Комментарий от 16.02.2009
Автор: Латышев И.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 08.07.2008 № 366-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей». Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» изложен в новой редакции


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 08.07.2008 № 366-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей». Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» изложен в новой редакции 

8 июля 2008 г. Президент РБ подписал Закон № 366-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей».

Данный Закон внес несколько изменений и дополнений в Гражданский кодекс РБ (далее - ГК) и Гражданский процессуальный кодекс РБ (далее - ГПК), а также изложил в новой редакции Закон РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2014 г. следует применять Закон с изменениями, внесенными Законом РБ от 04.01.2014 № 106-З.

 

В настоящем комментарии рассмотрим новую редакцию Закона, при этом более подробно остановимся на основных изменениях и дополнениях в данном Законе.

Вступление

Новая редакция Закона доводит защиту прав потребителя практически до абсолютной, максимально расширяя перечень ответственных перед потребителем субъектов.

Если несколько лет назад информация о том, что к ответственности потребитель сможет привлечь не только продавца, а даже импортера приобретенного им товара, воспринималась как неудачная шутка, то сейчас это может стать реальностью.

Кроме импортеров, от руки потребителя дополнительно к продавцам и производителям товаров теперь могут «пострадать» и поставщики товаров, и представители производителей, и ремонтные мастерские. Хотя возможность привлечь к ответственности последних, на наш взгляд, следует отнести все же к позитивным нововведениям Закона, так как нарушения прав потребителей со стороны гарантийных мастерских не редкость.

Представители Министерства торговли РБ мотивируют введение ответственности импортеров тем, что это повысит их ответственность за качество поставляемого товара и что, возможно, они перестанут поставлять «бросовый» товар. Однако возможна ведь и обратная реакция - вместе с продавцами-однодневками, периодически «меняющими вывеску», могут возникнуть такие же импортеры-однодневки.

Кроме того, существует вероятность, что введение ответственности импортеров и поставщиков повлечет сужение ассортимента товаров, поставляемых в Беларусь и предлагаемых потребителю. Ведь поставка товаров новых, не представленных на белорусском рынке брендов, к примеру, бытовой техники, вызовет необходимость организации ее гарантийного ремонта и технического обслуживания. А экономически это не всегда целесообразно.

Помимо этого, риск привлечения к ответственности снизит у поставщиков интерес к работе с товарами белорусского производства в ситуациях, когда их производитель находится в процедуре банкротства либо приостановил свою деятельность.

Дополнительно необходимо акцентировать внимание на том, что несмотря на введение ответственности перед потребителем поставщиков и представителей производителя в Законе не предусмотрена процедура предъявления потребителем претензий к этим субъектам, доказывания обоснованности претензий и несения ими ответственности перед потребителем.

Допустим, поставками товара в Республику Беларусь (или внутри Республики Беларусь) занимаются несколько разных поставщиков. Кому из них потребитель должен предъявлять претензии? Как потребитель может доказать, что товар, по которому он предъявляет претензии, входил в партии, поставленные этим конкретным поставщиком?

Положительным моментом является то, что под действие Закона подпадают и отношения потребителей с ремесленниками, физическими лицами, которые осуществляют разовые продажи на рынках, а также лицами, оказывающими услуги в области агроэкотуризма. И хотя в то же время в Законе больше исключений для этой категории субъектов, чем правил, тем не менее потребитель будет скорее защищен, чем беззащитен.

Беззащитными, как и во время действия старой редакции Закона, останутся субъекты, которые находятся по другую сторону прилавка от потребителя, - продавцы, исполнители и иные субъекты, о которых мы уже писали выше. Количество случаев так называемого «потребительского экстремизма» возрастает. Зачастую его поддерживают или провоцируют общества защиты прав потребителей (с такими случаями к юристам в последнее время очень часто обращаются клиенты, работающие в сфере розничной торговли или бытовых услуг, особенно на периферии).

Вместе с тем новая редакция Закона не предусматривает ни механизмов защиты от потребительского экстремизма, ни ответственности потребителей за такое злоупотребление своими правами. Хотя если учесть, что законодатель в новой редакции Закона дает потребителям еще больше прав и возможностей для их защиты, то вполне логичным было бы ожидать, что в качестве своеобразного противовеса он наделит тех, кто работает с потребителями, определенными правами и возможностями защиты от «потребительских экстремистов».

Как минимум можно было бы дать в Законе определение понятия «потребительский экстремизм» и предусмотреть меры ответственности потребителей за его проявление.

Перейдем к анализу нововведений Закона.

Термины и определения

В первую очередь подверглись корректировке перечень терминов и их определения, применяемые в Законе.

К термину «изготовитель» теперь относится также иное физическое лицо, осуществляющее изготовление товаров в рамках ремесленной деятельности или производящее товары (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенные к товарным группам, определенным законодательством, для последующей их разовой реализации на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством.

К термину «исполнитель» относится также иное физическое лицо, выполняющее работы или оказывающее услуги в рамках ремесленной деятельности либо оказывающее услуги в сфере агроэкотуризма.

А к термину «продавец» - также иное физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных им товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством.

Таким образом, дополнение указанных терминов приводит к тому, что сфера действия Закона существенно расширяется за счет включения в нее определенных категорий физических лиц.

Такое расширение сферы действия Закона не является случайным, поскольку в обиходе давно используются новые для законодательства понятия «ремесленная деятельность» и «агроэкотуризм». В этих сферах потребители приобретали товары, работы, услуги у физических лиц, которые не являлись индивидуальными предпринимателями. Соответственно Закон формально к таким отношениям не применялся. А это серьезным образом могло ограничить права потребителей и возможности их защиты.

Со вступлением в силу новой редакции Закона этот перекос необходимо устранить - лица, занимающиеся ремесленной деятельностью, оказывающие услуги в сфере агроэкотуризма или осуществляющие разовую реализацию товаров, должны соответствовать всем требованиям законодательства о защите прав потребителей, а в случае несоответствия - нести предусмотренную законом ответственность.

Кроме того, к числу ранее используемых в Законе терминов добавлены следующие:

поставщик - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на территории РБ деятельность по реализации приобретенного товара другим организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам для использования его в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в т.ч. организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по ввозу товара на территорию РБ для его последующей реализации на территории РБ (далее - импортер);

представитель изготовителя, продавца, поставщика - организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность на основании договора с изготовителем (продавцом, поставщиком) и уполномоченные им на принятие и (или) удовлетворение требований потребителей в отношении товара (результата работы, услуги) ненадлежащего качества;

ремонтная организация - организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, а также в целях Закона индивидуальный предприниматель, осуществляющие устранение недостатков товара, в т.ч. в течение гарантийного срока, иное физическое лицо, осуществляющее ремонт товаров в рамках ремесленной деятельности.

Добавление этих терминов также расширит сферу действия Закона, так как теперь в определенных случаях ответственность, которую раньше несли только продавцы либо изготовители товаров, будут нести также поставщики (в т.ч. и импортеры), представители и ремонтные организации.

Кроме рассмотренных терминологических «рокировок» хотелось бы остановиться еще на том, что в новой редакции Закона конкретизирован термин «существенный недостаток товара (работы, услуги)». Таковым является неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере 30 % и более от стоимости товара (работы, услуги), определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки.

В старой редакции Закона не были четко определены понятия «несоразмерных расходов» и «несоразмерных затрат времени», что позволяло субъективно их трактовать. Теперь этот недостаток устранен, что позволит повысить единообразие практики применения Закона.

Информация о товарах (работах, услугах)

Значительные изменения и дополнения претерпела ст.7 Закона, посвященная информации о товарах (работах, услугах).

Согласно подп.2.9 п.2 ст.7 Закона информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать не только наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца, исполнителя), но и - при их наличии - импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) техническое обслуживание товара; если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель, - фамилию, собственное имя, отчество и место жительства индивидуального предпринимателя.

Следует отметить, что информация о поставщиках товара внутри Республики Беларусь (не являющихся импортерами) потребителю предоставляться не должна.

Кроме того, в перечень информации о товарах (работах, услугах) дополнительно включены два новых подпункта: количество или комплектность товара (результата работы), штриховой идентификационный код, если обязательное маркирование товаров таким кодом предусмотрено законодательством.

Пунктом 3 ст.7 Закона предусмотрено, что при реализации потребителю непродовольственных товаров, срок службы и (или) срок хранения которых истекли (кроме лекарственных средств), но реализация которых разрешена в соответствии с п.3 ст.13 Закона, потребителю должна быть представлена информация об истекших сроке службы и (или) сроке хранения товаров, о дате и номере разрешения на дальнейшую их реализацию и сроке, в течение которого товары возможны к использованию.

Введенную Законом возможность допуска к реализации непродовольственных товаров, срок службы и (или) срок хранения которых истекли, рассмотрим ниже.

Существенным нововведением ст.7 Закона стали нормы, обязывающие продавцов (исполнителей) при реализации потребителю товаров (выполнении работ, оказании услуг) по образцам, описаниям товаров (работ, услуг), содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в т.ч. в глобальной компьютерной сети Интернет, представлять потребителю предусмотренную Законом информацию о товарах (работах, услугах).

Практически вся информация о товарах (работах, услугах) в рассматриваемом случае должна быть представлена потребителю до момента заключения договора. И только штриховой идентификационный код и необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования товарами (результатами работ, услугами) могут быть предоставлены потребителю при доставке товара.

Дополнительно к этому Закон устанавливает, что определенная часть информации о товарах (работах, услугах), реализуемых по образцам, - в т.ч. информация о сроке доставки товара (выполнения работы, оказания услуги), цене и об условиях оплаты доставки товара - должна содержаться в соответствующих информационных источниках, в т.ч. в глобальной компьютерной сети Интернет. Иная предусмотренная Законом информация до момента заключения договора может доводиться до сведения потребителя в устной форме.

Существует вероятность, что введение данной нормы позволит вывести «из тени» в первую очередь многочисленные «серые» интернет-магазины.

С одной стороны, возможность доводить определенную информацию до сведения покупателя интернет-магазина в устной форме - это несомненная либерализация, шаг навстречу интернет-торговле, так как специфика этой отрасли предполагает плотное общение потребителя с курьером, который, к примеру, доставляет купленный в интернет-магазине товар. Но с другой стороны, как показывает практика, курьеры очень часто не знают даже как называется магазин, покупки из которого они доставляют. Поэтому сложно себе представить, насколько подробно такой курьер сможет рассказать потребителю, к примеру, об основных потребительских свойствах товаров либо «дать рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если этого требует специфика таких продуктов».

Следует отдельно отметить, что в Законе прямо предусмотрена норма о том, что информация о товарах (работах, услугах) должна быть доведена до сведения потребителя четким и разборчивым шрифтом. Раньше подобной нормы не было, что приводило к частым злоупотреблениям. При этом необходимо отметить, что для окончательного исключения возможных злоупотреблений стоило бы еще добавить, что шрифт должен быть читабельным. Ведь шрифт может быть четким и разборчивым, но настолько мелким, что его невозможно прочесть. Мелкий шрифт очень часто используется в рекламе (телевизионной, наружной, печатной) и вызывает обоснованные нарекания со стороны потребителей.

Напомним, что информация о товарах (работах, услугах) может доводиться до потребителей в документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на потребительской таре (упаковке), этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Как можно заметить - перечень открытый.

Для случаев, когда продавцом (исполнителем) является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию товаров на рынке (выполняющее работы, оказывающее услуги), Закон предусматривает сокращенный перечень доводимой до потребителя информации. Так, в указанном случае потребителю должна быть представлена информация только о наименовании, цене товара (работы, услуги), об условиях хранения товара (результата работы), пользования товаром (результатом работы, услугой), если они отличаются от обычных условий хранения товаров (результатов работ), пользования товарами (результатами работ, услугами) либо требуют специальных условий хранения, пользования.

Более того, в рассматриваемом случае продавцы (исполнители) освобождены также от обязательной выдачи потребителю кассового (товарного) чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара (выполнения работы, оказания услуги). Возникает вопрос: чем потребитель в данном случае сможет доказать факт приобретения товара (работы, услуги)? Получается, что только свидетельскими показаниями. Так что же, за покупками на рынок лучше выбираться как минимум вдвоем, равно как и на отдых на объекте агроэкотуризма?

Информация об изготовителях (исполнителях, продавцах)

Cтатья 8 Закона была дополнена несколькими моментами.

Во-первых, информацию об изготовителях (исполнителях, продавцах) потребителю теперь должны сообщать не только организации-изготовители (исполнители, продавцы), но и их филиалы, представительства, иные обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения организации.

Во-вторых, потребителю согласно Закону должны сообщаться не только сведения о соответствующей организации, у которой он приобретает товары (работы, услуги), но также наименование торгового объекта или объекта обслуживания, в которых осуществляется реализация потребителю товаров (выполнение работ, оказание услуг), если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) организации, ее филиала, представительства, иного обособленного подразделения, расположенного вне места нахождения организации.

Что касается изготовителей (исполнителей, продавцов) - физических лиц, производящих товары (осуществляющих реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию товаров на рынке, выполняющее работы, оказывающее услуги), то они обязаны представить потребителю информацию о своих фамилии, собственном имени, отчестве. Сразу возникает вопрос: каким образом потребитель сможет в рассматриваемом случае проверить соответствие названных продавцом (изготовителем, исполнителем) данных реальности? Видится только один возможный вариант - сравнить с документом, удостоверяющим личность продавца (изготовителя, исполнителя). Однако иметь при себе соответствующий документ Закон указанных лиц не обязывает, равно как и не обязывает их предъявлять такой документ покупателям.

В рассматриваемую статью включена также норма, которая касается представления потребителю информации о продавце (изготовителе, исполнителе) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) по образцам, описаниям товаров (работ, услуг), содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в т.ч. в глобальной компьютерной сети Интернет.

В этом случае информация о продавце (изготовителе, исполнителе), а также информация об их специальных разрешениях (лицензиях), должна быть доведена до сведения потребителя в соответствующих каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представлена в фотографиях или иных информационных источниках, в т.ч. в глобальной компьютерной сети Интернет.

Режим работы продавца (исполнителя)

На основании ст.9 Закона необходимость согласования с местными исполнительными и распорядительными органами режима работы продавца (исполнителя) не распространяется на случаи, когда продавцом (исполнителем) является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию товаров на рынке (выполняющее работы, оказывающее услуги).

Право потребителя на надлежащие качество товара (работы, услуги), комплектность, количество товара (результата работы)

Подверглась определенным изменениям и дополнениям и ст.11 Закона.

Во-первых, она дополнена нормой о качестве товаров (работ, услуг) реализуемых по образцам. Так, Закон устанавливает, что при реализации потребителю товаров (выполнении работ, оказании услуг) по образцам, описаниям товаров (работ, услуг), содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в т.ч. в глобальной компьютерной сети Интернет, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует таким образцам, описаниям, а также требованиям законодательства.

Кроме того, потребитель имеет право на то, чтобы товар (результат работы, услуга) при установленных условиях использования товара (результата работы, услуги), хранения, транспортировки и утилизации товара (результата работы) был безопасен для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги), являются обязательными и устанавливаются в соответствии с законодательством.

Реализация товара (выполнение работы, оказание услуги) с недостатками, наличие которых является нарушением установленных законодательством требований по его безопасности, запрещается.

Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) по установлению срока службы, срока годности, срока хранения товара (результата работы), а также гарантийного срока на товар (результат работы, услугу)

Первым нововведением ст.13 Закона стало исключение из правила о том, что по истечении сроков годности (хранения) реализация товаров запрещается.

В настоящее время реализация отдельных непродовольственных товаров, срок службы и (или) срок хранения которых истекли (кроме лекарственных средств), может быть разрешена в порядке, установленном Правительством РБ, по результатам проведения соответствующей экспертизы этих товаров. Разрешение на дальнейшую реализацию товаров, срок службы и (или) срок хранения которых истекли, должно содержать указание на срок, в течение которого товары возможны к использованию.

Осталось только дождаться утверждения Правительством РБ соответствующего порядка.

Достаточно серьезные изменения коснулись норм рассматриваемой статьи о гарантийных сроках.

Законом определено, что изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать на товар (результат работы, услугу) гарантийный срок в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством.

Ранее установление гарантийного срока было правом, а не обязанностью изготовителя (исполнителя). Однако наличие оговорки «в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством» не позволяет говорить о том, что появившаяся обязанность устанавливать гарантийный срок является безусловной.

Закон установил принципиальную норму о том, что гарантийный срок на товар, производимый за пределами РБ, должен быть не менее гарантийного срока, предусмотренного законодательством РБ для аналогичных товаров, производимых на территории РБ. Если изготовителем товара, производимого за пределами РБ, установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок, предусмотренный законодательством для аналогичных товаров, производимых на территории РБ, поставщик обязан установить на такой товар гарантийный срок, предусмотренный законодательством.

Таким образом, у поставщиков потребительских товаров появилась новая обязанность - отслеживать длительность гарантийных сроков на поставляемые ими товары в Республику Беларусь и у их изготовителей и в определенных случаях самостоятельно устанавливать на товары гарантийные сроки в соответствии с отечественным законодательством.

Если изготовитель (поставщик) не выполнил предусмотренную законодательством обязанность по установлению гарантийного срока или выполнил ее ненадлежащим образом, гарантийный срок на товар обязан установить продавец.

Однако изготовителям и поставщикам не стоит доводить ситуацию до этого. Ведь возможно, что подобная «халатность» сыграет против них. Продавцов часто обвиняют в том, что они серые, меняют вывески и т.д., поэтому для привлечения покупателей какой-нибудь предприниматель-однодневка в случае неустановления надлежащего гарантийного срока производителем (поставщиком) может установить гарантийный срок любой продолжительности (к примеру, 10, 15, 20 лет). Через месяц этого предпринимателя уже может не быть, но в течение установленного им гарантийного срока счастливые покупатели смогут требовать от поставщика либо производителя выполнения соответствующих действий, предусмотренных Законом. Подробнее о таких возможных действиях - чуть ниже.

Впрочем, из норм об установлении гарантийных сроков сделаны вполне ожидаемые исключения - эти нормы не распространяются на случаи, когда продавцом (изготовителем, исполнителем) является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию товаров на рынке (производящее товары, выполняющее работы, оказывающее услуги).

Обязанности изготовителя (продавца, поставщика, исполнителя) по обеспечению возможности использования товара (результата работы) по назначению, его ремонта и технического обслуживания

Статья 14 Закона дополнена п.3, согласно которому продавец обеспечивает возможность технического обслуживания (за исключением недвижимого имущества) и ремонта товара в течение гарантийного срока, а если гарантийный срок не установлен либо составляет менее 2-х лет, - в течение 2-х лет со дня реализации потребителю товара, если более длительные сроки не установлены законодательством и (или) договором.

При этом наблюдается некоторая коллизия между указанной нормой и нормой п.2 той же статьи, которая предусматривает, что возможность технического обслуживания товара (результата работы) обеспечивает изготовитель (исполнитель).

Данную коллизию следует разрешать таким образом: продавец должен обеспечивать возможность технического обслуживания товаров в том случае, если ее не обеспечивают соответствующие изготовители.

Однозначно оценить такое нововведение опять же сложно. Для потребителей - это несомненный плюс, для продавцов - лишние расходы, нести которые готов будет не каждый из них. Имеются опасения, что из продажи исчезнут бытовые товары малоизвестных пока в Беларуси брендов либо товары из премиум-сегмента, поскольку организовывать их техническое обслуживание в Беларуси на сегодняшний день невыгодно ни производителям, ни продавцам этих товаров.

Статья 14 Закона заканчивается стандартным исключением о том, что нормы этой статьи не распространяются на случаи, когда продавцом (изготовителем, исполнителем) является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию товаров на рынке (производящее товары, выполняющее работы).

Ответственность за нарушение прав потребителя

Ответственность за нарушение прав потребителя несут теперь не только продавец или изготовитель либо исполнитель, но также поставщик, представитель, ремонтная организация (ст.15 Закона).

Рассматриваемая статья дополнена п.5, исходя из норм которого продавец (поставщик) вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, от изготовителя или поставщика, реализовавшего ему такой товар, а также возмещения убытков, понесенных продавцом (поставщиком) в связи с восстановлением нарушенного права потребителя, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента РБ или договором. При этом изготовитель или поставщик, реализовавший товар продавцу (поставщику), освобождаются от ответственности, если докажут, что недостатки товара возникли по причинам, возникшим после передачи товара продавцу (поставщику).

Ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)

Статья 16 Закона дополнена нормой о том, что если при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в т.ч. в глобальной компьютерной сети Интернет, потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара.

В связи с изложенным многим интернет-магазинам придется проводить тренинги для курьеров, поскольку значительную часть информации при торговле по образцам продавец вправе представить потребителю именно в момент доставки товара.

Претензии по поводу недостатков товара, возникших по мнению потребителя из-за непредставления ему соответствующей информации, потребитель теперь может предъявить также поставщику или представителю.

Рассматриваемая статья дополнена п.5, согласно которому при возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, исполнителем) спора о достоверности представленной информации о товаре (работе, услуге) продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель) обязан провести экспертизу достоверности информации за свой счет в порядке, установленном Правительством РБ. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе принять участие в проведении экспертизы лично или через своего представителя, а также оспорить заключение экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы будет установлено отсутствие нарушений со стороны продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю, исполнителю) расходы по проведению экспертизы.

Компенсация морального вреда

Исходя из ст.18 Закона компенсации морального вреда потребители вправе требовать также от поставщиков, представителей, ремонтных организаций.

Права потребителя в случае реализации ему товара ненадлежащего качества

Статья 20 Закона дополнена несколькими интересными нюансами.

Так, в случае расторжения потребителем договора розничной купли-продажи потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества без потребительской тары (упаковки). Это нововведение освободит граждан от обязанности хранить массу упаковок от приобретенных товаров (особенно крупногабаритных) в течение их гарантийного срока.

Кроме того, рассматриваемая статья дополнена принципиальными пп.6 и 7, которые, как уже было указано, значительно расширяют перечень ответственных перед потребителем субъектов.

Теперь в случае экономической несостоятельности (банкротства) продавца (изготовителя), приостановления или прекращения его деятельности, отсутствия у потребителя достоверных сведений о продавце (изготовителе) либо месте нахождения или месте жительства изготовителя за пределами РБ потребитель вправе предъявить поставщику либо представителю требования о замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара либо о возмещении расходов по устранению недостатков товара.

При невыполнении поставщиком, представителем требований потребителя, указанных выше, потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества соответственно поставщику, представителю и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Кроме того, требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара потребитель вправе предъявить также ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара в течение гарантийного срока.

Пункт 9 рассматриваемой статьи устанавливает, что продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости - провести проверку качества товара. Более того, продавец (изготовитель, поставщик, представитель) должен проинформировать потребителя о его праве на участие в проверке качества товара, а если такая проверка не может быть проведена незамедлительно, - то и о месте и времени проведения проверки качества товара. Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет.

Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

Статья 21 Закона содержит некоторые нововведения, касающиеся исчисления гарантийных сроков на товар, а также предъявления потребителем соответствующих претензий.

Если продавец установил на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем (исполнителем), а также гарантийный срок на товар, на который гарантийный срок изготовителем (исполнителем) не установлен, требования в отношении недостатков товара, обнаруженных в течение указанного гарантийного срока, потребитель может предъявить исключительно продавцу.

Гарантийный срок товара исчисляется с момента передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено пп.3 и 4 ст.21 Закона, иным законодательством или договором. Если момент передачи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара. Если в дате изготовления товара указаны только месяц и год или год изготовления товара, днем его изготовления считается соответственно последний день месяца или года.

Интересное нововведение установлено в отношении сезонных товаров - если в сезонном товаре в ходе его использования обнаружены недостатки до наступления соответствующего сезона, гарантийный срок исчисляется со дня начала использования такого товара, заявленного потребителем.

Из правила о том, что гарантийные сроки на комплектующее изделие и составную часть основного изделия считаются установленными той же продолжительности, что и гарантийный срок на основное изделие, сделано исключение в отношении тех комплектующих изделий и составных частей основного изделия, которые подлежат периодической замене.

Права потребителя при нарушении продавцом сроков передачи предварительно оплаченного товара

Закон дополнен ст.24, предусматривающей права потребителя при нарушении продавцом сроков передачи предварительно оплаченного товара. По сути, в этой статье получили развитие и конкретизацию нормы ст.457 ГК.

В отличие от указанной нормы ГК, ст.24 Закона прямо устанавливает, что договор, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю.

Кроме того, в соответствии с рассматриваемой статьей требования потребителя о возврате суммы предварительной оплаты за товар и полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно. В случае если удовлетворить требования потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать 7 дней со дня предъявления соответствующего требования.

Требования потребителя о передаче ему предоплаченного товара либо возврате предоплаты и возмещения убытков не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло по вине потребителя или вследствие действий третьих лиц либо непреодолимой силы.

Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества

В ст.25 Закона включена норма о сроках удовлетворения требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему в связи с недостатками товара и (или) расторжением договора розничной купли-продажи либо возвратом товара ненадлежащего качества продавцу (изготовителю, поставщику, представителю). Такие требования подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) незамедлительно либо, если удовлетворить требования потребителя незамедлительно не представляется возможным, - в течение 7 дней со дня подтверждения потребителем размера убытков.

Право потребителя на возврат товара надлежащего качества

Статья 28 Закона наделяет потребителя безусловным правом на возврат товара надлежащего качества, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

В предыдущей редакции Закона возврат товара допускался только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу.

Требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы продавец должен исполнить незамедлительно (в исключительных случаях - не позднее 7 дней с момента заявления потребителем соответствующего требования). За нарушение указанных сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1 % цены товара на день его реализации потребителю.

Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

Статья 31 Закона дополнена нормой о проверке качества результата выполненной работы (оказанной услуги, если это возможно по характеру услуги) в случае предъявления потребителем требований, связанных с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). В этом случае исполнитель должен провести соответствующую проверку.

При возникновении спора между потребителем и исполнителем по поводу недостатков выполненной работы (оказанной услуги) или их причин исполнитель должен провести экспертизу результата выполненной работы (оказанной услуги, если это возможно по характеру услуги) за свой счет в порядке, установленном Правительством РБ. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе участвовать в проверке качества и проведении экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги) лично или через своего представителя. Потребитель вправе оспорить заключение экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги) в судебном порядке. Если в результате экспертизы будет установлено отсутствие нарушений со стороны исполнителя или причинной связи между действиями исполнителя и обнаруженными недостатками, потребитель обязан возместить исполнителю расходы по проведению экспертизы.

Кроме того, рассматриваемая статья дополнена нормами о том, что гарантийный срок результата работы (услуги) исчисляется с момента передачи результата работы потребителю (окончания оказания услуги), а срок службы результата работы - со дня окончания выполнения работы.

Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей

Местные исполнительные и распорядительные органы в области защиты прав потребителей наделены двумя новыми обязанностями:

1) направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о прекращении нарушений прав потребителей;

2) направлять материалы в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) возбуждать уголовные дела по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных Законом прав потребителя, при обнаружении сведений, указывающих на признаки административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением прав потребителя.

Судебная защита прав потребителей

Из ст.44 Закона нормы о подсудности дел по искам потребителей перенесены в соответствующую статью ГПК.

Кроме того, из рассматриваемой статьи исключены нормы об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче исков о защите прав потребителей. Тем самым законодатель последовательно приводит новые нормативно-правовые акты в соответствие с действующим законодательством, так как данные нормы были включены в новую редакцию Закона РБ от 10.01.1992 № 1394-XII «О государственной пошлине» (подп.1.1.8 п.1 ст.10).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2010 г. введена в действие Особенная часть Налогового кодекса РБ, глава 27 которой посвящена государственной пошлине.

 

Новая редакция Закона вступила в силу с 16 января 2009 г.

 

16.02.2009 г.

 

Илья Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»