Комментарий от 18.11.2014
Автор: Овсейко С.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 11.07.2014 № 192-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ценообразовании». Юридический аспект


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 11.07.2014 № 192-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ценообразовании». Юридический аспект

Изменения в Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее - Закон «О ценообразовании») были внесены Законом Республики Беларусь от 11.07.2014 № 192-З, который вступил в силу через 3 месяца после его официального опубликования, а именно с 23 октября 2014 г.

Закон «О ценообразовании» можно назвать рамочным: он создает только правовую инфраструктуру, в рамках которой органы исполнительной власти принимают конкретные решения.

Юридическую составляющую отдельных изменений в Закон «О ценообразовании» можно прокомментировать следующим образом.

1. С 23 октября 2014 г. уточнена сфера действия Закона «О ценообразовании». Из данной сферы сделаны два исключения, касающиеся:

- ценообразования в естественных монополиях (эти вопросы регулируются частью первой ст.8 Закона Республики Беларусь от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 января 2018 г. следует руководствоваться ст.8 Закона № 162-З в редакции Закона Республики Беларусь от 09.01.2018 № 91-З;

 

- международных договоров (прежде всего, договорно-правовой базы Содружества Независимых Государств и Таможенного союза).

2. Важнейшие понятия, используемые в Законе «О ценообразовании», претерпели серьезные изменения, основная тенденция которых - устранить упоминание о государственном или административном (прямом или косвенном) регулировании и контроле цен (за исключением регулирования и контроля цен монополий).

Вместе с тем введен новый способ регулирования цен (тарифов) - индексация цены (тарифа), которая определена как изменение уровня цены (тарифа) путем применения коэффициента к цене (тарифу) в порядке, установленном законодательством. Этот способ дополнил иные способы регулирования цен, перечисленные в ст.8 Закона «О ценообразовании»:

• установление фиксированных цен (тарифов);

• установление предельных цен (тарифов);

• установление предельных надбавок (скидок, наценок) к ценам;

• установление предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

• установление порядка определения и применения цен (тарифов);

• декларирование цен (тарифов).

3. В ст.7 Закона «О ценообразовании» сфера применения регулируемых цен сужена: теперь вместо субъектов хозяйствования, включенных в реестр предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, регулируемые цены (тарифы) упоминаются в отношении товаров (услуг) естественных монополий.

Кроме того, исключена из употребления формулировка «социально значимые» применительно к товарам (услугам), цены на которые регулируются Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь (в настоящее время основным нормативным правовым актом, устанавливающим такое регулирование, является Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72)).

4. Уточнена компетенция государственных органов в сфере ценообразования (ст.9-11 Закона «О ценообразовании»). Обжалование решений государственных органов, принятых в отношении субъектов хозяйствования, теперь не ограничивается процедурными вопросами (основание - принятие решения с нарушением законодательства о ценообразовании), а может проводиться и по существу (ст.12 Закона «О ценообразовании»). Обжалование может осуществляться в судебном либо административном (вышестоящему органу) порядке. Как и ранее, обжалование не приостанавливает исполнения решения (ст.16 Закона «О ценообразовании»).

5. Из обязанностей субъектов хозяйствования в области ценообразования исключены:

упоминания о соблюдении порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость;

требования учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, и т.д.

6. В Законе «О ценообразовании» изложена в новой редакции ст.14, регулирующая вопросы контроля за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о ценообразовании. К числу контролирующих органов отнесены органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Департамент цен Министерства экономики Республики Беларусь и областные (Минский городской) исполнительные комитеты.

В заключение еще раз отметим, что основным нормативным правовым актом прямого действия, применяемым при фактическом формировании цен (тарифов), по-прежнему остается Указ № 72, который, в частности:

• определяет перечень товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями);

• обязывает юридические лица составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен (тарифов), на товары (работы, услуги), включенные в данный перечень.

 

18.11.2014

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук