Комментарий от 23.09.2014
Автор: Дражин В.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности». Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: санкции


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности». Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: санкции

С 1 июля 2014 г. комментируемый Указ (далее - Указ № 165) существенно изменил порядок и условия обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - обязательное страхование), осуществляемого специально уполномоченным страховщиком - Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (далее - Белгосстрах).

Законодательство в области обязательного страхования предусматривает специальные санкции экономического характера, налагаемые Белгосстрахом на субъектов обязательного страхования (в первую очередь - на страхователей), ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности.

До 1 июля 2014 г. такие санкции были установлены пп.245, 246, 323, 324 прежней редакции Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение № 530).

Указ № 165 существенно изменил содержание указанных норм.

Прежде всего, пересмотрен состав подобного рода нарушений и соответствующих им санкций. Проанализируем произошедшие изменения.

Отменен штраф за нарушение срока перерегистрации

Наряду со штрафом за нарушение страхователем срока регистрации в Белгосстрахе часть первая п.245 прежнего Положения № 530 предусматривала также аналогичный штраф за нарушение срока перерегистрации - регистрации страхователя в другом обособленном подразделении Белгосстраха при изменении своего места нахождения (места жительства) (п.17 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1294 (далее - Положение № 1294)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке регистрации (перерегистрации) страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2019 № 575 (далее - постановление № 575). Комментарий см. здесь.

 

В новой редакции Положения № 530, действующей с 1 июля 2014 г., нарушение срока перерегистрации уже не упоминается (часть первая п.274 и часть первая п.350 Положения № 530).

Причиной отмены штрафа за несвоевременную перерегистрацию послужило, вероятно, отсутствие объективных предпосылок для такого нарушения большинством страхователей. Дело в том, что в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 № 141 «О вопросах взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидации юридических лиц (прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей), налоговых и иных государственных органов с банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие» перерегистрация основной массы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Белгосстрахе происходит автоматически по принципу «одно окно» через регистрирующие органы.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 сентября 2017 г. в постановление № 141 внесены изменения и дополнения на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2017 № 584. Изменено название постановления: «О взаимодействии государственных органов, иных организаций с использованием автоматизированной информационной системы "Взаимодействие"».

 

По этой причине Положение № 1294 не предусматривает ни специальной процедуры перерегистрации таких страхователей, ни соответствующего срока для осуществления данной процедуры, т.е. в отношении большинства страхователей отменен штраф, который уже давно не применяется на практике.

Однако для отдельных категорий организаций, их обособленных подразделений, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по-прежнему сохраняется заявительный принцип регистрации и перерегистрации в Белгосстрахе в месячный срок со дня наступления соответствующего события (части вторая и третья п.5, абзац 3 п.16 Положения № 1294).

Если, например, представительство иностранной организации в Республике Беларусь после 1 июля 2014 г. переедет из г.Минска в Минский район, то ему нужно будет в месячный срок обратиться в обособленное подразделение Белгосстраха по г.Минску с заявлением о перерегистрации. Однако если оно нарушит этот срок, то Белгосстрах уже не сможет предъявить ему штраф в размере 10 % суммы страховых взносов, причитающихся к уплате за весь период уклонения от перерегистрации.

Однако таким страхователям не следует забывать о том, что нарушение срока представления в Белгосстрах документа, свидетельствующего о необходимости прохождения перерегистрации (что обязательно согласно абзацу 3 п.16 Положения № 1294), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.23.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), с санкцией в виде предупреждения или штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.

В таком случае Белгосстрах, конечно, не может взыскать такой штраф, но он может инициировать административный процесс перед уполномоченными органами в установленном порядке.

Отменен штраф за занижение объекта для начисления страховых взносов

Такая санкция была предусмотрена частью первой п.246 прежнего Положения № 530 в виде штрафа в двойном размере суммы страховых взносов по обязательному страхованию, недоначисленной в связи с сокрытием или занижением объекта (плюс уплата самих взносов).

За это же нарушение наряду с указанным штрафом Белгосстрах одновременно применял и другую санкцию - пени за нарушение срока уплаты страховых взносов (часть вторая п.245 прежнего Положения № 530), поскольку при сокрытии или занижении объекта для начисления страховых взносов эти взносы не начислялись и, следовательно, не уплачивались.

С 1 июля 2014 г. Указом № 165 отменен отдельный штраф за занижение объекта и предусмотрено взыскание в этом случае только пеней за неполную уплату страховых взносов, в т.ч. в связи с их недоначислением (часть вторая п.274 нового Положения № 530).

Таким образом, с 1 июля 2014 г. при недоначислении страхователем страховых взносов по обязательному страхованию Белгосстрах может взыскать только пени в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь за каждый день просрочки.

Введены два новых штрафа в части представления статистической отчетности

Частью второй п.246 прежнего Положения № 530 была предусмотрена отдельная штрафная санкция (в размере 10 % от суммы страховых взносов) за несвоевременное представление страхователем в Белгосстрах статистической отчетности.

 

Справочно

В настоящее время это форма государственной статистической отчетности 1-страхование (Белгосстрах) «Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12.09.2014 № 159. Ранее это была форма 4-страхование (Белгосстрах), утвержденная постановлением Белстата от 13.09.2011 № 258. Далее обе эти формы будем называть статотчетность.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2018 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2017 № 538, которым утверждены новые форма отчета о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Положение о порядке составления и представления отчета о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

Вместе с тем страхователь мог вообще не представить отчетность или представить ее в недостоверном виде без штрафа со стороны Белгосстраха.

С 1 июля 2014 г. такой возможности у нерадивых страхователей больше нет: часть первая п.275 нового Положения № 530 предусматривает штраф за нарушение, которое определено более широко: за непредставление, несвоевременное представление и (или) представление страховщику недостоверной статистической отчетности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 февраля 2019 г. следует руководствоваться частью первой п.275 нового Положения № 530 с учетом изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 20.01.2017 № 20 (далее - Указ № 20). Изменения не повлияли на суть материала.

 

При этом двойной союз «и (или)» предусматривает формулу «один отчет - один штраф». Это значит, что Белгосстрах не может предъявить страхователю два штрафа за несвоевременно представленную отчетность, которая оказалась еще и недостоверной.

Страхователям также следует помнить о том, что наряду со специальным штрафом, налагаемым Белгосстрахом в соответствии с частью первой п.275 нового Положения № 530, на должностное лицо страхователя за представление искаженных данных статотчетности, несвоевременное представление или непредставление этой отчетности уполномоченными органами по инициативе Белгосстраха может быть наложен также и административный штраф, предусмотренный частями 3, 4 ст.23.18 КоАП в размере от 20 до 80 базовых величин (от 80 до 150 базовых величин при повторном нарушении в течение 1 года).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. административная ответственность по ст.23.18 КоАП предусматривает наложение штрафа по части 3 - в размере от 10 до 40 базовых величин, по части 4 - от 40 до 80 базовых величин (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З).

Введен еще один штраф - за непредставление или несвоевременное представление в Белгосстрах документов, подтверждающих выплаченные пособия и доплаты в связи со страховым случаем

Страхователь обязан представлять в Белгосстрах документы, подтверждающие произведенные застрахованным лицам страховые выплаты - пособия по временной нетрудоспособности и доплаты до среднемесячного заработка, осуществляемые за счет средств обязательного страхования (абзац 19 п.323 нового Положения № 530).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 февраля 2019 г. следует руководствоваться абзацем 19 п.323 нового Положения № 530 с учетом изменений, внесенных Указом № 20. Изменения не повлияли на суть материала.

 

Такие документы страхователь обязан представить в срок не позднее 3 рабочих дней со дня представления отчетности 4-страхование (абзац 19 п.323 нового Положения № 530) по формам, установленным Белгосстрахом (часть вторая п.14 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297). В настоящее время такие формы утверждены приказом Белгосстраха от 18.09.2014 № 255 (доступен на интернет-сайте Белгосстраха www.bgs.by).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2019 г. п.14 Положения № 1297 на основании постановления № 575 исключен.

 

Эти документы необходимы Белгосстраху для исполнения им своих обязанностей по уплате обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - ФСЗН) за получателей пособий и доплат, а также по контролю за выполнением страхователями обязанностей, предусмотренных п.323 нового Положения № 530 (абзацы 9 и 13 п.326 нового Положения № 530).

Аналогичная обязанность была у страхователей и ранее, однако с 1 июля 2014 г. Указ № 165 впервые ввел специальную меру ответственности страхователя за их ненадлежащее исполнение - штраф за непредставление или несвоевременное представление в Белгосстрах документов, подтверждающих выплаченные пособия и доплаты в связи со страховым случаем, в размере 10 базовых величин (часть вторая п.275 нового Положения № 530).

Базовые величины

В пп.245, 246 прежнего Положения № 530 в качестве базы для расчета штрафов использовались страховые взносы в том или ином их размере (10 % от причитающихся к уплате за период уклонения от регистрации, 10 % от начисленных за отчетный квартал, двойной размер недоначисленных взносов).

С 1 июля 2014 г. пп.274, 275 нового Положения № 530 предусматривают другую базу для расчета штрафов - базовые величины, причем устанавливают одинаковый размер штрафа за каждое нарушение - 10 базовых величин.

Таким образом, с 1 июля 2014 г. за каждый случай непредставления, несвоевременного представления или искажения данных отчетности 4-страхование, непредставления или несвоевременного представления документов, подтверждающих страховые выплаты, несвоевременную регистрацию Белгосстрах будет взыскивать штраф в размере 10 базовых величин.

Это значит, что для одних страхователей размер специального штрафа (прежде всего, за нарушение порядка представления отчетности 4-страхование) увеличится. Например, для страхователей с небольшой численностью работников, т.е. с небольшой суммой начисляемых страховых взносов по обязательному страхованию.

Для других же страхователей такие штрафы уменьшатся. Например, для средних и крупных страхователей, у которых размер начисляемых страховых взносов выше 100 базовых величин.

Нетрудно определить формальный круг тех категорий страхователей, для которых штрафы увеличатся, - это страхователи со штатом сотрудников примерно до 35 человек. Для иных страхователей штрафы уменьшатся.

Однако страхователям, для которых штрафы значительно уменьшатся, не стоит забывать о том, что наряду со специальным штрафом в размере 10 базовых величин (этот штраф уплачивается за счет страхователя, т.е. организации) за нарушение порядка представления отчетности 4-страхование может быть взыскан и административный штраф в размере от 20 до 80, а при повторном нарушении - до 150 базовых величин. Этот штраф уплачивается уже за счет конкретного должностного лица.

Санкции за необоснованное расходование средств обязательного страхования

Указ № 165 упорядочил распределение материальной ответственности субъектов обязательного страхования за необоснованное расходование средств на страховые выплаты.

1. «Первичные» страховые выплаты.

Однозначно распределена материальная ответственность за необоснованное расходование средств обязательного страхования на пособия по временной нетрудоспособности и доплаты до среднемесячного заработка (выплачиваемые в соответствии с пп.295 и 297 нового Положения № 530):

• при наличии вины получателя эти пособия и доплаты возмещаются получателем страхователю по решению страхователя или суда (часть вторая п.344 нового Положения № 530);

• при наличии вины страхователя эти пособия и доплаты возмещаются страхователем Белгосстраху (часть третья п.344 нового Положения № 530).

При этом в первом случае обязательство по возмещению носит своего рода регрессный характер, поскольку страхователь в любом случае должен возместить излишне расходованные средства в Белгосстрах (часть первая п.344 нового Положения № 530).

До 1 июля 2014 г. характер распределения такой ответственности был неясен.

Стоит отметить, что указанный порядок урегулирования случаев переплаты пособий по временной нетрудоспособности, обеспечиваемых за счет средств обязательного страхования, отличается от соответствующего порядка, действующего в отношении пособий по временной нетрудоспособности, обеспечиваемых за счет средств ФСЗН (п.39 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569).

2. «Последующие» страховые выплаты.

«Последующие» страховые выплаты назначаются и осуществляются Белгосстрахом. Это все другие виды страховых выплат по обязательному страхованию, перечисленные в п.292 нового Положения № 530 (кроме пособия и доплат). При определении их размера Белгосстрах руководствуется документальной информацией, представляемой, прежде всего, страхователями и застрахованными лицами.

Прежнее Положение № 530 не позволяло однозначно ответить на вопрос, кто должен компенсировать перерасход средств по обязательному страхованию на такие выплаты в случае недостоверности указанной в документах информации.

С 1 июля 2014 г. Указ № 165 внес ясность и в этот вопрос. Теперь получатель «последующих» страховых выплат несет материальную ответственность за любые переплаты страховых выплат, обусловленные недостоверностью представленных им сведений (п.349 нового Положения № 530). Кроме того, прямо установлено, что страхователь также несет полную материальную ответственность за любые переплаты, допущенные Белгосстрахом по причине недостоверности представленных страхователем сведений (п.350 нового Положения № 530).

В этой связи страхователям следует уделять пристальное внимание правильности составления представляемых ими в Белгосстрах специальных справок о размере выплат, начисленных в пользу застрахованных лиц, на которые начисляются страховые взносы по обязательному страхованию.

Дополнительно обратим внимание на то, что с 1 июля 2014 г. внесена ясность также в порядок составления справок о размере выплат, начисленных в пользу застрахованных лиц (п.8 Положения о порядке истребования сведений и (или) документов, необходимых для принятия решения о назначении страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1462).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2019 г. следует руководствоваться п.8 Положения № 1462 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2018 № 396. Изменения не повлияли на суть материала.

 

Действие нового порядка во времени

Специальные санкции в области обязательного страхования, установленные новым Положением № 530, следует применять во времени в зависимости от двух факторов:

1) момента совершения страхователем соответствующего нарушения;

2) возможности придания нововведениям обратной силы.

Напомним, что в соответствии со ст.4 Гражданского кодекса Республики Беларусь акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим: после введения их в действие; до введения их в действие в части прав и обязанностей, возникших после введения их в действие.

Кроме того, согласно ст.67 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»:

• нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

• придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Рассмотрим, как именно новые штрафные санкции применяются во времени.

1. Страхователь нарушает срок регистрации в Белгосстрахе в день регистрации.

Исходя из этого штраф за несвоевременную регистрацию страхователя в Белгосстрахе в новом размере (10 базовых величин вместо 10 % суммы страховых взносов за период уклонения от регистрации) применяется в случаях:

• прохождения страхователем регистрации с нарушением установленного срока после 1 июля 2014 г. (примечание) (по дате регистрации);

• выявления страховщиком после 1 июля 2014 г. факта несвоевременной регистрации страхователя до 1 июля 2014 г., когда штраф в размере 10 базовых величин будет меньше штрафа, исчисленного в размере 10 % суммы страховых взносов за период уклонения страхователя от регистрации.

Белгосстрах не вправе предъявлять такой штраф страхователям, которые несвоевременно прошли регистрацию до 1 июля 2014 г. (по дате регистрации), когда штраф в размере 10 базовых величин равен или больше штрафа, исчисленного в размере 10 % суммы страховых взносов за период уклонения страхователя от регистрации.

2. Страхователь совершает нарушение в виде несвоевременного представления отчетности 4-страхование в день ее представления.

Исходя из этого штраф за несвоевременное представление отчетности 4-страхование в новом размере (10 базовых величин вместо 10 % суммы страховых взносов, начисленных за отчетный квартал) применяется в случаях:

• несвоевременного представления страхователем отчетности 4-страхование после 1 июля 2014 г. (по дате представления) независимо от того, за какой отчетный период она им представлена;

• выявления страховщиком после 1 июля 2014 г. факта несвоевременного представления страхователем отчетности 4-страхование до 1 июля 2014 г., если штраф в размере 10 базовых величин меньше штрафа, исчисленного в размере 10 % суммы начисленных страховых взносов за отчетный квартал.

Белгосстрах не вправе предъявлять такой штраф страхователям, которые несвоевременно представили отчетность 4-страхование до 1 июля 2014 г. (по дате представления), если штраф в размере 10 базовых величин равен или больше штрафа, исчисленного в размере 10 % суммы начисленных страховых взносов за отчетный квартал.

Штраф взыскивается в отношении отчетности за каждый отчетный период, за который страхователь представил ее с нарушением установленного срока.

3. Страхователь совершает нарушение в виде представления недостоверной отчетности 4-страхование в день ее представления.

Исходя из этого штраф за представление недостоверной отчетности 4-страхование в размере 10 базовых величин применяется только в случае представления страхователем такой отчетности после 1 июля 2014 г. (по дате представления) независимо от того, за какой отчетный период она им представлена.

Белгосстрах не вправе предъявлять такой штраф страхователям, которые представили недостоверную отчетность 4-страхование до 1 июля 2014 г. (по дате представления).

Штраф взыскивается в отношении недостоверной отчетности за каждый отчетный период.

4. Страхователь совершает нарушение в виде непредставления отчетности 4-страхование в момент истечения установленного срока ее представления за соответствующий отчетный период.

Исходя из этого штраф за непредставление отчетности 4-страхование в размере 10 базовых величин применяется только в отношении статотчетности, срок представления которой истекает после 1 июля 2014 г., т.е. начиная со статотчетности за январь-июнь 2014 г. (для страхователей, которые произвели в течение II квартала 2014 г. пособия или доплаты) и начиная со статотчетности за 2014 г. (для абсолютного большинства иных страхователей).

Белгосстрах не вправе предъявлять такой штраф страхователям, которые не представили отчетность 4-страхование за более ранние отчетные периоды (за январь-март 2014 г., за 2013 г. и т.д.).

Штраф взыскивается в отношении непредставленной отчетности за каждый отчетный период (начиная с отчетности за январь-июнь 2014 г.).

5. Страхователь совершает нарушение в виде непредставления документов, подтверждающих произведенные им страховые выплаты, в момент истечения установленного срока их представления.

При этом срок представления таких документов - в течение 3 рабочих дней со дня представления страхователем отчетности 4-страхование за тот отчетный период, по итогам которого страхователь должен ее представить с включением в состав этой отчетности данных о факте осуществления страховых выплат, которые необходимо документально подтвердить.

При этом исходя из буквального толкования нормы, устанавливающей такой срок (абзац 19 п.323 нового Положения № 530), в данном случае имеется в виду фактический день представления соответствующей отчетности, а не последний день срока, установленного для ее представления.

Исходя из этого штраф за непредставление документов, подтверждающих произведенные страховые выплаты, в размере 10 базовых величин применяется только в отношении документов, срок представления которых истекает после 1 июля 2014 г.

Белгосстрах не вправе предъявлять такой штраф страхователям, которые не представили указанные документы при представлении отчетности 4-страхование с данными о произведенных страховых выплатах, которые необходимо было подтвердить данными документами, до 1 июля 2014 г. невключительно (по дате представления отчетности). До 1 июля 2014 г. подтверждающие документы должны были представляться не позднее дня представления статотчетности (п.269, абзац 6 п.270 прежнего Положения № 530).

Штраф взыскивается один раз в отношении всего пакета документов по числу отчетных периодов отчетности 4-страхование.

6. Страхователь совершает нарушение в виде несвоевременного представления документов, подтверждающих произведенные им страховые выплаты, в день их представления.

Исходя из этого штраф за несвоевременное представление документов, подтверждающих произведенные страховые выплаты, в размере 10 базовых величин применяется только в отношении документов, несвоевременно представленных после 1 июля 2014 г.

Белгосстрах не вправе предъявлять такой штраф страхователям, которые несвоевременно представили указанные документы после фактического представления отчетности 4-страхование с данными о произведенных страховых выплатах, которые необходимо было подтвердить названными документами, до 1 июля 2014 г. невключительно (по дате представления документов).

Штраф взыскивается один раз в отношении всего пакета документов по числу отчетных периодов отчетности 4-страхование.

 

Примечание. Выражение «после 1 июля 2014 г.» используется в значении «1 июля 2014 г. и позже».

 

23.09.2014

 

Вадим Дражин, экономист, юрист