Комментарий от 19.09.2014
Автор: Дражин В.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности». Изменения в перечне граждан, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности». Изменения в перечне граждан, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

С 1 июля 2014 г. Указ Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности» (далее - Указ № 165) существенно изменил порядок и условия обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - обязательное страхование), осуществляемого специально уполномоченным страховщиком - Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (далее - Белгосстрах).

Заменены слова «выполняющие работу» на «работающие»

С 1 июля 2014 г. к самой многочисленной категории застрахованных лиц относятся граждане, работающие на основании трудовых договоров (контрактов), а не выполняющие работу на основании таких договоров, как это было ранее (абзац 2 п.272 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее - в соответствующем контексте - новое Положение № 530, прежнее Положение № 530)).

 

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2019 г. следует руководствоваться нижеприведенным п.271 и вышеприведенным п.272 Положения № 530 с учетом изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 № 175.

 

 

Указанное изменение направлено на исключение двоякого толкования правового содержания такой категории застрахованных лиц, как граждане, право на труд которых формализуется трудовым договором, т.е. недопущение практического сужения данной категории лиц до выполняющих на основании трудового договора только работу в ее узком смысле.

«Работа» в узком смысле представляет собой деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы в последующем для удовлетворения потребностей организации или физических лиц. Как правило, «работа» в узком смысле - это предмет договора подряда.

В данном случае понятие «работающие» как раз альтернативно формулировке «выполнение работы» в ее узком смысле.

Произведенная замена не должна смущать правоприменителей: с 1 июля 2014 г. граждане, работающие на основании трудовых договоров (контрактов), так же как и граждане других категорий застрахованных лиц, считаются застрахованными по обязательному страхованию независимо от того, какую именно работу они выполняют в рамках соответствующей формы реализации ими своего права на труд: предполагающую выполнение работ в узком смысле или же оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности или какую-либо другую.

Добавлены высшие должностные лица и депутаты

Абзац 3 п.272 нового Положения № 530 распространил страховую защиту по обязательному страхованию на новую категорию застрахованных лиц - граждан, являющихся лицами, назначенными на высшие государственные должности, депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющими свои полномочия на профессиональной основе, председателями местных Советов депутатов.

Именно с этими гражданами согласно п.5 ст.30 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» не заключается контракт. Поэтому до 1 июля 2014 г. данные лица не могли быть отнесены ни к одной категории застрахованных лиц по обязательному страхованию из предусмотренных п.243 прежнего Положения № 530.

Напомним, что к лицам, назначаемым на высшие государственные должности, относятся: Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь, Управляющий делами Президента Республики Беларусь (абзац 2 п.4 ст.8 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Отметим, что Председатель Совета Республики и Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь не назначаются, а избираются на соответствующую должность. Однако они все же относятся к категории застрахованных лиц, приведенной в абзаце 3 п.272 нового Положения № 530, поскольку одновременно являются соответственно депутатом Палаты представителей и членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Итак, с 1 июля 2014 г. граждане указанных категорий признаются застрахованными лицами по обязательному страхованию. Страхователями же в их отношении с 1 июля 2014 г. выступают организации, которые в соответствии с законодательством обеспечивают их деятельность (абзац 3 п.271 нового Положения № 530).

Обратите внимание на то, что таким страхователям вряд ли нужно с 1 июля 2014 г. вновь регистрироваться в Белгосстрахе. Каждый из них уже должен быть зарегистрирован в Белгосстрахе и исполнять свои обязанности в области обязательного страхования в отношении других категорий застрахованных лиц. С 1 июля 2014 г. им достаточно расширить такие обязанности на дополнительную категорию застрахованных лиц.

Изменен подход к гражданско-правовым договорам

Абзац 4 п.272 нового Положения № 530 концептуально изменил условия распространения страховой защиты по обязательному страхованию на граждан, работающих по гражданско-правовым договорам.

Отныне такие граждане будут считаться застрахованными в местах, предоставленных страхователем, вне зависимости от контроля за безопасным ведением ими работ. Ранее было наоборот: действие под контролем за безопасным ведением работ независимо от места их выполнения (абзац 3 п.243 прежнего Положения № 530).

Данное изменение обусловлено крайне неоднозначной трактовкой ранее действовавшего условия «действие под контролем страхователя за безопасным ведением работ».

Напомним, что до 1 июля 2014 г. с учетом части третьей п.3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22.12.2005 № 12 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Белгосстрах выработал практическое мнение, согласно которому жизнь и здоровье граждан, работающих по гражданско-правовым договорам, подлежали обязательному страхованию при соблюдении хотя бы одного из двух условий:

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 июня 2017 г. следует руководствоваться п.3 постановления № 12 в редакции постановления Пленума Верхового Суда Республики Беларусь от 29.06.2017 № 7.

 

1) работы, выступающие в качестве предмета гражданско-правового договора, включены в перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску на производство работ повышенной опасности, утверждаемый руководителем организации (заказчика, страхователя) с учетом Типового перечня работ с повышенной опасностью (приложение 1 к Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175). Именно в отношении таких работ п.18 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70, требует осуществления специальных организационных и технических мероприятий, а также постоянного контроля за их производством (огневые работы на временных рабочих местах, работы на крыше зданий, в резервуарах, колодцах, подземных сооружениях и др.);

2) обязанность заказчика (страхователя) осуществлять контроль за безопасным ведением работ, составляющих предмет гражданско-правового договора, прямо указана в числе условий самого гражданско-правового договора.

Однако такая позиция все же была не в полной мере однозначна и бесспорна. В частности, возникал вопрос, имеются в виду здесь именно обязанности контроля или все-таки наличие фактического контроля. На практике у страхователей возникали вопросы по уплате в Белгосстрах за соответствующих граждан страховых взносов по обязательному страхованию.

С 1 июля 2014 г. Указом № 165 реализовано довольно строгое правило: сфера действия обязательного страхования конкретизирована посредством ее привязки к местам для выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующим правилам охраны труда и требованиям техники безопасности, о которых идет речь в абзаце 2 подп.1.3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».

При этом подп.1.1 п.1 названного Указа дополнен абзацем 7, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны определять в этих договорах, кроме всего прочего, и обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным им гражданско-правовым договорам с гражданами осуществляется в местах, предоставленных заказчиком.

Страхуется только оплачиваемое членство (участие) в организациях любых организационно-правовых форм

Абзац 5 п.272 нового Положения № 530 сузил категорию граждан, которые считаются застрахованными лицами по обязательному страхованию в связи с выполнением ими работы на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм, до граждан, выполняющих таким образом только оплачиваемые работы.

Такое решение мотивировано тем, что, во-первых, страхование предполагает обязательность уплаты страховщику страховых взносов (абзац 5 п.284 нового Положения № 530). Во-вторых, у застрахованных лиц, не имеющих утраченного вследствие страхового случая заработка, отсутствует база для расчета страховых выплат.

Это значит, что страхователи, которые до 1 июля 2014 г. уплачивали за каких-либо граждан страховые взносы по обязательному страхованию как за граждан, выполняющих работы на основе членства (участия), с июля 2014 г. должны продолжать уплачивать их, только если такие граждане выполняют оплачиваемые работы. И не уплачивать в противном случае.

Добавлены главы крестьянских (фермерских) хозяйств и руководители

Абзац 6 п.272 нового Положения № 530 распространил страховую защиту по обязательному страхованию еще на две новые категории застрахованных лиц: граждан, являющихся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, а также руководителями организаций - единственными собственниками их имущества.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств выделены в отдельную категорию застрахованных лиц в связи с тем, что ни Законом Республики Беларусь от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ни каким-либо иным актом законодательства не предусмотрена необходимость заключения с ними трудового договора. Согласно п.1 ст.21 указанного Закона он избирается на эту должность собранием учредителей или общим собранием членов фермерского хозяйства.

Тем не менее крестьянским (фермерским) хозяйствам следует помнить о том, что главы таких хозяйств все-таки подлежали обязательному страхованию и до 1 июля 2014 г. как граждане, выполняющие работу на основе членства (как члены хозяйства). В связи с этим рассматриваемое изменение носит скорее уточняющий характер.

Относительно руководителей организаций - единственных собственников их имущества (имеются в виду частные унитарные предприятия) до настоящего времени в среде специалистов гражданского и трудового права идет спор о том, необходимо и допустимо ли заключать с такими гражданами трудовой договор.

При этом представители Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выразили мнение, согласно которому трудовой договор в данном случае не заключается. С учетом данного мнения такие руководители не подлежали обязательному страхованию до 1 июля 2014 г.

С 1 июля 2014 г. за них надлежит уплачивать страховые взносы по обязательному страхованию так же, как и за других работников.

Расширена категория «практикантов»

Абзац 7 п.272 нового Положения № 530 скорректировал содержание условий распространения страховой защиты по обязательному страхованию на так называемую категорию «практикантов», которая ранее была закреплена абзацем 5 п.243 прежнего Положения № 530.

Обучающиеся

С 1 июля 2014 г. категория «практикантов» определена через общее понятие «обучающиеся» в том их составе, который закреплен ст.30 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс).

За счет этого была устранена одна неточность: в абзаце 5 п.243 прежнего Положения № 530 были указаны такие категории граждан, как аспиранты, докторанты и клинические ординаторы, для которых не предусмотрен такой элемент образовательного процесса, как производственная практика или стажировка. Между тем наличие их в числе застрахованных лиц вводило в заблуждение правоприменителей.

Некоторые другие категории обучающихся, в частности воспитанники, магистранты и соискатели, по той же причине не охватываются рассматриваемой нормой.

Что касается изъятия курсантов и слушателей, то данная категория обучающихся традиционно пользуется специальной системой социального обеспечения.

Таким образом, под обучающимися в абзаце 7 п.272 нового Положения № 530 подразумеваются только учащиеся, студенты и стажеры.

Если учащиеся и студенты считались застрахованными по обязательному страхованию по рассматриваемому основанию и ранее, то стажеры - лица, осваивающие содержание образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов (абзац 9 ст.30 Кодекса), - приобрели такой статус впервые. До 1 июля 2014 г. в абзаце 5 п.243 прежнего Положения № 530 стажеры не были указаны в составе рассматриваемой категории (стажировка относилась только к учащимся, студентам, аспирантам, докторантам, клиническим ординаторам, для которых она не была предусмотрена законодательством). На данное обстоятельство нужно обратить внимание организациям, которые привлекают стажеров в ходе стажировок к соответствующим работам, особенно если они имеют оплачиваемый характер: с 1 июля 2014 г. их нужно страховать по обязательному страхованию. До этого момента стажеры не могли рассчитывать на страховую защиту по обязательному страхованию, несмотря на то, что могли привлекаться к работам в период прохождения стажировки, т.е. подвергаться профессиональному риску.

Отметим также, что привязка граждан, указанных в абзаце 7 п.272 нового Положения № 530, к ст.30 Кодекса ограничивает их только лишь теми категориями, на которые распространяется действие Кодекса. Так, например, п.5 ст.242 Кодекса предусмотрено, что на прохождение стажировки, необходимой для занятия должностей и предусмотренной законодательными актами, нормы Кодекса не распространяются. К таким видам стажировок относятся, например:

• профессиональная стажировка для занятия должности государственного нотариуса в государственной нотариальной конторе (ст.26 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», п.2, глава 4 Положения об организации деятельности нотариусов в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2013 № 523, Инструкция о порядке прохождения профессиональной стажировки в качестве стажера нотариуса, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.12.2013 № 210).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 января 2016 г. Закон № 305-З на основании Закона РБ от 05.01.2016 № 355-З изложен в новой редакции. В связи с этим ст.26 Закона № 305-З соответствует ст.30 новой редакции Закона № 305-З;

 

• стажировка для граждан, намеревающихся стать адвокатами (ст.7, 9 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», Инструкция о порядке прохождения стажировки гражданами Республики Беларусь, намеревающимися стать адвокатами, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 03.02.2012 № 35).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2017 г. в ст.7 и 9 Закона № 334-З на основании Закона Республики Беларусь от 11.07.2017 № 42-З внесены изменения и дополнения;

 

• стажировка для лиц, впервые поступающих на службу в органы прокуратуры в качестве прокурорского работника (ст.49 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь», пп.10-12 Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 181);

• стажировка для лиц, претендующих на занятие должности регистратора (пп.2, 3 ст.16 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», п.9 Положения о порядке аттестации регистраторов, утвержденного постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 21.01.2003 № 1, Положение о порядке прохождения стажировки в организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, утвержденное постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 28.02.2003 № 3).

Таким образом, стажеры нотариусов, адвокатов, прокуратуры, регистраторов и другие соответствующие виды стажеров (в соответствии с другими актами законодательства) не подпадают под действие абзаца 7 п.272 нового Положения № 530. Однако это вовсе не значит, что они не признаются застрахованными лицами по обязательному страхованию. Дело в том, что, как правило, с такими стажерами на время стажировки заключается срочный трудовой договор (это предусмотрено в каждом из перечисленных случаев), что автоматически распространяет на них страховую защиту по обязательному страхованию по другому основанию, предусмотренному абзацем 2 п.272 нового Положения № 530.

Не только производственная практика

Расширен перечень элементов образовательного процесса, в период прохождения которых привлекаемые к работам обучающиеся считаются застрахованными лицами.

Напомним, что к таким элементам в соответствии с законодательством относятся:

• производственное обучение, которое состоит из начального, основного и заключительного (производственной практики) периодов, - как элемент образовательного процесса при реализации образовательных программ профессионально-технического образования (п.4 Положения об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2011 № 953 (далее - Положение № 953));

• практика, которая подразделяется на учебную и производственную, - как элемент образовательного процесса при реализации образовательных программ среднего специального образования (п.7 Положения о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2011 № 941 (далее - Положение № 941));

• практика, которая подразделяется на учебную и производственную, - как элемент образовательного процесса при реализации образовательных программ высшего образования (п.6 Положения о практике студентов, курсантов, слушателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 № 860 (далее - Положение № 860)).

До 1 июля 2014 г. к числу застрахованных лиц по обязательному страхованию согласно абзацу 5 п.243 прежнего Положения № 530 относились учащиеся и студенты, привлекаемые к работам в период прохождения только производственной практики, и, следовательно, не относились учащиеся, привлекаемые к работам в период начального и основного периодов производственного обучения; и учащиеся, и студенты, привлекаемые к работам в период учебной практики (хотя и подвергались определенному профессиональному риску).

С 1 июля 2014 г. к числу застрахованных лиц по обязательному страхованию согласно абзацу 7 п.272 нового Положения № 530 относятся учащиеся и студенты каждой из указанных категорий, т.е. все категории «практикантов», привлекаемых к работам (независимо от их оплачиваемости).

Только в организациях

Необходимо учитывать важное уточнение: с 1 июля 2014 г. страховая защита по обязательному страхованию распространяется на учащихся, студентов и стажеров при привлечении их к работе в период прохождения соответственно производственного обучения, практики и стажировки только в организациях.

Таким образом, не являются застрахованными лицами по обязательному страхованию с 1 июля 2014 г.:

• учащиеся, привлекаемые к работам в период прохождения производственного обучения (во всех периодах) и учебной практики в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, ресурсных центрах, на учебных полигонах, учебно-опытных участках и в иных структурных подразделениях учреждений образования (части четвертая, пятая п.4 Положения № 953, п.12 Положения № 941);

• студенты, привлекаемые к работам в период прохождения учебной практики в учебных аудиториях, на учебно-производственных объектах учреждений высшего образования (часть вторая п.7 Положения № 860).

Итак, с 1 июля 2014 г. стажеры (кроме претендующих на занятие определенных должностей), учащиеся и студенты, привлекаемые к работам в период прохождения производственного обучения (начального и основного периодов) и учебной практики в организациях, могут рассчитывать на страховую защиту по обязательному страхованию (за них необходимо уплачивать страховые взносы в установленном порядке), в отличие от учащихся и студентов, привлекаемых к работам в период прохождения производственной практики в структурных подразделениях учреждений образования, которые более не могут на это рассчитывать (за них больше не следует уплачивать страховые взносы).

Добавлены клинические ординаторы

В абзаце 7 п.272 нового Положения № 530 содержится еще одно новшество - распространение с 1 июля 2014 г. страховой защиты по обязательному страхованию на клинических ординаторов.

Ранее эта категория фигурировала в абзаце 5 п.243 прежнего Положения № 530 как привлекаемая к работам в период прохождения производственной практики (стажировки), которые не предусмотрены программой их профессиональной подготовки согласно законодательству (ст.61 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении», Инструкция о порядке организации и прохождения подготовки в клинической ординатуре, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.01.2009 № 2, Указ Президента Республики Беларусь от 16.04.2012 № 177 «О некоторых вопросах профессиональной подготовки врачей-специалистов в клинической ординатуре»). При этом согласно указанным актам законодательства клинические ординаторы выступают в качестве лиц, осваивающих программы профессиональной подготовки без зачисления их на должности врачей-специалистов по месту подготовки и без заключения трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ, предполагающих оказание медицинской помощи.

Таким образом, во время подготовки в клинической ординатуре до 1 июля 2014 г. ординаторы не подлежали обязательному страхованию, хотя и подвергались определенному профессиональному риску.

С 1 июля 2014 г. клинические ординаторы уже в силу своего статуса считаются застрахованными лицами по обязательному страхованию и за них необходимо уплачивать страховые взносы.

В то же время не до конца ясны пределы распространения на клинических ординаторов страховой защиты по обязательному страхованию, поскольку клиническая ординатура предполагает не только практическую подготовку (самостоятельная врачебная деятельность под контролем врача-специалиста), но и теоретическую подготовку (изучение и реферирование периодической научной литературы, монографий, посещение лекций и консультаций профессоров и доцентов, участие в клинических конференциях, прохождение текущей и итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена и т.п.).

Отсюда возникают вопросы, например, будет ли застрахован клинический ординатор во время лекции в учреждении образования, нужно ли начислять страховые взносы на выплачиваемую ему стипендию и др.

Таким образом, не совсем понятно, как именно с 1 июля 2014 г. следует страховать по обязательному страхованию клинических ординаторов.

Для ответа на этот вопрос организациям, которые работают с клиническими ординаторами, целесообразно обратиться с письменным запросом в уполномоченные органы.

 

19.09.2014

 

Вадим Дражин, экономист, юрист