


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом». Сравнительный анализ с нормами утратившего силу Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2009 № 518
Общие положения
С принятием Указа Президента РБ от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (вступил в силу с 1 апреля 2012 г.) (далее - Указ № 150) отменено действие Указа Президента РБ от 23.10.2009 № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее - Указ № 518) и пересмотрен порядок и условия сдачи в аренду имущества, принадлежащего Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июня 2018 г. следует руководствоваться Указом № 150 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 12.03.2018 № 105. |
С 1 апреля 2012 г. согласно нормам Указа № 150 можно выделить следующие особенности регулирования соответствующих отношений.
1. Вместо установленного Указом № 518 подхода к определению размера арендной платы исходя из размера базовой величины Указ № 150 вводит категорию базовой арендной величины, которая установлена в размере 54 000 бел.руб. и в дальнейшем ежегодно будет устанавливаться Советом Министров РБ с учетом изменения индекса потребительских цен за предыдущий год по отношению к предшествующему (подп.2.1 п.2 Указа № 150).
![]() |
Обратите внимание! Для целей урегулирования «переходного» этапа при исчислении размера арендной платы Государственный комитет по имуществу РБ, которому Указом № 150 предоставлено право разъяснять вопросы применения названного Указа (п.8 Указа № 150), в письме от 04.04.2012 № 12-5-1-9/2556/вн «О разъяснении порядка уплаты арендной платы и задолженности по арендной плате» указал на то, что по договорам аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, арендная плата за март 2012 г., а также задолженность по арендной плате, образовавшаяся на 1 апреля 2012 г., уплачивается с 1 апреля 2012 г. по 31 марта 2013 г. исходя из базовой арендной величины в размере 54 000 бел.руб. |
Указ № 150 подлежит применению в части определения размеров арендной платы при сдаче в аренду:
1) недвижимого имущества (а именно капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей), оборудования и транспортных средств, находящихся в государственной собственности (республиканской или коммунальной);
2) недвижимого имущества, находящегося в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц (подп.2.4 п.2 Указа № 150).
2. Указом № 150 утверждены:
- Положение о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности (далее - новое Положение-1);
- Положение о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей (далее - новое Положение-2);
- Положение о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей на рынках и в торговых центрах для организации и осуществления розничной торговли;
- Положение о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, находящихся в государственной собственности.
3. Так же как и Указ № 518, Указ № 150 содержит норму о том, что имущество, находящееся в республиканской собственности, может быть передано в субаренду только с согласия арендодателя и на условиях, предусмотренных в договоре аренды.
Правовые последствия сдачи имущества в субаренду при отсутствии согласия арендодателя разъяснены в постановлении Пленума ВХС РБ от 15.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из арендных правоотношений» (далее - постановление Пленума ВХС № 1): отсутствие согласия арендодателя на заключение договора субаренды и передачу прав и обязанностей арендатором другому лицу (перенаем) влечет ничтожность договора субаренды в силу ст.169 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) как сделки, заключенной в нарушение требований части первой п.2 ст.586 ГК (п.24).
4. Указ № 150 (по аналогии с Указом № 518) предусматривает перечисление в республиканский бюджет:
1) платы за право заключения договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в республиканской собственности, полученной при проведении аукционов по продаже права заключения договоров аренды;
2) средств, полученных от сдачи в аренду данного имущества и оставшихся после вычета сумм начисленной амортизации, подлежащих уплате (исчисляемых) налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в т.ч. в государственные целевые бюджетные, а также государственные внебюджетные фонды, а при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей на рынках и в торговых центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации и осуществления розничной торговли дополнительно после вычета расходов, связанных с содержанием и функционированием этих капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, за исключением расходов на оплату услуг по водоснабжению, канализации, отоплению, энерго- и газоснабжению, пользованию лифтами, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов.
В Указе № 150 продублированы нормы Указа № 518 в части предоставления льгот при определении размера платы за право заключения договоров аренды и средств от сдачи в аренду имущества для ряда субъектов, в частности, администраций свободных экономических зон, республиканских унитарных предприятий и иных, которые лишь 50 % от указанных платы и средств перечисляют в республиканский бюджет.
Неисполнение обязанности по уплате средств в бюджет может повлечь привлечение виновных лиц к административной ответственности по ст.23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) за нарушение законодательства при распоряжении государственным имуществом.
Правонарушение | Санкция | Норма |
Нарушение законодательства о залоге, сдаче в аренду или ином распоряжении государственным имуществом либо имуществом, находящимся в собственности хозяйственного общества, в отношении которого Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), могут определять решения, которые принимаются этим хозяйственным обществом, не повлекшее выбытия имущества из государственной собственности либо собственности этого хозяйственного общества | Штраф в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо - от 20 до 200 базовых величин | Часть 1 ст.23.27 КоАП |
От редакции «Бизнес-Инфо» C 28 августа 2013 г. ст.23.27 КоАП изложена в новой редакции на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З. Размеры штрафа по части 1 данной статьи не изменились |
5. Указом № 150 рекомендовано местным Советам депутатов установить порядок сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в коммунальной собственности, и порядок перечисления в местные бюджеты платы за право заключения договоров аренды и средств, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества, аналогичный определенному в Указе № 518.
Порядок сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности
1. Арендодатели:
- республиканские органы государственного управления, их территориальные органы и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ;
- Национальный банк РБ;
- Администрация Президента РБ;
- Управление делами Президента РБ.
![]() |
Справочно Арендодателем недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении Управления делами Президента РБ, является Управление делами или государственное учреждение «Главное хозяйственное управление» Управления делами Президента РБ либо иная уполномоченная Президентом РБ организация, подчиненная Управлению делами Президента РБ; |
- Следственный комитет РБ;
- Национальная академия наук Беларуси;
- другие государственные органы и иные государственные организации, подчиненные Президенту РБ, их территориальные органы;
- Генеральная прокуратура, территориальные и специализированные прокуратуры;
- Государственная служба медицинских судебных экспертиз;
- органы Комитета государственного контроля РБ;
- республиканские унитарные предприятия и учреждения, администрации свободных экономических зон;
- другие организации, за которыми недвижимое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- акционерные общества, созданные в процессе преобразования республиканских унитарных предприятий, и республиканские государственно-общественные объединения, которым передано недвижимое имущество в безвозмездное пользование (п.2 нового Положения-1).
2. Информационная прозрачность. Если ранее в соответствии с Указом № 518 информация об объектах недвижимого имущества, предлагаемых к сдаче в аренду, представлялась арендодателями в областные исполнительные комитеты (далее - облисполкомы) и Минский городской исполнительный комитет (далее - Мингорисполком) для размещения на сайтах этих исполнительных комитетов в сети Интернет (тем самым информация носила разрозненный характер), то с принятием Указа № 150 ситуация изменилась.
Так, информация об объектах недвижимого имущества, предлагаемых к сдаче в аренду, в т.ч. в случаях их высвобождения в результате окончания (досрочного прекращения) договоров аренды, за исключением случаев, когда арендаторами реализовано преимущественное право на заключение договоров аренды на новый срок, представляется арендодателями в облисполкомы и Мингорисполком для включения в единую информационную базу данных неиспользуемого имущества, предназначенного для продажи и сдачи в аренду, размещенную в сети Интернет. Таким образом, обеспечивается централизация сведений об объектах недвижимости, подлежащих сдаче в аренду, по всей республике.
3. Способы заключения договора аренды. Как и в Указе № 518, в Указе № 150, в частности в новом Положении-1, определены 2 способа заключения договоров аренды:
1) по результатам аукциона по продаже права заключения договора аренды.
Между тем из всего перечня недвижимого имущества, при сдаче в аренду которого применяется новое Положение-1, только для зданий и изолированных помещений, находящихся в республиканской собственности, установлены случаи, когда заключение договора аренды осуществляется по результатам проведения аукциона:
• при осуществлении арендаторами деятельности в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 000 человек, определяемых в соответствии с законодательными актами Президента РБ, предусматривающими меры по стимулированию производства и реализации товаров (работ, услуг) в таких населенных пунктах.
![]() |
Справочно В частности, Декретом Президента РБ от 28.01.2008 № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» коммерческие организации, созданные с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 000 человек, вправе не исчислять и не уплачивать ряд налогов, сборов. Коммерческие организации также применяют иные льготы и преференции, в чем и выражается стимулирование производства и реализации товаров (работ, услуг) этими субъектами. К населенным пунктам с численностью населения свыше 50 000 человек относятся города Барановичи, Брест, Пинск, Витебск, Новополоцк, Орша, Полоцк, Гомель, Жлобин, Мозырь, Речица, Светлогорск, Гродно, Лида, Борисов, Жодино, Молодечно, Слуцк, Солигорск, Бобруйск, Могилев, Минск (постановление Совета Министров РБ от 05.10.2008 № 1451 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1»). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2012 г. взамен Декрета № 1 принят Декрет Президента РБ от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности»; |
• для производства и (или) реализации подакцизных товаров, ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, осуществления лотерейной, риелторской, страховой, банковской деятельности, деятельности в сфере игорного бизнеса, деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр, а также для осуществления иных видов деятельности, определяемых Советом Министров РБ.
Одновременно Совету Министров РБ предоставлено право определять иные населенные пункты, сдача в аренду зданий и изолированных помещений в которых производится путем проведения аукциона, либо конкретные здания и изолированные помещения, сдача в аренду которых осуществляется путем проведения аукциона вне зависимости от населенных пунктов (п.5 нового Положения-1).
В отношении других видов недвижимого имущества (кроме зданий и изолированных помещений), для которого применимы нормы нового Положения-1 (капитальных строений (сооружений), машино-мест, их частей), по мнению авторов, будут действовать общие правила о способах заключения договора аренды, установленные законодательством, в т.ч. нормами ГК.
В свою очередь, порядок проведения аукционов по продаже права заключения договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в республиканской собственности, устанавливается с учетом требований иных законодательных актов Советом Министров РБ.
Договор аренды при проведении аукциона заключается в течение 10 рабочих дней со дня проведения аукциона и подписания протокола аукциона (п.6 нового Положения-1);
2) без проведения аукциона по соглашению сторон.
Применительно к зданиям и изолированным помещениям, для которых Указом № 150 установлены случаи проведения аукционов (см. выше), тем не менее допускается заключение договоров аренды без проведения аукциона. К таким случаям относятся:
• признание аукциона в установленном порядке несостоявшимся;
• сдача в аренду для размещения промышленных и сельскохозяйственных производств, эксплуатации технологического оборудования, складирования и хранения товароматериальных ценностей вне зависимости от места расположения, за исключением отдельных видов деятельности (см. выше) и населенных пунктов либо конкретных зданий, определенных Советом Министров РБ, сдача в аренду которых осуществляется путем проведения аукциона вне зависимости от населенных пунктов;
• сдача в аренду для размещения объектов по оказанию бытовых услуг;
• сдача в аренду для размещения объектов общественного питания с количеством посадочных мест не более 25;
• сдача в аренду для организации розничной торговли товарами площадью не более 25 кв.м при условии отсутствия у претендента иных торговых объектов;
• сдача в аренду на условиях почасовой аренды;
• сдача в аренду зданий и изолированных помещений, закрепленных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за Национальным банком РБ, Администрацией Президента РБ, Управлением делами Президента РБ, Следственным комитетом РБ, Национальной академией наук Беларуси, другими государственными органами и иными государственными организациями, подчиненными Президенту РБ, их территориальными органами, Генеральной прокуратурой РБ, территориальными и специализированными прокуратурами, Государственной службой медицинских судебных экспертиз, органами Комитета государственного контроля РБ, а также за юридическими лицами, находящимися в их подчинении;
• сдача в аренду на новый срок арендатору, надлежащим образом исполнявшему свои обязанности по ранее заключенному договору аренды. В данном случае речь идет о реализации арендатором преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок в соответствии со ст.592 ГК.
При этом должен быть соблюден ряд условий, в частности:
• надлежащее исполнение арендатором своих обязательств по договору;
• наличие обязательного письменного уведомления арендатора о согласии заключить новый договор аренды в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан - в разумный срок до окончания действия договора;
• согласие арендатора на заключение договора аренды на новый срок на условиях, на которых арендодатель предполагал заключить договор аренды с другим арендатором;
• наличие (отсутствие) доказательств распоряжения собственником спорного имущества (арендодателем) этим имуществом посредством сдачи его в аренду другому лицу (п.33 постановления Пленума ВХС № 1).
Соответственно, отсутствие указанных обстоятельств может служить основанием для отказа в удовлетворении требования арендатора о признании преимущественного права на заключение договора аренды.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что, хотя постановление Пленума ВХС № 1 и было принято на основании норм Указа № 518 (пп.4, 5 Положения о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в республиканской собственности, утвержденного Указом № 518 (далее - старое Положение-1)), однако в интересующей части нормы нового Положения-1 созвучны с нормами старого Положения-1.
Так, в п.34 постановления Пленума ВХС № 1 правило о способе заключения договора аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, истолковано таким образом, что преимущественное право арендатора на заключение договора аренды может быть реализовано в т.ч. при проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды такого имущества. Иными словами, арендодатели самостоятельно определяют способ заключения договора аренды: или по результатам аукциона, или по соглашению сторон без проведения аукциона. В случае же если выбран аукцион, реализация преимущественного права возможна одним из следующих способов:
• если арендатор, предложивший условия, равные предложениям других участников аукциона, признается победителем, то с ним заключается договор аренды на основании ст.592 ГК. В этом случае стороны договора аренды, заключенного по результатам аукциона, не вправе пересматривать существенные условия договора, предусмотренные условиями аукциона;
• если с победителем аукциона договор аренды не заключен, а арендодатель уклоняется от заключения договора с прежним арендатором, последний вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о понуждении арендодателя заключить с ним договор аренды на условиях, предложенных победителем аукциона. В случае когда с победителем аукциона заключен договор аренды, прежний арендатор вправе предъявить соответствующий иск (п.34 постановления Пленума ВХС № 1).
Договор аренды недвижимого имущества без проведения аукциона должен быть заключен в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о сдаче его в аренду (п.6 нового Положения-1).
4. Передаточный акт. Аналогично порядку передачи недвижимого имущества, содержащемуся в старом Положении-1, новое Положение-1 предусматривает необходимость составления передаточного акта с таким же содержанием:
• место и дата составления акта;
• регистрационный номер и дата заключения договора аренды;
• характеристика состояния передаваемого недвижимого имущества. При невозможности определения сдаваемой в аренду площади по техническому паспорту она определяется путем обмера помещений комиссией, созданной арендодателем;
• сроки и порядок устранения выявленных недостатков и неисправностей.
Порядок определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей
1. Объекты аренды, в отношении которых применяется порядок, установленный новым Положением-2: капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, их части (за исключением капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей на рынках и в торговых центрах, арендуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для организации и осуществления розничной торговли), находящиеся:
- в государственной собственности (республиканской и коммунальной), в т.ч. при передаче в субаренду;
- в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, в т.ч. при передаче в субаренду.
Исключение составляет передача в аренду (субаренду) недвижимого имущества дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций и консульских учреждений иностранных государств в Республике Беларусь.
2. Арендная плата уплачивается в белорусских рублях исходя из размера базовой арендной величины, установленной на день оплаты (п.3 нового Положения-2). Ставка арендной платы определяется путем умножения базовой ставки на коэффициенты, предусмотренные новым Положением-2. Базовая ставка выражается в базовой арендной величине, соответственно, изменение последней повлечет изменение базовой ставки. При этом числовые значения базовых ставок в Положении о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, утвержденном Указом № 518 (далее - старое Положение-2), и новом Положении-2 идентичны.
3. Коэффициенты. При расчете ставки арендной платы к базовой ставке применяются коэффициенты, аналогичные по числовым значениям нормам старого Положения-2. Однако в новом Положении-2 уточнены правовые последствия их изменения. Так, коэффициент в размере:
• от 0,6 до 1 включительно устанавливается облисполкомом или Мингорисполкомом в зависимости от местонахождения зданий, сооружений;
• от 0,5 до 3 включительно устанавливается арендодателем в зависимости от спроса на недвижимое имущество, его технического состояния и коммерческой выгоды от сдачи в аренду и (или) от использования арендуемого имущества по согласованию с государственными органами и иными организациями, согласующими сдачу в аренду недвижимого имущества (за исключением Государственного секретариата Совета Безопасности РБ), если такое согласование предусмотрено законодательством.
В отличие от старого Положения-2 в приложении 2 к новому Положению-2 дополнительно установлено, что изменение коэффициента от 0,5 до 3 в договоре аренды осуществляется по соглашению сторон и по согласованию с государственными органами и иными организациями, согласующими сдачу в аренду недвижимого имущества (за исключением Государственного секретариата Совета Безопасности РБ), если такое согласование предусмотрено законодательством.
В контексте реализации норм Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (подп.2.7 п.2) в новом Положении-2 закреплено правило о том, что осуществление арендатором неотделимых улучшений арендованного недвижимого имущества не является основанием для увеличения размера этого коэффициента, установленного в договоре аренды;
• согласно приложению 2 к новому Положению-2 для отдельных видов деятельности, осуществляемой на арендуемых площадях, в отношении некоторых категорий арендаторов и недвижимого имущества (п.8 нового Положения-2).
В приложении 2 к новому Положению-2 установлены понижающие и повышающие коэффициенты, среди которых необходимо обратить внимание на следующие.
В отличие от норм старого Положения-2 понижающий коэффициент 0,5 применяется не только за площади, арендуемые центрами поддержки предпринимательства, инкубаторами малого предпринимательства, но и в случае сдачи этими организациями помещений в субаренду субъектам малого и среднего предпринимательства (подп.1.5.3 п.1 приложения 2 к новому Положению-2).
Подпунктом 1.6 п.1 приложения 2 к новому Положению-2 установлен понижающий коэффициент 0,8 для большего количества субъектов, чем было предусмотрено аналогичной нормой старого Положения-2, за счет «иных организаций и индивидуальных предпринимателей». Так, коэффициент применяется в отношении площадей, арендуемых учреждениями образования, организациями, реализующими образовательные программы послевузовского образования, иными организациями и индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, для осуществления образовательной деятельности.
Кроме того, так же как и в старом Положении-2, в новом Положении-2 предусмотрена возможность установления дополнительных понижающих или повышающих коэффициентов (по решению Президента РБ по предложениям Совета Министров РБ, Национального банка РБ, Администрации Президента РБ, Управления делами Президента РБ, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов и Мингорисполкома) (п.9).
4. Расчет размера арендной платы за месяц в новом Положении-2 уточнен.
Старое Положение-2 | Новое Положение-2 |
Общее правило определения размера арендной платы | |
Размер арендной платы рассчитывается исходя из арендуемой площади и ставки арендной платы: Ставка арендной платы = Базовая ставка х х Коэффициенты, предусмотренные старым Положением-2. Примечание. При наличии оснований для применения нескольких коэффициентов к базовой ставке применяются все соответствующие коэффициенты |
Апл. = Бст. x Кмест. x К0,5 - 3 x Кпр.2 x Кдоп. x Sар., где Апл. - размер арендной платы за месяц; Бст. - базовая ставка для населенных пунктов; Кмест. - коэффициент местонахождения зданий, сооружений; К0,5 - 3 - коэффициент спроса на недвижимое имущество, его технического состояния и коммерческой выгоды; Кпр.2 - коэффициент, устанавливаемый в соответствии с приложением 2 к новому Положению-2; Кдоп. - дополнительный коэффициент, устанавливаемый в соответствии с п.9 нового Положения-2; Sар. - арендуемая площадь |
Если при определении размера арендной платы с учетом всех коэффициентов ее размер оказался ниже суммы начисленной амортизации, налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемых арендодателем в соответствии с законодательством | |
Апл. = [(Оам. + Пз.) х (1 + Р / 100) + Ннд.] х Sар. + Нсб., где Апл. - арендная плата за месяц; Оам. - размер амортизационных отчислений на 1 кв.м арендуемой площади в месяц; Ннд. - налог на недвижимость на 1 кв.м арендуемой площади в месяц; Пз. - платежи за землю за 1 кв.м арендуемой площади в месяц; Р - процент рентабельности (не более 30 %); Sар. - арендуемая площадь; Нсб. - сумма оборотных налогов и налога на добавленную стоимость, руб. |
Апл. = (Оам. + Пз. + Ннд.) x (1 + Р / 100) x Sар. + Нсб., где Апл. - размер арендной платы за месяц, руб.; Оам. - размер начисленной амортизации на 1 кв.м арендуемой площади в месяц, руб.; Ннд. - налог на недвижимость на 1 кв.м арендуемой площади в месяц, руб.; Пз. - земельный налог или арендная плата за земельный участок за 1 кв.м арендуемой площади в месяц, руб.; Р - процент рентабельности (не более 30 %); Sар. - арендуемая площадь; Нсб. - сумма оборотных налогов и налога на добавленную стоимость, руб. |
5. Момент, с которого взимается арендная плата. Как и в старом Положении-2, в п.14 нового Положения-2 определено, что арендная плата взимается со дня передачи арендатору недвижимого имущества согласно передаточному акту; арендная плата уплачивается до дня возврата недвижимого имущества по прекращенному (расторгнутому) договору аренды включительно.
Так же как и в старом Положении-2, к числу существенных условий договора аренды новым Положением-2 отнесен размер арендной платы и сроки ее уплаты. Условие о сроках уплаты определяется договором. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что поскольку арендодатели обязаны перечислять средства, полученные от сдачи в аренду имущества, в доход республиканского бюджета не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным, то с учетом данного временного предела в договоре определяется срок уплаты.
6. Субаренда. При сдаче в субаренду недвижимого имущества размер арендной платы для субарендатора определяется в соответствии с новым Положением-2 (аналогичная норма была установлена и старым Положением-2).
Порядок определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей на рынках и в торговых центрах для организации и осуществления розничной торговли
1. Объекты аренды: капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, их части на рынках и в торговых центрах для организации и осуществления розничной торговли (их обобщенно законодатель называет торговые места), находящиеся:
- в государственной собственности (республиканской и коммунальной);
- в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
Как и ранее действующее Положение, утвержденное Указом № 518 (далее - старое Положение-3), Положение о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей на рынках и в торговых центрах для организации и осуществления розничной торговли, утвержденное Указом № 150 (далее - новое Положение-3), устанавливает порядок определения размеров арендной платы при сдаче в аренду торговых мест, размер арендной платы за которые определяется исходя из арендуемой площади торгового места, а также ставки арендной платы за 1 кв.м арендуемой площади.
2. Расчет ставки арендной платы за 1 кв.м арендуемой площади: умножение базовой ставки за торговые места на рынках и в торговых центрах (базовая ставка определена в приложении к новому Положению-3) на коэффициент от 0,6 до 1 включительно, устанавливаемый облисполкомами и Мингорисполкомом в зависимости от местонахождения рынков и торговых центров. Если в старом Положении-3 ставка арендной платы за 1 кв.м рассчитывалась исходя из базовой ставки, выраженной в базовых величинах, то согласно новому Положению-3 базовая ставка определяется в базовых арендных величинах, несмотря на то, что числовые значения ставки остались прежними.
Что касается порядка уплаты арендной платы, то, как отмечает Государственный комитет по имуществу РБ, по договорам аренды торговых мест на рынках и в торговых центрах государственной и частной форм собственности арендная плата за март 2012 г., а также задолженность по арендной плате, образовавшаяся на 1 апреля 2012 г., уплачивается с 1 апреля 2012 г. исходя из условий договора аренды (письмо Госкомимущества РБ от 04.04.2012 № 12-5-1-9/2556/вн «О разъяснении порядка уплаты арендной платы и задолженности по арендной плате»).
3. Особенность: Указ № 150 исключил из сферы своего регулирования отношения, возникающие при сдаче в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям торговых мест на рынках и торговых объектах в торговых центрах частной формы собственности для осуществления розничной торговли.
4. Обязанности арендодателей. К числу обязанностей арендодателей торговых мест п.12 нового Положения-3 относит обязанность осуществления капитального ремонта торговых объектов, обеспечение наличия в них в надлежащем состоянии инженерных коммуникаций, предоставление арендаторам торговых мест, соответствующих санитарно-гигиеническим, противопожарным, природоохранным и иным требованиям, предусмотренным законодательством и договорами аренды (аналогичная обязанность была предусмотрена и в старом Положении-3).
Кроме того, применительно к рассматриваемым правоотношениям следует учитывать действие Указа Президента РБ от 24.03.2005 № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства»: с членами советов индивидуальных предпринимателей не допускается досрочное расторжение договоров аренды торговых мест, за исключением случаев систематического (2 и более раза в течение календарного года) невнесения ими арендной платы или отсутствия у этих лиц специального разрешения (лицензии) на осуществление розничной торговли (подп.1.10 п.1 названного Указа).
5. Иные условия. В остальном нормы нового Положения-3 созвучны с соответствующими нормами в старом Положении-3 в части сумм, включаемых в арендную плату, применения повышающих/понижающих коэффициентов, наличия обязанности арендаторов оплачивать услуги в связи с использованием объекта аренды (водоснабжение, отопление и пр.), при этом арендатор не должен заключать договоры с организациями, оказывающими данные услуги, поскольку такие договоры должны быть заключены арендодателем. Также порядок определения арендной платы при сдаче торгового места в субаренду аналогичен порядку определения арендной платы по договору аренды исходя из суммы площадей торговых мест.
В п.7 нового Положения-3 сохранился запрет на взимание с арендаторов торговых мест платежей, не предусмотренных новым Положением-3.
25.04.2012 г.
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь