Комментарий от 04.08.2014
Автор: Четверикова Е.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций». Деятельность по получению и предоставлению займов урегулирована


СОДЕРЖАНИЕ

 

Деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов

Требования к микрофинансовой организации

Порядок включения в Реестр

Виды микрофинансовых организаций

Обязанности микрофинансовой организации

Полномочия Национального банка

Договоры микрозайма

Привлечение займов от физических лиц

Заключение

 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций». Деятельность по получению и предоставлению займов урегулирована

На протяжении длительного времени в Беларуси ожидалось принятие нормативного правового акта, который должен был урегулировать деятельность по предоставлению микрозаймов, под которыми ранее, в отсутствие законодательного определения, понимались займы физическим лицам. Такие займы было очень легко получить (без лишних справок и иных формальностей), но стоило это достаточно дорого: организации-заимодавцы предоставляли деньги под очень высокие проценты. Такая деятельность не была специально урегулирована, а необходимость в таком регулировании ощущалась.

Так, 30 июня 2014 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» (далее - Указ). Указ ввел требования и ограничения, которые с 1 января 2015 г. будут применяться к организациям, осуществляющим деятельность по предоставлению займов. При этом ряд ограничений касается также и субъектов хозяйствования, которые привлекают займы. Такие ограничения начнут действовать даже раньше - с 1 августа 2014 г.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 апреля 2020 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2019 № 394 «О предоставлении и привлечении займов». Комментарии см. здесь.

 

В настоящем материале приведен анализ основных нововведений в сфере предоставления и получения займов. Данная информация будет полезна не только организациям, которые в настоящее время фактически осуществляют деятельность по предоставлению микрозаймов, но и тем, кто привлекает средства для своей деятельности от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов

Данное понятие впервые появилось в белорусском законодательстве. Под указанной деятельностью понимается деятельность по предоставлению трех и более займов в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин (на 1 августа 2014 г. - 2,25 млрд.руб.) на одного заемщика на день заключения договора (часть вторая п.2 Указа).

Указ устанавливает, что такую деятельность могут осуществлять только микрофинансовые организации (далее - МФО). В качестве МФО могут выступать только юридические лица, зарегистрированные в Беларуси, и только при условии соответствия определенным требованиям и включения в реестр МФО (далее - Реестр).

Требования к микрофинансовой организации

Ведение Реестра осуществляет Национальный банк Республики Беларусь (далее - Нацбанк). Для включения в Реестр организация должна соответствовать определенным требованиям:

1) формирование коммерческой организацией уставного фонда в размере не ниже минимального, который будет установлен Нацбанком;

2) наличие у руководителя организации высшего юридического или экономического образования либо иного высшего образования при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности юридического или экономического профиля (организации, которые по состоянию на 1 января 2015 г. будут осуществлять деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов, могут быть включены в Реестр без соблюдения данного требования, в таком случае они должны обеспечить его соблюдение до истечения 3 лет со дня включения организации в Реестр);

3) соответствие руководителя организации требованиям к деловой репутации, а именно:

- отсутствие непогашенной (неснятой) судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

- отсутствие в течение последних 2 лет фактов расторжения трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя в связи с утратой доверия;

- отсутствие установленных фактов осуществления виновных действий, повлекших банкротство юридического лица;

- отсутствие постановления о возбуждении уголовного дела в отношении лица либо привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу;

4) наличие прибыли по итогам календарного года, предшествующего году подачи заявления о включении в Реестр (если организация осуществляла деятельность в предыдущем году).

Порядок включения в Реестр

Перечень документов, необходимых для включения в Реестр, предусмотрен частью второй п.4 Указа. В соответствии с данной нормой в Нацбанк необходимо представить:

• заявление;

• копию устава;

• копию документа, подтверждающего формирование уставного фонда;

• копии документов, подтверждающих соответствие руководителя организации предъявляемым требованиям;

• отчет о прибылях и убытках (иные документы - для применяющих упрощенную систему налогообложения без ведения бухгалтерского учета) за последний календарный год.

Из норм Указа неясно, какими документами должно подтверждаться формирование уставного фонда: могут ли это быть просто платежные документы или понадобится, допустим, аудиторское заключение. Кроме того, непонятно, какими документами необходимо доказывать отрицательные факты, относящиеся к требованиям к деловой репутации руководителя организации. Так, если отсутствие судимостей можно подтвердить соответствующей справкой, то, например, отсутствие фактов осуществления виновных действий, повлекших банкротство юридического лица, подтвердить нельзя.

С точки зрения юриста, отрицательные факты (т.е. отсутствие проверяемого признака) не подлежат доказыванию. В связи с этим, полагаем, Нацбанк должен просто принимать заверения организации о соблюдении требований к деловой репутации руководителя. Если выяснится, что такая информация была недостоверной, должен следовать отказ во включении в Реестр, а если недостоверность информации будет установлена после включения в Реестр - исключение из него.

Рассмотрение документов осуществляется Нацбанком в течение 15 рабочих дней. Включение в Реестр подтверждается свидетельством.

Национальный банк отказывает юридическому лицу во включении в Реестр в следующих случаях (часть седьмая п.4 Указа):

• представленные юридическим лицом документы не соответствуют требованиям законодательства, являются подложными, поддельными или недействительными и (или) содержат недостоверные сведения;

• руководитель юридического лица не соответствует квалификационному требованию и (или) требованиям к деловой репутации, предъявляемым к руководителю МФО;

• юридическим лицом на день подачи заявления о включении в Реестр не соблюдено требование о размере уставного фонда (для коммерческих организаций);

• юридическое лицо не имело прибыли по итогам осуществления своей деятельности за последний календарный год (в отношении юридических лиц, осуществлявших деятельность в указанный период);

• юридическое лицо ранее было исключено Нацбанком из Реестра за систематическое (два и более раза в течение календарного года) неисполнение предписания и (или) требования Нацбанка (несвоевременное их исполнение) и не истек 1 год со дня исключения МФО из Реестра.

Микрофинансовая организация подлежит исключению Нацбанком из Реестра в следующих случаях (часть восьмая п.4 Указа):

• по заявлению самой МФО;

• при исключении юридического лица, являющегося МФО, из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (т.е. в случае прекращения деятельности путем ликвидации или реорганизации в форме слияния, разделения или присоединения к другому юридическому лицу);

• при систематическом (два и более раза в течение календарного года) неисполнении МФО предписания и (или) требования Нацбанка (несвоевременном их исполнении). По данному основанию Нацбанк вправе исключить МФО из Реестра на срок до 1 года. По истечении этого срока исключенное из Реестра юридическое лицо вправе обратиться в Нацбанк за включением его в Реестр в общеустановленном порядке.

Виды микрофинансовых организаций

На статус МФО могут претендовать не все юридические лица (п.3 Указа). В таблице ниже приведены виды организационно-правовых форм юридических лиц, которые могут осуществлять деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов, а также особенности предоставляемых ими займов.

 

Организационно-правовая форма Участники (члены) организации Особенности предоставления микрозаймов
Коммерческие организации
1. Открытые акционерные общества.
2. Закрытые акционерные общества.
3. Общества с ограниченной ответственностью.
4. Общества с дополнительной ответственностью.
5. Унитарные предприятия
Без ограничений 1. Заимодавец должен являться ломбардом.
2. Микрозаймы предоставляются только физическим лицам.
3. Микрозаймы предоставляются под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования
Некоммерческие организации
Фонды (в рамках целей, определенных уставом) Без ограничений 1. Микрозаймы предоставляются физическим лицам на цели:
- осуществления ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
- для ведения личного подсобного хозяйства;
- осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организацией, собственником имущества, учредителем (участником) которой является заемщик.
2. Микрозаймы предоставляются субъектам малого и (или) среднего предпринимательства для осуществления предпринимательской деятельности
Потребительские кооперативы (далее - ПК)
Потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи Физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ведение личного подсобного хозяйства, а также физические лица, являющиеся собственниками имущества, учредителями (участниками) коммерческих организаций Микрозаймы предоставляются только членам ПК и на цели:
- осуществления ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
- ведения личного подсобного хозяйства;
- осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организацией, собственником имущества, учредителем (участником) которой является член ПК
Общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Субъекты малого и (или) среднего предпринимательства Микрозаймы предоставляются только членам ПК для осуществления предпринимательской деятельности
Потребительские кооперативы второго уровня 1. Потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи.
2. Общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Фонды
Микрозаймы предоставляются членам ПК

 

Обратите внимание!

Со вступлением в силу Указа физические лица утратят возможность получать займы на личные нужды (не связанные с предпринимательской и иной подобной деятельностью) иным образом, чем через ломбарды.

 

С учетом ужесточения требований к кредитам физические лица будут практически лишены возможности привлекать денежные средства. Открытыми без излишних формальностей для них останутся займы от нанимателей и от иных физических лиц, не выступающих при их предоставлении в качестве индивидуальных предпринимателей. С учетом того что потребительское кредитование и микрозаймы в настоящее время в значительной мере обеспечивают физическим лицам приобретение товаров импортного производства, после вступления Указа в силу можно ожидать сокращения объемов потребительского импорта.

Обязанности микрофинансовой организации

Помимо соблюдения требований, предусмотренных для включения в Реестр, в процессе своей деятельности МФО должны:

1) утвердить и соблюдать правила предоставления микрозаймов (требования к таким правилам будут утверждены Нацбанком). Правила должны быть доступны для ознакомления, в т.ч. на интернет-сайте МФО;

2) формировать досье заемщика и хранить его в течение не менее 3 лет с даты исполнения сторонами всех обязательств по договору микрозайма;

3) представлять в Нацбанк отчетность и иную информацию.

Микрофинансовые организации в форме ПК на основании частей второй-четвертой п.7 Указа дополнительно обязаны:

1) соблюдать следующие финансовые нормативы, устанавливаемые Нацбанком:

- предельное соотношение суммы денежных средств, привлеченных от одного члена ПК, к общей сумме денежных средств, привлеченных ПК на дату принятия решения о привлечении средств;

- предельное соотношение суммы денежных средств, предоставляемых одному члену ПК, к общей сумме денежных средств фонда финансовой взаимопомощи на дату принятия решения о предоставлении денежных средств;

- предельное соотношение суммы денежных средств, привлеченных ПК от ПК второго уровня, членом которого он является, к общей сумме денежных средств, привлеченных ПК на дату принятия решения;

- предельное соотношение денежных средств, предоставляемых ПК второго уровня, к общей сумме денежных средств фонда финансовой взаимопомощи ПК на дату принятия решения;

- минимальный размер собственных средств;

- нормативы достаточности собственных средств;

- нормативы ликвидности;

- нормативы ограничения концентрации риска;

- иные нормативы, обеспечивающие финансовую надежность ПК;

2) создать следующие фонды и резервы (в размере не ниже устанавливаемого Нацбанком):

 

Вид фонда (резерва) Источник формирования фонда (резерва)
Паевой фонд Паевые взносы
Фонд финансовой взаимопомощи, формируемый для предоставления микрозаймов своим членам и ПК второго уровня, членом которого является МФО в форме ПК Денежные средства, привлеченные по договорам займа, в т.ч. договорам микрозайма, денежные средства паевого и прочих фондов, сформированных в ПК, нераспределенная прибыль, оставшаяся после налогообложения за предшествовавшие календарные годы, прибыль (доход) текущего календарного года, денежные средства, полученные из иных источников
Резерв для списания безнадежных долгов Отчисления от чистой прибыли
Резерв для покрытия возможных убытков по микрозаймам Сумма увеличения внереализационных расходов ПК, учитываемых при налогообложении
Прочие фонды, формируемые в соответствии с законодательством, уставом, решениями общего собрания ПК Отчисления от чистой прибыли

Полномочия Национального банка

Указ предоставляет Нацбанку широчайшие полномочия не только в сфере регулирования вопросов привлечения и предоставления микрозаймов, но и в области контроля за деятельностью МФО. Особое внимание следует обратить на право Нацбанка устанавливать предельный размер годовой процентной ставки по микрозаймам, что позволит избежать ситуации взимания МФО процентов за их пользование, в несколько раз превышающих суммы самих займов.

В целом необходимо отметить, что система полномочий Нацбанка в сфере деятельности МФО похожа на систему, предусмотренную для лизинга Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности». Все данные полномочия можно разделить на несколько групп (их названия условны):

1) регулятивные. Среди них:

- установление правил привлечения и предоставления микрозаймов;

- определение порядка ведения Реестра;

- установление формы свидетельства о включении МФО в Реестр;

- установление требований к содержанию правил предоставления микрозаймов;

- установление минимального размера уставного фонда коммерческой МФО;

- установление формы, объема и содержания отчетности и иной информации, представляемых МФО в Нацбанк для целей формирования финансовой статистики и осуществления контроля за соблюдением МФО законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов, а также сроков и порядка их составления и представления;

- установление критериев, при соблюдении которых некоммерческая МФО, созданная в организационно-правовой форме ПК, вправе привлекать займы от своих членов независимо от суммы денежных средств;

- установление предельных размеров получаемых заимодавцем с заемщика процентов в годовом исчислении (годовой процентной ставки) по микрозаймам, предоставляемым МФО;

2) организационные (имеется в виду создание и ведение Реестра);

3) контрольные - осуществление контроля за соблюдением МФО законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов;

4) превентивно-карательные. К ним относятся:

- право исключить МФО из Реестра в установленных случаях;

- право направить предписание о запрете привлечения МФО денежных средств, предписание о запрете предоставления МФО микрозаймов, требование об отстранении от занимаемой должности руководителя МФО в установленных п.10 Указа случаях;

5) специальные. К ним относятся:

- право выступать заказчиком аудиторской услуги по проведению аудита бухгалтерской отчетности некоммерческой МФО, действующей в форме ПК;

- право предъявить в суд иск о ликвидации МФО по основаниям и в порядке, установленным законодательными актами;

- право подать в суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) МФО.

Таким образом, полномочия Нацбанка весьма широки и затрагивают разные стороны деятельности организации, поэтому необходимо точно соблюдать законодательство и своевременно отслеживать его изменения. До 1 января 2015 г. должны быть приняты нормативные правовые акты Нацбанка, которые будут содержать более детальные нормы о деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов.

Договоры микрозайма

Указ определяет договор микрозайма как разновидность договора займа, по которому заимодавец передает в собственность заемщика денежные средства в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на дату заключения договора, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денежных средств и уплатить проценты за пользование ими.

Существенными условиями договора микрозайма помимо предмета договора являются:

• размер получаемых заимодавцем с заемщика процентов в годовом исчислении (годовая процентная ставка) по микрозайму и порядок его определения;

• право заемщика на досрочный возврат микрозайма и порядок такого возврата;

• указание на статус заемщика, дающий ему право на обращение за предоставлением микрозайма.

 

Обратите внимание!

Указ запрещает включение в договор микрозайма условий о (об):

• взимании с заемщика каких-либо дополнительных платежей (комиссионных и иных) за пользование микрозаймом;

• изменении МФО в одностороннем порядке размера получаемых заимодавцем с заемщика процентов и (или) порядка их определения, размера неустойки (штрафа, пени) по договору и сроков действия этих договоров;

• применении к заемщику неустойки (штрафа, пени) за досрочный возврат микрозайма.

 

Кроме того, установлено, что размер неустойки по договору микрозайма не может превышать размер микрозайма. Таким образом, размер неустойки ограничивается суммой микрозайма, что позволит избежать ситуаций, когда штрафные санкции за просрочку возврата займа превышают сумму самого займа.

Вероятно, в целях защиты интересов заемщиков Указ запрещает предоставление МФО заемщику микрозайма (микрозаймов), если общая сумма обязательств заемщика перед этой МФО по договорам микрозаймов превысит 15 000 базовых величин на день заключения договора микрозайма.

В качестве переходных положений Указ предусматривает, что договоры займа, заключенные до его вступления в силу, не подлежат приведению в соответствие с нормами Указа и действуют до исполнения сторонами всех обязательств по ним.

 

Обратите внимание!

Договор займа считается заключенным с момента предоставления суммы займа заемщику, а не с момента подписания договора.

 

Указ предусматривает, что с сумм микрозаймов, предоставляемых МФО физическим лицам, подоходный налог с физических лиц не исчисляется (п.11 Указа).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 января 2016 г. п.11 Указа на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538 исключен.

 

Сама по себе норма звучит как достаточно важное изменение, так как в настоящее время с займов, выдаваемых физическим лицам, заимодавцы уплачивают подоходный налог. Однако если учесть, что по Указу микрозаймы могут быть выданы только ломбардами, фондами или ПК (для своих членов), а по действующему налоговому законодательству согласно частям третьей, четвертой п.10 ст.175 Налогового кодекса РБ как раз ломбарды и ПК (при сроке пользования займом до 3 лет) освобождены от обязанности перечислять в бюджет подоходный налог при выдаче займов, то нововведение будет иметь значение только для случаев предоставления микрозаймов фондами.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться ст.216 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З.

 

Привлечение займов от физических лиц

Указ регулирует вопросы не только предоставления, но и привлечения займов. Пунктом 1 Указа установлено, что:

1) с 1 августа 2014 г. денежные средства могут быть получены в заем от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями:

- коммерческими организациями - от физических лиц, являющихся собственниками имущества, учредителями (участниками), членами данных организаций, а от иных физических лиц (одного или нескольких) - не более двух раз в течение календарного месяца;

- некоммерческими организациями - от физических лиц, являющихся учредителями данных организаций, а от иных физических лиц (одного или нескольких) - не более двух раз в течение календарного месяца;

- индивидуальными предпринимателями - не более двух раз в течение календарного месяца от одного или нескольких физических лиц;

2) с 1 января 2015 г. денежные средства могут быть получены в заем от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, путем заключения договора займа, иного договора, предусматривающего аналогичные условия передачи в собственность денежных средств:

- коммерческими МФО, некоммерческими МФО, созданными в форме фонда, - от физических лиц, являющихся собственниками имущества, учредителями (участниками) таких организаций;

- некоммерческими МФО, созданными в форме ПК, - от своих членов, являющихся учредителями, а при соответствии критериям, установленным Нацбанком, - от иных своих членов.

Ограничения по привлечению займов усложнят работу не только МФО, которым необходимо будет ориентироваться на использование собственных, а не заемных денежных средств, но и иных организаций, которые нуждаются в заемных средствах для осуществления видов деятельности, не связанных с предоставлением займов.

Заключение

Таким образом, изданный Указ является весьма важным нормативным правовым актом, который призван урегулировать правоотношения в области привлечения и предоставления займов. К нему необходимо отнестись с должным вниманием и оценить осуществляемую и (или) планируемую деятельность на предмет соответствия нормам Указа. Последствия несоблюдения данного нормативного правового акта достаточно серьезны - п.12 Указа предусматривает, что деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не являющимися МФО, получению (привлечению) в нарушение требований Указа денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, является незаконной и запрещается.

Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, является административным правонарушением согласно части 2 ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершение которого влечет наложение штрафа с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.

 

04.08.2014

 

Евгения Четверикова, магистр юридических наук, юрист Revera Consulting Group