Комментарий от 25.04.2014
Автор: Денисевич А.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Виды проверок


СОДЕРЖАНИЕ

 

Плановые проверки

Совместные проверки

Внеплановые проверки

Внеплановые тематические оперативные проверки. Перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение внеплановых тематических оперативных проверок

Встречные проверки

Проверки в рамках моратория

Повторные проверки

 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Виды проверок

Справочно (об авторе)

Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля РБ, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля РБ.

 

Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510) был разработан и принят в целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, определения единого порядка ее проведения, создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. в Указ № 510 на основании Указа Президента РБ от 16.10.2017 № 376 внесены изменения и дополнения.  

Плановые проверки

В п.6 Указа № 510 дается определение плановой проверки. Это проверка, включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности и проводимая в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, а также на основании решения или поручения Президента РБ, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.

Организация плановых проверок включает формирование информационных ресурсов о проверяемых субъектах, анализ выявленных критериев риска, их ранжировку по степени важности и на этой основе отбор субъектов для проверки. В целях целенаправленного отбора субъектов для проверок контролирующие (надзорные) органы используют разнообразную информацию. К информации из внутренних источников относится информация о проверяемых субъектах, полученная контролирующими (надзорными) органами самостоятельно в процессе выполнения ими контрольных (надзорных) функций. К информации из внешних источников относится информация о проверяемых субъектах, полученная контролирующими (надзорными) органами в соответствии с законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с иными государственными органами, а также иная информация. Это прежде всего:

• информация о регистрации субъектов хозяйствования;

• информация о регистрации физических лиц по месту жительства, их рождения и смерти;

• информация о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

• информация о зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах;

• сведения по операциям и счетам организаций и предпринимателей;

• информация об оптовых покупателях (поставщиках) со значительным объемом полученных (поставленных) товаров;

• информация о лицензиях на различные виды деятельности;

• информация, поступающая от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.п.), из средств массовой информации, сети Интернет (рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров юридическими и физическими лицами; публикации и т.д.) и пр.

На периодичность проведения плановых проверок влияет, к какой группе риска отнесен проверяемый субъект: к высокой, средней или низкой группе риска (основания назначения плановой проверки).

 

Обратите внимание!

Таким образом, назначение плановой проверки зависит от отнесения к группе риска: чем выше группа риска, тем чаще проводятся плановые проверки.

 

Указом № 510 утверждены критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок. Например, при применении критерия «наличие убытка по итогам отчетного (налогового) периода» необходимо учитывать то, что источниками информации для проведения анализа финансового состояния организации являются:

• бухгалтерский баланс;

отчет о прибылях и убытках;

отчет об изменении собственного капитала;

отчет о движении денежных средств;

отчет об использовании целевого финансирования,

заполненные в соответствии с постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 111.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. постановлением Минфина РБ от 12.12.2016 № 104 утверждены Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность» и новые формы бухгалтерской отчетности.

 

Расчет коэффициентов платежеспособности и анализ финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования производятся на основании бухгалтерского баланса субъекта хозяйствования на последнюю отчетную дату в соответствии с требованиями Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2011 № 140/206.

При применении критерия «наличие двух и более случаев в календарном году непредставления, несвоевременного представления налоговой декларации (расчета), иной информации либо представление информации, содержащей недостоверные данные о деятельности за отчетный период, в случаях и сроки, установленные законодательством» необходимо учитывать то, что в соответствии со ст.63 Налогового кодекса РБ (далее - НК) налоговой декларацией (расчетом) признается письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых льготах и об исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) о других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины).

Налоговая декларация (расчет) представляется каждым плательщиком (иным обязанным лицом), кроме плательщиков (иных обязанных лиц), указанных в п.1 ст.329, п.1 ст.330 НК, а также плательщиков (иных обязанных лиц) в течение сроков и в части деятельности, указанных в п.1 ст.328 НК, и в части деятельности при соблюдении условий освобождения от налогов, сборов (пошлин), указанных в пп.11 и 12 ст.330 НК, по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, и при наличии объектов налогообложения в налоговом периоде, если иное не установлено НК или иными актами налогового законодательства. По налогам, сборам (пошлинам), исчисляемым нарастающим итогом с начала налогового периода, налоговая декларация (расчет) представляется за отчетный период, в котором возник объект налогообложения, а также за все последующие отчетные периоды этого налогового периода, если иное не установлено НК или иными актами налогового законодательства.

Для большинства налоговых деклараций установлен срок их представления не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. С учетом этого обстоятельства представление декларации позднее этого срока, в т.ч. и 21-го числа, является нарушением.

При применении критерия «наличие двух и более случаев в календарном году неуплаты, несвоевременной и (или) неполной уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в установленный законодательством срок за отчетный период» необходимо учитывать то, что в соответствии со ст.44-46 НК плательщик (иное обязанное лицо) самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются НК, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента РБ либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Сроки уплаты налога, сбора (пошлины) могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора (пошлины), текущими (в случаях, установленных НК) платежами либо в ином порядке, установленном НК, другими законами Республики Беларусь, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента РБ либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов).

При применении критерия «установление в ходе предыдущей проверки факта приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, реализации товаров без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов» необходимо учитывать сведения о привлечении субъекта в ходе предыдущей проверки к административной ответственности по части 4 ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

Обратите внимание!

Субъект может быть включен в координационный план контрольной (надзорной) деятельности как по одному критерию, так и по нескольким. Как правило, это убыточность бизнеса, выплата средней зарплаты ниже среднеотраслевого уровня и недостаточный уровень налоговой нагрузки. Перечень общедоступных критериев не является исчерпывающим. Чтобы включить субъект в план проверок, контролирующие (надзорные) органы могут использовать и другие сведения, полученные из правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов.

 

Назначение плановой проверки субъекта, относящегося к низкой группе риска, напрямую зависит от наличия положительного аудиторского заключения (за исключением вопросов соблюдения налогового законодательства), а также от результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), указывающей на отсутствие признаков на нарушения законодательства, но не исключает возможности проведения проверки субъекта хозяйствования, относящегося к средней группе риска. Значительную роль в назначении плановых проверок играет непостоянство отнесения к группе риска (вероятность резкого перехода из одной группы риска в другую).

 

Справочно

В соответствии с требованиями Указа № 510 на каждое полугодие в Республике Беларусь формируются координационные планы контрольной (надзорной) деятельности.

На сайте Комитета государственного контроля РБ (www.kgk.gov.by/ru) в разделе «Координационный план контрольной (надзорной) деятельности» по адресу: http://www.kgk.gov.by/ru/coordination-control-deyatel/coordination-plans можно найти координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в г.Минске и в областях.

Совместные проверки

В п.8 Указа № 510 дается определение совместной проверки.

Совместная проверка - проверка, проводимая несколькими контролирующими (надзорными) органами, за исключением проверки, проводимой вышестоящим контролирующим (надзорным) органом с участием должностных лиц нижестоящих контролирующих (надзорных) органов, а также проверки, проводимой органами Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры с привлечением к участию в проверке представителей других контролирующих (надзорных) органов. В книгу учета проверок запись о начале и завершении совместной проверки, сведения о ее результатах вносятся под одним порядковым номером в графы 1-10 книги учета проверок каждым контролирующим (надзорным) органом, участвующим в совместной проверке. Записи контролирующих (надзорных) органов о проведении совместной проверки вносятся в книгу учета проверок под одним порядковым номером также в случае, если между строками с записями, вносимыми данными контролирующими (надзорными) органами, имеется строка с другим порядковым номером с записью о проведении внеплановой проверки.

 

Обратите внимание!

При проведении совместных проверок возникают сложности в определении перечня подлежащих проверке вопросов каждым контролирующим (надзорным) органом, если их компетенция пересекается (например, налоговые органы и органы финансовых расследований). В целях исключения дублирования вопросы должны распределяться.

 

Результаты проверки оформляются проверяющими каждого контролирующего (надзорного) органа в отдельном акте (справке) проверки. В случае если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего (надзорного) органа, один экземпляр акта (справки) проверки после вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему (надзорному) органу, инициировавшему проведение проверки. В то же время необходимо отметить, что при привлечении к участию в проверке представителей других контролирующих (надзорных) органов составляется единый акт проверки.

Внеплановые проверки

В п.9 Указа № 510 содержится понятие внеплановой проверки.

Внеплановая проверка - проверка, проводимая без ее включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (основания для назначения: мораторного периода - п.5 Указа № 510, послемораторного периода - п.9 Указа № 510).

В системе внеплановых проверок также выделяются проверки:

• внеплановые тематические оперативные;

• встречные;

• дополнительные;

• контрольные.

Основания проведения внеплановой проверки можно разделить:

1) на фактические, к которым относятся юридические факты, непосредственно служащие основанием для назначения внеплановой проверки, т.е. такие факты, без которых предписание на проведение проверки выписано быть не может;

2) юридические (правовые), которые подразделяются на нормы Указа № 510, в соответствии с которыми осуществляется проверка. Правовые основания зависят от вида, отдельных условий и предмета проверки, т.е. подлежащих проверке исполнения (точного и единообразного применения) требований законодательства (вопросов, подлежащих проверке, содержание которых предопределяется детализированным порядком, установленным в законодательстве). Указание в предписании на проведение проверки неверных (неконкретных) правовых оснований может повлиять на признание проверки незаконной вследствие ее необоснованного назначения, т.е. при назначении проверки уполномоченное должностное лицо в предписании на проведение внеплановой проверки должно конкретно и правильно указать норму Указа № 510, в соответствии с которой осуществляется проверка. Отсутствие необходимых сведений в предписании на проведение проверки нарушает право на осведомленность проверяемых лиц о тех или иных обстоятельствах проверки (сроках, перечне мероприятий по контролю, требованиях законодательства, соблюдение которых подлежит проверке, и т.п.) и в силу сложившейся судебной практики может повлечь недействительность результатов проверки.

В п.9 Указа № 510 определены лица, которые могут давать поручения и назначать внеплановые проверки.

К лицам, имеющим право давать поручения на проведение проверок, относятся:

• Президент РБ;

• Премьер-министр РБ;

• руководители (их заместители) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);

• органы уголовного преследования по возбужденному уголовному делу.

К лицам, имеющим право на назначение проверок, относятся:

• Председатель Комитета государственного контроля РБ и его заместители;

• председатели комитетов государственного контроля областей;

• начальники управлений Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля по областям, по Минской обл. и г.Минску в пределах их компетенции;

• Генеральный прокурор и его заместители, прокуроры областей, г.Минска и приравненные к ним прокуроры в пределах компетенции;

• руководители иных контролирующих (надзорных) органов (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и один из уполномоченных их заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа;

• руководители Департамента ценовой политики Министерства экономики РБ, областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

 

Обратите внимание!

Таким образом, в Указе № 510 различаются действия, выражающиеся в даче поручения и назначении проверки. В то же время предметом обжалования по Указу № 510 может быть только назначение проверки, правовой статус поручений детально не определен (их правовая взаимосвязь с назначением проверки). Не определен и срок дачи поручения в случае возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц.

 

В соответствии с абзацем 2 части второй подп.9.1 п.9 Указа № 510 внеплановая проверка может быть назначена (может быть дано поручение на ее назначение) при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. полученной от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты (подготовкой внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки). Проблемным вопросом правоприменения выступает определение предмета внеплановой проверки, проводимой по данному основанию, так как объективно в рассматриваемой ситуации предмет проверки должен ограничиваться рамками подлежащей проверке информации (проверки не должны подлежать иные вопросы). Кроме того, если отойти от формализма, информация о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства требует предварительной проверки на предмет ее достоверности, что Указом № 510 не предусмотрено. Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок, однако информация, содержащаяся в нем, может послужить основой (в случае подтверждения) для составления внутренних (служебных) документов, содержащих указание на соответствующие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки. Также необходимо отметить, что отдельные заявители злоупотребляют правом возможности предоставления письменного согласия на дачу свидетельских показаний в отношении соответствующих нарушений или фактов при отсутствии документов, подтверждающих данные нарушения или факты, поскольку оценка действительности сведений носит субъективный характер (убытки, причиненные распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию, рассчитываются также проблематично).

При применении оснований, предусмотренных абзацами 3-5 части второй подп.9.1 п.9 Указа № 510, необходимо учитывать нормы Бюджетного кодекса РБ, указов Президента РБ от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом», от 28.03.2006 № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям», постановления МВД РБ от 30.06.2006 № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке деятельности подразделений технического надзора Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь», постановлений Правления Нацбанка РБ от 19.03.2010 № 66 «Об основаниях назначения Национальным банком Республики Беларусь внеплановых проверок» и от 30.06.2011 № 266 «Об утверждении Рекомендаций о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков» и др.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 мая 2016 г. Указ № 182 на основании Указа Президента РБ от 23.03.2016 № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» утратил силу.

С 1 января 2018 г. постановление № 66 на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 20.12.2017 № 520 утратило силу.

 

В соответствии с абзацем 4 подп.9.2 п.9 Указа № 510 внеплановая проверка может быть назначена по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам). К материалам относятся документы и предметы, являющиеся составной частью досудебного или судебного производства либо представленные для приобщения к ним. Согласно части первой ст.9 Закона РБ от 09.07.1999 № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право ходатайствовать при наличии достаточных оснований перед соответствующими контролирующими органами о проведении до возбуждения уголовного дела проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. В соответствии с частью второй ст.173 Уголовно-процессуального кодекса РБ (далее - УПК) до возбуждения уголовного дела может быть назначена проверка финансово-хозяйственной деятельности. В то же время Указ № 510 не применяется при осуществлении уполномоченными государственными органами процессуальных действий, предусмотренных УПК, оперативно-розыскной деятельности. Однако частью 2 ст.103 УПК предусмотрено, что орган уголовного преследования в пределах своей компетенции вправе по находящимся в его производстве материалам требовать производства проверок от соответствующих органов и должностных лиц.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 января 2016 г. следует руководствоваться Законом РБ от 15.07.2015 № 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности».

 

Обратите внимание!

В связи с этим в Указе № 510 необходимо четко отграничить дачу поручения на проведение проверки от иных процессуальных действий в рамках УПК, поскольку УПК в отличие от Указа № 510 предусмотрена иная процедура обжалования действий и решений органа, ведущего уголовный процесс.

 

Общее правило: данные проверки в отношении проверяемых субъектов, подчиненных и (или) входящих в состав (систему) государственных органов, иных государственных организаций и республиканских государственно-общественных объединений, в т.ч. их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, проводятся государственными органами, иными государственными организациями, республиканскими государственно-общественными объединениями, структурными подразделениями этих государственных органов, организаций и объединений, подчиненными этим органам, организациям и объединениям организациями, осуществляющими ведомственный контроль; в отношении иных проверяемых субъектов Министерством финансов РБ и его территориальными органами. В то же время поручение на проведение проверки может даваться любым контролирующим (надзорным) органам в соответствии с их компетенцией, определенной в перечне контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, за исключением органов Комитета государственного контроля РБ с учетом необходимости обеспечения выполнения стоящих перед ними задач.

В соответствии с абзацем 5 подп.9.2 п.9 Указа № 510 внеплановая проверка может быть назначена для получения доказательств по делу об административном правонарушении.

 

Справочно

В соответствии со ст.1.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях дело об административном правонарушении - обособленное производство, которое включает в себя заявление, сообщение об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, постановление о наложении административного взыскания и иные материалы, относящиеся к административному правонарушению. Таким образом, при назначении проверки по данному основанию необходимо придерживаться требований производства по делам об административных правонарушениях, учитывая то, что сроки проведения проверки и подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению различны, подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению не может быть приостановлена в связи с назначением проверки.

 

В Указе № 510 отсутствует такое понятие, как отказ в даче поручения (назначении проверки), который может быть обжалован в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в судебном порядке, что сделало бы процедуру назначения проверок более совершенной. Основаниями для отказа могут быть: отсутствие документов, подтверждающих соответствующие нарушения или факты, прилагаемых к заявлению (сообщению); отсутствие юридических и фактических оснований для проведения внеплановой проверки; несоответствие предмета внеплановой проверки полномочиям (компетенции) контролирующего (надзорного) органа и т.д.

Внеплановые тематические оперативные проверки. Перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение внеплановых тематических оперативных проверок

Пунктом 10 Указа № 510 определен перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение внеплановых тематических оперативных проверок, которые связаны с необходимостью оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности.

Внеплановые тематические оперативные проверки проводятся в пределах компетенции органами Комитета государственного контроля РБ, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам РБ, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, Государственным комитетом по стандартизации и их территориальными органами, Национальным банком РБ, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций РБ и ее филиалами, Министерством здравоохранения РБ, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.

Компетенция перечисленных органов определена в перечне контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденном Указом № 510, а также в статусных нормативных правовых актах:

1) Комитета государственного контроля - в законах РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» и от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», указах Президента РБ от 27.11.2008 № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» и от 11.02.2009 № 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля»;

2) Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь - в Указе Президента РБ от 21.05.2012 № 237 «О некоторых вопросах Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь»;

3) Министерства по налогам и сборам РБ - в НК, постановлении Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»;

4) Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ - в Законе РБ от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», постановлении Совета Министров РБ от 20.06.2013 № 503 «О некоторых вопросах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь»;

5) Государственного комитета по стандартизации РБ и его территориальных органов в законах РБ от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» и от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации», постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 981 «Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 июля 2017 г. Закон № 262-З изложен в новой редакции Законом РБ от 24.10.2016 № 436-З.

С 30 июля 2017 г. вместо Закона № 269-З действует новый Закон РБ от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия»;

 

6) Национального банка РБ - в Банковском кодексе РБ, Указе Президента РБ от 13.06.2001 № 320 «Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь»;

7) Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций РБ и ее филиалов - в постановлении Совета Министров РБ от 04.09.2002 № 1218 «О создании Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»;

8) Министерства здравоохранения РБ - в Законе РБ от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении», постановлении Совета Министров РБ от 28.10.2011 № 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360»;

9) органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор - в Законе РБ от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В ходе внеплановой тематической оперативной проверки проверяющие:

• устанавливают личности физических лиц, осуществляющих деятельность в местах проверки, факты государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности;

• проверяют наличие специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности и иных разрешений, предусмотренных законодательством;

• снимают остатки товара на момент проверки для сверки с данными товарно-транспортной накладной, иных документов и суммы денежных средств, принятых с использованием кассового оборудования (приходных кассовых ордеров), других первичных учетных документов;

• осуществляют другие действия, направленные на выявление и пресечение правонарушений в момент их совершения.

Встречные проверки

Встречная проверка проводится для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям. В частности, встречная проверка проводится, если есть основания полагать, что у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности не приходовались товары, полученные по сделкам с иными лицами, либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) и иные денежные средства. Также может быть проверено, как отражены у контрагента товарообменные операции, взаимозачеты и иные неденежные операции с проверяемым субъектом. Проведение встречной проверки целесообразно в случае выявления у субъекта предпринимательской деятельности неофициальных записей бухгалтерского учета, т.е. записей и учетных документов, не отраженных на счетах бухгалтерского учета (учета доходов и расходов) либо отличающихся по своему содержанию от аналогичных записей в представленных для проверки документах, а также если субъектом предпринимательской деятельности в период проведения проверки представлены документы, подтверждающие получение выручки (дохода) в меньших размерах, чем определено расчетным путем.

При организации встречной проверки возникают следующие вопросы:

• что послужило основанием для встречной проверки и какие документы (информацию) необходимо (вправе) истребовать;

• за какой период возможно истребовать документы (информацию) и привлечь к ответственности за непредставление документов;

• как поступить в случае, когда недостаточно срока, указанного в требовании на представление документов (информации);

• когда и в каком порядке ее провести.

При этом встречная проверка может проводиться в отношении субъекта (контрагента, третьего лица), находящегося на территории другой административно-территориальной единицы.

В соответствии с п.25 Указа № 510 на проведение встречных проверок существуют соответствующие ограничения - они проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с субъектами хозяйствования - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, не превышает 250 базовых величин, с субъектами хозяйствования - иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь, - 500 базовых величин. Исключение составляют случаи осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки, установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства, а также если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам). Поэтому, прежде чем принять решение о проведении встречной проверки, необходимо выяснить, имеются (отсутствуют) ли на ее проведение ограничения, и учитывать то, что контролирующим (надзорным) органом у контрагента (третьего лица) могут быть истребованы соответствующие документы на основании письменного запроса (предписания с требованием о предоставлении документов). Целесообразность в составлении акта встречной проверки возникает, когда требуется установление незаконности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям для привлечения контрагента (третьего лица) к административной ответственности (акт встречной проверки будет являться одним из источников доказательств).

Проверки в рамках моратория

Указом № 510 установлен мораторий на проведение проверок в течение 2 лет для субъектов, указанных в п.4, т.е. данным пунктом определены юридические факты, дающие основания применять мораторий (дата начала подлежащего применению периода).

В то же время в п.5 Указа № 510 определены и выделены в самостоятельный перечень случаи (перечислены основания назначения внеплановых проверок), на которые мораторий не распространяется.

Так, мораторий не распространяется в случаях назначения внеплановой проверки:

1) по поручению Президента РБ. Поручение Президента РБ может содержаться в директиве, указе, декрете, распоряжении, в резолюции, в протоколе поручений либо ином решении Главы государства. Однако проверка по данному основанию может быть назначена, если в поручении Президента РБ содержится указание на конкретный объект проверки или иные сведения, позволяющие идентифицировать конкретный субъект проверки;

2) при наличии информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве и незаконных финансовых операциях. Под лжепредпринимательством в настоящее время понимается создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность, преследующее определенные цели. Лжепредпринимательство является деянием, наказуемым в соответствии со ст.12.12 КоАП и ст.234 Уголовного кодекса РБ (далее - УК), и факт наличия либо отсутствия такого деяния может быть установлен в рамках административного или уголовного процесса. Указом № 510 признаки лжепредпринимательства не определены. В связи с этим актуальным является рассмотрение вопроса об отнесении к лжепредпринимательским субъектов, подпадающих под критерии, приведенные в Указе Президента РБ от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

Финансовая операция - сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления. При осуществлении банковских операций под финансовой операцией понимаются открытие счета, разовые платеж, перевод, поступление, выдача, обмен, внесение средств. При осуществлении депозитарных операций под финансовой операцией понимаются открытие счетов «депо», депозитарный перевод ценных бумаг (ст.1 Закона РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности»). К незаконным финансовым операциям относится осуществление финансовых операций с нарушением требований законодательства. Конкретный их перечень действующим законодательством не установлен (ранее существовала специальная норма (ст.11.53 КоАП), предусматривающая административную ответственность за их совершение, однако в настоящее время она утратила силу), в связи с чем требуются специальные критерии для их определения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 января 2015 г. взамен Закона № 426-З принят Закон РБ от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения». Определение финансовой операции дано в абзаце 14 ст.1 нового Закона;

 

3) по находящимся в производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании террористической деятельности. Перечень коррупционных правонарушений определен в ст.21 Закона РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией». С учетом содержащихся в данном Законе признаков к коррупционным преступлениям относятся:

• хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 УК);

• легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем (если преступление совершено лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций или приравненными к ним) (ст.235 УК);

• злоупотребление властью или служебными полномочиями (если преступление совершено из корыстной или иной личной заинтересованности) (ст.424 УК);

• бездействие должностного лица (если преступление совершено из корыстной или иной личной заинтересованности) (ст.425 УК);

• превышение власти или служебных полномочий (если преступление совершено из корыстной или иной личной заинтересованности) (ст.426 УК);

• незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК);

• получение взятки (ст.430 УК);

• дача взятки (ст.431 УК);

• посредничество во взяточничестве (ст.432 УК);

• злоупотребление властью, превышение власти или бездействие власти (если преступление совершено из корыстной или иной личной заинтересованности) - преступление против порядка исполнения воинской обязанности (ст.455 УК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2016 г. перечень коррупционных правонарушений определен в ст.37 Закона РБ от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией».

 

Легализация доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению доходами, полученными преступным путем, с целью утаивания или искажения их происхождения, местонахождения, размещения, движения либо их действительной принадлежности, в т.ч. соотносимых с этими доходами прав. Статьей 235 УК предусмотрена уголовная ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, использование указанных материальных ценностей для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности с целью утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 января 2015 г. ст.235 УК изложена в новой редакции Законом РБ от 30.06.2014 № 165-З.

 

4) при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, государственного надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, государственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира только при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. полученной от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты (подготовкой внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки).

Основными задачами государственного санитарного надзора являются: осуществление надзора за соблюдением организациями, физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, законодательства, регулирующего вопросы санитарно-эпидемического благополучия населения; подготовка и внесение в установленном порядке в соответствующие государственные органы предложений по выполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения; реализация мер по профилактике заболеваний путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства; осуществление государственной санитарно-гигиенической экспертизы; гигиеническое воспитание и обучение населения. Приказом Минздрава РБ от 29.01.2010 № 83 утверждена Инструкция о методах и способах проведения проверок Министерством здравоохранения Республики Беларусь, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.

Государственный пожарный надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами требований законодательства о пожарной безопасности, в т.ч. технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, являющимися органами государственного пожарного надзора.

Основными задачами государственного надзора за соблюдением условий промышленного производства, аптечного изготовления, реализации, хранения, транспортировки и медицинского применения в организациях здравоохранения лекарственных средств являются: предотвращение поступления в обращение и своевременное изъятие из обращения некачественных и фальсифицированных лекарственных средств; контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь, регулирующего обращение лекарственных средств, в целях обеспечения населения и организаций здравоохранения безопасными, эффективными и качественными лекарственными средствами; контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь, регулирующего порядок изъятия из обращения и уничтожения лекарственных средств, не пригодных к медицинскому применению. Постановлением Совета Министров РБ от 24.01.2007 № 78 утверждено Положение о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением условий промышленного производства, аптечного изготовления, реализации, хранения, транспортировки и медицинского применения в организациях здравоохранения лекарственных средств.

Государственный контроль в области охраны и использования животного мира в пределах своей компетенции осуществляют уполномоченные государственные органы в области охраны и использования животного мира, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, иные государственные органы (организации) и их должностные лица, а также должностные лица государственной лесной охраны. Постановлением Минлесхоза РБ от 11.02.2008 № 3 утверждена Инструкция по осуществлению государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства и охотой должностными лицами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь и подчиненных ему организаций, имеющих право осуществлять государственный контроль за ведением охотничьего хозяйства и охотой.

Государственный контроль в области обращения с объектами растительного мира осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, Министерством лесного хозяйства РБ, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, другими специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Государственный контроль в области обращения с объектами растительного мира является составной частью государственного контроля в области охраны окружающей среды и включает контроль: за соблюдением требований законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и о растительном мире, в т.ч. предусмотренных международными договорами Республики Беларусь, а также за выявлением нарушений этих требований и принятием мер по их устранению; соблюдением установленного порядка обращения с объектами растительного мира, в т.ч. пользования объектами растительного мира; соблюдением требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с объектами растительного мира; реализацией государственных программ, планов и мероприятий по рациональному обращению с объектами растительного мира; осуществлением ведомственного и производственного контроля в области обращения с объектами растительного мира; сохранением биологического разнообразия дикорастущих растений и образуемых ими растительных сообществ; проведением мероприятий, обеспечивающих повышение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций объектов растительного мира; ввозом в Республику Беларусь и вывозом из Республики Беларусь дикорастущих растений, в т.ч. относящихся к дикорастущему (некультивируемому) лекарственному растительному сырью, их частей или дериватов; защитой объектов растительного мира, регулированием распространения и численности дикорастущих растений, их интродукцией, акклиматизацией, селекцией и гибридизацией; соблюдением установленного порядка учета, достоверностью государственной статистической отчетности и экологической информации в области обращения с объектами растительного мира, представление которой предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Проверка обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности основывается на положениях Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»;

5) в рамках проведения надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе. Целями осуществления надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе являются: выявление и оценка влияния финансового состояния головной организации и возникающих у нее рисков на финансовое состояние и риски участников банковской группы, участников банковского холдинга, являющихся банками; выявление и оценка влияния финансового состояния участников банковской группы, участников банковского холдинга и возникающих у них рисков на финансовое состояние и риски головной организации банковской группы, головной организации банковского холдинга, являющейся банком; обеспечение финансовой надежности головной организации, являющейся банком, и участников банковской группы, участников банковского холдинга, являющихся банками. Постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.01.2007 № 15 утверждена Инструкция о порядке осуществления надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе;

6) использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки. Проверка использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки связана с контролем за использованием выделенных средств, своевременным и полным их возвратом, применением предусмотренных законодательством санкций за нарушение условий получения, использования и возврата бюджетных средств и средств целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, а также за другие нарушения финансовой дисциплины с учетом требований Бюджетного кодекса РБ.

Под незаконным получением средств из бюджета следует понимать излишнее получение организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций, индивидуальных предпринимателей при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством. Под нецелевым использованием средств бюджета следует понимать любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой либо иным правовым основанием для их получения, в т.ч. финансирование расходов сверх утвержденных бюджетных ассигнований или принятие бюджетных обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями. Под использованием средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства следует понимать использование бюджетных средств с нарушением требований, установленных актами бюджетного законодательства. За нарушение бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры принуждения: приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств; взыскание бюджетных средств; приостановление расчетов по банковским счетам; начисление и взыскание пени; иные меры;

7) для подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Проверки обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, назначаются и проводятся с учетом требований главы 12 НК;

8) по вопросам соблюдения проверяемым субъектом порядка осуществления оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства. Общий порядок осуществления торговой посреднической деятельности ранее регулировался Указом Президента РБ от 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров», который утратил силу с 11 августа 2011 г. В то же время большинство субъектов хозяйствования занимается оптовой и (или) розничной торговлей товарами несобственного производства. С учетом того что торговая посредническая деятельность включает широкий спектр вопросов, подлежащих проверке, причем данная деятельность, как правило, осуществляется в совокупности с иными видами деятельности, имеющими взаимодополняющий (сопутствующий) характер, требуют детального определения вопросы, которые могут быть проверены по данному основанию.

Повторные проверки

Согласно п.12 Указа № 510 проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в т.ч. в ходе совместной проверки, не допускается, за исключением проверок, проводимых по поручениям Президента РБ, Премьер-министра РБ, Председателя Комитета государственного контроля РБ, Генерального прокурора РБ, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, проверок, осуществляемых Национальным банком РБ, дополнительных и встречных проверок, проверок в части соблюдения порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также в отношении проверяемых субъектов, проверка которых ранее проведена в рамках ведомственного контроля.

Принцип недопустимости проводимых в отношении одного субъекта несколькими контролирующими (надзорными) органами проверок исполнения одних и тех же требований законодательства (по одним и тем же вопросам) за один и тот же период (повторная проверка) предполагает наличие результатов первоначальной проверки, оценка которых позволяла бы определить, насколько эффективны, законны и обоснованны ранее проведенные контрольные (надзорные) мероприятия с точки зрения существа выявленных предыдущей проверкой нарушений и их оценки. Таким образом, необходимо точно формулировать вопросы, включаемые в перечень при проведении первоначальной проверки.

Большинство повторных проверок проводится по вопросам соблюдения налогового законодательства при наличии информации о совершении сделок с лжепредпринимательскими структурами, когда к уполномоченным должностным лицам за назначением проверки необходимо обращаться до возбуждения уголовного дела (ранее была проведена комплексная налоговая проверка - сейчас необходимо провести налоговую проверку по взаимоотношениям с одним либо несколькими контрагентами по одним и тем же вопросам за один и тот же период, т.е. на момент проведения проверки была собрана достаточная доказательственная база, подтверждающая факт совершения правонарушения).

В этой связи п.12 Указа № 510 целесообразно дополнить следующим основанием назначения повторной проверки: необходимостью проведения проверки соблюдения налогового законодательства при установлении информации о совершении проверяемым субъектом сделок с лжепредпринимательскими структурами либо определить возможность доначисления налогов и сборов на основании акта встречной проверки по вопросу совершения сделки с основным проверяемым субъектом, являющимся лжепредпринимательской структурой, исходя из того что встречная проверка проводится для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З на основании законов РБ от 05.01.2015 № 241-З (с 28 января 2015 г.) и от 15.07.2015 № 305-З (с 24 января 2016 г.) внесены изменения и дополнения.

В НК на основании законов РБ от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З, от 13.06.2016 № 372-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения.  

 

25.04.2014

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук