Комментарий от 15.04.2014
Автор: Лукашов А., Лукашова О.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Профилактика правонарушений: новый закон - новые подходы


СОДЕРЖАНИЕ

 

Сфера действия Закона № 122-З

Понятийный аппарат

Субъекты профилактики правонарушений

Полномочия в сфере профилактики правонарушений

Общая профилактика правонарушений

Региональные комплексные программы по профилактике правонарушений

Предписание как новая мера общей профилактики

Индивидуальная профилактика правонарушений

Защитное предписание

Правовое положение лиц, в отношении которых применены меры индивидуальной профилактики правонарушений

 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Профилактика правонарушений: новый закон - новые подходы

С 16 апреля 2014 г. вступает в силу Закон РБ от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее - Закон № 122-З). С этой даты утрачивает силу имевший аналогичное название Закон РБ от 10.11.2008 № 453-З (далее - Закон № 453-З).

Столь непродолжительное действие Закона № 453-З объясняется необходимостью уточнения ряда его положений, приведения его в соответствие с иными законодательными актами, устранения имевшихся в нем недостатков, в т.ч. пробелов.

Принятие Закона № 122-З потребовало внесения корректив в связанный с ним Закон РБ от 26.06.2003 № 214-З «Об участии граждан в охране правопорядка» (далее - Закон № 214-З), что было произведено путем его дополнения новыми нормами, изложенными в ст.37 Закона № 122-З.

Ряд положений Закона № 122-З потребуют разработки и принятия новых нормативных правовых актов, в основном подзаконных, а также внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с тем, чтобы сфера профилактики правонарушений как направление деятельности по поддержанию правопорядка получила полное, системное и непротиворечивое правовое регулирование.

Сравнение нового и старого законов об основах деятельности по профилактике правонарушений показывает, что законодатель не ограничился косметическими правками, а произвел существенные изменения и дополнения в рассматриваемой области правового регулирования, основные из которых сводятся к следующему.

Сфера действия Закона № 122-З

В преамбуле Закона № 453-З сказано, что он устанавливает правовые и организационные основы деятельности по профилактике правонарушений и закрепляет основные формы участия государственных органов (организаций), иных организаций и граждан в осуществлении этой деятельности. Такое законодательное решение указывает на то, что Закон № 453-З конституировался как базовый закон для иных актов законодательства, в которых решались вопросы профилактики правонарушений. Не включив приведенные положения в Закон № 122-З, но введя в него ранее не известные нормы о сфере действия Закона № 122-З (ст.2), подлежащие применению в системном единстве с нормами ст.3 Закона № 122-З, законодатель понизил его статус до уровня одного из актов законодательства, взаимодействие которых регламентируется следующим образом.

Сохранены нормы о разграничении сферы действия Закона № 122-З и специального Закона РБ от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Подтверждено, что профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, осуществляется в соответствии с указанным специальным Законом, Законом № 122-З и другими актами законодательства.

Вопрос о профилактике правонарушений при осуществлении деятельности, предусмотренной нормами Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовно-процессуального кодекса РБ (далее - УПК), иных законодательных актов, имеющих отношение к уголовной и административной ответственности, не был урегулирован Законом № 453-З. Ликвидируя этот пробел, Закон № 122-З устанавливает правило, согласно которому профилактика правонарушений при ведении уголовного и административного процессов, исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности находится вне сферы регулирования Закона № 122-З и осуществляется в соответствии с другими законодательными актами. Например, порядок осуществления профилактики преступлений при ведении уголовного процесса регулируется частью 4 ст.33, ст.90, 199, 263 УПК.

 

Пример

По резонансному уголовному делу о ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей медицинским работником, повлекшем по неосторожности смерть пациента (часть 2 ст.162 Уголовного кодекса РБ (далее - УК)), и служебной халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека (ст.428 УК), суд одновременно с постановлением обвинительного приговора в соответствии с частью 2 ст.33 УПК вынес два частных определения об устранении причин и условий, способствовавших совершению указанных преступлений в адрес лицензионного отдела Министерства здравоохранения РБ и генерального директора медицинского центра (примечание 1).

 

Нормы Закона № 453-З, регламентировавшие деятельность по профилактике правонарушений на добровольных началах в организационно-правовых формах, предусмотренных Законом № 214-З, не включены в Закон № 122-З, что соответствует предмету его правового регулирования. Закон № 122-З не предусматривает указания на такой принцип деятельности по профилактике правонарушений, как «государственная поддержка участия граждан и их объединений в деятельности по профилактике правонарушений» (был предусмотрен ст.3 Закона № 453-З). С учетом предмета правового регулирования развернутая характеристика этого принципа приведена в ст.5 Закона № 214-З.

Иные законодательные акты, предусматривающие осуществление профилактики правонарушений (см., например, Закон РБ от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», Закон РБ от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», Закон РБ от 11.11.2008 № 454-З «Об органах пограничной службы Республики Беларусь», Закон РБ от 10.07.2012 № 390-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь»), не регламентируют деятельность по профилактике правонарушений, ограничиваясь отсылочными нормами, устанавливающими правило, согласно которому такая деятельность осуществляется в соответствии с законодательными актами (законодательством) Республики Беларусь, к числу которых относится и Закон № 122-З.

Вопрос о соотношении Закона № 122-З и международных договоров Республики Беларусь решен традиционно для современного белорусского законодательства: приоритет отдан правилам международных договоров Республики Беларусь, именно они подлежат применению, а не несовпадающие с ними правила Закона № 122-З.

Понятийный аппарат

При применении любого нормативного правового акта большое значение имеют определения используемых в нем понятий. В этом отношении понятийный аппарат Закона № 122-З отличается в выгодную сторону в сравнении с понятийным аппаратом Закона № 453-З.

Определения некоторых понятий, имевшихся в Законе № 453-З, не претерпели содержательных изменений. К таковым можно отнести определения понятий «правонарушение» и «насилие в семье».

В частности, как и ранее, под правонарушениями в Законе № 122-З понимаются противоправные виновные действия (бездействие), за совершение которых предусмотрена уголовная или административная ответственность. Такое определение указывает на то, что Закон № 122-З распространяет свое действие исключительно на деяния, предусмотренные в УК или в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) либо в законодательных актах Президента РБ соответственно в качестве преступлений или административных правонарушений.

 

Справочно

Как показывают статистические данные, число этих правонарушений составляет громадную цифру - примерно 4 000 000 правонарушений в год. Например, в 2013 г. зарегистрировано 96 676 преступлений (94,7 % к уровню 2012 г.). Число административных правонарушений, по которым только органами внутренних дел вынесены постановления о наложении административного взыскания, составило 3 122 281 (116,2 % к уровню 2012 г.) (примечание 2).

Соответственно, и объем деятельности по профилактике правонарушений должен быть сопоставим с количеством правонарушений, совершаемых в стране.

 

Уточнено понятие «профилактика правонарушений», которой признается деятельность по применению мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений только субъектами профилактики правонарушений в соответствии с Законом № 122-З и другими актами законодательства (ранее применение таких мер допускалось организациями, не являвшимися субъектами профилактики правонарушений, и гражданами). Исходя из этого подхода (что профилактику правонарушений вправе осуществлять только субъекты профилактики) скорректировано и определение понятия «профилактическое мероприятие», под которым понимается совокупность действий субъекта профилактики правонарушений, организованных и осуществляемых им в рамках общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений.

Относительно участия граждан в профилактике правонарушений в Законе № 122-З появилось специальное указание на то, что в такой деятельности они принимают участие в соответствии с Законом № 214-З. В ст.6, 7, 12, 231 и 232 Закона № 214-З предусмотрено, что участие граждан в охране правопорядка может осуществляться в различных формах, среди которых применительно к профилактике правонарушений выделяют:

• индивидуальное участие, выражающееся в оказании содействия правоохранительным органам, органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям, органам пограничной службы Республики Беларусь, являющимся субъектами профилактики правонарушений, в работе по профилактике правонарушений;

• участие в профилактике правонарушений в рамках деятельности самодеятельных групп по охране правопорядка по месту жительства или нахождения собственности граждан, добровольных дружин либо советов общественных пунктов правопорядка.

В Законе № 122-З отсутствуют нормы о профилактике правонарушений, совершаемых гражданами без определенного места жительства, содержавшиеся в ст.15 Закона № 453-З. Как следствие, в Законе № 122-З не используются такие понятия, как «гражданин без определенного места жительства», «бродяжничество» и «попрошайничество». Заметим, что вместо определения понятия «гражданин без определенного места жительства», имевшегося ранее в Законе № 453-З, в настоящее время применяется понятие «лица без определенного места жительства», содержащееся в Положении о порядке регистрации и ведения регистрационного учета лиц без определенного места жительства, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 23.08.2010 № 1225.

Субъекты профилактики правонарушений

Обширный перечень субъектов профилактики правонарушений претерпел определенные изменения.

В отличие от Закона № 453-З, в котором для определения тех, кто относился к субъектам профилактики правонарушений, требовалось обращаться к ст.4 и главе 3 этого Закона, в Законе № 122-З данный вопрос урегулирован в одной статье - ст.5. По сравнению с Законом № 453-З содержащийся в ст.5 Закона № 122-З перечень субъектов профилактики правонарушений отличается большей детализацией, в нем приведены современные названия соответствующих государственных органов, учреждений, организаций и иных субъектов права.

В обоих рассматриваемых законах перечень субъектов профилактики правонарушений не является исчерпывающим. Более конкретный перечень был приведен в Законе № 453-З («иные субъекты, определенные законодательными актами Республики Беларусь»). В Законе № 122-З указанный перечень заканчивается словами «общественные объединения и иные организации», что крайне неопределенно.

В соответствии со ст.6 Закона № 122-З координация деятельности по профилактике правонарушений в пределах компетенции осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и нижестоящими прокурорами территориальных и специализированных прокуратур, в т.ч. посредством организации работы координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией. Данное законодательное решение существенным образом отличается от того, которое было закреплено в Законе № 453-З. Статья 5 Закона № 453-З относила координацию деятельности в области профилактики правонарушений к ведению координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией, что противоречило предписаниям п.10 Положения о деятельности координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией, утвержденного Указом Президента РБ от 17.12.2007 № 644 (далее - Положение № 644). Со вступлением в силу Закона № 122-З эта коллизия устранена.

К сожалению, отнесение координации деятельности по профилактике правонарушений к компетенции Генерального прокурора Республики Беларусь и нижестоящих прокуроров территориальных и специализированных прокуратур не нашло отражения в Законе РБ от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее - Закон № 220-З), в котором нет упоминания ни о профилактике правонарушений как направлении деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь, ни об этих органах как субъектах профилактики правонарушений. Если строго придерживаться принципа «системности и комплексности правового регулирования общественных отношений», нашедшего закрепление в ст.7 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон № 361-З), то названные положения следовало включить в главу 6 Закона № 122-З, предусмотрев в них соответствующие корректировки Закона № 220-З.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон РБ от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Комментарий см. здесь.

 

Полномочия в сфере профилактики правонарушений

Уточнены или изменены нормы, определяющие компетенцию государственных органов, иных организаций в сфере профилактики правонарушений.

Так, в частности, из компетенции Президента РБ изъято утверждение государственных программ по борьбе с преступностью и коррупцией, что было предусмотрено ст.6 Закона № 453-З. В ст.8 Закона № 122-З установлено, что разрабатывать эти государственные программы обязано Правительство совместно с Генеральной прокуратурой РБ, а их утверждение отнесено к компетенции республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией.

Приведенная новелла оказалась не сопряженной в полной мере с подп.9.3 п.9 Положения № 644, в котором предусмотрено, что координационные совещания лишь содействуют выполнению мероприятий государственных программ в сфере борьбы с преступностью и коррупцией. Представляется, что данное обстоятельство не препятствует реализации положений ст.8 Закона № 122-З, поскольку отсутствует коллизия между этим Законом и Положением № 644. Определением компетенции республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией Закон № 122-З лишь дополнил нормы Положения № 644.

Более обстоятельно с учетом имеющегося опыта профилактической деятельности изложены полномочия субъектов профилактики правонарушений. Например, в ст.9 Закона № 122-З предусмотрено, что субъекты профилактики размещают в общественных местах, зданиях (помещениях) организаций, государственных средствах массовой информации, в т.ч. распространяемых с использованием сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений информацию о формировании правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан. Применительно к юридическим лицам, на которых возложены функции редакций государственных средств массовой информации, установлено, что они распространяют не только информацию о деятельности субъектов профилактики правонарушений, но и аналитические и другие материалы о профилактике правонарушений, защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, в т.ч. демонстрирующие на конкретных примерах неотвратимость наказания за совершенные преступления.

Общая профилактика правонарушений

Согласно приведенному выше определению профилактика правонарушений осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям деятельности:

• по применению мер общей профилактики правонарушений;

• по применению мер индивидуальной профилактики правонарушений.

Понятие «общая профилактика правонарушений», имевшееся в Законе № 453-З, придавало общепрофилактической деятельности субъектов профилактики не свойственное ей содержание. К области общепрофилактической деятельности относилось также пресечение правонарушений, являющееся специфической деятельностью государства, не входящей в объем понятия «профилактика правонарушений». С вступлением в силу Закона № 122-З устранен указанный недостаток определения понятия «общая профилактика правонарушений», отмеченный специалистами сразу же после принятия Закона № 453-З (примечание 3).

В Законе № 122-З под общей профилактикой правонарушений понимается направленная на недопущение противоправного поведения граждан деятельность субъектов профилактики правонарушений, осуществляемая в соответствии с этим Законом и другими актами законодательства и выражающаяся:

• в выявлении причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, и

• в принятии мер по их устранению, воздействию на социальные процессы и явления.

Расширен перечень мер общей профилактики правонарушений. В этот перечень дополнительно включены такие не предусмотренные ранее меры, как разработка и утверждение региональных комплексных программ по профилактике правонарушений, вынесение предписаний (ст.10 Закона № 122-З). В число иных мер общей профилактики правонарушений включено информирование о проводимых и проведенных профилактических мероприятиях (ст.22 Закона № 122-З).

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений, совершаемых гражданами, имеющими судимость, получили в ст.19 Закона № 122-З название профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений, совершаемых гражданами, освобожденными из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов, а также гражданами, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений.

Такое решение привело к расширению сферы применения профилактических мероприятий: теперь они ориентированы не только на лиц, ранее судимых за совершение преступлений, в отношении которых применялись меры профилактики правонарушений (число таких лиц достаточно велико. Например, за 1-е полугодие 2013 г. территориальными органами внутренних дел республики обеспечены контроль и профилактическое наблюдение за 127 860 лицами, имеющими судимость (примечание 4)), но и на несовершеннолетних, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, или впервые совершивших менее тяжкие преступления, к которым были применены принудительные меры воспитательного характера в указанных учреждениях (ст.117 УК). Включение в сферу профилактики правонарушений несовершеннолетних, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений, является оправданным, поскольку в силу п.3 части 3 ст.121 УК по истечении срока пребывания несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении независимо от категории преступления их судимость погашается и к ним невозможно применить профилактическое наблюдение, предусмотренное ст.81 УК. Они не должны оставаться вне внимания субъектов профилактики правонарушений, хотя число таких лиц относительно невелико и сокращается с каждым годом. Так, в 2013 г. принудительные меры воспитательного характера были применены к 160 несовершеннолетним, в 2012 г. - к 202, в 2011 г. - к 442, в 2010 г. - к 455, в 2009 г. - к 606, в 2008 г. - к 1 044 (примечания 5-10). К сожалению, в приведенных цифрах не представляется возможным выделить данные о числе несовершеннолетних, направленных в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения, поскольку эти позиции не предусмотрены в формах статистической отчетности.

В части указанной категории несовершеннолетних Закон № 122-З взаимосвязан с Законом РБ от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Например, в ст.5 названного Закона предусматривается проведение индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений или лечебно-воспитательных учреждений, если на момент выпуска из этих учреждений наложенное на них дисциплинарное взыскание не погашено или не снято.

Наряду с упоминавшимся выше невключением в Закон № 122-З норм о профилактических мероприятиях, направленных на предупреждение правонарушений, совершаемых гражданами без определенного места жительства, в Закон № 122-З также не введены нормы о профилактических мероприятиях, направленных на предупреждение правонарушений, совершаемых гражданами, страдающими психическими расстройствами (заболеваниями), имевшиеся ранее в Законе № 453-З. Представляется, что профилактика правонарушений со стороны указанных категорий социально неблагополучных лиц сохраняет свою актуальность в настоящее время и должна осуществляться в рамках проведения профилактических мероприятий по предупреждению иных правонарушений (абзац 10 части второй ст.11 Закона № 122-З). Число таких социально неблагополучных лиц в стране не так уж и мало. Например, в Беларуси число граждан без определенного места жительства по разным источникам составляет от 4 до 15 тысяч (примечание 11).

Общая заболеваемость населения Республики Беларусь в возрасте 18 лет и старше психическими расстройствами и расстройствами поведения имеет тенденцию к росту: если в 2006 г. заболеваемость была равна 6 793,3 чел. на 100 тысяч населения данного возраста, то в 2012 г. она составила уже 7 356,0 чел. на 100 тысяч населения данного возраста (примечание 12). Такая же тенденция наблюдается и в отношении больных с психическими расстройствами с впервые в жизни установленным диагнозом (без алкогольного психоза, алкоголизма, наркомании и токсикомании), подлежащих обязательному диспансерному наблюдению в лечебно-профилактических организациях Министерства здравоохранения РБ. В 2006 г. таких больных насчитывалось 14 139 чел., в 2012 г. - 16 903 чел. (примечание 13). Всего же в стране больных с психическими расстройствами (без больных алкоголизмом, алкогольным психозом, наркоманией и токсикоманией), состоящих под наблюдением в психоневрологических организациях, насчитывалось: в 2006 г. - 114 792 чел., в 2012 г. - 103 349 чел. (примечание 14). Наконец, данные о лицах, больных алкоголизмом, алкогольным психозом, наркоманией и токсикоманией, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях системы Министерства здравоохранения РБ, также указывают на негативную тенденцию: в 2006 г. названная категория лиц насчитывала 187 586 чел., в 2012 г. - 205 678 чел. (примечание 15).

Получило развитие и детализацию содержание профилактических мероприятий, ранее предусмотренных в Законе № 453-З. К примеру, в часть третью ст.17 Закона № 122-З введено принципиально новое положение о том, что местные исполнительные и распорядительные органы принимают решения о создании государственных организаций, их структурных подразделений по предоставлению услуг временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье.

 

Справочно

Об актуальности этой меры свидетельствуют, в частности, данные Министерства внутренних дел РБ, согласно которым ежегодно в стране в органы внутренних дел поступает около 500 сообщений о фактах семейно-бытовых конфликтов, из которых свыше 70 % составляют случаи домашнего насилия в отношении женщин и детей. В то же время значительное количество случаев насилия не фиксируется, поскольку многие женщины либо склонны мириться с его проявлениями, либо предпочитают искать решения, не обращаясь с заявлениями в официальные органы (примечание 16). Исследование, проведенное Национальным статистическим комитетом РБ и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, показало, что в целом по республике 11,8 % женщин в возрасте 15-49 лет когда-либо подвергались насилию в любой форме (физическому, психологическому, экономическому или сексуальному) со стороны нынешнего или бывшего мужа (партнера). При этом среди городских женщин домашнее насилие когда-либо испытывала каждая десятая женщина (10,4 %), среди сельских - каждая шестая (16 %). Пережив домашнее насилие со стороны настоящих или бывших мужей (партнеров), только 39,7 % женщин в возрасте 15-49 лет обращались за помощью и 60 % не прибегали к помощи посторонних. Основу для семейного насилия закладывают родители, воспитывающие своих детей с использованием различных насильственных методов. Так, наибольшее число детей в возрасте 2-14 лет подвергались психологическим методам воспитания. Их доля в целом по республике составила 58,7 %. Одна треть (34,2 %) детей подвергалась физическому наказанию (примечание 17).

Региональные комплексные программы по профилактике правонарушений

Согласно ст.4 Закона № 122-З одним из принципов деятельности субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений является принцип плановости и системности. Реализация этого принципа проявляется в том, что общая профилактика правонарушений носит плановый характер. Она основывается на государственных программах по борьбе с преступностью и коррупцией и региональных комплексных программах по профилактике правонарушений.

В силу части первой ст.11 Закона № 122-З региональные комплексные программы по профилактике правонарушений ежегодно разрабатываются и утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами областного и базового территориальных уровней. Реализация этих программ осуществляется субъектами профилактики правонарушений в пределах их компетенции на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Представляется, что и в этой части при принятии Закона № 122-З был нарушен упоминавшийся ранее принцип «системности и комплексности правового регулирования общественных отношений», предусмотренный ст.7 Закона № 361-З, поскольку не были внесены соответствующие коррективы в Закон РБ от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее - Закон № 108-З). Между тем в подп.1.4 п.1 ст.17 Закона № 108-З предусмотрено, что утверждение региональных программ по вопросам местного значения (а региональные комплексные программы по профилактике правонарушений являются таковыми) относится к компетенции советов, а не местных исполнительных и распорядительных органов областного и базового территориальных уровней. Среди полномочий местных исполнительных и распорядительных органов областного и базового территориальных уровней в ст.41 Закона № 108-З не предусмотрены разработка и утверждение региональных программ, указывается лишь на то, что они «осуществляют деятельность по профилактике правонарушений».

Таким образом, положения части первой ст.11 Закона № 122-З о разработке и утверждении региональных комплексных программ по профилактике правонарушений местными исполнительными и распорядительными органами областного и базового территориальных уровней вступают в противоречие с приведенными нормами Закона № 108-З. Указанная коллизия должна разрешаться в соответствии с правилом, изложенным в части второй ст.71 Закона № 361-З: «В случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, принятого (изданного) позднее».

О наличии такой коллизии не сказано в решении Конституционного Суда РБ от 27.12.2013 № Р-898/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее - решение КС № Р-898/2013). Вместе с тем Конституционный Суд РБ, давая характеристику рассматриваемой новеллы, высказал мнение, что принятие региональных комплексных программ по профилактике правонарушений и проведению профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений отвечает интересам государства и общества, в т.ч. местного населения, позволяет в максимальной степени учитывать специфику конкретного региона страны и особенности криминогенной ситуации на его территории, создает необходимые условия для более эффективного использования имеющихся в распоряжении местных исполнительных и распорядительных органов сил, средств и материальных ресурсов, а также способствует осуществлению более действенной профилактики правонарушений.

Примечательно, что в части третьей ст.11 Закона № 122-З решен вопрос о взаимодействии местных исполнительных и распорядительных органов областного и базового территориальных уровней с координационными совещаниями по борьбе с преступностью и коррупцией при разработке, утверждении и исполнении региональных комплексных программ по профилактике правонарушений. Установлено, что на стадии принятия таких программ соответствующие координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией согласовывают их перед утверждением местными исполнительными и распорядительными органами областного и базового территориальных уровней. Следовательно, без такого согласования местные исполнительные и распорядительные органы областного и базового территориальных уровней не вправе утверждать эти программы. На стадии исполнения утвержденных региональных комплексных программ по профилактике правонарушений координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией наделяются функциями контроля за их реализацией. Приведенные нормы Закона № 122-З не вступают в противоречие с нормами главы 2 Положения № 644 и, как представляется, в дальнейшем найдут отражение в нем.

В части второй ст.11 Закона № 122-З определено содержание региональных комплексных программ по профилактике правонарушений. Так, в них должны содержаться в качестве самостоятельных блоков профилактические мероприятия по предупреждению:

• преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления (см. раздел XIII УК);

• правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений (см. часть вторую ст.2, ст.20, 21 Закона РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2016 г. вступил в силу новый Закон РБ от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»;

 

• правонарушений против жизни и здоровья, общественного порядка и общественной нравственности (см. главы 19, 30 УК, главы 9, 17 КоАП);

• правонарушений, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций и гибели людей от них (см. ст.301 и другие статьи УК, ст.23.58 и другие статьи КоАП);

• правонарушений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности (см. раздел VIII УК, главы 10-14 КоАП);

• насилия в семье (см. главы 19, 20 УК, главу 9 КоАП);

• правонарушений, совершаемых гражданами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (см. ст.3171 и другие статьи УК, ст.18.16 и другие статьи КоАП);

• правонарушений, совершаемых гражданами, освобожденными из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов, а также гражданами, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений (см. ст.421 и другие статьи УК, ст.24.12 и другие статьи КоАП);

• иных правонарушений.

Каждый из вышеперечисленных самостоятельных блоков профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений характеризуется в ст.12-19 Закона № 122-З с позиций определения перечня субъектов профилактики правонарушений, которые будут проводить такие мероприятия, и их содержания, в т.ч. определяемого с помощью норм, отсылающих к подзаконным актам (часть вторая ст.17 и часть пятая ст.19 Закона № 122-З).

По сравнению с Законом № 453-З расширилось содержание профилактических мероприятий, что требует принятия нормативных правовых актов, о которых прямо не указано в Законе № 122-З, либо внесения соответствующих корректив в действующие нормативные правовые акты. Например, в частях четвертой и шестой ст.17 Закона № 122-З предусмотрено, что учреждения социального обслуживания, иные государственные организации, их структурные подразделения, оказывающие социальные услуги гражданам, пострадавшим от насилия в семье, осуществляют учет данных об оказании помощи гражданам, пострадавшим от насилия в семье, обобщают, систематизируют и анализируют полученную информацию, а органы внутренних дел осуществляют учет сведений о правонарушениях, совершенных членами семьи по отношению к другим членам семьи, обобщают и систематизируют полученную информацию. Поскольку эта информация может относиться к числу сведений, составляющих личную тайну граждан (тайна усыновления (удочерения) (ст.136 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье) и другие составляющие этого вида охраняемой законом тайны), то действия по профилактике насилия в семье, связанные с получением, учетом и обращением указанных сведений, подлежат регламентации соответствующим нормативным правовым актом.

Согласно части пятой ст.16 Закона № 122-З местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по выделению в жилых комплексах при их проектировании и строительстве мест под гаражи и стоянки для транспортных средств граждан из расчета одно транспортное средство на одну квартиру. Данное положение должно найти отражение в Законе РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и иных нормативных правовых актах, касающихся архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Разработка и принятие указанных выше и иных нормативных правовых актов должны осуществляться в рамках выполнения порученческой нормы ст.39 Закона № 122-З, обязывающей Совет Министров РБ в трехмесячный срок принять меры, необходимые для реализации положений этого Закона.

Предписание как новая мера общей профилактики

В основу регулирования вынесения предписаний субъектами профилактики правонарушений законодателем положена ст.41 Закона № 220-З, определяющая его как акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства.

Легализовав вынесение предписаний в качестве меры общей профилактики, законодатель указал в ст.21 Закона № 122-З, что этот документ является письменным требованием не только органа прокуратуры, но и органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа, органа государственной охраны, органа финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, органа и подразделения по чрезвычайным ситуациям. В этом документе должно содержаться письменное требование о безотлагательном устранении нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам, свободам и законным интересам граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, правам и законным интересам организаций, государственным или общественным интересам, если оно не будет немедленно устранено. Здесь же указаны обязательные реквизиты анализируемого документа.

Для прокурора предписание как мера общей профилактики стало видом предписания как акта прокурорского надзора, который должен отвечать требованиям, предъявляемым к нему Законом № 122-З.

В части шестой ст.21 Закона № 122-З определена процедура доведения предписания до адресата. Руководитель или заместитель руководителя указанных субъектов профилактики правонарушений направляют предписание должностному лицу, организации или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение законодательства, либо вышестоящим государственному органу, должностному лицу, иной организации, правомочным устранить такое нарушение.

Ввиду возможности причинения нарушением законодательства существенного вреда правам, свободам и законным интересам граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, правам и законным интересам организаций, государственным или общественным интересам, предусмотрено, что предписание подлежит немедленному исполнению, о чем адресат предписания обязан безотлагательно сообщить вынесшему его субъекту профилактики правонарушений.

В части восьмой ст.21 Закона № 122-З специально оговорено, что указанный порядок вынесения предписаний не распространяется на вынесение этих документов контролирующими (надзорными) органами при проведении проверок, которые должны руководствоваться законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности (см., например, пп.70, 73 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510).

Индивидуальная профилактика правонарушений

Индивидуальная профилактика правонарушений - это деятельность субъектов профилактики правонарушений по оказанию корректирующего воздействия на гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина и лицо без гражданства в целях недопущения совершения правонарушений, осуществляемая в соответствии с Законом № 122-З и другими актами законодательства (абзац 2 ст.1 Закона № 122-З).

Законом № 122-З в перечне мер индивидуальной профилактики правонарушений оставлены профилактическая беседа и профилактический учет, которые подвергнуты более детальной регламентации. Из числа мер индивидуальной профилактики исключены информирование о причинах и условиях противоправного поведения, а также социальная и трудовая реабилитация. Такая мера индивидуальной профилактики, как официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения, получила название «официальное предупреждение». Изменилось и ее содержание.

Согласно части первой ст.26 Закона № 122-З официальное предупреждение представляет собой письменное разъяснение гражданину о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторности совершения им правонарушений. Иначе говоря, основанием для вынесения официального предупреждения является повторное совершение лицом правонарушения. Указание на эти правонарушения, предусмотренные соответствующими статьями КоАП и УК, а также о числе их повторений (от одного до двух) содержится в перечне, приведенном в части второй ст.26 Закона № 122-З.

В абзаце 6 части второй ст.26 Закона № 122-З к числу оснований для вынесения официального предупреждения отнесено получение в отношении лица сведений о совершении им деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления. Такое формулирование данного основания для вынесения официального предупреждения не согласуется с приведенными положениями части первой ст.26 Закона № 122-З, поскольку деяния, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления, не определены в абзаце 6 части второй ст.26 Закона № 122-З в качестве правонарушений, предусмотренных соответствующими нормами КоАП и УК. К тому же не упоминается, что они совершены повторно.

К сожалению, таким же неопределенным образом, основанным на оценочном характере деяния, формулируется одно из оснований для применения такой меры индивидуальной профилактики, как профилактический учет. В абзаце 7 части второй ст.28 и части первой ст.29 Закона № 122-З предусмотрено, что профилактический учет осуществляется органами государственной безопасности, органами пограничной службы, таможенными органами в соответствии с их компетенцией в отношении лица, о котором получены сведения о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления.

В решении КС № Р-898/2013 указанным мерам индивидуальной профилактики не дана какая-либо оценка. Представляется, что такое изложение основания для вынесения официального предупреждения и профилактического учета, связанное с неопределенностью правового регулирования, может быть использовано для злоупотреблений со стороны должностных лиц субъектов профилактики, уполномоченных на их применение, может быть связано с незаконным ограничением прав, свобод и законных интересов граждан. Например, согласно ст.7 Закона РБ от 20.09.2009 № 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» гражданин может быть временно ограничен в праве на выезд из Республики Беларусь ввиду того, что он состоит на профилактическом учете в органах государственной безопасности Республики Беларусь (до снятия с профилактического учета). По мнению авторов, в рамках приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с Законом № 122-З сфера применения такого ограничения будет распространена и на лиц, состоящих на профилактическом учете в органах пограничной службы и таможенных органах.

Защитное предписание

Новеллой является введение в Закон № 122-З такой меры индивидуальной профилактики, как защитное предписание.

В проекте этого Закона, поступившего в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, защитное предписание не было включено в перечень мер индивидуальной профилактики. Не упоминалось об этой мере индивидуальной профилактики и в проекте, принятом в первом чтении 28 июня 2013 г. Соответствующие нормы, регламентирующие применение защитного предписания, появились при подготовке данного законопроекта ко второму чтению (примечания 18, 19).

В соответствии со ст.31 Закона № 122-З защитное предписание - это письменный документ, в котором в отношении гражданина, совершившего насилие в семье, установлены ограничения на совершение определенных действий.

Основанием для вынесения защитного предписания является постановление о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное ст.9.1, 9.3, 17.1 КоАП, совершенное по отношению к члену семьи.

Защитное предписание выносится при условии, что лицо, в отношении которого вынесено указанное постановление о наложении административного взыскания:

1) было привлечено ранее к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.9.1, 9.3, 17.1 КоАП, совершенное по отношению к члену семьи, и на этом основании ему было вынесено официальное предупреждение;

2) ранее совершило преступление, однако по этому факту было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным пп.4, 5 части первой ст.29 УПК, либо об освобождении от уголовной ответственности в соответствии со ст.88, 89 УК за совершение по отношению к члену семьи деяний, содержащих признаки преступления, предусмотренного ст.140, 141, 143, 145, 146, 148-154, 166-1711, 183, 186, 189 УК, и на этом основании ему было вынесено официальное предупреждение;

3) было привлечено ранее к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.9.1, 9.3, 17.1 КоАП, совершенное по отношению к члену семьи, в течение года после объявления ему официального предупреждения за совершение одного из указанных правонарушений, и на этом основании в отношении него осуществлялся профилактический учет;

4) ранее совершило преступление, однако по этому факту было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным пп.4, 5 части 1 ст.29 УПК, либо об освобождении от уголовной ответственности в соответствии со ст.88, 89 УК за совершение по отношению к члену семьи деяний, содержащих признаки преступления, предусмотренного ст.140, 141, 143, 145, 146, 148-154, 166-1711, 183, 186, 189 УК, и на этом основании в отношении него осуществлялся профилактический учет.

В отношении первой и второй категорий указанных лиц защитное предписание применяется в течение года после объявления официального предупреждения.

Защитное предписание существенно ограничивает права лица, в отношении которого оно выносится, так как ему запрещается:

• предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье;

• посещать места нахождения гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;

• общаться с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, в т.ч. по телефону, с использованием сети Интернет.

С письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье в защитном предписании может быть установлена обязанность гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть жилое помещение, общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, и запрет распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитное предписание выносится руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное ст.9.1, 9.3, 17.1 КоАП, совершенное по отношению к члену семьи. При отсутствии письменного согласия гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в зависимости от гражданина, в отношении которого вынесено защитное предписание, либо по иным причинам не способен (способны) самостоятельно защитить свои права и законные интересы, защитное предписание согласовывается прокурором.

Указанные выше запреты и обязанность устанавливаются руководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от 3 до 30 суток со дня объявления защитного предписания гражданину, в отношении которого оно вынесено.

В ст.31 Закона № 122-З предусмотрены также иные положения, регламентирующие применение и оформление данной меры индивидуальной профилактики правонарушений.

Правовое положение лиц, в отношении которых применены меры индивидуальной профилактики правонарушений

В отличие от Закона № 453-З в Законе № 122-З вопрос о правовом положении граждан, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактика правонарушений, решен более полно и системно, в соответствии со стандартами, принятыми в современном законодательстве Республики Беларусь. Правовое положение указанных лиц определяется как путем установления их прав и обязанностей в статьях главы 4 «Индивидуальная профилактика правонарушений» Закона № 122-З применительно к конкретным мерам индивидуальной профилактики, так и путем приведения их в ст.32 Закона № 122-З.

Претерпело существенные изменения и правовое регулирование вопросов обжалования действий (бездействия) должностных лиц субъектов профилактики правонарушений. В литературе отмечалось, что право на обжалование действий (бездействия) субъектов профилактики правонарушений (их должностных лиц) вышестоящим государственным органам (организациям) или вышестоящим должностным лицам, прокурору или в суд в Законе № 453-З было предусмотрено только в отношении лица, поставленного на профилактический учет, что очевидно не обеспечивало должной защиты как лиц, к которым применялись другие меры профилактики, так и иных лиц, права, свободы и законные интересы которых могли ущемляться ввиду действий (бездействия) субъектов профилактики (примечание 3). Указанный пробел устранен, и в ст.34 Закона № 122-З этот вопрос решен как применительно ко всем гражданам, считающим, что их права, свободы и законные интересы ущемлены, так и применительно к организациям, считающим, что их права и законные интересы ущемлены действиями (бездействием) субъектов профилактики правонарушений, их должностных лиц.

Введен двухступенчатый порядок обжалования действий (бездействия) субъектов профилактики правонарушений, их должностных лиц. Вначале жалоба должна быть направлена в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу). В случае несогласия с полученным ответом жалоба направляется прокурору или в суд.

На взгляд авторов, в силу предписаний ст.60 Конституции Республики Беларусь, гарантирующей каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки, направление жалобы прокурору не лишает гражданина права на обжалование в суде действий (бездействия) субъектов профилактики правонарушений, их должностных лиц. Увы, по этому важному вопросу, затрагивающему конституционное право граждан, отсутствуют какие-либо указания в решении КС № Р-898/2013.

В Законе № 122-З не предусмотрены детальный порядок и сроки обжалования, а также требования, которые предъявляются к содержанию жалобы на действия (бездействие) субъектов профилактики правонарушений, их должностных лиц. В ст.34 Закона № 122-З оговорено лишь, что обжалование осуществляется «в установленном порядке». Как представляется, в этих целях подлежит применению Закон РБ от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Обжалование в суде должно подчиняться правилам, предусмотренным § 6 главы 29 Гражданского процессуального кодекса РБ («Особенности рассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, - и права юридических лиц»). Если, по мнению индивидуального предпринимателя или юридического лица, действия (бездействие) субъектов профилактики правонарушений, их должностных лиц ущемляют их права, свободы или законные интересы в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, они вправе обжаловать их в экономическом суде в порядке, предусмотренном главой 25 Хозяйственного процессуального кодекса РБ («Производство по делам о проверке законности ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, должностных лиц»).

 

Примечание 1. Анестезиолог «Экомедсервиса» приговорен к 4 годам колонии-поселения. Медцентр выплатит родителям погибшей девушки более миллиарда рублей // Электронный ресурс. Режим доступа: http://news.tut.by/society//docs/384500l. Дата доступа: 01.02.2014.

Примечание 2. Правонарушения / Статистические данные о социально-экономическом развитии республики, областей (г.Минска) в разрезе городов областного подчинения и районов в январе-декабре 2013 года // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/regions_current_data/volume1.php. Дата доступа: 02.02.2014.

Примечание 3. Лукашов, А.И. Профилактика правонарушений как направление деятельности по поддержанию правопорядка / А.И.Лукашов, О.Г.Лукашова // Юридический мир. - 2009. - № 1. - С.14-19.

Примечание 4. Аляшкевич, С. Второй шанс // Официальный сайт Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=2491. Дата доступа: 13.04.2014.

Примечание 5. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2008 год. Форма 10, часть 3. - Мн.: Министерство юстиции Республики Беларусь, 2009.

Примечание 6. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2009 год. Форма 10, часть 3. - Мн.: Министерство юстиции Республики Беларусь, 2010.

Примечание 7. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2010 год. Форма 10, часть 3. - Мн.: Министерство юстиции Республики Беларусь, 2011.

Примечание 8. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2011 год. Форма 10, часть 3. - Мн.: Министерство юстиции Республики Беларусь, 2012.

Примечание 9. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2012 год. Форма 10, часть 3. - Мн.: Министерство юстиции Республики Беларусь, 2013.

Примечание 10. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2013 год. Форма 10, часть 3. - Мн.: Верховный Суд Республики Беларусь, 2014.

Примечание 11. Молчанова, М. Сколько в Беларуси бездомных и как им вернуться к нормальной жизни? // Электронный ресурс. Режим доступа: http://udf.by/news/society/76870-skolko-v-belarusi-bezdomnyh-i-kak-im-vernutsya-k-normalnoy-zhizni.html. Дата доступа: 29.01.2014.

Примечание 12. Общая заболеваемость населения Республики Беларусь отдельными болезнями в 2006-2012 гг. (зарегистрировано заболеваний всего на 100 тыс. населения данного возраста) // Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/static/numbers/zabolevaemost. Дата доступа: 13.04.2014.

Примечание 13. Число больных с психическими расстройствами с впервые в жизни установленным диагнозом (без алкогольного психоза, алкоголизма, наркомании и токсикомании), подлежащих обязательному диспансерному наблюдению в лечебно-профилактических организациях Министерства здравоохранения Республики Беларусь в 2006-2012 гг., по областям // Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/static/numbers/zabolevaemost. Дата доступа: 13.04.2014.

Примечание 14. Контингенты больных с психическими расстройствами (без больных алкоголизмом, алкогольным психозом, наркоманией и токсикоманией) в Республике Беларусь на конец 2006-2012 гг. по областям // Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/static/numbers/zabolevaemost. Дата доступа: 13.04.2014.

Примечание 15. Контингенты больных алкоголизмом, алкогольным психозом, наркоманией и токсикоманией, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь на конец 2006-2012 гг., по областям // Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/static/numbers/zabolevaemost. Дата доступа: 13.04.2014.

Примечание 16. Сведения о проектах по предотвращению домашнего насилия // Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=14031. Дата доступа: 13.04.2014.

Примечание 17. Мониторинг положения детей и женщин в Республике Беларусь. Многоиндикаторное кластерное обследование: Итоговый отчет, июнь 2013 / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/households/main.php. Дата доступа: 02.02.2014.

Примечание 18. Информация по проекту Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», 2013 год. II сессия // Официальный сайт Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://house.gov.by/index.php/,7531,36589,,,0,,,/docs/0l. Дата доступа: 27.01.2014.

Примечание 19. Информация по проекту Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», 2013 год. III сессия // Официальный сайт Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://house.gov.by/index.php/,7623,38174,,,0,,,/docs/0l. Дата доступа: 27.01.2014.

 

15.04.2014

 

Алексей Лукашов, кандидат юридических наук, доцент, старший юрист RAIDLA LEJINS NORCOUS

Оксана Лукашова, научный сотрудник сектора социологии инноваций Института социологии Национальной академии наук Беларуси

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2015 г. в Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З на основании Закона РБ от 05.01.2015 № 241-З внесены изменения и дополнения.