


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 10.01.2011 № 241-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства». Изменения внесены в Гражданский, Хозяйственный процессуальный и Налоговый кодексы
Законом РБ от 10.01.2011 № 241-З внесены изменения и дополнения соответственно в Гражданский кодекс РБ (далее - ГК), Хозяйственный процессуальный кодекс РБ (далее - ХПК) и Особенную часть Налогового кодекса РБ (далее - НК). Данный Закон вступает в силу с 31 января 2011 г.
Изменения, внесенные в Гражданский кодекс
1. Пункт 2 ст.10 дополнен частью второй, регламентирующей обязательный досудебный (претензионный) порядок. Однако имеется одна, но существенная оговорка - если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором.
Порядок предъявления претензии устанавливается законодательством или договором.
2. Пункт 1 ст.203 дополнен новым основанием приостановления течения срока исковой давности: если предъявлена претензия.
Частью второй дополнен п.3 ст.203, согласно которой течение срока исковой давности приостанавливается со дня направления претензии до получения ответа на претензию или истечения срока для ответа, установленного законодательством или договором.
3. Дополнением в ст.314 (часть вторая) суду предоставлено право при решении вопроса об уменьшении неустойки учитывать действия сторон, направленные на добровольное досудебное урегулирование спора.
Изменения, внесенные в Хозяйственный процессуальный кодекс
1. Процедура посредничества переименована в примирительную процедуру.
В ст.1 закреплены понятия примирителя и примирительной процедуры:
примиритель - лицо, назначенное хозяйственным судом в соответствии с настоящим кодексом для проведения переговоров между сторонами в примирительной процедуре в хозяйственном суде;
примирительная процедура - проведение сторонами переговоров с участием примирителя о возможности и условиях примирения по хозяйственному (экономическому) спору, возникающему из гражданских правоотношений, с целью выработки взаимоприемлемого для сторон соглашения о примирении и его последующего исполнения.
В случае положительного результата указанной процедуры заключается соглашение о примирении.
2. Статья 7, регламентирующая формы обращения в хозяйственный суд, дополнена частью второй, предоставляющей право дополнительного представления в хозяйственный суд указанных в части первой документов в электронном виде в порядке, установленном законодательством.
3. Дополнением части первой ст.79 абзацем 16 представителю предоставлено право подачи от имени представляемого им лица, ходатайства о рассмотрении дела в порядке искового производства в случае отказа в вынесении определения хозяйственного суда о судебном приказе.
Данное полномочие представителя должно быть специально предусмотрено в доверенности, выданной представляемым.
Также изложен в новой редакции абзац 15 части первой ст.79, которым дополнены требования к содержанию доверенности представителя. В доверенности требуется указание полномочия представителя не только на заключение соглашения о примирении, но и на участие в примирительной процедуре.
4. Статья 83 дополнена частью четвертой следующего содержания:
«Если стороны, участвовавшие в примирительной процедуре, письменно не договорились об ином, стороны и иные лица, присутствовавшие при проведении примирительной процедуры, не вправе ссылаться в судебном разбирательстве на:
предложение одной из сторон обратиться к примирителю или тот факт, что одна из сторон выразила готовность к участию в примирительной процедуре;
мнения или предложения, высказанные одним из участников примирительной процедуры в отношении возможного примирения;
признания, сделанные одной из сторон в ходе примирительной процедуры;
проявление готовности одной из сторон принять предложение о примирении, сделанное другой стороной;
сведения, содержащиеся в документе, подготовленном исключительно для целей примирительной процедуры».
5. Изменение в абзаце 3 части второй ст.114 обязывает указывать в ходатайстве об обеспечении иска вместо «наименования» и «почтовых адресов» «фамилию, собственное имя, отчество (наименование)» и «место жительства (место пребывания) или место нахождения».
6. Дополнение части третьей ст.122 содержит указание на то, что мировое соглашение наряду с согласованными сторонами сведениями об условиях, размере и сроках выполнения обязательств друг перед другом либо одной стороной перед другой должно содержать сведения о последствиях его неисполнения в добровольном порядке.
7. Часть шестая ст.123 дополнена абзацем 4, устанавливающим, что в резолютивной части определения (постановления) хозяйственного суда об утверждении мирового соглашения наряду с иными указывается порядок взыскания государственной пошлины при неисполнении добровольно мирового соглашения.
8. Изменение в части шестой ст.133: теперь хозяйственный суд наделен правом взыскания судебных расходов независимо от исхода дела не только со стороны, оставившей претензию без ответа в срок более месяца либо не выславшей истребованные документы, но и со стороны, отказавшейся либо уклонившейся от проведения переговоров.
9. Дополнением части третьей ст.134 конкретизировано, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
10. Из ст.145 исключен абзац 6, обязывавший хозяйственный суд приостановить производство по делу в случае урегулирования спора в порядке посредничества.
11. С дополнением ст.146 абзацем 10 хозяйственный суд вправе приостановить производство по делу в случае назначения примирителя для проведения примирительной процедуры.
12. После изложения абзаца 6 ст.151 в новой редакции хозяйственный суд наделен правом оставления искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения в случае, если истец (заявитель) или его представитель без уважительных причин, не заявив о рассмотрении дела без их участия, повторно не явились в судебное заседание, включая подготовительное судебное заседание.
Статья 151 также дополнена новым основанием для оставления искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения: если истцом не представлены документы, подтверждающие доплату государственной пошлины в размере, установленном законодательными актами, в случае недостижения сторонами примирения в примирительной процедуре.
13. Статьями 153-156 регламентированы цели, задачи, принципы примирительной процедуры, полномочия примирителя. Например, согласно ст.155 примиритель вправе наряду с иными действиями:
- предлагать сторонам представить дополнительные документы;
- проводить индивидуальные переговоры с каждой из сторон;
- инициировать завершение примирительной процедуры.
Примиритель не вправе:
- совершать какие-либо процессуальные действия;
- давать заключение о перспективе разрешения спора в судебном заседании;
- нарушать принципы беспристрастности (нейтральности) и конфиденциальности.
14. В ст.156 закреплен порядок назначения примирителя.
В новом порядке исключено условие о 10-дневном сроке для назначения посредника.
Согласно новой редакции примиритель может быть назначен по ходатайству одной или обеих сторон (ранее с согласия сторон) либо по инициативе хозяйственного суда.
Расширен круг лиц, которые могут быть назначены примирителями. В частности, таковыми могут выступать иные лица на договорной основе, обладающие квалификацией, отвечающие существу возникшего конфликта. Перечень иных лиц и условия их привлечения устанавливаются Пленумом Высшего Хозяйственного Суда РБ.
Вопрос о назначении примирителя решается хозяйственным судом без извещения сторон о времени и месте судебного заседания.
Закреплено положение о том, что при назначении примирителя по инициативе хозяйственного суда стороны в течение 7 дней с момента вынесения определения вправе представить возражения. При наличии возражений сторон хозяйственный суд выносит определение об отмене определения о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры, дальнейшее производство по делу осуществляется в порядке, установленном ХПК.
15. Введена ст.1561, регламентирующая сроки примирительной процедуры.
Срок примирительной процедуры не должен превышать 1 месяца, а в хозяйственном суде апелляционной и кассационной инстанций - сроков, установленных соответственно ст.278, 295 ХПК.
16. В ст.157 закреплены новшества:
- возможность завершения примирительной процедуры при недостижении примирения по уведомлению примирителя;
- при недостижении примирения сторон в примирительной процедуре хозяйственный суд выносит определение о завершении примирительной процедуры не позднее 3 дней с момента поступления заявления одной или обеих сторон либо уведомления примирителя;
- если в исполнительном производстве стороны не достигли примирения, исполнительный документ подлежит исполнению в порядке, установленном разделом IV ХПК.
17. Абзацем 3 части второй ст.159 расширены требования к содержанию искового заявления, в частности, слова «полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса, банковские реквизиты» заменены словами «фамилии, собственные имена, отчества (наименования) лиц, участвующих в деле, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, банковские реквизиты, контактные телефоны, электронные адреса (при их наличии)».
Аналогичное изменение внесено в абзац 4 ст.166, абзац 3 части второй ст.221.
После части второй ст.159 дополнена частью следующего содержания:
«В случае подачи одновременно с исковым заявлением согласованного сторонами ходатайства о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры в исковом заявлении могут не указываться доказательства, подтверждающие основания исковых требований».
Аналогичное исключение закреплено в ст.160 ХПК.
18. В ст.161 исключена часть пятая, устанавливающая, что действия по урегулированию спора в порядке посредничества должны быть выполнены в сроки, установленные ст.155 ХПК.
19. Согласно дополнению ст.169 подготовка дела к судебному разбирательству, если иное не предусмотрено ХПК, должна быть завершена проведением подготовительного судебного заседания не позднее 15 дней со дня поступления заявления в хозяйственный суд, за исключением случаев оставления искового заявления без движения или со дня вынесения определения хозяйственного суда о завершении примирительной процедуры.
20. Срок рассмотрения дела, установленный ст.175, увеличен с 1 до 2 месяцев.
Исключение составляют дела по спорам:
- в отношении находящегося в государственной собственности имущества, в т.ч. по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;
- о признании недействительными записей в государственных реестрах (регистрах, кадастрах), произведенных государственным органом, в компетенцию которого входит ведение такого реестра (регистра, кадастра);
- связанным с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- об исключении имущества из акта описи или освобождении его от ареста.
Срок рассмотрения дел с участием иностранных лиц сохранен прежним - не более 7 месяцев.
С 2 до 4 месяцев увеличен срок, на который может быть продлено рассмотрение дела председателем хозяйственного суда или его заместителем.
21. Статья 179 дополнена частью второй, наделяющей хозяйственный суд дополнительным основанием для отложения судебного разбирательства дела - ходатайство обеих сторон в случае их обращения к примирителю для проведения примирительной процедуры.
22. Статья 220 изложена в новой редакции.
«Приказным производством является вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон по заявлению взыскателя.
В приказном производстве рассматриваются требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника), либо признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются, либо заявлены на сумму до ста базовых величин.
Не подлежат рассмотрению в порядке приказного производства требования:
об истребовании собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества;
об исполнении гарантийного обязательства;
об исполнении обязательства, возникшего из договора об уступке требования либо переводе долга.
Определение хозяйственного суда о судебном приказе является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений».
23. Статья 222 дополнена новым основанием для отказа - заявленное требование не подлежит рассмотрению в порядке приказного производства.
Данная статья дополнена частью, предусматривающей возможность повторного обращения в порядке приказного производства после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
24. Посредством изменения части первой ст.223 увеличен срок представления отзыва с 5 до 7 дней.
25. Статья 224 изложена в новой редакции. Новое - закрепление права на выдачу определения на часть заявленных требований.
26. Статья 225 дополнена частью пятой, указывающей на то, что определение хозяйственного суда о судебном приказе вступает в законную силу с момента вынесения.
27. После части второй ст.270 дополнена частью следующего содержания:
«Апелляционная жалоба может содержать ходатайство о назначении примирителя».
28. Статья 281 дополнена частью девятой следующего содержания:
«При достижении сторонами примирения в порядке, установленном главой 17 настоящего Кодекса, по всем или отдельным требованиям в процессе рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) хозяйственный суд апелляционной инстанции принимает постановление об утверждении соглашения о примирении, отмене решения хозяйственного суда первой инстанции и прекращении производства по делу в части достигнутого соглашения».
Аналогичные изменения внесены в ст.286 и 298.
29. Посредством дополнения части третьей ст.327 судебный исполнитель наделен правом выступать в качестве примирителя в исполнительном производстве в порядке, установленном главой 17 ХПК.
30. Посредством изменения абзаца 7 части первой ст.351 судебный исполнитель при исполнении исполнительного документа вправе истребовать не только устную и письменную информацию, но и необходимые материалы или документы.
31. Часть первая ст.359 дополнена 2 новыми основаниями для возвращения исполнительного документа:
- компетентным органом принято решение о ликвидации (прекращении деятельности) должника;
- не приложены доказательства о принятых мерах по бесспорному списанию денежных средств в порядке, предусмотренном законодательством.
32. Статья 363 дополнена новым основанием приостановления исполнительного производства. Хозяйственный суд по своей инициативе или судебный исполнитель после уведомления хозяйственного суда вправе приостановить исполнительное производство в случае назначения примирителя для проведения примирительной процедуры.
Согласно дополнению части первой ст.364 исполнительное производство приостанавливается до завершения примирительной процедуры.
33. В часть первую ст.365 внесено новое основание для прекращения исполнительного производства: между взыскателем и должником заключено мировое соглашение в порядке, установленном главой 10 ХПК, или соглашение о примирении в порядке, установленном главой 17 ХПК.
34. Посредством исключения из абзаца 7 ст.365 и абзаца 10 ст.366 слов «принявшим судебное постановление, на основании которого был выдан исполнительный документ» устранено противоречие со ст.368.
35. Хозяйственный процессуальный кодекс дополнен ст.407, регламентирующей предоставление хозяйственными судами сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников (о наличии и количестве исполнительных производств, возбужденных в отношении должника; о сумме долга, подлежащей взысканию; об обременениях в отношении имущества должника, совершенных в рамках исполнительного производства).
Указанные сведения предоставляются хозяйственным судом на основании письменного заявления индивидуального предпринимателя или юридического лица при условии уплаты государственной пошлины в порядке и размере, установленных законодательными актами.
Ставка - 3 базовые величины за сведения о каждом должнике.
36. Хозяйственный процессуальный кодекс дополнен приложением, регламентирующим претензионный порядок урегулирования спора.
Изменения, внесенные в Особенную часть Налогового кодекса
1. Посредством дополнения подп.1.3 п.1 ст.249 предоставление сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников, признано объектом обложения государственной пошлиной.
Ставка - 3 базовые величины за сведения о каждом должнике.
На основании дополнения в п.1 ст.257 суды, нотариусы, государственные органы, уполномоченные в соответствии с законодательными актами на получение информации и документов, необходимых для выполнения своих функций, - при запросе сведений об исполнительных производствах, возбужденных хозяйственными судами в отношении должников, освобождаются от государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах.
2. Статья 250 дополнена п.7, предусматривающим право обращения в суд с исковым заявлением, с оплатой государственной пошлины в размере 50 % от установленной ставки при наличии согласованного сторонами ходатайства о проведении примирительной процедуры.
3. Статья 254 дополнена пп.2 и 3. Исходя из содержания п.2 при недостижении примирения в примирительной процедуре в хозяйственном суде по всем или отдельным требованиям и продолжении производства по делу государственная пошлина уплачивается истцом в размере, установленном НК, исходя из суммы заявленных требований, подлежащих рассмотрению в хозяйственном суде. При этом учитывается сумма государственной пошлины, уплаченная истцом при подаче искового заявления в соответствии с п.7 ст.250 НК.
Если размер государственной пошлины, уплаченной в соответствии с п.7 ст.250 НК, превышает размер государственной пошлины, подлежащей уплате в соответствии с частью первой п.2 ст.254 НК, возврат государственной пошлины не производится.
В случае уплаты государственной пошлины в соответствии с п.7 ст.250 НК и неисполнении добровольно мирового соглашения, заключенного в примирительной процедуре, хозяйственным судом со стороны, неисполнившей мировое соглашение, взыскивается в бюджет сумма государственной пошлины в размере, установленном п.7 ст.250 НК.
Данное дополнение - весьма существенный стимул к использованию с самого начала примирительной процедуры, а также стимул для исполнения соглашения.
Пример 1
Цена иска - 30 000 000 руб. Государственная пошлина, рассчитанная в соответствии с подп.1.2 п.1 приложения 16, составляет 1 500 000 руб. При наличии ходатайства о проведении примирительной процедуры сумма государственной пошлины составит 750 000 руб.
В ходе примирительной процедуры стороны достигли соглашения в отношении 10 000 000 руб. Соответственно, в стадию искового производства стороны могут перейти в отношении оставшейся суммы, по которой не достигнуто соглашение, - 20 000 000 руб. Государственная пошлина при цене иска 20 000 000 руб., рассчитанная в соответствии с подп.1.2 п.1 приложения 16, составляет 1 000 000 руб. С учетом оплаченной ранее суммы государственной пошлины в размере 750 000 руб. сумма доплаты составляет 250 000 руб.
Таким образом, если истец обратился в суд без ходатайства о проведении примирительной процедуры, сумма государственной пошлины составит 1 500 000 руб. При наличии указанного ходатайства сумма государственной пошлины равна 1 000 000 руб. (750 000 руб. + 250 000 руб.).
Экономия равна 500 000 руб.
Пример 2
Цена иска - 30 000 000 руб. Государственная пошлина, рассчитанная в соответствии с подп.1.2 п.1 приложения 16, составляет 1 500 000 руб. При наличии ходатайства о проведении примирительной процедуры сумма государственной пошлины будет равна 750 000 руб.
В ходе примирительной процедуры стороны достигли соглашения в отношении 25 000 000 руб. Соответственно, в стадию искового производства стороны могут перейти в отношении оставшейся суммы, по которой не достигнуто соглашение - 5 000 000 руб. Государственная пошлина при цене иска 5 000 000 руб., рассчитанная в соответствии с подп.1.2 п.1 приложения 16, составляет 525 000 руб. С учетом оплаченной ранее суммы государственной пошлины в размере 750 000 руб. возникает переплата государственной пошлины в размере 225 000 руб., которая в данном случае возврату не подлежит.
Однако если бы истец обратился в суд без ходатайства о проведении примирительной процедуры, то сумма государственной пошлины составила бы 1 500 000 руб. При наличии указанного ходатайства сумма государственной пошлины равна 750 000 руб.
В данном случае имеет место экономия в размере 750 000 руб.
В соответствии с п.3 ст.254 сумма государственной пошлины, возвращенная истцу в соответствии с подп.2.1.4 либо подп.2.3 п.2 ст.259 НК, взыскивается хозяйственным судом в бюджет со стороны, не исполнившей добровольно мировое соглашение. Необходимо очень внимательно отслеживать исполнение мирового соглашения.
4. В ст.259:
- подп.1.3 п.1 дополнен словами «на всю сумму заявленных требований», что позволит не возвращать часть государственной пошлины при выдаче определения на часть суммы;
- подп.2.1.4 п.2 изложен в новой редакции, в соответствии с которой плательщику производится возврат 50 % уплаченной государственной пошлины при достижении примирения в примирительной процедуре в хозяйственном суде по всем требованиям и уплате государственной пошлины по ставкам, установленным в приложении 16 к НК.
В случае уплаты государственной пошлины по ставкам, установленным в приложении 16 к НК, и достижении примирения в примирительной процедуре в хозяйственном суде по отдельным требованиям плательщику от 50 % уплаченной государственной пошлины производится возврат государственной пошлины в сумме, пропорциональной размеру требований, по которым достигнуто примирение.
5. Приложение 16 изложено в новой редакции. Основные изменения следующие:
- при подаче искового заявления имущественного характера при цене иска:
до 100 базовых величин установлена ставка государственной пошлины в размере 15 базовых величин (ранее 5 % от цены иска, не менее 1 базовой величины);
от 100 до 1 000 базовых величин установлена ставка государственной пошлины в размере 5 % от цены иска, но не менее 15 базовых величин (ранее 5 % от цены иска, но не менее 1 базовой величины).
- при подаче заявления о возбуждении приказного производства при сумме взыскания:
до 100 базовых величин размер государственной пошлины составит 2 базовые величины (ранее 4 базовые величины);
свыше 100 базовых величин размер государственной пошлины составит 5 базовых величин (без изменений).
Таким образом, возбуждение приказного производства экономически выгодно при наличии задолженности до 10 500 000 бел.руб.
Изменены ставки государственной пошлины за рассмотрение жалоб о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, подаваемых должностным лицам для принесения протеста, а также исключено деление таких жалоб на первичные и повторные. Установлена единая ставка за рассмотрение жалоб в порядке надзора - 80 % ставки, установленной за подачу искового заявления (в предыдущей редакции государственная пошлина за повторные жалобы составляла 50 % ставки, установленной подп.5.2 п.5 за подачу кассационных жалоб, а также первичных жалоб о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, подаваемые должностным лицам для принесения протеста). Соответственно п.7 приложения 16 к НК исключен.
31.01.2011 г.
Денис Дулуб, начальник отдела судебной практики хозяйственного суда Минской области, член общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 330-З, от 04.01.2012 № 337-З (с 19 марта 2012 г.), от 26.10.2012 № 431-З (с 1 января 2013 г.) и от 31.12.2013 № 96-З (с 1 января 2014 г.)внесены изменения и дополнения. В Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 № 219-З на основании законов РБ от 01.07.2014 № 174-З (с 21 июля 2014 г.), от 05.01.2016 № 356-З (с 27 февраля 2016 г.), от 09.01.2017 № 19-З и от 24.10.2016 № 439-З (с 16 мая 2017 г.) внесены изменения и дополнения. |