Комментарий от 10.02.2014
Автор: Дрозд Л.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 27 «О некоторых вопросах временного ввоза транспортных средств для личного пользования». Порядок ввоза и вывоза автомобилей для личного пользования иностранными гражданами


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 27 «О некоторых вопросах временного ввоза транспортных средств для личного пользования». Порядок ввоза и вывоза автомобилей для личного пользования иностранными гражданами

28 января 2014 г. вступил в силу комментируемый Указ (далее - Указ).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 октября 2014 г. Указ на основании Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 360 «О перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования» утратил силу.

 

Нормы, принятые в рамках Указа, направлены на обеспечение вывоза транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, по истечении срока их временного ввоза, установленного таможенными органами Республики Беларусь. Рассмотрим его основные положения.

Нормы Указа соответствуют нормам таможенного законодательства Таможенного союза

Указом предусмотрено предоставление в таможенный орган Республики Беларусь обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами, не имеющими постоянного места жительства в государстве - члене Таможенного союза (далее - иностранное физическое лицо), при одновременном выполнении двух условий:

• такие лица временно ввозят в Республику Беларусь второе и последующие транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств;

• в таможенных органах Республики Беларусь имеется информация о нахождении под таможенным контролем ранее ввезенных такими лицами на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств для личного пользования.

Порядок перемещения иностранными физическими лицами товаров для личного пользования, в т.ч. и транспортных средств, через таможенную границу Таможенного союза определен:

главой 49 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС);

Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010 (далее - Соглашение).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. 

 

Статьей 16 Соглашения установлено, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования предоставляется в таможенный орган в т.ч. в случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.

Следовательно, требование по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов иностранными физическими лицами, установленное Указом, соответствует нормам таможенного законодательства Таможенного союза.

 

Обратите внимание!

Таможенным законодательством Таможенного союза установлено, что законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть определены случаи, при которых обеспечивается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (подп.5) п.1 ст.85 ТК ТС).

Особенности предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов иностранными физическими лицами

Уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, в т.ч. транспортных средств, обеспечивается:

• способами, установленными ТК ТС;

• в размерах, установленных Соглашением (п.2 ст.16 Соглашения).

Таким образом, иностранное физическое лицо должно предоставить обеспечение в отношении транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве, в размере, соответствующем сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске такого транспортного средства в свободное обращение (подп.1) п.2 ст.16 Соглашения).

Ставки таможенных пошлин, налогов, предусмотренные для выпуска транспортных средств для личного пользования в свободное обращение, установлены пп.10-12 раздела IV приложения 5 к Соглашению. Размер ставки зависит от года выпуска транспортного средства, его стоимости и рабочего объема двигателя.

 

Справочно

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в следующем размере:

 

Возраст автомобиля Стоимость автомобиля Размер ставки
С момента выпуска автомобиля прошло не более 3 лет до 8 500 евро 54 % таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб.см
от 8 500 до 16 700 евро 48 % таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб.см
от 16 700 до 42 300 евро 48 % таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб.см
от 42 300 до 84 500 евро 48 % таможенной стоимости, но не менее 7,5 евро за 1 куб.см
от 84 500 до 169 000 евро 48 % таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб.см
свыше 169 000 евро 48 % таможенной стоимости, но не менее 20 евро за 1 куб.см

 

Возраст автомобиля Размер ставки в зависимости от объема двигателя, куб.см
до 1 000 от 1 000 до 1 500 от 1 500 до 1 800 от 1 800 до 2 300 от 2 300 до 3 000 более 3 000
С момента выпуска автомобиля прошло от 3 до 5 лет включительно
1,5 евро
1,7 евро
2,5 евро
2,7 евро
3 евро
3,6 евро
С момента выпуска автомобиля прошло более 5 лет
3 евро
3,2 евро
3,5 евро
4,8 евро
5 евро
5,7 евро

 

Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами: денежными средствами, банковской гарантией, поручительством, залогом имущества (п.1 ст.86 ТК ТС).

Иностранное физическое лицо вправе выбрать любой из указанных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также валюта, в которой вносится сумма такого обеспечения, определяет законодательство государства - члена Таможенного союза, в таможенный орган которого предоставляется обеспечение (п.4 ст.86 ТК ТС). Рассмотрим некоторые из них.

Денежные средства

Денежные средства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов могут быть внесены:

• как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте;

• при пересечении таможенной границы Таможенного союза непосредственно в банке, расположенном в пункте таможенного оформления.

При этом проценты на внесенные суммы не начисляются.

 

Справочно

Данные нормы определены п.1 ст.267 Таможенного кодекса РБ (действует до 23 апреля 2014 г., далее - ТК РБ) и подп.2.4 п.2 Указа Президента РБ от 18.07.2011 № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных таможенных операторах».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу ТК РБ.

С 1 августа 2014 г. подп.2.4 п.2 Указа № 319 изложен в новой редакции Указом Президента РБ от 28.07.2014 № 380.

 

При невывозе транспортного средства, в отношении которого были предоставлены денежные средства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, по истечении срока его временного ввоза таможенный орган производит обращение сумм обеспечения в подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, налогов и перечисляет их в республиканский бюджет.

После вывоза транспортного средства, в отношении которого были внесены денежные средства, суммы обеспечения по желанию иностранного физического лица могут быть использованы для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при последующем ввозе на территорию Республики Беларусь иностранного транспортного средства либо подлежат возврату в соответствии со ст.274 ТК РБ.

Для возврата сумм обеспечения иностранное физическое лицо должно представить в таможенный орган письменное заявление произвольной формы. В нем необходимо указать:

• обоснование возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;

• сумму, подлежащую возврату;

• реквизиты платежных документов, согласно которым суммы обеспечения были внесены;

• форму возврата (наличную либо безналичную).

К заявлению следует приложить документы, имеющие существенное значение для принятия решения о возврате такой суммы: приходный валютный ордер, оригинал таможенного приходного ордера, оригинал удостоверения ввоза транспортного средства. Эти документы оформляются при ввозе транспортного средства.

 

Справочно

1. Приходный валютный ордер выдается банком в качестве документа, подтверждающего принятие наличной иностранной валюты в кассу банка.

Форма приходного валютного ордера приведена в приложении 14 к Инструкции по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 21.12.2006 № 211.

В указанном документе указываются сведения о лице, от которого приняты денежные средства, а также сумма и вид валюты (евро, доллары и т.д.).

2. Таможенный приходный документ заполняется должностным лицом таможенного органа, которому предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме.

Один экземпляр такого ордера вручается лицу, представившему обеспечение.

Таможенный приходный ордер отражает порядок начисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (п.1 ст.360 ТК ТС). Его форма и порядок заполнения определен решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 288.

 

Возврат сумм обеспечения производится таможенным органом в течение 1 месяца со дня подачи иностранным физическим лицом заявления о возврате сумм обеспечения.

 

Обратите внимание!

Возврат сумм обеспечения осуществляется при условии отсутствия у иностранного физического лица задолженности по уплате таможенных платежей, а также неуплаченных пеней и (или) процентов, если заявление об их возврате подано в таможенный орган в течение 3 лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства (день вывоза транспортного средства). По истечении указанного срока невостребованные суммы обеспечения перечисляются в республиканский бюджет и возврату не подлежат (п.1 ст.274 ТК РБ).

 

Суммы обеспечения возвращаются в белорусских рублях или иностранной валюте в зависимости от того, в каких денежных единицах они были внесены. В случае внесения сумм обеспечения в иностранной валюте таможенный орган при отсутствии у него денежных средств в этой иностранной валюте вправе с согласия иностранного физического лица возвратить эти суммы в иной иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком РБ, либо в белорусских рублях. Для целей пересчета иностранной валюты применяется официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте, установленный Национальным банком РБ на день возврата сумм обеспечения.

Необходимо отметить, что при возврате сумм обеспечения пени, проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются (п.7 ст.274 ТК РБ).

Залог имущества

Залог имущества как способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов оформляется договором между таможенным органом и залогодателем. Предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При неисполнении перед таможенными органами обязательств, обеспеченных залогом, удовлетворение требования таможенных органов за счет заложенного имущества осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РБ (ст.263 ТК РБ).

Залогодателем может быть лицо, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (иностранное физическое лицо), или любое иное лицо. При этом залогодателями перед таможенными органами могут выступать физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. Залогодателем при залоге имущества может быть лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности или полного хозяйственного ведения.

Банковская гарантия

Таможенными органами принимается банковская гарантия, выданная банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, включенными в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей (далее - реестр банков). Реестр банков ведет Государственный таможенный комитет РБ (далее - ГТК РБ).

К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, применяются положения банковского и гражданского законодательства Республики Беларусь.

 

Справочно

Перечень банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, включенных в реестр банков, размещен на официальном сайте ГТК РБ в разделе «Бизнесменам» (www.gtk.gov.by).

Поручительство

Поручительство оформляется путем заключения между поручителем и таможенным органом договора поручительства, включающего обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов иностранного физического лица в случае неисполнения последним своих обязательств, обеспеченных поручительством. В качестве поручителя перед таможенными органами могут выступать банки и небанковские кредитно-финансовые организации, включенные в реестр банков, а также иные лица, признанные в установленном порядке поручителями перед таможенными органами.

Порядок оформления поручительства определен ст.268 ТК РБ.

 

Справочно

Список лиц, признанных поручителями перед таможенными органами, размещен на официальном сайте ГТК РБ в разделе «Бизнесменам» (www.gtk.gov.by).

 

10.02.2014

 

Людмила Дрозд, экономист, специалист таможенного дела