


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Декларация о поддержке
1 июля 2010 г. Президент РБ подписал Закон РБ № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее - Закон). Закон вступает в силу с 15 января 2011 г.
Закон направлен на стимулирование и поддержку малого и среднего бизнеса в стране. Широко известно, что в развитых странах малый и средний бизнес формирует от 50 до 70 % доли валового внутреннего продукта. Республика Беларусь пока только стремится к этому показателю, и одним из способов его достижения является должное правовое регулирование мер поддержки малого и среднего бизнеса.
На сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие акты законодательства, которые регулируют вопросы поддержки малого и среднего бизнеса:
Указ Президента РБ от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (далее - Указ № 255);
Указ Президента РБ от 13.07.1999 № 388 «О Совете по развитию предпринимательства в Республике Беларусь».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 октября 2017 г. следует руководствоваться Указом Президента РБ от 10.10.2017 № 370 «О Совете по развитию предпринимательства»; |
постановление Совета Министров РБ от 04.06.1997 № 640 «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» (далее - постановление № 640);
постановление Совета Министров РБ от 21.12.1999 № 1972 «Об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства» (далее - постановление № 1972);
постановление Совета Министров РБ от 06.05.2004 № 519 «О некоторых вопросах деятельности некоммерческих организаций по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства»;
постановление Совета Министров РБ от 09.06.2008 № 825 «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь» (далее - постановление № 825);
Инструкция о порядке присвоения юридическим лицам статуса инкубатора малого предпринимательства, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 04.07.2006 № 111 (далее - Инструкция);
перечень административных процедур, осуществляемых Министерством экономики в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 26.10.2007 № 1406 (далее - перечень).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 января 2011 г. вступило в силу постановление Совета Министров РБ от 30.12.2010 № 1911, которым утверждены новые Положение о центрах поддержки предпринимательства, Положение об инкубаторах малого предпринимательства, Положение об учреждениях финансовой поддержки предпринимателей. С 27 марта 2012 г. постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утвержден новый единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. |
Сейчас в число таких законодательных актов вошел и Закон.
Для комплексного рассмотрения Закона в нем необходимо выделить следующие основные части:
1) основные положения;
2) меры поддержки малого и среднего предпринимательства;
3) структуры, уполномоченные оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
Основные положения Закона
Статьей 1 Закона установлено, что поддержка малого и среднего предпринимательства - это реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Обращает на себя внимание тот факт, что впервые в законодательном акте дано четкое определение того, какие субъекты могут относиться к субъектам малого предпринимательства, а какие - к субъектам среднего предпринимательства.
К субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом относятся:
- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
- малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
Как следует из части второй ст.3 Закона, к субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Согласно части третьей ст.3 Закона средняя численность работников субъектов малого предпринимательства - юридических лиц и субъектов среднего предпринимательства за календарный год определяется в установленном порядке как: списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в т.ч. заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников).
Отметим, что форма определения средней численности работников в среднем за год, а также лиц, работающих по совместительству, и лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, может вызывать определенные трудности при применении.
Важно обратить внимание, что согласно нормам Закона специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется.
Меры поддержки малого и среднего предпринимательства
Проанализировав нормы Закона, конкретные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно разделить на несколько основных групп.
1. Финансовая поддержка.
2. Имущественная поддержка.
3. Информационная поддержка.
4. Иные формы поддержки, к которым относятся:
а) содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);
б) содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
в) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Финансовая поддержка. Статьей 11 Закона определено, что государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе, за исключением случаев, определяемых Президентом РБ.
Согласно нормам Закона финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством. Несмотря на то что Закон содержит перечень конкретных мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, конкретных же мер финансовой поддержки субъектов среднего предпринимательства Законом не предусмотрено.
В свою очередь, меры финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства оказываются следующими структурами:
1) Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления:
- финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
- имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);
- гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь в соответствии с частью четвертой ст.10 Закона;
2) областными и Минским городским исполнительными комитетами путем предоставления:
- финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
- субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;
- субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;
- субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;
3) банками Республики Беларусь путем предоставления льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.
В то же время ст.11 Закона определены условия, при которых государственная финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого предпринимательства:
- средняя численность работников которых за календарный год на дату обращения за оказанием такой поддержки превышает значения, установленные Законом;
- объем выручки которых от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год превышает предельные значения, установленные Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ (в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 02.03.2010 № 303 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за 2009 год для субъектов малого предпринимательства» предельные значения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за 2009 г. для субъектов малого предпринимательства, обратившихся за оказанием государственной финансовой поддержки, в 2010 г. составляют: для индивидуальных предпринимателей - 650 млн.руб., микроорганизаций - 2 600 млн.руб., малых организаций - 18 200 млн.руб.);
- в уставном фонде которых доля участия Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, религиозных организаций, общественных объединений, союзов (ассоциаций), фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышает 25 % (за исключением субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства);
- являющимся банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
- являющимся участниками концессионных договоров (соглашений) о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами в порядке, определенном законодательством;
- осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, электронных интерактивных игр, производство и реализацию подакцизных товаров, добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Государственная финансовая поддержка также не оказывается субъекту малого предпринимательства в случаях, если:
- данный субъект находится в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства);
- им не представлены предусмотренные законодательными актами документы, необходимые для оказания государственной финансовой поддержки, или при наличии в представленных документах недостоверных сведений;
- ранее в отношении этого субъекта было принято решение об оказании аналогичного вида государственной финансовой поддержки и срок ее оказания не истек;
- со дня нарушения данным субъектом условий оказания государственной финансовой поддержки не прошло 3 лет;
- у него имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
- у этого субъекта имеются убытки по итогам прошедшего календарного года.
Однако информации, в каких размерах и на каких условиях субъектам малого и среднего предпринимательства будет оказываться финансовая поддержка, Закон не содержит. Можно предположить, что это будут определять непосредственно те организации, которые будут оказывать такую поддержку.
Имущественная поддержка. Конкретный механизм оказания имущественной поддержки Законом не установлен. Согласно формулировке Закона меры имущественной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства могут быть предусмотрены законодательством. В соответствии с Законом к данным мерам, в частности, могут относиться:
- передача в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, в т.ч. с правом приобретения их в собственность после окончания срока безвозмездного пользования;
- применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей;
- отчуждение находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей субъектам малого или среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и арендующим данное имущество не менее 5 лет, если иное не установлено Президентом РБ.
Информационная поддержка. Согласно Закону основными видами информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
- освещение в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет различных вопросов предпринимательской деятельности, в т.ч. актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);
- организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;
- создание специализированных радио- и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.
Однако, декларируя оказание субъектам малого и среднего предпринимательства информационной поддержки, Закон не раскрывает механизмы ее реализации на практике.
Иные формы поддержки. Среди иных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо выделить следующие.
1. Содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).
Важной новеллой законодательства в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства можно назвать норму Закона, гарантирующую предоставление возможности субъектам малого и среднего предпринимательства участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).
Более того, Законом установлено, что законодательством могут предусматриваться:
- резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10 % от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг) и проведение отдельных конкурсов по этой части государственных закупок товаров (работ, услуг) среди таких субъектов;
- привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в качестве соисполнителей путем установления специальных требований к победителям конкурсов о резервировании для субъектов малого и среднего предпринимательства определенной доли государственных закупок товаров (работ, услуг).
Следует отметить, что указанная норма носит декларативный характер - практика покажет, в какой степени она будет реально применима на практике. Понятно, что победитель конкурса заинтересован в том, чтобы весь полученный на конкурсе заказ выполнить самостоятельно (или с привлечением дочерних или дружественных структур). Отдавать часть заказа на принудительный аутсорсинг вряд ли кто-то захочет. Либо победители конкурсов это требование Закона будут обходить путем создания организаций, отвечающих критериям малого или среднего предпринимательства, которым и будет отдаваться на отработку зарезервированная часть заказа. Ведь Закон не предписывает победителю конкурса отдавать часть заказа на отработку какому-то конкретному субъекту малого или среднего предпринимательства. Поэтому выбор такого субъекта, как можно понять на сегодняшний день, будет предоставлен именно победителю конкурса.
2. Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Законом приоритетными направлениями внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства признаются развитие экспорта отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств и развитие импорта сырья (комплектующих) для собственного производства на территории Республики Беларусь при отсутствии отечественных аналогов.
Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:
- проведения работы по заключению международных договоров, предусматривающих реализацию мер по развитию внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- организации деловых встреч и переговоров представителей белорусских и иностранных субъектов предпринимательства в целях установления отношений с иностранными партнерами, продвижения отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств;
- создания информационных ресурсов, содержащих сведения о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также иную информацию, необходимую для осуществления ими внешнеторговой деятельности.
Следует отметить, что в данном случае Закон лишь закрепил те меры, которые уже и так применяются на практике.
3. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Исходя из Закона поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров осуществляется в виде:
- подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров через сеть учреждений образования и реализации международных программ и проектов по обмену опытом в этой сфере;
- подготовки физических лиц к предпринимательской деятельности с помощью дистанционных образовательных технологий;
- проведения обучающих тематических семинаров, курсов, конференций по вопросам предпринимательства;
- реализации специальных образовательных программ переподготовки физических лиц из числа безработных и незанятого населения, в т.ч. в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах.
В указанном случае также имеет место закрепление в Законе устоявшейся практики.
Структуры, уполномоченные оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства
При анализе норм Закона можно выделить следующие организации, уполномоченные оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства:
- областные и Минский городской исполнительные комитеты;
- банки;
- Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей;
- центры поддержки предпринимательства;
- инкубаторы малого предпринимательства;
- учреждения финансовой поддержки предпринимателей;
- общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Конкретные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства областными и Минским городским исполнительными комитетами, банками и Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей были рассмотрены выше. Остановимся подробнее на функциях и статусе прочих организаций, уполномоченных оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
Центры поддержки предпринимательства. В соответствии со ст.19 Закона центром поддержки предпринимательства является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основными задачами центра поддержки предпринимательства являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведение маркетинговых исследований, а также оказание иного содействия в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности.
Центры поддержки предпринимательства, в т.ч. базовые центры поддержки предпринимательства областей (г.Минска), ежегодно в порядке и сроки, установленные законодательством, представляют областному (Минскому городскому) исполнительному комитету информацию о своей деятельности в качестве центра поддержки предпринимательства.
Порядок деятельности центров поддержки предпринимательства в настоящее время регламентирован Положением о центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь, утвержденным постановлением № 825.
Порядок присвоения статуса центра поддержки предпринимательства предусмотрен Положением о порядке присвоения юридическим лицам статуса центра поддержки предпринимательства, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 10.01.2003 № 14, и перечнем.
Инкубаторы малого предпринимательства. Как следует из ст.20 Закона, инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо, имеющее на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности.
Помещения и имущество предоставляются инкубатором малого предпринимательства субъекту малого предпринимательства на условиях, определяемых заключенным между ними в соответствии с законодательством договором, на срок не более 5 лет.
Инкубаторы малого предпринимательства в зависимости от целевого назначения могут быть многопрофильными или специализированными (однопрофильными).
Многопрофильный инкубатор малого предпринимательства предоставляет помещения и имущество субъектам малого предпринимательства, осуществляющим различные виды деятельности, специализированный (однопрофильный) инкубатор малого предпринимательства - субъектам малого предпринимательства, осуществляющим определенный вид деятельности.
Инкубаторы малого предпринимательства ежегодно в порядке и сроки, установленные законодательством, представляют областному (Минскому городскому) исполнительному комитету информацию о своей деятельности в качестве инкубатора малого предпринимательства.
Порядок осуществления деятельности и иные вопросы функционирования инкубаторов малого предпринимательства предусмотрены Положением об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь, утвержденным постановлением № 640.
Порядок присвоения юридическим лицам статуса инкубатора малого предпринимательства предусмотрен Инструкцией и перечнем.
Учреждения финансовой поддержки предпринимателей. Статьей 22 Закона предусмотрено, что учреждением финансовой поддержки предпринимателей является некоммерческая организация, создаваемая по решению областного (Минского городского) исполнительного комитета или иного юридического лица в целях обеспечения содействия проведению государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий.
Учреждения финансовой поддержки предпринимателей оказывают некоторые из видов финансовой поддержки, указанные в ст.10 Закона.
Общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Статьей 23 Закона установлено, что обществом взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая субъектами малого и (или) среднего предпринимательства в форме потребительского кооператива для аккумулирования временно свободных денежных средств членов этого общества в целях оказания им временной финансовой помощи.
Общество взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства не вправе оказывать временную финансовую помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не являющимся членами этого общества.
Порядок и особенности деятельности обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства в настоящее время подробно регламентированы Положением об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, утвержденным постановлением № 1972.
Заключение
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что Закон не предусматривает радикально новых мер по поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь. В стране уже сложилась довольно обширная действующая нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы оказания поддержки малому и среднему бизнесу. Однако насколько сложившаяся база действенна - вопрос дискуссионный. Поэтому мы специально в рамках настоящего материала не анализировали предложения бизнес-сообщества, которые были высказаны на этапе разработки Закона, а также включение либо невключение этих предложений в Закон.
По сути, в рассмотренном Законе скомпилированы те нормы, которые уже были предусмотрены действующим законодательством. Большинство норм Закона заимствованы из Указа № 255.
На наш взгляд, можно выделить лишь 2 нормы Закона, которые можно отнести к новеллам:
- дано четкое определение того, какие субъекты могут относиться к субъектам малого предпринимательства, а какие - к субъектам среднего предпринимательства;
- предусмотрено содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).
В остальном Закон носит декларативный и рамочный характер, и для того чтобы предусмотренные им меры поддержки предпринимательства начали работать, требуется разработка целого ряда подзаконных актов. Насколько обоснованна такая нормотворческая техника, можно дискутировать. Однако вряд ли следует ожидать того, что с 15 января 2011 г. (именно с этого дня Закон вступает в силу) белорусский малый и средний бизнес начнут поддерживать по-новому.
Вместе с тем отметим, что основная поддержка (в первую очередь финансовая) должна исходить не от государства, а от коммерческих банков путем кредитования малого и среднего бизнеса, ассоциаций «бизнес-ангелов», первые из которых уже появились в нашей стране. Основная же задача государства в данном контексте сводится к тому, чтобы заложить стабильную основу законодательства по регулированию отношений в рамках осуществления предпринимательской деятельности, предоставить на практике гарантии неприкосновенности частной собственности, осуществить иные последовательные меры по либерализации экономики.
15.09.2010 г.
Илья Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»
Игорь Столбунов, юрист общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»