Комментарий от 11.03.2014
Автор: Овсейко С.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности». Новое в регулировании лизинговой деятельности


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности». Новое в регулировании лизинговой деятельности

25 февраля 2014 г. Президент РБ подписал Указ № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» (далее - Указ № 99), который вступит в силу 1 сентября 2014 г.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 октября 2017 г. следует руководствоваться Указом № 99 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 06.04.2017 № 109.

 

Лизинговая деятельность, финансовая по своей сути, никогда не относилась к банковской монополии, что подтверждается ст.14 Банковского кодекса РБ (далее - БК).

 

Справочно

Наряду с банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями (реально в Беларуси не созданными, но допускаемыми БК) лизинговые организации относятся к «околобанковским» компаниям. К числу последних относятся также организации, работающие на валютном рынке «Форекс», предоставляющие микрозаймы, гарантийные фонды, общества взаимного кредитования и т.д. В последнее время законодатель уделяет пристальное внимание именно обществам взаимного кредитования. Ожидается, что скоро и другие «околобанковские» компании будут переданы в ведение Национального банка РБ (далее - Нацбанк).

 

Ранее были предприняты попытки введения лицензирования лизинговой деятельности (в качестве лицензирующего органа выступало Министерство экономики РБ).

Включение лизинговых организаций в реестр Национального банка и требование к уставному фонду

Содержание одной из основных новелл Указа № 99 - передача лизинговой деятельности в компетенцию Нацбанка.

Начиная с 2011 г. лизинговая деятельность стала характеризоваться сверхвысокими рисками и, как следствие, процентными ставками. Параллельно отменялось значительное число льгот, предоставленных лизинговым компаниям в соответствии с государственной политикой создания приоритетов для данного вида деятельности. В настоящее время большая часть данных льгот отменена (например, по расчетам в валюте между резидентами, покупке валюты для этих целей и т.п.). Также подп.1.1 и подп.1.4 п.1 Указа № 99 вводят ряд новых обязанностей, среди них - минимальный размер уставного фонда (далее - УФ) для лизинговых компаний, а также требование о включении последних Нацбанком в реестр лизинговых организаций (далее - реестр).

Специфика лизинговой деятельности такова, что клиенты (лизингополучатели) не несут рисков неисполнения обязательств со стороны контрагента (лизинговая организация исполняет их в момент передачи оборудования в лизинг). Однако риски могут быть у других участников (поставщики, банки), и, видимо, поэтому в их интересах законодателем установлено требование о минимальном размере УФ - 50 тыс. евро. Хотя лизинговые компании, получающие банковское финансирование, чаще всего сами являются дочерними структурами этих банков.

Согласно подп.1.1 п.1 Указа № 99 включению Нацбанком в реестр (что подтверждается соответствующим свидетельством) подлежат все лизинговые организации, за исключением:

1) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) при условии заключения не более трех договоров лизинга в течение одного календарного года и (или) общей стоимости предметов лизинга, передаваемых по одному или нескольким договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным этими лизингодателями в одном календарном году, менее 10 000 базовых величин;

2) иностранных организаций, осуществляющих лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

3) юридических лиц, имеющих право предоставлять имущество на условиях финансовой аренды (лизинга) в соответствии с решениями Президента РБ;

4) банков, которые осуществляют лизинговую деятельность в соответствии с БК.

 

Обратите внимание!

В отличие от лицензирования включение в реестр не требует соблюдения определенных квалификационных требований.

 

Единственным условием включения в реестр является формирование УФ на день подачи заявления о включении в размере не ниже минимального размера, равного сумме, эквивалентной 50 тыс. евро. Однако предусмотрены переходные положения: лизинговые организации, осуществляющие лизинговую деятельность на день вступления в силу Указа № 99 (1 сентября 2014 г.), включаются в реестр независимо от размера УФ, сформированного на дату подачи заявления, с дальнейшим обязательством сформировать свои УФ на 1 июля 2015 г. в размере не менее 50 %, а на 1 июля 2016 г. - 100 %.

На включенные в реестр лизинговые организации, а также на иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, возложена обязанность представлять в Нацбанк отчетность, объем которой должен определить сам регулятор. Также введена обязанность размещать соответствующую информацию на интернет-сайтах лизинговых организаций.

 

Справочно

Ранее обязанность по размещению отчетности на интернет-сайтах была возложена на банки (ст.1191 БК), а другой информации - на государственные организации (Указ Президента РБ от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»). Начиная с 31 июля 2017 г. такая обязанность в соответствии с п.4 ст.17 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» ляжет и на общественно значимые организации.

Понятие лизинговой деятельности

В подп.1.3 п.1 Указа № 99 содержится определение «лизинговой деятельности» - это предпринимательская деятельность по приобретению лизингодателем в собственность имущества в целях его последующего предоставления за плату во временное владение и пользование юридическому или физическому лицу. В отличие от действующего законодательства (ст.636-641 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)), Положения о лизинге, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 04.06.2010 № 865 (далее - Положение № 865)), новыми являются четкие формулировки о том, что:

1) сдача в аренду без приобретения имущества не является лизингом. Согласно подп.1.12 п.1 Указа № 99 имущество, ранее приобретенное лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенное ему лизингополучателем по прекратившему свое действие договору лизинга, не завершенному выкупом предмета лизинга, может передаваться лизингодателем в аренду;

2) лизингополучателями могут быть как юридические, так и физические лица. На последнее следует обратить особое внимание, так как согласно ст.637 ГК предметом договора лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2014 г. взамен Положения № 865 действуют Правила осуществления лизинговой деятельности, утвержденные постановлением Правления Нацбанка РБ от 18.08.2014 № 526.

С 20 января 2015 г. следует руководствоваться ст.636-641 ГК в редакции Закона РБ от 31.12.2014 № 226-З.

 

Обратите внимание!

Можно сказать, что Указ № 99 ознаменует появление в нашей стране потребительского лизинга. Таким образом, с одной стороны, теперь нет ограничений на использование лизинга в сфере жилищных отношений. С другой стороны, существовавшие ранее мелкие компании, занимавшиеся, например, бытовым прокатом, рискуют подпасть под требования Указа № 99 и оказаться не в состоянии выполнить одно из них: касательно размера УФ.

Требования к договорам лизинга и сублизинга

В соответствии с подп.1.7 п.1 Указа № 99 согласие лизингодателя на передачу лизингополучателем предмета лизинга третьему лицу (сублизингополучателю) за плату во временное владение и пользование (сублизинг) должно быть выражено в письменной форме. Лизингополучатели - юридические лица и ИП, не включенные в реестр, вправе заключать в качестве сублизингодателя не более трех договоров сублизинга в течение календарного года.

Ранее существенные условия договора лизинга определялись Положением № 865. Теперь Указ № 99 отдельно перечисляет существенные условия:

• договора купли-продажи (поставки) имущества, приобретаемого для последующей передачи в лизинг. Существенное условие - указание на то, что такое имущество предназначено для передачи по договору лизинга определенному лизингополучателю;

• договора лизинга;

•договора сублизинга.

Следует учитывать, что в случае международного (экспортного) лизинга такие условия серьезно корректируются Указом Президента РБ от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь», в частности, касательно сроков завершения лизинговой операции.

Согласно подп.1.10 п.1 Указа № 99 лизингодатель имеет право использовать предмет лизинга в качестве предмета залога в целях обеспечения исполнения обязательств только по кредитному договору (договору займа), заключенному для оплаты стоимости предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. Новой назвать эту норму нельзя, так как она дублирует п.10 Положения № 865. То же самое касается и нормы подп.1.11 п.1 Указа № 99, согласно которой лизингополучатель несет все расходы, связанные с возвратом предмета лизинга лизингодателю, в т.ч. расходы на его демонтаж, транспортировку, если иное не установлено договором лизинга. Все это дает основания предположить, что в ближайшее время Положение № 865 будет отменено, тем более что лизинг сейчас передается в ведение Нацбанка. В соответствии с подп.1.13 п.1 Указа № 99 теперь Нацбанк устанавливает правила осуществления лизинговой деятельности.

Выводы

Оценивая произошедшие изменения в целом, их трудно назвать стимулированием развития лизинга, так как они создают дополнительные обязанности (по формированию УФ, регистрации в реестре, отчетности и т.п.), а не предоставляют льготы. В качестве положительного момента можно отметить традиционную для важных экономических нормативных правовых актов последнего времени тенденцию, когда они вступают в силу со значительной отсрочкой во времени с даты принятия, которая дает возможность изучить изменения и подготовиться к ним.

 

11.03.2014

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук