Комментарий от 27.12.2013
Автор: Кухарчик Н.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений». Формирование фонда арендного жилья и новый порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий


СОДЕРЖАНИЕ

 

Основные положения Указа

Включение жилых помещений государственного жилищного фонда в состав жилых помещений коммерческого использования

Размер платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования

Момент возникновения обязанности по внесению платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования

Государственная регистрация запрета на отчуждение жилых помещений, в которых проживают определенные категории граждан

Порядок предоставления другого жилого помещения и выплаты компенсации отдельным категориям граждан

Режим действия Указа

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда

Жилые помещения коммерческого использования

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений». Формирование фонда арендного жилья и новый порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Основные положения Указа

Указ Президента РБ от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (далее - Указ) направлен на развитие фонда жилых помещений коммерческого использования государственного жилищного фонда, так называемого арендного жилья. Кроме того, целью Указа является упорядочение оснований для постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 марта 2018 г. следует руководствоваться Указом с учетом изменений, внесенных Указом Президента РБ от 26.12.2017 № 463.

 

Отдельные положения Указа (подп.1.9 п.1, подп.2.1-2.3, 2.5 и 2.6 п.2, пп.7-9 и подп.10.1 п.10) вступили в силу после его официального опубликования, т.е. с 21 декабря 2013 г.

Это положения, касающиеся, в частности, формирования фонда жилых помещений коммерческого использования за счет включения в его состав до 1 апреля 2014 г. жилых помещений специального служебного жилищного фонда, служебных жилых помещений и отдельных видов специальных жилых помещений (расположенные на закрытых территориях; предназначенные для проживания военнослужащих органов пограничной службы, проходящих военную службу в подразделениях, непосредственно охраняющих Государственную границу РБ, расположенных вне закрытых территорий; расположенные на территории иностранных государств и на территории РБ и предназначенные для проживания работников организаций, подчиненных Управлению делами Президента РБ), а также перевода жилых помещений государственного жилищного фонда в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в т.ч. в зданиях пожарных депо, в состав специальных жилых помещений.

В связи с переводом указанных жилых помещений в состав жилых помещений коммерческого использования определен порядок принятия решений об исключении заселенных жилых помещений из разряда служебных, специальных и специальных служебных по решению местных исполнительных и распорядительных органов (в отношении жилых помещений коммунального жилищного фонда), либо по решению государственных органов и иных государственных организаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения республиканского жилищного фонда, государственных органов или иных государственных организаций, заключивших договор безвозмездного пользования жилым помещением республиканского жилищного фонда или уполномоченных ими лиц (в отношении жилых помещений республиканского жилищного фонда).

Для нанимателей вышеуказанных жилых помещений определены порядок заключения новых договоров найма на основании типового договора найма жилого помещения коммерческого использования и срок, на который заключаются такие договоры: либо на срок, установленный в ранее заключенных договорах найма, а если в этих договорах срок не указан - бессрочно, либо при отсутствии указанных договоров и (или) трудовых отношений с организацией, предоставившей жилое помещение, - на срок, не превышающий пяти лет (подп.2.3 п.2 Указа).

 

Обратите внимание!

Пунктом 8 Указа местным исполнительным и распорядительным органам, государственным органам, другим организациям до 1 апреля 2014 г. поручается обеспечить информирование граждан о сроках и порядке включения в состав жилых помещений коммерческого использования или в состав специальных жилых помещений государственного жилищного фонда, занимаемых гражданами на условиях соответствующих договоров найма жилого помещения государственного жилищного фонда, путем размещения списков таких помещений на информационных стендах и официальных сайтах органов и организаций в глобальной компьютерной сети Интернет, а также иными доступными способами, в т.ч. через средства массовой информации.

 

Далее подробнее остановимся на иных положениях Указа, которые вступают в силу с 1 апреля 2014 г.

Включение жилых помещений государственного жилищного фонда в состав жилых помещений коммерческого использования

Подпунктом 2.4 п.2 Указа предусмотрено включение до 1 июля 2016 г. жилых помещений государственного жилищного фонда (кроме жилых помещений социального пользования, жилых помещений в общежитиях, служебных и специальных служебных жилых помещений, жилых помещений коммерческого использования, а также жилых помещений в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям) в состав жилых помещений коммерческого использования.

Таким образом, после 1 апреля 2014 г. государственный жилищный фонд будет включать пять видов жилых помещений:

• жилые помещения социального пользования;

• жилые помещения в общежитиях;

• специальные жилые помещения;

• жилые помещения коммерческого использования;

• жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставленные гражданам по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда,

а после 1 июля 2016 г. - четыре вида:

• жилые помещения социального пользования;

• жилые помещения в общежитиях;

• специальные жилые помещения;

• жилые помещения коммерческого использования.

Также определяется порядок установления срока договора найма жилого помещения коммерческого использования для жилых помещений, подлежащих включению в состав жилых помещений коммерческого использования до 1 июля 2016 г., на установленный в ранее заключенных договорах найма срок, а если в этих договорах срок не указан либо отсутствуют договоры - бессрочно.

При этом оговаривается также порядок приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда. Так, наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда при условии, что право на приватизацию у них в соответствии с действующим законодательством имеется, вправе до 1 июля 2016 г. обратиться с заявлением о приватизации занимаемых жилых помещений (части третья и четвертая подп.2.4 п.2 Указа). Необходимо особо отметить порядок приватизации служебных жилых помещений: в настоящее время право на приватизацию служебных жилых помещений, предоставленных в установленном порядке до 8 апреля 2006 г., отдельными категориями граждан определено нормами п.8 Указа Президента РБ от 19.03.2007 № 128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда». С 1 апреля 2014 г. данный Указ признается утратившим силу (п.2 приложения к Указу).

 

Обратите внимание!

В этой связи граждане, проживающие в жилых помещениях, являвшихся служебными и включенных в состав жилых помещений коммерческого использования, и имеющие на 31 марта 2014 г. право на приобретение этих жилых помещений в собственность, смогут до 1 июля 2016 г. воспользоваться указанным правом в порядке, установленном законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Указа (в данном случае - до 1 апреля 2014 г.).

Размер платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования

Урегулирован порядок определения платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования (подп.1.5 и 1.6 п.1 Указа).

Размер платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования будет зависеть от оснований пользования такими помещениями.

В отношении жилых помещений коммерческого использования размер платы за пользование в настоящее время определяется исходя из размера базовой ставки платы, установленной Советом Министров РБ (0,2 базовой величины) с применением коэффициентов, определяемых областными и Минским городским исполнительными комитетами (далее - облисполкомы и Минский горисполком соответственно) в зависимости от степени благоустройства и места нахождения жилых помещений.

 

Справочно

На данный момент размер базовой ставки платы определен постановлением Совета Министров РБ от 27.12.2011 № 1739 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 512».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 января 2015 г. постановление № 1739 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 31.12.2014 № 1297 утратило силу. Пунктом 2 постановления № 1297 установлены базовая ставка платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования и базовая ставка платы за пользование арендным жильем.

 

Коэффициенты, применяемые при определении размера платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования в зависимости от степени благоустройства и места нахождения жилых помещений, определены:

решением Брестского облисполкома от 26.03.2013 № 188 «Об установлении коэффициентов, применяемых при определении размера платы за пользование жилыми помещениями коммунального жилищного фонда Брестской области, включенными в фонд жилых помещений коммерческого использования».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 мая 2014 г. действует решение Брестского облисполкома от 24.04.2014 № 327 «Об установлении коэффициентов, применяемых при определении размера платы за пользование арендным жильем»;

 

решением Витебского облисполкома от 16.02.2012 № 81 «Об установлении коэффициентов, применяемых при определении размера платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 мая 2014 г. вместо решения № 81 действует решение Витебского облисполкома от 21.04.2014 № 248 «Об установлении коэффициентов, применяемых при определении размера платы за пользование арендным жильем»;

 

решением Гомельского облисполкома от 05.03.2013 № 236 «Об установлении коэффициентов, применяемых при определении размера платы за пользование жилыми помещениями коммунального жилищного фонда Гомельской области, включенными в фонд жилых помещений коммерческого использования».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 декабря 2016 г. коэффициенты, применяемые при определении размера платы за пользование жилыми помещениями коммунального жилищного фонда Гомельской области, включенными в фонд жилых помещений коммерческого использования, утверждены решением Гомельского облисполкома от 28.11.2016 № 1069;

 

решением Гродненского облисполкома от 30.03.2012 № 191 «О жилых помещениях коммерческого использования».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 февраля 2020 г. действует решение Гродненского облисполкома от 20.01.2020 № 18 «Об установлении коэффициентов, применяемых при определении размера платы за пользование арендным жильем»;

 

решением Минского горисполкома от 22.12.2011 № 3959 «Об установлении коэффициентов, применяемых при определении размера платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования»;

решением Минского облисполкома от 15.05.2013 № 515 «Об установлении коэффициентов, применяемых при определении размера платы за пользование жилыми помещениями коммунального жилищного фонда Минской области, включенными в фонд жилых помещений коммерческого использования».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 августа 2016 г. действует новое решение Минского областного исполнительного комитета от 19.07.2016 № 736 «Об установлении коэффициентов, применяемых при определении размера платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования государственного жилищного фонда»;

 

решением Могилевского облисполкома от 27.03.2012 № 5-26 «О некоторых вопросах предоставления гражданам жилых помещений коммерческого использования государственного жилищного фонда».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 января 2020 г. следует руководствоваться решением Могилевского областного исполнительного комитета от 31.12.2019 № 28-45 «О коэффициентах, применяемых при определении платы за пользование арендным жильем».

 

При этом в отношении жилых помещений, включаемых в соответствии с положениями Указа в состав жилых помещений коммерческого использования из числа служебных, специальных служебных и отдельных видов специальных жилых помещений (до 1 апреля 2014 г.), а также жилых помещений государственного жилищного фонда, занимаемых гражданами по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда (до 1 июля 2016 г.), размер платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования устанавливается с учетом понижающих коэффициентов, которые до 1 апреля 2014 г. будут определены облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства РБ. Аналогичные коэффициенты будут действовать в отношении граждан, которым жилые помещения коммерческого использования будут предоставлены в первоочередном порядке на период трудовых (служебных) отношений, в соответствии с частью первой п.77 и п.78 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом (далее - Положение).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 октября 2017 г. следует руководствоваться Положением с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 06.04.2017 № 109.

 

Пример

Размер ставки за пользование коммерческим жильем составляет 0,2 базовой величины за 1 кв.м. С 1 октября 2013 г. базовая величина составляет 130 000 руб., следовательно, размер названной ставки равен 26 000 руб.

В центральной части г.Минска самый высокий коэффициент - 1,5. Плата за пользование типовой трехкомнатной квартирой (69 кв.м), расположенной в центре столицы, составляет 2 691 000 руб. (26 000 руб. х 69 кв.м х 1,5).

Размер платы за пользование жилым помещением коммерческого использования при установлении, например, понижающего коэффициента 0,1 (данный коэффициент может быть установлен в другом размере), для указанной типовой трехкомнатной квартиры в г.Минске составит 269 000 руб. (26 000 руб. х 69 кв.м х 1,5 х 0,1).

Момент возникновения обязанности по внесению платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования

Момент возникновения у нанимателей обязанности по внесению платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования зависит от даты перевода жилых помещений в состав жилых помещений коммерческого использования (подп.1.8 п.1 Указа):

• у нанимателей жилых помещений коммерческого использования, ранее проживавших в служебных, специальных служебных и специальных жилых помещениях (подп.2.1 п.2 Указа), - с 1 апреля 2014 г.;

• у нанимателей жилых помещений коммерческого использования, ранее проживавших в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору найма (подп.2.4 п.2 Указа), - с 1 июля 2016 г.

Государственная регистрация запрета на отчуждение жилых помещений, в которых проживают определенные категории граждан

Согласно п.3 Указа территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним с 1 апреля 2014 г. будут осуществлять государственную регистрацию запрета на отчуждение жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены, бывшие члены семьи собственника жилого помещения, признанные находящимися в социально опасном положении или признанные нуждающимися в государственной защите, либо граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, или жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей.

Порядок предоставления другого жилого помещения и выплаты компенсации отдельным категориям граждан

Пунктом 4 Указа определены (1) порядок предоставления собственнику жилого помещения, признанного не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания либо аварийным или грозящим обвалом вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма, другого жилого помещения на условиях договора найма жилого помещения коммерческого использования, а также (2) порядок выплаты денежной компенсации за жилое помещение, признанное не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания, - в размере рыночной стоимости данного жилого помещения.

 

Справочно

Следует отметить, что ранее ст.160 Жилищного кодекса РБ (далее - ЖК) порядок компенсации был предусмотрен только в отношении собственников расположенных в многоквартирных или блокированных жилых домах квартир, не соответствующих установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, признанных аварийными или грозящими обвалом вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма и признанных в установленном порядке непригодными для проживания.

 

С 1 апреля 2014 г. порядок компенсации будет осуществляться в соответствии с п.4 Указа в отношении собственников жилых помещений:

• признанных не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодными для проживания;

• признанных аварийными или грозящими обвалом вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма.

Режим действия Указа

Признаны утратившими силу некоторые указы Президента РБ и отдельные положения указов Президента РБ. В частности, утратившими силу признаются Указ Президента РБ от 19.03.2007 № 128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда», Указ Президента РБ от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений», а также большинство нормативных предписаний Указа Президента РБ от 08.11.2011 № 512 «О некоторых вопросах использования государственного жилищного фонда».

 

Обратите внимание!

Отдельно надлежит отметить режим действия Указа: он применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу. По жилищным отношениям, возникшим до вступления его в силу, Указ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

 

Поскольку Положение содержит изменения в части постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в силу части второй п.9 Указа граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу Указа, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняют право состоять на таком учете по данным основаниям.

Рассмотрим изменения, содержащиеся в Положении.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Положение по своей структуре сходно с Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом Президента РБ от 29.11.2005 № 565 (далее - Положение № 565). Вместе с тем Положение содержит ряд существенных отличий.

В части постановки на учет, по сравнению с Положением № 565, содержится 12 оснований постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.3 Положения), а также 9 оснований для отказа в постановке на такой учет (п.4 Положения) и 10 оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.32 Положения).

Согласно подп.3.1.1 п.3 Положения нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не имеющие в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы)), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, - по месту пребывания. При принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Минске учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилые помещения, расположенные в Минском р-не.

Положение № 565, подп.1.1.1 п.1 ст.35 ЖК не устанавливают для данного основания порядок суммирования жилых помещений, расположенных в Минском р-не. Такое суммирование предусматривается только в одном случае - при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подп.3.1.2 п.3 Положения № 565, подп.1.1.2 п.1 ст.35 ЖК.

После 1 апреля 2014 г. граждане, проживающие в населенных пунктах Минского р-на, будут приниматься на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) в г.Минске только в том случае, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 10 кв.м. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения будет определяться с учетом суммирования общей площади жилых помещений, расположенных в г.Минске или Минском р-не и находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи.

Следующее нововведение связано с изменением состава жилищного фонда и порядка предоставления жилых помещений коммерческого использования. Поскольку жилые помещения коммерческого использования станут преобладающим видом жилых помещений государственного жилищного фонда и будут предоставляться гражданам на длительные сроки (в отдельных случаях - бессрочно), предоставление таких жилых помещений является улучшением жилищных условий граждан. Подпунктом 1.2 п.1 Указа установлен запрет в части сдачи жилых помещений государственного жилищного фонда любого вида по договорам поднайма.

 

Обратите внимание!

В этой связи подп.3.1.5 п.3 Положения не предусматривает такого основания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как проживание по договорам найма жилого помещения коммерческого использования, а также по договорам поднайма жилого помещения государственного жилищного фонда.

Кроме того, подп.32.1 п.32 Положения предусмотрено следующее основание для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий: если отпали основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Таким образом, при получении жилого помещения коммерческого использования гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий, утрачивает основания состоять на таком учете и подлежит снятию с учета в соответствии с названным подпунктом.

 

В то же время граждане, проживающие по договорам найма частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (подп.3.1.5 п.3 Положения).

Изменения коснулись граждан, проживающих в служебных жилых помещениях. Поскольку служебные жилые помещения подлежат с 1 апреля 2014 г. включению в состав жилых помещений коммерческого использования, а предоставление такого жилья расценивается как улучшение жилищных условий, граждане, проживающие в служебных жилых помещениях и не состоящие в трудовых отношениях, будут сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако граждане, проживающие в жилых помещениях коммерческого использования по договорам найма, заключенным на период трудовых (служебных) отношений, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (подп.3.1.6 п.3 Положения).

Далее в отличие от молодых семей, не имеющих в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и не являющихся нанимателями квартиры или одноквартирного жилого дома, граждане, родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, а также овдовевшие супруги, воспитывающие детей и не вступившие в новый брак, с 1 апреля 2014 г. утрачивают право постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий без учета площади, находящейся в их владении и пользовании. На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий данная категория лиц может быть принята только на общих основаниях, определенных в п.3 Положения.

 

Обратите внимание!

Вместе с тем с учетом нормативных предписаний п.9 Указа граждане, принятые до 1 апреля 2014 г. на учет нуждающихся по основанию, предусмотренному подп.3.1.12 п.3 Положения № 565, сохранят право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 

Основания для отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий определены в п.4 Положения.

Ограничительный срок, установленный для г.Минска (10 лет) и населенных пунктов Минского р-на (5 лет), не будет применяться при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в отношении граждан, назначенных (избранных) на должности, включенные в перечень, определяемый Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ (подп.4.3-4.6 п.4 Положения).

Устанавливаются ограничения при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в отношении следующих категорий граждан:

• зарегистрированных по месту жительства в общежитиях или в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения, в которых они фактически не проживают (подп.4.7 п.4 Положения);

• воспользовавшихся государственной поддержкой при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений в течение пяти лет со дня регистрации права на жилое помещение, приобретенное (реконструированное) с использованием государственной поддержки, за исключением увеличения состава семьи в связи с рождением (усыновлением, удочерением) детей, а также военнослужащих в случае переезда из другого населенного пункта при назначении на должность (подп.4.8 п.4 Положения).

Изменяется порядок уточнения данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для организаций, осуществляющих такой учет.

Так, согласно части второй п.29 Положения государственные органы, другие организации осуществляют уточнение таких данных регулярно по истечении пяти лет с даты постановки конкретного гражданина на учет - один раз в пять лет.

В отношении местных исполкомов порядок уточнения данных не изменился - эти государственные органы осуществляют такое уточнение ежегодно.

Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий определены п.32 Положения и по сравнению с ранее действовавшими основаниями (п.31 Положения № 565) дополнены нормой, предусматривающей снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан в случае выявления в ходе уточнения данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, фактов, подтверждающих непроживание граждан по месту их регистрации по месту жительства в общежитиях, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения (за исключением случаев, когда у граждан имеются иные основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий) (подп.32.10 п.32 Положения).

Предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда

Глава 2 Положения определяет общий порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда и регулирует:

• порядок заключения и расторжения договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда при предоставлении жилых помещений (пп.44, 46, 47 Положения);

• порядок предоставления жилых помещений, построенных за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление катастрофы на Чернобыльской АЭС (п.45 Положения);

• предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда в случаях, если жилое помещение государственного жилищного фонда находится в аварийном состоянии или грозит обвалом, подлежит сносу, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма перестало соответствовать установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и признано непригодным для проживания (п.48 Положения);

• предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда в случаях, если жилой дом, в котором находится жилое помещение государственного жилищного фонда, подлежит сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд либо жилое помещение государственного жилищного фонда признано в установленном законодательством порядке не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и подлежит переводу в нежилое (п.49 Положения).

При этом следует отметить, что ранее ст.104 ЖК (1999 г.) было предусмотрено, что в случае если законодательством РБ, действовавшим на момент сноса одноквартирного, блокированного жилого дома, строений и сооружений при нем, принадлежавших гражданину на праве собственности, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд не была предусмотрена выплата денежной компенсации за снесенный жилой дом, то квартира, полученная этим гражданином в доме государственного или частного жилищных фондов в результате такого сноса независимо от времени ее предоставления приватизировалась им безвозмездно (без учета жилищной квоты, суммы квот) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а в случае смерти этого гражданина - пережившими его членами семьи, получившими совместно с ним квартиру и проживающими в ней.

Данная процедура ЖК (2012 г.) не урегулирована. В целях предупреждения возникновения пробелов в законодательстве данная норма восстановлена в части четвертой п.49 Положения.

Кроме того, установлен минимальный срок для предоставления других жилых помещений гражданам, выселяемым из жилых помещений, признанных не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и не пригодными для проживания либо аварийными или грозящими обвалом вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма, - 1 год.

В главе 3 Положения определяется порядок предоставления жилых помещений социального пользования. В целом по сравнению с Положением № 565 данная глава не претерпела значительных изменений. Изменились последствия истечения срока действия договора найма жилого помещения социального пользования, заключаемого с трудоспособными совершеннолетними членами семьи выбывшего либо умершего нанимателя жилого помещения социального пользования (часть третья п.69 Положения). Положением № 565 был предусмотрен порядок их выселения без предоставления другого жилого помещения по основанию истечения срока действия указанного договора (часть пятая п.67). Положением же предусматривается включение занимаемого ими жилого помещения социального пользования в состав жилых помещений коммерческого использования (часть пятая п.69).

В главе 5 Положения определен порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда в общежитиях, в главе 6 Положения - порядок предоставления специальных жилых помещений.

С учетом норм, касающихся включения отдельных видов специальных жилых помещений (расположенных на закрытых территориях; предназначенных для проживания военнослужащих органов пограничной службы, проходящих военную службу в подразделениях, непосредственно охраняющих Государственную границу РБ, расположенных вне закрытых территорий; расположенных на территории иностранных государств и на территории РБ и предназначенных для проживания работников организаций, подчиненных Управлению делами Президента РБ) в фонд жилых помещений коммерческого использования, а также включения жилых помещений государственного жилищного фонда в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в т.ч. в зданиях пожарных депо, в состав специальных жилых помещений, изменился состав специальных жилых помещений (п.103 Положения).

Жилые помещения коммерческого использования

В главе 4 Положения определяется порядок формирования и предоставления жилых помещений коммерческого использования.

Установлен порядок определения доли жилых помещений коммерческого использования с учетом потребности в таких жилых помещениях (п.75 Положения), а также порядок включения (исключения) жилых помещений в состав (из состава) жилых помещений коммерческого использования (п.76 Положения).

При этом частью второй п.76 Положения установлено, что заселенные жилые помещения могут быть исключены из состава жилых помещений коммерческого использования в следующих случаях:

1) в порядке исключения по решению Президента РБ (если иной порядок не определен Президентом РБ) - в собственность граждан (подп.1.3 п.1 Указа);

2) по заявлению нанимателя, относящегося к лицам, имеющим право на получение жилого помещения социального пользования, - в состав жилых помещений социального пользования (часть вторая п.91 Положения).

Пунктом 77 Положения определены категории граждан, имеющих первоочередное право на предоставление жилых помещений коммерческого использования на период трудовых (служебных) отношений.

Так, в соответствии с данным пунктом такое право будут иметь граждане, не имеющие жилых помещений в собственности (долей в праве собственности на жилые помещения) и (или) во владении и пользовании в населенном пункте по месту работы (службы), из числа:

• судей, прокурорских работников, а также государственных служащих согласно перечню должностей, дающих право на получение жилых помещений коммерческого использования, определяемому Президентом РБ;

• молодых рабочих (служащих), специалистов, получивших образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, прибывших на работу по распределению, направленных на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего);

• военнослужащих;

• работников при назначении на должность в случае их переезда из другого населенного пункта при условии, что из числа работников в данном населенном пункте для занятия вакансии нет равноценной замены;

• ученых, профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования, работников организаций культуры;

• категорий граждан, определяемых Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2016 г. в соответствии с абзацем 1 части первой п.77 Положения, в редакции Указа Президента РБ от 16.11.2015 № 460, первоочередное право на предоставление жилых помещений коммерческого использования коммунального жилищного фонда, за исключением жилых помещений коммерческого использования, указанных в п.78 Положения, имеют граждане в связи с характером трудовых (служебных) отношений, не имеющие жилых помещений в собственности (долей в праве общей собственности на жилые помещения) и (или) во владении и пользовании, за исключением жилых помещений, занимаемых гражданами по договорам найма жилого помещения в общежитии, в населенном пункте по месту работы (службы) (при реализации первоочередного права на предоставление жилых помещений коммерческого использования коммунального жилищного фонда в г.Минске - в г.Минске и Минском районе).

 

Кроме того, определена очередность предоставления жилых помещений коммерческого использования, построенных за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п.78 Положения).

 

Обратите внимание!

Следует отметить, что первоочередное предоставление жилых помещений коммерческого использования не зависит от факта нахождения перечисленных в пп.77 и 78 Положения граждан на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 

В целях эффективного заселения фонда жилых помещений коммерческого использования с соблюдением интересов граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлено ограничение в доле жилых помещений, предназначенных для первоочередного предоставления на период трудовых (служебных) отношений, - не более 30 % от общего количества незаселенных жилых помещений коммерческого использования коммунального жилищного фонда (часть третья п.77 Положения). Кроме того, 10 % от общего количества незаселенных жилых помещений коммерческого использования предназначаются для военнослужащих (Указ Президента РБ от 08.01.2013 № 10 «О внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 512»).

Оставшиеся 60 % жилых помещений коммерческого использования либо невостребованные жилые помещения из числа предназначенных для первоочередного предоставления гражданам распределяются в общем порядке - гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты постановки на такой учет (п.82 Положения). При отсутствии граждан, состоящих на учете, жилые помещения коммерческого использования предоставляются гражданам, не нуждающимся в улучшении жилищных условий по дате подачи заявления о предоставлении жилого помещения (п.83 Положения).

Аналогичное распределение жилых помещений коммерческого использования закреплено в части республиканского жилищного фонда: согласно п.79 Положения организации, в ведении которых находятся такие жилые помещения, государственные органы, другие государственные организации, организации негосударственной формы собственности, имеющие право повторного заселения освобождаемых жилых помещений государственного жилищного фонда (п.2 ст.103 ЖК), вправе самостоятельно предусматривать в локальных нормативных правовых актах категории граждан из числа работников данных организаций, имеющих первоочередное право предоставления жилых помещений коммерческого использования (в пределах 40 % от общего количества жилых помещений коммерческого использования).

Порядок размещения информации о наличии жилых помещений коммерческого использования (п.85 Положения) по сравнению с Указом Президента РБ от 08.11.2011 № 512 существенно не изменился. Вместе с тем согласно части третьей п.80 Положения порядок предоставления гражданам жилых помещений коммерческого использования, не урегулированный Положением и иными законодательными актами, будет определен Советом Министров РБ.

Пунктами 88-92 Положения установлен порядок пользования жилыми помещениями коммерческого использования.

 

Обратите внимание!

Типовой договор найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда установлен постановлением Совета Министров РБ от 27.12.2011 № 1739 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 512» (данное постановление подлежит корректировке до 1 апреля 2014 г.).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 января 2015 г. постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2014 № 1297 утвержден типовой договор найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда.

 

Определен срок, на который заключается соответствующий договора найма: при наличии трудовых (служебных) отношений - на период таких отношений, а в случае предоставления в общем порядке гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или не состоящим на таком учете, - на срок до 5 лет (п.90 Положения).

При этом согласно части первой п.91 Положения с нанимателем жилого помещения коммерческого использования (за исключением нанимателей, с которыми договор заключен на срок трудовых (служебных) отношений), надлежащим образом исполнявшим свои обязанности, по истечении срока действия договора найма жилого помещения коммерческого использования заключается договор найма на новый срок.

Пунктом 92 Положения предусмотрены основания для выселения из жилых помещений коммерческого использования. К таким основаниям относятся:

истечение срока действия договора найма жилого помещения коммерческого использования, кроме случаев, когда данный договор подлежит заключению на новый срок. С учетом части первой п.91 Положения договор, заключенный на пять лет, по истечении срока его действия должен быть продлен на новый срок при условии, что наниматель по данному договору надлежащим образом исполнял свои обязанности (обязанности определены типовым договором найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда);

• наличие без уважительных причин задолженности по внесению платы за пользование жилым помещением коммерческого использования и (или) жилищно-коммунальные услуги в размере 2-месячной платы за пользование жилым помещением коммерческого использования и (или) жилищно-коммунальные услуги. Данное основание выселения предусматривает более жесткие меры выселения граждан, имеющих задолженность по сравнению с положениями ст.86 ЖК;

прекращение трудовых (служебных) отношений с организацией, предоставившей жилое помещение, - в случае, если жилое помещение предоставлено в связи с характером трудовых отношений. Таким образом, в случае расторжения трудовых (служебных) отношений предусматривается безусловное освобождение жилых помещений коммерческого использования. Граждане, проживающие в жилых помещениях коммерческого использования на период трудовых (служебных) отношений, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, в случае выселения из занимаемых жилых помещений они смогут получить жилое помещение коммерческого использования на общих основаниях;

иные случаи, предусмотренные законодательными актами. В частности, такие случаи определены в главе 13 ЖК.

 

27.12.2013

 

Наталья Кухарчик, начальник отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь