Комментарий от 31.05.2011
Автор: Жагуло В.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда». Исключение излишнего регулирования рынка труда


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда». Исключение излишнего регулирования рынка труда

Цели принятия Указа № 181

Указ Президента РБ от 10.05.2011 № 181 (далее - Указ № 181) вступает в силу с 1 июня 2011 г.

Данный Указ принят в целях реализации: пп.7.1 и 7.2 Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее - Директива № 4) и согласно пп.111 и 115 мероприятий по реализации положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», утвержденных постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 28.02.2011 № 251/6 (далее - постановление № 251/6) (см. таблицу).

 

Таблица
 
Правовые нормы Директивы № 4 и постановления № 251/6
 
Правовая норма
Содержание правовой нормы
Пункт 7.1 Директивы № 4 Исключить излишнее регулирование рынка труда. В этих целях: - расширить права нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности
Пункт 7.2 Директивы № 4 - придать рекомендательный характер применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь
Мероприятие 111 постановления № 251/6 Придание Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь рекомендательного характера (за исключением бюджетных организаций), предоставление права нанимателю устанавливать гибкие условия оплаты труда работников, максимально учитывающие его результативность и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности (с внесением изменений в Декрет Президента РБ от 18.07.2002 № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников», постановление Совета Министров РБ от 23.08.2002 № 1144 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17»)
Мероприятие 115 постановления № 251/6 Отмена установленных Декретом Президента РБ от 23.01.2009 № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» нормативов включения в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, стимулирующих выплат работникам коммерческих организаций независимо от форм собственности, за исключением организаций, включенных в реестр естественных монополий, занимающих доминирующее положение на товарном рынке

Цели, декларируемые Указом № 181

Перечислим их:

- исключение излишнего регулирования рынка труда;

- формирование рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования;

- обеспечение прозрачности и простоты начисления заработной платы с установлением ее уровня в зависимости от вклада каждого конкретного работника в конечные результаты деятельности организации;

- привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов;

- улучшение инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов в связи с предоставлением возможности самостоятельно определять размеры оплаты труда по категориям работников и в целом структуру системы их стимулирования;

- внедрение в республике прогрессивного мирового опыта в области мотивации оплаты труда;

- значительное снижение количества нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда работников субъектов предпринимательской деятельности, и упрощение существующей нормативной правовой базы.

Отмена документов

В связи со вступлением в действие Указа № 181 утратили силу:

Указ Президента РБ от 27.02.1995 № 92 «О мерах по социальной поддержке населения» (далее - Указ № 92);

Указ Президента РБ от 23.12.1998 № 617 «О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 1995 г. № 92»;

пункт 2 Указа Президента РБ от 23.04.1999 № 231 «О Сборнике действующих нормативных актов Президента Республики Беларусь (1994-1998)» в части утверждения редакционно-технических изменений, внесенных в Указ Президента РБ от 27.02.1995 № 92;

Декрет Президента РБ от 18.07.2002 № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» (далее - Декрет № 17);

Декрет Президента РБ от 23.01.2009 № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» (далее - Декрет № 2).

Официальные комментарии

К Указу № 181 даны официальные комментарии, которые размещены:

- на сайте Президента РБ: http://president.gov.by/press/docs/118440l;

- на сайте Министерства труда и социальной защиты РБ:

Совершенствование государственного регулирования в области оплаты труда (http://mintrud.gov.by/ru/trud/new_url_1751181526);

Вектор либерализации - условия оплаты труда (http://mintrud.gov.by/ru/actual?id=1479).

Новое

1. Применение Единой тарифной сетки работников Беларуси (далее - ЕТС) носит рекомендательный характер для оплаты труда лиц, нанимателями которых являются коммерческие организации (как государственные, так и частные) (примечание 1), в т.ч. банки, и индивидуальные предприниматели.

Напоминаем! Обязательный характер ЕТС для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей был предусмотрен Декретом № 17 (п.1 Декрета № 17 устанавливал, что оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь).

Рекомендательный характер применения ETC согласно официальным комментариям не приведет к полной отмене ее использования (заметим также, что ЕТС остается обязательной для бюджетных организаций). Наниматель теперь вправе самостоятельно определять, использовать ли ему ETC.

Важно для практики! Согласно официальным разъяснениям, размещенным на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РБ (http://mintrud.gov.by/ru/actual?id=1479), те наниматели, которые примут решение о сохранении действующих у них условий оплаты труда работников, не обязаны закреплять это решение в каком-либо локальном нормативном правовом акте.

Решение нанимателя перейти на новые условия оплаты труда, т.е. без учета ЕТС, может быть принято в любом виде (приказ, распоряжение, положение и др.). При этом в соответствии со ст.65 Трудового кодекса РБ наниматель обязан известить работников о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда не позднее чем за 1 месяц.

При переходе на новые условия оплаты труда наниматели должны учесть 2 ограничения, установленные Указом № 181, а именно:

- недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент введения новых условий оплаты труда;

- соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде. Например, размера минимальной заработной платы, установленного законодательством с учетом индексации.

Полагаем, что в связи с принятием Указа № 181 будут внесены изменения в Инструкцию о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденную постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 (далее - Инструкция № 60) (а именно в п.2 данной Инструкции, где были определены организации, в которых она применяется).

Пока же (до внесения изменений) на основании ст.71 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой. Напомним, что согласно ст.10 данного Закона нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица).

2. Наниматели получили право самостоятельно определять систему, условия и порядок оплаты труда работников.

Иными словами, с принятием Указа № 181 в коммерческих организациях оплата труда работников будет осуществляться на основе локальных нормативных правовых актов.

3. Повышение тарифных ставок и окладов зависит от результатов работы и в пределах имеющихся финансовых возможностей нанимателя (примечание 2). При этом сохранены условия их повышения, предусмотренные законодательством (своевременные расчеты по налогам и иным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, а также отсутствие задолженности по выплате заработной платы работникам).

Пока неизвестно, что нужно понимать под имеющимися финансовыми возможностями и будут ли «указания» со стороны государства о том, кому и на сколько, следует повышать заработную плату. Также настораживает оговорка «если иное не установлено Президентом Республики Беларусь», так как теоретически это оставляет государству возможность в любой момент снова вмешаться в вопросы оплаты труда.

4. Отменено ограничение размера выплат стимулирующего характера (премий и надбавок), включаемых в состав затрат в размере 80 % (примечание 3).

Исключение составят организации, которые входят в Государственный реестр субъектов естественных монополий (см. приказ Департамента ценовой политики Минэкономики РБ от 21.01.2011 № 01-2011 (е) (http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001446_79435_Reestr_est.pdf)). Данное исключение было сделано для соблюдения положения п.1 Директивы № 4 в части сохранения государственного регулирования цен на их продукцию.

 

Примечание 1. Коммерческие организации - это хозяйственные товарищества (полные и коммандитные) и общества (открытые и закрытые акционерные, с ограниченной и дополнительной ответственностью), производственные кооперативы, унитарные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства (п.2 ст.46 Гражданского кодекса РБ).

Примечание 2. То есть в данном случае по сути отменено ограничение, установленное п.2 Указа № 92: субъектам хозяйствования государственной формы собственности и с долей государства в их имуществе, уровень тарифной ставки 1-го разряда которых превышает установленный уровень этой ставки для работников бюджетной сферы, дальнейшее повышение заработной платы осуществлять только в прямой зависимости от роста объемов производства и реализации продукции, повышения эффективности хозяйствования.

Руководители указанных субъектов хозяйствования несут за это персональную ответственность вплоть до расторжения контракта.

Примечание 3. В данном случае отменено ограничение, установленное Декретом № 2:

- общая сумма всех стимулирующих выплат работникам организаций отраслей экономики независимо от форм собственности, кроме организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, и относимых на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), включается в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах 80 % суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, в расчете на одного работника за фактически отработанное время в отчетном периоде по организации в целом;

- в указанных организациях, обеспечивших по итогам предыдущего года рентабельность реализованной продукции, товаров (работ, услуг) на уровне не ниже задания, доведенного в установленном порядке или предусмотренного бизнес-планом в случае, если таковое задание не установлено, размер норматива в течение отчетного года не должен превышать 100 %;

- порядок использования стимулирующих выплат в пределах установленных размеров норматива, определяется нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иного локального нормативного правового акта, принятых в соответствии с законодательством.

 

31.05.2011 г.

 

Владимир Жагуло, юрист