


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)». Нормативное регулирование сферы государственных закупок с 1 января 2014 года претерпевает изменения
На основании комментируемого Указа (далее - Указ № 590) вносятся коррективы в нормативные правовые акты по вопросам государственных закупок; с 1 января 2014 г. до 1 января 2016 г. на строительство, осуществляемое за счет бюджетных средств и (или) государственных внебюджетных фондов, не распространяются нормы законодательства о государственных закупках, и данная сфера с 1 января 2014 г. регулируется Указом Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) и принятыми во исполнение его постановлениями Совета Министров РБ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
![]() |
Справочно Пункт 3 Указа № 590, устанавливающий, что законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве, вступает в силу с 1 января 2014 г., иные положения Указа № 590 - после официального опубликования, а именно, со 2 января 2014 г. |
Далее проанализируем изменения.
1. В первую очередь обратим внимание на те нормативные правовые акты, которые признаются утратившими силу со вступлением в силу Указа № 590: п.1 Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 576), в котором определялся уполномоченный государственный орган по государственным закупкам (Министерство торговли РБ), порядок централизации государственных закупок, порядок взаимодействия организатора и заказчиков при проведении процедур государственных закупок, порядок оплаты услуг оператора официального сайта.
Помимо этого, на основании Указа № 591 (п.11 приложения) утрачивает силу подп.2.1 п.2 Указа № 576, которым была установлена на основании внесения соответствующих изменений в Указ Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58) обязательность распространения законодательства о государственных закупках на сферу строительства, включая приобретение товаров для целей строительства. Указ № 58 с 1 января 2014 г. не действует (подп.6.1 п.6 Указа № 591, п.1 перечня утративших силу правовых актов и отдельных положений правовых актов Президента РБ (приложение к Указу № 591)).
Таким образом, Указ № 576 с 1 января 2014 г. фактически не регулирует отношения, возникающие при проведении государственных закупок, а вместо него непосредственным регулятором выступает Указ № 590 (в сфере строительства - Указ № 591).
2. На основании подп.1.1 п.1 Указа № 590 определен уполномоченный государственный орган по осуществлению государственных закупок - как и ранее, это Министерство торговли РБ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2016 г. уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок является Министерство антимонопольного регулирования и торговли (подп.1.1 п.1 Указа № 590 в редакции Указа Президента РБ от 03.06.2016 № 188). |
Также в Указе № 590 содержатся нормы о централизации государственных закупок, взаимодействии организатора и заказчиков, об оплате услуг оператора официального сайта, аналогичные по содержанию с нормами Указа № 576 (http://www.icetrade.by).
![]() |
Справочно Официальным сайтом в глобальной компьютерной сети Интернет, созданным для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках, является сайт http://www.icetrade.by. Оператор официального сайта - информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (подп.1.2, 1.3 п.1 постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - постановление № 778)). |
2.1. Так, если Президентом РБ не установлено иное, при централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа (организации) определяется организатор при централизации государственных закупок из числа:
- подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций либо организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы ему в управление;
- иных организаций по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находятся такие организации либо в управление которого переданы находящиеся в государственной собственности акции (доли в уставных фондах) этих организаций (с их согласия).
Подход к определению централизации при осуществлении государственных закупок остался прежним, только скорректирована норма в части централизации не только при приобретении товаров, но и работ, услуг: под централизацией государственных закупок понимается организация процедур закупок однородных товаров (работ, услуг) организатором для нужд нескольких заказчиков.
Как и в нормах Указа № 576, государственный орган (организация) может выступать организатором при централизации государственных закупок.
2.2. Что касается порядка взаимодействия организатора и заказчиков при проведении государственных закупок, то подход законодателя остался без изменения в сравнении с порядком, установленным Указом № 576: такой порядок взаимодействия устанавливается государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится этот организатор либо которому переданы в управление его акции (доля в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, и в т.ч. должен включать перечень товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых организует и проводит данный организатор (подп.1.3 п.1 Указа № 590).
2.3. В части оплаты услуг оператора официального сайта для обеспечения размещения информации о государственных закупках следует отметить, что данная обязанность по-прежнему возложена на заказчиков, организаторов, а также участников открытых конкурсов.
Плата за услуги, указанные выше, определяется оператором официального сайта исходя из размера экономически обоснованных затрат этого оператора (при рентабельности не более 5 %) и подлежит согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе) которого находится оператор официального сайта либо которому переданы в управление акции (доля в уставном фонде) данного оператора (часть вторая подп.1.4 п.1 Указа № 590).
Таким образом, в определении уполномоченного государственного органа по осуществлению государственных закупок, порядка централизации государственных закупок, порядка взаимодействия организатора и заказчиков, оплаты услуг оператора официального сайта существовавший ранее в Указе № 576 подход законодателя сохранен.
3. Указ № 590 вводит срочные нормы (срок действия - до 1 января 2015 г.), которые меняют содержание норм Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З). Согласно ст.10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» приоритет имеют нормы Указа № 590.
3.1. Во-первых, уточнен перечень субъектов хозяйствования, которые не могут выступать участниками в процедурах государственных закупок. Законом № 419-З установлен перечень лиц, которые не могут быть участниками в процедурах государственных закупок, а именно:
- организатор в проводимой им процедуре государственной закупки;
- эксперт в процедуре государственной закупки, к организации или проведению которой он привлекается для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
- поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.
![]() |
Справочно Министерство торговли РБ размещает в электронном виде на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет обновленные данные списка (http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=1717&Itemid=698); |
- юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали заказчику (организатору) услуги по организации проводимой процедуры государственной закупки, а также физическое лицо, которое оказывало заказчику (организатору) такие услуги;
- юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), и индивидуальный предприниматель, находящийся в стадии прекращения деятельности.
![]() |
Справочно Информацию о данных субъектах можно проверить на сайте журнала «Юстыцыя Беларусi» (http://justbel.by/Liquidation/FindMyRequest); |
- юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, признанные в установленном законодательством порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;
- поставщик (подрядчик, исполнитель), договор с которым расторгнут по соглашению сторон, - в процедуре государственной закупки товара (работы, услуги), являвшейся предметом расторгнутого договора;
- структурное подразделение заказчика (организатора) (п.3 ст.14 Закона № 419-З).
Указом № 590 помимо указанных выше не допускаются к участию в процедурах государственных закупок субъекты предпринимательской деятельности, включенные в соответствии с Указом Президента РБ от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (подп.2.1 п.2 Указа № 590).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2016 г. п.2 Указа № 590 исключен Указом Президента РБ от 23.02.2016 № 77. Нормы п.2 Указа № 590 не изменились, они отражены в подп.1.18-1.21 п.1 Указа № 590 в редакции Указа № 77. |
![]() |
Справочно Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте Министерства по налогам и сборам РБ в глобальной компьютерной сети Интернет (http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru/). |
Тем самым перед выбором поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик (организатор) должен проверить сведения о претендентах исходя из установленных Законом № 419-З и Указом № 590 ограничений.
3.2. В случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся п.2 ст.26 Закона № 419-З предусматривает для заказчика (организатора) право провести:
- повторную процедуру государственной закупки;
- процедуру запроса ценовых предложений в случае, если процедура государственной закупки признана несостоявшейся в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки, ориентировочная стоимость государственной закупки по которым не превышает порогового значения, установленного Советом Министров РБ для применения процедуры запроса ценовых предложений;
- процедуру закупки из одного источника по согласованию с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, за исключением случаев, указанных в п.5 приложения к Закону № 419-З, когда такое согласование не требуется.
Тем самым, исходя из содержания Закона № 419-З, по факту признания процедуры государственной закупки несостоявшейся возможны повторная процедура (проводится по тем же условиям, что и первоначальная процедура), запрос ценовых предложений, закупка из одного источника, проводимая по согласованию с Министерством торговли РБ (кроме п.5 приложения к Закону № 419-З).
Указ № 590, в свою очередь, корректирует условия проведения процедуры закупки из одного источника: в случае признания процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника:
• по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен либо в состав, систему которого входит заказчик;
• на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся (подп.2.2 п.2 Указа № 590).
Таким образом, при признании процедуры государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) руководствуется нормами Закона № 419-З в части оснований для проведения повторной процедуры закупки, запроса ценовых предложений, а для закупки из одного источника - нормами Закона № 419-З и подп.2.2 п.2 Указа № 590 (без согласования с Министерством торговли РБ).
3.3. В соответствии с Положением о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденным постановлением № 778, ежегодно замене подлежат одна треть состава постоянно действующей комиссии и ее председатель (часть вторая п.10 названного Положения).
В свою очередь, Указ № 590 устанавливает иное правило: периодичность изменения состава постоянно действующих комиссий, образуемых для проведения процедур государственных закупок, а также члены таких комиссий определяются заказчиками самостоятельно (подп.2.3 п.2 Указа № 590). Соответственно, в силу большей юридической силы применению подлежит норма Указа № 590, и в компетенцию заказчика входит определение периодичности изменения состава постоянно действующих комиссий, а также членов таких комиссий.
3.4. Указом № 590 предусмотрены специальные правила: при государственной закупке, ориентировочная стоимость которой не превышает 3 000 базовых величин, путем проведения процедуры открытого конкурса срок для подготовки и подачи предложений должен составлять не менее 15 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (подп.2.4 п.2 Указа № 590).
По общему правилу срок для подготовки и подачи предложений при проведении открытого конкурса должен составлять не менее 30 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (п.1 ст.22 Закона № 419-З).
Соответственно, для целей определения срока проведения открытого конкурса определяющее значение будет иметь ориентировочная стоимость государственной закупки - не более 3 000 базовых величин, что будет основанием для применения срока для подготовки и подачи предложений не менее 15 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте.
3.5. Указ № 590 расширяет перечень случаев для проведения закупки из одного источника. Так, в соответствии с подп.2.5 п.2 Указа № 590 заказчик вправе осуществлять государственную закупку с применением процедуры закупки из одного источника в случаях, указанных в приложении к Закону № 419-З, а также в иных случаях по перечню в приложении к Указу № 590 (данный перечень содержит 29 позиций, включая приобретение товаров (работ, услуг), на которые государственными органами (организациями) устанавливаются фиксированные цены; приобретение товаров (работ, услуг) по правовому акту вышестоящего государственного органа, содержащему указание на наименование этих товаров (работ, услуг) и сроки их приобретения, если не могут быть соблюдены установленные законодательством сроки на проведение процедур закупки; приобретение печатных изданий (книги, газеты, прочие печатные материалы и носители информации) для комплектования библиотечных фондов; приобретение услуг исполнителя, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание товаров, если это предусмотрено договором, по которому осуществлялась их поставка, и др.).
В завершение данного блока напомним, что проанализированные в нем нормы Указа № 590 носят срочный характер со сроком действия до 1 января 2015 г.
4. В соответствии с п.3 Указа № 590 законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве. Соответственно, данная норма нашла отражение в Указе № 591, и по общему правилу проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в т.ч. их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, за исключением случаев, предусмотренных в подп.1.6 п.1 Указа № 591, и иных случаев, определенных Президентом РБ, финансирование строительства которых осуществляется в т.ч. за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства РБ, областных и Минского городского исполнительных комитетов, - при стоимости строительства объектов 6 000 базовых величин и более (подп.1.4 п.1 Указа № 591).
5. В силу того что указы № 590 и № 591 вносят коррективы в Закон № 419-З, который принят во исполнение международных обязательств Республики Беларусь на основании Соглашения о государственных (муниципальных) закупках (подписано в г.Москве 9 декабря 2010 г., далее - Соглашение), указами № 590 и № 591 определено Совету Министров РБ обеспечить:
- уведомление Евразийской экономической комиссии, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации о подписании Указа № 590 (п.5 Указа № 590) и Указа № 591 (подп.5.2 п.5 Указа № 591);
- направление в Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Казахстан, Евразийскую экономическую комиссию предложения о внесении изменений в Соглашение;
- принятие иных мер по реализации Указа № 590.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
6. Указ № 590 устанавливает переходные положения: действие данного Указа не распространяется на государственные закупки товаров (работ, услуг), если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до вступления его в силу (часть вторая п.6 Указа № 590). При этом процедура закупки товаров (работ, услуг) считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении. Проведение процедур таких закупок осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Указа № 590.
08.01.2014
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь