


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 28.07.2014 № 381 «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам совершенствования системы обращения с отходами потребления». Внесены значимые изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления»
Основные изменения касаются Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 (далее - Указ № 313) как одного из основных нормативных правовых актов в области обращения с отходами потребления. Напомним, что в соответствии с подп.1.2 п.1 Указа № 313 установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) ввоз определенных видов товаров, а также ввоз товаров, упакованных в определенные виды упаковки, по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и упаковки. Предусмотрено два пути исполнения данной обязанности:
1) применение собственной системы сбора отходов, что подразумевает самостоятельный сбор отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления, и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов.
![]() |
Справочно Отходы потребления - это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов (ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»). Если субъект хозяйствования осуществляет сбор, использование и (или) обезвреживание отходов товаров и отходов упаковки, образующихся в результате осуществления им (либо иным субъектом хозяйствования) экономической деятельности, данные отходы не могут быть включены в количество отходов, собранных с применением собственной системы сбора отходов согласно Указу № 313, так как собираемые отходы не относятся по происхождению к отходам потребления.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2015 г. следует руководствоваться новым определением понятия «отходы потребления» (п.20 ст.1 Закона № 271-З, в редакции Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 288-З). |
2) заключение договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки с государственным учреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее - оператор) и внесения на его текущий (расчетный) банковский счет соответствующей платы.
Изменения и дополнения в Указ № 313 можно разделить по определенным группам исходя из направлений реализации данного Указа, которые были затронуты.
Изменения и дополнения терминологии, применяемой в Указе № 313
Замена термина «тара» на термин «упаковка»
Данное изменение направлено на гармонизацию применяемой терминологии с законодательством Таможенного союза. Так, согласно ст.2 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769 (далее - ТР ТС 005/2011), упаковка - это изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции. При этом определение термина «тара» в данном техническом регламенте не утверждено.
Напомним, что для определения понятия «тара» применялся межгосударственный стандарт ГОСТ 17527-2003* «Упаковка. Термины и определения» (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/147594/173441), согласно которому тара - это основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции (также согласно данному ГОСТу были выделены конкретные виды тары, на которые распространял свое действие Указ № 313).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2016 г. взамен ГОСТ 17527-2003 действует ГОСТ 17527-2014 «Упаковка. Термины и определения», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.07.2015 № 34 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/317288/459851). |
Исходя из приведенных определений, рассматриваемое изменение приведет к расширению круга субъектов хозяйствования, на деятельность которых распространяется действие Указа № 313, так как понятие «упаковка» является более широким, чем понятие «тара».
![]() |
Пример Юридическое лицо осуществляет ввоз наборов керамической кухонной посуды, предназначенных для реализации. Каждый набор упакован в отдельную картонную коробку, при этом для исключения соприкосновения и ударов отдельных элементов набора друг о друга они отделены (переложены) бумажными вкладышами. С 1 октября 2014 г. предусмотренная Указом № 313 обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и упаковки, в данной ситуации распространяется как на картонные коробки, так и на бумажные вкладыши. |
Понятие «потребительские товары» не применяется
Применение данного словосочетания вызывало наибольшее количество разночтений и субъективных толкований, что, помимо прочего, было связано с отсутствием установленного нормативными правовыми актами его определения. В новой редакции Указа № 313 данное словосочетание исключено без замены на аналогичное. Казалось бы, с 1 октября 2014 г. это приведет к расширению круга обязанных в соответствии с Указом № 313 субъектов хозяйствования, однако предусмотренные новой редакцией исключения (рассмотрены ниже) в полной мере позволяют обойтись без применения рассматриваемого понятия.
Утверждение в соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 Указа № 313 новых терминов и их определений
(здесь и далее применяются номера структурных частей Указа № 313 в новой редакции)
Многооборотная стеклянная упаковка - упаковка из стекла, предназначенная для ее многократного применения.
Данный термин соответствует термину «многооборотная упаковка» согласно ТР ТС 005/2011 (упаковка, предназначенная для ее многократного применения), только в отношении именно стеклянной упаковки.
Необходимость введения данного термина связана с утверждением нового дополнительного механизма выполнения предусмотренной Указом № 313 обязанности для производителей и поставщиков стеклянной упаковки (товаров в данной упаковке) путем сбора многооборотной стеклянной упаковки, а также предусмотрена компенсация расходов, связанных со сбором многооборотной стеклянной упаковки (рассмотрено ниже).
Общехозяйственные нужды - потребности организации, не связанные непосредственно с изготовлением продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Данный термин применяется в исключениях в части возникновения предусмотренной Указом № 313 обязанности. Его применение будет рассмотрено ниже.
Отчетный период - календарный квартал.
Из-за наличия двух видов отчетной информации (приложения 2 и 3 к предыдущей редакции Указа № 313) с различной периодичностью представления (полугодие и квартал) можно сказать, что отсутствовал однозначно утвержденный отчетный период.
Введение данного термина взаимосвязано с уточнением даты возникновения обязанности, предусмотренной Указом № 313. В соответствии с частью четвертой подп.1.5 п.1 Указа № 313 датой возникновения обязанности является:
• по произведенным товарам, названным в приложении к Указу № 313, - дата их отгрузки согласно оформленным документам;
• по ввозимым товарам, названным в приложении к Указу № 313, а также ввозимым товарам, упакованным в полимерную, стеклянную, бумажную и (или) картонную упаковки, упаковку из комбинированных материалов, - дата выпуска таких товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в соответствии с законодательством не производятся.
Внесение производителями и поставщиками на текущий (расчетный) банковский счет оператора платы осуществляется не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки с применением собственной системы сбора отходов производятся не позднее последнего дня отчетного периода, на который приходится дата возникновения обязанности.
![]() |
Пример Организация осуществляет ввоз стеклянной упаковки и выполняет возникающую предусмотренную Указом № 313 обязанность с применением собственной системы сбора отходов стеклянной упаковки. С 1 октября 2014 г. сбор установленного количества отходов стеклянной упаковки должен быть осуществлен не позднее последнего дня квартала, на который приходится дата выпуска стеклянной упаковки в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта либо дата принятия на учет ввозимой стеклянной упаковки, если ее таможенное декларирование и выпуск не производятся. |
Упаковка из комбинированных материалов - упаковка из бумаги и картона с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой (за исключением клеев).
Для рассмотрения названного термина следует обратиться к ТР ТС 005/2011, в котором данный тип упаковки выделен исходя из применяемых материалов. Такая упаковка широко применяется для упаковки соков, молочных продуктов и т.д. Необходимость введения термина связана с включением данного типа упаковки в перечень товаров, в отношении производителей и поставщиков которых возникает предусмотренная Указом № 313 обязанность.
Обязанность, предусмотренная Указом № 313, связанная с упаковкой из комбинированных материалов, возникает для субъектов хозяйствования в следующих случаях:
• при ввозе и (или) производстве товаров, соответствующих коду единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) 4811 51 000 9 и наименованию «упаковка из бумаги и картона с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой (за исключением клеев)». Здесь важно обратить внимание, что к данному коду ТН ВЭД ТС относятся бумага и картон с покрытием, пропиткой или ламинированные пластмассой (за исключением клеев) беленые, с массой 1 кв.м более 150 г. К примеру, упаковка из комбинированных материалов наиболее известного производителя - компании «TetraPak» - в большинстве случаев соответствует данным условиям;
• ввозе товаров, упакованных в упаковку из комбинированных материалов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. согласно п.2 решения Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 № 112 под используемыми понятиями понимается следующее: «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» - единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, «ТН ВЭД ТС» - ТН ВЭД ЕАЭС. С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин. |
![]() |
Обратите внимание! Исходя из рассматриваемого определения, для целей Указа № 313 определяющее значение имеет наличие в основе упаковки из комбинированных материалов бумаги и картона. Широкий перечень товаров упаковывается в упаковку, которая в соответствии с ТР ТС 005/2011 также может быть отнесена к комбинированной, но в ее составе отсутствуют бумага либо картон (например, композиции пластика и металла и т.п.). Данные виды комбинированной упаковки не подпадают под действие Указа № 313. |
Дополнение исключений в части возникновения предусмотренной Указом № 313 обязанности
Данные исключения установлены в подп.1.3 п.1 Указа № 313 (примечание). Так, требования, установленные в части первой подп.1.2, частях первой и третьей подп.1.5 п.1 Указа № 313, не распространяются на:
1) консульские учреждения и дипломатические представительства, представительства межгосударственных и межправительственных организаций, представительства иностранных государств при них, аккредитованные в Республике Беларусь;
2) поставщиков в части товаров, названных в приложении к Указу № 313, и полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством порядке.
Названные исключения связаны со спецификой осуществления деятельности указанных организаций. Данное исключение было установлено в связи с тем, что для значительной части рассматриваемых организаций часто не представляется возможным выполнить предусмотренные Указом № 313 требования, несмотря на то что ряд товаров, ввозимых перечисленными организациями, а также упаковка, в которую они упакованы, после утраты потребительских свойств могут образовывать отходы потребления;
3) производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, предназначенных для упаковки и (или) в которые упакованы социально значимые товары, цены на которые регулируются Министерством экономики Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами, по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь, лекарственные и ветеринарные средства, фармацевтические субстанции, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника и другие товары медицинского назначения, включая товары, используемые в ветеринарии, денежные знаки.
Перечни социально значимых товаров, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35. Можно отметить, что в сравнении с предыдущей редакцией Указа № 313 перечень исключаемых товаров сократился. К примеру, до 1 октября 2014 г. обязанность не возникала в отношении тары, предназначенной для упаковки макаронных изделий, с 1 октября на упаковку для данного вида товаров исключение не распространяется;
4) производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных товаров, названных в приложении к Указу № 313, предназначенных для использования юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров, названных в приложении к Указу № 313.
Включение данной нормы в Указ № 313 связано с исключением необходимости выполнения обязанности, предусмотренной Указом № 313, дважды - по факту ввоза товара, названного в приложении к Указу № 313, и по факту производства товара, также названного в приложении, когда ввозимый товар является сырьем, материалом (полуфабрикатом), запасной частью (комплектующим) для производимого товара.
Данное исключение может быть применено в двух случаях:
а) субъект хозяйствования самостоятельно осуществляет и производство, и ввоз товаров, названных в приложении к Указу № 313;
б) поставщик реализует ввозимые товары, названные в приложении к Указу № 313, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, использующим ввозимые товары в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров, также названных в приложении к Указу № 313.
![]() |
Пример Организация осуществляет ввоз устройств для вычислительных машин (код ТН ВЭД ТС 8471 80 000 0), которые используются в качестве комплектующих для производимых вычислительных машин (компьютеров) (код ТН ВЭД ТС 8471 30 000), реализуемых на территории республики. В данном случае в отношении ввозимых товаров, соответствующих коду ТН ВЭД ТС 8471 80 000 0, предусмотренная Указом № 313 обязанность не возникает, а в отношении производимых товаров, соответствующих коду ТН ВЭД ТС 8471 30 000, - возникает; |
5) производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных масел, предназначенных для использования в качестве сырья или материалов для производства продукции в организациях, основным видом деятельности которых является производство транспортных средств, машин и оборудования, или для оказания услуг в организациях, основным видом деятельности которых является предоставление услуг пассажирским или грузовым транспортом.
При применении данного исключения большое значение имеет определение основного вида деятельности организаций, которым производители и поставщики масел реализуют данный товар. Основной вид деятельности указывается при регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также имеется Методика определения основного вида деятельности организаций на основе Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности для формирования сводной статистической информации органами государственной статистики, утвержденная постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27.09.2006 № 142.
![]() |
Пример Поставщик ввозит масло моторное (код ТН ВЭД ТС 2710 19 820 0), масло для шестерен и масло для редукторов (код ТН ВЭД ТС 2710 19 880 0), предназначенные для реализации на территории республики. Масло для шестерен и масло для редукторов реализуется организации, осуществляющей производство оборудования, для применения ею в качестве материалов. Моторное масло реализуется организации, представляющей услуги пассажирским транспортом, а также в центры замены масел. Предусмотренная Указом № 313 обязанность в данном случае возникает только в отношении моторных масел, реализуемых в центры замены масел. |
![]() |
Обратите внимание! Частью третьей подп.1.3 п.1 Указа № 313 для исключений 3)-5) предусмотрено условие: для подтверждения оснований для освобождения от обязанности в договоре, предусматривающем поставку товаров или упаковки на рассмотренные цели, должны быть указаны: • соответствующие цели приобретения покупателем товара или упаковки; • условия представления покупателем документов, подтверждающих использование товаров или упаковки на эти цели. Данные исключения не распространяются на случаи, когда в договоре отсутствуют указанные условия либо они не выполнены. Предусмотренную Указом № 313 обязанность необходимо выполнить. |
Указом № 313 не конкретизируется, какие документы должны быть представлены для подтверждения использования товаров или упаковки на цели, указанные в исключениях 3)-5). В качестве данных документов может быть применено письмо (письма) за подписью руководителя и главного бухгалтера покупателя, в котором изложена информация об использовании приобретенных у конкретного производителя и (или) поставщика товаров или упаковки (в т.ч. количество использованных товаров или упаковки, сроки использования и тому подобное в соответствии с первичными учетными документами покупателя) на цели, указанные в рассматриваемых.
Также Указом № 313 не конкретизирован момент, когда названные исключения распространяются и могут быть применены. В рассматриваемых случаях таким моментом является представление покупателем документов, подтверждающих использование товаров или упаковки на цели, предусмотренные исключениями. При этом возможной является ситуация, когда покупателем не представлены данные документы в течение отчетного периода (квартала). Тогда следует в установленном порядке внести на текущий (расчетный) банковский счет оператора плату исходя из количества ввезенных и (или) произведенных товаров и упаковки с последующим ее возвратом и (или) зачетом в счет предстоящих платежей (как излишне уплаченной суммы) по представлению покупателем указанных документов. Такая возможность предусмотрена для производителей и поставщиков частью седьмой подп.1.5 п.1 Указа № 313;
6) производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, предназначенных для упаковки и (или) в которые упакованы товары, реализованные за пределы Республики Беларусь.
![]() |
Пример Организация - поставщик стеклянных бутылок часть данного товара реализует предприятию, осуществляющему упаковку продукции с последующей ее реализацией за пределы Республики Беларусь, остальную часть - предприятию, осуществляющему упаковку продукции, подлежащей реализации на территории республики. В данной ситуации предусмотренная Указом № 313 обязанность распространяется только на ту часть стеклянной упаковки, в которую осуществляется упаковка продукции, подлежащей реализации на территории республики; |
7) производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных товаров, названных в приложении к Указу № 313, реализованных за пределы Республики Беларусь.
Исключения 6) и 7) в определенном виде были установлены в предыдущей редакции Указа № 313 и разъяснениях Совета Министров Республики Беларусь по порядку применения его норм. В новой редакции Указа № 313 они конкретизированы и уточнены. Так, частью второй подп.1.3 п.1 Указа № 313 предусмотрено условие их применения: производители и поставщики освобождаются от обязанности с даты вывоза товаров за пределы Республики Беларусь. Таким образом, требуется подтверждение даты вывоза товаров в той или иной форме (товаросопроводительные документы, экспортная декларация с таможенными отметками о вывозе (в случае если таможенное декларирование предусмотрено), подтверждение о вывозе товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь, выдаваемое таможенными органами, иные документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства, и т.п.).
При применении исключений 6) и 7), как и в случаях с применением исключений 3)-5), возможной является ситуация, когда на текущий (расчетный) банковский счет оператора вносится плата с последующим ее возвратом и (или) зачетом в счет предстоящих платежей по установлению даты вывоза товаров за пределы Республики Беларусь;
8) производителей в части произведенных масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок при условии использования для их производства не менее 30 % отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона соответственно.
Данное исключение было предусмотрено предыдущей редакцией Указа № 313, порядок его применения не изменился;
9) производителей товаров, названных в приложении к Указу № 313, принявших на себя в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, обязательство обеспечивать последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами своих потребительских свойств.
Данное исключение требует утверждения Советом Министров Республики Беларусь соответствующего постановления;
10) производителей в части произведенной из преформ полимерной упаковки.
Рассматриваемое исключение, по сути, уже было установлено в разъяснениях Совета Министров Республики Беларусь по порядку применения норм Указа № 313. Связано оно с тем, что преформы, также как и производимая из них полимерная упаковка, относятся к группе кодов ТН ВЭД ТС 3923, соответственно, с целью исключения необходимости двойного выполнения обязанности, предусмотренной Указом № 313, как при производстве (либо ввозе) преформ, так и при последующем производстве из них полимерной упаковки было установлено рассматриваемое исключение. При этом более рациональным полагается утверждение обязанности именно на производителей и поставщиков преформ, так как в данном случае упрощаются механизмы контроля. Более того, учтена позиция, согласно которой произведенная из преформы полимерная упаковка не относится к категории продукции собственного производства, исходя из критериев отнесения продукции к данной категории в соответствии с Положением об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 № 1817.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2019 г. Положение № 1817 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2019 № 57 изложено в новой редакции; |
11) производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных товаров, названных в приложении к Указу № 313, используемых в их деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенных для реализации (в т.ч. в составе продукции или в качестве расходных материалов).
Данное исключение связано с тем, что ввозимые и (или) производимые товары, не предназначенные для реализации (в т.ч. в составе продукции или в качестве расходных материалов), не попадут к населению и в результате утраты ими потребительских свойств не будут образованы отходы потребления. Обязательным условием применения исключения является отсутствие факта реализации товара, даже в качестве бывшего в употреблении.
![]() |
Пример Организация производит прицепы, при этом имеется собственный автомобильный парк. Организацией ввезены шины для легковых автомобилей (код ТН ВЭД ТС 4012 11 000 0), часть из которых установлена на собственные применяемые ею автомобили, часть - на производимые прицепы, которые реализованы потребителям на территории республики. В отношении шин, установленных на собственные применяемые организацией автомобили, предусмотренная Указом № 313 обязанность не возникает, а в отношении установленных на производимые и реализуемые прицепы - возникает; |
12) производителей и поставщиков в части полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, используемые в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд.
Данное исключение также направлено на выведение из-под действия Указа № 313 упаковки, которая не попадает к населению и после утраты потребительских свойств не образует отходов потребления (по сути, именно этим исключением заменена необходимость применения понятия «потребительские товары»).
![]() |
Пример Субъект хозяйствования осуществляет ввоз смазочных материалов, упакованных в канистры из полиэтилена высокого давления (полимерная упаковка), а каждые 10 единиц канистр - в картонные коробки. Часть смазочных материалов поставщик использует в своей деятельности в качестве материалов при производстве продукции, часть распаковывается из картонных коробок и отдельными канистрами реализуется потребителям на территории республики. В данном случае рассматриваемое исключение распространяется только на канистры и коробки, в которые упакованы смазочные материалы, используемые поставщиком в своей деятельности в качестве материалов. В отношении канистр и коробок, в которые упакованы реализуемые смазочные материалы, возникает предусмотренная Указом № 313 обязанность; |
13) производителей и поставщиков в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.
Изменение некоторых условий выполнения обязанности, предусмотренной Указом № 313
Изменения, связанные с конкретизацией отчетного периода, рассмотрены выше. Помимо них важными для рассмотрения изменениями в данной части являются следующие.
Поэтапное увеличение показателей объемов сбора отходов товаров и упаковки по годам с применением собственной системы сбора отходов, в т.ч. для посуды столовой и кухонной, санитарно-технических изделий из пластмасс, пленки из полимеров этилена и пропилена, шин и камер резиновых, масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, установлено подп.1.4 п.1 Указа № 313: с 2015 г. - не менее 35 %, с 2017 г. - не менее 40 %, с 2020 г. - не менее 50 %; для других видов отходов товаров: с 2015 г. - не менее 15 %, с 2017 г. - не менее 20 %, с 2020 г. - не менее 30 %.
![]() |
Пример Поставщик стеклянной упаковки выполняет предусмотренную Указом № 313 обязанность путем применения собственной системы сбора отходов (осуществляет сбор от населения отходов стекла в количестве 30 % от массы ввезенной упаковки). С 2015 г. для выполнения рассматриваемой обязанности данному поставщику необходимо будет собрать не менее 35 % отходов стекла от массы ввезенной стеклянной упаковки. |
Следует отметить, что из Указа № 313 исключена норма, предусматривающая внесение платы на текущий (расчетный) банковский счет оператора в случае неполного выполнения предусмотренной им обязанности путем применения собственной системы сбора отходов (недостижения установленного количества отходов, подлежащих сбору). Аналогичная норма и новый (более рациональный) порядок ее применения планируется к утверждению в постановлении Совета Министров Республики Беларусь.
Представление производителями и поставщиками оператору информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки с 1 октября 2014 г. является одним из условий выполнения данной обязанности. При этом форма представления указанной информации будет утверждена Советом Министров Республики Беларусь.
Сроки регистрации в реестре производителей и поставщиков (до 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится первый случай возникновения предусмотренной Указом № 313 обязанности), а также условия и порядок исключения субъектов хозяйствования из данного реестра предусмотрены в подп.1.5 п.1 Указа № 313.
Если сумма платы, подлежащая внесению на текущий (расчетный) банковский счет оператора, составляет менее 1 базовой величины, то производители и поставщики имеют право внести плату не позднее 22 января года, следующего за годом, на который приходится дата возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (часть пятая подп.1.5 п.1 Указа № 313).
Важным нововведением также следует считать включение в Указ № 313 понятия «пени»: сумма средств, внесенная на текущий (расчетный) банковский счет оператора с нарушением сроков, предусмотренных в частях четвертой и пятой подп.1.5 п.1 Указа № 313, подлежит внесению с начислением процентов в размере 0,1 % за каждый день просрочки (часть вторая подп.1.16 п.1 Указа № 313). Можно отметить, что данное требование было установлено в подп.3.1.4 п.3 заключаемого с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, форма которого утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 ноября 2016 г. следует применять форму договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, утвержденную постановлением № 708, с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2016 № 874. |
Расширены направления расходования средств оператором
Направления расходования средств, поступивших на текущий (расчетный) банковский счет оператора от производителей и поставщиков в виде платы, установлены в подп.1.6 п.1 Указа № 313. С 1 октября 2014 г. данные средства дополнительно могут быть направлены:
• на компенсацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки (за исключением отходов товаров и отходов упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии передачи этих отходов для хранения на территории Республики Беларусь в случае отсутствия объектов по обезвреживанию и (или) использованию таких отходов на территории Республики Беларусь.
![]() |
Пример Юридическое лицо осуществляет сбор от населения отработанных элементов питания (батареек) с последующей передачей их на хранение. С 1 октября 2014 г. организация имеет право в установленном порядке (постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 14.08.2012 № 16) претендовать на компенсацию расходов, связанных со сбором от населения рассматриваемых отходов (размер компенсации в соответствии с подп.1.2 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2014 № 135 равен 75 000 руб. за килограмм собранных и переданных на хранение отработанных элементов питания (батареек)).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 января 2016 г. следует руководствоваться постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 21.09.2015 № 26 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313»; |
• организацию хранения и передачи для обезвреживания и (или) использования за пределами Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки, для которых на территории Республики Беларусь отсутствуют объекты по обезвреживанию и (или) использованию.
Необходимость установления данных направлений расходования средств связана с тем, что в республике осуществляется сбор отходов элементов питания (батареек), а также возможной является организация сбора отходов упаковки из бумаги и картона с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой. При этом для данных видов отходов на территории Республики Беларусь отсутствуют объекты по обезвреживанию и (или) использованию. В то же время передача на использование и (или) обезвреживание на территории республики являлась одним из обязательных условий компенсации субъектам хозяйствования расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки. Отныне в рассматриваемой ситуации данное условие не будет являться обязательным. Также рассматриваемые группы отходов требуют организации их временного хранения, возможной является их передача для обезвреживания и (или) использования за пределами Республики Беларусь, что связано с определенными затратами, компенсация которых также будет одним из направлений расходования оператором поступающих средств;
• компенсацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору многооборотной стеклянной упаковки (за исключением такой упаковки, переданной юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данная упаковка образовалась в результате производственной деятельности) при условии ее повторного использования на территории Республики Беларусь.
Согласно разъяснениям Совета Министров Республики Беларусь по порядку применения норм Указа № 313 многооборотная стеклянная упаковка не подпадает под определение понятия «отход», в то же время ее сбор и последующее использование предприятиями республики в полной мере является мероприятием, имеющим экологическую направленность в части сокращения объемов образования и захоронения отходов. С целью стимулирования сбора многооборотной стеклянной упаковки наряду со сбором отходов стеклянной упаковки и предусмотрено рассматриваемое направление расходования средств;
• совершенствование материально-технической базы организаций, осуществляющих сбор и (или) использование вторичных материальных ресурсов, сбор, сортировку и (или) использование коммунальных отходов.
![]() |
Обратите внимание! Важным нововведением в части расходования средств, поступивших на текущий (расчетный) банковский счет оператора, является утвержденное в соответствии с частью четвертой подп.1.6 п.1 Указа № 313 условие, согласно которому средства, направленные оператором получателям на цели, указанные в части первой подп.1.6 п.1 Указа № 313, для целей налогообложения не включаются получателями в состав внереализационных доходов. При этом расходы, покрытые за счет этих средств, не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли. |
Изменения в перечне товаров, в отношении производителей и поставщиков которых возникает обязанность, предусмотренная Указом № 313
Перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров, приведен в приложении к Указу № 313 (далее - Перечень). Важным изменением является установленная возможность при применении Перечня (определении возникновения предусмотренной Указом № 313 обязанности) помимо кода ТН ВЭД ТС товара пользоваться его кратким наименованием (такие товары помечены «**»).
![]() |
Пример Организация осуществляет ввоз широкого перечня газоразрядных и дуговых ламп, ламп ультрафиолетового или инфракрасного излучения, соответствующих группе кодов ТН ВЭД ТС 8539 31-8539 49 000 0. С 1 октября 2014 г. из ламп, соответствующих данной группе кодов ТН ВЭД ТС, предметом предусмотренной Указом № 313 обязанности не являются натриевые и металлогалогенные лампы. |
Изменения непосредственно в самом Перечне можно условно разделить на три части:
1) исключение товаров, для производителей и поставщиков которых возникала предусмотренная Указом № 313 обязанность. К данной группе относятся:
- масла прочие (код ТН ВЭД ТС 2710 19 980 0);
- части установок кондиционирования воздуха (код 8415 90 000 1);
- кинокамеры и кинопроекторы (код 9007);
2) включение новых групп товаров, в случае производства и (или) ввоза которых возникает предусмотренная Указом № 313 обязанность. Данными товарами являются:
- плиты, листы, пленка и полосы или ленты из полиэтилена и полипропилена для бытовых нужд и упаковки (коды ТН ВЭД ТС 3920 10, 3920 20);
- санитарно-технические изделия из пластмасс (код 3922);
- упаковка из бумаги и картона с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой (код 4811 51 000 9);
- машины сушильные бытовые (коды 8451 21 000, 8451 29 000);
- инструменты ручные пневматические, гидравлические или со встроенным электрическим или неэлектрическим двигателем (код 8467);
- цифровые камеры (код 8525 80 300 0);
- консоли для видеоигр и оборудование для видеоигр (код 9504 50 000);
3) корректировка кодов ТН ВЭД ТС и наименований товаров, ранее указанных в Перечне. В данном случае следует обратить внимание на следующие группы товаров:
- масла (из группы моторных масел исключены масла для двухтактных двигателей);
- изделия для транспортировки или упаковки товаров из пластмасс (расширен перечень на упаковку из пластмасс, укупорочные средства из пластмасс);
- товары позиции 3924 (дополнены приборами столовыми и кухонными принадлежностями, предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета из пластмасс);
- шины, покрышки, камеры (расширен перечень на товары, бывшие в употреблении);
- бумажная и картонная упаковка (расширен перечень);
- стеклянная упаковка (уточнен перечень);
- холодильники, морозильники, стиральные машины (установлено, что обязанность возникает только в отношении бытового оборудования);
- принтеры, ксероксы, сканеры, телефонные аппараты и некоторые другие товары (уточнен перечень);
- лампы (исключены натриевые и металлогалогенные).
Иные изменения и дополнения
Помимо перечисленных выше изменений и дополнений также существенными являются следующие.
Организации, осуществляющие розничную торговлю, должны обеспечивать сбор от физических лиц товаров, утративших потребительские свойства, и (или) отходов упаковки в местах их реализации (ремонта, технического обслуживания) по перечню и в порядке, которые определяются Советом Министров Республики Беларусь (в зависимости от типа и вида торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера, а для объектов, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание таких товаров, - с учетом их специализации, площади и условий размещения) (часть третья подп.1.2 п.1 Указа № 313). Исходя из указанных требований очевидно, что будет подготовлено постановление Совета Министров Республики Беларусь в отношении порядка реализации и выполнения рассматриваемого требования.
Следующее изменение установлено не непосредственно в Указе № 313, а в подп.1.1 п.1 комментируемого Указа № 381. Согласно данному подпункту расширена сфера контроля (надзора) инспекций Министерства по налогам и сборам по областям, г.Минску, районам, городам и районам в городах, установленная в п.15 Перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510. Таким образом, указанные инспекции осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки. То есть, по сути, инспекции Министерства по налогам и сборам в определенной части будут осуществлять контроль выполнения предусмотренной подп.1.2 п.1 Указа № 313 обязанности.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. Перечень № 510 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 изложен в новой редакции. |
Примечание. В данном материале исключения сгруппированы с позиции удобства рассмотрения.
_______________________
* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.
Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.
24.09.2014
Сергей Юрча, главный специалист государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» на основании указов Президента Республики Беларусь от 28.07.2014 № 381 (с 1 октября 2014 г.), от 08.07.2015 № 314 (с 1 октября 2015 г.), от 03.06.2016 № 188 (с 8 сентября 2016 г.), от 28.09.2016 № 350 (с 1 октября 2016 г.) и от 14.09.2017 № 326 (с 20 сентября 2017 г.) внесены изменения и дополнения. |