


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности». Изменения в части порядка обеспечения страховщиком застрахованных лиц последующими страховыми выплатами
С 1 июля 2014 г. комментируемый Указ (далее - Указ № 165) существенно изменил порядок и условия обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - обязательное страхование), осуществляемого специально уполномоченным страховщиком - Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (далее - Белгосстрах).
Кроме всего прочего, претерпел изменения и порядок обеспечения Белгосстрахом застрахованных лиц последующими страховыми выплатами по обязательному страхованию: единовременными, ежемесячными страховыми выплатами, назначаемыми в случае стойкой утраты застрахованными лицами профессиональной трудоспособности, выплатами в счет возмещения дополнительных расходов на их медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Проанализируем эти изменения.
Уточнено понятие «несчастный случай на производстве»
С 1 июля 2014 г. в определение «несчастного случая на производстве» наряду с исполнением трудовых обязанностей добавлено «выполнение работы по заданию страхователя (его уполномоченного должностного лица)» (абзац 19 п.271 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение № 530 и Указ № 530)).
До 1 июля 2014 г. было не совсем понятно, застрахованы ли по обязательному страхованию граждане, направленные промышленными и иными организациями на сельскохозяйственные работы в сельскохозяйственные организации в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1192 «О мерах по подготовке сельскохозяйственных организаций к полевым работам, созданию прочной кормовой базы и уборке урожая в 2014 году» (такой документ выходит ежегодно). То же касается и такого рода случаев, как участие работников в корпоративных спортивных мероприятиях и т.п. С одной стороны, работник не исполняет при этом своих непосредственных трудовых обязанностей, но с другой - он все-таки выполняет какие-то задания своего работодателя.
Рассматриваемое дополнение как раз и внесло ясность в данный вопрос: с 1 июля 2014 г. на подобного рода случаи распространяется обязательное страхование, при наступлении которых необходимо составлять акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 и обеспечивать потерпевшего страховыми выплатами.
Предоставлено право на выплаты за травму по заданию до введения обязательного страхования
Последующие страховые выплаты по обязательному страхованию назначаются Белгосстрахом не только застрахованным лицам, пострадавшим после введения обязательного страхования (с 1 января 2004 г.), но и гражданам, которые повредили здоровье (потеряли кормильца) при выполнении работы непосредственно у работодателя до 2004 г. (пп.278-281 Положения № 530).
Однако до 1 июля 2014 г. Белгосстрах не назначал такие выплаты гражданам, чьи имущественные интересы были нарушены до введения обязательного страхования (до 2004 г.) в связи с повреждением их здоровья или смертью их кормильца при выполнении работ, на которые они (их кормильцы) были направлены белорусскими нанимателями в другие организации.
С 1 июля 2014 г. Указ № 165 предоставил таким гражданам право на последующие страховые выплаты по обязательному страхованию, которое они могут реализовать не более чем за 3 последних года (пп.2.2 п.2 Указа № 165, пп.278, 279 Положения № 530).
Уточнено право на выплаты содержанцам
Ранее нетрудоспособным лицам, не состоявшим на иждивении умершего застрахованного лица, которым при его жизни была назначена пенсия или они имели заработок (доход) в размере, превышающем бюджет прожиточного минимума, предоставлялось право на ежемесячные страховые выплаты (п.262 Положения № 530 в редакции, действовавшей до 1 июля 2014 г. (далее - прежняя редакция Положения № 530)). Однако право на получение таких выплат почему-то должно было предоставляться по решению суда (п.262 прежней редакции Положения № 530). То есть данная норма содержала внутреннее противоречие.
Кроме того, было не до конца ясно, кто и как должен был определять размер ежемесячных страховых выплат указанным лицам (суд, Белгосстрах или кто-то еще).
Все это значительно затрудняло процедуру назначения ежемесячных страховых выплат по обязательному страхованию указанной категории граждан.
С 1 июля 2014 г. Указ № 165 устранил эти затруднения: отныне само право на указанные выплаты указанным категориям граждан, а также размер таких выплат устанавливаются решением суда (п.290 Положения № 530).
Предоставлено право на единовременную выплату родителям умершего застрахованного лица
До 1 июля 2014 г. право на единовременную страховую выплату по обязательному страхованию в случае смерти застрахованного лица имели в равных долях супруга (супруг) умершего застрахованного лица независимо от ее (его) трудоспособности и иные лица, имевшие на день смерти застрахованного лица право на получение ежемесячной страховой выплаты (как правило, это его несовершеннолетние дети) (п.275 прежней редакции Положения № 530).
С 1 июля 2014 г. право на единовременную страховую выплату по обязательному страхованию получили также родители умершего застрахованного лица независимо от их трудоспособности, но только при условии отсутствия у застрахованного лица супруга (супруги) (часть первая п.302 Положения № 530).
Кроме того, изменен подход к определению размера такой выплаты. Ранее она определялась в 12-кратном размере среднемесячного заработка (дохода) (п.275 прежней редакции Положения № 530). С 1 июля 2014 г. она определяется в 12-кратном размере средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за месяц, предшествовавший месяцу, в котором Белгосстраху представлен последний необходимый для ее назначения документ, умноженной на индивидуальный коэффициент заработка (дохода) застрахованного (часть вторая п.302 Положения № 530).
При этом как до, так и после 1 июля 2014 г. указанный размер единовременной выплаты делится поровну на всех ее получателей.
Уточнен состав членов семьи
С 1 июля 2014 г. конкретизирован состав такой группы граждан, которые могут претендовать на те или иные виды последующих страховых выплат по обязательному страхованию как члены семьи застрахованного лица (абзац 21 п.271 Положения № 530). Объем прав таких граждан на последующие страховые выплаты по обязательному страхованию закреплен в абзаце 4 части первой п.288, п.289, абзаце 6 п.299, п.344 Положения № 530.
Право на выплаты студентам
Лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые на момент смерти застрахованного лица в соответствии со ст.30 Кодекса Республики Беларусь об образовании являлись обучающимися в дневной форме получения образования (за исключением курсантов и слушателей), с 1 июля 2014 г. приравнены к гражданам, имеющим право на последующие страховые выплаты по обязательному страхованию в случае смерти застрахованного лица (как нетрудоспособные лица, состоявшие на его иждивении) (часть вторая п.288 Положения № 530).
До 1 июля 2014 г. указанные лица также имели право на страховые выплаты, но прямо не были указаны в закрытом перечне граждан, имеющих на них право в случае смерти застрахованного лица, наступившей в результате страхового случая, который был приведен в п.260 прежней редакции Положения № 530. Это создавало трудности в реализации ими такого права.
Расширена сфера применения ограничения периода получения выплат за прошлое время
Как до, так и после 1 июля 2014 г. застрахованным лицам предоставлено право получить последующие страховые выплаты по обязательному страхованию (прежде всего ежемесячные) не больше чем за 3 года до обращения за ними.
До 1 июля 2014 г. такое ограничение не распространялось на граждан, имеющих право на последующие страховые выплаты по обязательному страхованию в случае смерти застрахованного лица.
С 1 июля 2014 г. такое ограничение установлено также и в отношении этих граждан (п.335 Положения № 530).
Упорядочено понятие стойкой утраты профессиональной трудоспособности
С 1 июля 2014 г. введено строгое понятие стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Так, стойкая утрата профессиональной трудоспособности - стойкое снижение или потеря вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания способности осуществлять профессиональную деятельность, предшествующую наступлению страхового случая (абзац 15 п.271 Положения № 530).
До 1 июля 2014 г. это понятие также фигурировало в главе 14 прежней редакции Положения № 530, однако оно отсутствовало терминологически, было не упорядочено и вносило тем самым некоторую правовую неопределенность в соответствующие правоотношения.
Например, при несчастном случае на производстве страхователь (работодатель) обязан назначить и выплачивать застрахованному лицу (работнику) за счет средств обязательного страхования пособие по временной нетрудоспособности. Такое пособие выплачивается только до наступления стойкой утраты профессиональной трудоспособности (п.268 прежней редакции Положения № 530, п.295 Положения № 530). Однако до 1 июля 2014 г. было не до конца ясно, что именно должно было произойти, чтобы выплата указанного пособия была прекращена, что именно значило установление стойкой утраты профессиональной трудоспособности. На практике момент возникновения такой утраты Белгосстрах связывал с моментом определения медико-реабилитационной экспертной комиссией (МРЭК) «степени утраты профессиональной трудоспособности», которая, в свою очередь, выражалась через стойкое снижение способности осуществлять профессиональную деятельность.
Или же, например, до 1 июля 2014 г. было определено, что ежемесячные страховые выплаты назначаются застрахованному лицу на весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого МРЭК установлен факт соответствующей утраты (п.307 прежней редакции Положения № 530). Но потерпевший утрачивает профессиональную трудоспособность в момент страхового случая. Медико-реабилитационная экспертная комиссия лишь определяет степень такой утраты в том случае, когда она приобретает устойчивый характер. При этом есть понятие временной утраты профессиональной трудоспособности, за период которой потерпевший обеспечивается пособием по временной нетрудоспособности. Иными словами, вполне можно было заключить, что указанная норма позволяет обеспечить потерпевшего одновременно двумя видами выплат: и пособием по временной нетрудоспособности от работодателя, и ежемесячными страховыми выплатами от Белгосстраха. На практике, конечно же, было не так, но и однозначное и четкое правовое обоснование тому привести было достаточно трудно. Это вызывало непонимание субъектов обязательного страхования, которое могло приводить к конфликтным ситуациям.
С принятием же Указа № 165 степень утраты профессиональной трудоспособности - это выраженная в процентах стойкая утрата профессиональной трудоспособности (абзац 14 п.271 Положения № 530). Именно на стойкость утраты акцентировано внимание в пп.298 и 333 Положения № 530. Стойкая утрата приобрела четкое правовое содержание в абзацах 19, 20 п.271 (определение несчастного случая на производстве и профессионального заболевания), п.295 (предел выплаты пособия по временной нетрудоспособности), п.297 (предел выплаты доплат до среднемесячного заработка) Положения № 530.
Итак, с 1 июля 2014 г. стало юридически ясно, что утрата профессиональной трудоспособности как основание для страхового обеспечения потерпевшего застрахованного лица в обязательном страховании делится на два периода:
• временная утрата (страховое обеспечение в виде пособия по временной нетрудоспособности и доплат до среднемесячного заработка за счет средств обязательного страхования производит страхователь (работодатель));
• стойкая утрата (страховое обеспечение в виде единовременной, ежемесячных и дополнительных страховых выплат производит Белгосстрах).
Усилены ограничения страховых выплат
Пункт 291 Положения № 530 по сравнению с ранее действовавшим в этой части п.264 прежней редакции Положения № 530 расширил состав обстоятельств страхового случая, при которых страховые выплаты по обязательному страхованию не производятся, в частности:
• добавлена обусловленность исключительно заболеванием застрахованного лица, имевшимся у него до повреждения здоровья, подтвержденным документом, выданным организацией здравоохранения;
• добавлено «не при исполнении застрахованным лицом трудовых обязанностей или не при выполнении работы по заданию страхователя (его уполномоченного должностного лица) и не в других определенных в пункте 272 настоящего Положения случаях»;
• добавлено противоправное деяние застрахованного лица, в т.ч. умышленное причинение вреда своему здоровью;
• расширен круг органов, уполномоченных на подтверждение обстоятельств, выразившихся в наличии умысла, противоправного деяния (наряду с судом добавлены органы прокуратуры, Следственного комитета и иные уполномоченные государственные органы);
• весь состав ограничений распространен также на случай смерти застрахованного лица (т.е. ограничены страховые выплаты также и лицам, имеющим право на них в случае смерти застрахованного лица), чего не было до 1 июля 2014 г.
Кроме этого, до 1 июля 2014 г. было предусмотрено также уменьшение Белгосстрахом ежемесячных страховых выплат при грубой неосторожности застрахованного лица в зависимости от степени его вины, но не более чем на 25 % (п.263 Положения № 530). При этом было не совсем понятно, как именно размер такого уменьшения должен был зависеть от степени вины. На практике страховщик применял пропорциональную зависимость: 25 % вины - 25 % уменьшения выплат. С 1 июля 2014 г. закреплен именно такой подход - зависимость признана пропорциональной (часть первая п.311 Положения № 530).
При этом предельный размер уменьшения выплат увеличен вдвое - с 25 до 50 %, а само ограничение распространено не только на ежемесячные страховые выплаты, но и на единовременную страховую выплату (часть первая п.311 Положения № 530).
Не учитывается период получения пенсии
До 1 июля 2014 г. была предусмотрена безусловная обязанность страховщиков и Белорусского бюро по транспортному страхованию производить страховую выплату за вред, причиненный жизни, здоровью потерпевшего, независимо от сумм, выплачиваемых органами по труду и социальной защите, выплачиваемых по социальному страхованию и по иным заключенным договорам обязательного и добровольного страхования (подп.3.2 п.3 Указа № 530).
С 1 июля 2014 г. эта обязанность стала условной - подп.3.2 п.3 Указа № 530 дополнен словами «если иное не установлено законодательными актами».
При этом с 1 июля 2014 г. уже предусмотрен один из таких случаев: лицу, имеющему право на получение ежемесячной страховой выплаты, которому назначена пенсия по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячная страховая выплата не назначается на период, за который это лицо обеспечивается указанной пенсией (п.300 Положения № 530).
Иными словами, реализован принцип «или/или» - или ежемесячная страховая выплата от Белгосстраха, или пенсия по инвалидности (по случаю потери кормильца) от пенсионных органов.
Этот же принцип распространен и на требования по страховому обеспечению за прошедшие 3 года (часть вторая п.335 Положения № 530).
Пересмотрен состав дополнительных страховых выплат
С 1 июля 2014 г. пересмотрен состав дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного лица, компенсируемых страховым обеспечением по обязательному страхованию, в т.ч. упорядочены их виды, произведены некоторые изменения и дополнения (подп.292.6 п.292 Положения № 530).
Так, например с 1 июля 2014 г. предусмотрен новый вид дополнительных выплат - финансирование за счет средств обязательного страхования расходов на трудовую реабилитацию застрахованных лиц (создание рабочего места для застрахованного лица, получившего инвалидность вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) (абзац 11 подп.292.6 п.292 Положения № 530).
Обратим внимание на то, что новый порядок обеспечения дополнительными видами страховых выплат определен с 1 июля 2014 г. Положением о порядке оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2014 № 637.
Уточнен порядок обращения за последующими страховыми выплатами
Состав лиц, имеющих право обратиться к страховщику за последующими страховыми выплатами, дополнен представителями лиц, имеющих право на них в случае смерти застрахованного лица (части первая, вторая п.327 Положения № 530). Ранее это было прямо не предусмотрено. В то же время такие представители могли обращаться в Белгосстрах в рамках реализации общего порядка представительства, установленного гражданским законодательством. Однако иногда такая неполная правовая определенность создавала трудности на практике.
Упорядочен механизм сбора документов, необходимых для назначения последующих страховых выплат (части третья, четвертая п.327 Положения № 530). Отметим, что с 1 июля 2014 г. заявители должны точно знать, что документы, приведенные в части третьей п.327 Положения № 530 (копия трудовой книжки, документы, подтверждающие расходы на погребение, и некоторые другие), обязаны представлять только они сами. Белгосстрах же собирает только те документы, которые не будут представлены заявителями.
После 1 июля 2014 г. также стало в полной мере ясно, что страхователь (работодатель потерпевшего) обязан представлять документы (их заверенные копии), являющиеся основанием для назначения последующих страховых выплат, не только застрахованному лицу или лицу, имеющему право на их получение, но и самому Белгосстраху (абзац 15 п.323 Положения № 530).
Это касается, прежде всего, такого важнейшего документа, как справка о ежемесячном заработке (доходе) застрахованного лица за период, выбранный им для расчета индивидуального коэффициента заработка (дохода) застрахованного (абзац 3 части пятой п.327 Положения № 530).
![]() |
Обратите внимание! С 1 июля 2014 г. уточнен механизм представления такой справки (п.8 Положения о порядке истребования сведений и (или) документов, необходимых для принятия решения о назначении страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1462). |
Пересмотрен порядок расчета последующих страховых выплат
Такие изменения и дополнения содержатся в п.301, части второй п.302, пп.303-306, 308-310, 312, 315, 317, части второй п.319 Положения № 530.
Многие из них носят уточняющий и упорядочивающий характер, однако некоторые все же носят и существенный характер.
Так, с 1 июля 2014 г. 12-кратный размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на ее получение в случае смерти застрахованного лица, привязан к показателю откорректированной средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за последний месяц (часть вторая п.302 Положения № 530) - точно так же, как и шестикратный размер единовременной страховой выплаты самому застрахованному лицу (часть первая п.301 Положения № 530). Ранее первый был привязан к показателю среднемесячного заработка, порядок расчета которого был не до конца ясен (п.75 прежней редакции Положения № 530).
С 1 июля 2014 г. ежемесячная страховая выплата всем категориям получателей будет в точности следовать размеру средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за предшествующий месяц, в т.ч. и в случае ее уменьшения (часть вторая п.304 Положения № 530). Ранее она следовала только за возрастающим размером данного показателя и не уменьшалась (п.281 прежней редакции Положения № 530).
В то же время ежемесячные страховые выплаты, назначаемые за каждый месяц в рамках периода прошлого времени, будут рассчитываться исходя из последнего актуального размера указанного показателя (часть первая п.304 Положения № 530), а не помесячно, как это было ранее (п.278 прежней редакции Положения № 530).
В состав заработка застрахованного лица, исходя из которого рассчитывается его индивидуальный коэффициент, предназначенный для корректировки средней заработной платы рабочих и служащих при определении размера единовременной и ежемесячных страховых выплат, с 1 июля 2014 г. не будут включаться пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (п.306 Положения № 530, п.279 прежней редакции Положения № 530). Соответственно, месяцы временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам по желанию застрахованного лица могут исключаться из числа месяцев, за которые определяется его индивидуальный коэффициент (п.315 Положения № 530).
В состав указанного заработка застрахованного лица для целей расчета ежемесячных страховых выплат лицам, имеющим на них право в случае смерти застрахованного лица, с 1 июля 2014 г. не будет включаться получаемая им при жизни пенсия (п.309 Положения № 530, п.282 прежней редакции Положения № 530).
Установлен порядок расчета единовременной страховой выплаты застрахованному лицу при повторном страховом случае (часть вторая п.319 Положения № 530), который отличается от порядка расчета в таком случае ежемесячной страховой выплаты (часть первая п.319 Положения № 530, п.292 прежней редакции Положения № 530).
Изменены сроки назначения и осуществления последующих страховых выплат
С 1 июля 2014 г. установлен единый предельный срок назначения Белгосстрахом единовременных и ежемесячных страховых выплат всем категориям получателей - 5 рабочих дней со дня поступления всех необходимых документов (их заверенных копий) (часть первая п.331 Положения № 530). Ранее этот срок составлял 5 рабочих дней для застрахованного лица и 2 рабочих дня в случае его смерти (п.305 прежней редакции Положения № 530). Мотив прост - нехватка второго срока Белгосстраху на практике.
При этом Белгосстраху также предоставлено право приостановить указанный срок в случае обжалования им ключевых решений, положенных в основу возникновения права на последующие страховые выплаты по обязательному страхованию в каждом конкретном случае (часть вторая п.331 Положения № 530).
С 1 июля 2014 г. установлен также единый предельный срок осуществления страховщиком единовременных страховых выплат всем категориям получателей - 10 рабочих дней со дня их назначения (п.339 Положения № 530). Ранее этот срок составлял 15 календарных дней для застрахованного лица и 10 календарных дней в случае его смерти (п.315 прежней редакции Положения № 530).
Обратим также внимание на то, что с 1 июля 2014 г. строго закреплены способы осуществления страховых выплат (по почте или на счет в банке) (часть первая п.341 Положения № 530).
Расширены обязанности получателей страховых выплат
С 1 июля 2014 г. состав специальных обязанностей в области обязательного страхования застрахованного лица дополнен его обязанностью в двухнедельный срок в письменной форме известить Белгосстрах о трудоустройстве и увольнении с работы, если он является инвалидом вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, не достигшим общеустановленного пенсионного возраста (абзац 2 п.321 Положения № 530).
Данные сведения необходимы Белгосстраху для исполнения им своей обязанности уплачивать за неработающих застрахованных лиц указанной категории обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (абзац 13 п.326 Положения № 530).
Кроме этого, все обязанности, предусмотренные п.321 Положения № 530, наряду с застрахованными лицами вменены также и другим лицам, имеющим право на получение страховых выплат.
Пересмотрен механизм регулирования недополученных и переплаченных страховых выплат
В части первой п.343 Положения № 530 больше не фигурирует слово «ежемесячных». Это значит, что механизм работы с суммами страховых выплат, недополученными в связи со смертью их получателей, который ранее был предусмотрен частями первой, второй п.317 прежней редакции Положения № 530, с 1 июля 2014 г. распространен на все виды страховых выплат, в т.ч. пособие по временной нетрудоспособности и доплаты до среднемесячного заработка, которые назначаются и выплачиваются за счет средств обязательного страхования непосредственно страхователями (работодателями). Напомним, что данный механизм базируется на общем механизме наследственного правопреемства аналогичных выплат, установленном ст.1090 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
До 1 июля 2014 г. любые излишне перечисленные суммы страховых выплат могли взыскиваться Белгосстрахом только в судебном порядке (часть третья п.317 прежней редакции Положения № 530). С 1 июля 2014 г. Белгосстраху предоставлено право взыскивать суммы страховых выплат, излишне перечисленные на счет в банке получателя после наступления обстоятельств, влекущих их прекращение, в бесспорном порядке (часть третья п.343 Положения № 530). При этом в случае отсутствия денежных средств на счете в банке, а также во всех других случаях излишних перечислений страховых выплат на счет в банке (например, в случае ошибки), излишне перечисленные Белгосстрахом суммы страховых выплат по-прежнему предписано взыскивать только в судебном порядке (часть четвертая п.343 Положения № 530).
22.10.2014
Вадим Дражин, экономист, юрист