Комментарий от 10.06.2014
Автор: Старовойтова Д.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16.05.2014 № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами». На какие особенности следует обратить внимание плательщикам единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при реализации товаров с 1 июля 2014 года?


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 16.05.2014 № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами». На какие особенности следует обратить внимание плательщикам единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при реализации товаров с 1 июля 2014 года?

Принятие комментируемого Указа (далее - Указ № 222) направлено на создание равных условий хозяйствования для всех субъектов, независимо от их организационно-правовой формы, предотвращение ввоза и распространения на территории Республики Беларусь продукции, нелегально произведенной и выпущенной в обращение на территории Таможенного союза незаконно.

Министерство по налогам и сборам РБ (далее - МНС) разъяснило порядок реализации с 1 июля 2014 г. товаров плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог), разместив на своем сайте (http://www.nalog.gov.by/ru/news_ministerstva_ru/view/o-dokumentax-podtverzhdajuschix-priobretenie-tovarov-ix-kachestvo-i-bezopasnost-12145/) текст письма от 07.04.2014 № 3-1-10/1410, подготовленного совместно с Министерством торговли, Госстандартом и Государственным таможенным комитетом. В письме разъяснены отдельные вопросы документального подтверждения приобретения товаров, их безопасности и качества.

Ниже рассмотрены правила применения новых условий реализации товаров, вытекающих из Указа № 222 и разъяснений МНС.

Наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) товаров

С 1 июля 2014 г. индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога обязали обеспечить наличие на все реализуемые товары (в т.ч. на товары, ввозимые из стран Таможенного союза) документов, подтверждающих их приобретение (поступление), в местах хранения, реализации и при перевозке (транспортировке) (часть первая подп.1.1 п.1 Указа № 222).

То есть с 1 июля 2014 г. индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога обязаны осуществлять ввоз, транспортировку по территории Республики Беларусь, хранение и реализацию любых товаров (в т.ч. из стран Таможенного союза) на основании документов, подтверждающих их приобретение (поступление).

Документами, подтверждающими приобретение товаров на территории государств - членов Таможенного союза за наличный расчет индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог, названы следующие документы:

• первичные учетные документы, предусмотренные законодательством государства, на территории которого приобретены товары;

• кассовые (товарные) чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие оплату товаров;

• счета-фактуры, если их оформление предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого приобретены товары (часть вторая подп.1.1 п.1 Указа № 222). В случае применения наличной формы расчета для индивидуальных предпринимателей счет-фактура не является обязательным документом.

Обязанность по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе товаров и представлению налоговой декларации

С 1 июля 2014 г. при ввозе товаров из стран Таможенного союза индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога обязаны уплачивать НДС. Это предусмотрено Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008, подписанном правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол по товарам).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе и Протокол по товарам утратили силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

Индивидуальные предприниматели обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) по налогу на добавленную стоимость и уплачивать НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ввезенные товары были приняты на учет (пп.7 и 8 ст.2 Протокола по товарам).

Индивидуальные предприниматели должны помнить, что отчетность по НДС при ввозе товаров имеет ежемесячный характер, и выбрать вариант ее ежеквартального представления невозможно. Это касается также товара, ввезенного из стран Таможенного союза. Например, если товар ввезен в июле 2014 г., то не позднее 20 августа 2014 г. в инспекцию МНС следует представить часть II налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость по форме, приведенной в приложении 1 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82, а также уплатить НДС в бюджет.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 февраля 2015 г. вступило в силу постановление МНС РБ от 24.12.2014 № 42, которым утверждена новая форма декларации по налогу на добавленную стоимость. Порядок применения новых налоговых деклараций определен в п.4 постановления № 42.

 

Вместе с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость в налоговый орган представляются следующие документы (либо их копии, заверенные в установленном порядке) (п.8 ст.2 Протокола по товарам):

• заявление на бумажном носителе (в 4 экземплярах) и в электронном виде.

Чтобы заполнить заявление установленной формы, необходимо скачать файл с программой АРМ «Плательщик - Таможенный союз», версия 2.0.0.30, размещенный на сайте МНС www.nalog.gov.by в разделе «Таможенный союз». После заполнения электронного заявления оно выводится на печать (в 4 экземплярах) и подписывается. Для передачи в инспекцию МНС заявления в электронном виде понадобится флешка (иной носитель информации в электронном виде), на которую следует скопировать заполненное заявление;

• выписка банка, подтверждающая фактическую уплату НДС по ввезенным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате «ввозного» НДС, если это предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза (например, это может быть заверенная копия платежного поручения);

• транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена Таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории Российской Федерации или Республики Казахстан на территорию Республики Беларусь (CMR, спецификация, товарно-транспортная или товарная накладная, счет-фактура по форме согласно приложению 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137);

• счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республики Казахстан при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством названных государств;

• договоры (контракты), на основании которых приобретены товары.

Стоит отметить, что статистическое декларирование по внешнеторговому договору поставки не осуществляется, если расчеты произведены физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, наличными денежными средствами за пределами Республики Беларусь (подп.1.2.3 п.1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»). В иных случаях статистическая декларация оформляется по каждому факту поставки, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора отгрузки (поставки) товаров, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более. При этом по усмотрению экспортера (импортера), грузоотправителя (грузополучателя) статистическая декларация может быть представлена по внешнеторговым договорам стоимостью менее 1 000 евро (части четвертая и пятая подп.1.3 п.1 постановления Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров»);

• информационное сообщение (в случаях, когда в сделке участвует 3 лица и более).

Требования к оформлению кассовых (товарных) чеков, квитанций или других документов, подтверждающих оплату товаров

В случае приобретения индивидуальными предпринимателями товаров на территории государств - членов Таможенного союза за наличный расчет в качестве документа, подтверждающего приобретение товаров (для целей соблюдения требований п.8 ст.2 Протокола по товарам), налоговыми органами будет приниматься кассовый (товарный) чек, квитанция или другой документ, подтверждающий оплату товаров. Названные документы имеют два варианта обязательных реквизитов в зависимости от способа оплаты:

1) с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).

При предоставлении подтверждения оплаты в Российской Федерации через ККТ индивидуальный предприниматель должен руководствоваться Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 № 745. На основании частей второй и третьей п.4 названного Положения в чеке обязательно должны быть следующие реквизиты:

• наименование организации;

• идентификационный номер организации-налогоплательщика (аналог применяемого в Республике Беларусь учетного номера плательщика);

• заводской номер контрольно-кассовой машины;

• дата и время покупки (оказания услуги);

стоимость покупки (услуги);

• признак фискального режима.

На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ;

2) без применения ККТ.

Подпунктом 2.1 п.2 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установленных п.2 ст.346.26 Налогового кодекса РФ, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющие патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не подпадающие под действие пп.2 и 3 названной статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

• наименование документа;

• порядковый номер документа, дату его выдачи;

• наименование организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);

• идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ (аналог применяемого в Республике Беларусь учетного номера налогоплательщика);

наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

• сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

• должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Таким образом, стоит обратить внимание на следующее:

1) при наличии чека, подтверждающего оплату на территории Российской Федерации с применением ККТ, количество товара не является обязательным реквизитом (в таком чеке указывается лишь общая сумма покупки);

2) при наличии документа, подтверждающего приобретение и оплату товара без применения ККТ, в его реквизитах обязательно указывается количество и сумма приобретенного товара.

Как легализовать ранее ввезенный товар

Указом № 222 до 1 марта 2015 г. установлен переходный период, в течение которого индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога вправе осуществлять розничную торговлю остатками товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза до 1 июля 2014 г. без документов, подтверждающих их приобретение (поступление), на основании описи таких товаров.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 апреля 2015 г. в Указ № 222 на основании Указа Президента РБ от 30.03.2015 № 143 внесены изменения. Подробнее см. Комментарий.

 

При этом опись остатков указанных товаров индивидуальные предприниматели должны представить для регистрации в налоговый орган по месту постановки на учет в срок не позднее 30 июля 2014 г.

Перечень реквизитов, которые необходимо указать в описи остатков товаров, приведен в части второй подп.1.2 п.1 Указа № 222.

Опись составляется в произвольной форме. На сайте МНС (http://www.nalog.gov.by/ru/news_ministerstva_ru/view/rekomendatsii-po-sostavleniju-opisi-ostatkov-tovarov-individualnymi-predprinimateljami-platelschikami-12078/) приведены примерная форма описи остатков товаров и пример ее заполнения.

Ниже показан пример составления описи остатков товара с использованием фрагмента таблицы инвентаризационной описи оборотных активов формы 6-инв (приложение 11 к Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180):

 

ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ
остатков товаров
 

Наименование организации индивидуальный предприниматель Иванов Иван Иванович

Подразделение организации торговый объект по адресу: г.Минск, ул.Садовая, 77, пом.1
УНП 111111111

 
№ п/п Оборотные активы
Единица измерения
Цена, руб.
Фактическое наличие
наименование, вид, сорт, группа номенклатурный номер (при его наличии)
коли-чество
сумма, руб.
1
2
3
4
5
6
7
1
Сумочка 11418/L41C кожа вензеля кор К64; кожа беж
000000100
шт.
503 648
1
503 648
2
Сумочка 11423/L29C кожа питон серо-беж К166; кожа беж
000000098
шт.
454 269
1
454 269
3
Сумочка 11433/289.1C кз беж стежка Р467-7с3; кз т-беж
000000200
шт.
98 982
1
98 982
4
Сумочка 11505/832L кз беж Р620-4; кз красный; лазер 2
000000057
шт.
148 131
1
148 131
5
Сумочка 11509/917L кз оранж Р635-7; кз беж; кз кор; лазер
000000074
шт.
128 381
1
128 381
6
Сумочка 11550/L46C кожа белая К174; кожа вишня; рисунок
000000102
шт.
474 020
1
474 020
7
Сумочка 11736/882L кз беж Р620-4; кз оранж; лазер 8
000000062
шт.
167 882
1
167 882
8
Сумочка 11818/1120В кз (экокожа) серо-беж Р623-9; кз кор
000000043
шт.
167 882
1
167 882
9
Сумочка 11883/303.1L кз темно-желтый Р620-5; кз кор
000000050
шт.
138 256
1
138 256
10
Сумочка 11884/303.1L кз серый Р615-9; кз св-серый; лазер 1
000000049
шт.
129 210
1
129 210
11
Сумочка 11886/832L кз серо-беж Р622-9; кз кор
000000058
шт.
148 131
1
148 131
12
Сумочка 11911/1131L кз серый Р615-9; кз черный; лазер 27
000000189
шт.
129 612
1
129 612
13
Сумочка 11973/1064С кз питон кор-беж Р638-2; кз кор
000000033
шт.
167 882
1
167 882
14
Сумочка 11979/1048В кз кор стежка Р639-2с4; кз кор
000000107
шт.
104 334
1
104 334
ИТОГО
шт.
14
2 960 620

 

Итого по описи:  
количество порядковых номеров Четырнадцать
     (прописью)
общее количество единиц фактически Четырнадцать
     (прописью)
на сумму, руб., фактически Два миллиона девятьсот шестьдесят тысяч шестьсот двадцать

                                             (прописью)

 

Опись остатков товаров составляется по каждому объекту (торговому, складскому), в котором имеются остатки товаров. Опись составляется в 2 экземплярах в произвольной форме на бумажном носителе. Оба экземпляра представляются в налоговый орган для заверения. Налоговый орган в течение 2 рабочих дней заверяет каждую страницу описи и возвращает 1 заверенный экземпляр индивидуальному предпринимателю.

Опись остатков товаров с отметкой налогового органа должна находиться в том объекте (торговом, складском), по которому она составлена, до окончания выбытия (реализации или отпуска из мест хранения в места реализации) остатков товаров.

Соответственно, индивидуальному предпринимателю необходимо организовать раздельный учет реализации остатков товаров по зарегистрированной в инспекции МНС описи и иных товаров.

Реализация остатков товаров в розничной торговле может осуществляться до 1 марта 2015 г. с уплатой единого налога и налога на добавленную стоимость в фиксированных суммах (абзац 2 подп.1.3 п.1 Указа № 222). Как видим, уплата единого налога и НДС в фиксированных суммах предусмотрена только по реализации в розницу, т.е. физическим лицам.

Оптовая реализация остатков товаров (т.е. организациям и индивидуальным предпринимателям) должна осуществляться на основании первичных учетных документов, оформляемых в соответствии с законодательством (т.е. на основании накладных типовых форм ТТН-1 и ТН-2, утвержденных постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192), которые надлежит выписать индивидуальному предпринимателю - продавцу. При этом доходы, полученные таким индивидуальным предпринимателем от оптовой реализации остатков товаров, подлежат обложению подоходным налогом либо налогом при упрощенной системе налогообложения (далее - УСН). Оптовая торговля остатками товаров также может осуществляться до 1 марта 2015 г. (абзац 3 подп.1.3 п.1 Указа № 222).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 сентября 2016 г. постановлением Минфина РБ от 30.06.2016 № 58 установлены новые формы товарно-транспортной накладной ТТН-1 и товарной накладной ТН-2, а также утверждена Инструкция о порядке их заполнения.

Административная ответственность за нарушение правил реализации остатков товаров

Реализация индивидуальными предпринимателями остатков товаров, по которым нет документов, подтверждающих их приобретение (поступление), после 1 марта 2015 г. не допускается.

За реализацию товаров с нарушением условий, предусмотренных Указом № 222, на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, или без конфискации (часть четвертая ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 4 ст.12.17 вышеназванного Кодекса предполагает наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров (в редакции Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З).

 

Возможность перехода на упрощенную систему налогообложения

При наличии на все реализуемые товары документов, подтверждающих их приобретение (поступление), индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога вправе перейти на УСН, причем не только с соблюдением сроков, установленных ст.287 Налогового кодекса РБ (с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо с начала календарного года), но также с 1 июля или 1 октября 2014 г., представив в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН (соответственно, не позднее 31 июля или 31 октября 2014 г.) (подп.1.4 п.1 Указа № 222).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. вопросы налогообложения при УСН рассматриваются в главе 32 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З. Комментарий см. здесь.

 

Ограничения на реализацию некоторых видов товаров

Для физических лиц с 1 июля 2014 г. устанавливаются ограничения на реализацию товаров. С указанной даты физические лица вправе реализовывать на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах следующие товары (часть первая подп.1.5 п.1 Указа № 222):

• созданные этими физическими лицами произведения живописи, графики, скульптуры, предметы народных промыслов, продукцию ремесленной деятельности;

• продукцию цветоводства, декоративных растений, их семена и рассаду, животных;

• непродовольственные товары, бывшие в употреблении у этих физических лиц и (или) членов их семьи;

• лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи, другую дикорастущую продукцию;

• сельскохозяйственную продукцию, выращенную в личном подсобном хозяйстве, что подтверждается соответствующей справкой.

Реализация физическими лицами иных товаров с 1 июля 2014 г. запрещается. При этом в случае реализации произведений живописи, графики, скульптуры, предметов народных промыслов, созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных физические лица должны уплатить единый налог.

Реализация физическими лицами товаров, не перечисленных в подп.1.5 п.1 Указа № 222, на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, а равно в иных местах, торговля в которых в соответствии с законодательством не допускается, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин (часть первая подп.1.6 п.1 Указа № 222).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. подп.1.6 п.1 Указа № 222 утратил силу в связи со вступлением в силу Закона РБ от 04.01.2016 № 351-З.

С 4 апреля 2016 г. норма об ответственности содержится в части 8 ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Улучшение условий осуществления предпринимательской деятельности

Одновременно с введением для индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога обязанности по наличию подтверждающих документов на реализуемые ими товары Указом № 222 внесены изменения в п.2 Указа Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», согласно которым всем индивидуальным предпринимателям предоставляется право привлекать по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам не более 3 физических лиц независимо от родственных связей. Кроме того, снимаются ограничения по количеству торговых, обслуживающих и иных объектов, используемых индивидуальными предпринимателями в своей деятельности (подп.2.1 п.2 Указа № 222). На основании подп.5.3 п.5 Указа № 222 названные изменения вступили в силу с 21 мая 2014 г.

Обязанности индивидуального предпринимателя по учету страховых взносов в Фонд социальной защиты населения

В случае привлечения наемных работников индивидуальному предпринимателю необходимо стать на учет в соответствующем территориальном органе Фонда социальной защиты населения (далее - Фонд) в качестве плательщика страховых взносов с доходов, начисляемых наемным лицам.

Кроме того, следует приобрести флешку для обмена электронными файлами, содержащими ежеквартальную отчетность, формы ПУ-1 и ПУ-2, отчет по форме 4-фонд, индивидуальные сведения по форме ПУ-3.

Необходимо также строго следить за уплатой страховых взносов из начисленных наемным работникам доходов по ставкам 34 % и 1 % (исходя из установленных сроков выплаты заработной платы) и производить начисление пособий по временной нетрудоспособности (в случае наступления таких событий).

Индивидуальным предпринимателям следует также обращаться с запросом в Фонд для подтверждения недостающих периодов по уплате обязательных страховых вносов при расчете листков нетрудоспособности. Такой запрос необходимо составлять на бланке для письма по следующей форме:

 

«__» ____________ 20__ г. № ______ _______________________________ отдел
На № ______ от «__» ____________ 20__ г. ____________________ управления Фонда
  социальной защиты населения

О предоставлении информации

Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Запрос на предоставление сведений о недостающих периодах уплаты обязательных страховых взносов

В связи с назначением пособия по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) работникам организации, по которым имеется информация об уплате обязательных страховых взносов менее чем за 6 месяцев, просим предоставить сведения о недостающих периодах уплаты обязательных страховых взносов согласно части второй п.17 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569:

 

№ п/п Фамилия, собственное имя, отчество застрахованного лица Страховой номер Период Примечание
с по
           
           

 

Руководитель   ________________   ____________________
   
(подпись)
    (инициалы, фамилия)
М.П.      
       
   
(фамилия исполнителя, номер служебного телефона, дата)
 

 

Индивидуальному предпринимателю следует также помнить про обязанности агента по удержанию и уплате подоходного налога с дохода, начисленного наемным лицам.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 марта 2019 г. следует руководствоваться частью второй п.17 Положения № 569 в редакции постановления Совета Министров РБ от 22.03.2019 № 187.

 

10.06.2014

 

Дина Старовойтова, аудитор, директор общества с ограниченной ответственностью «АЭК», председатель Совета по бухгалтерскому учету и аудиту общественного объединения «Белорусский союз предпринимателей»