


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности». Новое правовое поле аудита
С 1 января 2014 г. вступает в силу новый Закон РБ от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон), которым предусмотрены механизмы, направленные на повышение качества аудиторских услуг, обеспечение стабильности работы аудиторского рынка, а также защиту прав и интересов пользователей аудиторских услуг.
Предмет регулирования Закона - отношения, возникающие в процессе осуществления аудиторской деятельности. Понятие аудиторской деятельности расширено в сравнении с действующим Законом РБ от 08.11.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» и включает не только проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и оказание иных аудиторских услуг, перечень и порядок оказания которых устанавливаются национальными правилами аудиторской деятельности.
Аудиторские услуги включают в себя:
• проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• осуществление обзоров финансовой информации;
• выполнение специальных аудиторских заданий;
• оказание сопутствующих аудиту услуг.
Данный перечень аудиторских услуг будет закреплен в национальных правилах аудиторской деятельности.
Понятие аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности определено как аудиторская услуга по независимой оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в т.ч. составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и их Разъяснениями (далее - МСФО) или законодательством других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности.
В определении сделан акцент на то, что аудит представляет собой не проверку финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица с целью выявления всех возможных нарушений, а независимую оценку бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выразить аудиторское мнение о ее достоверности, которая позволит пользователям на основании этой отчетности делать правильные выводы о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях финансового положения аудируемого лица, а также принимать обоснованные экономические решения, базирующиеся на этих выводах.
Кроме того, в соответствии с Законом предметом аудита достоверности отчетности может быть не только бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с требованиями национального законодательства, но и отчетность, составленная в соответствии с МСФО или правилами ведения учета и составления отчетности других государств.
Помимо аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторские организации, аудиторы - индивидуальные предприниматели могут проводить аудит иной финансовой информации аудируемых лиц по так называемым специальным аудиторским заданиям. Их перечень в Законе не приводится, поскольку отдельные задания устанавливаются законодательством Республики Беларусь, регулирующим иные сферы экономических отношений, а некоторые могут выполняться по требованиям пользователей в целях удовлетворения их информационных потребностей.
Проведение обзоров финансовой информации - новая услуга для белорусских аудиторов. В настоящий момент разрабатываются национальные правила аудиторской деятельности, посвященные вопросам, связанным с проведением таких обзоров.
Следует обратить внимание на сопутствующие аудиту услуги. К ним будут относиться услуги по компиляции финансовой информации и выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации. Аналогичная классификация предусмотрена в международных стандартах аудита.
Аудиторская деятельность - исключительный вид деятельности, поэтому аудиторским организациям и аудиторам - индивидуальным предпринимателям запрещается осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, кроме оказания аудиторских услуг и профессиональных услуг по перечню, приведенному в ст.16 Закона.
Профессиональные услуги не являются предметом регулирования Закона и национальных правил аудиторской деятельности. Вместе с тем состояние рынка аудиторских услуг свидетельствует о том, что оказание профессиональных услуг становится преобладающим направлением деятельности аудиторских фирм. Аудиторским организациям и аудиторам - индивидуальным предпринимателям при оказании профессиональных услуг следует руководствоваться требованиями законодательства, регулирующего соответствующие сферы деятельности.
Принципы аудиторской деятельности
Впервые в Законе определены основные принципы осуществления аудиторской деятельности:
• независимость;
• конфиденциальность;
• профессиональная компетентность;
• профессиональное поведение.
По своей сути данные принципы этические, ими должен руководствоваться аудитор при выполнении своих профессиональных обязанностей. Более полно применяемые в аудите принципы раскрыты в Правилах аудиторской деятельности «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги», утвержденных постановлением Минфина РБ от 19.12.2007 № 189, в основу которых положен Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 мая 2014 г. постановлением Минфина РБ от 30.12.2013 № 93 внесены изменения и дополнения в Правила № 189, в частности, название изложено в новой редакции: «Национальные правила аудиторской деятельности "Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги"». |
Отдельным вопросам соблюдения принципов независимости и конфиденциальности в Законе уделено особое внимание. Статья 21 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов - индивидуальных предпринимателей, аудиторов» дополнена нормой, запрещающей оказывать аудиторские услуги в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми у аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя заключены договоры страхования ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг или ответственности за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности.
В ст.22 «Обеспечение конфиденциальности в аудиторской деятельности» Закона приведен перечень субъектов, которым в случаях и порядке, предусмотренных белорусским законодательством, аудиторская организация, аудитор - индивидуальный предприниматель обязаны предоставить имеющуюся у них информацию о деятельности аудируемого лица, заказчика аудиторских услуг, а также документы и сведения, получаемые или составляемые в ходе оказания аудиторских услуг.
Требования к аудиторам
Аудитор - физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора, выданный Министерством финансов РБ. В Законе изменились требования, предъявляемые к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора. Для того чтобы претендент был допущен к сдаче квалификационного экзамена, ему необходимо иметь высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по специальности, соответствующей экономическому и (или) юридическому образованию, не менее 3 лет. При этом претендент не должен иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности или иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий. Кроме того, претендент не должен состоять на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством, алкоголизмом, наркоманией.
Лица, не прошедшие аттестацию, будут допускаться к ее повторному прохождению только по истечении 6 месяцев со дня принятия Министерством финансов РБ решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора.
Закон устанавливает обязанность аудиторов начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата, не реже 1 раза в 2 года подтверждать свою квалификацию. Нарушение данного требования будет основанием для аннулирования квалификационного аттестата аудитора.
Кроме того, квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован по следующим основаниям:
• установление факта оказания аудиторских услуг аудитором, находящимся на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией либо имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий;
• несоблюдение принципов независимости и конфиденциальности;
• невыполнение требования (предписания) об устранении нарушений, установленных при проверке соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами - индивидуальными предпринимателями, аудиторами законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности. По данному основанию квалификационный аттестат аудитора будет аннулироваться у руководителей аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей.
Законом установлены новые требования к аудиторам при осуществлении ими аудиторской деятельности. Так, в ст.6 определено, что аудитор может оказывать аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора - индивидуального предпринимателя) или в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя. Данная норма нацелена на повышение статуса аудиторов - индивидуальных предпринимателей. Аудитор, принявший решение осуществлять деятельность самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, несет ответственность перед своими клиентами за качество предоставляемых услуг. Поэтому его деятельность должна быть максимально направлена на добросовестное и качественное выполнение принятых обязательств. Одновременная работа в аудиторской фирме, когда аудитор должен подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка компании, выполнять внутрифирменные требования и решать поставленные руководством задачи, не будет способствовать обеспечению должного качества аудиторских услуг.
Статьей 6 Закона установлено, что аудитор может осуществлять аудиторскую деятельность в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя только при условии, что он не менее 2 лет оказывал аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора - индивидуального предпринимателя).
Законом установлены новые требования к аудиторским организациям (ст.7). Одно из них - обязательное наличие в штате не менее 5 аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы. При этом под основным местом работы в Законе понимается работа у нанимателя, которому в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право заключения и прекращения трудового договора (контракта) и у которого ведется трудовая книжка работника.
Увеличение численности штатных аудиторов в аудиторских организациях с 3 до 5 человек обусловлено необходимостью повысить качество оказываемых аудиторских услуг. Укрупнение аудиторских организаций будет способствовать созданию эффективно функционирующей системы внутреннего контроля качества в каждой аудиторской организации.
Поскольку Закон вступает в силу с 1 января 2014 г., аудиторским организациям необходимо принять соответствующие меры по укомплектованию штата специалистов до этой даты.
В Законе предусмотрена норма, согласно которой аудиторские организации могут оказывать аудиторские и профессиональные услуги только с привлечением работников, состоящих в штате этой организации. До отмены лицензирования аудиторской деятельности данная норма была лицензионным требованием. Включение ее в Закон продиктовано объективной необходимостью. Ограничение на привлечение аудиторов для выполнения отдельных работ по договорам возмездного оказания услуг уменьшит «перетекание» заказчиков от аудиторских организаций к аудиторам - индивидуальным предпринимателям, будет способствовать усилению контроля руководства аудиторской организации за работой специалистов и, следовательно, повышению качества оказываемых услуг.
Законом также установлено требование к руководителю аудиторской организации, аналогичное требованию для аудитора - индивидуального предпринимателя. Руководителем аудиторской организации может быть назначен аудитор, который не менее 2 лет оказывал аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора - индивидуального предпринимателя) и (или) в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя.
![]() |
Обратите внимание! Требование о наличии 2-летнего стажа оказания аудиторских услуг будет предъявляться только к руководителям аудиторских организаций, назначаемых на эту должность после 1 января 2014 г., и аудиторам - индивидуальным предпринимателям, которые начнут аудиторскую деятельность после 1 января 2014 г. |
Обязанности аудиторов и заказчиков
Значительные изменения претерпели отдельные статьи Закона в отношении прав, обязанностей и ответственности аудиторских организаций (аудиторов - индивидуальных предпринимателей), аудируемых лиц (заказчиков аудиторских услуг). Так, в целях повышения качества оказываемых аудиторских услуг ст.10 Закона дополнена нормами, обязывающими аудиторские организации (аудиторов - индивидуальных предпринимателей):
• осуществлять внутренний контроль качества работы аудиторов;
• обеспечивать соблюдение принципов независимости, конфиденциальности, профессиональной компетентности и профессионального поведения;
• сообщать собственнику имущества (учредителям, участникам) аудируемого лица по итогам проведенного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в письменной форме сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства Республики Беларусь, в результате которого причинен либо может быть причинен ущерб физическому, юридическому лицу или государству в размере, превышающем 1 000 базовых величин на дату обнаружения нарушения законодательства Республики Беларусь;
• обеспечивать сохранность документов, составленных аудиторской организацией (аудитором - индивидуальным предпринимателем), в т.ч. в электронном виде, в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее 5 лет с даты завершения оказания аудиторских услуг по договору (если иное не установлено законодательством Республики Беларусь).
Кроме того, Закон обязывает аудиторские организации (аудиторов - индивидуальных предпринимателей) возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, причиненные убытки в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг, в т.ч. в случае виновного неисполнения обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг, включая случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг. При этом установление ответственности за виновное неисполнение обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг является существенным условием договора оказания аудиторских услуг.
Необходимо также отметить, что договор оказания аудиторских услуг теперь будет заключаться только на аудиторские услуги. Профессиональные услуги предоставляются на основании договора, заключенного в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего оказание таких услуг.
Закон дополнен и нормами в части обязанностей аудируемых лиц (заказчиков аудиторских услуг). Так, аудируемые лица, помимо ранее установленных требований, при заключении договора оказания аудиторских услуг обязаны:
• предоставлять аудиторской организации (аудитору - индивидуальному предпринимателю) информацию, необходимую для оценки объема работ по данному договору, а также все необходимые документы, информацию и разъяснения по вопросам, возникающим в ходе оказания аудиторских услуг;
• не предпринимать действий, направленных на сокрытие (ограничение доступа) информации, запрашиваемой аудиторской организацией (аудитором - индивидуальным предпринимателем), при этом наличие в ней сведений, составляющих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в ее предоставлении;
• направлять по требованию аудиторской организации (аудитора - индивидуального предпринимателя) письменные запросы от своего имени в адрес третьих лиц для получения необходимой информации.
Обязательный аудит
Отличительная черта нового Закона - установление требований не только в отношении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, но и в отношении обязательного аудита отчетности, составленной в соответствии с МСФО.
Закон содержит перечень субъектов хозяйствования, подлежащих ежегодному обязательному аудиту годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст.17). В перечень включены организации, финансовая информация о деятельности которых представляет интерес для широкого круга пользователей. В частности, открытые акционерные общества, банки, небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации, резиденты Парка высоких технологий, профессиональные участники рынка ценных бумаг, организации с объемом выручки от реализации за предыдущий отчетный год в эквиваленте более 5 000 000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком РБ на 31 декабря предыдущего отчетного года.
При определении количественного критерия в 5 000 000 евро были приняты во внимание данные статистической отчетности о показателях деятельности организаций республики, международная практика, рекомендации Всемирного банка и Международного валютного фонда по программе оценки финансового сектора в Республике Беларусь. Установление порогового значения на уровне 5 000 000 евро позволяет сократить количество организаций, подлежащих обязательному аудиту, в основном за счет субъектов малого и среднего бизнеса. Индивидуальные предприниматели независимо от объема выручки также не будут подлежать обязательному аудиту. Вместе с тем организации и индивидуальные предприниматели при необходимости могут провести аудит по собственной инициативе.
В отношении обязательного аудита следует сделать акцент на том, что отдельными законодательными актами к аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности приравнен аудит данных книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Следовательно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и подпадающие под обязательный аудит в соответствии с требованиями Закона, проводят аудит данных книги учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
![]() |
Требования ст.17 Закона, регулирующей вопросы обязательного аудита, будут применяться уже в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за 2013 г. В этой связи проведение обязательного аудита такой отчетности будет необходимо в случае достижения организацией по итогам 2012 г. показателя выручки в 5 000 000 евро. В качестве критерия для определения необходимости проведения обязательного аудита используется выручка от реализации, отраженная в бухгалтерском учете организации на субсчете 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг». |
Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, проводится только аудиторскими организациями. К ним Законом установлены дополнительные требования, а именно:
• наличие на сайте аудиторской организации в сети Интернет информации о ее деятельности;
• наличие в штате аудиторской организации не менее 2 аудиторов, имеющих специальную подготовку в области МСФО.
Раскрытие информации о своей деятельности и размещение ее в свободном доступе - общеустановленное требование к транспарентности деятельности аудиторских организаций, проводящих аудит общественно значимых организаций.
Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должен быть проведен не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. При этом не позднее 1 июля аудируемое лицо обязано уведомить налоговые органы по месту постановки на учет о факте проведения аудита.
По результатам обязательного аудита аудируемые лица должны устранить выявленные нарушения и внести соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, налоговые декларации (расчеты) в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения.
09.08.2013
Татьяна Рыбак, кандидат экономических наук, доцент, аудитор, DipIFR, начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь
Елена Касперович, начальник отдела методологии аудита главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 сентября 2015 г. в Закон РБ от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» на основании Закона РБ от 04.06.2015 № 268-З внесены изменения и дополнение. |