


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 09.07.2012 № 388-З «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам аренды, залога, создания и деятельности финансово-промышленных групп». Обзор некоторых новелл Гражданского кодекса Республики Беларусь
С 18 января 2013 г. вступят в действие новеллы Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), внесенные в него Законом РБ от 09.07.2012 № 388-З (далее - Закон № 388-З). Ниже приводится краткий обзор некоторых из них с небольшим комментарием.
Расширение круга субъектов гражданского оборота (комментарий к пункту 1 статьи 1 Закона № 388-З)
Дополнив часть вторую п.3 ст.1 ГК указанием на административно-территориальные (государственно-территориальные) образования иностранных государств, являющихся участниками гражданских отношений, белорусский законодатель расширил круг субъектов гражданского оборота. Это вызвано, по всей вероятности, расширением практики заключения сделок белорусскими субъектами и Республикой Беларусь в лице ее уполномоченных органов не только с юридическими лицами зарубежных государств или с этими государствами, но и с их регионами (как, например, с областями некоторых государств - участников Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества).
Согласно ст.124 ГК ее административно-территориальные единицы признаются равными в правах и обязанностях с другими участниками гражданских отношений (с гражданами и юридическими лицами) и на них закон распространяет нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, если иное не вытекает из законодательства или особенностей статуса указанных субъектов. Соответственно, поскольку в п.3 ст.1 ГК среди участников гражданских отношений наравне с Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами закон называет иностранные государства и их административно-территориальные образования, то последние, участвуя в гражданском обороте в Республике Беларусь, также будут подчиняться правилам, распространяемым на юридических лиц нашей страны.
Правоспособность государственных органов (комментарий к пунктам 5 и 6 статьи 1 Закона № 388-З)
Несмотря на то что государственные органы создаются с определенной целью - для осуществления функций государства, они при этом наделяются статусом юридического лица.
Понятие юридического лица и его признаки содержатся исключительно в гражданском законодательстве, и в ситуации с государственными органами происходит «наслоение» конституционного, административного законодательства, традиционно относящихся к сфере публичного права, на законодательство гражданское, что может порождать теоретические и практические проблемы.
Случаи участия в гражданских правоотношениях органов государственной власти как представителей соответствующих публично-правовых образований разграничивают от случаев их участия в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельных субъектов, обладающих статусом юридического лица.
Необходимым условием для участия любого государственного органа в конституционных правоотношениях является наличие у него правоспособности, которая возникает в момент создания государственного органа, что характерно также и для других юридических лиц. Соответственно, государственный орган со статусом юридического лица наделен с момента его создания не только конституционной, но и гражданской правоспособностью. Тем не менее независимо от наличия у государственного органа статуса юридического лица он в отличие от других юридических лиц наделяется соответствующей компетенцией в определенной сфере. При этом в процессе участия государственного органа в конституционно-правовых отношениях его компетенция по своему содержанию не совпадает с правосубъектностью, поскольку компетенция является существенным элементом правового статуса именно государственного органа, выполняющего специфические публичные функции.
Традиционно статус юридического лица имеет значение для участия в правоотношениях при приобретении, осуществлении и защите главным образом имущественных и личных неимущественных прав. Имущественная самостоятельность является необходимым условием участия государственного органа в гражданских правоотношениях и этим он не отличается от других юридических лиц. Однако практика наделения государственного органа имуществом при его создании и осуществлении им имущественных прав в процессе своей деятельности, а также практика распределения имущества при упразднении государственного органа свидетельствует о том, что такую имущественную самостоятельность можно считать лишь относительной. В большей степени она регулируется нормами не гражданского, а бюджетного законодательства.
Ранее ГК не регламентировал организационно-правовые вопросы создания и функционирования государственных органов. Однако эти субъекты, как и остальные участники гражданских правоотношений, постоянно находятся и в сфере гражданского оборота (например, в процессе обеспечения себя средствами производства, необходимой информацией и т.п.). Соответственно, правовой статус любого государственного органа в рамках этих отношений нуждается в регламентации не только на уровне актов Президента РБ или Правительства РБ, но и в ГК.
Практически все государственные органы обладают правами юридического лица, о чем прямо указано в соответствующих актах законодательства, предусматривающих образование (создание) этих органов.
![]() |
Справочно Указы Президента РБ от: • 04.08.1994 № 19 «О создании Управления делами Президента Республики Беларусь»; • 23.01.1997 № 97 «Вопросы Администрации Президента Республики Беларусь»; • 05.10.1999 № 581 «Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора»; • 13.06.2001 № 320 «Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь»; • 02.11.2001 № 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»; • 22.01.2003 № 29 «О некоторых вопросах деятельности Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 марта 2014 г. Указ № 29 на основании Указа Президента РБ от 16.12.2013 № 560 «О некоторых вопросах Высшей аттестационной комиссии и внесении изменений и дополнений в отдельные указы Президента Республики Беларусь» утратил силу;
• 03.02.2003 № 56 «О некоторых вопросах Национальной академии наук Беларуси»; • 24.04.2003 № 174 «О некоторых вопросах Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь»; • 14.09.2003 № 408 «Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь»; • 30.12.2003 № 603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь»; • 12.02.2004 № 66 «О некоторых мерах по оптимизации системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, структуры и численности работников государственных органов, других государственных организаций»; • 18.11.2004 № 566 «Об утверждении Положения о Комитете государственной безопасности Республики Беларусь».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июля 2013 г. Указ № 566 в связи с принятием Указа Президента РБ от 23.07.2013 № 325 «О некоторых вопросах Комитета государственной безопасности» утратил силу;
• 15.08.2005 № 372 «О создании в Министерстве связи и информатизации департамента информатизации и внесении изменений и дополнения в некоторые указы Президента Республики Беларусь»;
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 октября 2017 г. согласно п.3 Указа Президента РБ от 03.10.2017 № 359 «Об отмене указов Президента Республики Беларусь» функции единого организатора процедур государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций возлагаются на Министерство связи и информатизации;
• 05.05.2006 № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь»; • 13.09.2006 № 570 «О создании Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь»; • 29.12.2006 № 756 «О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям»; • 26.07.2007 № 350 «Об утверждении Положения о департаментах министерств (государственных комитетов)» и некоторые другие, а также постановления Правительства РБ, касающиеся вопросов функционирования министерств. |
Наличие специальных актов законодательства не является препятствием для соответствующего дополнения ст.44 («Понятие юридического лица») и п.3 ст.45 («Правоспособность юридического лица») ГК положениями, определяющими особенности образования (создания), реорганизации, упразднения (ликвидации) государственных органов и других государственных юридических лиц.
В комментируемых новеллах отмечено, что в отличие от юридических лиц, не имеющих статуса государственных органов, правоспособность последних возникает с момента вступления в силу акта законодательства, которым утверждено положение об этом органе, если иное не предусмотрено таким актом законодательства. Правоспособность же государственного органа прекращается с момента вступления в силу соответствующего акта законодательства, которым орган упраздняется (ликвидируется).
Впервые на законодательном уровне установлено, что государственные органы будут включаться в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Существующий в Республике Беларусь порядок государственной регистрации юридических лиц частного права пока не приспособлен к регистрации государственных органов в части представления документов, необходимых для такой регистрации, прохождения самой процедуры регистрации. Однако, предлагая названные нововведения, белорусский законодатель считает необходимой государственную регистрацию государственных органов для наделения их статусом юридического лица именно по правилам гражданского законодательства.
Исключение термина «финансово-промышленная группа» (комментарий к пунктам 7, 12 статьи 1, к пункту 9 статьи 2 Закона № 388-З)
Законом РБ от 04.06.1999 № 265-З «О финансово-промышленных группах» (далее - Закон № 265-З) были приведены легальные определения понятий «финансово-промышленная группа» (далее - ФПГ), «транснациональная ФПГ», определены правила о субъектном составе ФПГ, о создании, государственной регистрации и прекращении деятельности ФПГ, о государственной поддержке и налогообложении ФПГ и др. Этому организационно-правовому образованию в последнее время было посвящено немало внимания. Например, в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2011 № 669, в качестве механизмов реализации идеи «инновационности» экономики предложено создание отраслевых интегрированных структур в виде холдингов, кластеров, финансово-промышленных групп и государственных объединений с передачей им государственными органами функций хозяйственного управления. Схожая роль ФПГ предусмотрена и в Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 23.05.2011 № 656.
Финансово-промышленные группы представляют собой лишь один из инструментов установления или восстановления интеграционных связей в белорусской экономике. Однако отмечается, что ФПГ отличаются от остальных схожих образований размытостью, непрозрачностью структуры собственности, неформализованностью систем управления. Их единство чаще всего обеспечивается существованием группы лидеров, объединяющих в себе функции собственников и высших менеджеров либо контроль банка конгломерата над остальными его членами. Так, в США на базе банков семьи Моргана были созданы «Дженерал Электрик», «Юнайтед Стейтс Стилл». Банки «Голдмен Сакс» и «Лимен Бразерс» основали машиностроительную компанию «Сиэрс, Робак энд Ко». Транснациональные ФПГ признаются одной из перспективных форм экономических структур, придающих импульс интеграционным процессам (такие формы ФПГ наибольшее распространение получили в индустриально развитых странах - США, Японии, Южной Корее, Германии). В Российской Федерации формирование ФПГ в конце XX века также получило существенное развитие (например, в 1998 г. официально существовало 75 групп, в состав которых входило более тысячи промышленных предприятий, свыше 160 финансово-кредитных институтов. Эти структуры осуществляли свою деятельность в химической, нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, автомобилестроении, приборостроении и радиоэлектронике, пищевой и легкой промышленности, строительстве).
Однако, поскольку Республика Беларусь в последнее время приоритетным для себя избрала путь создания холдингов (см. указы Президента РБ от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь», от 11.04.2011 № 136 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы», от 27.02.2012 № 113 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов и государственных объединений Министерства промышленности»), белорусский законодатель решил деактуализировать акты законодательства, касающиеся вопросов создания и деятельности ФПГ.
Закон № 388-З исключает из текстов ст.46 и 113 ГК упоминание финансово-промышленных групп, ограничиваясь обобщенным термином «хозяйственные группы».
![]() |
Обратите внимание! Закон № 265-З утратит силу с момента вступления в действие Закона № 388-З (с 18 января 2013 г.). |
Участие некоммерческих организаций в создании ассоциаций и союзов (комментарий к пункту 13 статьи 1 Закона № 388-З)
Статья 121 ГК, определяющая общие вопросы создания ассоциаций и союзов, изложена в новой редакции, существенное отличие которой от предыдущей состоит в том, что в создании ассоциации или союза смогут участвовать наравне с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями также и некоммерческие организации.
Изменение очередности удовлетворения требований кредиторов (комментарий к пунктам 10 и 11 статьи 1 Закона № 388-З)
Белорусский законодатель кардинально изменил очередность удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст.60 ГК), установив вместо 5 лишь 4 очереди. Соответственно, требования кредиторов, обязательства должника перед которыми обеспечены залогом имущества последнего, будут погашаться не в четвертую, а в третью очередь в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества. Требования же иных кредиторов, не являющихся очередниками первой-третьей очередей, будут погашаться в порядке четвертой очереди. Также законодатель дополнил ст.60 ГК частью третьей, которая оговаривает особенности очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица вследствие его экономической несостоятельности (банкротства). Очередность в этом случае будет подчиняться порядку, установленному специальным законодательством о банкротстве. Кроме того, законодатель кардинально изменил адресата, к которому кредитор будет обращаться со своим требованием - им будет являться не ликвидационная комиссия, а само ликвидируемое юридическое лицо.
Изменение сроков исковой данности (комментарий к пунктам 17 и 46 статьи 1 Закона № 388-З)
В отношении вопросов исковой давности законодатель внес следующие дополнения в ГК:
• дополнил п.1 ст.182, устанавливающий 10-летний срок исковой давности для предъявления иска об установлении факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности, указанием на возможность установления законодательными актами и иных сроков исковой давности для такого рода исков;
• дополнил ст.488 ГК частью, в которой закрепил годичный срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с поставкой товаров ненадлежащего качества, а также определил момент исчисления этого срока в тех случаях, когда договором поставки предусмотрено предоставление поставщиком гарантии качества товара. Срок давности в этих случаях начинает исчисляться со дня заявления покупателя о недостатках товара.
Регулирование правоотношений залога (комментарий к пунктам 23-25, 27-29, 31-40 статьи 1 Закона № 388-З)
В отношении залоговых правоотношений законодателем предложены следующие новеллы:
а) дополнение части первой п.1 ст.278 ГК и изложение п.1 ст.279 ГК в новой редакции, которые конкретизируют порядок реализации казенным предприятием и учреждением предоставленного ему права с согласия собственника государственного имущества передавать это имущество в залог, делая ссылку на законодательные акты о распоряжении таким имуществом.
![]() |
Справочно Такими актами являются: • Закон РБ от 15.07.2010 № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства»; • постановления Совета Министров РБ от: 24.10.2003 № 1420 «О создании республиканских казенных предприятий»; 23.07.2004 № 913 «О порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь»; 04.07.2011 № 898 «Об использовании доходов республиканских казенных предприятий». |
Содержащийся в первоначальной редакции п.1 ст.279 ГК запрет учреждению без согласия собственника отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом, которое за ним закреплено или приобретено за счет выделенных этому учреждению средств, дополнен исключением из этого правила, которое может иметь место при прямом его закреплении в ГК или в иных законодательных актах;
б) законодатель, дополнив ст.310 новым пунктом, распространил правила главы 23 («Обеспечение исполнения обязательств») ГК на отношения по обеспечению исполнения обязательства по ценным бумагам, обратив внимание на необходимость учета специального законодательства об этих объектах гражданских прав. Также законодатель, дополнив п.1 ст.315 новой частью, распространил на отношения залога ценных бумаг правила, установленные § 3 главы 23 («Залог») ГК;
в) в новой редакции п.2 ст.316 ГК законодатель дополнил перечень лиц, которые могут выступать в качестве залогодателей, лицами, обладающими вещью (предметом залога) на праве оперативного управления. При этом такие лица при залоге принадлежащих им вещей должны учитывать следующее: во-первых, они вправе заложить вещь без согласия собственника, если иное не установлено собственником вещи или законодательством (часть вторая п.3 ст.276 ГК); во-вторых, вправе передавать в залог находящееся в государственной собственности имущество исключительно в порядке, установленном законодательными актами о распоряжении таким имуществом, если иное не предусмотрено Президентом РБ (см. п.а) настоящего комментария). Имущество, являющееся частной собственностью, такое лицо вправе заложить лишь с согласия собственника этого имущества либо уполномоченного им лица;
г) дополнив п.1 ст.317 ГК новой частью, законодатель установил запрет на залог (в т.ч. ипотеку) имущества, приобретенного за счет внешнего государственного займа (кредита), до тех пор, пока обязательства по такому займу (кредиту) не будут полностью исполнены;
д) изложив в новой редакции пп.1 и 2 ст.319 ГК, законодатель конкретизировал легальное определение понятия «заклад», указав, что им является оставление заложенного имущества у залогодателя, когда договором не предусмотрена его передача залогодержателю. Также законодатель назвал имущество, которое не может быть предметом заклада: имущество, на которое установлена ипотека; заложенные акции; заложенные товары в обороте. Существующее определение твердого залога существенно не изменилось, но приобрело оговорку о том, что правила, регулирующие заклад, применяются к твердому залогу в той мере, в какой их применение не противоречит существу отношений залогодержателя с залогодателем при таком виде залога.
В новой части п.1 ст.326 ГК законодатель установил правомочия залогодержателя при возникновении реальной угрозы полной либо частичной утраты или повреждения предмета заклада не по его вине. В таких случаях залогодержатель может потребовать от залогодателя заменить предмет заклада, а при отказе выполнить это требование - потребовать досрочного исполнения обеспеченного закладом обязательства.
В п.3 ст.327 и п.3 ст.333 ГК законодатель конкретизировал вид залога имущества на случаи возложения на залогодержателя обязанности извлечения плодов и доходов из такого имущества, а также на случай прекращения обязательства, обеспеченного закладом;
е) в новой редакции п.1 ст.320 ГК законодатель расширил перечень сведений, которые должны характеризовать и идентифицировать предмет договора залога. Кроме указания предмета залога, его стоимостной оценки, существа, размера и срока исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом, стороны должны согласовать и указать в договоре иные условия, обязательность наличия которых в договоре предусмотрена главой 23 ГК;
ж) исключение из ст.321 ГК пп.3-5, в которых содержатся общие правила ипотеки зданий, сооружений и земельных участков, продиктовано наличием отдельного специального законодательного акта, посвященного этим вопросам, - Закона РБ от 20.06.2008 № 345-З «Об ипотеке»;
з) новая редакция ст.330 ГК корректирует порядок обращения взыскания на заложенное имущество. Первоначальная редакция указанной статьи разграничивала правила удовлетворения требований залогодержателей в зависимости от того, какое имущество является предметом залога (движимое или недвижимое). Законодатель в новой редакции названной статьи не применяет это разграничение имущества. Наряду с этим если первоначальная редакция позволяла удовлетворить требование залогодержателя за счет заложенного имущества без обращения в суд посредством заключения между залогодателем и залогодержателем нотариально удостоверенного соглашения после возникновения установленных законодательством оснований для обращения взыскания, то новая редакция позволяет заключать такое соглашение и до возникновения названных оснований, кроме предусмотренных в этой же статье ГК случаев, когда взыскание на заложенное имущество может быть обращено только по судебному решению.
Законодатель предусмотрел обязательные условия, которые должны быть включены в упомянутое соглашение:
1) распределение между залогодателем, залогодержателем или иным лицом (по выбору участников соглашения) права от имени залогодателя продать заложенное имущество в случае обращения на него взыскания для удовлетворения требования залогодержателя;
2) запрет на переход права собственности на заложенное имущество к залогодержателю.
Перечень оснований, при наличии которых взыскание на заложенное имущество может быть обращено исключительно в судебном порядке, претерпел изменения. Существующие основания (отсутствие залогодателя при невозможности установления места его нахождения; наличие у предмета залога статуса имущества, относящееся к историко-культурным ценностям; ограниченная оборотоспособность предмета залога) дополнены 3 новыми:
• предмет залога является предприятием в виде имущественного комплекса;
• предмет ипотеки находится в совместной собственности и кто-то из сособственников не дал письменного согласия на удовлетворение требований залогодержателя во внесудебном порядке;
• для ипотеки имущества требуется согласие (решение) иного лица или государственного органа (государственной организации).
Дополнив ст.331 новым пунктом, законодатель определил порядок реализации заложенного имущества без обращения в суд применительно к п.1 ст.330 ГК. Имущество может быть реализовано либо на публичных торгах (залогодержателем, залогодателем или иным лицом, уполномоченным нотариально удостоверенным соглашением залогодержателя с залогодателем (кроме реализации земельного участка, находящегося в частной собственности; права аренды земельного участка; капитального строения или других основных средств залогодателя)) или залогодержателем (если предметом залога являются земельный участок, находящийся в частной собственности; право аренды земельного участка; капитальные строения; иные основные средства залогодателя) либо на основании договора купли-продажи без проведения торгов (банком-залогодержателем, залогодателем или иным лицом, уполномоченным нотариально удостоверенным соглашением банка-залогодержателя с залогодателем - при удовлетворении требований о погашении банковского кредита за счет заложенного имущества (кроме земельных участков, находящихся в частной собственности; права аренды земельного участка; капитальных строений или иных основных средств залогодателя));
и) статья 333 ГК дополнена новым основанием прекращения залога - им будет являться перевод на другое лицо долга по обязательству, обеспеченному залогом, если залогодатель не согласен отвечать за нового должника перед кредитором;
к) в новых частях п.1 ст.338 ГК законодатель установил обязательное требование для договора о залоге товаров в обороте. Такой договор должен определять родовые признаки заложенного товара и общую его стоимость;
л) Гражданский кодекс дополнен новой статьей (3391), регулирующей вопросы залога имущественных прав. Статья 128 ГК относит к объектам гражданских прав не только вещи, но и имущественные права. Гражданское законодательство не содержит определения, что следует понимать под имущественными правами, но анализ положений ГК позволяет признать их как любые права юридических и физических лиц на определенное имущество (например, право аренды). Возможность внесения имущественных прав в залог зависит от объема правоспособности лица, ими обладающего. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы определения предмета и целей деятельности организации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего организации имущества. В равной степени ограничения по возможности передачи в залог имущества распространяются на те юридические лица, которые обладают имуществом на праве оперативного управления. В случае если имущественные права на недвижимое имущество передаются в залог без согласия собственника, это может повлечь признание такой сделки недействительной.
Законодатель определил, что стоимость предоставляемого в залог имущественного права (требования) определяется соглашением сторон, если иное не следует из характера права (требования) или не установлено законодательными актами. Предел действия залога срочного имущественного права (требования) ограничен сроком окончания действия права (требования). Залогодержателю (если иное не предусмотрено договором залога) предоставлено право независимо от наступления срока исполнения обеспеченного залогом обязательства требовать в судебном порядке перевода на себя заложенного права (требования), если оно не прекращено и залогодатель не исполнил обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей ГК.
![]() |
Обратите внимание! Закон РБ от 24.11.1993 № 2586-XII «О залоге» утратит силу с момента вступления в действие Закона № 388-З (с 18 января 2013 г.). |
Возможность уменьшения процентов за пользование чужими денежными средствами и запрет на уменьшение неустойки после ее уплаты (комментарий к пунктам 26 и 41 статьи 1 Закона № 388-З)
Дополнив новой частью ст.314 и п.4 ст.366 ГК, законодатель:
• запретил уменьшать неустойку после ее уплаты, указав, что законодательными актами могут быть предусмотрены случаи, когда неустойка не может быть уменьшена;
• дал судам возможность уменьшать сумму процентов за пользование чужими денежными средствами, если она будет явно несоразмерна последствиям нарушения денежного обязательства (это касается случаев, когда условия договоров предусматривают ставку процентов, превышающую ставку рефинансирования Национального банка РБ в 10, в 100 и более раз).
До внесения этого дополнения в ГК суды не могли по аналогии со ст.314 ГК уменьшать повышенные проценты и использовали в отдельных случаях институт злоупотребления правом (ст.9 ГК), отказывая истцам во взыскании процентов, сумма которых превышала сумму основного долга или была равна ей. Итоги формирования такой судебной практики стали поводом для инициирования перед законодателем вопроса о дополнении ст.366 ГК механизмом, позволяющим уменьшать сумму процентов по заявлению должников. Вместе с тем законодатель запрещает уменьшать сумму процентов ниже пороговой величины, рассчитанной с учетом ставки рефинансирования Национального банка РБ. Тем самым законодатель не допускает полного освобождения просрочившего должника от ответственности за нарушение его денежного обязательства.
Применение процессуального порядка при проведении торгов и возможность участия в аукционах консолидированных участников (комментарий к пункту 42 статьи 1 Закона № 388-З)
В ст.417 ГК («Заключение договора на торгах») законодатель уточнил процессуальный порядок, который следует применять, если названная статья ГК не детализирует какие-либо вопросы проведения торгов, - вместо ссылки на гражданское процессуальное законодательство ГК указывает на любое процессуальное законодательство (в т.ч. применяемое хозяйственными судами Республики Беларусь), а также на законодательство о банкротстве. Кроме того, новый пункт указанной статьи ГК закрепляет апробированную на практике возможность участия в аукционе на стороне одного участника 2 и более лиц. Такой субъектный состав аукциона предусмотрен в Положении о порядке организации и проведения аукционов по продаже объектов государственной собственности и земельного участка в частную собственность или права заключения договора аренды земельного участка для обслуживания недвижимого имущества, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 26.03.2008 № 462. Рациональность участия в аукционах консолидированных участников подтверждена временем и нашла свое место в ГК.
Изменение момента окончания срока исполнения обязательств (комментарий к пункту 44 статьи 1 Закона № 388-З)
Законодатель заменил в ст.457 («Предварительная оплата товара»), 458 («Оплата товара, проданного в кредит») и 764 («Последствия нарушения заемщиком договора займа») ГК предлог «до» на предлог «по», тем самым произошло смещение момента окончания срока исполнения обязательства. Представляется, что эти изменения направлены на конкретизацию названного момента, однако в практике применения новых предлогов могут возникнуть затруднения.
Некоторые лингвисты считают, что в словосочетании «представить документ в срок до 25.02.2012» предлог «до» используется в значении временного предела действия. Существительное «предел» в русском языке имеет значение «черта, граница чего-либо». Соответственно, временной границей для подачи документов служит «25.02.2012» и последним днем подачи документов следует считать «24.02.2012». Есть и другое мнение на этот счет. Профессор русской литературы университета Эмори (Атланта, США) М.Эпштейн отмечал, что предлог «до» не указывает, проходит ли временная граница по началу или по концу календарного дня. Этот предлог не различает начала и конца того временного промежутка, на который указывает. Поэтому «до» можно истолковывать в любом благоприятном смысле: «до начала чего-либо» или «до конца чего-либо». Третья точка зрения сводится к тому, что четкие правила русского языка при определении границ временного значения предлогов «до» и «по» отсутствуют, поэтому значение этих предлогов следует признать одинаковым. Последняя позиция нашла отражение в некоторых постановлениях арбитражных судов Российской Федерации. Белорусский же законодатель и правоприменительная практика хозяйственных судов пока не дают четкого ответа на этот вопрос. Оптимальным способом его решения было бы дополнение ГК положением, устанавливающим единые требования к исчислению срока, окончание которого указывается подобным образом. По мнению автора, в срок исполнения обязательства, момент окончания которого подчеркнут предлогом «по», следует включать календарную дату, к которой этот предлог относится.
Регулирование правоотношений по аренде (комментарий к пунктам 50-52, 55, 59 и 62 статьи 1 Закона № 388-З)
Законодателем внесены корректировки в статьи ГК, регламентирующие отношения аренды, что вызвано в т.ч. принятием Указа Президента РБ от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» и необходимостью приведения терминологии ГК в соответствие с Законом РБ от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Так, во всех статьях ГК (ст.130, 132, 219, 220, 240, 297, 315, 520, 557, 569, 578, 621, 622, 624-627, 696, 678, 702 и 1033), содержащих термины «здания, сооружения», они заменены термином «капитальное строение», а перечень объектов недвижимости дополнен термином «машино-место». Понятие «переход» к арендатору права собственности на арендованное им имущество заменено указанием на «выкуп» арендатором этого имущества (ст.580 и 595 ГК). Дополнив новым пунктом ст.594 ГК, законодатель тем самым запретил арендодателям увеличивать арендную плату арендатору, который осуществил неотделимые улучшения арендованного имущества.
Дополнение новой частью ст.636 ГК предоставляет арендатору договора финансовой аренды (лизинга) выступать в роли продавца (поставщика) передаваемого ему в качестве предмета лизинга имущества.
![]() |
Обратите внимание! Закон РБ от 12.12.1990 № 460-XII «Об аренде» утратит силу с момента вступления в действие Закона № 388-З (с 18 января 2013 г.). |
Конкретизация некоторых видов договоров возмездного оказания услуг (комментарий к пункту 66 статьи 1 Закона № 388-З)
Новая редакция п.2 ст.733 ГК конкретизирует некоторые виды договоров возмездного оказания услуг (медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных, риелторских, туристических, связи, образования и иных), исключая из этого перечня услуги, оказываемые в рамках договоров подряда (глава 37 ГК), научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (глава 38 ГК), перевозки (глава 40 ГК) и транспортной экспедиции (глава 41 ГК), банковского вклада, банковского счета и расчетных операций (главы 44-46 ГК), хранения (глава 47 ГК), поручения (глава 49 ГК) и комиссии (глава 51 ГК).
Договор уступки исключительного права (комментарий к пунктам 76, 77 статьи 1 Закона № 388-З)
В соответствии со ст.984 ГК имущественные права, принадлежащие обладателю исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, если иное не предусмотрено ГК или другим законом, могут быть переданы правообладателем полностью или частично другому лицу по договору, а также переходят по наследству и в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица - правообладателя.
Законодатель дополнил эту статью ГК новым пунктом, указав, что к договору, предусматривающему передачу исключительных прав другому лицу в полном объеме на весь срок действия исключительного права, подлежат применению правила о договоре уступки исключительного права. Эти правила нашли свое отражение в новой статье ГК (ст.9841).
Договор уступки исключительного права представляет собой соглашение, по которому обладатель исключительного права отчуждает принадлежащие ему исключительные права другому лицу. Предметом этого договора является отчуждение правообладателем исключительного права в отношении определенного объекта интеллектуальной собственности. Заключаемый в письменную форму договор должен содержать условие о размере вознаграждения или порядке его определения либо прямое указание на безвозмездность этого договора. Договор подлежит регистрации в предусмотренных законодательными актами случаях. Последствием несоблюдения письменной формы договора или требования о его регистрации является недействительность договора. Момент возникновения у контрагента исключительного права законодатель связывает с моментом заключения договора, если им не предусмотрено иное, а в случае, когда договор подлежит регистрации, - с моментом такой регистрации договора.
19.10.2012 г.
Дмитрий Александров, судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, преподаватель кафедры финансового права Белорусского государственного университета