


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)». Основные изменения в порядке проведения государственных закупок, в том числе закупок в строительстве
В целях совершенствования процедур государственных закупок принят Указ Президента РБ от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 590).
Указом № 590:
1) предусмотрены положения, реализующие нормы Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З);
2) установлены отдельные временные изъятия из общих правил осуществления государственных закупок, предусмотренных Законом № 419-З.
В целях реализации Закона № 419-З п.1 Указа № 590 воспроизводятся основные положения ранее действовавшего п.1 Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 576) по вопросам:
• определения Министерства торговли РБ уполномоченным государственным органом по государственным закупкам. Определение такого органа и его компетенция установлены соответственно абзацем 3 ст.7 и ст.9 Закона № 419-З;
• определения организаторов по государственным закупкам, в т.ч. централизованным. Право заказчика привлечь организатора для осуществления части функций заказчика по организации и проведению процедуры государственной закупки предусмотрено ст.12 Закона № 419-З;
• взимания платы за услуги оператора официального сайта для обеспечения размещения информации о государственных закупках.
При этом по вопросу деятельности организаторов по государственным закупкам п.1 Указа № 590 предусмотрено, что порядок взаимодействия заказчиков и организатора, утверждаемый государственным органом (организацией), должен включать перечень товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых организует и проводит данный организатор. В ранее действовавшем п.1 Указа № 576 упоминалось о включении в такой перечень лишь товаров, работы (услуги) не назывались.
Пунктами 2 (до 1 января 2015 г.) и 3 (до 1 января 2016 г.) Указа № 590 установлены отдельные временные изъятия из общих правил государственных закупок, предусмотренных Законом № 419-З.
Так, в соответствии с п.2 Указа № 590 определены до 1 января 2015 г.:
1) дополнительное, к предусмотренным п.2 ст.14 Закона № 419-З, основание для ограничения участия юридических или физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, в процедурах государственных закупок: если указанные лица являются субъектами предпринимательской деятельности, включенными в соответствии с Указом Президента РБ от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
2) иной порядок (по сравнению с тем, как это предусмотрено п.2 ст.26 Закона № 419-З) перехода к процедуре закупки из одного источника в случае признания процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки несостоявшейся. Такой порядок заключается в следующем:
- процедура закупки из одного источника проводится по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен либо в состав, систему которого входит заказчик (после признания несостоявшейся конкурентной процедуры, не являющейся повторной в отношении конкретного предмета закупки);
- процедура закупки из одного источника проводится на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся.
![]() |
Справочно Пунктом 2 ст.26 Закона № 419-З (из которого и установлено изъятие) определен порядок перехода к процедуре закупки из одного источника, когда процедура государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки признана несостоявшейся, заключающийся в необходимости согласования такого перехода с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам. |
Напоминаем, что указанный порядок действует до 1 января 2015 г. в отношении процедур государственных закупок из одного источника, решение о проведении которых принято (например, руководителем заказчика (организатора) после рекомендации комиссии, отраженной в протоколе) после вступления в силу Указа № 590 (п.6 Указа № 590);
3) в отношении постоянно действующих комиссий, образуемых для проведения процедур государственных закупок, право заказчика определять самостоятельно (в отличие от предписаний п.2 ст.19 Закона № 419-З):
- периодичность изменения состава (общее правило заключалось в ежегодной смене не менее 1/3 членов комиссии и председателя комиссии);
- членов таких комиссий (общее правило заключалось в обеспечении включения в состав комиссии специалистов в области предмета государственной закупки);
4) срок для подготовки и подачи предложений при проведении открытого конкурса, если ориентировочная стоимость государственной закупки при этом не превышает 3 000 базовых величин, составляет не менее 15 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте.
Срок установлен меньшей продолжительности по сравнению с предусмотренным абзацем 2 части первой п.1 ст.22 Закона № 419-З для открытых конкурсов при названном условии 30-дневным сроком;
5) дополнительные случаи осуществления государственной закупки с применением процедуры закупки из одного источника (до 1 января 2015 г. наряду с предусмотренными приложением к Закону № 419-З) согласно приложению, состоящему из 29 пунктов, к Указу № 590.
Дополнение оправдано, поскольку в некоторых случаях проведение конкурентных процедур в Республике Беларусь бессмысленно, а в некоторых вызвано недостаточной развитостью того или иного сегмента рынка товаров (работ, услуг). Государственные закупки в таких случаях со дня вступления в силу Закона № 419-З в 2013 г. в основном растягивались на длительное время, в связи с признанием несостоявшимися конкурентных процедур (в т.ч. повторных) и переходом к проведению процедуры закупки из одного источника.
При этом за заказчиком в любом случае сохраняется право проводить электронные аукционы (п.1 ст.41 Закона № 419-З) при закупках в названных случаях (по его усмотрению), если предмет закупки составляют товары (работы, услуги) из числа предусмотренных перечнем товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 (далее - постановление № 778).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 декабря 2017 г. следует применять перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 07.09.2017 № 679. |
Пунктом 3 Указа № 590 установлено, что законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве.
При этом, поскольку основой законодательства о государственных закупках является Закон № 419-З, при закупках в строительстве не применяются до 1 января 2016 г. нормы Закона № 419-З, а также нормы Указа № 590 (кроме п.3), постановления № 778, постановлений уполномоченного государственного органа по государственным закупкам - Министерства торговли РБ, государственных органов и других государственных организаций, принятых в развитие норм Закона № 419-З.
Вопросы проведения закупок в строительстве с 1 января 2014 г. регламентируются Указом Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
В заключение отметим, что Указ № 590 (за исключением п.3) вступил в силу после его официального опубликования, т.е. 2 января 2014 г. Его действие не распространяется на процедуры закупок, начатые до указанной даты. Таким образом, в ходе таких процедур государственных закупок не следует вносить на основании Указа № 590 изменения и дополнения в приглашения и документы, представляемые участникам для подготовки и подачи предложений:
1) при проведении открытых конкурсов - в части сокращения срока для подготовки и подачи предложений;
2) при проведении электронных аукционов и иных видов процедур государственных закупок - в части закупок товаров (работ, услуг) в строительстве (например, в связи с их отменой);
3) во все виды процедур закупок - в части дополнительного ограничения доступа юридических и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, установленного подп.2.1 п.2 Указа № 590.
13.03.2014
Александр Одинец, юрист
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Указ Президента РБ от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» на основании указов Президента РБ от 31.12.2014 № 657 (с 1 января 2015 г.), от 23.02.2016 № 77 (с 26 февраля 2016 г.) и от 03.06.2016 № 188 (с 8 сентября 2016 г.) внесены дополнения и изменения. |