


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 30.08.2011 № 383 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь». Регулирование рынка ценных бумаг
Принятие Указа Президента РБ от 30.08.2011 № 383 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 383) можно охарактеризовать как «преобразующий факт», поскольку его нормы в новом русле призваны урегулировать отношения, опосредуемые выпуском, обращением ценных бумаг в Республике Беларусь, включая государственное регулирование рынка ценных бумаг. Изменения внесены в 2 указа Президента РБ: Указ Президента РБ от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» (далее - Указ № 277) и Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в нем дополнены нормы Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного данным Указом (далее - Положение о лицензировании)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Пункт 1 Указа № 277 на основании Указа Президента РБ от 18.07.2016 № 272 изложен в новой редакции, порядок вступления в силу которого определен п.5 Указа № 272. |
Новеллы Указа № 383 можно разделить на несколько блоков в зависимости от сферы регулируемых отношений:
1) нормы о государственном регулировании рынка ценных бумаг в части определения понятия «манипулирование рынком ценных бумаг», а также в части уточнения полномочий Министерства финансов РБ (далее - Минфин) и квалифицирующих признаков грубых нарушений законодательства о лицензировании;
2) нормы об отдельных вопросах отчуждения акций открытых акционерных обществ (ОАО) и закрытых акционерных обществ (ЗАО);
3) нормы об отдельных способах обеспечения исполнения обязательств по ценным бумагам (облигациям) - залоге;
4) нормы о порядке и условиях выпуска облигаций за пределами Республики Беларусь.
Далее более подробно рассмотрим каждый из выделенных блоков.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
1. Манипулирование рынком ценных бумаг как правовое явление закреплено в подп.1.61 п.1 Указа № 277, в редакции Указа № 383. Под ним понимаются действия (бездействие), оказывающие влияние на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой, признаваемые существенными при отклонении от параметров, устанавливаемых республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг:
1) умышленное распространение физическими и (или) юридическими лицами через средства массовой информации, в т.ч. через глобальную компьютерную сеть Интернет, или иным способом заведомо ложных сведений о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг, ценах на такие бумаги, включая информацию, представленную в рекламе;
2) систематическое (2 раза и более в течение 12 месяцев подряд) неисполнение обязательств (за исключением случаев прекращения обязательств по основаниям, предусмотренным актами законодательства и (или) правилами биржевых торгов) по сделкам, заключенным в торговой системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» с одними и теми же акциями;
3) совершение юридическим лицом, осуществляющим профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, в течение одного торгового дня 2 и более сделок с акциями за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи ценных бумаг;
4) совершение сделок с акциями по предварительному сговору между юридическими лицами, осуществляющими профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, и (или) их работниками, и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные сделки;
5) совершение юридическим лицом, осуществляющим профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, в течение одного торгового дня за счет или в интересах одного лица:
- 2 и более сделок с одними и теми же акциями, исполнение обязательств по которым не влечет изменения владельца ценных бумаг;
- более 2 сделок с одними и теми же акциями, в которых стороны меняются, выступая то в качестве продавцов, то в качестве покупателей.
Указанные выше действия (бездействия) запрещаются и влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.
При этом имеется одно исключение: в перечне указанных выше действий (бездействий), кроме умышленного распространения информации и недостоверных сведений об эмитенте, ценных бумагах эмитента, а также систематического неисполнения обязательств по сделкам, заключенным в торговой системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», не расцениваются как манипулирование рынком ценных бумаг действия при условии, если они совершаются в интересах эмитента в ходе первичного размещения его акций.
В части обеспечения конфиденциальности и в целом защиты информации скорректирован подп.1.6 п.1 Указа № 277.
Так, в соответствии с подп.1.6 п.1 Указа № 277 информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента до ее опубликования в средствах массовой информации либо доведения иным способом до сведения неограниченного круга лиц признается закрытой информацией на рынке ценных бумаг.
Законодателем очерчен круг лиц, располагающих такой информацией. Ими, в частности, являются:
- руководящие работники эмитента, а также лица, входящие в состав его коллегиальных органов управления и контроля;
- работники аудиторских организаций, осуществляющие аудит эмитента;
- иные лица, имеющие доступ к такой информации в силу служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора.
Для указанных лиц в новой редакции подп.1.6 п.1 Указа № 277 установлен запрет на отчуждение ценных бумаг эмитента в течение 6 месяцев со дня их приобретения, а также на передачу такой информации третьим лицам.
Правовым последствием при совершении сделок с ценными бумагами с использованием служебного положения и (или) конфиденциальной информации о депоненте либо с нарушением 6-месячного моратория на отчуждение ценных бумаг, а также при передаче информации третьим лицам является ничтожность сделки.
С точки зрения Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) такая сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (п.1 ст.167 ГК).
При этом, по общему правилу, требования об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности могут быть предъявлены любым заинтересованным лицом. Однако применительно к сделкам с ценными бумагами при выявлении приведенных выше фактов с подп.3.13 п.3 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1585, одной из основных задач Минфина определено государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2018 г. следует руководствоваться подп.3.13 п.3 Положения № 1585 в редакции постановления Совета Министров РБ от 13.04.2018 № 287. |
Таким образом, Минфин выступает республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг. На основании Указа № 383 компетенция Минфина расширена за счет того, что он полномочен:
1) обращаться в хозяйственный суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной (установлении факта ничтожности сделки) и применении последствий ее недействительности в случаях выявления сделок, имеющих признаки ничтожности, в частности:
- если сделка совершена с ценными бумагами с использованием служебного положения и (или) конфиденциальной информации о депоненте либо с нарушением 6-месячного моратория на отчуждение ценных бумаг, а также установлен факт передачи информации третьим лицам;
- при систематическом неисполнении обязательств (за исключением случаев прекращения обязательств по основаниям, предусмотренным актами законодательства и (или) правилами биржевых торгов) по сделкам, заключенным в торговой системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» с одними и теми же акциями.
Обратите внимание!
В рамках данного пункта законодатель придерживается сложившегося в сфере лицензирования видов деятельности подхода к критериям систематичности - 2 раза и более в течение 12 месяцев подряд (см., например, п.404 Положения о лицензировании);
- в случае совершения юридическим лицом, осуществляющим профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, в течение одного торгового дня 2 и более сделок с акциями за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи ценных бумаг;
- в случае совершения сделок с акциями по предварительному сговору между юридическими лицами, осуществляющими профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, и (или) их работниками, и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные сделки;
- в случае совершения юридическим лицом, осуществляющим профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, в течение одного торгового дня за счет или в интересах одного лица 2 и более сделок с одними и теми же акциями, исполнение обязательств по которым не влечет изменения владельца ценных бумаг, более 2 сделок с одними и теми же акциями, в которых стороны меняются, выступая то в качестве продавцов, то в качестве покупателей;
2) при осуществлении контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж проводить проверки по месту своего нахождения на основании изучения документов и информации, полученных в соответствии с законодательством, без истребования от проверяемого субъекта иных документов (камеральные проверки).
При выявлении нарушений законодательства по результатам камеральных проверок республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, в отношении лиц, допустивших такие нарушения, выносится требование (предписание) об их устранении по форме, утверждаемой этим органом, с установлением срока устранения. Письменное уведомление об устранении нарушений должно быть направлено в республиканский орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг, лицом, в отношении которого вынесено требование (предписание), не позднее дня, установленного соответствующим требованием (предписанием), с приложением документов, подтверждающих устранение нарушений;
3) приостанавливать в случаях и порядке, определяемых республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, совершение и (или) исполнение сделок с ценными бумагами в торговой системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» путем вынесения предписания о приостановлении биржевых торгов определенным выпуском ценных бумаг или всеми ценными бумагами эмитента либо об отстранении от участия в биржевых торгах юридических лиц, осуществляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам;
4) устанавливать параметры спроса на ценную бумагу и (или) предложения ценной бумаги, рыночной цены ценной бумаги или объема торгов ценной бумагой, отклонение от которых в результате совершения действий, признаваемых манипулированием рынком ценных бумаг, является существенным влиянием на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой.
3. Скорректировано Положение о лицензировании таким образом, что к числу грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий отнесено, помимо существующих, систематическое (2 раза и более в течение 12 месяцев подряд) совершение действий, признаваемых манипулированием рынком ценных бумаг, и (или) сделок с ценными бумагами с использованием закрытой информации на рынке ценных бумаг, служебного положения и (или) конфиденциальной информации о депоненте (п.404 Положения о лицензировании).
Напомним, что в случае выявления лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом грубого нарушения лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в т.ч. филиалом) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений, являющихся основанием для прекращения действия лицензии в соответствии с законодательными актами, регулирующими соответствующий лицензируемый вид деятельности, лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о прекращении ее действия (п.82 Положения о лицензировании).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. следует руководствоваться п.82 Положения о лицензировании в редакции Указа Президента РБ от 26.11.2015 № 475. |
Отчуждение акций открытых акционерных обществ и закрытых акционерных обществ
Указ № 383 устанавливает запрет на заключение договоров мены, предусматривающих передачу акций ОАО Республики Беларусь, допущенных к обращению в торговой системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» .
Следует отметить, что в Республике Беларусь рынок ценных бумаг может быть как биржевым, так и внебиржевым.
На биржевом рынке совершаются сделки купли-продажи ценных бумаг через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (примечание 1). При этом определены случаи, когда совершение сделок допускается только на бирже, а именно если:
1) обеими сторонами сделки являются профессиональные участники рынка ценных бумаг;
2) сделки являются частями сделки РЕПО;
3) предметом сделки являются акции ОАО, если иное не предусмотрено законодательными актами, за исключением:
- размещения акций;
- сделок, стороной по которым выступает Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица;
- сделок, совершаемых в связи с выкупом акционерным обществом акций собственного выпуска по требованию акционеров;
- сделок по приобретению акционерным обществом акций собственного выпуска по решению общего собрания акционеров;
- продажи акционерным обществом акций собственного выпуска инвестору на условиях, предусмотренных бизнес-планом акционерного общества;
- сделок, совершаемых по решению Президента РБ (п.8 Инструкции о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.09.2006 № 112 (далее - Инструкция № 112)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 ноября 2016 г. взамен Инструкции № 112 постановлением Минфина РБ от 31.08.2016 № 76 утверждена Инструкция о порядке обращения ценных бумаг на территории Республики Беларусь. |
При этом к обращению на бирже допускаются только ценные бумаги:
1) прошедшие листинг, т.е. включенные в котировальные листы и соответствующие условиям и требованиям Правил листинга ценных бумаг в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» , утвержденных протоколом Наблюдательного совета ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» от 05.03.2009 № 7 (далее - Правила листинга) (примечание 2). Выделяются следующие виды котировальных листов:
- котировальный лист «А» первого уровня;
- котировальный лист «А» второго уровня;
- котировальный лист «Б»;
2) включенные в перечень внесписочных ценных бумаг (п.5 Правил листинга).
В силу специфики самой биржи на ней совершаются сделки купли-продажи ценных бумаг, включая размещение ценных бумаг на бирже, т.е. отчуждение эмитентом ценных бумаг их первым владельцам путем заключения сделок купли-продажи на бирже (подп.1.5, 1.6 п.1 Правил листинга). Купля-продажа предполагает передачу одной стороной (продавцом) имущества (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление и принятие другой стороной (покупателем) этого имущества и уплату за него определенной денежной суммы (цены) (п.1 ст.424 ГК). В связи с этим заключение договоров мены на бирже фактически не представляется возможным.
В то же время заключение договоров мены возможно на внебиржевом рынке, т.е. рынке, на котором размещение ценных бумаг осуществляется путем совершения сделок купли-продажи данных ценных бумаг вне торговой системы биржи (п.2 Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Минфина РБ 11.12.2009 № 146).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 ноября 2017 г. вместо Инструкции № 146 действует Инструкция о некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, утвержденная постановлением Минфина РБ от 31.08.2016 № 78. |
Указом № 383 дополнительно определено, что заключение договоров мены, предусматривающих передачу акций ЗАО Республики Беларусь, допускается после получения отказа других акционеров и самого общества от приобретения данных акций либо неполучения согласия на их приобретение в порядке реализации акционерами преимущественного права на приобретение акций (права общества на приобретение акций). В данном случае совершение сделки мены будет сопровождаться заключением договора мены в простой письменной форме. При этом договор должен содержать следующие существенные условия:
- вид договора;
- полное наименование и место нахождения (для юридических лиц), фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания), указанное в документе, удостоверяющем личность (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей) сторон, их учетный номер плательщика (при его наличии);
- предмет договора, включая полное наименование юридического лица, осуществившего выпуск (выдачу) ценных бумаг, а также наименование ценной бумаги с указанием ее вида, категории, типа;
- сведения об отсутствии (наличии) ограничений и запретов на совершение сделки, об отсутствии (наличии) обременения ценных бумаг залогом, а также о соблюдении продавцом требований законодательства и (или) устава ЗАО при отчуждении акций ЗАО;
- номинальную стоимость ценной бумаги;
- количество ценных бумаг;
- цену (договорную) одной ценной бумаги (за исключением договора дарения, мены);
- сумму договора;
- порядок расчетов (за исключением договора дарения, мены, если из договора мены не вытекает иное);
- иные условия, в отношении которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п.5 Инструкции № 112).
Также следует помнить, что обращение акций и облигаций на внебиржевом рынке осуществляется с обязательной регистрацией совершаемой сделки профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим депозитарную и (или) брокерскую деятельность, за исключением случаев:
- наследования;
- изменения или прекращения прав и (или) обязанностей по решению суда или по решению ликвидационной комиссии;
- обмена акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, на именные приватизационные чеки «Имущество» , а также при льготной продаже государством акций за денежные средства по цене на 20 % ниже номинальной стоимости;
- пропорционального распределения акций среди акционеров;
- передачи ценных бумаг в пределах одного собственника;
- иных случаев, предусмотренных законодательством (п.9 Инструкции № 112).
Указ № 383 ограничивает сферу применения института дарения акций юридических лиц Республики Беларусь: он может применяться, только если одаряемым выступает Республика Беларусь (ее административно-территориальные единицы) либо лица, являющиеся по отношению к дарителю родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, супругом (супругой), родителями супруга (супруги), родными братьями и сестрами, внуками, бабкой, дедом.
Залог как способ обеспечения исполнения обязательств по облигациям
В соответствии с подп.1.7 п.1 Указа № 277 исполнение обязательств по облигациям обеспечивается залогом, или (и) поручительством, или (и) банковской гарантией, или (и) договором страхования ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств эмитента облигаций, или (и) правом требования по кредитам, выданным банками на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости.
Для залога как способа обеспечения исполнения обязательства Указом № 277 дополнительно был предусмотрен перечень имущества, которое могло выступать в качестве предмета залога. Указом № 383 данный перечень дополнен новым объектом, который может быть передан в залог, - речь идет о транспортных средствах, в т.ч. дорожной, строительной и прочей специальной технике, зарегистрированных на территории Республики Беларусь в установленном порядке.
В силу особенностей транспортных средств как объектов правоотношений Указом № 383 установлено правило о проведении в отношении них оценки в порядке, определенном актами законодательства.
С точки зрения оформления залога заслуживает внимания норма о том, что при фиксации обременения (ограничения) залогом прав на ценные бумаги, являющиеся предметом залога по облигациям, в качестве сведений об их первоначальном залогодержателе указывается государственный регистрационный номер выпуска облигаций, а также то, что залогодержателями являются владельцы таких облигаций.
Порядок и условия выпуска облигаций за пределами Республики Беларусь
Указ № 383 допускает правовую возможность выпуска юридическими лицами Республики Беларусь и размещения облигаций за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством иностранных государств.
Согласно подп.1.10 п.1 Указа № 277, в редакции Указа № 383, облигации, выпуск и размещение которых осуществляются за пределами Республики Беларусь, не подлежат государственной регистрации в Государственном реестре ценных бумаг.
Однако эмитент в 10-дневный срок с даты начала размещения облигаций на территории иностранного государства представляет в республиканский орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг, копию проспекта эмиссии ценных бумаг либо документа, заменяющего его в соответствии с законодательством иностранных государств.
Обратим внимание на то, что Указом № 383 в Указ № 277 введен подп.1.14, которым установлен запрет на использование средств, привлеченных путем выпуска облигаций юридических лиц Республики Беларусь, на цели, не указанные в решении о выпуске и (или) проспекте эмиссии этих облигаций, а также предоставление за счет указанных средств займов иным юридическим или физическим лицам. Тем самым целевое использование привлеченных в ходе эмиссии средств объективно выступает объектом мониторинга или контроля со стороны уполномоченных органов управления и контроля.
Таким образом, полноценно с 7 декабря 2011 г. будут созданы предпосылки для привлечения заимствований за пределами республики юридическими лицами - резидентами Республики Беларусь, причем в иностранной валюте. С позиции защиты прав и законных интересов собственников ценных бумаг критерии манипулирования и правовые последствия совершенных при этом сделок (их ничтожность) весьма своевременны. Полагаем, что данные нормы потенциально способны стабилизировать как валютный рынок, так и фондовый.
Примечание 1. Данный порядок не применяется для государственных ценных бумаг, ценных бумаг Национального банка РБ, банковской сберегательной книжки на предъявителя, чеков, депозитных и сберегательных сертификатов.
Примечание 2. Белорусская валютно-фондовая биржа [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.bcse.by/download.php?typ=3&id=43. - Дата доступа: 07.09.2011.
15.11.2011 г.
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Указ Президента РБ от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» на основании указов Президента РБ от 16.04.2012 № 176 (с 27 июля 2012 г.), от 04.10.2012 № 457 (с 7 января 2013 г.), от 04.03.2013 № 108 (с 7 июня 2013 г.) и от 29.11.2013 № 529 (с 1 января 2014 г.) внесены изменения и дополнения. |