Комментарий от 16.08.2010
Автор: Овсейко С.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 13.05.2010 № 245 «О выпуске государственных облигаций Республики Беларусь». Еврооблигации в Республике Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 13.05.2010 № 245 «О выпуске государственных облигаций Республики Беларусь». Еврооблигации в Республике Беларусь

13 мая 2010 г. вступил в силу Указ Президента РБ № 245 «О выпуске государственных облигаций Республики Беларусь» (далее - Указ № 245). Несмотря на достаточно общее название, он посвящен так называемым еврооблигациям, выпуск которых согласно Указу № 245 в 2010-2011 гг. будет осуществляться Советом Министров РБ в сумме до 2 млрд.долл. США со сроком обращения не менее 5 лет и размещением их за пределами территории Республики Беларусь. В белорусском законодательстве термин «еврооблигации» известен (постановление Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 21.01.2008 № 78/1 «О Программе развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы»), однако нормативно определенного значения не имеет.

В специальной литературе под еврооблигациями (евробондами) понимаются ценные бумаги, удостоверяющие заем на определенную сумму, выпущенные государственным или частным заемщиком, подчиняющиеся единому для всех держателей правовому режиму, выраженные в одной или нескольких валютах, размещенные банковским синдикатом среди инвесторов, резидентов различных стран и прошедшие котировку на международной бирже.

Облигации в законодательстве Республики Беларусь

В отсутствие в законодательстве РБ специальных норм о еврооблигациях обратимся к общим положениям об облигациях.

Согласно ст.5 Закона РБ от 12.03.1992 № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» (далее - Закон) облигация - ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации выпускаются сериями, состоящими из однородных ценных бумаг с равной номинальной стоимостью и одинаковыми условиями выпуска и погашения, под залог имущества с согласия собственника или уполномоченного им органа.

Однако согласно подп.1.7 п.1 Указа Президента РБ от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» исполнение обязательств по облигациям обеспечивается не только залогом, но и (или) поручительством, или (и) банковской гарантией, или (и) договором страхования ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств эмитента облигаций, или (и) правом требования по кредитам, выданным банками на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости. При этом сделано исключение для банков: выпуск ими облигаций без обеспечения может быть осуществлен по согласованию с Национальным банком РБ (далее - Нацбанк РБ) и при условии, что общий размер обязательств по таким облигациям не превышает 80 % нормативного капитала.

В соответствии с п.66 Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Минфина РБ от 11.12.2009 № 146, облигации могут быть номинированы как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.

В соответствии со ст.768 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) к отношениям займа, оформленного векселем или облигацией, применяются правила главы ГК о займе постольку, поскольку это не противоречит законодательству о выпуске и обращении векселей или облигаций. Но к отношениям по займу, по которому заемщиком выступает Республика Беларусь, или займу, по которому заемщиком выступает ее административно-территориальная единица, правила главы 42 «Заем и кредит» ГК применяются постольку, поскольку это не противоречит актам законодательства.

Согласно п.4 ст.2 Закона Правительство РБ и Нацбанк РБ устанавливают квоты и порядок допуска к обращению на территории Республики Беларусь ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами, а также квоты и порядок допуска к обращению вне территории Республики Беларусь ценных бумаг, выпущенных эмитентами, находящимися под юрисдикцией Республики Беларусь. Однако с 2003 г. указанные квоты не действуют (постановление Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 13.01.2003 № 23/2 «О размещении на территории Республики Беларусь акций и облигаций иностранных эмитентов, а также акций и облигаций белорусских эмитентов - на территории иностранных государств»).

С точки зрения валютного законодательства привлечение займа у нерезидентов, в т.ч. посредством выпуска облигаций, относится к числу валютных операций, связанных с движением капитала (ст.7 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»). При этом получение разрешения Нацбанка РБ на ее проведение необходимо при наличии хотя бы одного из следующих условий:

а) процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом превышает уровень, установленный Советом директоров Нацбанка РБ;

б) процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), размер неустойки (штрафа, пени) в совокупности превышают уровень, установленный Советом директоров Нацбанка РБ;

в) в договоре между субъектом валютных операций - резидентом (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента) наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом установлена обязанность осуществлять иные дополнительные платежи (кроме платежей за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), а также платежей по уплате неустойки (штрафа, пени));

г) сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента (кредитополучателя, заемщика), минуя его счет в банке;

д) исполнение обязательств по возврату кредита и (или) займа осуществляется не со счета кредитополучателя, заемщика;

е) кредитодатель или заимодавец зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорные зоны).

С точки зрения бюджетного законодательства государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь, являются формой долговых обязательств Республики Беларусь и включаются во внешний государственный долг в рамках установленного лимита. Согласно ст.56 Бюджетного кодекса РБ (далее - БК) государственными ценными бумагами являются ценные бумаги, выпускаемые Министерством финансов РБ от имени Республики Беларусь. Объем выпуска государственных ценных бумаг, а также лимит внешнего государственного долга определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. В соответствии с п.8 ст.52 БК порядок привлечения внешних государственных займов устанавливается Президентом РБ.

Указом Президента РБ от 18.04.2006 № 252 (далее - Указ № 252) утверждено Положение о внешних государственных займах (кредитах), которое распространяется в т.ч. на привлечение займов Республикой Беларусь путем выпуска и размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

Основные положения Указа № 245

Основные положения Указа № 245 относятся к налогообложению. Согласно п.1 доходы по государственным долгосрочным облигациям Республики Беларусь, являющимся государственными долговыми обязательствами, формирующим внешний государственный долг и размещенным за пределами территории Республики Беларусь, и доходы, полученные от оказания услуг, связанных с выпуском, размещением, обращением и погашением облигаций, а также учетом прав на них, не облагаются налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство.

До принятия Указа № 245 особенности налогообложения ценных бумаг были установлены Указом Президента РБ от 26.03.2010 № 159 «О некоторых вопросах налогообложения доходов иностранных организаций», в соответствии с которым объектом налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, не признаются доходы, полученные этими организациями из источников в Республике Беларусь от предоставления ими кредитов, займов в соответствии с Указом № 252.

То есть по сравнению с Указом № 159 Указ № 245:

1) распространяется не только на процентные доходы, но и на услуги, связанные с выпуском, размещением, обращением и погашением облигаций;

2) распространяется не на любые внешние государственные займы, а только на привлеченные с использованием государственных долгосрочных облигаций Республики Беларусь.

Заметим, что указанная льгота распространяется только на так называемые суверенные облигации (обязанным лицом по которым является государство) и не распространяется на корпоративные (облигации юридических лиц). В последнем случае доход нерезидентов подпадает под налогообложение на территории РБ по ставке 10 % (подп.1.2.2 п.1 ст.146 Особенной части Налогового кодекса РБ). Но при этом согласно п.4 ст.146 названного кодекса объектом обложения налогом на доходы не признаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, полученные из источников в Республике Беларусь от предоставления ими белорусским организациям в виде кредитов и займов денежных средств, полученных этими иностранными организациями от размещения ценных бумаг, выпускаемых ими в целях направления таких средств белорусским организациям.

Однако соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Республикой Беларусь, предусматривают в большинстве случаев использование метода налогового кредита: в стране источника удерживается от 5 до 15 % (примечание 1), дополнительно налог может удерживаться в стране резидентства облигационера.

Также в соответствии с п.3 Указа № 245 Совету Министров РБ предоставлено право:

а) одобрять проспект эмиссии каждого выпуска облигаций в пределах суммы выпусков, а также договоры, связанные с выпуском, размещением, обращением и погашением этих облигаций;

б) закреплять (при необходимости) в договорах и иных документах, связанных с выпуском облигаций в соответствии с абзацем 2 настоящего пункта, их размещением, обращением и погашением, отказ Республики Беларусь от иммунитетов по спорам, связанным с выпуском, размещением, обращением и погашением данных облигаций (примечание 2);

в) определять государственные органы, а также должностных лиц и предоставлять им полномочия на совершение юридически значимых действий, в т.ч. подписание документов, необходимых для выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций.

 

Примечание 1. Согласно п.2 ст.11 Модельной конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал - 10 % от общей суммы процентов. В данном случае под процентами понимается доход от долговых требований любого вида вне зависимости от ипотечного обеспечения и наличия права на участие в доходах должника, в частности, доход от государственных ценных бумаг, облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по таким ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам. Ставка 10 % используется и в двусторонних соглашениях Республики Беларусь с Азербайджаном, Арменией, Бельгией, Болгарией, Вьетнамом, Египтом, Израилем, Китаем, Индией, Казахстаном, Южной Кореей, КНДР, Кыргызстаном, Македонией, Молдовой, Монголией, Латвией, Литвой, Пакистаном, Польшей, Россией, Румынией, Словакией, Сирией, Таджикистаном, Таиландом, Туркменистаном, Турцией, Эстонией, Узбекистаном, Украиной, Хорватией, Японией. В соглашении с Австрией, Венгрией, Ираном, Катаром, Кипром, Ливаном, Нидерландами, ОАЭ, Оманом, Германией, Швейцарией, Швецией, Кувейтом, Ливаном, Чехией - ставка 5 %, с Югославией - 8 %, а с Канадой и Малайзией - 15 %. В соглашении с ЮАР обычная ставка 10 %, но если получатель процентов банк или иное финансовое учреждение - 5 %. В соглашениях, заключенных еще бывшим СССР с Данией, Испанией, США и Норвегией, используется метод освобождения в стране источника. В соглашении с Францией метод освобождения применяется в отношении банковских и коммерческих кредитов, а в отношении других процентов - метод налогового кредита с удержанием в стране источника 10 %.

Примечание 2. Иммунитет государства предполагает невозможность привлечения его к ответственности и обращения взыскания на его имущество без согласия этого государства. Согласно ст.239 Хозяйственного процессуального кодекса РБ иностранное государство, выступающее в качестве суверена, обладает судебным иммунитетом от предъявленного к нему иска в хозяйственном суде, привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица, наложения ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Республики Беларусь, и принятия по отношению к нему хозяйственным судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на такое имущество в порядке принудительного исполнения судебного постановления допускается лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь. Отказ от судебного иммунитета осуществляется в порядке, установленном законодательством соответствующего государства или правилами международной организации.

 

16.08.2010 г.

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук

 

От редакции: В Бюджетный кодекс РБ от 16.07.2008 № 412-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 175-З (с 1 января 2011 г.) и от 26.10.2012 № 429-З (с 1 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2011 г. Указ Президента РБ от 26.03.2010 № 159 «О некоторых вопросах налогообложения доходов иностранных организаций» на основании Указа Президента РБ от 21.01.2011 № 29 утратил силу.

С 1 января 2011 г. п.1 Указа Президента РБ от 13.05.2010 № 245 «О выпуске государственных облигаций Республики Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 21.01.2011 № 29 изложен в новой редакции.

В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.) и от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

В Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З на основании законов РБ от 16.07.2010 № 172-З (с 1 января 2011 г.), от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.), от 15.07.2010 № 167-З (с 3 февраля 2011 г.), от 03.07.2011 № 285-З (с 23 июля 2011 г.) и от 09.07.2012 № 388-З (с 18 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» на основании указов Президента РБ от 11.11.2010 № 583 (с 18 февраля 2011 г.), от 30.08.2011 № 383 (с 7 декабря 2011 г.) и от 04.10.2012 № 457 (с 7 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 18.04.2006 № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» на основании указов Президента РБ от 27.06.2011 № 275 (с 6 июля 2011 г.) и от 31.01.2013 № 47 (с 6 февраля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 8 сентября 2011 г. в Инструкцию о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденную постановлением Минфина РБ от 11.12.2009 № 146, на основании постановления Минфина РБ от 16.05.2011 № 30 внесены изменения и дополнения.