


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля». Ужесточение ответственности за нарушение антимонопольного законодательства
В Республике Беларусь проводится государственная политика, направленная на ограничение монополистической деятельности и создание условий для развития здоровой конкуренции. С учетом происходящих в стране процессов, направленных на экономическую концентрацию, большое значение в развитии добросовестной конкуренции, устранении проявлений ее ограничения, пресечении или устранении имеют меры, принимаемые для выявления нарушений антимонопольного законодательства. В частности, в целях усиления мер государственного антимонопольного регулирования и контроля, стабилизации ценовой ситуации Президентом РБ подписан Указ от 27.02.2012 № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля» (далее - Указ).
Данным нормативным правовым актом контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также законодательства о ценообразовании изымается из сферы регулирования общего законодательства о контрольной (надзорной) деятельности, в частности Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Так, руководителям Департамента ценовой политики Министерства экономики РБ, областных (Минского городского) исполнительных комитетов предоставлено право назначать внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании независимо от наличия оснований, предусмотренных законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности. Эти меры приняты в целях оперативного выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании.
Указом установлена повышенная ответственность субъектов хозяйствования, должностных лиц за соблюдение антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании.
Так, совершение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, деяния, являющегося в соответствии с антимонопольным законодательством злоупотреблением доминирующим положением, за исключением случаев заключения и исполнения соглашений, осуществления согласованных действий, а равно договоренности осуществлять или осуществления других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию, - влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере от 20 до 100 базовых величин (далее - БВ), на индивидуального предпринимателя - от 100 до 200 БВ, на юридическое лицо - до 10 % суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации данного товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, но не менее 500 БВ (подп.1.2 п.1 Указа).
![]() |
Справочно Доминирующее положение на товарном рынке (доминирующее положение) - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров (далее - рынок определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта: 1) доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии; 2) доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам (далее - конкуренты) долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим (ст.1 Закона РБ от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон)).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2014 г. взамен Закона принят новый Закон РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». |
Из Указа также следует, что уклонение должностного лица государственного органа, иной государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления, должностного лица другого юридического лица от исполнения предписаний, иных законных требований антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации - влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 БВ (подп.1.3 п.1 Указа).
Кроме того, совершение действий, являющихся в соответствии с антимонопольным законодательством недобросовестной конкуренцией, заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий, а равно договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию, - влекут наложение штрафа на должностное лицо в размере от 20 до 100 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 100 до 200 БВ, а на юридическое лицо - до 10 % суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации данного товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, но не менее 400 БВ (подп.1.4 п.1 Указа).
![]() |
Справочно Недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (ст.1 Закона). |
Следует обратить внимание на норму подп.1.4 п.1 Указа, в которой установлен аналогичный размер санкции за правонарушения, выражающиеся в совершении действий, относящихся к актам недобросовестной конкуренции, а также за заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий, а равно договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию.
В соответствии с положениями Закона монополистическая деятельность - противоречащие Закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей (ст.1 Закона).
Таким образом, одним из негативных проявлений монополистической деятельности является ограничение конкуренции.
Основные виды монополистической деятельности перечислены в главе 2 Закона:
• злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке (ст.5 Закона);
• соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции (ст.6 Закона);
• использование в случаях, когда это запрещено полностью или частично, стандартных условий сделок или отнесение отдельных условий сделок к числу стандартных (ст.7 Закона).
Таким образом, в подп.1.4 п.1 Указа устанавливается ответственность за совершение действий, являющихся в соответствии с антимонопольным законодательством недобросовестной конкуренцией, и за проявление одного из видов монополистической деятельности. В то же время Указом не предусмотрено ответственности за использование в случаях, когда это запрещено полностью или частично, стандартных условий сделок или отнесение отдельных условий сделок к числу стандартных.
Согласно п.3 Указа соответствующие изменения и дополнения будут внесены в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
11.05.2012 г.
Мария Короткевич, кандидат юридических наук, юрист