


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне». Основные нововведения
О необходимости принятия Закона
Коммерческая тайна есть в деятельности практически любого участника хозяйственных отношений. Излишне говорить о том, какое значение имеет обладание информацией, которая позволяет лицу увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров (работ, услуг) либо получить иную коммерческую выгоду. Однако использование такой информации в качестве конкурентного преимущества возможно лишь при условии сохранения этой информации в режиме тайны. Задача законодателя как раз в том, чтобы предоставить субъектам хозяйствования простой и эффективный правовой механизм, позволяющий решить этот вопрос.
Необходимость принятия специального закона, посвященного правовой охране коммерческой тайны, была обусловлена тем, что действовавшее законодательство Республики Беларусь в силу присущих ему пробелов и внутренних противоречий не позволяло обеспечить эффективную защиту интересов лиц, обладающих конфиденциальной информацией, значимой для осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы охраны коммерческой тайны, до настоящего времени было постановление Совета Министров РБ от 06.11.1992 № 670 «Об утверждении Положения о коммерческой тайне». Однако данное постановление в настоящее время практически не применяется в связи с тем, что его нормы не соответствуют положениям об охране нераскрытой информации Гражданского кодекса РБ (далее - ГК).
Законодательная практика постсоветских государств идет по пути принятия специальных законодательных актов об охране коммерческой тайны. Поэтому принятие решения о разработке специального закона о коммерческой тайне было не спонтанным, а учитывало как потребности складывающихся в стране экономических отношений, так и зарубежный опыт. Следует сказать, что работе над проектом закона «О коммерческой тайне» предшествовала подготовка концепции, в которой обосновывалась необходимость принятия такого закона, определялись предмет правового регулирования, структура, основные положения, а также анализировалось возможное влияние его норм на правовую систему в целом.
Длительная работа по формированию законодательства, которое обеспечит комплексное регулирование отношений, связанных с охраной коммерческой тайны, закончилась принятием Закона РБ от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» (далее - Закон).
![]() |
Обратите внимание! В Законе требовалось решить следующие задачи: • определить понятие «коммерческая тайна» и обозначить его связь с системой объектов гражданских прав; • определить требования, которым должны соответствовать сведения, охраняемые в режиме коммерческой тайны; • определить категории сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну; • определить порядок установления в отношении определенных сведений режима коммерческой тайны; • определить права владельца коммерческой тайны; • урегулировать отношения, связанные с доступом третьих лиц к коммерческой тайне, в т.ч. при предоставлении доступа с согласия владельца коммерческой тайны, а также по требованию государственных органов и иных лиц, наделенных правом получения информации, охраняемой как коммерческая тайна; • урегулировать отношения, возникающие между владельцем коммерческой тайны и его работниками, в т.ч. определить объем ответственности работников за разглашение коммерческой тайны; • определить особенности гражданско-правовой защиты коммерческой тайны. Оценивая Закон в целом, можно, без сомнения, сказать: он решает поставленные задачи. |
При анализе норм Закона необходимо обратить внимание на следующие положения.
Сфера действия Закона. Терминология
Согласно ст.2 Закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, изменением и отменой режима коммерческой тайны, а также в связи с охраной и защитой коммерческой тайны. При этом сфера действия норм, посвященных коммерческой тайне, четко отграничивается от сферы действия законодательства о государственных секретах.
Круг лиц, участвующих в регулируемых Законом отношениях, достаточно широк. При этом в качестве основных участников выступают:
1) владельцы коммерческой тайны;
2) контрагенты владельцев коммерческой тайны;
3) работники, т.е. лица, состоящие в трудовых отношениях с владельцем коммерческой тайны или его контрагентом;
4) государственные органы и иные лица, имеющие право требовать предоставления им доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну.
В качестве владельцев коммерческой тайны в Законе называются юридические и физические лица, правомерно обладающие сведениями, в отношении которых ими в соответствии с данным Законом установлен режим коммерческой тайны. Закон не содержит норм, ограничивающих круг возможных владельцев коммерческой тайны только субъектами предпринимательской деятельности. Тем самым законодатель учитывает интересы иных хозяйствующих субъектов (некоммерческие организации, ремесленники, лица, оказывающие услуги в сфере агроэкотуризма, и др.), чья деятельность не признается предпринимательской, но которые также могут находиться в конкурентных отношениях, а также учитывает возможность сохранения коммерческой тайны учредителями в случае ликвидации юридического лица.
Закон также не исключает, что государственные органы могут выступать в качестве владельцев коммерческой тайны и в этих целях устанавливать режим охраны соответствующих сведений.
В качестве контрагентов владельца коммерческой тайны выступают юридические и физические лица, состоящие в договорных отношениях с владельцем коммерческой тайны и получающие в связи с этим доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Законодатель не ограничивает понятие «контрагент» только лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Для целей Закона контрагентами владельца коммерческой тайны выступают юридические и физические лица, которые являются стороной любого гражданско-правового договора с владельцем коммерческой тайны.
Законодатель специально оговаривает, что понятие «контрагент» не применяется в отношении лиц, состоящих в трудовых отношениях с владельцем коммерческой тайны. Это необходимо в связи с тем, что Закон предусматривает возможность для работника также быть стороной гражданско-правового договора с нанимателем, который может быть владельцем коммерческой тайны, однако при этом законодатель устанавливает специальные правила в отношении работника как стороны гражданско-правового договора.
Для понимания норм Закона необходимо обратить внимание на определения, данные в ст.1 Закона таким понятиям, как:
• режим коммерческой тайны;
• доступ к коммерческой тайне;
• разглашение коммерческой тайны;
• обязательство о неразглашении коммерческой тайны;
• соглашение о конфиденциальности.
Понятие коммерческой тайны
В определении, данном в ст.1 Закона, под коммерческой тайной понимаются сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в т.ч. секреты производства (ноу-хау).
Однако понятие коммерческой тайны нельзя сводить только к определенным сведениям (информации). Законодатель уточняет, что определенные сведения будут составлять коммерческую тайну лишь тогда, когда в их отношении будет установлен режим коммерческой тайны. Далее по тексту Закона коммерческая тайна понимается именно как специальный правовой режим информации, состоящий в том, что этой информации обеспечивается защита от разглашения. Поэтому коммерческая тайна в соответствии с Законом - это не сама информация, а ее правовой режим.
![]() |
Справочно Говоря о понятии «коммерческая тайна», необходимо указать, что в основу Закона положен концептуально новый подход в определении системы объектов возникающих правоотношений. Действующее законодательство, определяя объект правовой охраны, параллельно использует 3 понятия: 1) охраняемая информация, определяемая как самостоятельный объект гражданских прав (ст.128 ГК); 2) нераскрытая информация - объект права интеллектуальной собственности (ст.1010 ГК); 3) служебная и коммерческая тайна (ст.140 ГК), определяемые в качестве формы охраны нераскрытой информации. При этом нераскрытая информация не только относится к объектам права интеллектуальной собственности, но и определяется как объект исключительного права (ст.980 и 983 ГК). В таком подходе законодателя заложено сущностное противоречие, поскольку предоставляемая владельцу исключительного права монополия предполагает определение содержания этого права, т.е. тех действий, которые может совершать обладатель исключительного права и не могут совершать все иные лица. В отличие от любого другого исключительного права определить позитивную составляющую права на нераскрытую информацию, т.е. назвать те действия, которые может осуществлять обладатель права сам и разрешать осуществлять другим, невозможно. Кроме того, в п.4 ст.1011 ГК говорится о том, что лицо, самостоятельно и правомерно получившее сведения, составляющие содержание нераскрытой информации, вправе использовать эти сведения независимо от прав владельца соответствующей нераскрытой информации, что также не позволяет рассматривать права владельца нераскрытой информации в качестве монополии. Поэтому в доктрине гражданского права преобладающим становится представление о том, что в отношении нераскрытой информации может действовать лишь фактическая монополия ее владельца, выражающаяся в возможности устанавливать режим доступа к имеющимся у него сведениям, неизвестным другим лицам, а также принимать юридически обеспеченные меры к недопущению их разглашения. Следовательно, право на нераскрытую информацию должно определяться через законодательно установленный запрет на разглашение определенной информации без ведома ее владельца. Если провести аналогии с правом собственности, то такой подход будет выражен не в закреплении за собственником правомочий владения, пользования и распоряжения, а только в обеспечении законом защиты от воровства. |
С принятием Закона объектом гражданских прав вместо охраняемой информации признается нераскрытая информация. Согласно новой редакции ст.140 ГК информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах) охраняется в качестве нераскрытой информации, если она составляет служебную или коммерческую тайну. При этом нераскрытая информация исключается из числа объектов исключительных прав и уже не упоминается в разделе V ГК, посвященном интеллектуальной собственности.
Для определения содержания прав владельца нераскрытой информации в Законе используется понятие «коммерческая тайна», которое обозначает не саму нераскрытую информацию, а ее правовой режим, состоящий в том, что владелец такой информации не имеет монопольного права на использование определенной информации, однако имеет право на защиту конфиденциальности этой информации (сохранение информации в тайне) в отношении всех лиц, пытающихся незаконным образом получить к ней доступ. Таким образом, в законодательстве реализуется четкая схема, при которой понятие «нераскрытая информация» определяет, что охраняется и что выступает в качестве объекта возможных правоотношений, а понятие «коммерческая тайна» определяет то, каким образом нераскрытая информация охраняется.
В то же время с учетом двойственной природы такой разновидности нераскрытой информации, как секреты производства (ноу-хау), выражающейся в том, что они одновременно могут быть не только информацией, но и результатом интеллектуальной деятельности, а также исходя из сложившейся в мире практики они сохранены в числе объектов интеллектуальной собственности. Однако при этом интересы владельца секрета производства (ноу-хау) согласно новой редакции п.2 ст.1010 ГК будут обеспечиваться не за счет признания за ним исключительного права, а за счет охраны сведений, составляющих секреты производства (ноу-хау), в режиме коммерческой тайны.
Указанные изменения в системе объектов гражданских прав позволят обеспечить правовое регулирование отношений по поводу нераскрытой информации наиболее оптимальным образом, соответствующим самой сути информации как объекта гражданских правоотношений. Исключение понятия «охраняемая информация» из числа объектов гражданских прав представляется обоснованным постольку, поскольку оно объективно шире рамок гражданского права, и включает в себя информацию, правовой режим которой определяется иными отраслями права. В качестве примера такой охраняемой информации можно привести государственные секреты, а также профессиональные тайны (налоговая, адвокатская, врачебная и др.).
Несмотря на то что в настоящее время служебная тайна определяется как разновидность государственных секретов, в новой редакции ст.140 ГК это понятие сохраняется, однако при этом в статью включена отсылочная норма, согласно которой условия отнесения информации к служебной тайне должны определяться законодательством. Данная норма призвана гармонизировать имеющиеся правовые положения, содержащиеся соответственно в гражданском законодательстве и законодательстве о государственных секретах.
Сведения, которые могут охраняться в режиме коммерческой тайны
В режиме коммерческой тайны могут охраняться сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в т.ч. секреты производства (ноу-хау), соответствующие установленным Законом требованиям, в отношении которых лицом, правомерно обладающим указанными сведениями, этот режим установлен.
Режим коммерческой тайны определяется как правовые, организационные, технические и иные меры, предпринимаемые в целях обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.
Закон уточняет условия, необходимые для охраны информации в режиме коммерческой тайны. При определении условий охраноспособности сведений, составляющих коммерческую тайну, разработчиками Закона были учтены нормы ранее действовавшего законодательства, опыт правового регулирования зарубежных стран, а также нормы заключенного в рамках Всемирной торговой организации Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Согласно ст.5 Закона режим коммерческой тайны может быть установлен в отношении сведений, которые одновременно соответствуют следующим требованиям:
• не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;
• имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам;
• не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
• не отнесены в установленном порядке к государственным секретам.
![]() |
Обратите внимание! Принципиальное новшество в том то, что в Законе используется критерий относительной неизвестности и недоступности информации, составляющей коммерческую тайну, при этом использование понятия «круг лиц, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями» может ограничить указанных лиц субъектами, находящимися в конкурентных отношениях с владельцем коммерческой тайны. Не менее важно то, что в Законе поясняется: сведения будут рассматриваться как имеющие коммерческую ценность, если обладание ими позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. При этом данная коммерческая ценность определяется не по объективным критериям, а в связи с неизвестностью соответствующих сведений заинтересованным лицам. |
Указание на то, что в режиме коммерческой тайны не могут охраняться сведения, являющиеся объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, необходимо для того, чтобы разграничить сферы действия законодательства о коммерческой тайне и праве интеллектуальной собственности: в режиме коммерческой тайны не может охраняться информация, которая выражена в охраняемых объектах авторского или патентного права.
В Законе уточнены сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Статья 6 Закона содержит их развернутый перечень. Коммерческую тайну не могут составлять сведения:
• содержащиеся в учредительных документах юридического лица, а также внесенные в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
• содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
• являющиеся врачебной, адвокатской, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайной;
• о недвижимом имуществе, правах и ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
• о составе имущества государственных юридических лиц и юридических лиц, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат государству;
• об использовании средств республиканского и (или) местных бюджетов;
• о состоянии окружающей среды, противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих или способных оказать негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;
• о подлежащих уплате суммах налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей;
• о численности и составе работников, об условиях и охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также о наличии свободных рабочих мест (вакансий);
• о задолженности нанимателей по выплате заработной платы и по социальным выплатам;
• о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
• об условиях аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации и конкурсов по передаче принадлежащих Республике Беларусь или ее административно-территориальной единице акций открытых акционерных обществ в доверительное управление, в т.ч. с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления, а также о проданных объектах приватизации, об условиях их продажи и о покупателях;
• о финансовом состоянии лица, предоставляемые в соответствии с требованиями законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве);
• иные сведения, определенные законодательными актами.
В Законе уточняются определения отдельных видов сведений, не признаваемых в настоящее время охраноспособными в качестве коммерческой тайны. В частности, в их числе Закон не упоминает сведения о заработной плате работников. Такое решение законодателя представляется абсолютно оправданным, поскольку информация о размере оплаты труда сотрудников компании может быть использована конкурентом для переманивания к себе ценных работников, а отнесение такой информации к категории коммерческой тайны соответствует существующей мировой практике.
Приведенный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, является открытым, однако Закон допускает возможность его расширения только на уровне иных законодательных актов. Данная норма имеет принципиальное значение, поскольку придает институту охраны коммерческой тайны стабильность и исключает возможное «размывание» охранительных норм на уровне ведомственного нормотворчества.
Установление режима коммерческой тайны
Согласно ст.4 Закона правовая охрана коммерческой тайны возникает с момента установления в отношении сведений режима коммерческой тайны и не прекращается до тех пор, пока эти сведения соответствуют условиям охраноспособности и действует установленный режим коммерческой тайны.
В качестве субъекта, имеющего право устанавливать в отношении определенных сведений режим коммерческой тайны, Закон называет лицо, правомерно обладающее такими сведениями. Законодатель не дает определения того, что есть правомерное обладание сведениями, а перечисляет случаи, в которых обладание сведениями неправомерно: получение в результате незаконного ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну других лиц, а также недобросовестное получение таких сведений от третьих лиц.
![]() |
Обратите внимание! Законодатель предоставляет право установления режима коммерческой тайны не только лицу, которое в последующем будет считаться владельцем коммерческой тайны, но и его контрагенту, т.е. лицу, состоящему с владельцем коммерческой тайны в договорных отношениях и получившему в рамках заключенного гражданско-правового договора доступ к коммерческой тайне. Это означает, что контрагент, получивший на основании заключенного договора доступ к коммерческой тайне, может использовать предоставленный Законом механизм охраны и защиты коммерческой тайны, в т.ч. регулировать отношения со своими работниками таким же образом, как это делает сам владелец коммерческой тайны. Однако права контрагента владельца коммерческой тайны в части установления и поддержания режима коммерческой тайны являются производными по отношению к правам владельца коммерческой тайны как лица, первым установившего такой режим: контрагент имеет право устанавливать режим коммерческой тайны в отношении сведений, к которым он получил доступ, в пределах, определенных Законом и заключенным с владельцем коммерческой тайны договором, при этом контрагент не наделен правом изменять или отменять режим коммерческой тайны. |
Согласно ст.8 Закона режим коммерческой тайны будет считаться установленным после определения состава сведений, подлежащих охране в режиме коммерческой тайны, и принятия лицом, правомерно обладающим такими сведениями, совокупности мер, необходимых для обеспечения их конфиденциальности. В этой же статье Закона приводится перечень таких мер:
• ограничение доступа к коммерческой тайне путем установления порядка обращения с ее носителями;
• учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне;
• регулирование отношений, связанных с доступом работников и контрагентов к коммерческой тайне;
• определение работников, ответственных за принятие мер по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.
Данный перечень мер определен законодателем императивно, следовательно, принятие всех перечисленных мер - необходимое условие установления режима коммерческой тайны.
Закон предоставляет право владельцу коммерческой тайны применять другие меры, не противоречащие законодательству, в т.ч. технические средства и методы защиты информации, не запрещенные законодательством. Одной из таких мер является предусмотренное нормой части пятой ст.8 Закона: применение на носителях коммерческой тайны грифа «Коммерческая тайна» с указанием владельца коммерческой тайны (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для физических лиц - фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина и место его жительства), однако такая мера осуществляется по усмотрению владельца коммерческой тайны.
Доступ к коммерческой тайне
Доступ к коммерческой тайне означает возможность ознакомления с согласия владельца коммерческой тайны или на ином законном основании определенного круга лиц со сведениями, составляющими коммерческую тайну. При этом в отношении всех лиц, которые получают доступ к коммерческой тайне, предъявляется требование о сохранении конфиденциальности, т.е. исключения дальнейшего распространения сведений.
Норма ст.11 Закона в качестве общего правила устанавливает, что доступ к коммерческой тайне может быть предоставлен только ее владельцем. Такой доступ предоставляется контрагентам и работникам.
В качестве исключения из общего правила предусматривается возможность предоставления доступа к коммерческой тайне по требованию:
• суда или хозяйственного суда (по находящимся в производстве делам, а также находящимся на исполнении исполнительным документам);
• прокурора или его заместителей;
• органов дознания и предварительного следствия - по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам;
• органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
• органов Комитета государственного контроля РБ;
• налоговых и таможенных органов;
• антимонопольных органов;
• других государственных органов и иных лиц, определенных законодательными актами.
Приведенный в Законе перечень государственных органов и иных лиц, имеющих право требовать доступ к коммерческой тайне, является открытым, однако он может быть расширен только на уровне иных законодательных актов. Кроме того, указанные органы могут затребовать доступ к коммерческой тайне «в случаях, порядке и пределах», предусмотренных Законом и иными законодательными актами, что позволяет реализовывать данное право только в пределах той компетенции, которая определена для государственных органов на уровне законодательных актов.
Предоставление доступа к коммерческой тайне должно осуществляться на безвозмездной основе по письменному требованию указанных лиц, при этом такое требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать цель и правовое основание для ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну. В этом требовании также должен быть указан срок предоставления сведений, если только самим законодательным актом, на основании которого истребуется доступ, такой срок не определен.
![]() |
Обратите внимание! Если информация, составляющая коммерческую тайну, истребуется у лица, не являющегося владельцем коммерческой тайны (например, у контрагента владельца коммерческой тайны), такое лицо по общему правилу обязано отказать в удовлетворении требования о предоставлении этой информации, ограничившись предоставлением информации о том, кто является владельцем коммерческой тайны, и только в случаях, когда это предусмотрено законодательными актами, требование о предоставлении доступа к чужой коммерческой тайне подлежит удовлетворению. |
На лиц, получивших доступ к коммерческой тайне, возлагаются обязательства по соблюдению ее конфиденциальности. Согласно ст.12 Закона должностные лица государственных органов и (или) иные лица, получившие в соответствии с их требованием доступ к коммерческой тайне, не вправе без согласия ее владельца разглашать или предоставлять доступ третьим лицам к сведениям, ставшим известными им в силу выполнения трудовых (служебных) обязанностей и составляющим коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, а также не вправе использовать эти сведения в целях, непосредственно не связанных с выполнением трудовых (служебных) обязанностей.
Механизм обеспечения конфиденциальности определен в ст.12 Закона. Государственные органы и иные лица, получившие в соответствии с их требованием доступ к коммерческой тайне, обязаны создать условия, обеспечивающие соблюдение конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну. При этом носители коммерческой тайны, предоставляемые по требованию государственных органов и иных лиц, должны быть идентифицированы владельцем коммерческой тайны путем нанесения грифа «Коммерческая тайна» с указанием ее владельца (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для физических лиц - фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина и место его жительства).
Более детально механизм обращения государственных органов с информацией, составляющей коммерческую тайну, должен быть определен Советом Министров РБ, - соответствующее поручение ему содержится в ст.23 Закона.
Особый порядок ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну, установлен в отношении судопроизводства. Данные правила универсальны и относятся ко всем видам судопроизводства: уголовному, гражданскому, хозяйственному и административному. Согласно ст.13 Закона такое ознакомление возможно только в части, относящейся непосредственно к существу дела, а на лиц, получающих доступ к охраняемым сведениям, возлагается обязанность последующего сохранения конфиденциальности полученных сведений. Основанием для доступа к коммерческой тайне служит судебное постановление об установлении пределов ознакомления с материалами дела, принимаемое по ходатайству лица, предоставившего суду носители коммерческой тайны.
Охрана коммерческой тайны в отношениях с работниками
Работники предприятий и организаций, выступающих в гражданском обороте в качестве владельцев коммерческой тайны либо контрагентов владельцев коммерческой тайны, - основные носители сведений, составляющих эту тайну. Поэтому регулирование отношений между владельцами коммерческой тайны (их контрагентами) и наемными работниками - это основной элемент всего механизма охраны коммерческой тайны.
Законодательство, существовавшее до принятия Закона, несмотря на предусмотренную ст.53 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) обязанность работника не разглашать коммерческую тайну нанимателя, не позволяло обеспечить эффективную охрану коммерческой тайны в рамках трудовых отношений, притом что именно работники - основные носители информации, составляющей коммерческую тайну. Проблема носит концептуальный характер, поскольку связана с ответом на вопрос: какую природу (гражданско-правовую или трудовую) имеют обязательства работника по сохранению коммерческой тайны нанимателя?
Нормы ТК возлагают на работника обязанность не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну нанимателя, тем самым определяя правоотношения работника и нанимателя в вопросах охраны коммерческой тайны как трудовые. Это означает, что в силу нормы ст.400 ТК ответственность работника в случае виновного разглашения коммерческой тайны нанимателя ограничивается его обязанностью возместить причиненный ущерб, под которым в трудовом законодательстве понимается только реальный ущерб, а убытки в виде упущенной выгоды, которые несет субъект хозяйствования в связи с разглашением его коммерческой тайны, при этом не учитываются. Излишне говорить о том, что вред от разглашения коммерческой тайны выражается преимущественно в форме упущенной выгоды (незаключенные сделки, утрата положения на рынке и т.п.).
Норма п.2 ст.140 ГК, согласно которой на работника, разгласившего коммерческую тайну вопреки трудовому договору, возлагается обязанность возместить причиненные убытки, оказывается неприменимой. Это обусловлено закрепленными в законодательстве принципами соотношения норм гражданского и трудового законодательства: в соответствии со ст.1 ГК трудовые отношения регулируются гражданским законодательством, если трудовым законодательством не предусмотрено иное, а трудовое законодательство не допускает возможности взыскания с работника, виновного в разглашении коммерческой тайны, убытков в полном объеме.
Каким образом эта проблема устранена в Законе? В его основу положена концепция параллельного применения норм трудового и гражданского права, которая обеспечивает охрану коммерческой тайны в отношениях между работниками и их нанимателями. В отношении всех работников продолжает действовать норма п.10 ст.53 ТК, которая в обновленной редакции обязывает работника не разглашать коммерческую тайну нанимателя, а также коммерческую тайну третьих лиц, к которой наниматель получил доступ.
Если же наниматель заинтересован в более детальном регулировании отношений с работниками, получающими доступ к коммерческой тайне, Закон предоставляет нанимателю возможность заключения с работником специального договора, который для целей Закона именуется обязательством о неразглашении коммерческой тайны. Согласно норме ст.17 Закона обязательство о неразглашении коммерческой тайны определяет взаимные права и обязанности работника и нанимателя, связанные с соблюдением конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.
![]() |
Обратите внимание! Существенная особенность обязательства о неразглашении коммерческой тайны состоит в том, что оно, являясь гражданско-правовым договором, может сохранить свое действие и после прекращения трудовых отношений. Согласно норме части пятой ст.17 Закона работники, получившие доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, и подписавшие обязательство о неразглашении коммерческой тайны, после прекращения трудового договора (контракта) с нанимателем обязаны соблюдать конфиденциальность таких сведений в течение срока действия обязательства о неразглашении коммерческой тайны либо до момента отмены режима коммерческой тайны в отношении сведений, к которым работник имел доступ, если этот момент наступит ранее окончания срока действия обязательства о неразглашении коммерческой тайны. Прямое указание на гражданско-правовой характер обязательства о неразглашении коммерческой тайны решает проблемы с определением объема ответственности работника: в случае виновного разглашения коммерческой тайны работник обязан будет возместить причиненные нанимателю убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду. |
То, что обязательство о неразглашении - это гражданско-правовой договор, также означает, что в нем может содержаться соглашение о неустойке, подлежащей взысканию со стороны договора, ненадлежащим образом исполняющей свои обязательства.
Чтобы у нанимателя был инструмент, позволяющий заставить работника заключить указанное соглашение, ст.47 ТК дополнена нормой, предоставляющей нанимателю право расторгнуть трудовой договор с работником, которому для исполнения его обязанностей необходим доступ к коммерческой тайне, но который отказывается подписать предлагаемое нанимателем обязательство о неразглашении коммерческой тайны.
С другой стороны, Закон оговаривает возможность выплаты работнику вознаграждения за выполнение обязательств, связанных с соблюдением режима коммерческой тайны. Размер такого вознаграждения также определяется в обязательстве о неразглашении коммерческой тайны. При этом в силу гражданско-правового характера обязательства о неразглашении коммерческой тайны данное вознаграждение не входит в систему оплаты труда работника.
Законодатель определяет в качестве существенного условия обязательства о неразглашении коммерческой тайны условие об ответственности нанимателя за надлежащее выполнение обязанности уведомлять работников, в т.ч. бывших, о затрагивающих их права и законные интересы изменении или отмене режима коммерческой тайны в целом или в отношении отдельных составляющих ее сведений.
Помимо возможности для работника и нанимателя урегулировать отношения по поводу коммерческой тайны в обязательстве о неразглашении коммерческой тайны, Закон содержит нормы, которые императивно определяют обязанности нанимателя и работника в данном вопросе.
Согласно ст.15 Закона наниматель обязан:
• ознакомить работников, которым доступ к коммерческой тайне необходим для выполнения трудовых (служебных) обязанностей, с категориями сведений, составляющих коммерческую тайну нанимателя, и (или) сведений, составляющих коммерческую тайну третьих лиц, к которым наниматель получил доступ (без раскрытия содержания этих сведений);
• ознакомить работников, получающих доступ к коммерческой тайне, с установленным им режимом коммерческой тайны и мерами ответственности за его нарушение, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну нанимателя, и (или) сведений, составляющих коммерческую тайну третьих лиц, к которым наниматель получил доступ;
• создать работникам необходимые условия для соблюдения установленного им режима коммерческой тайны;
• осуществлять иные действия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Согласно ст.16 Закона работники обязаны:
• соблюдать установленный нанимателем режим коммерческой тайны, не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну нанимателя, и (или) сведения, составляющие коммерческую тайну третьих лиц, к которым наниматель получил доступ, и не использовать сведения, составляющие коммерческую тайну, в целях, не связанных с выполнением трудовых (служебных) обязанностей;
• незамедлительно сообщать нанимателю о допущенных ими либо ставших известными им фактах незаконного ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну, фактах незаконного использования этих сведений, фактах разглашения или угрозы разглашения таких сведений, а также о требованиях доступа к коммерческой тайне со стороны государственных органов и иных лиц;
• подписать по требованию нанимателя обязательство о неразглашении коммерческой тайны;
• передать нанимателю при прекращении трудового договора (контракта) находящиеся у них носители коммерческой тайны.
В качестве меры, призванной сбалансировать интересы работников и нанимателя в вопросах охраны коммерческой тайны, законодатель предусмотрел возможность для работника обжаловать в судебном порядке принятие или изменение нанимателем отдельных мер по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, если эти меры ограничивают права работника.
Нельзя не сказать о том, что трудовое законодательство также дополнено таким основанием для увольнения работника, как разглашение коммерческой тайны. Данная норма включена в ст.47 ТК.
Охрана коммерческой тайны в отношениях с контрагентами
Применительно к охране коммерческой тайны в отношениях ее владельца с контрагентами Закон предусматривает, что обязательства по соблюдению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, могут быть как предусмотрены в специально заключаемом соглашении о конфиденциальности, так и включены в любой гражданско-правовой договор.
Соглашение о конфиденциальности можно рассматривать как самостоятельную разновидность гражданских договоров в связи с тем, что законодатель определил его предмет и существенные условия: соглашение должно содержать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, или порядок их определения, пределы использования этих сведений, а также указание о сроке, в течение которого контрагент обязан обеспечивать их конфиденциальность, в т.ч. в случае расторжения или отказа от исполнения договора. Такие же требования предъявляются в том случае, если обязательства по обеспечению конфиденциальности включаются в иной гражданско-правовой договор, который в данном случае следует рассматривать как смешанный договор (ст.391 ГК), включающий в себя условия соглашения о конфиденциальности.
Контрагент по умолчанию наделяется правом самостоятельно определять, какими способами он будет обеспечивать конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую тайну. При этом Закон предусматривает, что в отношении третьих лиц контрагент будет иметь те же права на защиту коммерческой тайны, что и ее владелец, если только иное не будет определено заключенным между ними договором.
![]() |
Обратите внимание! Очень важная норма закреплена в части третьей ст.14 Закона, согласно которой недействительность договора, заключенного с контрагентом, сама по себе не влечет недействительности той части договора, в которой содержатся обязательства по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну. Данная норма необходима для того, чтобы обеспечить конфиденциальность коммерчески ценной информации независимо от юридической судьбы договора, на основании которого она стала доступна контрагенту владельца коммерческой тайны. |
Законодатель возлагает на контрагента обязанность незамедлительно сообщить владельцу коммерческой тайны о возможном нарушении ее конфиденциальности, а именно:
• о допущенном контрагентом либо ставшим ему известным факте незаконного ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну;
• факте незаконного использования этих сведений;
• факте разглашения коммерческой тайны или угрозы разглашения коммерческой тайны третьими лицами.
Контрагент также обязан незамедлительно сообщать владельцу о требованиях доступа к коммерческой тайне со стороны государственных органов и иных лиц, наделенных таким правом. Все названные обязанности определены императивно, и они не могут быть отменены на уровне договора.
Несмотря на то что владелец коммерческой тайны наделяется правом отменять режим коммерческой тайны, делая тем самым ранее конфиденциальные сведения общедоступными, в отношениях с контрагентом это право может быть реализовано лишь в том случае, если это не нарушает принятых по договору обязательств. Это означает, что заключенный между сторонами договор может предусматривать невозможность одностороннего принятия решения о прекращении правовой охраны информации, которую стороны определили как конфиденциальную. Кроме того, согласно норме части второй ст.9 Закона владелец коммерческой тайны обязан, если иное не определено соглашением сторон, письменно уведомлять контрагентов о затрагивающих их права и законные интересы изменениях или отмене режима коммерческой тайны в целом либо в отношении отдельных сведений, составляющих коммерческую тайну.
Договорные отношения, связанные с секретами производства (ноу-хау)
Говоря об охране коммерческой тайны в отношениях с контрагентами, необходимо упомянуть о тех изменениях, которые произошли в регулировании договорных отношений, связанных с секретами производства (ноу-хау). Действующая норма ст.1012 ГК предусматривает, что лицо, обладающее нераскрытой информацией (включая секреты производства (ноу-хау)), может передать все или часть сведений, составляющих содержание этой информации, другому лицу по лицензионному договору (ст.985 ГК). Конструкция лицензионного договора применяется для оформления отношений по передаче ноу-хау потому, что она больше других договорных типов соответствует характеру отношений, возникающих между владельцем ноу-хау и лицом, приобретающим составляющую ноу-хау информацию. Однако применение лицензионного договора для передачи ноу-хау имеет свою специфику. Поскольку ноу-хау по своей природе не может быть объектом исключительных прав, договорные отношения, связанные с ноу-хау, должны основываться не на акте передачи прав на использование ноу-хау, а на раскрытии информации о его сущности. Поэтому в качестве предмета договора следует рассматривать не передачу права на использование ноу-хау, а передачу самого ноу-хау как совокупности охраняемой информации. В этом случае обязательство лицензиара по такому договору состоит не в передаче права использования объекта определенным способом, а в раскрытии информации, составляющей ноу-хау. Поэтому новая редакция ст.1012 ГК предусматривает, что лицо, обладающее секретом производства (ноу-хау), может передать все или часть составляющих его сведений другому лицу по договору, не определяя, каким этот договор должен быть. Это значит, что стороны договора могут самостоятельно определять его содержание. При этом данный договор может определяться сторонами как лицензионный, однако установленные ГК правила о лицензионном договоре могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат существу секрета производства (ноу-хау), не являющегося объектом исключительного права.
Особенности гражданско-правовой защиты коммерческой тайны
Статья 19 Закона предусматривает, что в случае незаконного ознакомления и (или) использования сведений, составляющих коммерческую тайну, а также ее разглашения физические и юридические лица, государственные органы и их должностные лица обязаны, во-первых, прекратить действия, связанные с незаконным ознакомлением и (или) использованием сведений, составляющих коммерческую тайну, а также ее разглашение и, во-вторых, возместить убытки, включая упущенную выгоду, причиненные владельцу коммерческой тайны в результате незаконного ознакомления с составляющими ее сведениями, использования этих сведений, а также разглашения коммерческой тайны.
Закон определяет обязанности лиц, признаваемых добросовестными приобретателями сведений, составляющих коммерческую тайну. В соответствии со ст.20 Закона лицо, ознакомившееся со сведениями, составляющими коммерческую тайну, в результате случайности либо действий другого лица, которое не имело права предоставлять доступ к коммерческой тайне, о чем лицо, ознакомившееся с такими сведениями, не знало и не должно было знать, считается добросовестным приобретателем сведений, составляющих коммерческую тайну.
По требованию владельца коммерческой тайны добросовестный приобретатель обязан принять необходимые меры по обеспечению конфиденциальности полученных им сведений, составляющих коммерческую тайну, в т.ч. заключить с владельцем коммерческой тайны договор, предусматривающий соответствующие обязательства. При этом добросовестный приобретатель вправе требовать от владельца коммерческой тайны возмещения издержек, связанных с принятием таких мер. При отказе добросовестного приобретателя принять указанные меры владелец коммерческой тайны вправе применять в его отношении предусмотренные законодательством способы защиты.
Специальные правила действуют в том случае, если добросовестному приобретателю стали доступны сведения, относящиеся к категории секретов производства (ноу-хау). Согласно норме новой редакции п.2 ст.1011 ГК в случае использования секрета производства (ноу-хау) лицом, которое в соответствии с законодательством является добросовестным приобретателем, суд с учетом средств, израсходованных таким лицом на использование секрета производства (ноу-хау), может разрешить его дальнейшее использование на условиях возмездности.
Изменения в регулировании договора франчайзинга
Изменения, вносимые в ГК в связи с принятием Закона, затрагивают также регулирование договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).
![]() |
Обратите внимание! Основные изменения связаны с тем, что нераскрытая информация, входящая в передаваемый по договору франчайзинга лицензионный комплекс, с принятием Закона больше не рассматривается как объект исключительного права. |
Поэтому в ст.910 ГК дается новая формулировка, определяющая данный договор: по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (далее - договор франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока лицензионный комплекс, включающий право использования фирменного наименования правообладателя, других объектов интеллектуальной собственности, предусмотренных договором франчайзинга, а также нераскрытой информации в предпринимательской деятельности пользователя. Отличие от прежней редакции состоит в том, что лицензионный комплекс больше не определяется как комплекс исключительных прав.
Кроме того, определенные изменения внесены в ст.9103 ГК, в соответствии с которыми из обязанностей правообладателя исключена обязанность выдавать пользователю предусмотренные договором франчайзинга лицензии на право использования объектов интеллектуальной собственности, включенных в состав лицензионного комплекса.
Переходные положения
Закон вступает в силу с 11 июля 2013 г. При этом согласно ст.22 Закона режим коммерческой тайны, установленный до вступления его в силу, сохраняет свое действие при условии, что меры по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, будут приведены в соответствие с требованиями Закона.
Специальные переходные положения установлены в отношении договоров франчайзинга: договоры, заключенные до вступления Закона в силу, продолжают действовать в течение указанного в них срока и не подлежат приведению в соответствие с изменившимися нормами ГК о договоре франчайзинга.
18.02.2013
Сергей Лосев, кандидат юридических наук, доцент