Комментарий от 28.03.2014
Автор: Сайчук А.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 04.01.2014 № 104-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Основные изменения в порядке проведения реализации имущества должника


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 04.01.2014 № 104-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Основные изменения в порядке проведения реализации имущества должника

Закон РБ от 04.01.2014 № 104-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 104-З) вступает в силу с 12 апреля 2014 г.

Главной целью его принятия стало приведение Закона РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 415-З) в соответствие с Указом Президента РБ от 10.01.2013 № 14 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 232».

Порядок продажи имущества и снижения цены имущества должника, выставляемого на торги в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)

Изменения, внесенные в ст.127 Закона № 415-З, предусматривают, что имущество должника, являющееся предметом торгов, может быть продано не только единственному участнику аукциона, подавшему заявление на участие, но и единственному явившемуся на аукцион участнику. Прием заявлений на участие в торгах будет прекращаться за 3 дня до их проведения.

Уточнен порядок снижения цены имущества должника, выставляемого на торги в процедурах экономической несостоятельности (банкротства). Так, если ранее у управляющих возникали вопросы относительно возможности снижения цены имущества на повторных торгах, то Законом № 104-З предусматривается следующий механизм снижения цены имущества, выставляемого на торги:

• не более чем на 10 % - без согласия собрания (комитета) кредиторов при проведении первых повторных торгов;

• не более чем на 50 % - с согласия собрания (комитета) кредиторов при проведении вторых и третьих повторных торгов;

• более чем на 50 % - с согласия собрания (комитета) кредиторов при проведении четвертых и последующих повторных торгов.

Алгоритм действий по продаже имущества должника. Сроки проведения торгов

Первые торги:

1) решение о продаже принимается на первом собрании кредиторов, проводимом в срок не более чем 75 дней со дня опубликования объявления об открытии конкурсного производства. На этом же собрании принимается решение об утверждении плана санации.

Возможно проведение отдельного собрания по согласованию начальной цены в недельный срок со дня проведения первого собрания - 82 дня со дня опубликования объявления об открытии конкурсного производства (ст.58, 121 Закона № 415-З);

2) по итогам собрания кредиторов в хозяйственный суд заявляется ходатайство об утверждении начальной цены продажи имущества, рассматриваемое хозяйственным судом в срок не позднее 20 дней со дня его подачи (глава 22, ст.161, 224 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 июля 2014 г. Законом РБ от 01.07.2014 № 174-З в главе 22, 161, 224 ст.134, ХПК слова «хозяйственный суд» заменены соответственно словами «суд, рассматривающий экономические дела,» в соответствующих падеже и числе;

 

3) публикация объявления - 5 дней после утверждения цены хозяйственным судом (часть десятая ст.21 Закона № 415-З);

4) проведение торгов - не менее чем за 30 дней до даты проведения (часть двадцать шестая ст.127 Закона № 415-З).

Итого по первым торгам: 139-140 календарных дней.

Первые повторные торги:

1) рассмотрение ходатайства хозяйственным судом - 20 дней (глава 22, ст.161, 224 ХПК);

2) публикация объявления - 5 дней (часть десятая ст.21 Закона № 415-З);

3) проведение аукциона - 14 дней с момента публикации объявления (часть тридцать шестая ст.127 Закона № 415-З).

Итого по первым повторным торгам: 180-181 календарный день.

Вторые повторные торги:

1) проведение собрания (комитета) кредиторов, на котором принимается решение о последующем снижении цены имущества, - 5 дней;

2) рассмотрение ходатайства хозяйственным судом - 20 дней (глава 22, ст.161, 224 ХПК);

3) публикация объявления - 5 дней (часть десятая ст.21 Закона № 415-З);

4) проведение аукциона - 14 дней с момента публикации объявления (часть тридцать шестая ст.127 Закона № 415-З).

Итого по вторым повторным торгам: 226-227 календарных дней.

Третьи повторные торги:

1) проведение собрания (комитета) кредиторов - 5 дней;

2) рассмотрение ходатайства хозяйственным судом - 20 дней (глава 22, ст.161, 224 ХПК);

3) публикация объявления - 5 дней (часть десятая ст.21 Закона № 415-З);

4) проведение аукциона - 14 дней с момента публикации объявления (часть тридцать шестая ст.127 Закона № 415-З).

Итого по третьим повторным торгам: 270-272 календарных дня.

Указанные сроки рассчитаны по максимуму, но тем не менее позволяют уложиться в 8,5 месяцев даже в случае проведения торгов четыре раза, что совпадает со сроками санации, определенными в ст.125 Закона № 415-З.

 

Обратите внимание!

Согласно ст.134 ХПК процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Исходя из данной нормы сроки для совершения процессуальных действий, т.е. действий, в которых участвует суд, определяются в рабочих днях. Сроки же для совершения действий управляющим в его взаимоотношениях с кредиторами определяются в календарных днях.

 

До принятия Закона № 104-З серьезные проблемы в деятельности управляющих создавала норма части сороковой ст.127 Закона № 415-З, устанавливавшая, что в случае осуществления процедуры конкурсного производства более 1 года и нереализации имущества должника после проведения двух и (или) более торгов управляющий вправе по согласованию с собранием (комитетом) кредиторов обратиться с ходатайством в хозяйственный суд о снижении начальной цены продажи на 20 % и более. Поэтому возникала ситуация, когда управляющий, проведший торги по продаже имущества должника два и более раза, не имел права организовывать их в дальнейшем до истечения годичного срока со дня открытия конкурсного производства, что было серьезной проблемой в его деятельности. Законом № 104-З данная норма исключена.

Кредиторская задолженность не включается в состав предприятия как имущественного комплекса при его продаже

Организации, находящиеся в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), имеют большую кредиторскую задолженность, которая подлежала включению в имущественный комплекс должника при его продаже. Это приводило к фактической невозможности такой продажи, поскольку главная цель покупателя - приобретение активов должника-банкрота, а не его долгов.

В связи с этим в ст.130 Закона № 415-З внесены изменения, предусматривающие, что при продаже предприятия как имущественного комплекса платежные обязательства должника, обязательства должника, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, а также требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, не включаются в состав предприятия.

 

28.03.2014

 

Анатолий Сайчук, заведующий сектором нормативного регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства) Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь