Комментарий от 04.01.2014
Автор: Амельченя Ю.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве». Существенные изменения в порядке проведения закупок в строительстве


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве». Существенные изменения в порядке проведения закупок в строительстве

С 1 января 2014 г. строительная отрасль в части организации и проведения процедур закупок при строительстве корректируется, причем существенно, если закупки товаров (работ, услуг) финансируются за счет средств бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Так, с 1 января 2014 г. до 1 января 2016 г. на строительство, осуществляемое за счет бюджетных средств и (или) государственных внебюджетных фондов, не распространяются нормы законодательства о государственных закупках. Данная сфера с 1 января 2014 г. регулируется комментируемым Указом (далее - Указ № 591) и принятым во исполнение его постановлением Совета Министров РБ (п.3 Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 590) и подп.1.3 п.1 Указа № 591).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

Справочно

Совету Министров РБ указано до 1 января 2014 г. утвердить порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (подп.5.1 п.5 Указа № 591).

 

Ранее регулировавший порядок закупок товаров, работ, услуг при строительстве Указ Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58) с 1 января 2014 г. не действует (подп.6.1 п.6 Указа № 591, п.1 перечня утративших силу правовых актов и отдельных положений правовых актов Президента Республики Беларусь, который является приложением к Указу № 591).

Указ № 591 в сфере строительства вводит несколько процедур закупок - подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве (далее - торги), переговоры. При этом законодательством четко определено, что если осуществляется закупка работ, услуг при строительстве, то для ее целей проводятся подрядные торги либо переговоры (подп.1.1 п.1 Указа № 591); при закупке товаров при строительстве - торги либо переговоры (подп.1.2 п.1 Указа № 591).

 

Справочно

Закупкой товаров при строительстве считается закупка товаров, осуществляемая на основании проектной документации, в соответствии с которой определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства объекта, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами (часть вторая подп.1.5 п.1 Указа № 591).

 

Таким образом, перечень процедур закупок товаров работ, услуг при строительстве является закрытым.

 

Обратите внимание!

Перечисленные выше процедуры не применяются в отношении строительства объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов. При строительстве таких объектов заказчик вправе самостоятельно определять подлежащие применению процедуры закупок товаров (работ, услуг) или осуществлять закупки без применения указанных процедур (подп.1.8 п.1 Указа № 591).

 

Справочно

Под иностранными инвесторами понимаются постоянно не проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестирование на территории Республики Беларусь (примечание к подп.1.8 п.1 Указа № 591).

 

Подрядные торги обязательны при заключении договоров о строительстве объектов, в т.ч. их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе (строительство объектов), финансирование строительства которых осуществляется за счет:

• средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства РБ, областных и Минского городского исполнительных комитетов, - при стоимости строительства объектов 6 000 базовых величин (далее - БВ) и более;

• иных источников, в т.ч. средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 000 БВ и более (подп.1.4 п.1 Указа № 591).

Кроме этого, если при строительстве объектов с учетом указанных в подп.1.4 п.1 Указа № 591 условий обязательным является проведение подрядных торгов, то при размещении необходимых для строительства объектов заказов на:

• разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;

• выполнение проектных и изыскательских работ;

• оказание инженерных услуг стоимостью 3 000 БВ и более;

• выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более (часть первая подп.1.5 п.1 Указа № 591),

также требуется проведение подрядных торгов.

В случаях когда условия обязательного проведения подрядных торгов не упомянуты в подп.1.4 п.1 Указа № 591, для заключения договоров о строительстве объектов могут проводиться переговоры.

Если же при строительстве объектов с учетом указанных выше условий (см. подп.1.4 п.1 Указа № 591) обязательным является проведение подрядных торгов, то при размещении необходимых для строительства объектов заказов на закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более должны быть проведены торги.

Исключение из приведенных правил о проведении подрядных торгов и торгов (подп.1.4, 1.5 п.1 Указа № 591), когда подрядные торги, торги могут не проводиться, составляют случаи, определенные Президентом РБ, а также случаи, когда:

а) с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Советом Министров РБ, заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ).

 

Справочно

Под генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией понимаются проектная организация, подрядная организация, заключившие соответственно договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договор строительного подряда, привлекающие к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков);

 

б) подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;

в) генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;

г) заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту (подп.1.6 п.1 Указа № 591).

При этом в случаях б, в и г закупки товаров (работ, услуг) осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов или переговоров.

Указом № 591 также установлено, что разъяснение вопросов применения Указа № 591 осуществляется Советом Министров РБ либо уполномоченным им республиканским органом государственного управления (п.4 Указа № 591).

Кроме того, поскольку Указ № 591 и Указ № 590 вносят коррективы в Закон РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З), который принят во исполнение международных обязательств Республики Беларусь на основании Соглашения о государственных (муниципальных) закупках (заключено в г.Москве 9 декабря 2010 г.), в этой связи Указом № 591 определено Совету Министров РБ обеспечить уведомление Евразийской экономической комиссии, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации о подписании Указа № 591 (подп.5.2 п.5 Указа № 591).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

Указ № 591 устанавливает переходные положения: действие п.1 Указа № 591 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) заключены до 1 января 2014 г. Процедура закупки товаров (работ, услуг) считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении. Проведение процедур таких закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2014 г. (часть вторая п.6 Указа № 591), т.е. на основании Закона № 419-З, Указа № 58, постановления Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов» (в редакции от 01.03.2012).

 

04.01.2014

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь