


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 12.07.2013 № 52-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах». Новые правила для свободных экономических зон в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства
3 августа 2013 г. вступил в силу комментируемый Закон (далее - Закон № 52-З), разработанный в целях корректировки норм Закона РБ от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах» (далее - Закон о СЭЗ).
Необходимость принятия Закона № 52-З продиктована подписанием 18 июня 2010 г. в г.Санкт-Петербурге Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее - Соглашение), ратифицированного Республикой Беларусь 8 мая 2011 г. Таким образом, Закон № 52-З разрабатывался в целях приведения отдельных положений Закона о СЭЗ в соответствие с Соглашением, национальным законодательством, а также при его разработке учитывались нормы и положения Договора о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011 (далее - Договор о ЕЭК), вступившего в силу со 2 февраля 2012 г.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. Договор о ЕЭК утратил силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
Дополнения и изменения, предусмотренные Законом № 52-З, затрагивают некоторые вопросы регистрации резидентов свободных экономических зон (далее - СЭЗ), осуществления ими деятельности на территории СЭЗ, утраты статуса резидента СЭЗ и ряд иных норм.
Регистрация резидентов свободных экономических зон
Законом № 52-З уточняется определение даты регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента СЭЗ. Ранее регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента СЭЗ осуществлялась в день заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ на срок действия такого договора. По нормам п.2 ст.6 Соглашения - со дня внесения соответствующей записи в реестр резидентов государства - члена Таможенного союза. В связи с этим соответствующая корректировка предусмотрена в новой редакции части четвертой ст.19 Закона о СЭЗ.
Ранее полномочия на установление формы свидетельства о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента СЭЗ были предоставлены Совету Министров РБ. Однако такую форму вправе определять Комиссия Таможенного союза (часть вторая п.2 ст.6 Соглашения). Новшество нашло отражение в абзаце 8 ст.8 Закона о СЭЗ.
Запрещенные виды деятельности на территории свободной экономической зоны
Евразийская экономическая комиссия (примечание) вправе устанавливать виды деятельности, запрещенные на территории СЭЗ (часть вторая ст.5 Соглашения). Ранее такие виды деятельности были определены только на национальном уровне. Новые требования определены в части первой ст.5 Закона о СЭЗ.
Утрата статуса резидента свободной экономической зоны
Значительная часть преобразований коснулась вопросов, связанных с утратой статуса резидента СЭЗ (ст.22 Закона о СЭЗ).
Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее - СТЗ) должно быть завершено при утрате лицом, поместившим товары под такую таможенную процедуру, статуса резидента СЭЗ (подп.2 п.2 ст.15 Соглашения). В то же время ст.22 в предыдущей редакции Закона о СЭЗ предусматривала не только утрату, но и лишение статуса резидента СЭЗ. Таким образом, формально юридические лица и индивидуальные предприниматели, лишившиеся статуса резидента СЭЗ по части первой ст.22 прежней редакции Закона о СЭЗ, в соответствии с подп.2 п.2 ст.15 Соглашения не были обязаны завершить действие таможенной процедуры СТЗ, так как в отношении таких лиц произошла не утрата, а лишение статуса резидента СЭЗ. Хотя фактически очевидно, что в Соглашении речь идет о любом случае прекращения действия статуса резидента СЭЗ (и лишение, и утрата).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. ст.15 Соглашения утрачивает силу в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. |
Исходя из п.6 ст.15 Соглашения в случае утраты лицом статуса резидента СЭЗ таможенная процедура СТЗ должна быть завершена в течение 4 месяцев со дня утраты лицом статуса резидента СЭЗ. Аналогичная норма предусмотрена п.11 Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон, утвержденного Указом Президента РБ от 31.01.2006 № 66. Таким образом, в целях унификации понятий и срока прекращения таможенной процедуры СТЗ соответствующие корректировки предусмотрены в абзаце 5 части второй ст.14, абзаце 17 ст.16 и ст.22 Закона о СЭЗ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 января 2019 г. Положение № 66 изложено в новой редакции Указом Президента РБ от 22.12.2018 № 490. Пункт 11 старой редакции соответствует п.11 новой редакции Положения № 66. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Справочно Перечень оснований для утраты юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем статуса резидента СЭЗ приведен в части первой ст.22 Закона о СЭЗ. |
Кроме того, учитывая, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может утратить статус резидента СЭЗ по основаниям различного характера, потребовалось уточнение даты, которой сведения о резиденте СЭЗ подлежат исключению из соответствующего реестра резидентов СЭЗ. Такие даты определены в части пятой ст.22 Закона о СЭЗ.
Реестры резидентов свободных экономических зон
Законом № 52-З введено дополнительное полномочие Совета Министров РБ по установлению порядка ведения реестра резидентов СЭЗ. Это обусловлено частью первой п.3 ст.6 Соглашения, в соответствии с которой порядок ведения реестра резидентов СЭЗ определяется законодательством государств - членов Таможенного союза. Однако в настоящее время такой документ на уровне нормативного правового акта Республики Беларусь отсутствует в системе национального законодательства, в связи с чем ст.2 Закона № 52-З поручено Правительству РБ в 3-месячный срок принять меры по реализации положений Закона № 52-З.
![]() |
Справочно С реестрами резидентов СЭЗ государств - членов Таможенного союза можно ознакомиться по адресу: http://www.eurasiancommission.org/ru/ act/tam_sotr/departament/Reestry/Pages/reestrSEZ.aspx. |
Государства - члены Таможенного союза обеспечивают направление в Комиссию Таможенного союза (примечание) информации о создании и прекращении функционирования СЭЗ на территориях государств - членов Таможенного союза, а также сведений о резидентах, включенных в реестр резидентов СЭЗ (п.2 ст.3, п.2 ст.4 и часть вторая п.3 ст.6 Соглашения). Данные функции в Республике Беларусь возложены на Министерство экономики - соответствующие положения закреплены в части седьмой ст.11, части шестой ст.13, части девятой ст.14 и части шестой ст.19 Закона о СЭЗ.
В целях обеспечения доступности и достоверности информации о резидентах СЭЗ администрации СЭЗ уполномочены размещать и своевременно актуализировать реестр резидентов СЭЗ на официальных сайтах администраций СЭЗ в глобальной компьютерной сети Интернет (абзац 23 ст.16 Закона о СЭЗ).
Оптимизация администрирования свободных экономических зон
Новая редакция абзаца 15 ст.16 Закона о СЭЗ (принятие администрацией СЭЗ решений об определении пределов СТЗ и ее упразднении по согласованию с таможенным органом, а не с Государственным таможенным комитетом РБ) позволяет оптимизировать администрирование порядка согласования таких решений и строительства в пределах СТЗ с учетом положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Примечание. Со вступлением в силу Договора о ЕЭК (т.е. со 2 февраля 2012 г.) Комиссия Таможенного союза упразднилась, а полномочия, которыми она была наделена, переданы Евразийской экономической комиссии (часть четвертая ст.39 Договора о ЕЭК).
13.09.2013
Анастасия Любченко, консультант управления государственной политики по привлечению иностранных инвестиций главного управления инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь