Комментарий от 29.01.2014
Автор: Овсейко С.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 586 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики на 2014 год». Сравнительный анализ Основных направлений денежно-кредитной политики за 2011-2014 годы


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 586 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики на 2014 год». Сравнительный анализ Основных направлений денежно-кредитной политики за 2011-2014 годы

Прежде всего, обращает на себя внимание то, что Основные направления денежно-кредитной политики (далее - ДКП) на 2014 г. утверждены комментируемым Указом в последний день 2013 г. В предыдущие годы Основные направления утверждались значительно раньше, например, в позапрошлом году - в сентябре. Можно предположить, что причиной задержки были итоги недавних переговоров по новым внешним кредитам, которые фигурировали в качестве неизвестного показателя.

Напомним, что согласно ст.4 и 27 Банковского кодекса РБ Основные направления являются правовой основой ДКП на очередной год и должны включать в себя:

а) краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;

б) важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в т.ч. прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;

в) основные параметры и инструменты ДКП Республики Беларусь на очередной год;

г) оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов ДКП Республики Беларусь в текущем году;

д) мероприятия Национального банка РБ (далее - Нацбанк) на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

Основные направления ДКП на 2014 г. определяют в качестве стратегической направленности ДКП поддержание ценовой стабильности в экономике, а в качестве цели - снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 11 % годовых (декабрь 2014 г. к декабрю 2013 г.). Стоит отметить, что по итогам ноября 2013 г. индекс потребительских цен к декабрю 2013 г. составил 13,8 %.

Заметим, что впервые за последние годы таргетирование инфляции провозглашается в качестве цели ДКП. Среди экономистов популярны споры о том, кто - Правительство РБ или Нацбанк - должен нести ответственность за уровень инфляции. Споры эти объясняются двумя основными составляющими данного явления - инфляцией спроса и инфляцией предложения. Если предложение денег практически полностью находится в компетенции главного банка страны, то на инфляцию со стороны спроса, обусловленную, прежде всего, издержками производства и обращения, Нацбанк объективно не влияет.

Такие показатели, как ставка рефинансирования, международные резервные активы (прирост) и требования банков к экономике (прирост), названы лишь в качестве прогнозных (см. таблицу ниже).

Обращает на себя внимание и то, что за три последних года число прогнозных показателей резко сократилось: для этого достаточно сравнить Основные направления ДКП на 2011-2014 гг. Сравнение 2014 г. с 2012 и 2013 гг. указывает на постепенное снижение оптимизма белорусских властей в части размера ставки рефинансирования (деньги неуклонно дешевеют), прироста международных резервных активов, участия банков в кредитовании экономики.

Наконец, впервые за последние годы Нацбанк отказался от прогнозирования движения прямых иностранных инвестиций. Со стороны это выглядит, будто такое решение принято взамен обязанности Правительством РБ регулировать инфляцию.

 

Основные показатели денежно-кредитной политики за 2011-2014 годы
 
Основные показатели 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г.
Уровень инфляции
11 %
-
-
7,5-8,5 %
Ставка рефинансирования
14-16 %
13-15 %
20-23 %
8-10 %
Прирост международных резервных активов (млрд.долл. США)
0,2-0,5
0,3-0,7
6,1-7,0
1,2
Прирост требований банков к экономике
16-19 %
17-19 %
17-23 %
24-25 % (достичь 58 % к ВВП)
Прямые иностранные инвестиции (нетто) (млрд.долл. США)
-
4,5
3,7
4,6
Валовой внутренний продукт (ВВП) (прирост)
-
-
-
109-110 %
Инвестиции в основной капитал (прирост)
-
-
-
116-117 %
Экспорт (прирост)
-
-
-
116-116,4 %
Отрицательное сальдо по товарам и услугам (к ВВП)
-
-
-
8,9-9,0 %
Процентная ставка:
по кредитам
-
-
-
11-13 %
по депозитам
-
-
-
9-11 %
Прирост денежных агрегатов:
денежной базы
-
-
-
24-26 %
денежной массы
-
-
-
27-29 %
широкой денежной массы
-
-
-
25-28 %
Коэффициент монетизации:
по белорусским рублям
-
-
-
14,4 %
по широкой денежной массе
-
-
-
26,7 %
Прирост активов банков      
21-22 % (достичь 72 % к ВВП)
Дата утверждения Основных направлений ДКП
31.12.2013
25.09.2012
23.12.2011
19.11.2010

 

В остальном Основные направления ДКП на 2014 г. сохраняют преемственность с предыдущими годами: декларируются сужение коридора процентных ставок (границы определяются кредитами и свопами овернайт, депозитами по фиксированной ставке), приближение процентной ставки однодневного рублевого межбанковского кредита к уровню процентной ставки рефинансирования. Сегодня размер процентной ставки по кредитам и свопам овернайт (в белорусских рублях) составляет 45 %, по депозитам овернайт - 20 %, тогда как ставка рефинансирования составляет 23,5 %.

Курс белорусского рубля в 2014 г. планируется определять исходя из баланса спроса и предложения, с валютными интервенциями со стороны Нацбанка в ограниченном объеме. В отличие от Основных направлений ДКП на 2013 г. этот способ курсообразования уже не назван «управляемым плаванием», хотя очевидно, что начиная с известных событий 2011 г. Нацбанк ушел от политики установления валютных коридоров с допустимым пределом колебаний в обе стороны внутри его (например, на 2011 г. предел колебаний устанавливался в размере 8 %). Поэтому ответа, возможно, на главный вопрос - о курсе белорусского рубля в 2014 г. - Основные направления не дают.

Между тем складывающиеся тенденции нельзя назвать позитивными. Отрицательное сальдо по счету текущих операций платежного баланса (экспорт/импорт товаров и услуг) по данным на сентябрь 2013 г. составило 4,8 млрд.долл. США, тогда как по данным на аналогичный месяц 2012 г. оно составляло положительную (пусть и незначительную) величину - 0,068 млрд.долл. США. Правда, на конец 2012 г. сальдо все же стало отрицательным - 1,7 млрд.долл. США.

В кризисный 2011 г. и предшествующий ему 2010 г. отрицательное сальдо по текущему счету составляло соответственно 5,0 и 8,2 млрд.долл. США, а в 2008 г. (непосредственно перед новогодним падением белорусского рубля на треть своей стоимости) - 4,9 млрд.долл. США, что, кстати, сопоставимо с сегодняшним показателем.

По финансовому счету платежного баланса на сентябрь 2013 г. чистое заимствование составило 4,2 млрд.долл. США, тогда как в сентябре 2012 г. была обратная ситуация - тогда кредитование превышало заимствование на 1,3 млрд.долл. США. Правда, и в тот период имела место краткосрочная тенденция, поскольку к концу 2012 г. финансовый счет ушел в минус, хотя и незначительный - 0,6 млрд.долл. США. Впрочем, позапрошлый год можно назвать самым удачным, так как за исключением его последние 6 лет чистое заимствование колебалось вокруг нынешних величин (4,1-5,5 млрд.долл. США).

Прямые иностранные инвестиции последние годы (с 2007 по 2013 гг.) находились в пределах 1,3-3,8 млрд.долл. США (в т.ч. на сентябрь 2013 г. они составляли 1,8 млрд.долл. США), что явно недостаточно для покрытия отрицательного сальдо по текущим (экспортно-импортным) операциям.

Что касается международных резервных активов (по методологии Международного валютного фонда), то начиная с мая 2013 г. наблюдается устойчивый отрицательный тренд - падение с 8,2 до 6,6 млрд.долл. США.

Также можно ожидать, что в 2014 г. банкам придется усиленно потрудиться в сфере финансирования экономики: Законом РБ от 31.12.2013 № 95-З «О республиканском бюджете на 2014 год» предусмотрено покрытие расходов, связанных с внешним финансированием, в сумме 11,8 трлн.руб. за счет внутреннего финансирования (банков, иных юридических и физических лиц, а также от операций с государственным имуществом). Причем общий объем привлеченных средств должен составить 34,1 трлн.руб. при общей капитализации республиканского бюджета 128,5 трлн.руб.

 

29.01.2014

 

Сергей Овсейко, кандидат экономических наук, кандидат юридических наук