


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Нововведения в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
14 января 2014 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Указ № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26). В нем содержится большое количество нововведений, существенно затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность.
В 2014 г. будет использоваться не категория «уровень ответственности зданий и сооружений», а понятие «класс сложности». К моменту выхода Указа № 26 был принят предварительный государственный стандарт СТБ П 2331-2013 «Классификация зданий и сооружений. Основные положения», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.08.2013 № 45 (далее - СТБ П 2331-2013) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/302818/421131).
![]() |
Обратите внимание! Срок действия СТБ П 2331-2013 установлен с 1 декабря 2013 г. по 1 декабря 2015 г. |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2014 г. СТБ П 2331-2013 отменен постановлением Госстандарта РБ от 14.02.2014 № 7. Взамен действует государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2331-2014 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения», утвержденный постановлением № 7. С 1 апреля 2016 г. следует руководствоваться СТБ 2331-2015 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.10.2015 № 47. |
Согласно нормам СТБ П 2331-2013 здания и сооружения относятся к пяти классам сложности.
Классификацию зданий и сооружений применяют для определения необходимости осуществления административных процедур, стадийности проектирования и строительства, определения состава проекта и необходимости выполнения специальных расчетов, проведения государственных экспертиз, процедур подтверждения соответствия, аттестации и аккредитации.
Основанием для принятия решения по отнесению объекта строительства к определенному классу сложности служат технические характеристики (высота, объем, площадь, вместимость, протяженность здания или сооружения и др.).
В качестве дополнительных критериев учитывают функциональное назначение объекта строительства, его технико-экономические характеристики, прогнозируемые экономические, социальные и (или) экологические последствия при аварии на объекте.
Объекты строительства, включающие комплекс зданий и сооружений различного функционального назначения, относят к классу сложности К-1.
К классам сложности К-2, К-3, К-4 и К-5 относят объекты строительства, которые по функциональному назначению или техническим характеристикам не могут быть отнесены к более высокому классу сложности.
Аттестация соответствия организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства
Указ № 26 поэтапно вводит требование об аттестации соответствия:
• заказчиков, застройщиков, проектных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку предпроектной (предынвестиционной) документации;
• юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь;
• юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих работы по обследованию зданий и сооружений.
Исходя из данных неясных положений Указа № 26, а также проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах аттестации организаций, индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее - ПСМ об аттестации; проект данного постановления размещен на официальном сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее - Минстройархитектуры) http://www.mas.by/ru/obsujd_proektow/), обязательной аттестации соответствия будут подлежать организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие:
• строительство зданий и сооружений первого-четвертого классов сложности, при этом требование об обязательной аттестации соответствия вступает в силу при выполнении работ:
- на объектах первого уровня сложности - с 1 апреля 2014 г.;
- объектах второго уровня сложности - с 1 июля 2014 г.;
- объектах третьего уровня сложности - с 1 октября 2014 г.;
- объектах четвертого уровня сложности - с 1 января 2015 г.;
• проектно-изыскательскую деятельность. Требование об обязательной аттестации соответствия вступает в силу с 1 января 2015 г.;
• инженерную деятельность. Предполагается, что требование об обязательной аттестации соответствия будет вступать в силу аналогично требованию об обязательной аттестации соответствия при строительстве зданий и сооружений первого-четвертого классов сложности;
• обследование зданий и сооружений первого-четвертого классов сложности. Требование об обязательной аттестации соответствия будет вступать в силу аналогично требованию об обязательной аттестации соответствия при строительстве зданий и сооружений первого-четвертого классов сложности.
В ожидаемом ПСМ об аттестации, которое должно быть принято до 1 апреля 2014 г. согласно подп.28.1 п.28 Указа № 26, будут содержаться:
• перечень работ (услуг) в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, на выполнение (оказание) которых и будет необходимо проходить процедуру аттестации соответствия;
• квалификационные требования, предъявляемые к организациям и индивидуальным предпринимателям для получения аттестата соответствия;
• собственно процедура аттестации соответствия.
Строительным организациям (индивидуальным предпринимателям, осуществляющим строительную деятельность) важно знать, что согласно проекту ПСМ об аттестации требование о наличии аттестата соответствия устанавливается в отношении расширенного перечня строительных работ по сравнению с перечнем строительных работ, подлежащих обязательной сертификации. В частности, аттестат соответствия потребуется при выполнении земляных, отделочных, электромонтажных работ, работ по устройству наружных сетей.
Аттестацией соответствия не будет заменяться или отменяться обязательная сертификация строительных работ. Одним из условий прохождения аттестации соответствия будет наличие сертификатов соответствия и системы производственного контроля на строительные работы.
Ожидаются повышенные требования к наличию аттестованных специалистов, квалифицированных рабочих, испытательного и контрольно-измерительного оборудования и т.д.
Аттестация руководителей и специалистов
Требование о наличии аттестованных руководителей и специалистов для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительную деятельность, деятельность в области проектирования, технического надзора, не является новым для Республики Беларусь, что обусловлено действующими актами законодательства, сложившейся практикой.
Процедура аттестации специалистов в области строительства регулируется Инструкцией о профессиональной аттестации специалистов в области строительства, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22.04.2003 № 11.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 мая 2014 г. постановление № 11 на основании постановления Минстройархитектуры РБ от 07.04.2014 № 22 утратило силу. Следует руководствоваться Положением об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 21.03.2014 № 252. |
Вместе с тем в ближайшее время ожидается отмена данного акта законодательства в связи с принятием Советом Министров Республики Беларусь до 1 апреля 2014 г. положения об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений.
Нововведением Указа № 26 в отношении наличия аттестованных руководителей (специалистов) стало требование о наличии у заказчика, застройщика с 1 апреля 2014 г. руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, реставрации объекта строительства.
При этом с 1 января 2015 г. на должность руководителя (управляющего) проекта может быть назначено только лицо, имеющее соответствующий аттестат.
В случае невозможности назначения такого руководителя (управляющего) проекта из числа своих работников заказчик, застройщик обязаны будут привлекать инженерную организацию (инженера).
Предпроектная (предынвестиционная) документация
С 1 апреля 2014 г. Указом № 26 вводится требование об обязательной разработке заказчиком, застройщиком предпроектной (предынвестиционной) документации при строительстве, реконструкции, реставрации объектов строительства первого-четвертого классов сложности.
В состав такой документации будут входить обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которых определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду (в случаях, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе), экономическая целесообразность осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, требования к земельному участку (при возведении, реконструкции объектов), варианты объемно-планировочных и технологических решений, сведения об инженерных нагрузках, а также источники и объемы финансирования, расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов строительства.
Основная цель, с которой разрабатывается предпроектная (предынвестиционная) документация, - определение целесообразности и (или) обоснованности осуществления инвестиций и возведения, реконструкции и реставрации объектов строительства.
Разработка предпроектной (предынвестиционной) документации до принятия Указа № 26 фактически была одной из стадий разработки проектной документации (ст.51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З)), однако эта стадия не носила обязательного характера.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 июля 2016 г. глава 9 (ст.51 и 52) Закона № 300-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З. |
Заказчиками, застройщиками предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывается и утверждается в форме задания на проектирование в случаях:
• проведения капитального ремонта и благоустройства объектов строительства первого-четвертого классов сложности;
• возведения, реконструкции, капитального ремонта, реставрации и благоустройства объектов строительства пятого класса сложности;
• возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам.
Состав предпроектной (предынвестиционной) документации для объектов строительства в зависимости от их функционального назначения, порядок ее разработки и утверждения заказчиком, застройщиком должен быть определен Минстройархитектуры до 1 апреля 2014 г.
Одно или двухстадийное проектирование
Указом № 26 устанавливается, что с 1 апреля 2014 г. проектная документация на объект строительства разрабатывается в одну или две стадии по выбору заказчика, застройщика, если иное не определено законодательством или инвестиционным договором, заключенным с Республикой Беларусь. Таким образом, положение Закона № 300-З о трехстадийном проектировании фактически утрачивает силу.
Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ведения авторского надзора за строительством)
Указ № 26 обязывает Совет Министров Республики Беларусь до 1 апреля 2014 г. утвердить правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора.
В Республике Беларусь давно появилась потребность в принятии такого акта законодательства. Связано это с тем, что законодательство Республики Беларусь, регулирующее порядок заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, плохо проработано в отличие от, например, законодательства, регулирующего порядок заключения и исполнения договоров строительного подряда. На сегодняшний день вопросы заключения и исполнения договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ регулируются такими нормативными правовыми актами, как:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК);
• приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.11.1999 № 339 «Об утверждении Положения о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 мая 2014 г. приказ № 339 на основании постановления Минстройархитектуры РБ от 07.04.2014 № 22 утратил силу. Следует руководствоваться Правилами заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 297; |
• постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.02.2003 № 3 «Об утверждении Инструкции о порядке расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполнение проектных и изыскательских работ для строительства объектов»;
• постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 09.11.2012 № 33, которым утверждены Методические рекомендации о порядке заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и расчетов за выполненные работы (далее - Методические рекомендации).
Многие положения данных актов находятся в противоречии между собой либо морально устарели. Из указанных нормативных правовых актов наиболее детально регламентируются вопросы заключения и исполнения договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ Методическими рекомендациями, однако не понятен статус этого документа - методические рекомендации: обязателен ли он к применению?
Особенно не хватает четкого регулирования вопроса авторских прав на произведение архитектуры в рамках разработки проектной документации и дальнейшего строительства. По мнению автора, будущие правила данный вопрос урегулируют более детально.
В договоре на ведение авторского надзора правовое регулирование осуществляется только техническим кодексом установившейся практики «Авторский надзор в строительстве. Порядок проведения» (ТКП 45-1.03-207-2010 (02250)), утвержденным и введенным в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/252460/350123)
Параллельное проектирование и строительство
Понятие «параллельное проектирование и строительство объекта» было введено Указом Президента Республики Беларусь от 28.05.2009 № 266, которым внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования».
Данное нововведение было связано с практической стороной проектирования в Республике Беларусь, а именно с чрезвычайно длительными сроками подготовки проектной документации. Поэтому в целях ускорения данного процесса и повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь было принято решение разрешить параллельное проектирование и строительство объектов.
На практике данное явление зарекомендовало себя с отрицательной стороны: серьезно страдало качество проектной документации и, как следствие, качество выполняемых на ее основе строительных работ, возникали дополнительные расходы. В результате Указом № 26 запрещено параллельное проектирование и строительство, за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь.
Обязанность подрядчика по предоставлению обеспечения исполнения своих обязательств
С 1 апреля 2014 г. вводится требование о том, что в случае строительства (возведения, реконструкции, капитального ремонта, реставрации и благоустройства объекта строительства) подрядчик обязан предоставить заказчику, застройщику обеспечение исполнения своих обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в одной из следующих форм:
• зарезервировать на специальном счете на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта средства в размере 1,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ;
• представить банковскую гарантию;
• заключить договор страхования ответственности по договору за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таких обязательств на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта. При этом страховые взносы по данному виду страхования не включаются подрядчиком в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Таким образом, Указом № 26 введен новый способ обеспечения исполнения обязательств (по отношению к способам обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных в главе 23 ГК) - резервирование денежных средств.
Зарезервированные средства имеют целевое назначение, а именно используются подрядчиком на оплату стоимости работ по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства. Расходные операции по специальному счету, кроме указанных, не допускаются.
В Указе № 26 предусмотрен порядок использования зарезервированных средств в двух следующих ситуациях:
1) при отсутствии (невыявлении) в период гарантийного срока эксплуатации объекта ненадлежащего качества в результате выполненных строительных, специальных, монтажных работ;
2) в случае принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) подрядчика, наличия иных обстоятельств, исключающих его деятельность.
Совет Министров Республики Беларусь должен до 1 апреля 2014 г. утвердить порядок резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в т.ч. перечисления в местный бюджет.
Приемка объектов в эксплуатацию
С 1 апреля 2014 г. представители органа государственного пожарного надзора в состав приемочных комиссий не включаются. Соответствие объектов строительства проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности подтверждается органами государственного пожарного надзора путем выдачи в пределах их компетенции заключения.
Дополнительная ответственность
С 1 апреля 2014 г. Указом № 26 вводятся в действие дополнительные составы административных правонарушений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (пп.4-14 Указа № 26), а также определяются органы, правомочные составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях (п.15 Указа № 26).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. пп.4-15 Указа № 26 утратили силу в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». С указанной даты следует руководствоваться ст.21.6, 21.20-21.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. |
Из введенных составов административных правонарушений обращает на себя внимание административное правонарушение в виде невыполнения, несвоевременного выполнения подрядчиком в строительной деятельности обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта, если такие обязательства предусмотрены в договоре строительного подряда.
За данное правонарушение установлена максимальная санкция, вводимая Указом № 26, а именно штраф:
• на индивидуального предпринимателя - от 10 до 100 базовых величин;
• на юридическое лицо - от 50 до 500 базовых величин.
С 1 января 2014 г. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2013 № 623, внесшим изменения в Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, повышен размер неустойки (с 1 до 2 %), взыскиваемой с подрядчика за несвоевременное устранение дефектов.
Пункты 4-15 Указа № 26 действуют до вступления в силу закона Республики Беларусь о внесении соответствующих дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Все технические нормативные правовые акты, используемые в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, подлежат обязательному согласованию с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь
Указом № 26 установлено, что проекты технических нормативных правовых актов, используемых в архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, в т.ч. нормы и правила пожарной безопасности, нормы и правила по обеспечению промышленной безопасности, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, государственные стандарты, устанавливающие требования к процессам, материалам и оборудованию, относящимся к объектам стандартизации в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, подлежат согласованию с Минстройархитектуры.
В течение 2014-2015 гг. должен быть произведен пересмотр государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, технических нормативных правовых актов, используемых в архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, утвержденных без согласования с Минстройархитектуры. Указанные технические нормативные правовые акты, не согласованные с Минстройархитектуры, с 1 января 2016 г. не подлежат применению.
Корректировка сметной стоимости строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ)
Указом № 26 вносятся изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь». В частности, вносятся изменения в порядок изменения стоимости строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ).
Если период с даты начала разработки сметной документации до даты начала строительства, указанной заказчиком, застройщиком в задании на проектирование, не превышает 6 месяцев, то для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) в указанный период, а также в период нормативного срока строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) до его (их) завершения используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Министерством экономики Республики Беларусь.
В иных случаях сметная стоимость строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) подлежит корректировке в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь. Такой порядок Совет Министров Республики Беларусь должен утвердить до 1 апреля 2014 г.
Большинство нововведений, установленных Указом № 26, вступают в силу с 1 апреля 2014 г. Вместе с тем данные нововведения не будут распространяться:
1) на строительство одноквартирных, блокированных жилых домов, строений и сооружений при них, садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства, личного подсобного хозяйства, дачное, гаражное строительство, осуществляемое гражданами на предоставленных им для этих целей земельных участках;
2) на строительство объектов (за исключением объектов, указанных в следующем пункте), на которые до вступления в силу Указа № 26 в установленном порядке начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена;
3) на строительство, в т.ч. проектирование, объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, начатое до вступления в силу Указа № 26, а также строительство таких объектов инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным в установленном законодательством порядке для строительства объектов до вступления в силу Указа № 26. Строительство этих объектов инфраструктуры осуществляется по правилам, действовавшим до вступления в силу Указа № 26.
31.01.2014
Лилия Лисица, управляющий партнер юридического бюро Лисицы Лилии / ООО «Правовой стандарт» / ООО «Аудиторский и бухгалтерский стандарт», старший преподаватель частного учреждения образования «БИП - Институт правоведения»