Комментарий от 15.07.2009
Автор: Сафаревич Д.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 03.06.2009 № 22-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». Существенные коррективы в основы валютного регулирования и валютного контроля


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 03.06.2009 № 22-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». Существенные коррективы в основы валютного регулирования и валютного контроля

Закон РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) является одним из основополагающих законодательных актов, определяющих основы и общие принципы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь.

В настоящее время, вероятно, не найдется практически ни одного физического лица, индивидуального предпринимателя или субъекта валютных операций, которые не сталкивались бы в повседневной жизни и в процессе осуществления предпринимательской деятельности с действием Закона по самым разнообразным вопросам: возможность осуществления расчетов в иностранной валюте, выбор валюты расчетов, порядок расчетов, квалификация валютных операций и порядок их осуществления, обязательная продажа иностранной валюты и т.д. Поэтому внесение изменений и дополнений в Закон вызвало пристальный интерес не только у специалистов, непосредственно применяющих и исполняющих нормы Закона, но и в обществе.

Как отмечается в решении Конституционного Суда РБ от 25.05.2009 № Р-332/2009 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - решение Конституционного Суда), принятие Закона РБ от 03.06.2009 № 22-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 22-З) связано с необходимостью обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы, защиты и устойчивости белорусского рубля, в т.ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, согласования отдельных норм Закона с нормами иных законодательных актов РБ.

Можно с уверенностью сказать, что Закон № 22-З внес существенные коррективы в основы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь.

Закон № 22-З расширил понятие «валютные ценности». Теперь к ним относятся:

иностранная валюта;

платежные документы в иностранной валюте, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством РБ;

ценные бумаги в иностранной валюте;

белорусские рубли при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории РБ, осуществлении банковских переводов между резидентами и нерезидентами, не связанных с осуществлением расчетов по сделкам, осуществлении международных банковских переводов между резидентами или нерезидентами, а также при ввозе и пересылке в Республике Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь, осуществлении нерезидентами операций, не влекущих перехода права собственности на белорусские рубли, по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях РБ;

ценные бумаги в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории РБ, их ввозе и пересылке в Республике Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь;

платежные документы в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории РБ, при ввозе и пересылке в Республике Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь.

Говоря о валютных ценностях, необходимо заметить, что электронные деньги на сегодняшний день не являются ни иностранной валютой, ни валютной ценностью. Само обращение электронных денег - это не валютная операция, но их приобретение является таковой. Электронные деньги планировалось включить в понятие «валютные ценности», однако прежде требуется легализовать понятие «электронные деньги» в Гражданском кодексе РБ (далее - ГК).

Пункты 7 и 8 ст.1 Закона, определяющие понятия «резиденты» и «нерезиденты», претерпели лишь технические правки.

В соответствии с Законом № 22-З резидентами являются:

физические лица - граждане РБ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РБ, с местом нахождения в РБ, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения РБ, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством РБ.

Нерезидентами являются:

физические лица - иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, указанных в абзаце 2 п.7 ст.1 Закона;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

международные организации, их филиалы и представительства;

иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством РБ.

Часть вторая ст.3 Закона изложена в следующей редакции:

«Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь валютного законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта».

Закрепленный в ст.3 Закона приоритет общепризнанных принципов международного права, безусловно, положительный момент для всей правовой системы Республики Беларусь.

Однако при этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст.33 Закона РБ от 23.07.2008 № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» международные договоры РБ подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с международным правом. Нормы права, содержащиеся в международных договорах РБ, являются частью действующего на территории РБ законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Закон дополнен ст.31, в соответствии с которой исчисление сроков, установленных валютным законодательством РБ, производится в порядке, определенном ГК.

Данное дополнение Закона является очень важным и, полагаем, снимет многие вопросы, которые возникали и возникают на практике.

Справочно

Глава 11 ГК. Исчисление сроков.

Так, в соответствии со ст.191 ГК установленный законодательством, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

В соответствии с нормами ст.192 ГК течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (ст.193 ГК).

К сроку, определенному в полгода, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом полгода считаются равными соответствующим 6 месяцам.

К сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным 3 месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным 15 дням.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Статья 194 ГК определяет окончание срока в нерабочий день: если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В ст.195 ГК определяется порядок совершения действий в последний день срока.

Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Письменные заявления и извещения, сданные на почту, телеграф или в иное учреждение связи до 24 часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

О порядке исчисления сроков осуществления обязательной продажи иностранной валюты

Необходимо отметить, что в письме от 03.12.2007 № 31-14/1470 «О некоторых вопросах осуществления обязательной продажи иностранной валюты и контроля за ее осуществлением» Нацбанк РБ занял следующую позицию.

В связи с вопросами, возникающими в ходе осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями норм валютного законодательства в части выполнения требований об осуществлении обязательной продажи иностранной валюты, установленных Указом Президента РБ от 17.07.2006 № 452 (далее - Указ), Нацбанк РБ сообщил следующее.

Так, нормами Указа установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами РБ, осуществлять обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РБ в размере 30 % суммы выручки в иностранной валюте в порядке, определенном Нацбанком РБ.

Пунктом 3 Указа установлено, что обязательная продажа части выручки в иностранной валюте должна быть осуществлена не позднее 7 рабочих дней со дня поступления выручки в иностранной валюте на счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях РБ, банках и иных кредитно-финансовых организациях за пределами Республики Беларусь. При этом Указ не содержит норм, определяющих порядок исчисления установленных им сроков.

Ввиду отсутствия в валютном законодательстве РБ, в частности в Указе, норм, определяющих порядок исчисления сроков, и в целях точного соблюдения норм законодательства, в т.ч. в части обоснованности привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, Нацбанк РБ посчитал целесообразным в соответствии с Законом РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» применить аналогию права, позволяющую определить порядок исчисления сроков осуществления обязательной продажи иностранной валюты в рамках требований Указа.

Исходя из того что речь идет о привлечении к административной ответственности, в рассматриваемой ситуации следует руководствоваться принципом презумпции невиновности, закрепленным нормами ст.2.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).

В соответствии с п.4 ст.2.7 ПИКоАП все сомнения в обоснованности вывода о виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, толкуются в его пользу. Данный подход позволяет применить к правоотношениям, возникающим в рамках исполнения требований Указа, порядок исчисления сроков, установленный иными нормативными правовыми актами (Гражданским, Налоговым, Трудовым кодексами РБ).

Так, применительно к сроку осуществления обязательной продажи, установленному нормами Указа, течение срока, определенного периодом времени, исчисляется начиная со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, т.е. день поступления иностранной валюты на счет юридического лица или индивидуального предпринимателя не включается в 7-дневный срок, установленный нормами Указа для осуществления обязательной продажи.

Указанная позиция согласована с Комитетом государственного контроля РБ и Министерством по налогам и сборам РБ, а также было учтено мнение главного государственно-правового управления Администрации Президента РБ.

Валютные операции

Часть первая ст.4 Закона изложена в новой редакции.

Расширено понятие «валютные операции». В соответствии с Законом № 22-З валютными операциями являются:

сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;

сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях;

сделки между нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях, совершаемые на территории РБ;

ввоз и пересылка в Республике Беларусь, а также вывоз и пересылка из Республики Беларусь валютных ценностей;

банковские переводы в иностранной валюте, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, указанным в абзаце 2 настоящей части;

банковские переводы между резидентами и нерезидентами в белорусских рублях, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, указанным в абзаце 3 настоящей части;

международные банковские переводы в белорусских рублях между резидентами или нерезидентами;

операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях РБ, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли;

операции с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях РБ, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту.

В соответствии с частью второй ст.4 Закона, оставшейся в неизменном виде, валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Валютные операции, проводимые между резидентами, не подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Рассмотрим конкретные примеры.

Ситуация 1

Резидент РБ приобретает долю в уставном фонде нерезидента, получает разрешение Нацбанка РБ на осуществление данной валютной операции. Затем реализует свою долю в уставном фонде нерезидента другому резиденту РБ за белорусские рубли.

Необходимо ли резиденту (покупателю) получать разрешение Нацбанка РБ на осуществление данной операции?

С учетом вышеизложенных положений ст.4 Закона покупка резидентом у резидента за белорусские рубли доли в уставном фонде нерезидента не является по своей сути валютной операцией. Поэтому ограничения, установленные Законом и Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72), в данном случае не применяются и рассматриваемая операция совершается без разрешения Нацбанка РБ.

Ситуация 2

Банк РБ продает за иностранную валюту субъекту валютных операций - резиденту свою долю в уставном фонде нерезидента.

Требуется ли получать разрешение Нацбанка РБ для осуществления данной валютной операции?

Рассматриваемая валютная операция осуществляется между резидентами, поэтому она не относится ни к текущей валютной операции, ни к валютной операции, связанной с движением капитала и ограничения, установленные валютным законодательством для совершения валютных операций, связанных с движением капитала, в данном случае не применяются.

В соответствии с подп.25.5 п.25 Правил № 72 при проведении валютных операций использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте между субъектами валютных операций - резидентами разрешается при проведении субъектами валютных операций - резидентами валютных операций с банками.

Таким образом, рассматриваемая валютная операция разрешена валютным законодательством РБ и не требует получения разрешения Нацбанка РБ.

Текущие валютные операции

В соответствии со ст.5 действующей редакции Закона текущими валютными операциями, проводимыми между резидентами и нерезидентами, являются следующие:

осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности не превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, не превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней;

перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям;

операции неторгового характера.

В соответствии с Законом № 22-З текущими валютными операциями, проводимыми между резидентами и нерезидентами, являются:

осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг;

осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг);

перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям.

Субъектам хозяйствования необходимо обратить внимание на следующие ситуации.

Ситуация 3

Субъект валютных операций - резидент (далее - Клиент) получил заем от нерезидента, требующий разрешение Нацбанка РБ. Разрешение Нацбанка РБ на совершение данной валютной операции Клиентом получено. Клиент собирается платить проценты по данному договору.

Необходимо ли на уплату процентов получать разрешение Нацбанка РБ?

В соответствии со ст.5 Закона текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям.

На основании ст.10 Закона текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами РБ и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка РБ, без ограничений.

Таким образом, уплата процентов по договору займа является текущей валютной операцией, осуществляемой без ограничений.

Ситуация 4

Субъект валютных операций - резидент (далее - Клиент) получил заем от нерезидента, требующий разрешение Нацбанка РБ. Разрешение Нацбанка РБ на совершение данной валютной операции Клиентом еще не получено. Клиент собирается оплатить проценты по данному договору.

Необходимо ли Клиенту сначала получить разрешение Нацбанка РБ на совершение валютной операции, связанной с движением капитала?

Поскольку уплата процентов по заемным и кредитным операциям является текущей валютной операцией (ст.5 Закона), то никакого разрешения на ее проведение не требуется (ст.10 Закона).

Однако Закон № 22-З исключил уплату процентов по заемным и кредитным операциям из списка текущих валютных операций. Поэтому данная валютная операция автоматически стала валютной операцией, связанной с движением капитала. Можно предположить, что все платежи по договорам займа, в т.ч. и уплата процентов, будут рассматриваться в рамках операции в целом. И если валютная операция, связанная с движением капитала, будет требовать получение разрешения Нацбанка РБ, то и уплатить проценты по такому договору будет нельзя до получения соответствующего разрешения.

Ситуация 5

Субъект валютных операций - резидент получил предоплату по экспортному внешнеторговому договору. Однако отгрузить товар в срок, установленный договором, не смог.

Не будет ли нарушением валютного законодательства отгрузка товара нерезиденту в срок свыше 180 дней с момента получения предоплаты?

В соответствии с подп.1.4 п.1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178) резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки: при экспорте - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг. Поскольку резидент получил предоплату, то Указ № 178 в данном случае не нарушается.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2017 г. следует руководствоваться подп.1.4 п.1 Указа № 178 в редакции Указа Президента РБ от 23.06.2017 № 221.

 

В ст.10 Закона сказано, что не требуется получения разрешения Нацбанка РБ на проведение юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами следующих валютных операций, связанных с движением капитала: осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с получением отсрочки на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней с даты поступления денежных средств резиденту.

Таким образом, отгрузка товара нерезиденту в срок свыше 180 дней с момента получения предоплаты не является нарушением валютного законодательства РБ и осуществляется без разрешения Нацбанка РБ. То есть на сегодняшний день данная операция является валютной операцией, связанной с движением капитала, и осуществляется без разрешения Нацбанка РБ. В соответствии с Законом № 22-З данная валютная операция вообще будет отнесена к текущим валютным операциям. По общему правилу текущие валютные операции осуществляются без ограничений (ст.10 Закона).

Перечень неторговых операций

Законом № 22-З расширен и изложен в новой редакции перечень неторговых операций.

К операциям неторгового характера относятся:

перевод и получение денежных средств для выплаты заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также денежных средств по возмещению вреда;

переводы денежных средств для оплаты командировочных расходов работников за пределами РБ;

перевод и получение денежных средств, входящих в состав наследства, и денежных средств, полученных от реализации наследственного имущества;

перевод и получение денежных средств, связанные со смертью граждан, включая пособия и материальную помощь на погребение, транспортные и иные расходы;

получение денежных компенсаций жертвами репрессий, членами их семей и наследниками;

переводы денежных средств, связанные с оплатой содержания дипломатических и иных официальных представительств, консульских учреждений РБ, находящихся за пределами РБ;

получение денежных средств судами, международным арбитражным (третейским) судом, правоохранительными органами, государственными нотариальными конторами, нотариальными бюро, связанное с осуществлением их деятельности, а также государственными органами или иными организациями при совершении их должностными лицами нотариальных действий;

перевод и получение денежных средств на основании судебных постановлений и других процессуальных документов;

переводы, связанные с уплатой регистрационных, вступительных, членских взносов в общественные, религиозные, международные организации, а также осуществление иных обязательных платежей в связи с участием в международных организациях;

перевод и получение белорусских рублей, иностранной валюты, передача и получение иных валютных ценностей по договорам дарения (в т.ч. в виде пожертвований), договорам предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательством РБ;

получение резидентами от нерезидентов валютных ценностей на хранение;

переводы, связанные с уплатой налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей, установленных законодательством РБ или законодательством иностранных государств, а также их возврат;

переводы, связанные с уплатой в патентные ведомства пошлин и иных платежей;

перевод и получение денежных средств, связанные с участием в конференциях, семинарах, спортивных мероприятиях, выставках, ярмарках;

переводы, связанные с возвратом ошибочно и (или) излишне перечисленных денежных средств;

иные операции, перечень которых определяется Президентом РБ или по его поручению Советом Министров РБ, а также международными договорами РБ.

В настоящее время в валютном законодательстве РБ перечня иных операций неторгового характера не имеется. Поэтому действует следующее правило: все, что не является текущей валютной операцией (все, что не указано в ст.5-6 Закона), - валютная операция, связанная с движением капитала.

Ситуация 6

Резидент - юридическое лицо ошибочно перечислил денежные средства на счет нерезидента.

К какой валютной операции относится получение резидентом от нерезидента ранее ошибочно перечисленных денежных средств и в каком порядке она совершается?

Согласно действующей редакции Закона получение резидентом от нерезидента ошибочно перечисленных резидентом денежных средств на основании ст.7 Закона относится к валютной операции, связанной с движением капитала.

В соответствии с п.20 Правил № 72 субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) в уведомительном порядке осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, не указанные в пп.18-19 настоящих Правил, а также не указанные в ст.10 Закона.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- получение резидентом от нерезидента ошибочно перечисленных резидентом денежных средств относится к валютной операции, связанной с движением капитала;

- осуществление данной операции производится в уведомительном порядке.

На основании Закона № 22-З переводы, связанные с возвратом ошибочно и (или) излишне перечисленных денежных средств, являются текущими валютными операциями.

Ситуация 7

К какому виду валютных операций относится перечисление резидентом нерезиденту взноса за участие в конференции и в каком порядке данная операция осуществляется?

В соответствии с действующей редакции Закона перечисление резидентом нерезиденту взноса за участие в конференции осуществляется в рамках договора возмездного оказания услуг. Следовательно, данная операция подпадает под расчеты в рамках экспортно-импортных операций (в данном случае имеет место импорт услуг).

Перечисление взноса за участие в конференции является текущей валютной операцией в случае, когда срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой оказания услуг не превышает 180 дней (ст.5 Закона). По общему правилу текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений (ст.10 Закона).

Перечисление взноса за участие в конференции является валютной операцией, связанной с движением капитала в случае, когда срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой оказания услуг превышает 180 дней (ст.7 Закона).

В соответствии с п.20 Правил № 72 субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) в уведомительном порядке осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, не указанные в пп.18-19 Правил № 72, а также не указанные в ст.10 Закона.

Ранее была также озвучена и такая позиция органа валютного регулирования и валютного контроля по поводу платежа за участие в семинарах, конференциях: данный платеж рассматривается как платеж в рамках договора возмездного оказания услуг (в случае, если подробно расписаны оказываемые услуги и их стоимость и все существенные условия договора оказания услуг). В данном случае - в зависимости от срока между датой поступления денежных средств (платежа) и датой оказания услуг: либо текущая валютная операция, либо валютная операция, связанная с движением капитала.

Если же обязательство нерезидента заключается лишь в организации семинара или конференции, без конкретизации, в таком случае это валютная операция, связанная с движением капитала.

С принятием Закона № 22-З такие вопросы просто не возникнут, поскольку перевод и получение денежных средств, связанные с участием в конференциях, семинарах, спортивных мероприятиях, выставках, ярмарках, являются текущей валютной операцией. По общему правилу текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений (ст.10 Закона).

В соответствии с действующей редакцией Закона валютными операциями, связанными с движением капитала, являются следующие валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами:

приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов;

приобретение ценных бумаг, выпущенных резидентами или нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

переводы для осуществления расчетов по обязательствам, предусматривающим передачу имущества, относимого законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него;

расчеты по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, превышающий 180 дней;

иные валютные операции, неотносимые к текущим валютным операциям.

Также ряд валютных операций, связанных с движением капитала, указан в ст.10 Закона и п.18 Правил № 72.

 

Статья 7 Закона изложена в новой редакции.

В соответствии с Законом № 22-З валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим.

Полагаем, что подход, закрепленный в Законе № 22-З, правильнее, поскольку перечень валютных операций, связанных с движением капитала, является открытым и их перечисление в ст.7 Закона носит скорее информационный характер. Перечислить же в одной статье все валютные операции, связанные с движением капитала, не представляется возможным.

Законом № 22-З определено, что расчеты по валютным операциям, проводимым между юридическими лицами, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями, осуществляются в безналичной форме, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РБ и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка РБ. Расчеты по валютным операциям с участием физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами либо в безналичной форме в порядке, установленном законодательством.

Закон № 22-З сохраняет подход, закрепленный в ст.9 Закона:

расчеты между юридическими лицами, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями осуществляются в безналичной форме;

расчеты в иностранной валюте с участием физических лиц, если они разрешены валютным законодательством РБ, могут производиться с использованием наличной иностранной валюты.

Сохранена норма, закрепленная в части первой ст.10 Закона: текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами РБ и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка РБ, без ограничений.

Следует иметь в виду, что Указ Президента РБ от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» (далее - Указ № 240) в целях оперативного регулирования отношений на внутреннем валютном рынке, обеспечения стабильности курса национальной валюты, ограничения оттока капитала из страны предоставил право Нацбанку РБ устанавливать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами РБ, в соответствии с Законом ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций.

Закон № 22-З расширяет перечень валютных операций, связанных с движением капитала, осуществляемых физическими лицами - резидентами с разрешения Нацбанка РБ.

Итак, в соответствии с Законом № 22-З на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами - резидентами (за исключением физических лиц, выступающих при проведении данных операций в качестве индивидуальных предпринимателей, и физических лиц, указанных в части четвертой ст.10) разрешение Нацбанка РБ требуется только в случаях:

приобретения акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;

приобретения у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

приобретения в собственность имущества, находящегося за пределами РБ и относимого по законодательству РБ к недвижимому имуществу;

размещения денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;

предоставления займов на срок, превышающий 180 дней;

перевода денежных средств по сделкам, предусматривающим доверительное управление валютными ценностями.

В решении Конституционного Суда РБ обращается внимание на п.8 ст.1 Закона № 22-З о дополнении части третьей ст.10 Закона, в соответствии с которым перевод гражданами-резидентами денежных средств по сделкам, предусматривающим доверительное управление валютными ценностями, осуществляется с разрешения Нацбанка РБ.

Установление разрешительного порядка на перевод валютных ценностей свидетельствует об определенном ограничении права граждан на свободное распоряжение принадлежащим им имуществом. Вместе с тем, по мнению Конституционного Суда РБ, данный подход обусловлен предусмотренной в ст.44 Конституции РБ обязанностью государства принимать меры по охране сбережений и защите собственности граждан, приобретенной законным путем. Своевременность принятия таких мер особенно важна в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Разрешительный порядок не предполагает введения полного запрета на осуществление указанной валютной операции, а нацелен на предупреждение возможных негативных последствий при размещении физическими лицами денежных средств в управляющих компаниях-нерезидентах, не обеспечивающих гарантий их сохранности и возврата.

Сохранена норма ст.10 Закона, согласно которой не требуется получения разрешения Нацбанка РБ на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами - резидентами, непрерывно проживающими (находящимися) за пределами Республики Беларусь более одного года, если проведение таких операций не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности на территории РБ.

Меры ответственности в отношении физических лиц

Меры ответственности предусмотрены законодательством РБ в отношении физических лиц, осуществляющих валютные операции, перечисленные в части третьей ст.10 Закона, без разрешения Нацбанка РБ.

Так, в соответствии с частью первой ст.11.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение установленного порядка проведения валютных операций, т.е. скупка, продажа, обмен иностранной валюты, осуществляемые без специального разрешения (лицензии), иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте - влекут наложение штрафа в размере от 50 до 300 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или административный арест.

Осуществление финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконные финансовые операции), если в этих действиях нет состава преступления и за исключением незаконных финансовых операций, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части КоАП, - влечет наложение штрафа от 10 до 15 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в двукратном размере сумм таких операций (ст.11.53 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 августа 2013 г. в ст.11.2 КоАП внесены изменения, а ст.11.53 КоАП исключена Законом РБ от 12.07.2013 № 64-З.

Перечень валютных операций, связанных с движением капитала, которые осуществляются без разрешения Нацбанка РБ

Наиболее значительное изменение - изложение перечня валютных операций, связанных с движением капитала, которые осуществляются без разрешения Нацбанка РБ, в новой редакции.

Закон № 22-З не требует получения разрешения Нацбанка РБ на проведение юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами следующих валютных операций, связанных с движением капитала:

осуществление платежей нерезидентам по обязательствам, предусматривающим передачу резиденту имущества, находящегося на территории РБ и относимого по законодательству РБ к недвижимому имуществу, либо прав на него;

продажа нерезиденту доли в уставном фонде или пая в имуществе резидента;

осуществление операций с ценными бумагами, выпущенными резидентами;

формирование уставного фонда юридического лица - резидента за счет вкладов нерезидентов в иностранной валюте, белорусских рублях либо в ценных бумагах в иностранной валюте, в ценных бумагах в белорусских рублях в порядке, установленном законодательством РБ;

привлечение средств для покрытия дефицита республиканского бюджета и возврат этих средств в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

привлечение средств под гарантии Правительства РБ и возврат этих средств;

привлечение средств в рамках межправительственных соглашений и возврат этих средств;

осуществление иных платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга Республики Беларусь, не указанных в абзацах 6-8 настоящей части;

осуществление операций, для которых Нацбанком РБ установлен уведомительный и (или) регистрационный порядок их проведения;

осуществление переводов денежных средств, связанных с приобретением конкурсных (тендерных) документов и участием в торгах (конкурсах, тендерах, аукционах);

получение кредитов и (или) займов банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

Как видим, из данного перечня исключен ряд валютных операций, а именно:

- осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с получением отсрочки на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней с даты поступления денежных средств резиденту;

- осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с получением отсрочки на оплату товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней с даты поступления от нерезидента товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Эти две валютные операции были исключены из перечня, так как все экспортно-импортные операции в соответствии с Законом № 22-З являются текущими валютными операциями и теперь не имеет значения срок между датой платежа (поступления денежных средств) и датой получения товара (датой отгрузки товара);

- осуществление расчетов по договорам аренды имущества, за исключением договоров аренды имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству РБ к недвижимому имуществу.

Данная операция исключена, так как осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг), является в соответствии с Законом № 22-З текущей валютной операцией;

- осуществление переводов иностранной валюты, белорусских рублей в качестве членских взносов в связи с участием в международных организациях.

Данная операция исключена, так как переводы, связанные с уплатой регистрационных, вступительных, членских взносов в общественные, религиозные, международные организации, а также осуществление иных обязательных платежей в связи с участием в международных организациях отнесены Законом № 22-З к текущим валютным операциям.

Ситуация 8

Резидент - юридическое лицо продает свою долю в уставном фонде резидента - юридического лица нерезиденту.

К какому виду валютных операций относится продажа резидентом доли в уставном фонде резидента нерезиденту? Необходимо ли получать разрешение Нацбанка РБ на продажу резидентом - юридическим лицом доли в уставном фонде резидента нерезиденту? Если разрешения не надо, то в каком порядке данная валютная операция проводится?

На основании анализа ст.4, 5, 6 и 7 Закона продажа резидентом доли в уставном фонде резидента нерезиденту является валютной операцией, связанной с движением капитала.

В соответствии с п.17 Правил № 72 субъекты валютных операций (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:

на основании разрешений Нацбанка РБ - валютные операции, указанные в п.18 Правил № 72;

без разрешений Нацбанка РБ - валютные операции, указанные в ст.10 Закона;

в уведомительном порядке - валютные операции, указанные в п.20 Правил № 72.

Не требуется получения разрешения Нацбанка РБ на проведение юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами следующей валютной операции, связанной с движением капитала: осуществление вкладов нерезидента в иностранной валюте, белорусских рублях либо в ценных бумагах в иностранной валюте, в ценных бумагах в белорусских рублях в уставный фонд юридического лица - резидента в порядке, установленном законодательством РБ (ст.10 Закона).

Исходя из анализа п.18 Правил № 72 и ст.10 Закона, разъяснений Нацбанка РБ следует вывод, что продажа резидентом - юридическим лицом доли в уставном фонде резидента нерезиденту осуществляется без разрешения Нацбанка РБ.

Ситуация 9

Вправе ли банк приобрести у субъекта валютных операций - нерезидента долю в уставном фонде субъекта валютных операций - нерезидента (не банка)?

Приобретение банком доли у субъекта валютных операций - нерезидента в уставном фонде субъекта валютных операций - нерезидента является валютной операцией, связанной с движением капитала.

В соответствии с п.22 Правил № 72 банки на основании разрешения Нацбанка РБ осуществляют следующие валютные операции, связанные с движением капитала:

приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов;

переводы в пользу нерезидентов по обязательствам о приобретении резидентом в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству РБ к недвижимому имуществу.

Следует учитывать, что в соответствии со ст.117 Банковского кодекса РБ Нацбанк РБ устанавливает нормативы участия банка в уставном фонде одной коммерческой организации и уставных фондах коммерческих организаций в совокупности в виде предельного процентного отношения к нормативному капиталу банка.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 января 2013 г. ст.117 Банковского кодекса РБ изложена в новой редакции на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 416-З.

 

На основании п.97 Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.09.2006 № 137, норматив участия в уставном фонде одной коммерческой организации устанавливается в размере не более 5 % от нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации. Норматив предельного размера участия в уставных фондах коммерческих организаций в совокупности устанавливается в размере не более 25 % от нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. согласно части первой п.97 Инструкции № 137 (в редакции постановления Правления Национального банка РБ от 27.12.2017 № 536) норматив участия в уставном фонде одной коммерческой организации устанавливается в размере не более 10 % от нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации.

 

Таким образом, банк вправе приобрести у субъекта валютных операций - нерезидента долю в уставном фонде субъекта валютных операций - нерезидента на основании разрешения Нацбанка РБ с учетом ограничений, установленных законодательством РБ.

Поскольку на практике возникают вопросы с квалификацией операций, связанных с расчетами как при создании юридических лиц, так и при приобретении доли в уже созданных предприятиях, в Законе № 22-З появились две самостоятельные валютные операции, связанные с движением капитала, которые осуществляются без разрешения Нацбанка РБ:

продажа нерезиденту доли в уставном фонде или пая в имуществе резидента;

формирование уставного фонда юридического лица - резидента за счет вкладов нерезидентов в иностранной валюте, белорусских рублях либо в ценных бумагах в иностранной валюте, в ценных бумагах в белорусских рублях в порядке, установленном законодательством РБ.

Нацбанк РБ и ранее придерживался позиции, что приобретение нерезидентом доли (пая) в уже созданном предприятии-резиденте также является валютной операцией, связанной с движением капитала, не требующей разрешения Нацбанка РБ. Теперь эта позиция официально закреплена в законодательном акте.

Необходимо обратить внимание, что в данном перечне появились две совершенно новые валютные операции, связанные с движением капитала, не требующие разрешения Нацбанка РБ:

1) осуществление переводов денежных средств, связанных с приобретением конкурсных (тендерных) документов и участием в торгах (конкурсах, тендерах, аукционах);

2) получение кредитов и (или) займов банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

Ситуация 10

К какому виду валютных операций относится возврат резидентом нерезиденту предоплаты в срок, превышающий 180 дней с даты поступления денежных средств резиденту и надо ли получать в данном случае разрешение Нацбанка РБ на проведение валютной операции?

В соответствии со ст.7 Закона валютными операциями, связанными с движением капитала, являются следующие валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами: расчеты по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

На основании абзаца 3 части пятой ст.10 Закона не требуется получения разрешения Нацбанка РБ на проведение юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с получением отсрочки на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней с даты поступления денежных средств резиденту.

Операция по возврату предоплаты резидентом нерезиденту в срок, превышающий 180 дней с даты поступления денежных средств резиденту, осуществляется в рамках вышеуказанных расчетов по экспорту.

В соответствии с п.17 Правил № 72 субъекты валютных операций (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:

- на основании разрешений Нацбанка РБ - валютные операции, указанные в п.18 Правил № 72;

- без разрешений Нацбанка РБ - валютные операции, указанные в ст.10 Закона;

- в уведомительном порядке - валютные операции, указанные в п.20 Правил № 72.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Возврат резидентом нерезиденту предоплаты в срок, превышающий 180 дней с даты поступления денежных средств резиденту, осуществляется в рамках расчетов по экспорту. Поэтому данная операция относится к валютной операции, связанной с движением капитала.

2. Осуществление данной операции производится без разрешения Нацбанка РБ.

В соответствии с Законом № 22-З возврат резидентом нерезиденту предоплаты в срок, превышающий 180 дней с даты поступления денежных средств резиденту, будет осуществлен в рамках расчетов по экспорту. А все экспортно-импортные операции отнесены к текущим валютным операциям и по общему правилу осуществляются без ограничений.

Несмотря на некоторые технические правки ст.11 Закона, две важнейшие нормы, содержащиеся в ней, остались без изменений:

1) запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных Законом и иными актами валютного законодательства;

2) в отношениях между физическими лицами - резидентами, не выступающими при проведении валютных операций в качестве индивидуальных предпринимателей, разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте в случаях:

дарения (в т.ч. в виде пожертвований), а также отмены дарения;

предоставления займов, возврата займов и процентов за пользование ими;

передачи на хранение и их возврата.

Идентификация физических лиц

После части второй ст.12 Закона дополнена частью следующего содержания:

«Валютно-обменные операции с участием физических лиц осуществляются без регистрации данных документа, удостоверяющего личность этих лиц, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности».

Вместе с тем данную норму Закона необходимо соотносить с законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем.

В соответствии с подп.1.2 п.1 Указа Президента РБ от 04.11.2008 № 601 «Об отдельных вопросах осуществления банками финансовых операций» (далее - Указ № 601) Нацбанк РБ, иные банки, небанковские кредитно-финансовые организации при осуществлении финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1 000 базовых величин, в установленном законодательством порядке проводят идентификацию лиц, совершающих эти операции.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 сентября 2010 г. п.1 Указа № 601 утратил силу на основании Указа Президента РБ от 27.09.2010 № 496.

 

В развитие Указа № 601 Нацбанк РБ направил банкам письмо от 31.12.2008 № 21-20/1600 «Об идентификации физических лиц», в котором в связи с обращениями банков с вопросами, касающимися идентификации физических лиц при совершении ими финансовых операций, Нацбанк РБ сообщает следующее.

Абзацем 2 части первой ст.5 Закона РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее - Закон о легализации) установлена обязанность лиц, осуществляющих финансовые операции, проводить идентификацию лиц, совершающих финансовые операции, в случаях, предусмотренных законодательством.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 января 2015 г. взамен Закона о легализации принят Закон РБ от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».

 

Такими случаями, например, являются:

осуществление финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1 000 базовых величин. Эта норма установлена Указом № 601;

возникновение у банка подозрения, что финансовая операция совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности (исходя из ст.6 и 7 Закона о легализации).

При этом банк обязан проводить идентификацию физических лиц на основании документа, удостоверяющего личность.

Однако законодательством РБ не всегда предусмотрена обязанность лиц, совершающих финансовые операции, представлять документы (сведения), необходимые для их идентификации. Так, п.5 Правил осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.06.2001 № 170, предусмотрено, что валютно-обменные операции осуществляются без регистрации паспортных данных физических лиц, кроме случаев, когда регистрация паспортных данных необходима для исполнения норм законодательства РБ. Инструкцией по выпуску, обращению и погашению депозитных и сберегательных сертификатов, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 27.12.2006 № 219, не предусмотрена обязанность клиентов представлять документы, удостоверяющие личность, при приобретении (погашении) сертификатов на предъявителя.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 мая 2011 г. вместо Правил № 170 действует Инструкция о порядке осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц и организации работы обменных пунктов, касс при проведении таких операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 01.02.2011 № 35.

 

В соответствии со ст.5 Закона о легализации банк вправе отказать лицам, совершающим финансовые операции, в их совершении (за исключением зачисления на счет получателя поступивших денежных средств) в случае непредставления документов, необходимых для регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю.

Исходя из ст.6 Закона о легализации таким случаем является возникновение у банка подозрения, что финансовая операция совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности.

Во всех остальных случаях для отнесения финансовой операции к подлежащей особому контролю банк предварительно должен располагать идентификационной информацией о клиенте.

С учетом изложенного при осуществлении финансовых операций, по которым банки должны провести идентификацию их участников, можно рекомендовать действовать в следующем порядке:

1) обратиться к клиенту с просьбой представить документ, удостоверяющий личность, для осуществления финансовой операции. В качестве основания могут быть предъявлены требования по идентификации, установленные как Указом № 601, так и Законом о легализации;

2) если клиент настаивает на проведении финансовой операции и при этом отказывается представлять документ, удостоверяющий личность, банк вправе отказать ему в совершении финансовой операции.

Основания для этого:

соответствие финансовой операции одному из критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций, определенных п.32 Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее - Инструкция), а именно: немотивированный отказ или неоправданные задержки в представлении клиентом сведений о финансовой операции, запрашиваемых банком, либо чрезмерная озабоченность клиента вопросами конфиденциальности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 февраля 2015 г. взамен Инструкции действует Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.12.2014 № 818;

 

необходимость регистрации в специальном формуляре такой финансовой операции, как подозрительной из-за отсутствия каких-либо сведений о клиенте;

3) если при отказе банка в совершении финансовой операции клиент делает запись в книгу замечаний и предложений, банку следует провести мероприятия по верификации указанных клиентом сведений в соответствии с п.16 Инструкции. В зависимости от характера полученной информации ответственное должностное лицо банка, руководствуясь п.34 Инструкции, принимает решение о представлении (непредставлении) специального формуляра в орган финансового мониторинга.

Иные случаи полного или частичного освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от обязательной продажи иностранной валюты

Из ст.13 Закона исключена норма, предоставлявшая право Совету Министров РБ и Нацбанку РБ по согласованию с Президентом РБ устанавливать иные случаи полного или частичного освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от обязательной продажи иностранной валюты. Необходимо отметить, что Указом № 240 предоставлено право Нацбанку РБ устанавливать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами РБ, в соответствии с Законом размер обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РБ.

Изменения в статье 27 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»

Согласно внесенным изменениям в ст.27 Закона:

1) у банка как агента валютного контроля вместо права осуществлять контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства появилось право осуществлять контроль за полнотой и своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валютным операциям, и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

2) исключено право банка приостанавливать операции по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях. Необходимо отметить, что данная норма до ее отмены в силу различных причин не нашла практического применения;

3) уточнено, что банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе осуществлять иные функции, предусмотренные именно валютным законодательством.

В соответствии со ст.2 Закона валютное законодательство РБ состоит из Закона, нормативных правовых актов Президента РБ, законов РБ, нормативных правовых актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля РБ, издаваемых в соответствии с их компетенцией, которыми устанавливаются порядок обращения валютных ценностей, права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций, система органов валютного регулирования и органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их полномочия;

4) в соответствии с Законом № 22-З банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств, если:

такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;

проведение валютной операции допускается при наличии разрешения Нацбанка РБ, но такое разрешение резидентом или нерезидентом не представлено;

резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные требованиями нормативных правовых актов Президента РБ и (или) нормативных правовых актов Нацбанка РБ, либо представленные документы не соответствуют таким требованиям;

в иных случаях, установленных законодательными актами РБ и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка РБ.

И в заключение

В соответствии с Законом № 22-З Совету Министров РБ и Нацбанку РБ в 6-месячный срок необходимо:

обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с Законом № 22-З;

принять иные меры, необходимые для реализации положений Закона № 22-З.

С точки зрения автора, соответствующие изменения будут внесены в:

1) Правила № 72;

2) Инструкцию о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденную постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112;

3) Инструкцию о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденную постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 ноября 2015 г. взамен Инструкции № 15 постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.08.2015 № 514 утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования.

 

Конституционный Суд РБ при оценке Закона № 22-З отметил, что из содержания статей Закона № 22-З следует:

- что в целях обеспечения стабильности валютного регулирования и валютного контроля усиливаются регулятивные функции Нацбанка РБ при осуществлении валютных операций, связанных с движением капитала, и упорядочивается правовое регулирование отношений, касающихся текущих валютных операций. Так, валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются только на основании разрешений Нацбанка РБ, если иное не установлено Законом или Президентом РБ.

- отдельные текущие валютные операции, связанные с оттоком и притоком капитала (по предоставлению и получению кредитов и (или) займов и др.), исключаются из ст.5 Закона и относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала;

- некоторые валютные операции, отнесенные ст.7 Закона к операциям, связанным с движением капитала: осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг, включаются в абзац 2 ст.5 указанного Закона, определяющий текущие валютные операции (п.5 ст.1 Закона);

- положениями проверяемого Закона № 22-З расширяется перечень операций неторгового характера, относящихся к текущим валютным операциям, а также увеличивается число валютных операций, связанных с движением капитала, на которые не требуется разрешения Нацбанка РБ. В связи с этим ст.6 и часть пятая ст.10 Закона излагаются в новой редакции (п.8 ст.1 Закона). Законом уточняется перечень валютных ценностей для целей валютного регулирования, устанавливается порядок исчисления сроков, а также вносятся другие изменения и дополнения в Закон.

Таким образом, Конституционный Суд РБ пришел к выводу: по содержанию норм, форме акта, порядку его принятия Закон № 22-З соответствует Конституции РБ.

Закон № 22-З официально опубликован в газете «Звязда» от 11.06.2009 и вступит в силу через 6 месяцев после его официального опубликования, т.е. 12 декабря 2009 г.

 

15.07.2009 г.

 

Денис Сафаревич, главный юрисконсульт управления правовой и кадровой работы закрытого акционерного общества «Абсолютбанк»

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В постановление Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 «Об утверждении Правил проведения валютных операций» на основании постановлений Правления Нацбанка РБ от 25.08.2009 № 138, от 11.11.2009 № 183 (с 12 декабря 2009 г.) и от 24.05.2010 № 169 (со 2 октября 2010 г.) внесены изменения и дополнения.

В Закон РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» на основании законов РБ от 14.06.2010 № 132-З (с 23 сентября 2010 г.) и от 12.07.2013 № 51-З (с 24 октября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.