Комментарий от 02.05.2014
Автор: Грабовская Н.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». Обзор новаций


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». Обзор новаций

Закон РБ от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (вступает в силу 22 июля 2014 г., далее - Закон) комплексно регулирует правовые аспекты торговли и общественного питания, в т.ч. вопросы с появившимися не так давно торговыми сетями, обеспечивает защиту интересов малого бизнеса, включая магазины шаговой доступности. В Законе также затрагиваются вопросы конкуренции в сфере торговли и общественного питания, проведения административных процедур, связанных с организацией торговли и общепита.

Кроме того, Закон устанавливает общие требования к организации торговли, общественного питания, созданию стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, организации ярмарок, торговых центров и организации их работы, созданию рынков и организации их работы, созданию фирменных магазинов, фирменных секций и организации их работы, осуществлению торговли с использованием сети Интернет.

В новом Законе даны определения многим понятиям в сфере торговли и общественного питания, в числе которых: ассортимент товаров, ассортиментный перечень товаров, группа товаров, магазин современного формата, магазин шаговой доступности, сеть общественного питания, торговый центр, универсальный рынок. Законом также дано определение понятиям фирменного магазина и фирменной секции. В соответствии с данными определениями после вступления в силу Закона создание фирменных магазинов, фирменных секций может осуществляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися производителями товаров, либо субъектами торговли, получившими право продажи товаров конкретного товаропроизводителя с использованием товарного знака либо фирменного наименования этого товаропроизводителя, в т.ч. на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

Принципы государственного регулирования торговли и общественного питания

В Законе сформулированы основные принципы государственного регулирования торговли и общественного питания, среди которых:

1) соблюдение равенства прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на осуществление торговли и общественного питания;

2) недопустимость неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков товаров. Одним из примеров такого невмешательства является запрет госорганам при согласовании режима работы требовать от субъектов торговли, субъектов общественного питания, администраций торговых центров, администраций рынков выполнения дискриминационных условий;

3) приоритет экономических мер государственного регулирования торговли и общественного питания;

4) обеспечение реализации права субъектов торговли, субъектов общественного питания на свободное обращение товаров. К примеру, государственным органам, иным юридическим лицам запрещается устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров между административно-территориальными единицами Республики Беларусь; вводить ограничения продажи отдельных видов товаров, другие ограничения и (или) запреты на осуществление торговли и общественного питания и (или) давать указания о первоочередной поставке товаров определенным субъектам торговли, субъектам общественного питания, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, а также постановлениями Совета Министров РБ, принятыми для обеспечения безопасности покупателей и защиты их интересов;

5) обеспечение реализации права на свободу выбора контрагента и товаров. В соответствии с данным принципом субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общественного питания, осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, запрещается совершать действия, направленные на понуждение поставщика продовольственных товаров, осуществляющего поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, к заключению договора, предметом которого является приобретение последним нереализованных продовольственных товаров, срок годности (срок хранения) которых истек, а также включать в договоры, предусматривающие поставки продовольственных товаров, условие о возврате ему таких товаров, не проданных по истечении определенного срока.

В соответствии со ст.27 Закона государственным органам, иным юридическим лицам запрещается понуждать субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров к заключению в приоритетном порядке договоров, предусматривающих поставки товаров, с определенными контрагентами, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, а также устанавливать для субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков товаров ограничения в выборе контрагента и товаров;

6) ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции. Так, поставщик продовольственных товаров обязан обеспечивать субъекту торговли, осуществляющему розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекту общественного питания, осуществляющему общественное питание посредством организации сети общественного питания, доступ к информации об условиях отбора контрагента и другой информации, направленной на защиту конкуренции и необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки товаров, к информации о качестве и безопасности поставляемых товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в сети Интернет или путем представления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

В рамках данного принципа установлены следующие запреты государственным органам, иным юридическим лицам:

• создавать субъектам торговли, осуществляющим торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общественного питания, осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, и поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, дискриминационные условия, в т.ч. препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из него других субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков продовольственных товаров; понуждать контрагента заключать договор с определенными условиями;

• устанавливать в договорах, предусматривающих передачу прав на средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, работ или услуг, в т.ч. на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), условия, которые могут иметь своим результатом координирование экономической деятельности субъектов торговли, субъектов общественного питания;

• создавать дискриминационные условия при предоставлении юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мест для создания торгового объекта, объекта общественного питания, размещения розничных торговых объектов и иных объектов в торговом центре, торгового места;

• осуществлять иные действия, которые могут иметь результатами ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров или физических лиц;

7) защита государством прав и законных интересов субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров и покупателей.

Новеллы Закона

1. С 22 июля 2014 г. торговые сети или крупные магазины (за исключением юридических лиц системы потребительской кооперации), доля которых в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г.Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие ему (им) торговые объекты, за предыдущий финансовый год превысила 20 %, не смогут приобретать на любом основании дополнительную торговую площадь в пределах соответствующей административно-территориальной единицы для осуществления розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади. Информация об удельном весе торговых сетей будет размещена в Торговом реестре Республики Беларусь (далее - Торговый реестр). Перечень торговых сетей будет определен Министерством торговли РБ (далее - Минторг).

2. Отменено согласование ассортиментного перечня товаров (продукции общественного питания) с местными исполнительными комитетами.

3. Установлена обязанность субъекта торговли (общественного питания) разрабатывать и утверждать ассортиментный перечень товаров (продукции общественного питания) в соответствии с перечнем товаров (продукции общественного питания), подлежащих включению в ассортиментный перечень, разрабатываемым Минторгом.

4. Установлено содержание ассортиментного перечня товаров (продукции общественного питания). Так, в ассортиментном перечне товаров будут указываться классы и (или) группы товаров, виды товаров и количество их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов, иных разновидностей товаров); в ассортиментном перечне продукции общественного питания будут указываться виды продукции общественного питания и количество их наименований, виды товаров и количество их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов, иных разновидностей товаров).

5. Установлены на уровне закона случаи, когда субъект торговли (общественного питания) должен разработать и утвердить новый ассортиментный перечень: изменение вида и (или) типа розничного торгового объекта, типа и (или) класса объекта общественного питания, перечня товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, перечня продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень продукции общественного питания субъекта торговли.

6. Установлена обязанность субъекта торговли представлять сведения об объекте торговли, общественного питания, торговом центре, рынке для включения в Торговый реестр, а также обязательной актуализации по инициативе субъекта торговли, общественного питания сведений, внесенных в Торговый реестр.

7. Определен момент создания стационарного торгового объекта, стационарного объекта общественного питания, торгового центра, рынка - день внесения сведений о них в Торговый реестр (ст.13, 16, 17 Закона).

8. Субъект торговли вправе будет осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре, и с использованием доменного имени, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю через интернет-магазин, вправе будет использовать иные информационные ресурсы сети Интернет для размещения информации о продаже товаров при наличии в этой информации адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре интернет-магазин.

9. Для согласования режима работы торгового объекта, объекта общественного питания, торгового центра, рынка, субъекта торговли, осуществляющего розничную торговлю без (вне) торговых объектов, заявление о согласовании режима работы будет прилагаться к заявлению о внесении сведений в Торговый реестр.

10. Установлена обязанность организатора ярмарки, администрации торгового центра администрации рынка, собственника (владельца) информационных ресурсов, оказывающего субъектам торговли услуги, связанные с осуществлением этими субъектами торговли розничной торговли через интернет-магазин, принять меры по соблюдению продавцами законодательства о защите прав потребителей, а также санитарно-эпидемиологических, противопожарных, природоохранных и иных требований (ст.15-17, 19 Закона).

11. Установлены требования, ограничения и запреты в отношении договоров поставки продовольственных товаров (ст.12 Закона).

Не допускается установление сторонами в договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров:

• запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение сторонами указанного запрета;

• требования о внесении поставщиком продовольственных товаров платы за право поставок этих товаров в функционирующие или создаваемые торговые объекты, объекты общественного питания, а также за изменение ассортимента этих товаров;

• обязательства поставщика продовольственных товаров возмещать убытки в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на эти товары к субъекту торговли, субъекту общественного питания, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика продовольственных товаров; затраты, не связанные с исполнением договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, и последующей продажей конкретной партии этих товаров при осуществлении розничной торговли;

• обязательства субъекта торговли, осуществляющего розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекта общественного питания, осуществляющего общественное питание посредством организации сети общественного питания, оказывать поставщику продовольственных товаров услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и другие подобные услуги, направленные на продвижение этих товаров. Оказание поставщику продовольственных товаров указанных услуг осуществляется на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг, иных гражданско-правовых договоров, не предусматривающих поставки продовольственных товаров.

При заключении сторонами договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, понуждение контрагента к заключению договоров возмездного оказания услуг, иных гражданско-правовых договоров, направленных на продвижение этих товаров, не допускается.

Установление сторонами в договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, иных гражданско-правовых договорах вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, в т.ч. разгрузки транспорта, приемки продовольственных товаров по количеству и качеству, перемещения к месту хранения, подготовки продовольственных товаров к продаже, фасовки, выкладки продовольственных товаров в торговом зале и на торговом оборудовании, продажи продовольственных товаров и обслуживания покупателей, не допускается.

В случае если сторонами заключаются договоры, предусматривающие поставки продовольственных товаров, с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи субъекту торговли, субъекту общественного питания, срок оплаты таких товаров определяется по правилам, установленным п.7 ст.12 Закона, если иное не определено Советом Министров РБ по социально значимым товарам.

12. Закреплен перечень государственных органов, имеющих право осуществлять контроль в области торговли и общественного питания, в т.ч. приостанавливать (запрещать) продажи товаров, среди которых Комитет государственного контроля РБ, Министерство торговли РБ, областной, городской (включая Минский городской), районный исполнительные комитеты.

13. Закреплено право Департамента ценовой политики Министерства экономики РБ в порядке и в пределах полномочий, установленных законодательными актами Республики Беларусь, производить контроль за соблюдением требований, предусмотренных к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров, и требованиям, направленным на защиту конкуренции в области торговли и общественного питания.

14. Определен перечень случаев приостановления (запрета) продажи товаров: при установлении в ходе проверки случаев продажи товаров, не соответствующих установленным нормативными правовыми актами Республики Беларусь, в т.ч. обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, требованиям к качеству и безопасности товаров, продажи товаров без предусмотренных законодательством Республики Беларусь сопроводительных документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, либо с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы, либо без указания таких сроков, если их установление обязательно, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

15. Установлены правила создания торговых объектов с торговой площадью 400 кв.м и более, в т.ч. магазинов современного формата, стационарных объектов общественного питания с числом мест 60 и более. Так, с 22 июля 2014 г. создание таких объектов будет осуществляться в соответствии со схемами размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров, рынков на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемыми и утверждаемыми городскими (включая Минский городской), районными исполнительными комитетами.

Размещение нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов общественного питания на землях общего пользования населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), находящихся в государственной собственности, будет осуществляться в соответствии с перечнями мест размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов общественного питания.

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов общественного питания в стационарном торговом объекте, стационарном объекте общественного питания, ином капитальном строении (здании, сооружении), находящемся в частной собственности, будет устанавливаться собственником стационарного торгового объекта, стационарного объекта общественного питания, иного капитального строения (здания, сооружения) с учетом требований, определенных законодательством Республики Беларусь.

Ярмарки будут проводиться на республиканском и местном уровнях государственными органами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях продажи и рекламы товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Создание торговых центров будет осуществляться в соответствии со схемами размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров, рынков на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемыми и утверждаемыми городскими (включая Минский городской), районными исполнительными комитетами.

Создание рынков будет осуществляться в соответствии со схемами размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров, рынков на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемыми и утверждаемыми городскими (включая Минский городской), районными исполнительными комитетами, на которых указываются их тип и специализация. При этом потребность в рынках того или иного типа определяется городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в г.Минске исходя из необходимости обеспечения населения этой административно-территориальной единицы определенными товарами.

Рынки будут создаваться на основании разрешений, выдаваемых юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в г.Минске по месту нахождения рынка.

 

02.05.2014

 

Надежда Грабовская, юрист-лицензиат