


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы». Изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» внесены с целью обеспечения единообразия в исчислении арендной платы за землю и земельного налога
Плательщики арендной платы за землю и плательщики земельного налога
Подпунктом 2.7 п.2 комментируемого Указа (далее - Указ № 361) внесены изменения и дополнения в Указ Президента РБ от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее - Указ № 101).
Указ № 101 регулирует вопросы исчисления и уплаты арендной платы за землю субъектами хозяйствования, которым земельный участок выделен в аренду.
Субъекты хозяйствования, которым земельный участок выделен в пользование (постоянное или временное), являются плательщиками земельного налога, порядок уплаты которого регулируется главой 18 (ст.192-203) Налогового кодекса РБ (далее - НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК на основании Закона РБ от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
С какой целью внесены изменения и дополнения в Указ № 101?
С 1 января 2014 г. вступили в силу изменения и дополнения, внесенные в НК Законом РБ от 31.12.2013 № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения». В частности, в новой редакции изложена ст.194 НК, регулирующая вопросы освобождения от земельного налога.
В результате, например, порядок освобождения от земельного налога за земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями (примечание 1) (подп.1.2 п.1 ст.194 НК), стал отличаться от порядка освобождения от арендной платы за такие земельные участки (подп.1.7.1 п.1 Указа № 101). А именно, за земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями и используемые организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), используемыми для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций (кроме земельных участков бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры), с 1 января 2014 г. земельный налог подлежит уплате, тогда как арендная плата за такие участки не взимается (до 1 января 2014 г. порядок освобождения от указанных земельных платежей был одинаковым).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 марта 2017 г. следует применять подп.1.7.1 п.1 Указа № 101 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 14.03.2017 № 87. |
С целью создания равных условий для субъектов хозяйствования, уплачивающих арендную плату, и субъектов хозяйствования, уплачивающих земельный налог, Указом № 361 и были внесены изменения и дополнения в Указ № 101. В итоге изложенный в Указе № 101 порядок исчисления и уплаты арендной платы за землю приведен в соответствие с порядком уплаты земельного налога, закрепленным в НК и применяемым с 1 января 2014 г.
Например, с 1 января 2014 г. п.1 ст.194 НК был дополнен подп.1.35-1.37, на основании которых от земельного налога освобождаются:
• земельные участки, предоставленные коммунальным унитарным предприятиям по капитальному строительству, иным государственным организациям или организациям с долей государства в уставном фонде более 50 % для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов по государственному заказу;
• земельные участки, предоставленные общественному объединению «Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь»;
• земельные участки, изъятые из земель лесного фонда для расширения (на высоту древесно-кустарниковой растительности) просек воздушных линий электропередачи в каждую сторону от крайних проводов, по перечням, утвержденным государственным производственным объединением электроэнергетики «Белэнерго» по согласованию с Министерством лесного хозяйства РБ.
Указом № 361 внесены аналогичные дополнения в Указ № 101 (подп.1.7.11-1.7.13 п.1).
Почему изменения, внесенные в Указ № 101 подпунктом 2.7 пункта 2 Указа № 361, начинают действовать не одновременно?
Порядок применения подп.2.7 п.2 Указа № 361 изложен в подп.7.2 п.7 Указа № 361. Так, абзацы 6-13 и 19-35 подп.2.7 п.2 Указа № 361 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2014 г. Иные абзацы подп.2.7 п.2 Указа № 361 вступают в силу с 25 июля 2014 г. (после официального опубликования Указа № 361).
Стоит отметить, что абзацами 8-13 подп.2.7 п.2 Указа № 361 определены случаи освобождения от уплаты арендной платы за земельные участки.
Таким образом, нормы Указа № 361, предусматривающие дополнительные случаи освобождения от уплаты арендной платы, распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2014 г. То есть субъекты хозяйствования вправе воспользоваться этими нормами и пересчитать сумму арендной платы, представив уточненную налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций за 2014 г. (по форме, приведенной в приложении 5 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82). Излишне уплаченная сумма арендной платы за земельные участки может быть возвращена из бюджета или зачтена в счет будущих платежей (примечание 2).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 февраля 2015 г. вступило в силу постановление МНС РБ от 24.12.2014 № 42, которым утверждены новая форма декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций и новая Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок. Порядок применения новых налоговых деклараций (расчетов) определен в п.4 постановления № 42. |
Абзацами 4, 5 подп.2.7 п.2 Указа № 361 установлены случаи, когда арендная плата за земельные участки должна вноситься. Речь идет о земельных участках, занятых недвижимыми материальными историко-культурными ценностями и используемых организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), используемыми для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций.
Как видим, нормы Указа № 361, предусматривающие дополнительные основания для уплаты арендной платы, обратной силы не имеют (вступили в силу с 25 июля 2014 г.). В связи с этим субъекты хозяйствования, на которых распространяются положения абзацев 4, 5 подп.2.7 п.2 Указа № 361, не обязаны исчислять и доплачивать арендную плату за период с 1 января 2014 г.
При этом такие субъекты хозяйствования должны представить в налоговые органы расчет суммы арендной платы за земельные участки.
С какой даты возникает обязанность по исчислению арендной платы за земельные участки, на которые распространяется действие абзацев 4, 5 подпункта 2.7 пункта 2 Указа № 361?
Срок представления расчета суммы арендной платы субъектами хозяйствования, на которых распространяется действие абзацев 4, 5 подп.2.7 п.2 Указа № 361, изложен в п.3 Указа № 361.
Так, субъекты хозяйствования в связи с изменениями и дополнениями, внесенными абзацами 4-13 и 26-35 подп.2.7 п.2 Указа № 361:
• не позднее 20 августа 2014 г. представляют в налоговые органы по месту постановки на учет расчет суммы арендной платы за земельные участки с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
• не позднее 22 августа 2014 г. производят уплату (доплату) арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в суммах, подлежащих уплате в сроки, предшествующие сроку уплаты, установленному в настоящем абзаце. При этом начисление пеней не производится и меры административной ответственности не применяются.
Такой порядок полностью соответствует порядку, закрепленному в части второй подп.1.12 п.1 Указа № 101.
При решении вопроса о том, с какой даты следует исчислять и уплачивать арендную плату за земельные участки (в случае утраты права на освобождение), необходимо учитывать положения части первой подп.1.12 п.1 Указа № 101, согласно которым при утрате в течение года права на льготу по арендной плате за земельный участок исчисление и уплата арендной платы производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем утраты этого права.
![]() |
Обратите внимание! При возникновении в течение года права на льготы по арендной плате за земельный участок льгота предоставляется с 1-го числа месяца, в котором возникло право на льготу. |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. в часть первую подп.1.12 п.1 Указа № 101 на основании Указа Президента РБ от 30.12.2016 № 508 внесено дополнение: месяцем, в котором утрачено право на льготу, является месяц, на который приходится последний день действия льготы. |
Таким образом, субъекты хозяйствования, утратившие право на льготу по арендной плате на основании абзацев 4, 5 подп.2.7 п.2 Указа № 361, должны исчислять и уплачивать арендную плату за земельные участки начиная с 1 августа 2014 г.
Сроки представления уточненных налоговых деклараций за 2014 год и внесения согласно этим декларациям арендной платы за такие земельные участки
Уточненная налоговая декларация (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций за 2014 г. должна быть представлена в налоговую инспекцию по месту постановки на учет не позднее 20 августа 2014 г. На основании данной налоговой декларации арендная плата за земельные участки за август-сентябрь 2014 г. должна быть внесена в бюджет не позднее 22 августа 2014 г.
Арендная плата за земельные участки за IV квартал уплачивается в бюджет в общеустановленный срок - не позднее 22-го числа второго месяца соответствующего квартала (т.е. не позднее 22 ноября 2014 г.).
Примечание 1. Речь идет о материальных историко-культурных ценностях, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров РБ, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия.
Примечание 2. Порядок зачета, возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени изложен в ст.60 НК.
19.08.2014
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»