Комментарий от 10.03.2014
Автор: Бенсман М.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве». Изменение порядка проведения закупок товаров, работ и услуг в сфере строительства


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве». Изменение порядка проведения закупок товаров, работ и услуг в сфере строительства

Указ Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) внес кардинальные изменения в действовавший в 2013 г. порядок проведения государственных закупок для строительства, а также в порядок осуществления закупок для объектов, строящихся за счет собственных средств организаций.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

Как известно, в течение 2013 г. в Республике Беларусь любые государственные закупки, в т.ч. в строительной сфере, осуществлялись в соответствии с порядком, установленным Законом РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З). Что же касается закупок товаров, работ и услуг для объектов, строившихся за счет собственных средств организаций, то проведение таких закупок регулировалось Указом Президента РБ от 07.02.2005 № 58 (в редакции от 29.12.2012) (далее - Указ № 58) и нормами Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235, в части, не противоречащей Указу № 58.

В соответствии с подп.1.3 п.1 Указа № 591 с января 2014 г. (с момента вступления его в силу и до 1 января 2016 г.) при проведении процедур закупок при строительстве законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется. Также, в соответствии с п.3 Указа № 591 с 1 января 2014 г. утратил силу Указ № 58.

Таким образом, основным нормативным актом, регулирующим вопросы проведения закупок в строительной сфере, вне зависимости от источника финансирования таких закупок, в настоящее время является Указ № 591.

Рассмотрим основные изменения порядка проведения закупок товаров, работ и услуг в строительной сфере, внесенные Указом № 591.

Процедуры закупок, применяемые в сфере строительства

В первую очередь, следует обратить внимание на то, что для процедуры торгов при закупке товаров для строительства Указ № 591 ввел наименование, несколько отличающееся от наименования процедуры торгов, проводимых для закупок работ и услуг.

Так, в соответствии с подп.1.1 п.1 Указа № 591 закупки работ и услуг при строительстве осуществляются путем проведения подрядных торгов либо переговоров. Что же касается закупки товаров, то она в соответствии с подп.1.2 п.1 Указа № 591 должна осуществляться путем проведения торгов на закупку товаров либо переговоров.

Таким образом, Указ № 591 предусматривает возможность применения для закупок в строительной сфере трех видов процедур:

• подрядные торги (применяются при закупке работ и услуг);

• торги (применяются при закупке товаров);

• процедура переговоров (может в установленных случаях применяться как при закупке работ и услуг, так и при закупке товаров).

Проведение подрядных торгов при заключении договоров о строительстве объектов

В соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 591 проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в т.ч. их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе (далее - строительство объектов), финансирование строительства которых осуществляется за счет:

• средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства РБ, областных и Минского городского исполнительных комитетов, - при стоимости строительства объектов 6 000 базовых величин и более;

• иных источников, в т.ч. средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 000 базовых величин и более.

Однако подп.1.4 п.1 Указа № 591 содержит норму, предусматривающую исключения из данного требования. К ним относятся случаи, указанные в подп.1.6 п.1 Указа № 591, а также иные случаи, определяемые Президентом РБ.

В содержащемся в подп.1.4 п.1 Указа № 591 перечне договоров, заключение которых при соблюдении условий, предусмотренных данным пунктом, должно осуществляться посредством подрядных торгов, отсутствуют договоры на выполнение текущего ремонта. Таким образом, Указ № 591 не содержит требования об обязательном проведении подрядных торгов для заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту. Данное положение конкретизировано в подп.1.6 п.1 Указа № 591, содержащем перечень случаев, когда проведение подрядных торгов и торгов на закупку товаров не является обязательным. В числе прочих, данный перечень включает в себя и случаи заключения договоров о выполнении работ по текущему ремонту.

Проведение подрядных торгов и торгов на закупку товаров в случае размещения заказов, необходимых для строительства объектов

В соответствии с подп.1.5 п.1 Указа № 591 при строительстве объектов с обязательным проведением подрядных торгов в случаях, предусмотренных подп.1.4 п.1 Указа № 591, если иное не предусмотрено Президентом РБ, обязательным также является проведение подрядных торгов и торгов на закупку товаров в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на:

• разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;

• выполнение проектных и изыскательских работ;

• оказание инженерных услуг стоимостью 3 000 базовых величин и более;

• закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 000 базовых величин и более;

• выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 000 базовых величин и более.

При этом частью второй подп.1.5 п.1 Указа № 591 дано определение понятия закупки товаров при строительстве. В соответствии с данной нормой закупкой товаров при строительстве считается закупка товаров, осуществляемая на основании проектной документации, в соответствии с которой определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства объекта, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами.

Таким образом, закупка товаров или технологического оборудования, не включенных в проектную документацию, в предпроектную (предынвестиционную) документацию, к закупке товаров при строительстве не относится, и не регулируется нормами Указа № 591.

Случаи, когда проведение подрядных торгов и торгов на закупку товаров не является обязательным

Как говорилось выше, подп.1.6 п.1 Указа № 591 определены обстоятельства, когда проведение подрядных торгов и торгов на закупку товаров не является обязательным. К ним относятся случаи:

• заключения договоров с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Советом Министров РБ, о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ);

• когда подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;

• когда генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;

• когда заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту.

Следует отметить, что для целей Указа № 591 и в соответствии с разъяснением, приведенным в нем, под генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией понимаются проектная организация, подрядная организация, заключившие договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договор строительного подряда, привлекающие к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

Однако необходимо обратить внимание на то, что норма подп.1.6 п.1 Указа № 591, устанавливающая случаи, когда проведение подрядных торгов и торгов на закупку товаров не является обязательным, не отменяет самой обязанности проведения процедур закупок для заключения договоров. В случаях, предусмотренных в абзацах 3-5 подп.1.6 п.1 Указа № 591, закупки товаров (работ, услуг) осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов или переговоров (подп.1.7 п.1 Указа № 591). Таким образом, в указанных случаях заказчику предоставляется право самостоятельно принять решение о заключении договора путем проведения торгов (подрядных торгов, торгов на закупку товаров) или переговоров.

Еще одно исключение из требования о проведении процедур закупок в строительной сфере содержится в подп.1.8 п.1 Указа № 591. В соответствии с данной нормой требования Указа № 591 не применяются при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов. При строительстве таких объектов заказчик вправе самостоятельно определять подлежащие применению процедуры закупок товаров (работ, услуг) или осуществлять закупки без применения указанных процедур.

При этом Указом № 591 конкретизировано, что под иностранными инвесторами понимаются постоянно не проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестирование на территории Республики Беларусь.

Закупка товаров для текущего ремонта

Подпунктом 1.6 п.1 Указа № 591 предусмотрено, что проведение подрядных торгов не является обязательным в случаях, когда заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту. Заключение таких договоров возможно как путем проведения подрядных торгов, так и путем проведения процедуры переговоров. Право выбора применяемой процедуры принадлежит заказчику. Но в связи с этим возникает вопрос, а как проводить закупки товаров для текущего ремонта? Требуется ли для таких закупок применять процедуры торгов на закупку товаров или процедуру переговоров?

Для ответа на эти вопросы следует обратиться к анализу норм Указа № 591.

Нормой подп.1.2 п.1 Указа № 591 определено, что закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 591 путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве либо переговоров. При этом в соответствии с частью второй подп.1.5 п.1 Указа № 591 закупкой товаров при строительстве считается закупка товаров, осуществляемая на основании проектной документации, в соответствии с которой определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства объекта, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами.

Однако, как известно, для проведения текущего ремонта разработка проектной документации не является обязательной. Как правило, такие работы выполняются на основании дефектных актов. Соответственно, поскольку при выполнении работ по текущему ремонту отсутствует проектная документация, на основании которой должен определяться перечень и количество товаров, необходимых для выполнения работ, то закупка таких товаров не относится к закупке товаров для строительства, регулируемой Указом № 591.

Кроме того, приведенный в подп.1.4 п.1 Указа № 591 перечень работ, подпадающих под определение понятия «строительство объектов», не включает в себя работы по текущему ремонту. Соответственно и закупка товаров для текущего ремонта, для целей Указа № 591, не относится к закупке товаров при строительстве.

Также ранее мы уже упоминали, что нормой подп.1.5 п.1 Указа № 591 определено, что проведение подрядных торгов на закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 000 базовых величин и более обязательно при строительстве объектов, для которых проведение подрядных торгов при заключении договора о строительстве объекта является обязательным в соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 591.

Однако, поскольку (как следует из норм Указа № 591) проведение подрядных торгов не является обязательным при заключении договоров о выполнении работ по текущему ремонту, то соответственно требование нормы подп.1.5 п.1 Указа № 591 не распространяется на закупку товаров для текущего ремонта.

Исходя из приведенного анализа норм Указа 591 можно сделать вывод, что он не содержит требований по проведению торгов или процедуры переговоров при закупке товаров для текущего ремонта.

Возникает вопрос: а какие в этом случае процедуры закупок следует применять при закупке товаров для текущего ремонта, и можно ли в таком случае закупать товары без проведения каких-либо процедур?

Для ответа на такой вопрос следует обратиться к нормам иных актов законодательства, регулирующих случаи обязательного проведения процедур закупок.

В случае если финансирование такой закупки происходит полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, и осуществляется такая закупка получателем таких средств, то она в соответствии со ст.1 Закона № 419-З является государственной закупкой, и порядок проведения такой закупки будет регулироваться Законом № 419-З.

Если закупка будет осуществляться за счет собственных средств организацией, указанной в подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229), то закупка товаров для текущего ремонта должна проводиться в соответствии с нормами данного постановления.

Ну и наконец, если закупка будет осуществляться за счет собственных средств организацией, не подпадающей под действие норм постановления № 229, то такая закупка нормативными актами не регулируется и может производиться в порядке, определенном организацией самостоятельно.

Вступление в силу Указа № 591

Пунктом 6 Указа № 591 определено, что он вступает в силу в следующем порядке: пп.1-3 вступают в силу с 1 января 2014 г., а иные положения Указа № 591 - после его официального опубликования, а именно со 2 января 2014 г.

Действие норм, содержащихся в п.1 Указа № 591, не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) заключены до 1 января 2014 г. (часть вторая подп.6.2 п.6 Указа № 591). Процедура закупки товаров (работ, услуг) считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении. Проведение процедур таких закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2014 г.

 

10.03.2014

 

Максим Бенсман, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»