


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». Договоры в сфере торговли
Закон РБ от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее - Закон), вступающий в силу с 22 июля 2014 г., содержит нововведения в правовое регулирование данной сферы, в т.ч. изменения коснулись и договорных отношений в области торговли и общественного питания.
До принятия Закона нормативно регламентировалась, причем достаточно строго, сфера розничной торговли: ст.462-475 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), Закон РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей», Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384, и др. Теперь под императивные нормы законодательства подпадут и другие виды торговли, прежде всего оптовая.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 июля 2014 г. постановление № 384 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703 утратило силу. Следует руководствоваться Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением № 703. С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться Законом в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З. Комментарии см. здесь. |
Основное правило при заключении договоров - правомочие субъектов торговли самостоятельно определять условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг, если иное не установлено ст.12 и 26 Закона, иными законодательными актами Республики Беларусь (подп.3.6 п.3 ст.10 Закона).
![]() |
Справочно Субъект торговли - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь (п.31 ст.1 Закона). |
Договоры поставки
Сразу оговоримся, что большинство ограничений, установленных ст.12 и 26 Закона, относится к оптовой торговле продовольственными товарами. Этому есть три основных причины:
1) продовольственные товары занимают в конечном итоге в объеме розничного товарооборота основную часть, не говоря уже о количестве покупок;
2) население наиболее чувствительно к условиям реализации именно продовольственных товаров;
3) ввиду короткого срока реализации большинства продовольственных товаров изменение условий способно причинить существенные убытки одной из сторон.
Прежде всего, вводится требование прозрачности в отношениях между субъектом торговли (общественного питания) и поставщиком продовольственных товаров. Причем требование это устанавливается в отношении как поставщиков, так и субъектов торговли, если последние осуществляют розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина. Данное требование предполагает обеспечение доступа к информации об условиях отбора контрагента и другой информации, направленной на защиту конкуренции и необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки товаров, путем размещения соответствующей информации на своих сайтах в сети Интернет или путем представления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.
![]() |
Справочно Поставщик товаров - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие или намеревающиеся осуществлять поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для их использования в предпринимательской деятельности (п.18 ст.1 Закона). Торговая сеть - два и более стационарных торговых объекта, которые принадлежат на законном основании одному субъекту торговли либо группе лиц или в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в т.ч. на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (п.35 ст.1 Закона). |
Законом ограничивается выбор договорной модели в отношении между сторонами, который в оптовом звене сводится лишь к договору поставки (примечание). Согласно подп.2.3 п.2 ст.26 Закона сторонам запрещается заключать между собой договор комиссии, договор поручения или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, предметом которых является поставка продовольственных товаров, за исключением заключения указанных договоров между субъектами торговли, входящими в одну торговую сеть. Подобное ограничение освобождает оптовых поставщиков от риска нереализации продовольственных товаров, перенося их на субъекты торговли розничной сети.
Запрещены и другие договорные модели, направленные на те же цели. Согласно п.3 ст.26 Закона субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, запрещается совершать действия, направленные на понуждение поставщика продовольственных товаров к заключению договора, предметом которого является приобретение последним нереализованных продовольственных товаров, срок годности (срок хранения) которых истек, а также включать в договоры, предусматривающие поставки продовольственных товаров, условие о возврате ему таких товаров, не проданных по истечении определенного срока.
В качестве безоговорочного правила декларируется свободное (договорное) ценообразование в оптовом звене (п.3 ст.12 Закона).
![]() |
Справочно В настоящее время согласно ст.7 Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании», а также Указу Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулировании цен (тарифов) в Республике Беларусь» регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на: 1) товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр; 2) отдельные социально значимые товары (работы, услуги) согласно перечню товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) (приложение к названному Указу).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2014 г. в соответствии со ст.7 Закона № 255-З с изменениями, внесенными Законом РБ от 11.07.2014 № 192-З, регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на: - товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, услуги, оказываемые (предоставляемые) субъектами естественных монополий, относящиеся к сферам естественных монополий; - отдельные товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом РБ или по его поручению Советом Министров РБ. |
В договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, не допускается установления сторонами:
1) запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение сторонами указанного запрета. Напомним, что п.1 ст.359 ГК допускает установление запрета на уступку требования в договорах, из которых оно вытекает;
2) требования о внесении поставщиком продовольственных товаров платы за право поставок этих товаров в функционирующие или создаваемые торговые объекты, объекты общественного питания, а также за изменение ассортимента этих товаров. Отбор поставщиков может производиться на конкурсной основе (в т.ч. и через торги), но взимать плату за такое право категорически запрещается;
3) обязательства поставщика продовольственных товаров возмещать:
- убытки в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на эти товары к субъекту торговли, субъекту общественного питания, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика продовольственных товаров. Согласно ст.212 и п.1 ст.429 ГК риск случайной гибели товара, как правило, несет его собственник, причем переход такого риска происходит с момента, когда в соответствии с законодательством или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю;
- затраты, не связанные с исполнением договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, и последующей продажей конкретной партии этих товаров при осуществлении розничной торговли. Речь идет, как и в подп.2.3 п.2 ст.26 Закона, в частности, о коммерческих рисках (нереализации товара), которые запрещается перекладывать с организации торговли на поставщика;
4) обязательства субъекта торговли, осуществляющего розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекта общественного питания, осуществляющего общественное питание посредством организации сети общественного питания, оказывать поставщику продовольственных товаров услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и другие подобные услуги, направленные на продвижение этих товаров. Закон РБ от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее - Закон № 225-З) (ст.2) определяет рекламодателя как организацию или гражданина, деятельность или товары которых рекламируются либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы. При этом не детализируется, кто - розничный продавец либо оптовый поставщик - несет факультативную обязанность по рекламированию. Пробел устраняет ст.12 Закона, возлагающая соответствующие коммерческие расходы на оптовика (как правило, производителя либо дилера, дистрибьютора и других посредников). Впрочем, они могут быть переложены и на розничную торговую организацию, но уже на основании отдельных и добровольно заключаемых договоров возмездного оказания соответствующих услуг (ст.291 Закона № 225-З) или иных гражданско-правовых договоров, не предусматривающих поставки продовольственных товаров, за отдельную плату.
С другой стороны, не допускается установление сторонами в договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, иных гражданско-правовых договорах вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, в т.ч. разгрузки транспорта, приемки продовольственных товаров по количеству и качеству, перемещения к месту хранения, подготовки продовольственных товаров к продаже, фасовки, выкладки продовольственных товаров в торговом зале и на торговом оборудовании, продажи продовольственных товаров и обслуживания покупателей.
Часто договоры, заключаемые между оптовой и розничной торговой организацией, предусматривают отсрочку оплаты, что позволяет последним эффективнее использовать собственные оборотные средства. Для таких ситуаций п.7 ст.12 Закона предусматривает следующие правила:
• продовольственные товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 10 календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговли, субъектом общественного питания;
• продовольственные товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговли, субъектом общественного питания;
• продовольственные товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен свыше 30 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговли, субъектом общественного питания.
![]() |
Справочно Для социально значимых товаров Совет Министров РБ вправе устанавливать иные сроки. Перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2021 г. следует руководствоваться перечнем социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2021 № 22. В данный перечень включены 33 позиции. |
Другие условия договора поставки определяются ст.476-494 ГК, Положением о поставках товаров и др.
Смысл всех указанных выше ограничений и запретов состоит в установлении прозрачности заключаемых в оптовой торговле договоров и переходе к исключительно ценовой конкуренции между торговыми организациями. В свою очередь, последнее имеет целью снижение (предотвращение роста) розничных цен на продовольственные товары.
С первой тесно связана и вторая группа мер ярко выраженного антимонопольного характера. Так, согласно подп.2.2 п.2 ст.26 Закона субъектам торговли, осуществляющим торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, и поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, запрещается понуждать контрагента заключать договор с условиями:
• о запрете на заключение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на аналогичных или иных условиях;
• представлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем контрагенту сведений о заключаемых договорах с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность;
• снижении поставщиком продовольственных товаров цены этих товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к цене этих товаров не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже субъектами торговли, субъектами общественного питания, осуществляющими продажу аналогичных продовольственных товаров.
Запрещается также понуждать контрагента заключать договор с иными условиями, если они содержат схожие признаки указанных выше условий, а также противоречат требованиям антимонопольного законодательства. В частности, речь идет о ст.13, 14 Закона РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 августа 2018 г. Закон № 94-З изложен в новой редакции на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 98-З. Глава 4 новой редакции Закона № 94-З посвящена запрету на недобросовестную конкуренцию. |
В соответствии с положениями п.3 ст.34 Закона гражданско-правовые договоры, содержащие условия, не соответствующие его требованиям, подлежат приведению в соответствие с ним в течение 3 месяцев после вступления в его силу. До такого приведения гражданско-правовые договоры действуют в части, не противоречащей Закону.
Аренда и другие договоры
Запрет содержится и в п.4 ст.26 Закона, согласно которому субъект (субъекты) торговли, осуществляющий (осуществляющие) розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов (за исключением юридических лиц системы потребительской кооперации), доля которого (которых) в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г.Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие ему (им) торговые объекты, за предыдущий финансовый год превышает 20 %, не вправе приобретать, арендовать в этих границах дополнительную торговую площадь для осуществления этим субъектом (этими субъектами) розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади. Нарушение данного запрета влечет ничтожность сделки.
В соответствии со ст.16, 17 Закона для опосредования отношений по использованию площадей торговых центров и рынков должны заключаться договоры аренды или иные договоры, содержащие элементы договора аренды (смешанный договор), либо договоры безвозмездного пользования помещениями или их частями для размещения розничных торговых объектов и иных объектов. Режим работы на торговых местах на рынках устанавливается в таких договорах (п.1 ст.20 Закона).
Создание фирменных магазинов, фирменных секций осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися производителями товаров (далее - товаропроизводитель), либо субъектами торговли, получившими право продажи товаров конкретного товаропроизводителя с использованием товарного знака либо фирменного наименования этого товаропроизводителя, в т.ч. на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (п.1 ст.18 Закона).
Договор франчайзинга упоминается также в абзаце 6 ст.27 Закона, согласно которому государственным органам, иным юридическим лицам запрещается устанавливать в договорах, предусматривающих передачу прав на средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, работ или услуг, в т.ч. на условиях договора франчайзинга, условия, которые могут иметь своим результатом координирование экономической деятельности субъектов торговли, субъектов общественного питания.
Примечание. В самом Законе это прямо не сказано, данный вывод носит логический характер. Согласно ст.476 ГК по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Можно сравнить с определением оптовой торговли, приведенным в п.16 ст.1 Закона: оптовая торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Иногда договору поставки приписывают и иные характеристики, в частности несовпадение во времени момента заключения договора и поставки (п.3 Положения о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Кабинета Министров РБ от 08.07.1996 № 444 (далее - Положение о поставках товаров)). Но, по мнению автора, даже если договор, заключаемый в сфере оптовой торговли, не содержит всех признаков договора поставки, он, как и последний, сохраняет родовую принадлежность к договорам купли-продажи.
17.04.2014
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук