговых операций. В частности, предусмотрены случаи завершения внешнеторговых операций при возникновении некоторых коммерческих рисков и установлен порядок определения даты завершения внешнеторговых операций в таких случаях. Внешнеторговая операция может быть завершена путем:

- признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом). Датой завершения внешнеторговой операции в этом случае считается дата принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом);

- исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации. Датой завершения внешнеторговой операции в этом случае считается дата принятия уполномоченным органом решения об исключении нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации;

- принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) у резидента либо нерезидента товаров в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация (иное изъятие) товаров. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) товаров (подп.1.4 п.1 Указа № 178).

Кроме того, внесены отдельные изменения в перечни способов завершения внешнеторговых операций при импорте и экспорте.

Перечень способов завершения внешнеторговых операций при экспорте установлен в подп.1.7 п.1 Указа № 178. К ним относятся: поступление денежных средств (в т.ч. поступление денежных средств (за вычетом дисконта) по договору факторинга), получение страхового возмещения, возврат товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), неденежное прекращение обязательств способами, определенными Советом Министров РБ совместно с Нацбанком РБ.

В п.1 постановления Совета Министров РБ, Нацбанка РБ от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» предусмотрено, что при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем:

- полного или частичного зачета встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении;

- полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами РБ уступки требования либо перевода долга;

- проведения безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами РБ;

- обмена на эквивалентные по стоимости количество товаров, объемы охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены;

- прекращения обязательств новацией;

- прекращения обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров, с предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 сентября 2017 г. п.1 постановления № 548/8 после абзаца 3 дополнен абзацем 4 постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 22.09.2017 № 711/10:

- полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих выполнение строительных, специальных, монтажных работ и (или) оказание услуг в строительстве на территории Российской Федерации, и связанных с ними договоров создания объекта долевого строительства после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь в установленном порядке уступки требования либо перевода долга.

 

Указом № 347 внесены дополнения в перечень разрешенных способов завершения внешнеторговых операций при экспорте. Предусмотрено, что внешнеторговая операция может быть завершена не только путем получения экспортером страхового возмещения, но и иного возмещения в случае утраты (гибели, случайного повреждения, порчи либо хищения) товаров либо на основании судебных постановлений или других процессуальных документов. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата поступления иного возмещения на счета экспортеров (подп.1.6.1 п.1 Указа № 178).

Аналогичное дополнение внесено в перечень разрешенных способов завершения внешнеторговых операций при импорте (подп.1.9 п.1 Указа № 178). При импорте внешнеторговая операция может быть завершена путем получения импортером иного возмещения в случае утраты (гибели, случайного повреждения, порчи либо хищения) товаров либо на основании судебных постановлений или других процессуальных документов. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата поступления такого возмещения (подп.1.6.2 п.1 Указа № 178).

Предусмотрена также возможность завершения внешнеторговой операции при расторжении внешнеторговых договоров (по каким-либо причинам несовершения сделки) при экспорте без возврата товара. Так, в случае заключения нового внешнеторгового договора с одним нерезидентом (новых внешнеторговых договоров с несколькими нерезидентами в случае невозможности реализации товаров по одному внешнеторговому договору) с последующей реализацией нереализованных по ранее заключенному внешнеторговому договору товаров, отгруженных на экспорт, внешнеторговая операция может быть завершена без возврата товара на территорию РБ. На основании подп.1.6.1 п.1 Указа № 178 датой завершения в данном случае внешнеторговой операции считается дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих передачу товаров нерезиденту по новому внешнеторговому договору.

Указом № 347 уточнено, что поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, осуществляется только на счета экспортеров (подп.1.8 п.1 Указа № 178). Исключение из этого правила - денежные средства по внешнеторговым договорам:

- используемые при расчетах, производимых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

- направляемые на уплату налогов согласно законодательству иностранного государства;

- направленные нерезидентами на оплату расходов экспортеров, связанных со строительными работами за пределами Республики Беларусь в период их выполнения;

- полученные от проведения выставок, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий за пределами Республики Беларусь и направленные на оплату расходов по их проведению;

- полученные представителями международных перевозчиков (резидентами) от нерезидентов за пределами Республики Беларусь в качестве авансов в счет оплаты расходов по договорам транспортной экспедиции (перевозке грузов) и используемые для этих целей;

- направляемые нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и данным резидентом. При этом новый кредитор становится экспортером;

- причитающиеся экспортерам по внешнеторговым договорам и направленные ими без поступления на их счета на оплату своих обязательств перед банками, в т.ч. перед банками-нерезидентами (кроме обязательств по уплате комиссионного вознаграждения банку, обслуживающему счет экспортера в Республике Беларусь, и обязательств по договорам, заключаемым с банками и предусматривающим осуществление банками деятельности для собственных нужд);

- причитающиеся экспортерам в иных случаях, определенных Нацбанком РБ.

Указом № 347 из подп.1.9 п.1 Указа № 178 исключена норма, предусматривающая возможность завершения внешнеторговой операции при импорте путем неденежного прекращения обязательств. С учетом внесенных изменений при импорте внешнеторговая операция может быть завершена путем получения товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг, получения страхового иного возмещения, получения денежных средств по банковской гарантии, возврата денежных средств (за вычетом комиссий банков-нерезидентов).

По общему правилу при импорте расчеты по внешнеторговым договорам осуществляются только со счетов импортеров. Указом № 347 предусматривается, что к таким счетам относятся специальные счета аккредитива (подп.1.10 п.1 Указа № 178). Одновременно установлено, что при расчетах со специальных счетов аккредитива датой проведения платежа по импорту считается дата списания денежных средств с этих счетов (подп.1.6.5 п.1 Указа № 178).

Валютный контроль

Банки обязаны контролировать проведение резидентами внешнеторговых операций и направлять в Нацбанк РБ информацию о таких операциях в порядке, установленном Нацбанком РБ. Для контроля за осуществлением внешнеторговых операций Комитетом государственного контроля РБ, Нацбанком РБ и Государственным таможенным комитетом РБ определяются форма и порядок обмена между информацией о таких операциях.

В целях обеспечения контроля за осуществлением внешнеторговых операций обязанности резидента дополнены еще одной нормой. В случае завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления) резиденты обязаны уведомить об этом банк, в котором была зарегистрирована сделка, в порядке и сроки, установленные Нацбанком РБ.

Учитывая внесенные Указом № 347 изменения, резиденты (импортеры, экспортеры) при проведении внешнеторговых операций обязаны в пошаговом порядке:

1) обеспечить выполнение требований по оформлению внешнеторгового договора (предусмотреть стоимость товаров и условия расчета);

2) до совершения операций зарегистрировать сделку в обслуживающем банке (при условии, что стоимость товаров по внешнеторговому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более);

3) перерегистрировать сделку при реорганизации резидента либо перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера);

4) обеспечить завершение внешнеторговых операций установленными способами;

5) обеспечить завершение внешнеторговых операций в установленные сроки;

6) получить разрешение Нацбанка РБ (его главного управления по области) на продление срока завершения внешнеторговой операции в случае, если предусмотренный договором либо фактический срок поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг либо получения денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги превышает срок, установленный законодательством;

7) представить при исполнении внешнеторговых договоров, если в соответствии с законодательством таможенное оформление товаров не производится, статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию в центр статистического декларирования или в пункт таможенного оформления для регистрации. Порядок и случаи представления статистической декларации или периодической статистической декларации установлены постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549.

Под статистической декларацией понимается декларация установленной формы, которая оформляется экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, совершение таможенных операций в отношении которых в соответствии с законодательством не производится, по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более, регистрируется должностными лицами таможенных органов и является документом валютного контроля внешнеторговых операций.

При этом Указом № 347 уточнено, что для определения стоимости товаров в евро, названной во внешнеторговом договоре в иной иностранной валюте, производится пересчет с применением официальных курсов, установленных Нацбанком РБ на дату заключения внешнеторгового договора;

8) указать в таможенной декларации, а в случае, когда в соответствии с законодательством совершение таможенных операций не производится, - в статистической либо периодической статистической декларации регистрационный номер сделки (при его наличии);

9) представить банку не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления на их счета денежных средств, поступивших от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агентов валютного контроля;

10) уведомить в случае завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления) об этом банк, в котором была зарегистрирована сделка, в порядке и сроки, установленные Нацбанком РБ, в т.ч. необходимо направить в установленном порядке уведомление Нацбанку РБ о завершении внешнеторговой операции, в отношении которой было получено разрешение на продление срока ее завершения.

Резиденты обязаны на любом этапе осуществления внешнеторговой операции представить по требованию государственных органов и банков, уполномоченных согласно законодательству осуществлять контроль за проведением внешнеторговых операций, запрашиваемые в соответствии с их полномочиями документы в установленные ими сроки.

 

31.10.2011 г.

 

Яна Глинская, экономист

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» на основании указов Президента РБ от 23.07.2012 № 323 (с 26 сентября 2012 г.), от 17.02.2015 № 69 (с 21 мая 2015 г.) и от 23.06.2017 № 221 (с 28 июня 2017 г.) внесены изменения и дополнения.