Комментарий от 20.03.2014
Автор: Томкович Р.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности». Совершенствуется регламентация лизинговой деятельности


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности». Совершенствуется регламентация лизинговой деятельности

Система регулирования лизинговых правоотношений существенно изменяется с вступлением в силу 1 сентября 2014 г. Указа Президента РБ от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» (далее - Указ № 99).

Данный законодательный акт устанавливает новые требования к лизинговым компаниям и содержанию договоров, заключаемых в данной сфере. В то же время договоры купли-продажи о приобретении объектов лизинга, а также сами договоры лизинга, которые были заключены до 1 сентября 2014 г., не подлежат обязательному приведению в соответствие с требованиями Указа № 99.

Общие правила совершения лизинговых операций

В настоящее время основные нормы, регламентирующие лизинг, содержатся в Гражданском кодексе РБ (далее - ГК) и Положении о лизинге, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 04.06.2010 № 865 (далее - Положение о лизинге). В последнем из указанных документов приведены основные термины, используемые в сфере лизинговых отношений. Однако Указ № 99 дополнил перечень соответствующих определений, закрепив понятия «лизинговая деятельность», «лизинговая организация», «договор сублизинга».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2014 г. взамен Положения о лизинге действуют Правила осуществления лизинговой деятельности, утвержденные постановлением Правления Нацбанка РБ от 18.08.2014 № 526.

 

Лизинговая деятельность определена Указом № 99 как предпринимательская деятельность по приобретению лизингодателем в собственность имущества в целях его последующего предоставления за плату во временное владение и пользование юридическому или физическому лицу (лизингополучателю).

В целом данное определение схоже с дефиницией договора лизинга, приведенной в ст.636 ГК. Однако если указанная статья ГК говорит о предоставлении лизингополучателю имущества во временное владение и пользование для предпринимательских целей, то в Указе № 99 сказано о передаче имущества в пользование юридическому или физическому лицу. При этом цели использования такого имущества не конкретизируются.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 января 2015 г. ст.636 ГК изложена в новой редакции на основании Закона РБ от 31.12.2014 № 226-З (далее - Закон № 226-З).

 

Положения подп.1.12 п.1 Указа № 99 дают основания полагать, что предусмотренная действующим законодательством возможность повторного лизинга (т.е. передачи в лизинг имущества, ранее уже переданного в лизинг, но полученного обратно) исключена. Так, в указанной норме отмечено, что имущество, ранее приобретенное лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенное ему лизингополучателем по прекратившему свое действие договору финансовой аренды (лизинга), не завершенному выкупом предмета лизинга, может передаваться лизингодателем в аренду. Таким образом, указанное имущество можно будет передать в возмездное владение и пользование другому лицу, но на эти отношения не будут распространяться нормы о лизинге.

Осуществляемая на системной основе лизинговая деятельность сопряжена с повышенными рисками как для субъекта, осуществляющего такую деятельность, так и для его кредиторов и должников. Данные риски связаны с тем, что, во-первых, лизинговые компании приобретают предметы лизинга, как правило, за счет привлеченных средств (банковских кредитов, займов), во-вторых, при многочисленных лизингополучателях повышается как кредитный риск банка, так и риски самого лизингодателя, связанные с возможным ухудшением платежеспособности лизингополучателей. Для последних же риски связаны с тем, что даже при добросовестном исполнении своих обязанностей, не будучи собственником полученного в лизинг имущества, они могут его утратить в связи с финансовыми трудностями лизингодателя. Все вышеперечисленные обстоятельства требовали более четкого регулирования лизинговых отношений. Поэтому представляется вполне логичным наделение Национального банка РБ (далее - Нацбанк РБ), в частности, полномочиями:

• по установлению правил осуществления лизинговой деятельности;

• закреплению формы, объема и содержания отчетности и иной информации лизинговой организации;

• определению объема и порядка раскрытия информации о лизинговой деятельности лизинговой организации, а также о ее финансовом состоянии;

• осуществлению контроля за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности;

• предъявлению исков в суд иск о ликвидации лизинговой организации по основаниям и в порядке, установленным законодательными актами;

• подаче в суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) лизинговой организации с соблюдением требований, установленных Законом РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Таким образом, Нацбанк РБ постепенно становится мегарегулятором на финансовом рынке, что можно рассматривать в качестве позитивного явления, поскольку тенденция развития современного права - комплексное регулирование отношений, связанных с финансовыми услугами, к которым традиционно помимо непосредственно банковских услуг относят и лизинг.

Реестр лизингодателей

Лизинговая организация - это юридическое лицо, соответствующее требованиям, предъявляемым данным законодательным актом, иными законодательными актами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Нацбанка РБ, и осуществляющее лизинговую деятельность (абзац 3 подп.1.3 п.1 Указа № 99).

Данное определение допускает закрепление в актах Нацбанка РБ дополнительных требований к лизинговым организациям. Это могут быть требования к деловой репутации руководителей, их квалификации и т.п.

Одно из наиболее важных нововведений - закрепление требования о том, что лизинговую деятельность вправе будут осуществлять только лизинговые организации, включенные Нацбанком РБ в реестр лизинговых организаций.

Лизинговую деятельность без включения в реестр вправе осуществлять:

• юридические лица и индивидуальные предприниматели при условии заключения не более трех договоров финансовой аренды (лизинга) в течение одного календарного года и (или) общей стоимости предметов лизинга, передаваемых по одному или нескольким договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным этими лизингодателями в одном календарном году, менее 10 000 базовых величин;

• иностранные организации, осуществляющие лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

• юридические лица, имеющие право предоставлять имущество на условиях финансовой аренды (лизинга) в соответствии с решениями Президента РБ (подп.1.1 п.1 Указа № 99).

Банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям также предоставлено право осуществлять лизинговую деятельность без включения в реестр вне зависимости от количества сделок и стоимости предметов лизинга. Данная норма, по мнению автора, обусловлена тем, что банки проходят государственную регистрацию в Нацбанке РБ и Банковский кодекс РБ допускает возможность осуществления банками лизинговой деятельности, а повторная регистрация (включение в реестр) в том же государственном органе представляется нецелесообразной.

Указом № 99 закреплено и условие включения лизинговых организаций в реестр, а именно формирование уставного фонда на день подачи заявления о включении в реестр в размере не менее суммы, эквивалентной 50 000 евро (часть первая подп.1.4 п.1 Указа № 99), за исключением следующего случая: лизинговые организации, осуществляющие лизинговую деятельность на день вступления в силу Указа № 99, будут включаться в реестр независимо от размера уставного фонда, сформированного на дату подачи заявления о включении в реестр.

• на 1 июля 2015 г. - в размере не менее 25 000 евро;

• на 1 июля 2016 г. - в размере не менее 50 000 евро (часть вторая подп.1.4 п.1 Указа № 99).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 октября 2017 г. в подп.1.4 п.1 Указа № 99 внесено изменение Указом Президента РБ от 06.04.2017 № 109: условием включения лизинговой организации в реестр является формирование уставного фонда на день подачи заявления о включении в реестр в размере не ниже минимального размера, равного 125 000 руб., за исключением случая, когда лизинговые организации, осуществляющие на день вступления в силу Указа № 99 лизинговую деятельность, включаются в реестр независимо от размера уставного фонда, сформированного на дату подачи заявления о включении в реестр. При этом такие лизинговые организации обязаны сформировать свои уставные фонды:

• на 1 июля 2015 г. - в размере не менее 50 % минимального размера уставного фонда, установленного в части первой подп.1.4 п.1 Указа № 99;

• на 1 июля 2016 г. - в размере не менее минимального размера уставного фонда, установленного в части первой подп.1.4 п.1 Указа № 99.

 

Включение в реестр будет осуществляться на основании представленных в Нацбанк РБ: заявления; копии устава; копии документа, подтверждающего формирование уставного фонда в установленном порядке (часть первая подп.1.5 п.1 Указа № 99).

Национальный банк обязан рассмотреть соответствующие документы в течение 15 рабочих дней после их получения. Необходимо отметить, что плата за рассмотрение документов, включение лизинговой организации в реестр и выдачу свидетельства взиматься не будет (часть третья подп.1.5 п.1 Указа № 99).

Указом № 99 определены и основания для отказа во включении лизинговой организации в реестр:

• представление лизинговой организацией документов, не соответствующих требованиям законодательства, в т.ч. подложных, поддельных или недействительных документов и (или) содержащих недостоверные сведения;

• несоблюдение лизинговой организацией на день подачи заявления о включении в реестр требования о формировании уставного фонда (часть четвертая подп.1.5 п.1 Указа № 99).

Если организация была включена в реестр, а в последующем исключена из него, то в некоторых случаях в течение года ей также может быть отказано во включении в указанный реестр повторно. Такие последствия наступают, если лизинговая организация была исключена из реестра в связи с систематическим (два раза и более в течение календарного года) неисполнением ею письменного предписания об устранении нарушений и (или) требования Нацбанка РБ о временном отстранении от работы руководителя и (или) главного бухгалтера такой организации и (или) их заместителей до полного устранения выявленных нарушений.

Соответствующее требование Нацбанк РБ уполномочен направить в случае систематического (два раза и более в течение календарного года) невыполнения лизинговой организацией, включенной в реестр, письменных предписаний Нацбанка РБ об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок, проводимых по месту нахождения Нацбанка РБ на основании изучения отчетности, иных документов и информации, полученных им в соответствии с законодательством, без истребования от лизинговой организации иных документов.

Помимо указанных выше, основаниями для исключения Нацбанком РБ лизинговой организации из реестра могут быть:

• заявление лизинговой организации;

• исключение юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• несоблюдение лизинговой организацией требования в отношении минимального размера уставного фонда (часть пятая подп.1.5 п.1 Указа № 99).

На лизинговые организации возлагаются и определенные обязанности в процессе их деятельности. Указанные организации, включенные в реестр, обязаны составлять и представлять в Нацбанк РБ отчетность и иную информацию в сроки и порядке, им установленные (часть первая подп.1.6 п.1 Указа № 99).

Такие же обязанности возлагаются и на иностранные организации, осуществляющие в Республике Беларусь лизинговую деятельность через постоянное представительство (часть вторая подп.1.6 п.1 Указа № 99).

Кроме того, лизинговые организации, включенные в реестр, обязаны раскрывать информацию об осуществляемой лизинговой деятельности и своем финансовом состоянии путем ее публикации, а также размещения в доступном для обзора месте в принадлежащих ей помещениях и на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет в объеме и порядке, установленных Нацбанком РБ (часть третья подп.1.6 п.1 Указа № 99).

Полагаем, что требование о раскрытии информации будет способствовать защите интересов лизингополучателей, поскольку, вступая в договорные правоотношения с лизингодателем, они предварительно смогут получить необходимую информацию о нем, в т.ч. о его финансовом состоянии.

Требования к договору купли-продажи о приобретении объекта лизинга

Существенным условием договора купли-продажи (поставки) имущества, приобретаемого для последующей передачи в качестве предмета договора финансовой аренды (лизинга), помимо существенных условий, установленных в соответствии с законодательством, является указание на то, что такое имущество предназначено для передачи по договору финансовой аренды (лизинга) определенному лизингополучателю (подп.1.8 п.1 Указа № 99).

В настоящее время в п.5 Положения о лизинге также содержится норма о том, что помимо существенных условий, установленных законодательством для договора купли-продажи (поставки), дополнительным существенным условием договора купли-продажи (поставки) имущества, приобретаемого для последующей передачи в качестве предмета лизинга, является указание на то, что имущество приобретается для передачи в лизинг. Однако отличие данной нормы от требований Указа № 99 в том, что согласно Указу № 99 в договоре купли-продажи необходимо не просто указать, что имущество приобретается для передачи в лизинг, а что оно приобретается для передачи в лизинг определенному лизингополучателю. В действующем законодательстве аналогичная по содержанию норма содержится в ст.638 ГК.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 января 2015 г. ст.638 ГК исключена на основании Закона № 226-З.

 

В свою очередь, это указывает на то, что еще до заключения договора купли-продажи лизинговая компания должна заключить договор лизинга с лизингополучателем и именно во исполнение этого договора заключить договор купли-продажи конкретного имущества.

Продавец должен поставить предмет лизинга и передать относящиеся к нему документы в соответствии с требованиями договора.

Если иное не предусмотрено договором лизинга, имущество, являющееся предметом этого договора, передается продавцом (поставщиком) непосредственно лизингополучателю в месте нахождения последнего.

Продавец также обязан обеспечить соответствие предмета лизинга количеству, качеству, описанию и другим требованиям договора.

В соответствии со ст.641 ГК лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу (поставщику) имущества, являющегося предметом договора лизинга, требования, вытекающие из договора купли-продажи (поставки), заключенного между продавцом (поставщиком) и лизингодателем, в частности в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом (поставщиком). При этом лизингополучатель имеет права и несет обязанности, предусмотренные законодательством для покупателя, за исключением обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной договора купли-продажи (поставки) указанного имущества. При этом лизингополучатель не вправе расторгнуть договор купли-продажи (поставки) с продавцом (поставщиком) без согласия лизингодателя.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 января 2015 г. следует руководствоваться ст.641 ГК с изменениями, внесенными Законом № 226-З.

 

В отношениях с продавцом (поставщиком) лизингополучатель и лизингодатель выступают как солидарные кредиторы.

По общему правилу (если иное не предусмотрено договором лизинга), лизингодатель не отвечает перед лизингополучателем за выполнение продавцом (поставщиком) требований, вытекающих из договора купли-продажи (поставки), кроме случаев, когда ответственность за выбор продавца (поставщика) лежит на лизингодателе. В таком случае лизингополучатель вправе по своему выбору предъявлять требования, вытекающие из договора купли-продажи (поставки), как непосредственно продавцу (поставщику) имущества, так и лизингодателю, которые несут солидарную ответственность.

Существенные условия договора лизинга

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст.636 ГК).

Как Положением о лизинге, так и Указом № 99 определено, что существенными условиями договора финансовой аренды (лизинга) помимо существенных условий, установленных законодательством, являются и другие дополнительные условия. Однако они несколько различаются в Указе № 99 и Положении о лизинге.

 

Указ № 99 Положение о лизинге Примечание
Предмет лизинга (его наименование, количественные и иные характеристики, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в лизинг) Норма осталась неизменной
Указание на сторону, осуществляющую выбор предмета лизинга и продавца Норма осталась неизменной
Стоимость предмета лизинга Контрактная стоимость предмета лизинга Контрактная стоимость предмета договора лизинга - это стоимость передаваемого в лизинг предмета, определяемая по согласованию между лизингодателем и лизингополучателем в целях расчета лизинговых платежей, осуществления и отражения хозяйственных операций при исполнении договора лизинга, отражаемая в первичных учетных документах и включающая в себя в т.ч. расходы лизингодателя, связанные с приобретением предмета лизинга (включая доставку, установку, монтаж предмета лизинга) и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию лизингополучателем (п.2 Положения о лизинге).
Указ № 99 в качестве существенного условия договора лизинга называет стоимость, а не контрактную стоимость. Однако полагаем, что в любом случае в договоре лизинга должна отражаться стоимость предмета лизинга, определенная соглашением сторон, которая будет включать в себя в т.ч. расходы, о которых указывалось выше
Размер либо порядок определения размера, способ и периодичность внесения платы лизингодателю за приобретение и предоставление лизингополучателю во временное владение и пользование предмета лизинга (лизинговых платежей) Размер либо порядок определения размера, способ и периодичность уплаты лизинговых платежей в соответствии с условиями договора По сути, норма практически не изменилась. Теперь в ней подчеркнуто, что лизинговые платежи - это не только платежи за пользование имуществом, но и плата за его приобретение
Норма отсутствует Цена договора лизинга либо порядок ее определения Согласно Положению о лизинге цена договора лизинга - это совокупность лизинговых платежей, а также выкупной стоимости, если по условиям договора предусмотрен выкуп предмета лизинга. Указ № 99 не требует отражения в договоре лизинга его цены, однако определяет, что в договоре должны быть указаны размер и порядок уплаты лизинговых платежей, а также выкупная стоимость предмета лизинга, что при желании дает возможность выявить и так называемую цену договора лизинга
Выкупная стоимость предмета лизинга, если условие о его выкупе предусмотрено условиями договора Норма отсутствует Включение данной нормы представляется вполне обоснованным, более того, в практике, как правило, выкупная стоимость предмета лизинга определятся договором и в настоящее время
Указание на сторону, осуществляющую учет предмета лизинга на балансе в составе активов Норма отсутствует В Положении о лизинге отсутствует требование об указании в договоре на сторону, осуществляющую учет предмета лизинга на балансе в составе активов, поскольку предмет лизинга в течение срока лизинга состоит на бухгалтерском учете как у лизингодателя, так и у лизингополучателя, если иное не установлено законодательством для банков-лизингодателей и (или) банков-лизингополучателей, а по договорам международного лизинга - в обязательном порядке на бухгалтерском учете у лизингодателя (п.14 Положения о лизинге)
Срок временного владения и пользования предметом лизинга Условие о сроке лизинга По сути, норма не изменилась, поскольку срок лизинга это и есть срок временного владения и пользования предметом лизинга

Права и обязанности сторон договора лизинга

Лизингодатель вправе осуществлять контроль за сохранностью предмета лизинга и поддержанием его в рабочем состоянии, соблюдением установленных им ограничений на использование предмета лизинга, в т.ч. переданного сублизингополучателю во временное владение и пользование по договору сублизинга (подп.1.9 п.1 Указа № 99).

Как и Положением о лизинге, Указом № 99 определено, что лизингодатель имеет право использовать предмет лизинга в качестве предмета залога в целях обеспечения исполнения обязательств только по кредитному договору (договору займа), заключенному для оплаты стоимости предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором финансовой аренды (лизинга) (подп.1.10 п.1 Указа № 99).

Новой стала норма, согласно которой лизингополучатель несет все расходы, связанные с возвратом предмета лизинга лизингодателю, в т.ч. расходы на его демонтаж, транспортировку, если иное не установлено договором финансовой аренды (лизинга) (подп.1.11 п.1 Указа № 99). Практика показывает, что данные затраты могут быть достаточно велики. В связи с изложенным императивное закрепление такого положения повысит защищенность лизингодателя.

Иные права и обязанности сторон не изменились.

Одна из обязанностей лизингодателя - предоставление объекта лизинга лизингополучателю, т.е. обеспечение передачи ему указанного имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества. Лизингодатель также обязан принять объект лизинга от лизингополучателя по окончании срока действия договора лизинга, если объект не будет выкуплен последним.

Таковы основные обязанности лизингодателя. Лизингодатель вправе в установленных законодательством или договором случаях требовать возврата объекта лизинга до истечения срока договора (например, при ненадлежащем исполнении лизингополучателем своих обязательств).

Обязанности лизингополучателя гораздо шире, чем обязанности арендатора по традиционному договору аренды. Это обусловлено тем, что обязательства, которые в обычном договоре аренды несет арендодатель, в лизинговых операциях перераспределяются между продавцом и лизингополучателем.

Лизингополучатель обязан принять предмет лизинга в месте своего нахождения, если иное не определено договором. Он также несет обязанность использовать объект лизинга в соответствии с его назначением и условиями договора, содержать в исправном состоянии, соблюдать соответствующие стандарты, технические условия, правила технической эксплуатации.

Одна из главных обязанностей лизингополучателя - своевременная и полная уплата лизинговых платежей. На практике лизинговые компании обычно приобретают передаваемое в пользование имущество за счет банковского кредита (банки устанавливают, как правило, плавающую процентную ставку по кредиту, она может изменяться банком в установленном порядке в зависимости от ставки рефинансирования и иных параметров) и включают подобные условия в договор лизинга. Таким образом, в процессе действия договора размер лизинговых платежей может измениться. При этом в зависимости от условий договора он будет изменяться по соглашению сторон либо в одностороннем порядке. Следует также отметить, что утрата предметом лизинга эксплуатационных характеристик после его передачи лизингополучателю не освобождает лизингополучателя от исполнения обязательств по договору лизинга.

В обязанности лизингополучателя входит обеспечение сохранности объекта лизинга в течение срока действия договора, а также выполнение всех необходимых действий, направленных на поддержание его в рабочем состоянии, включая техническое обслуживание и ремонт, если иное не предусмотрено договором. Лизингополучатель несет расходы по содержанию объекта лизинга.

Лизингополучатель должен обеспечивать допуск лизингодателя к объекту в целях осуществления им контроля за соблюдением условий договора в части сохранности предмета лизинга и поддержания его в рабочем состоянии.

Условия договора сублизинга

Договор сублизинга - вид договора лизинга, при котором лизингополучатель (сублизингодатель по договору сублизинга) передает третьему лицу (сублизингополучателю) в пределах своих прав, предоставленных по договору лизинга, во владение и пользование на определенный срок за плату имущество, полученное от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга (абзац 4 подп.1.3 п.1 Указа № 99).

Согласно п.8 Положения о лизинге основанием для передачи имущества в сублизинг является согласие лизингодателя в письменной форме. Лизингодатель не может стать сублизингополучателем вследствие передачи лизингодателем прав на один и тот же предмет лизинга третьим лицам.

Подпунктом 1.7 п.1 Указа № 99 установлено четкое правило получения согласия лизингодателя на передачу лизингополучателем предмета лизинга третьему лицу (сублизингополучателю) за плату во временное владение и пользование (сублизинг): такое согласие должно быть выражено в письменной форме. Кроме того, во избежание осуществления предпринимательской деятельности в качестве квазилизингодателя установлено, что лизингополучатели - юридические лица и индивидуальные предприниматели без включения в реестр вправе заключать в качестве сублизингодателя не более трех договоров сублизинга в течение календарного года.

Полагаем, что, как и ранее, к договору сублизинга применяются следующие правила:

• срок, на который предоставляется предмет лизинга во владение и пользование по договору сублизинга, не может превышать срок по договору лизинга;

• прекращение договора лизинга влечет одновременное прекращение договора сублизинга;

• лизингодатель имеет право осуществлять контроль за соблюдением сублизингополучателем условий договора лизинга, в т.ч. в части сохранности объекта лизинга и поддержания его в рабочем состоянии;

• ограничения на использование предмета лизинга должны быть определены в договоре сублизинга;

• требование возврата предмета лизинга на основании договора лизинга влечет одновременное требование возврата предмета лизинга по договору сублизинга лизингодателю независимо от выполнения своих обязательств сублизингополучателем;

• права сублизингополучателя не могут выходить за пределы прав лизингополучателя, а обязанности сублизингополучателя должны учитывать обязанности лизингополучателя;

• по договору сублизинга права требования к продавцу возникает также и у сублизингополучателя.

Существенные условия договора сублизинга, помимо существенных условий, установленных в соответствии с законодательством:

• предмет лизинга (его наименование, количественные и иные характеристики, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в лизинг);

• стоимость предмета лизинга;

• размер либо порядок определения размера, способ и периодичность внесения платы сублизингодателю за приобретение и предоставление сублизингополучателю во временное владение и пользование предмета лизинга (лизинговых платежей);

• права сублизингополучателя в пределах прав лизингополучателя;

• обязанности сублизингополучателя с учетом обязанностей лизингополучателя (сублизингодателя по договору сублизинга), в т.ч. по возврату предмета лизинга сублизингополучателем независимо от выполнения им своих обязательств не позднее срока, необходимого для выполнения требования лизингодателя досрочно возвратить предмет лизинга в случаях, установленных договором с лизингодателем или законодательством;

• срок действия договора сублизинга в пределах срока действия договора финансовой аренды (лизинга);

• ограничения по использованию предмета лизинга, предусмотренные договором финансовой аренды (лизинга) (часть третья подп.1.8 п.1 Указа № 99).

Сублизингодатель вправе осуществлять контроль за сохранностью предмета лизинга и поддержанием его в рабочем состоянии, соблюдением установленных им ограничений на использование предмета лизинга (часть вторая подп.1.9 п.1 Указа № 99).

 

20.03.2014 

 

Роман Томкович, кандидат юридических наук, директор юридического департамента открытого акционерного общества «Белинвестбанк»