


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 12.07.2013 № 51-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». В валютном регулировании провозглашен приоритет международных договоров
Законом РБ от 12.07.2013 № 51-З (далее - Закон № 51-З) внесены изменения и дополнения в Закон РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон о валютном регулировании), которые вступают в силу с 24 октября 2013 г. Основные изменения продиктованы действием на постсоветском пространстве разнообразных интеграционных объединений, предусматривающих различные формы проведения согласованной валютной политики.
Прежде всего, вместо «общепризнанных принципов международного права» сейчас провозглашен приоритет международных договоров.
Принципы международного права - это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права, являющиеся выражением установившейся практики международных отношений:
• принцип суверенного равенства;
• принцип добросовестного исполнения принятых на себя обязательств;
• принцип разрешения споров мирными средствами;
• принцип воздержания от угрозы силой или ее применения;
• принцип территориальной целостности государств;
• принцип сотрудничества и невмешательства во внутренние дела и др.
Источниками принципов международного права являются прежде всего Устав Организации Объединенных Наций от 26.06.1945 (ст.2 и др.), а также Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (принята Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.); принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, - Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (г.Хельсинки, 1 августа 1975 г.). Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8 Конституции Республики Беларусь).
Принципы международного права скорее относятся к области политики, нежели финансов.
Международный договор Республики Беларусь - это менее общее и более конкретное понятие, представляющее собой межгосударственный, межправительственный или международный договор межведомственного характера, заключенный в письменной форме Республикой Беларусь с иностранным государством(ми) и (или) с международной организацией(ми), который регулируется международным правом независимо от того, содержится он в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования и способа заключения (договор, соглашение, конвенция, решение, пакт, протокол, обмен письмами или нотами и другие наименования и способы заключения международного договора) (абзац 12 ст.1 Закона РБ от 23.07.2008 № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 декабря 2018 г. Закон № 421-З изложен в новой редакции на основании Закона РБ от 11.05.2018 № 106-З. Определение «международного договора Республики Беларусь» содержится в абзаце 13 ст.1 новой редакции Закона № 421-З. |
Международные договоры в области валютного регулирования могут быть универсальными (например, Устав Международного валютного фонда) и региональными (в рамках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и Таможенного союза (далее - ТС)). В настоящее время последние представлены следующими основными соглашениями.
1. Соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ (подписано 18 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге) (далее - Соглашение от 18.10.2011) является самым большим и детальным по объему, а также наиболее конкретным по содержанию среди всех других аналогичных соглашений, в т.ч. и в рамках ТС (Единого экономического пространства). При этом круг участников Соглашения от 18.10.2011 значительно шире: помимо Беларуси, Казахстана и России это - Украина, Армения, Азербайджан, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан.
Основная идея Соглашения от 18.10.2011 состоит из двух принципов:
а) запрет на введение новых валютных ограничений;
б) постепенная отмена действующих (так называемые меры либерализации, под которыми понимаются меры, результатом которых является ослабление или отмена валютных ограничений в отношении валютных операций между резидентами государств - участников Соглашения от 18.10.2011, а также в отношении операций с резидентами третьих стран).
Обращает на себя внимание тот факт, что обязательная продажа части валютной выручки не названа в Соглашении от 18.10.2011 в качестве разновидности валютных ограничений. За исключением разве что «резервирования части или всей суммы проводимой операции» все эти валютные ограничения существуют в настоящее время в белорусском внешнеторговом и валютном законодательстве. По этой причине Республика Беларусь сделала оговорку о том, что для нее до 1 января 2017 г. ст.7 Соглашения от 18.10.2011 в силу не вступает. То же самое касается и мер либерализации, изложенных в ст.11 и 12 Соглашения от 18.10.2011. Последние касаются валютных операций, которые в белорусском законодательстве на сегодняшний день являются главным образом капитальными и осуществляются в разрешительном (реже уведомительном) порядке.
2. Соглашение о согласованных принципах валютной политики (подписано 9 декабря 2010 г. в Москве) (далее - Соглашение), заключено в рамках ТС, является рамочным соглашением, определяющим основные направления дальнейшего сотрудничества по 3 направлениям:
а) курсообразование, взаимная конвертируемость валют и прочие меры валютной политики (ст.3 Соглашения);
б) проведение валютных операций (ст.4 Соглашения);
в) валютный контроль (ст.5 Соглашения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. Соглашение утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
При этом по каждому из 3 направлений должен заключаться отдельный договор, сторонами которого являются уже не государства как таковые, а их центральные (национальные) банки. В настоящее время заключен и ратифицирован Договор о согласованной валютной политике государств - участников Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года, осуществляющих валютный контроль (подписан 12 декабря 2011 г. в г.Алматы), который детализирует положения ст.3 Соглашения.
В рамках сближения законодательств, регулирующих проведение валютных операций, Соглашение декларирует следующее.
Стороны Соглашения:
1) обеспечивают постепенное устранение валютных ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов резидентами государств - участников Соглашения в банках, расположенных на территории других государств-участников;
2) определяют согласованные подходы к порядку открытия или ведения счетов нерезидентов государств - участников Соглашения в банках, расположенных на территории государств - участников Соглашения, а также счетов резидентов государств - участников Соглашения в банках, расположенных в третьих странах;
3) исходят из принципа сохранения национального суверенитета в отношении выработки подходов к требованию репатриации («завершения внешнеторговых операций» по белорусскому законодательству) резидентами государств - участников Соглашения денежных средств, подлежащих обязательному перечислению на их банковские счета;
4) определяют перечень валютных операций, осуществляемых между резидентами государств - участников Соглашения, в отношении которых не применяются валютные ограничения;
5) согласованно определяют необходимый объем прав и обязанностей резидентов государств - участников Соглашения при осуществлении валютных операций, включая права на осуществление расчетов без использования банковских счетов в банках, расположенных на территории государств - участников Соглашения;
6) обеспечивают гармонизацию требований по репатриации резидентами государств - участников Соглашения денежных средств, подлежащих обязательному зачислению на их банковские счета;
7) обеспечивают свободное перемещение резидентами и нерезидентами государств - участников Соглашения наличных денежных средств и ценных бумаг в документарной форме в пределах единой таможенной территории ТС;
8) обеспечивают гармонизацию требований к учету и контролю валютных операций;
9) обеспечивают гармонизацию норм об ответственности за нарушения законодательства государств - участников Соглашения в сфере валютного регулирования и валютного контроля и актов органов валютного регулирования.
Как видим, Соглашение создает обязательства для самих договаривающихся государств, а не для их резидентов.
Лишь по п.7) Соглашение достигло своей цели, точнее такая цель была достигнута еще ранее, в результате подписания нижерассмотренного Договора от 05.07.2010.
3. Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза (подписан 5 июля 2010 г. в Астане) (далее - Договор от 05.07.2010). Согласно ему ввоз (вывоз) наличных денежных средств (в национальной либо иностранной валюте) и дорожных чеков на территорию (с территории) ТС осуществляется свободно с обязательным таможенным декларированием (если более 10 тыс.долл. США) либо без него (если не превышает указанную сумму).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. Договор от 05.07.2010 прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. |
В связи с наличием Соглашения Закон № 51-З исключил регулятивные нормы ст.14 и 15 Закона о валютном регулировании, заменив их отсылкой к таможенному законодательству ТС и Республики Беларусь.
![]() |
Обратите внимание! В настоящее время Инструкция о порядке ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ и ГТК РБ от 30.04.2004 № 73/38, хотя формально не отменена, но в соответствии с письмом Нацбанка РБ от 21.07.2010 № 31-14/213 «О порядке перемещения физическими лицами денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза» не применяется как противоречащая Договору от 05.07.2010.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 октября 2013 г. постановление Правления Нацбанка РБ и ГТК РБ от 30.04.2004 № 73/38 на основании постановления Правления Нацбанка РБ и ГТК РБ от 27.09.2013 № 564/27 утратило силу. Порядок пересылки физическими лицами иностранной валюты регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 07.09.2004 № 1111 (п.63). |
Еще одно изменение касается части первой ст.10 Закона о валютном регулировании, который гласит, что «текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка, без ограничений». Теперь эта фраза дополнена «если иное не установлено Президентом Республики Беларусь». По сути, здесь лишь дублируется норма Указа Президента РБ от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования и валютного контроля», которым Национальному банку РБ предоставлено право устанавливать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Республики Беларусь, ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций (подп.1.2 п.1).
26.09.2013
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук