


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов». Новации в исполнительном производстве
Указом Президента РБ от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» (далее - Указ) создана система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, в которую входят: главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции РБ и территориальные органы принудительного исполнения, состоящие из управлений принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов, районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов принудительного исполнения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В соответствии с п.15 Указа № 530 пп.11-13, части вторая - четвертая п.14 Указа действовали до 16 мая 2017 г. - вступления в силу Закона РБ от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве». |
![]() |
Обратите внимание! Таким образом, система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов выделена из судебной и организована в системе исполнительной власти. |
Указом урегулированы общие вопросы создания, финансирования, компетенции системы органов принудительного исполнения.
В соответствии с п.6 Указа задачей органов принудительного исполнения является соблюдение и охрана интересов государства, прав и законных интересов юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.
С 1 января 2014 г. вступило в силу постановление Совета Министров РБ от 31.12.2013 № 1190 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530» (далее - постановление № 1190).
Постановлением № 1190 утверждены:
• Положение об органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее - Положение об органах принудительного исполнения);
• Положение о порядке использования средств, дополнительно полученных при принудительном исполнении судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее - Положение о порядке использования средств).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 апреля 2019 г. следует руководствоваться постановлением № 1190 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 19.04.2019 № 251. |
В связи с принятием постановления № 1190 утратили свою силу:
• постановление Совета Министров РБ от 30.01.1998 № 147 «О Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь»;
• постановление Совета Министров РБ от 29.04.1998 № 671 «О порядке использования денежных средств, полученных хозяйственными судами Республики Беларусь при принудительном исполнении по имущественным взысканиям».
Расширение полномочий судебного исполнителя
Пунктом 11 Указа расширены полномочия судебного исполнителя. Судебным исполнителям предоставлены полномочия по получению от физических, должностных лиц государственных органов и иных организаций необходимой информации (за исключением первичных статистических данных), сведений из информационных систем, содержащих персональные данные, доступа, в т.ч. удаленного, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных (абзац 2 п.11 Указа).
Действия, которые вправе совершать судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов, перечислены также в п.29 Положения об органах принудительного исполнения.
![]() |
Обратите внимание! Если до вступления Указа в силу получение информации от физических лиц, должностных лиц государственных органов, не являющихся стороной в исполнительном производстве, осуществлялось по запросу суда, то в настоящее время данное право предоставлено непосредственно судебному исполнителю. |
Кроме того, абзацами 2 и 3 п.11 Указа закреплены уже существующие отношения в исполнительном производстве между судами и отдельными организациями, ведущими информационные системы, содержащие персональные данные, в т.ч. по государственной регистрации недвижимого имущества.
Согласно п.30 Положения об органах принудительного исполнения информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными исполнителями своих функций, представляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок, если иное не установлено законодательными актами.
Важная новация содержится в абзаце 4 п.11 Указа. Из буквального толкования данной нормы следует, что судебным исполнителям предоставляется право принудительного вскрытия жилого или иного помещения должника на основании определения суда для выявления имущества, подлежащего аресту, т.е. во исполнение требований по имущественным взысканиям. Указано, что в случае, если должник - физическое лицо систематически препятствует доступу судебного исполнителя на земельный участок, в жилое или иное помещение, где находится имущество должника, на которое по закону может быть обращено взыскание, суд на основании представления судебного исполнителя может вынести определение об осмотре помещения или хранилища должника без его согласия. Ранее вскрытие помещения должника допускалось законодательством лишь во исполнение судебного постановления о вселении (выселении) (п.9 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Минюста РБ от 20.12.2004 № 40).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 мая 2017 г. в случае вскрытия помещения, иного объекта, а также когда на основании определения суда судебный исполнитель производит осмотр земельного участка, жилого, нежилого помещения должника без его согласия, судебный исполнитель составляет акт вскрытия помещения и (или) акт осмотра земельного участка согласно приложениям 77 и 78 с фото- или видеофиксацией исполнительных действий (часть шестая п.93 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции РБ от 07.04.2017 № 67). |
![]() |
Обратите внимание! Абзацем 6 п.11 Указа судебному исполнителю предоставлены полномочия выносить постановления о приостановлении полностью или частично операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц. До вступления в силу Указа подобные меры по обеспечению исполнения исполнительных документов гражданско-процессуальным законодательством не были предусмотрены. Также абзацем 9 п.11 Указа судебным исполнителям предоставлено принадлежащее ранее суду право объявления в розыск должника. |
Увеличение размера взыскания сумм при принудительном совершении действий по имущественным взысканиям
Увеличен размер взыскания сумм при принудительном совершении действий по имущественным взысканиям - с 5 до 10 % от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества (часть первая п.13 Указа).
![]() |
Обратите внимание! Данные суммы взыскиваются на основании постановления судебного исполнителя, ранее - на основании определения суда. |
Еще одна новелла Указа - взыскание сумм при принудительном совершении действий по требованиям, носящим неимущественный характер: с должника - физического лица в размере 5 базовых величин, с должника - юридического лица - в размере 10 базовых величин по каждому исполнительному документу (часть вторая п.13 Указа).
Порядок использования и учета средств, дополнительно полученных системой органов принудительного исполнения судебных постановлений, и иных исполнительных документов Министерства юстиции РБ при принудительном исполнении судебных постановлений и иных исполнительных документов регулируется Положением о порядке использования средств.
Разграничение компетенции между судом (судьей) и судебным исполнителем в гражданском процессе
Отдельными положениями Указа внесены существенные изменения в исполнительное производство гражданского процесса.
![]() |
Обратите внимание! С 1 января 2014 г. к компетенции судебного исполнителя отнесены полномочия по разрешению большинства процессуальных вопросов в исполнительном производстве, в т.ч. таких, как отвод судебного исполнителя, взыскание с должника расходов по исполнению, отложение исполнительных действий, приостановление исполнительного производства, прекращение исполнительного производства, ранее относившиеся к исключительной компетенции суда (судьи) (часть вторая п.14 Указа). |
Частью четвертой п.14 Указа установлен иной, чем предусмотренный ст.479 Гражданского процессуального кодекса РБ (далее - ГПК), порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя. Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя осуществляется в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу), а в случае несогласия с его решением - в суд по месту исполнения исполнительного документа. Таким образом, по делам по жалобам на действия судебных исполнителей предусмотрен обязательный досудебный порядок.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 мая 2017 г. в ГПК были внесены значительные изменения и дополнения Законом РБ от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве». |
Следует отметить, что в силу п.15 нормы Указа в части расширения полномочий судебных исполнителей и разграничения компетенции разрешения процессуальных вопросов между судом и судебным исполнителем, содержащиеся в пп.11-13, частях второй-четвертой п.14, носят временный характер до вступления в силу закона Республики Беларусь, определяющего порядок ведения исполнительного производства.
![]() |
Справочно В соответствии с подп.17.3 п.17 Указа Совету Министров РБ поручено до 1 октября 2014 г. разработать проекты законов Республики Беларусь, определяющих порядок ведения исполнительного производства и статус судебных исполнителей, и обеспечить их внесение в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания РБ. |
В следующей таблице приведен перечень процессуальных действий, содержащийся в разделе IX ГПК, с разграничением компетенции между судом (судьей) и судебным исполнителем (до вступления в силу Указа и после).
Разграничение компетенции между судебным исполнителем и судом в вопросах исполнительного производства в гражданском процессе (с 1 января 2014 года)
| ||||
Компетенция (процессуальные действия) | Суд (судья) до 1 января 2014 г. | Судебный исполнитель до 1 января 2014 г. | Суд (судья) с 1 января 2014 г. |
Судебный исполнитель с 1 января 2014 г. |
Выдача исполнительного листа |
+ (ст.463 ГПК) |
- |
- | |
Выдача по одному судебному постановлению нескольких исполнительных документов |
+ (ст.464 ГПК) |
- |
- | |
Выдача дубликата исполнительного листа и других исполнительных документов |
+ (ст.465 ГПК) |
- |
- | |
Восстановление пропущенного срока давности для предъявления исполнительного документа к исполнению |
+ (ст.471 ГПК) |
- |
- | |
Поворот исполнения судебного постановления |
+ (ст.472-474 ГПК) |
- |
- | |
Отвод судебного исполнителя |
+ (ст.477 ГПК) |
- |
||
Обжалование действий судебного исполнителя |
+ (ст.479 ГПК) |
- |
+ (часть четвертая п.14 Указа) (жалоба подается в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу)) | |
Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа |
+ (ст.482 ГПК) |
- |
||
Взыскание с должника сумм при принудительном совершении действий по имущественным взысканиям |
+ (ст.486 ГПК) |
- |
||
Взыскание с должника расходов по исполнению |
+ (ст.486 ГПК) |
- |
||
Объявление должника в розыск |
+ (ст.487 ГПК) |
- |
- |
+ (п.11 Указа) |
Отложение исполнительных действий |
+ (ст.488 ГПК) |
+ (ст.488 ГПК) |
||
Обязательное приостановление исполнительного производства |
+ (ст.489 ГПК) |
+ (ст.489 ГПК) |
||
Приостановление исполнительного производства |
+ (ст.490 ГПК) |
+ (ст.490 ГПК) |
||
Прекращение исполнительного производства |
+ (ст.492 ГПК) |
- (ст.492 ГПК) |
||
Контроль за правильным и своевременным исполнением исполнительных документов |
+ (ст.495 ГПК) |
- (ст.495 ГПК) |
||
Обращение взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте |
+ (ст.497 ГПК) |
- (ст.497 ГПК) |
||
Назначение повторной оценки арестованного имущества |
+ (ст.506 ГПК) |
- (ст.506 ГПК) |
||
Признание торгов недействительными |
+ (ст.518 ГПК) |
- (ст.518 ГПК) |
||
Обращение взыскания на денежные средства юридического лица, находящиеся в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях |
+ (ст.529 ГПК) |
- (ст.529 ГПК) |
||
Утверждение расчета по распределению взысканных денежных средств |
+ (ст.536 ГПК) |
- (ст.536 ГПК) |
||
Исполнение за счет должника |
+ (ст.537 ГПК) |
- (ст.537 ГПК) |
||
Контроль за реализацией судебных постановлений, обязательных для государственных органов и должностных лиц |
+ (ст.540 ГПК) |
- (ст.540 ГПК) |
23.01.2014
Дмитрий Акуленко, судья суда Ленинского района г.Могилева