Комментарий от 31.12.2013
Автор: Макаренко Л., Староверова Т.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов». С 1 января 2014 года будет действовать единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов


СОДЕРЖАНИЕ

 

Объединение судебных исполнителей хозяйственных и общих судов

Структура системы органов принудительного исполнения

Правовое регулирование порядка осуществления исполнительного производства

Разграничение компетенции суда и органов принудительного исполнения в вопросах исполнительного производства

Увеличение размера взыскания расходов по принудительному исполнению

Расширение компетенции судебных исполнителей

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов». С 1 января 2014 года будет действовать единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов

Объединение судебных исполнителей хозяйственных и общих судов

В соответствии с Указом Президента РБ от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» (далее - Указ № 530) с 1 января 2014 г. в Республике Беларусь начинает функционировать единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, которая объединит судебных исполнителей Службы судебных исполнителей хозяйственных судов и общих судов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В соответствии с п.15 Указа № 530 пп.11 -13, части вторая - четвертая п.14 Указа № 530 действовали до 16 мая 2017 г. - вступления в силу Закона РБ от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве».

 

Справочно

С 1 января 2014 г. Верховный Суд РБ и Высший Хозяйственный Суд РБ объединяются, образовывая единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам - Верховный Суд РБ.

Единая система судов общей юрисдикции в соответствии с п.2 Декрета Президента РБ от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» будет состоять из:

• Верховного Суда РБ;

• областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (г.Минска);

• районных (городских) судов.

 

Следует отметить, что Служба судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь была создана в соответствии с Указом Президента РБ от 08.10.1997 № 507 и входила в систему хозяйственных судов Республики Беларусь. Основной задачей судебных исполнителей хозяйственных судов в исполнительном производстве являлось восстановление, в т.ч. принудительное, нарушенных законных интересов стороны (сторон) в сфере хозяйственной (экономической) деятельности.

В свою очередь, судебные исполнители общих судов состояли при районных, городских, районных в городах, областных (Минском городском) судах и входили в систему органов юстиции. Основной задачей судебных исполнителей общих судов являлось обеспечение исполнения решений, определений и постановлений судов по гражданским и административным делам, приговоров, постановлений и определений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, подлежащих исполнению других актов.

 

Обратите внимание!

С принятием Указа № 530 фактически произошло объединение двух систем исполнения в единую систему органов принудительного исполнения.

Структура системы органов принудительного исполнения

В результате выделения из судебной системы органы принудительного исполнения вошли в состав Министерства юстиции РБ (далее - Минюст).

Указом № 530 (п.2) определена структура системы органов принудительного исполнения, которая включает:

• главное управление принудительного исполнения Минюста, возглавляющее систему органов принудительного исполнения;

• территориальные органы принудительного исполнения.

Территориальными органами принудительного исполнения являются:

• управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов;

• районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы принудительного исполнения указанных управлений принудительного исполнения.

 

Обратите внимание!

Таким образом, можно констатировать, что в Республике Беларусь с начала 2014 г. вследствие образования единого органа принудительного исполнения ведомственный контроль за деятельностью судебных исполнителей в полном объеме возлагается на Минюст и его территориальные органы.

Правовое регулирование порядка осуществления исполнительного производства

В связи с созданием единой системы органов принудительного исполнения последует также изменение норм процессуального законодательства в сфере исполнительного производства. Указом № 530 (подп.17.3 п.17) предусмотрена разработка до 1 октября 2014 г. проектов законов Республики Беларусь, определяющих порядок ведения исполнительного производства и статус судебных исполнителей.

При этом следует обратить внимание на п.12 Указа № 530, который закрепляет, что до принятия вышеназванных законов исполнение судебных постановлений и иных исполнительных документов, принятых в сфере экономической деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном хозяйственным процессуальным законодательством. Исполнение судебных постановлений и иных исполнительных документов, принятых в сфере иных правоотношений, - в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

 

Обратите внимание!

Исходя из вышеприведенных положений следует, что действие процессуального законодательства, определяющего порядок исполнения исполнительного производства, не меняется, за исключением отдельных вопросов, закрепленных в Указе № 530.

Разграничение компетенции суда и органов принудительного исполнения в вопросах исполнительного производства

Согласно п.14 Указа № 530 права и обязанности общих и хозяйственных судов в части исполнительного производства переходят к органам принудительного исполнения в порядке правопреемства с 1 января 2014 г.

Полномочия суда (судьи) по рассмотрению вопросов, возникающих при исполнении судебных постановлений и иных исполнительных документов, предусмотренные в разделе IX Гражданского процессуального кодекса РБ (за исключением предусмотренных в ст.463-465, 471-474 и пп.71 и 72 части четвертой ст.482) и разделе IV Хозяйственного процессуального кодекса РБ (за исключением предусмотренных в ст.330-332, 334-336, 340, абзаце 8 части четвертой ст.348 и части первой ст.368), до внесения изменений в указанные законодательные акты реализуются органами принудительного исполнения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 мая 2017 г. в Гражданский процессуальный кодекс РБ и Хозяйственный процессуальный кодекс РБ были внесены значительные изменения и дополнения Законом РБ от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве». Порядок исполнения всех видов исполнительных документов, относящихся к компетенции судебного исполнителя, регулируется названным Законом.

 

В частности, в производстве суда (судьи) остается:

выдача исполнительного документа (нескольких исполнительных документов), дубликата исполнительного документа;

восстановление пропущенного срока давности для предъявления исполнительного документа к исполнению;

поворот исполнения судебного постановления, рассмотрение вопроса о повороте исполнения судебного постановления судом первой инстанции;

временное ограничение права должника на выезд из Республики Беларусь в соответствии с законодательством;

временное ограничение права должника - гражданина Республики Беларусь на управление механическими транспортными средствами, на управление маломерными судами, судами с подвесными двигателями и гидроциклами, на охоту, за исключением случаев необходимости пользования этими правами в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения доходов, - на срок, установленный судом до исполнения обязательств, но не более чем на 5 лет;

отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления.

К полномочиям системы органов принудительного исполнения, в частности, будет относиться рассмотрение вопросов:

• об отводе судебного исполнителя;

обжаловании постановления, действий (бездействия) судебного исполнителя. При этом в случае несогласия с принятым решением за стороной сохраняется право обжалования постановления, действия (бездействия) судебного исполнителя в суд по месту исполнения исполнительного документа.

Увеличение размера взыскания расходов по принудительному исполнению

Существенным изменением станет увеличение размера взыскания расходов по принудительному исполнению с должника.

Так, в результате совершения судебным исполнителем принудительных действий по имущественным взысканиям согласно постановлению судебного исполнителя с должника будет взыскиваться (удерживаться) 10 % от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества вместо 5 %, а по требованию, носящему неимущественный характер, с должника - физического лица предусмотрено взыскание (удержание) денежной суммы в размере 5 базовых величин по каждому исполнительному документу, с должника - юридического лица - в размере 10 базовых величин.

Расширение компетенции судебных исполнителей

С созданием единой системы органов принудительного исполнения существенно расширена компетенция как судебного исполнителя, так и в целом системы органов принудительного исполнения.

Согласно п.11 Указа № 530 судебный исполнитель при исполнении судебных постановлений и иных исполнительных документов помимо осуществления действий, предусмотренных законодательными актами, вправе:

• выносить постановления о приостановлении полностью или частично операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

• выносить иные постановления по исполнению требований исполнительных документов;

использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов на должника;

• объявлять розыск должника;

• получать от физических лиц, должностных лиц государственных органов и иных организаций необходимую информацию (за исключением первичных статистических данных), в т.ч. получать сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ, в т.ч. удаленный, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных;

• обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, зарегистрированное на имя должника, на имя взыскателя в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

• по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от вида пропускного режима, если иное не предусмотрено законодательством, иметь доступ на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения и на другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей. При необходимости с участием понятых вскрывать, производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений должника. В случае если должник - физическое лицо систематически препятствует доступу судебного исполнителя на земельный участок, в жилое или иное помещение, где находится имущество должника, на которое по закону может быть обращено взыскание, суд на основании представления судебного исполнителя может вынести определение об осмотре помещения или хранилища должника без его согласия. Доступ судебного исполнителя в жилое или иное помещение должника, в т.ч. их принудительное вскрытие, и арест находящегося в них имущества должника осуществляются в обязательном присутствии должника либо проживающего совместно с ним совершеннолетнего члена его семьи, а также собственника земельного участка, жилых или иных помещений, в которых находится имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, а в случае невозможности их присутствия - представителей организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, или местного исполнительного и распорядительного органа и в присутствии понятых при содействии сотрудников органов внутренних дел, иных государственных органов и организаций;

• опечатывать помещения, где хранятся материальные ценности или документы, кассы или кассовые помещения, склады, архивы.

Таким образом, создание единой системы органов принудительного исполнения призвано усовершенствовать деятельность органов принудительного исполнения, повысить эффективность исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, обеспечить своевременное и полное восстановление нарушенных прав.

 

31.12.2013

 

Людмила Макаренко, главный специалист - старший судебный исполнитель управления организации исполнительного производства Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Татьяна Староверова, главный специалист - старший судебный исполнитель управления организации исполнительного производства Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь