


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». Новый этап развития бухгалтерского учета
Предмет регулирования и сфера действия нового Закона
С 1 января 2014 г. вступает в силу Закон РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон).
Предмет регулирования Закона - правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (далее - отчетность).
Действие Закона распространяется на юридические лица Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций, хозяйственные группы, холдинги, простые товарищества (участников договора о совместной деятельности). Действие Закона не распространяется на индивидуальных предпринимателей.
В качестве институтов регулирования бухгалтерского учета и отчетности Законом определены государственные органы. Вместе с тем в Законе закреплены полномочия общественных организаций (объединений) бухгалтеров, ассоциаций (союзов) коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. В частности, названные общественные объединения наделяются правом участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности, оказывать методическую и иную помощь организациям по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.
Применение международных стандартов
Среди нововведений Закона в первую очередь отметим принятие на законодательном уровне решения о применении Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений (далее - МСФО), принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности (далее - Фонд МСФО) в Республике Беларусь.
Советом Министров РБ совместно с Национальным банком РБ (далее - Нацбанк) будет установлен порядок введения в действие МСФО. Затем будет заключено соглашение с Фондом МСФО и получены тексты МСФО на русском языке, которые будут введены в действие в качестве технических нормативных правовых актов. Эта работа должна быть проведена до 1 января 2016 г.
В Законе применяется термин «общественно значимые организации». Это организации, представляющие общественный интерес в силу специфики их деятельности, прямо или косвенно связанной с привлечением денежных средств неограниченного круга лиц. К таким организациям отнесены открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам (далее - открытые акционерные общества), банки, небанковские кредитно-финансовые организации (далее - банки), страховые организации.
Согласно Закону, начиная с 2016 г., открытые акционерные общества, страховые организации обязаны составлять консолидированную отчетность в соответствии с МСФО, банки - консолидированную (при наличии группы организаций) или индивидуальную отчетность в соответствии с МСФО. При этом в процессе подготовки консолидированной отчетности в соответствии с МСФО будут задействованы все входящие в группу организации (материнская, дочерние, зависимые).
![]() |
Справочно Если общественно значимая организация будет составлять отчетность по МСФО за 2016 г. впервые, ей необходимо руководствоваться МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО» (далее - МСФО (IFRS) 1). Данный стандарт содержит особые требования к учетной политике в отношении первой отчетности организации, составленной по МСФО, которые отличаются от требований МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». В случае составления общественно значимой организацией отчетности по МСФО за 2016 г. впервые отчетной датой будет являться 31 декабря 2016 г. Если в этой отчетности будет представлена сравнительная информация только за один предыдущий год (2015 г.), то датой перехода на МСФО будет 1 января 2015 г. Согласно МСФО (IFRS) 1 организация должна подготовить и представить начальный отчет о финансовом положении (вступительный баланс) по МСФО на дату перехода на МСФО (в данном примере на 1 января 2015 г.). Организация должна использовать единую учетную политику при подготовке начального отчета о финансовом положении (вступительного баланса) и во всех периодах, представленных в ее первой отчетности по МСФО (в данном примере 2015-2016 гг.). Эта учетная политика должна соответствовать всем МСФО, действующим на отчетную дату (в данном примере на 31 декабря 2016 г.), за исключением случаев, указанных в МСФО (IFRS) 1. |
В соответствии с Законом РБ от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» годовая отчетность общественно значимых организаций, составленная в соответствии с МСФО, подлежит обязательному аудиту.
Закон предусматривает обязанность представления годовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, вместе с аудиторским заключением по этой отчетности:
• открытыми акционерными обществами, страховыми организациями - в Министерство финансов РБ (далее - Минфин) не позднее 30 июня года, следующего за отчетным;
• банками - в Нацбанк не позднее 30 июня года, следующего за отчетным.
Годовая отчетность общественно значимой организации, составленная в соответствии с МСФО, вместе с аудиторским заключением по этой отчетности должна быть размещена на сайте общественно значимой организации в Интернете не позднее 31 июля года, следующего за отчетным.
Национальная система бухгалтерского учета и отчетности
В Законе заложена основа для развития национальной системы бухгалтерского учета и отчетности на качественно новом уровне, в которой приоритетен не процесс ведения бухгалтерского учета, а результат - получение достоверной отчетности, необходимой пользователям для принятия экономических решений.
Статья 3 Закона посвящена принципам бухгалтерского учета и отчетности (начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания и др.), на которых будут базироваться правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации и (или) раскрытия информации в отчетности, закрепляемые в национальных стандартах бухгалтерского учета и отчетности, а также учетная политика организации.
Национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности - новая разновидность нормативных правовых актов, предусмотренная Законом.
Система национальных стандартов будет содержать требования к юридически значимым вопросам построения учетного процесса в части признания, классификации и учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации.
Руководство бухгалтерским учетом в организациях
Законом установлена обязанность руководителя организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в организации, а также создать необходимые для этого условия.
Руководство бухгалтерским учетом в организации согласно Закону осуществляют:
• главный бухгалтер организации (в случае если руководителем организации создано структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, или ведение бухгалтерского учета и составление отчетности возложено на главного бухгалтера);
• руководитель организации (в случае ведения бухгалтерского учета и составления отчетности руководителем организации лично в соответствии с Законом);
• организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (в случае передачи организации или индивидуальному предпринимателю по договору ведения бухгалтерского учета и составления отчетности).
В целях эффективной реализации решения о применении МСФО повышены требования к главным бухгалтерам общественно значимых организаций.
С 1 января 2014 г. лица, назначаемые на должность главного бухгалтера общественно значимых организаций (за исключением банков), должны отвечать следующим требованиям:
• иметь высшее образование, предоставляющее в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера;
• стаж работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет;
• не иметь непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
С 1 января 2017 г. главные бухгалтеры общественно значимых организаций (за исключением банков) должны иметь сертификат профессионального бухгалтера. Это требование касается лиц, назначенных на должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков) до 1 января 2017 г. и продолжающих работать в этой должности после 1 января 2017 г., а также лиц, назначаемых на должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков) с 1 января 2017 г.
Сертификат профессионального бухгалтера будет выдаваться Минфином по результатам аттестации.
Физическое лицо, получившее сертификат профессионального бухгалтера, будет обязано, начиная с года, следующего за годом получения этого сертификата, не реже 1 раза в 2 года подтверждать свою квалификацию. Например, физическое лицо, получившее сертификат профессионального бухгалтера в октябре 2016 г., обязано подтвердить свою квалификацию не позднее 31 декабря 2018 г. Несоблюдение физическим лицом, имеющим сертификат профессионального бухгалтера, обязанности подтверждения квалификации является основанием для аннулирования сертификата профессионального бухгалтера.
Порядок проведения аттестации и подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера, будет установлен Советом Министров РБ.
В Законе предусмотрены случаи аннулирования сертификата профессионального бухгалтера. Решение об аннулировании сертификата профессионального бухгалтера будет приниматься Минфином.
Физическое лицо, сертификат профессионального бухгалтера которого аннулирован (за исключением случая подачи им заявления об аннулировании сертификата профессионального бухгалтера), вправе обжаловать решение об аннулировании сертификата профессионального бухгалтера в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня получения этим лицом такого решения.
Физическое лицо, сертификат профессионального бухгалтера которого аннулирован, лишается права на работу в должности главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков).
Что касается главных бухгалтеров банков, то на эту должность с 1 января 2014 г. назначаются лица, отвечающие требованиям, установленным Банковским кодексом РБ и актами законодательства РБ, а с 1 января 2017 г. - имеющие также сертификат профессионального бухгалтера банка.
Сертификат профессионального бухгалтера банка будет выдаваться Нацбанком по результатам аттестации.
Физическое лицо, получившее сертификат профессионального бухгалтера банка, будет обязано, начиная с года, следующего за годом получения этого сертификата, не реже 1 раза в 2 года подтверждать свою квалификацию.
Порядок проведения аттестации и подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера банка, будет установлен Нацбанком.
Требования к главным бухгалтерам организаций (за исключением общественно значимых организаций, Нацбанка) в сравнении с установленными в действующем Законе РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - действующий Закон) также изменились. С 1 января 2014 г. главным бухгалтером организации (за исключением общественно значимых организаций, Нацбанка) может стать лицо в случае наличия у него высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, стажа работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет, а также отсутствия непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. Закон № 3321-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». |
Действующим Законом ограничивается возможность руководителя организации вести бухгалтерский учет и составлять отчетность самостоятельно. С 1 января 2014 г. руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает следующим требованиям:
• наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет;
• отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
![]() |
Справочно Микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за год до 15 человек включительно (ст.3 Закона РБ от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2024 г. к субъектам малого предпринимательства относятся: • физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность; • малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 100 человек включительно (ч.1 ст.3 Закона № 148-З в ред. Закона от 22.04.2024 № 365-З). |
![]() |
Обратите внимание! Согласно действующему Закону руководители частных унитарных предприятий имеют право вести бухгалтерский учет лично, если это предусмотрено уставом предприятия. Если на 1 января 2014 г. частное унитарное предприятие не является микроорганизацией и (или) является таковым, но его руководитель не отвечает вышеуказанным требованиям (например, отсутствует необходимое образование или стаж работы недостаточен), то с 1 января 2014 г. руководитель частного унитарного предприятия должен принять на работу главного бухгалтера, соответствующего требованиям Закона, либо передать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим такие услуги. |
Законом устанавливаются также требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, что позволит защитить интересы их клиентов. В частности, организация, оказывающая услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в зависимости от того, какой организации оказываются услуги, должна обеспечить оказание этих услуг не менее чем одним работником, с которым заключен трудовой договор, отвечающим соответствующим требованиям.
![]() |
Пример Организация оказывает открытому акционерному обществу услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. При этом организация должна предоставить эти услуги как минимум одним работником, с которым заключен трудовой договор и который соответствует требованиям, предъявляемым к главным бухгалтерам общественно значимых организаций (за исключением банков). |
Повышение требований к главным бухгалтерам, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, имеет целью достижение высокого профессионального уровня бухгалтерского сообщества, способного применять профессиональное суждение.
Для четкой идентификации понятия «профессиональное суждение» в Законе закреплено его определение как точка зрения и действие лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом в организации, принятые организацией при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, которые излагаются в положении об учетной политике и примечаниях к отчетности.
Следует сделать акцент на том, что профессиональное суждение лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом в организации, представляет собой не только высказывание мнения по тому или иному вопросу бухгалтерского учета и отчетности, но и профессиональное решение, поступок как форма проявления этого мнения.
С применением профессионального суждения организации могут самостоятельно разрабатывать порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации, если такой порядок не установлен в законодательстве Республики Беларусь.
Ведение бухгалтерского учета в организациях
Согласно Закону организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое должно быть подписано лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом в организации, и утверждено руководителем организации.
Учетная политика организации не подлежит изменению, за исключением случаев, установленных в п.7 ст.9 Закона. В частности, изменения в учетную политику организации могут быть внесены при изменении способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации. Законом предусмотрено, что такие изменения могут быть внесены только с начала отчетного года. При этом в учетной политике необходимо привести обоснование того, что вносимые изменения повысят достоверность отчетности.
В отношении первичных учетных документов в Законе закреплены положения Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов», а также норма о том, что первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Минфином, при условии, что в договоре, заключенном в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг). Министерством финансов будет принят нормативный правовой акт, утверждающий перечень таких работ (услуг).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2014 г. Указ № 114 на основании Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 361 утратил силу. Требования к первичным учетным документам определены ст.10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». |
Согласно Закону первичный учетный документ, составленный в форме электронного документа, должен соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь об электронном документе и электронной цифровой подписи. Такие требования определены, в частности, главой 3 Закона РБ от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».
В Законе установлены общие положения об учетной оценке, от которой в наибольшей степени зависит достоверность отчетности. Введение в Закон понятия «учетная оценка» подразумевает разграничение оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации, применяемой в бухгалтерском учете и отчетности, от других оценок. В Законе перечислены несколько методов учетной оценки, в частности, новый метод - приведенная (дисконтированная) стоимость.
С вступлением в силу Закона изменится порядок бухгалтерского учета курсовых разниц: выданные займы будут переоцениваться, а выданные и полученные авансы, предварительная оплата, задатки переоцениваться не будут.
![]() |
Пример С 1 января 2014 г. поступивший товар от поставщика, которому ранее был перечислен аванс в иностранной валюте в полной сумме, принимается к бухгалтерскому учету в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка на дату перечисления аванса. |
В Законе определены случаи обязательного проведения инвентаризации активов и обязательств. В отличие от действующего Закона не установлена обязанность проведения инвентаризации при смене руководителя организации. Если смена руководителя организации произойдет после 1 января 2014 г., организация может не проводить инвентаризацию своих активов и обязательств.
Отчетность
Для всех организаций согласно Закону составление годовой отчетности обязательно. Обязанность составления промежуточной (квартальной, месячной) отчетности будет установлена в нормативных документах государственных органов и, соответственно, возложена только на определенные организации.
Содержащаяся в отчетности организации информация не является коммерческой тайной, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Закон разграничивает понятия «индивидуальная отчетность», «консолидированная отчетность», «сводная отчетность». Отметим, что консолидированная отчетность будет составляться по хозяйственной группе, холдингу, хозяйственному обществу и его унитарным предприятиям, дочерним и зависимым хозяйственным обществам, унитарному предприятию и его дочерним унитарным предприятиям. Сводная отчетность будет составляться по группе организаций, подчиненных республиканскому органу государственного управления или входящих в состав государственной организации, подчиненной Правительству РБ, или входящих в состав государственного объединения, или по иной группе организаций, предусмотренной законодательством Республики Беларусь. Порядок составления консолидированной и сводной отчетности будет установлен Минфином.
В Законе закреплен состав годовой и промежуточной отчетности коммерческих и некоммерческих (за исключением бюджетных организаций, Нацбанка) организаций.
Годовая отчетность, начиная с отчетности за 2014 г., и квартальная отчетность, начиная с отчетности за I квартал 2014 г., коммерческих организаций состоят из:
• бухгалтерского баланса;
• отчета о прибылях и убытках;
• отчета об изменении собственного капитала;
• отчета о движении денежных средств;
• примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Месячная отчетность, начиная с января 2014 г., коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса.
Годовая отчетность, начиная с отчетности за 2014 г., и квартальная отчетность, начиная с отчетности за I квартал 2014 г., некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций, Нацбанка) состоят из:
• бухгалтерского баланса;
• отчета о прибылях и убытках;
• отчета об использовании целевого финансирования;
• примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Месячная отчетность, начиная с января 2014 г., некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций, Нацбанка) состоит из бухгалтерского баланса.
Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденная постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 111, будет приведена в соответствие с Законом.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Инструкции № 111 постановлением Минфина РБ от 12.12.2016 № 104 утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность». |
Срок представления организациями (за исключением Нацбанка, бюджетных организаций, страховых организаций) годовой индивидуальной отчетности согласно Закону - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Срок представления этими организациями промежуточной индивидуальной отчетности Законом не регламентирован, он будет устанавливаться:
• собственником имущества (учредителями, участниками) организации и иными лицами, уполномоченными на получение промежуточной индивидуальной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами данной организации;
• государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (составе) или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим органам, организациям.
Случаи, порядок и сроки публикации отчетности Законом не установлены, они определены в иных нормативных правовых актах Республики Беларусь.
![]() |
Обратите внимание! Согласно переходным положениям Закона годовая отчетность за 2013 г. составляется, представляется и публикуется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, действовавшим до 1 января 2014 г. |
09.08.2013
Татьяна Рыбак, кандидат экономических наук, доцент, аудитор, DipIFR, начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь