


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2012 № 416 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9 и от 19 ноября 2010 г. № 599». Новое в игорном бизнесе
В целях совершенствования правового регулирования деятельности в сфере игорного бизнеса и повышения его прозрачности и легальности принят комментируемый Указ № 416 (далее - Указ № 416), который внес изменения в Положение об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 10.01.2005 № 9 (далее - Положение), и Указ Президента РБ от 19.11.2010 № 599 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса» (далее - Указ № 599).
Новации законодательства в сфере игорного бизнеса
Основными новшествами Указа № 416 являются:
1) введение механизма самоограничения физических лиц в посещении игорных заведений.
Организаторам азартных игр запрещено допускать в игорное заведение физических лиц, самостоятельно ограничивших себя в посещении игорных заведений путем подачи соответствующего письменного заявления организатору азартных игр. При этом срок, на который может ограничить себя физическое лицо в посещении игорных заведений, по его желанию может составлять от 6 месяцев до 3 лет.
Заявление, подаваемое физическим лицом организатору азартных игр, должно содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, срок отказа от посещения игорного заведения, личную подпись. При этом подача заявления любому организатору рассматривается как подача заявления всем организаторам азартных игр на территории Республики Беларусь.
В этих целях все данные о лицах, которые приняли решение о таком самоограничении, будут обобщаться в едином перечне физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений, доступ к которому организаторам азартных игр будет обеспечиваться посредством интернет-ресурса Министерства по налогам и сборам РБ (далее - МНС) в сети Интернет (согласно Указу № 416 обязанность по ведению этого перечня и доведению его до сведения организаторов азартных игр возложена на МНС).
Для этого копия принятого и зарегистрированного организатором азартных игр заявления не позднее дня, следующего за днем его принятия, представляется в МНС, которое не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления копии такого заявления, вносит сведения о физическом лице в указанный перечень.
При этом поданное заявление не подлежит возврату. Таким образом, физическое лицо не сможет отказаться от ранее принятого им решения о самоограничении в течение всего указанного им в заявлении срока;
2) обязанность организаторов азартных игр проверять документы посетителя игорного заведения, подтверждающие наступление 18-летнего возраста и отсутствие у него самоограничения, и соответственно посетителей этих заведений такие документы предъявлять;
3) введение для организаторов азартных игр отчетности об итогах работы в сфере игорного бизнеса, а также выполнение разового сбора информации у организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса, по вопросам их деятельности в данной сфере.
Форма отчета будет установлена МНС в 3-месячный срок после вступления в силу Указа № 416;
4) перенос срока ввода в эксплуатацию специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, на 1 декабря 2013 г.
![]() |
Справочно В соответствии с требованиями Указа № 599 специальная компьютерная кассовая система для осуществления государственного контроля в сфере игорного бизнеса должна была быть введена в эксплуатацию с 1 июля 2012 г. |
С учетом этого в Республике Беларусь с 1 декабря 2013 г. будет запрещен ввод в эксплуатацию (использование) игровых автоматов, касс букмекерских контор и касс тотализатора без их подключения к специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса.
Требования к помещениям игорных заведений
Кроме того, в целях совершенствования правового регулирования деятельности в сфере игорного бизнеса в Республике Беларусь Указом № 416:
• уточнено, что под кассой букмекерской конторы понимается специально оборудованное одно рабочее место, где осуществляется прием ставок в букмекерских играх и (или) выплата выигрышей; заключенный договор поручения, агентский или другой аналогичный договор, предусматривающий прием ставок в букмекерских играх и (или) выплату выигрышей; электронный кошелек, открытый организатору букмекерской игры, на который принимаются ставки в букмекерской игре;
• исключено требование об изолированности помещений, в которых могут быть размещены букмекерские конторы и тотализаторы.
Напомним, что одним из существенных требований Положения является расположение игорных заведений только в капитальных строениях (заданиях, сооружениях). При этом занимать эти строения разрешается только полностью или их изолированные помещения. До вступления в силу Указа № 416 данное требование распространялось в т.ч. и на букмекерские конторы и тотализаторы.
![]() |
Справочно Согласно Указу № 599 букмекерские конторы и тотализаторы могли осуществлять деятельность в помещениях, не соответствующих указанному требованию, только до 1 июля 2012 г.; |
• предусмотрено, что в игорных заведениях допускается размещение обменных пунктов, терминалов автоматического обмена валют, а также проведение культурно-зрелищных мероприятий, оказание организаторами азартных игр услуг общественного питания.
![]() |
Справочно Согласно Указу № 599 после 1 июля 2012 г. осуществление такой деятельности не допускалось. |
Комментируемый Указ № 416 вступил в силу 27 сентября 2012 г., за исключением положений, касающихся самоограничения физических лиц в посещении игорных заведений и их допуска туда, вступающих в силу через 4 месяца после официального опубликования Указа № 416.
08.10.2012 г.
Марина Константинова, экономист