Комментарий от 22.08.2012
Автор: Александров Д.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Контрольная (надзорная) деятельность совершенствуется


СОДЕРЖАНИЕ

 

Периодичность проверок

Увеличение числа субъектов проверок

Расширение перечня оснований для внеплановых проверок

Расширение перечня руководителей контролирующих (надзорных) органов, полномочных назначать проверки без их включения в координационный план

Расширение перечня контролирующих (надзорных) органов, полномочных проводить внеплановые тематические оперативные проверки

Изменение структуры проверок в рамках ведомственного контроля

Изменение в проведении проверок по одному и тому же вопросу

Профилактическая и предупредительная деятельность контролирующих (надзорных) органов. Мониторинг соблюдения законодательства

Необходимость включения в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь норм, определяющих порядок производства по заявлениям контролирующих (надзорных) органов о продлении приостановления (запрета) осуществления хозяйственной деятельности

Изменения, внесенные в Положение о проверках

Изменения, внесенные в перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности

 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Контрольная (надзорная) деятельность совершенствуется

 

С октября 2012 г. вступают в действие новеллы Указа Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 332), изменяющие и дополняющие нормы Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее - Указ № 510) и утвержденного им Положения о порядке организации и проведения проверок (далее - Положение о проверках).

Этот законодательный акт разработан во исполнение Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Цель Указа № 332 - оптимизация порядка осуществления некоторых контрольных (надзорных) мероприятий; введение института мониторинга и принципа предупреждения совершения правонарушений; закрепление исключительно судебной процедуры продления режима приостановления (запрета) деятельности проверяемых субъектов, установленного контролирующим органом; конкретизация условий, позволяющих признавать проверяемого субъекта добросовестным в отношении исполнения требований законодательства; структурирование сфер контрольной деятельности и критериев отнесения проверяемых субъектов к определенной группе риска; регламентирование порядка исчисления сроков, с которыми связаны правоотношения в сфере контрольной (надзорной) деятельности.

Периодичность проверок

Презумпция добросовестности субъекта хозяйствования как правовая категория долгое время была свойственна лишь гражданскому законодательству. Упоминание о ней содержится, например, в Гражданском кодексе РБ, Инвестиционном кодексе РБ, в Кодексе торгового мореплавания РБ, в Законе РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» и Своде правил корпоративного поведения, рекомендованном приказом Минфина РБ от 18.08.2007 № 293, в законах РБ от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», от 05.05.1998 № 140-З «Об основах транспортной деятельности», от 25.11.2004 № 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», в указах Президента РБ от 26.08.2008 № 444 «О некоторых вопросах проведения конкурсов на право выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении», от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2014 г. Инвестиционный кодекс РБ утратил силу на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З. Взамен названного кодекса принят Закон РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях».

С 1 июля 2014 г. взамен Закона № 2034-XII принят новый Закон РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

 

В сфере применения публичного права в Республике Беларусь был выработан весьма осторожный подход к положительному решению вопроса о включении в свой нормативный комплекс названной презумпции и использовании ее в отношении участников финансовых, бюджетных, налоговых, таможенных, природоохранных, иных административных правоотношений: о презумпции невиновности участников административного процесса законодатель заявил в 2007 г. (ст.2.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях); добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности для целей таможенного регулирования был посвящен Указ Президента РБ от 28.01.2008 № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» (утратил силу с 27 июля 2011 г. с принятием Указа Президента РБ от 18.07.2011 № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах»).

Презумпция добросовестности любого из субъектов предпринимательской деятельности нашла свое достойное место в законодательстве лишь в 2009 г. с принятием Указа № 510, в котором законодатель дал четкую установку всем контролирующим органам на то, что проверяемый ими субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. Упоминание этой презумпции содержится и в Указе Президента РБ от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» и Законе РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах».

Указ № 332 обусловил презумпцией добросовестности проверяемого субъекта частоту включения его в план проверок.

 

Обратите внимание!

Так, если субъект отвечает критериям «добросовестного» (т.е. если в ходе предыдущих его проверок не выявлены факты нарушения им обязательств перед бюджетом или иные нарушения законодательства и такого рода нарушения это лицо не допускало впоследствии вплоть до назначения следующей плановой проверки), проверять его один и тот же контролирующий орган сможет не чаще одного раза в 5 календарных лет независимо от того, к какой группе риска субъект относится (исключение составляют лишь дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, частота проверок которых в этом случае может сократиться до одного раза в 3 календарных года).

 

Указ № 332 уточнил установленную в пп.7 и 11 Указа № 510 продолжительность периодов, в течение которых плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза, указав на календарность их характера. Также законодатель определил порядок исчисления календарного периода, указав, что его началом считается год окончания предыдущей плановой проверки в зависимости от сферы контроля (надзора).

Указ № 332 расширил перечень контрольных мероприятий, на которые не распространяются нормы Указа № 510 и Положения о проверках (п.21 Указа № 510). Аналогично гражданскому законодательству Указ № 332, дополнив Указ № 510 п.191, установил правила исчисления сроков, применяемых в контрольной (надзорной) деятельности.

Увеличение числа субъектов проверок

Спектр потенциально проверяемых субъектов расширен, в него вошли адвокаты-индивидуалы, антикризисные управляющие, не обладающие статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Расширение перечня оснований для внеплановых проверок

Перечень оснований для назначения внеплановых проверок расширен указанием на то, что Комитет государственного контроля РБ может их назначать в период 2-летнего срока с момента государственной регистрации субъекта или выдачи ему специального разрешения (лицензии), если станет известно, что такое лицо стало участником сделок на сумму более 1 000 базовых величин с контрагентом, в деятельности которого контролирующий орган усмотрел признаки лжепредпринимательства.

Такой подход еще раз подтверждает настойчивое напоминание законодателя каждому заинтересованному субъекту быть крайне осмотрительным в выборе контрагентов по сделкам под страхом наступления риска неблагоприятных финансовых и имущественных последствий, избежать который будет сложно и добросовестному субъекту. Если он, например, примет к налоговому учету оформленный контрагентом первичный документ, а контрагента сочтут лицом, в деятельности которого имеются признаки лжепредпринимательства, то субъекту, принявшему к учету не обладающий юридической силой документ, могут вменить в вину нарушение законодательства.

Расширение перечня руководителей контролирующих (надзорных) органов, полномочных назначать проверки без их включения в координационный план

Расширен перечень руководителей контролирующих (надзорных) органов, полномочных назначать проверки без их включения в координационный план. Таким правом наделены:

• начальники управлений Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ по областям (г.Минску);

• прокуроры областей (г.Минска) и приравненные к ним прокуроры (подп.9.1 п.9 Указа № 510);

• руководители Департамента ценовой политики Министерства экономики РБ, областных исполнительных комитетов (Минского городского исполнительного комитета) - в сфере ценообразования и антимонопольного законодательства (подп.9.3 п.9 Указа № 510).

Расширение перечня контролирующих (надзорных) органов, полномочных проводить внеплановые тематические оперативные проверки

Перечень контролирующих (надзорных) органов, полномочных проводить внеплановые тематические оперативные проверки, дополнен Министерством здравоохранения РБ и учреждениями государственного санитарного надзора (п.10 Указа № 510). В то же время это право изъято у подразделений Государственной автомобильной инспекции.

Изменение структуры проверок в рамках ведомственного контроля

Структура проверок в рамках ведомственного контроля пополнилась внеплановыми проверками республиканских и коммунальных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, в целях подтверждения достоверности баланса этих предприятий (п.11 Указа № 510).

Изменение в проведении проверок по одному и тому же вопросу

Перечень должностных лиц и государственных органов, по поручениям которых может проводиться проверка одного и того же субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, дополнен Генеральным прокурором Республики Беларусь, а структура проводимых в таком режиме проверок пополнилась проверками по вопросам исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (п.12 Указа № 510).

Предусмотренное п.13 Указа № 510 исключение из общего правила о проверке проверяемого субъекта за период, не превышающий 3 календарных года, будет распространяться в т.ч. и на вопросы соблюдения законодательства об использовании бюджетных средств.

Профилактическая и предупредительная деятельность контролирующих (надзорных) органов. Мониторинг соблюдения законодательства

Общий тезис о недопущении незаконного вмешательства в деятельность проверяемого субъекта дополнен указанием о необходимости более широкого применения мер профилактического и предупредительного характера (п.15 Указа № 510), чему корреспондирует дополнение содержащегося в Положении о проверках перечня основных принципов контрольной (надзорной) деятельности принципом предупреждения совершения правонарушений (п.3 Положения о проверках). Профилактическая и предупредительная деятельность контролирующих (надзорных) органов должна основываться на тесном взаимодействии с проверяемыми субъектами посредством использования различных инструментов (мониторинга (Указ № 510 дополнен Положением о порядке проведения мониторинга (далее - Положение о мониторинге)), рекомендаций и разъяснений законодательства, информирования о типичных нарушениях, проведения семинаров, круглых столов и других мероприятий.

При выявлении грубых нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта контролирующему (надзорному) органу предоставлено право вместо внесения в регистрирующий орган представления о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя обратиться в хозяйственный суд с иском о ликвидации субъекта (к ним, в частности, законодатель относит частных нотариусов и адвокатов-индивидуалов). В лицензирующий орган в таких случаях может быть внесено представление о прекращении действия специального разрешения (лицензии). Тем самым Указ № 332 устранил существовавший в п.19 Указа № 510 оказавшийся нежизнеспособным механизм реагирования регистрирующего органа в виде его обращения в суд с соответствующим иском.

Пункт 22 Указа № 510, регулирующий порядок обжалования решений о проведении проверки, дополнен указанием на то, что подача в суд заявления (жалобы) о признании проверки незаконной не приостанавливает проведения проверки. Однако это не означает, что суд будет лишен права на реализацию своего процессуального полномочия разрешить ходатайство заявителя о приостановлении проверки в целях обеспечения поданного заявления (жалобы).

Звучавшие ранее нарекания субъектов хозяйствования в адрес некоторых контролирующих органов относительно дезавуирования ими декларированного Указом № 510 четкого режима проведения проверок и их частоты посредством использования своих широких контрольных полномочий вне рамок координационных планов под видом «мониторинга» соблюдения субъектами хозяйствования национального законодательства после октября 2012 г. перестанут быть актуальными. Причиной тому является утверждение законодателем Положения о мониторинге.

 

Обратите внимание!

Данное Положение о мониторинге не позволяет контролирующим (надзорным) органам в ходе проведения мониторинга пользоваться свои полномочиями, предоставленными им для проведения проверок.

 

Вместе с тем мониторинг допускает:

• посещение должностными лицами контролирующего (надзорного) органа общедоступных территорий и объектов мониторируемого субъекта (например, объектов общественного питания, торговых объектов и т.п.) без его согласия, а других объектов - лишь с его согласия;

• использование должностными лицами контролирующего (надзорного) органа доступных средств Интернета (например, для анализа информации на сайте мониторируемого субъекта), видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (например, накапливание и использование общедоступных сведений, размещенных в средствах массовой информации);

• реагирование контролирующего (надзорного) органа на выявленные им в ходе мониторинга нарушения (недостатки), не создающие угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, посредством направления мониторируемому субъекту рекомендаций по устранению этих нарушений (недостатков);

• вынесение в адрес мониторируемого субъекта требования (предписания) о приостановлении (запрете) его деятельности, если выявленные в ходе мониторинга нарушения (недостатки) создают угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде;

• применение контролирующим (надзорным) органом к мониториремому субъекту мер ответственности в случае невыполнения им рекомендаций по устранению нарушений (недостатков) либо при повторном выявлении нарушений, аналогичных тем, которые выявлены в ходе предыдущего мониторинга;

• назначение в отношении мониторируемого субъекта внеплановой проверки в случае неустранения им выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков).

Таким образом, закрепление в законодательном акте права контролирующих (надзорных) органов «мониторить» деятельность любых лиц, тем или иным образом затронувших своей деятельностью сферы контроля (надзора), позволит государству на более ранних стадиях выявлять, предупреждать и пресекать противоправные проявления. Отсутствие в Положении о мониторинге норм, позволяющих обжаловать решения о его проведении, не следует расценивать нарушающим права и законные интересы мониторируемых субъектов, поскольку сам по себе мониторинг представляет собой сбор доступной информации, что не противоречит Конституции Республики Беларусь. Результаты же мониторинга, материализованные в рекомендации об устранении нарушений (недостатков), либо в такие ненормативные правовые акты обязательного характера, как предписания (требования) о приостановлении (запрете) деятельности, могут быть предметом судебного контроля: первые - при проверке законности решения о назначении проверки (п.22 Указа № 510); вторые - в рамках главы 9 Положения о проверках по аналогии с порядком проверки законности требований (предписаний) об устранении нарушений законодательства. При этом следует иметь в виду, что рассмотрение вопроса о продлении режима приостановления (запрета) деятельности законодатель отнес к исключительной компетенции суда, который при определенных условиях может не согласиться с требованием контролирующего (надзорного) органа продлить режим приостановления хозяйственной деятельности мониторируемого субъекта, и тем самым дает этому лицу возможность продолжать реализацию декларированного ст.13 Конституции Республики Беларусь права свободно использовать способности и имущество для предпринимательской деятельности.

Необходимость включения в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь норм, определяющих порядок производства по заявлениям контролирующих (надзорных) органов о продлении приостановления (запрета) осуществления хозяйственной деятельности

В соответствии с п.6 Указа № 332 Высшему Хозяйственному Суду РБ поручено при подготовке проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь» предусмотреть нормы, определяющие порядок представления в суд контролирующими органами заявлений о продлении приостановления (запрета) деятельности проверяемых субъектов, а также порядок рассмотрения таких заявлений. Учитывая пп.5 и 74 Положения о проверках (в редакции Указа № 332), реализовать это поручение можно следующим образом:

1) дополнить ст.205 данного кодекса (далее - ХПК) указанием на то, что решения суда о продлении режима приостановления (запрета) осуществления хозяйственной деятельности вступают в силу немедленно после их оглашения;

2) дополнить ХПК новой главой.

 

Справочно

Текст новой главы ХПК может выглядеть следующим образом:

ГЛАВА 251
ПРОИЗВОДСТВО ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ КОНТРОЛИРУЮЩИХ (НАДЗОРНЫХ) ОРГАНОВ О ПРОДЛЕНИИ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ (ЗАПРЕТА) ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 2301. Подача заявления о продлении приостановления (запрета) осуществления хозяйственной деятельности

Государственный орган (его структурное подразделение, территориальный орган, подчиненная или иная организация) (далее - контролирующий (надзорный) орган), уполномоченный законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов (организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями), по решению которого приостановлена (запрещена) хозяйственная деятельность проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, производств и (или) реализация товаров (работ, услуг), эксплуатация транспортных средств, при возникновении необходимости продления режима приостановления (запрета) хозяйственной деятельности подают в хозяйственный суд заявление о продлении указанного режима.

Заявление о продлении приостановления (запрета) осуществления хозяйственной деятельности подается в хозяйственный суд по месту приостановленной (запрещенной) хозяйственной деятельности в срок не позднее пятнадцати календарных дней до окончания установленного контролирующим (надзорным) органом срока приостановления (запрета) хозяйственной деятельности. В случае если режим приостановления (запрета) хозяйственной деятельности проверяемого субъекта охватывает всю территорию Республики Беларусь либо несколько ее областей, заявление о продлении приостановления (запрета) этой деятельности подается в хозяйственный суд по месту нахождения (месту жительства) проверяемого субъекта, указанному в учредительных документах (в свидетельстве о государственной регистрации), а при его отсутствии в указанном месте, - по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (месту жительства) руководителя проверяемого юридического лица либо по месту нахождения (месту жительства) иного представителя проверяемого субъекта (в т.ч. лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта).

К заявлению о продлении приостановления (запрета) осуществления хозяйственной деятельности должны быть приложены доказательства направления проверяемому субъекту копии данного заявления и копий документов, прилагаемых к нему и направленных в хозяйственный суд.

Статья 2302. Содержание заявления о продлении приостановления (запрета) осуществления хозяйственной деятельности

Заявление о продлении приостановления (запрета) осуществления хозяйственной деятельности должно соответствовать требованиям, установленным статьями 159 и 160 настоящего кодекса с учетом специфики данного вида судопроизводства, и содержать дополнительно:

письменное обоснование необходимости продления режима приостановления (запрета) осуществления проверяемым субъектом хозяйственной деятельности с документальным подтверждением создания либо вероятности создания угрозы причинения вреда продолжением осуществления приостановленной (запрещенной) деятельности охраняемым общественным правоотношениям (национальной безопасности; жизни и здоровью граждан; окружающей среде);

указание вида (видов) деятельности, продление режима приостановления (запрета) которых предотвратит создание угрозы причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям;

указание цехов (производственных участков), оборудования, транспортных средств, продление режима приостановления (запрета) функционирования и эксплуатации которых предотвратит создание угрозы причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям;

указание производств, товаров (работ, услуг), продление режима приостановления (запрета) осуществления или реализации которых предотвратит создание угрозы причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям.

Статья 2303. Срок рассмотрения заявления о продлении приостановления (запрета) осуществления хозяйственной деятельности

Заявление о продлении приостановления (запрета) осуществления хозяйственной деятельности (в т.ч. и в тех случаях, когда проверяемым субъектом является представительство иностранной организации, находящейся за пределами Республики Беларусь) должно быть рассмотрено хозяйственным судом в срок не более пятнадцати календарных дней со дня вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству. В исключительных случаях с учетом особой сложности дела председателем хозяйственного суда или его заместителем срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на десять календарных дней.

Статья 2304. Рассмотрение заявления о продлении приостановления (запрета) осуществления хозяйственной деятельности

Хозяйственный суд в судебном заседании проверяет:

компетенцию контролирующего (надзорного) органа, принявшего решение о приостановлении (запрете) осуществления проверяемым субъектом хозяйственной деятельности;

документальное подтверждение наличия оснований для принятия решения о приостановлении (запрете) осуществления проверяемым субъектом хозяйственной деятельности;

наличие документального подтверждения устранения проверяемым субъектом нарушений, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении (запрете) осуществления им хозяйственной деятельности.

Хозяйственный суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении о продлении приостановления (запрета) осуществления хозяйственной деятельности.

Обязанность доказывания наличия полномочий и оснований для принятия решения о приостановлении (запрете) осуществления проверяемым субъектом хозяйственной деятельности возлагается на контролирующий (надзорный) орган, принявший такое решение.

Статья 2305. Решения хозяйственного суда по заявлениям о продлении приостановления (запрета) осуществления хозяйственной деятельности

Хозяйственный суд, установив отсутствие оснований для продолжения действия режима приостановления (запрета) осуществления проверяемым субъектом хозяйственной деятельности (например, в случае устранения нарушений, повлекших принятие решения о приостановлении (запрете) осуществления хозяйственной деятельности), выносит решение об отказе в удовлетворении заявления контролирующего (надзорного) органа.

Хозяйственный суд, признав заявление контролирующего (надзорного) органа обоснованным, выносит решение о продлении режима приостановления (запрета) деятельности, в котором указывает вид (виды) деятельности, цеха (производственные участки), оборудование, транспортные средства, виды и характер производств и (или) товаров (работ, услуг), продление режима приостановления (запрета) функционирования, эксплуатации, реализации которых направлено на предотвращение создания угрозы причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям».

Изменения, внесенные в Положение о проверках

Указом № 332 в Положение о проверках внесен ряд существенных дополнений и уточнений.

Так, в п.1 конкретизирован перечень проверяемых субъектов.

Пункт 2, содержащий глоссарий употребляемых в Положении о проверках терминов, дополнен определениями понятий «мероприятия технического (технологического, поверочного) характера» и «проверка».

В целях совершенствования специализации контролирующих (надзорных) органов в зависимости от их компетенции и сфер контроля правом утверждения формы чек-листа законодатель наделил республиканские органы государственного управления и государственные организации, подчиненные Правительству РБ (до принятия Указа № 332 полномочие утверждать форму чек-листа было предоставлено Совету Министров РБ).

Относительно совместных проверок Указ № 332 дополнил их определение указанием на то, что таковыми не являются проверки, проводимые: вышестоящим контролирующим (надзорным) органом с участием должностных лиц нижестоящего контролирующего (надзорного) органа; Комитетом государственного контроля РБ или прокуратурой с привлечением для участия в них представителей других контролирующих (надзорных) органов.

Принцип открытости и доступности нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется в ходе государственного контроля (надзора), дополнен указанием на обязательность размещения этих актов на сайтах государственных органов (п.3 Положения о проверках).

Поскольку контролирующим (надзорным) органам предоставлено право в ходе мониторинга и проведения проверок выдавать требования (предписания) о приостановлении (запрете) хозяйственной деятельности, Указ № 332 не оговаривает продолжительность действия такой ограничительной меры, оставляя определение ее на усмотрение проверяющих.

Из п.4 Положения о проверках исключен один из абзацев, в котором предусмотрена возможность приостановления на время проведения внеплановой оперативной тематической проверки (на срок не более 2 суток) розничной торговли, оказания услуг или выполнения работ.

Проверяющих наделили правом изымать кроме подлинников документов и «иные носители информации». К ним, вероятно, будут относить жесткие диски ПК, флэш-карты, ридеры, смартфоны, коммуникаторы и т.п. Изъятие таких носителей станет возможно в тех случаях, если содержащаяся на них информация имеет прямое отношение к выявленным правонарушениям либо если эту информацию понадобится проверить на предмет ее подлинности с применением экспертных исследований.

Также проверяющим дано право изымать на время проведения проверки игровые автоматы с целью направления их на техническое освидетельствование. Кроме имущества, которое может находиться в различных местах его хранения, проверяющие смогут проверить в таких местах и фактическое наличие документов.

Пункт 5 Положения о проверках, касающийся условий приостановления (запрета) хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, дополнен рядом новых объектов такого запрета, к ним отнесены «производство товаров, работ, услуг», «реализация товаров, работ, услуг» и «эксплуатация транспортных средств». В п.5 также названы государственные органы, которые вправе этот запрет установить, цель установления запрета и какой из органов полномочен продлить режим приостановления хозяйственной деятельности: исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья населения, а также окружающей среды приостановить (запретить) деятельность проверяемого субъекта может специально уполномоченный контролирующий (надзорный) орган или суд, а продлить этот режим - лишь суд.

Более подробная регламентация порядка установления ограничительного режима изложена в новой редакции п.74 Положения о проверках. В частности, требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности выносится в день выявления нарушения. В этом документе должен быть указан срок действия ограничительного режима и срок, в течение которого проверяемый субъект обязан уведомить проводивший проверку контролирующий (надзорный) орган об устранении выявленного им нарушения. Документ подлежит утверждению соответствующим должностным лицом, полномочным рассматривать материалы проверки. Это же лицо наделено полномочиями на принятие решения о полной или частичной отмене требования (предписания) либо о сокращении установленного им срока ограничения или срока информирования об устранении нарушения. В течение 2 рабочих дней после получения от проверяемого субъекта уведомления об устранении нарушений названное должностное лицо обязано принять решение о возобновлении приостановленной (запрещенной) деятельности или назначить проверку устранения нарушений. Этим же пунктом Положения о проверках предусмотрено сохранение ограничительного режима до принятия судебного решения, если им рассматривается заявление о продлении приостановления (запрета) хозяйственной деятельности. Соответственно, до принятия решения суд не вправе подменить собой должностное лицо контролирующего (надзорного) органа, полномочного рассматривать материалы проверки, т.е. не вправе отменить полностью или частично требование (предписание) или сократить установленный им срок ограничительного режима.

Указ № 332 дополнил Положение о проверках п.741, в котором проверяемому субъекту дозволено просить должностное лицо контролирующего (надзорного) органа, полномочного рассматривать материалы проверки, рассмотреть вопрос о переносе сроков устранения нарушений, если к тому имеются объективные причины. Однако этим правом проверяемый субъект может воспользоваться лишь один раз независимо от того, будет ли принято положительное решение по его заявлению.

Глава 9 Положения о проверках (пп.78-83), регулирующая порядок обжалования решений контролирующих (надзорных) органов, требований (предписаний) либо действий (бездействия) проверяющих, существенных изменений не претерпела.

В п.85 Положения о проверках, позволяющем не указывать наименование проверяемого субъекта в предписании на проведение внеплановой тематической оперативной проверки соблюдения транспортного законодательства, безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта, законодатель расширил географический диапазон: кроме автомобильных дорог, оперативная проверка на которых допускает деперсонализацию проверяемых субъектов, такими территориями стали улицы населенных пунктов, не являющиеся автомобильными дорогами.

В связи с расширением перечня руководителей контролирующих (надзорных) органов, полномочных назначать проверки без включения их в координационный план, пп.88 и 921 Положения о проверках предоставляют право должностным лицам Департамента ценовой политики Министерства экономики РБ, областных исполнительных комитетов (Минского городского исполнительного комитета): требовать у проверяемых субъектов представления необходимых документов по вопросам антимонопольного законодательства и законодательства о ценообразовании; проводить внеплановую тематическую оперативную проверку одновременно во всех торговых объектах и иных местах, производственных и складских помещениях проверяемого субъекта; не составлять акт внеплановой тематической оперативной проверки, если в ходе нее выявлено административное правонарушение и составлен протокол о нем. При этом Положение о проверках обязывает проверяющих названных контролирующих органов соблюдать требования, предъявляемые к содержанию акта проверки, его оформлению и вручению его 2-го экземпляра проверяемому субъекту или его представителю.

Пункт 93 Положения о проверках, устанавливающий особенности проведения проверок по поручениям органов уголовного преследования и судов, дополнен указанием на возможность проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов подразделениями органов финансовых расследований по поручениям Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ и его территориальных управлений по уголовным делам (материалам), находящимся в их производстве. Кроме того, органы уголовного преследования и суды в рамках расследования (рассмотрения) ими уголовных дел могут поручить любому контролирующему органу согласно его компетенции проведение проверки (в т.ч. дополнительной).

Изменения, внесенные в перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности

В новой редакции перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 510, произошли изменения в составе этих органов и в структуре сфер их контроля. Так, перечень дополнен Комитетом государственной безопасности РБ, местными исполнительными и распорядительными органами, Государственной службой медицинских судебных экспертиз. Из сферы контроля органов внутренних дел изъяты вопросы контроля за соблюдением правил реализации товаров и требований о наличии документов на реализуемые товары (работы, услуги). Обновлены и расширены сферы контроля Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте РБ, Министерства информации РБ, Министерства транспорта и коммуникаций РБ, Министерства спорта и туризма РБ, Министерства экономики РБ.

 

22.08.2012 г.

 

Дмитрий Александров, судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 01.07.2013 № 292 (с 1 июля 2013 г.), от 25.07.2013 № 331 (с 30 июля 2013 г.), от 16.04.2013 № 196 (с 19 октября 2013 г.), от 25.07.2013 № 332 (с 28 декабря 2013 г.), от 27.11.2013 № 523 (с 1 января 2014 г.), от 29.11.2013 № 529 (с 1 января 2014 г.), от 28.07.2014 № 381 (со 2 августа 2014 г.), от 25.02.2014 № 99 (с 1 сентября 2014 г.), от 16.02.2015 № 62 (с 1 марта 2015 г.), от 23.02.2015 № 95 (с 27 февраля 2015 г.), от 06.05.2015 № 188 (с 8 мая 2015 г.), от 26.11.2015 № 475 (с 1 марта 2016 г.), от 04.06.2015 № 231 (с 7 марта 2016 г.), от 19.01.2016 № 14 (с 23 апреля 2016 г.), от 08.02.2016 № 35 (с 13 февраля 2016 г.), от 31.05.2016 № 184 (с 5 августа 2016 г.), от 03.06.2016 № 188 (с 8 сентября 2016 г.), от 20.01.2017 № 20 (с 25 января 2017 г.), от 13.02.2017 № 38 (с 16 февраля 2017 г.) и от 16.10.2017 № 376 (с 1 января 2018 г.) внесены изменения и дополнения.