


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Новеллы правового регулирования
Активно протекающие экономические процессы, обусловленные в т.ч. влиянием интеграционных факторов, привлекают внимание законодателя к предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Значительное влияние на нормотворчество оказывает развитие Таможенного союза Республики Беларусь, России, Казахстана, Единого экономического пространства, а в ближайшей временной перспективе - Евразийского экономического союза.
Особенно сложным с точки зрения адекватности правового регулирования представляется механизм обеспечения добросовестной конкуренции и недопущения монополистической деятельности, новую правовую основу которого с 1 июля 2014 г. будет составлять Закон РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон), принятие которого последовало за решением Высшего ЕврАзЭС от 24.10.2013 № 50 «О Модельном законе «О конкуренции» (принято в г.Минске; далее - Модельный закон). Данный Модельный закон носит рекомендательный характер.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 августа 2018 г. Закон изложен в новой редакции на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 98-З. |
В Закон включены нормы, которые в действующем (до 1 июля 2014 г.) Законе РБ от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон № 2034-XII) отсутствуют. Новеллы призваны обеспечить качественно иной уровень правового регулирования общественных отношений в сфере противодействия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и обеспечения условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Терминология Закона
В Законе даны новые дефиниции в сфере противодействия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также уточнены уже имеющиеся в действующем законодательстве правовые категории.
Вертикальные соглашения
Законом введена категория «вертикальное соглашение», под которым понимается соглашение между хозяйствующими субъектами, не являющимися конкурентами, один из которых приобретает товар или является его потенциальным потребителем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (подп.1.1 п.1 ст.1 Закона). Данное определение термина «вертикальное соглашение» практически идентично определению этого термина в ст.2 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 09.12.2010 (заключено в г.Москве; далее - Соглашение о конкуренции) и в ст.4 Модельного закона. В Законе лишь подчеркивается тот факт, что хозяйствующие субъекты не являются конкурентами.
![]() |
Справочно В приведенном определении нашел отражение общий подход к вертикальным соглашениям, сформированный в европейском конкурентном праве, подход с позиции продавца и покупателя, суть которого в том, что вертикальное соглашение - это соглашение или согласованные действия, заключенное или совершенные между двумя и более субъектами, каждый из которых работает для целей соглашения или согласованных действий на другом уровне производства и сбыта, по условиям которых стороны могут покупать, продавать или перепродавать определенные товары или услуги (COMMISSION REGULATION (EU) No 330/2010 of 20 April 2010 on the application of Article 101(3) of the Treaty on the Functioning of the European Union to categories of vertical agreements and concerted practices // http://www.wirth-recht.de/files/330-2010.engl.pdf.). |
По общему правилу вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами запрещаются, если:
1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара. В частности, недопустимы с точки зрения п.3 ст.13 Закона действия субъекта, направленные на установление минимальных цен последующей перепродажи товара со стороны покупателя, т.е. ограничивается применение метода поддержания перепродажной цены. Правомерными с точки зрения Закона будут вертикальные соглашения, направленные на установление для потребителя максимальных цен перепродажи товара;
2) таким соглашением предусмотрено обязательство потребителя не продавать товар конкурента продавца. Такой запрет не распространяется на соглашения об организации потребителем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя (п.3 ст.13 Закона).
Вместе с тем требования ст.13 Закона не распространяются на некоторые случаи прямого или косвенного контроля, а также на соглашения об осуществлении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров (пп.5, 6 ст.13 Закона).
Вертикальные соглашения допустимы, если:
1) такие соглашения являются договорами комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга);
2) доля каждого субъекта - участника вертикального соглашения не превышает 15 % на любом товарном рынке (п.2 ст.14 Закона).
Таким образом, при квалификации того или иного соглашения первым необходимо решить вопрос о том, будет ли такое соглашение вертикальным с точки зрения Закона, затем исключить правомерные вертикальные соглашения.
Полагаем, приведенный подход к вертикальным соглашениям отличается детализацией исключений из них. Сформированный на основе Закона № 2034-XII подход к ценовым соглашениям, к числу которых относятся и вертикальные, ориентирован большей частью на субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, и предопределен определенным манипулированием ценами. Так, согласно Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах, утвержденной постановлением Минпреда РБ от 28.04.2000 № 9 (далее - Инструкция № 9), вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами представляют собой полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию. Поставщик применяет метод поддержания перепродажной цены, суть которого состоит в установлении минимальной цены, по которой товар должен быть реализован потребителям. Установление и поддержание минимальной перепродажной цены означает осуществление поставщиком контроля над рынком определенного товара. Следствие этого - ограничение конкуренции на рынке, устранение возможности для конкурентов свободно маневрировать ценами и завышение цен (подп.1.2 п.1 Инструкции № 9).
![]() |
Обратите внимание! В отличие от существующего подхода (в нормах Инструкции № 9) в Законе не акцентируются последствия заключения соглашений: не имеет значения, есть или может быть устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию. Достаточно только факта заключения соглашений с установлением цены перепродажи или наличия обязательства потребителя не продавать товар конкурентам продавца. |
Взаимозаменяемые товары
Закон вводит категорию «взаимозаменяемые (аналогичные) товары», под которыми понимает товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене (тарифу) и другим параметрам таким образом, что потребитель заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении, в т.ч. при потреблении в производственных целях (подп.1.2 п.1 ст.1 Закона).
В дальнейшем исходя из уровня взаимозаменяемости (аналогичности) товаров антимонопольный орган в рамках осуществления функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства будет осуществлять контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, в т.ч. в случае приобретения права участия одних и тех же хозяйствующих субъектов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке взаимозаменяемых (аналогичных) товаров, при наличии возможности указанных хозяйствующих субъектов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, определять условия ведения предпринимательской деятельности данными хозяйствующими субъектами (подп.1.12 п.1 ст.9 Закона).
Монополии
В Законе определяется только государственная монополия, и в сравнении с Законом № 2034-XII исключены категории естественной монополии (она определяется исходя из Закона РБ от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях» (далее - Закона № 162-З)), правомерной и чрезвычайной монополии.
![]() |
Справочно Закон применяется к субъектам естественных монополий с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о естественных монополиях (п.4 ст.4 Закона). |
Государственную монополию предлагают рассматривать как систему общественных отношений, при которой исключительное право на осуществление отдельных видов деятельности, в т.ч. предпринимательской, имеет государство в лице отдельных государственных органов или иных специально уполномоченных законодательными актами хозяйствующих субъектов.
Государственная преференция
Введено понятие «государственная преференция». Оно означает предоставление государством отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, обеспечивающего им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления мер государственной поддержки (подп.1.4 п.1 ст.1 Закона). Таким образом, четко определены три формы предоставления государственных преференций:
1) передача государственного имущества;
2) передача иных объектов гражданских прав;
3) предоставление мер государственной поддержки.
В ст.15 Закона для государственных органов установлен общий запрет на предоставление государственных преференций, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (подп.2.7 п.2 ст.15 Закона).
Группа лиц
В контексте Модельного закона (ст.10) в Законе появилась категория «группа лиц», схожая по составу с категорией «аффилированные лица», определяемая как совокупность физических и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков:
• хозяйственное общество (товарищество) и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, в т.ч. на основании соглашения, имеет более 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) этого хозяйственного общества (товарищества).
Необходимо отметить, что данный признак - определяющий для совершения некоторых сделок, а также реорганизации юридических лиц. Так, согласно части второй п.8 ст.17 Закона с обязательным письменным уведомлением антимонопольного органа не позднее 1 месяца со дня осуществления производятся:
- реорганизация коммерческих организаций, создание коммерческих организаций и объединений хозяйствующих субъектов в случаях реорганизации коммерческих организаций в форме слияния, присоединения;
- создание коммерческой организации, если вкладом в ее уставный фонд служат акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации или создаваемая коммерческая организация приобретает акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении действий с этими акциями (долями в уставном фонде) предусмотрен контроль;
- создание объединений хозяйствующих субъектов в форме холдингов, ассоциаций, союзов, государственных объединений, осуществляемых лицами, входящими в одну группу лиц.
Кроме того, по общему правилу на совершение сделок с акциями (долями в уставных фондах) хозяйствующих субъектов необходимо согласие антимонопольного органа. Если группа лиц имеет место по рассматриваемому признаку, то получение согласия антимонопольного органа не требуется, однако необходимо обязательное письменное уведомление антимонопольного органа не позднее 1 месяца со дня их совершения (п.8 ст.17 Закона);
• хозяйствующий субъект и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйствующего субъекта;
• хозяйствующий субъект и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйствующего субъекта или заключенного с этим хозяйствующим субъектом договора (соглашения) вправе давать этому хозяйствующему субъекту обязательные для исполнения указания (по существу речь идет об участниках холдинга);
• хозяйствующие субъекты, в которых более 50 % количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;
• физическое лицо, его супруг (супруга), родители, усыновители (удочерители), дети, в т.ч. усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры;
• лица, каждое из которых по какому-либо из указанных выше признаков входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных выше признаков;
• хозяйственное общество (товарищество), физические и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных выше признаков входят в одну группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) этого хозяйственного общества (товарищества) (подп.1.6 п.1 ст.1 Закона).
При этом группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект (п.3 ст.1 Закона).
Дискриминационные условия
В Законе, как и в Модельном законе (ст.4), определены дискриминационные условия, т.е. такие условия доступа на товарный рынок, производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами с учетом условий, ограничений и особенностей, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь (подп.1.7 п.1 ст.1 Закона).
В контексте дискриминационных условий государственным органам запрещается, если иное не установлено актами Президента РБ, принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, заключать соглашения, совершать иные действия (бездействие), ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в т.ч.:
1) необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
2) устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами, в т.ч. на производство определенных видов товаров;
3) незаконно ограничивать права хозяйствующих субъектов на совершение сделок;
4) устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров в Республике Беларусь, иные ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение товаров и их обмен;
5) давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей или о приоритетном заключении договоров;
6) предоставлять хозяйствующему субъекту доступ к информации в приоритетном порядке (п.2 ст.15 Закона).
Координация экономической деятельности
Как проявление неправомерных согласованных действий Законом вводится термин «координация экономической деятельности»: согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельность на том товарном рынке (товарных рынках), на котором (которых) осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов (подп.1.10 п.1 ст.1 Закона).
По общему правилу юридическим и физическим лицам установлен запрет на осуществление координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к следующим последствиям:
1) раздел товарного рынка по территориальному принципу, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов либо потребителей;
2) исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
3) установление, повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), в т.ч. различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
4) повышение, снижение или поддержание цен на торгах;
5) экономически или технологически необоснованное сокращение и (или) прекращение производства товаров;
6) экономически или технологически необоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами или потребителями (ст.13 Закона);
7) заключение вертикальных соглашений, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, когда продавец устанавливает для потребителя максимальную цену перепродажи товара; таким соглашением предусмотрено обязательство потребителя не продавать товар хозяйствующего субъекта, являющегося конкурентом продавца. Такой запрет не распространяется на соглашения об организации потребителем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.
Экономическая концентрация
Кроме указанной категории координации экономической деятельности, Законом вводится категория «экономическая концентрация». Под ней понимаются сделки, иные действия, осуществление которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции, включая создание и реорганизацию коммерческих организаций в форме слияния или присоединения, их объединений, в т.ч. сделки с акциями (долями в уставных фондах) хозяйствующих субъектов (подп.1.24 п.1 ст.1 Закона).
На случай установления фактов экономической концентрации антимонопольный орган наделен определенными полномочиями. Так, неполучение согласия антимонопольного органа (на реорганизацию хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, когда это необходимо, а именно, на основании п.1 ст.17 Закона), а равно неисполнение условий, содержащихся в решениях о согласии антимонопольного органа и обеспечивающих конкурентное поведение хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если действия, требующие согласия антимонопольного органа, фактически были совершены и это привело к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) ограничению, устранению конкуренции являются основаниями для признания судом таких действий недействительными по иску антимонопольного органа (п.1 ст.21 Закона).
Косвенный и прямой контроль
Законом предусмотрен косвенный и прямой контроль.
Косвенный контроль предполагает возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, через юридическое лицо (юридических лиц), между которыми существует прямой контроль (подп.1.11 п.1 ст.1 Закона). Прямой контроль - это возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, посредством одного или нескольких действий, предусматривающих:
1) осуществление функций его исполнительного органа;
2) получение права на определение условий ведения предпринимательской деятельности юридического лица;
3) распоряжение более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на акции (доли в уставном фонде) юридического лица (подп.1.18 п.1 ст.1 Закона).
Монопольно высокая (низкая) цена
Законом введены две категории:
1) монопольно высокая цена - цена (тариф), установленная хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, превышающая сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли, а также цену (тариф), сформированную в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу потребителей или продавцов товара, условиям обращения товара и доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение или цену (тариф), установленную на этом же товарном рынке ранее, если такая цена (тариф) сформировалась в условиях конкуренции (подп.1.13 п.1 ст.1 Закона);
2) монопольно низкая цена - цена (тариф), установленная хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, которая ниже суммы необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли, а также ниже цены (тарифа), сформированной в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу потребителей или продавцов товара, условиям обращения товара и доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение (подп.1.14 п.1 ст.1 Закона).
По общему правилу запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в т.ч. установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены на товар (часть первая ст.12 Закона).
В завершение отметим, что в Законе, как и в Законе № 2034-XII, содержится категория «хозяйствующие субъекты»: определение данного понятия несколько скорректировано таким образом, что в состав хозяйствующих субъектов в соответствии с Законом входят юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность и (или) имеющие право на ее осуществление. В сравнении с Законом № 2034-XII из определения хозяйствующих субъектов исключены физические лица. Вместе с тем следует напомнить, что в соответствии со ст.1 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) выделены виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской.
Однако согласно п.1 ст.4 Закона его действие в Республике Беларусь распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, должностные лица хозяйствующих субъектов - юридических лиц, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках, а также на отношения, связанные с противодействием монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, созданием и эффективным функционированием товарных рынков, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, должностные лица хозяйствующих субъектов - юридических лиц, государственные органы, их должностные лица, а также физические лица, не относящиеся к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, отношения, связанные с противодействием монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, созданием и эффективным функционированием товарных рынков, с участием физических лиц, осуществляющих виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской, также подпадают под сферу действия Закона.
В отличие от Закона № 2034-XII Закон вводит принципы государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, к которым относятся принципы:
• применения антимонопольного законодательства к хозяйствующим субъектам в равной мере и на равных условиях независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места регистрации юридических лиц, гражданства, места жительства, имущественного и должностного положения физических лиц и иных обстоятельств (принцип равенства в применении норм антимонопольного законодательства);
• запрета на не допускающие, ограничивающие или устраняющие конкуренцию акты и действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц (принцип недопустимости антиконкурентных действий государственных органов).
В развитие данного принципа в Законе содержится специальная норма о запрете достигнутых в любой форме соглашений, согласованных действий (бездействия) государственного органа с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических и физических лиц, в т.ч. соглашения, согласованные действия (бездействие), направленные на:
- раздел товарного рынка по территориальному принципу, видам, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов или потребителей;
- ограничение доступа на товарный рынок, уход с товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов;
- экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
- незаконное повышение, снижение или поддержание цен (тарифов) на товары.
Как отмечено выше, установлен запрет принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, заключать соглашения, совершать иные действия (бездействие), ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц (п.2 ст.15 Закона).
Запрещается совмещение функций государственных органов и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных законодательными актам (например, осуществление владельческого надзора), а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами государственных органов;
• обеспечения эффективного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в т.ч. за сделками, иными действиями, признаваемыми экономической концентрацией, в той мере, в какой это необходимо для защиты и развития конкуренции (принцип обеспечения эффективного контроля за экономической концентрацией);
• наличия эффективных санкций за совершение действий, не допускающих, ограничивающих или устраняющих конкуренцию, в отношении хозяйствующих субъектов, должностных лиц хозяйствующих субъектов - юридических лиц, государственных органов, их должностных лиц, а также физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, применяемых исходя из соразмерности, обеспеченности, неотвратимости и определенности принимаемых решений, и обеспечения контроля за их применением (принцип эффективности санкций за совершение антиконкурентных действий);
• обеспечение информационной открытости проводимой антимонопольным органом государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, в т.ч. посредством размещения информации о своей деятельности в средствах массовой информации, на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет (принцип информационной открытости);
• осуществления взаимодействия антимонопольного органа с иными государственными органами, уполномоченными органами иностранных государств в той мере, в какой это необходимо для осуществления эффективной государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (принцип эффективного сотрудничества) (ст.3 Закона).
Доминирующее положение в Законе - это исключительное положение хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов на товарном рынке, дающее такому хозяйствующему субъекту либо таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на этот товарный рынок (п.1 ст.5 Закона).
Соглашением о конкуренции предусмотрено, что доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливается в соответствии с Методикой оценки состояния конкуренции, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 № 7 (принято в г.Москве), исходя из анализа следующих обстоятельств:
1) доля хозяйствующего субъекта и ее соотношение с долями конкурентов и покупателей;
2) возможность хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;
3) наличие экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок;
4) период существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке (п.2 ст.12 Соглашения о конкуренции).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. Соглашение о конкуренции прекратило действие в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
Соответственно, в Законе определены доли: доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет 35 % и более или менее 35 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом, исходя из возможности хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены (тарифа) на товар и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке, наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок, периода существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, за исключением случая, когда доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке не превышает 15 %.
Доминирующим также признается положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (п.5 ст.5 Закона).
Кроме того, доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов, за исключением случая, когда доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке не превышает 15 %, если выполняются в совокупности следующие условия:
1) совокупная доля двух хозяйствующих субъектов, которым принадлежат наибольшие доли на товарном рынке определенного товара, составляет 54 % и более, или совокупная доля трех хозяйствующих субъектов, которым принадлежат наибольшие доли на товарном рынке, составляет 78 % и более, или совокупная доля четырех и более хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 95 %;
2) в течение не менее 1 года или, если такой срок составляет менее 1 года, в течение срока существования товарного рынка размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен (п.3 ст.5 Закона).
При установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта последний подлежит включению в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги в условиях естественных монополий, подлежат включению в Государственный реестр субъектов естественных монополий в порядке, установленном законодательством о естественных монополиях (на основании Закона № 162-З).
![]() |
Справочно Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, см. http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001446_121789_Reestr.pdf. Государственный реестр субъектов естественных монополий см. http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001446_607805_Reestr_monopoliy.pdf. |
В целях недопущения и пресечения факта злоупотребления доминирующим положением в случае его выявления, в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган осуществляет контроль за объемом производства, уровнем цен (тарифов) и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта.
Основания для исключения хозяйствующего субъекта из Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, - утрата им доминирующего положения на товарном рынке, ликвидация (прекращение деятельности) хозяйствующего субъекта.
Действующим законодательством установлены критерии определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов (постановление Минэкономики РБ от 17.10.2002 № 229 «Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 января 2018 г. действует Инструкция о порядке установления доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта, утвержденная постановлением МАРТ от 27.12.2017 № 63. |
Законом установлен запрет на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в т.ч. следующие действия (бездействие):
• создание препятствий доступу на товарный рынок (уходу с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам;
• установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены на товар;
• изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены (тарифа) на товар;
• экономически или технологически необоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;
• экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными потребителями при наличии возможности производства или поставок соответствующего товара;
• экономически, технологически или иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
• навязывание потребителю экономически или технологически необоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в т.ч. согласие на заключение договора лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых потребитель не заинтересован;
• заключение соглашений, ограничивающих свободу участников этих соглашений на определение цены (тарифов) и (или) условий предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа в принятии возможным потребителем названных условий;
• заключение соглашений с продавцами и (или) потребителями, влекущих ограничение или установление контроля над производством или рынками сбыта товаров;
• применение к потребителям неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в т.ч. включение в договоры дискриминирующих условий, ставящих потребителей в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (ст.12 Закона).
При выявлении фактов злоупотребления доминирующим положением антимонопольный орган выносит хозяйствующим субъектам, должностным лицам хозяйствующих субъектов - юридических лиц обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подп.1.5 п.1 ст.9 Закона). В случае уклонения должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (далее - БВ) (ст.11.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)).
В рамках осуществления функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольным органом осуществляется контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, в т.ч. в случаях:
• реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в форме преобразования в акционерные общества;
• приобретения хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на определенном товарном рынке, акций (долей в уставном фонде) другого хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на том же товарном рынке;
• приобретения хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, 25 % и более акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а также иных сделок, в результате которых у хозяйствующего субъекта или физического лица, не относящегося к хозяйствующим субъектам, появляется возможность оказывать влияние на принятие решений хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке (подп.1.12 п.1 ст.9 Закона).
Тем самым реорганизация хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, находится под контролем антимонопольного органа, который уполномочен принимать решение о согласии на реорганизацию в форме преобразования в акционерные общества.
Процедурно для получения такого согласия хозяйствующие субъекты представляют в антимонопольный орган заявление, а также перечень документов и (или) сведений (п.2 ст.19 Закона).
Срок рассмотрения заявления и представленных документов (сведений) - 30 дней со дня их получения.
По результатам рассмотрения антимонопольный орган вправе принять решение:
1) о согласии на реорганизацию хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в форме преобразования в акционерные общества;
2) о согласии на реорганизацию хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в форме преобразования в акционерные общества только при условии обязательного предварительного выделения из состава хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, структурных подразделений с образованием юридического лица в случае:
- возможности организационного и (или) территориального обособления структурных подразделений;
- отсутствия тесной технологической взаимосвязи структурных подразделений;
- разграничения сфер деятельности структурных подразделений в рамках узкой предметной специализации;
- невозможности в силу причин экономического или политического характера привлечения других хозяйствующих субъектов на соответствующие товарные рынки (п.4 ст.19 Закона).
![]() |
Обратите внимание! Решения о согласии антимонопольного органа на реорганизацию могут также содержать условия, обеспечивающие конкурентное поведение хозяйствующего субъекта на товарном рынке. |
Антимонопольным органом может быть принято решение об отказе в принятии заявления (в течение 10 дней со дня получения), если документы и (или) сведения не представлены либо не соответствуют установленным требованиям (п.6 ст.19 Закона).
Срок действия решения антимонопольного органа о согласии на реорганизацию хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, - 1 год с момента его получения.
Последствия неполучения согласия антимонопольного органа на реорганизацию хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, а также неисполнения условий, содержащихся в решениях о согласии антимонопольного органа на реорганизацию, если действия, требующие согласия антимонопольного органа, фактически были совершены и это привело к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) ограничению, устранению конкуренции: соответствующие действия могут быть признаны судом недействительными по иску антимонопольного органа.
Кроме того, антимонопольный орган заключает в порядке, установленном уполномоченным республиканским органом государственного управления в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашения, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих субъектов, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (условия действия таких соглашений будут определяться антимонопольным органом) (подп.1.15 п.1 ст.9 Закона).
Соглашения, согласованные действия, сделки
Соглашением Закон называет договоренность в письменной форме, содержащуюся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (подп.1.19 п.1 ст.1 Закона).
Законом запрещаются соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов (п.2 ст.13 Закона), за исключением допустимых вертикальных соглашений, если установлено, что такие соглашения, согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в т.ч. соглашения, согласованные действия между конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом:
1) раздел товарного рынка по территориальному принципу, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов либо потребителей;
2) исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
3) установление, повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), в т.ч. различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
4) повышение, снижение или поддержание цен на торгах;
5) экономически или технологически необоснованное сокращение и (или) прекращение производства товаров;
6) экономически или технологически необоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами или потребителями (п.1 ст.13 Закона).
Напомним, указанные нормы не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен прямой или косвенный контроль, а также если такие хозяйствующие субъекты находятся под прямым или косвенным контролем одного лица (п.6 ст.13 Закона).
Закон устанавливает случаи, когда соглашения, согласованные действия, указанные выше, за исключением вертикальных соглашений, могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом, если они не накладывают на хозяйствующие субъекты ограничения, не являющиеся необходимыми для достижения целей этих соглашений, согласованных действий, и не создают возможности для недопущения, ограничения или устранения конкуренции на соответствующем товарном рынке и если хозяйствующие субъекты докажут, что такие соглашения, согласованные действия имеют или могут иметь своим результатом:
1) содействие совершенствованию производства (реализации) товаров или стимулированию технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров производства Республики Беларусь на мировом товарном рынке;
2) получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод), приобретаемых соответствующими лицами в результате совершения таких действий (п.1 ст.14 Закона).
Чтобы заключаемое соглашение могло быть признано допустимым, хозяйствующие субъекты вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением в письменной форме о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства (п.3 ст.14 Закона).
Вместе с тем следует отметить, что законодатель не закрепил специальных критериев допустимости для договоров о совместной деятельности, в связи с чем, полагаем, с вступлением Закона в силу к ним будут применяться общие правила, установленные в ст.13, 14 Закона.
![]() |
Справочно На основании Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашения хозяйствующих субъектов о совместной деятельности, которые могут привести к указанным выше последствиям, могут быть признаны допустимыми, если такими соглашениями не создается для отдельных лиц возможность устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на третьих лиц ограничения и результатом таких соглашений является или могут являться в совокупности: 1) совершенствование производства, реализация товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо осуществление его участниками прямых инвестиций на территории Российской Федерации (в т.ч. введение новых производственных мощностей, модернизация действующих производственных мощностей); 2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок (п.2 части первой ст.13 названного Федерального закона). Правительство Российской Федерации также вправе определять случаи допустимости соглашений, соответствующих условиям, указанным выше (общие исключения), в т.ч. по предложению федерального антимонопольного органа. Такие общие исключения установлены постановлением Правительства РФ от 05.07.2010 № 504 «О случаях допустимости соглашений между страховщиками, работающими на одном и том же товарном рынке, об осуществлении совместной страховой или перестраховочной деятельности», постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 386 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями», постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами». |
Отметим, что Закон исключает из сферы регулирования соглашения об осуществлении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров (п.5 ст.13 Закона), но в отношении недобросовестной конкуренции позиция законодателя остается неизменной: не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров (п.2 ст.16 Закона).
Тем самым законодатель исходит из того, что обладание исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности не формирует товарного рынка и не должно регулироваться Законом, но должно охраняться от посягательств в связи с недобросовестной конкуренцией, осуществляемой с нарушением прав правообладателей.
Законом установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, под которой понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону, иным актам антимонопольного законодательства или требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим конкурентам либо нанести вред их деловой репутации (подп.1.15 п.1 ст.1 Закона).
Не допускаются:
1) действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов, включая:
- незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), географического указания на товарах, их упаковках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных средствах массовой информации и иной документации, в т.ч. введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;
- незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;
- введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами;
2) действия при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента, в т.ч. в результате распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в любой форме и любыми способами ложных, недостоверных, неточных, искаженных сведений, в т.ч. сведений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и (или) могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров;
3) действия при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно производителя, характера, потребительских свойств, качества, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в т.ч. осуществляемые путем некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента и распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любым способом сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки;
4) призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, их нарушение или расторжение, препятствование предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, в т.ч. в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;
5) распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любым способом ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств;
6) действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента, в т.ч. предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ в целях склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу;
7) действия хозяйствующего субъекта, направленные на создание на товарном рынке ситуации, в которой предпринимательская деятельность конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, станет убыточной либо будет осуществляться на крайне невыгодных для него условиях (п.1 ст.16 Закона).
Отметим, что принятие мер по противодействию недобросовестной конкуренции отнесено к функциям антимонопольного органа (ст.8 Закона), в связи с чем он уполномочен рассматривать обращения (предложения, заявления, жалобы) хозяйствующих субъектов, государственных органов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, о нарушении антимонопольного законодательства, в т.ч. в части осуществления недобросовестной конкуренции (подп.1.1 п.1 ст.9 Закона), выносить хозяйствующим субъектам, должностным лицам хозяйствующих субъектов - юридических лиц обязательных для исполнения предписаний о прекращении недобросовестной конкуренции (подп.1.5 п.1 ст.9 Закона).
Вместе с тем, поскольку в состав недобросовестной конкуренции законодателем включены действия, оценка которых возможна только судом (например, при защите деловой репутации хозяйствующих субъектов), постольку, полагаем, юридическая квалификация действий как противоправных может быть осуществлена также судом с последующим применением мер гражданско-правовой ответственности.
Помимо гражданско-правовых мер воздействия законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушения, квалифицируемые как недобросовестная конкуренция.
Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию | ||
| ||
Административное правонарушение |
Статья КоАП |
Санкция |
Заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность |
Статья 11.25 КоАП |
Штраф в размере от 20 до 50 БВ или лишение права заниматься определенной деятельностью |
Умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, географического указания конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента |
Статья 11.26 КоАП |
Штраф в размере от 20 до 50 БВ или лишение права заниматься определенной деятельностью |
Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации |
Статья 11.24 КоАП |
Штраф в размере от 20 до 50 БВ |
О согласии антимонопольного органа на реорганизацию юридического лица по Закону
Реорганизация в форме преобразования, слияния, присоединения
В соответствии с законодательством реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - по решению уполномоченных государственных органов, в т.ч. суда (п.1 ст.53 ГК).
Законом установлены случаи, когда требуется получение согласия антимонопольного органа при реорганизации юридических лиц при осуществлении им контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов (подп.1.12 п.1 ст.9 Закона):
1) когда имеет место реорганизация хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в форме преобразования в акционерные общества;
2) когда имеет место реорганизация коммерческих организаций в форме слияния, присоединения (при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п.1 ст.54 ГК); при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п.2 ст.54 ГК)).
Тем самым в указанных двух случаях осуществляется контроль со стороны государства за реорганизацией, что предполагает получение согласия антимонопольного органа.
![]() |
Обратите внимание! Получение согласия антимонопольного органа обязательно при условии, что балансовая стоимость активов одной из реорганизуемых коммерческих организаций, одного из учредителей создаваемой коммерческой организации, являющегося юридическим лицом, создаваемых объединений хозяйствующих субъектов, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления о согласовании реорганизации, превышает 100 000 БВ или объем выручки одной из реорганизуемых коммерческих организаций от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году реорганизации, превышает 200 000 БВ либо если один из названных субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий. При этом размер базовой величины определяется на день получения антимонопольным органом соответствующего заявления (п.1 ст.17 Закона). |
В свою очередь, антимонопольный орган в течение 30 дней со дня получения им соответствующего заявления вправе по результатам его рассмотрения принять:
• решение о согласии на реорганизацию коммерческой организации, если это не приведет к возникновению или усилению ее доминирующего положения на товарном рынке и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции;
• мотивированное решение об отказе в согласии на реорганизацию коммерческой организации, если данные действия могут привести к возникновению или усилению ее доминирующего положения на товарном рынке и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также если при рассмотрении представленных документов и (или) сведений установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения о возможности реорганизации коммерческой организации, является недостоверной и (или) неполной (п.4 ст.17 Закона).
Реорганизация в форме разделения
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (п.3 ст.54 ГК).
Как указано выше, требуется получение согласия антимонопольного органа при реорганизации юридических лиц при осуществлении им контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов (подп.1.12 п.1 ст.9 Закона):
1) когда имеет место реорганизация хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в форме преобразования в акционерные общества;
2) когда имеет место реорганизация коммерческих организаций в форме слияния, присоединения.
Таким образом, получать согласие антимонопольного органа на реорганизацию хозяйственного общества в форме разделения не требуется.
Вместе с тем антимонопольный орган осуществляет также контроль за созданием коммерческой организации, если вкладом в ее уставный фонд служат акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации или создаваемая коммерческая организация приобретает акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении действий с этими акциями (долями в уставном фонде) предусмотрен контроль, а именно:
• при приобретении хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на определенном товарном рынке, акций (долей в уставном фонде) другого хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на том же товарном рынке;
• приобретении хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, 25 % и более акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а также иных сделок, в результате которых у хозяйствующего субъекта или физического лица, не относящегося к хозяйствующим субъектам, появляется возможность оказывать влияние на принятие решений хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке;
• приобретении хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, в т.ч. на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения, акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, при котором такое лицо получает право распоряжаться более чем 25 % акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, при условии, что до этого приобретения такой хозяйствующий субъект или физическое лицо, не относящееся к хозяйствующим субъектам, не распоряжалось акциями (долями в уставном фонде) данного хозяйствующего субъекта или распоряжалось не более чем 25 % акций (долей в уставном фонде) данного хозяйствующего субъекта, а также если приобретение акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта осуществляется хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, распоряжающимся не менее чем 25 % и не более чем 50 % акций (долей в уставном фонде) данного хозяйствующего субъекта, если этот хозяйствующий субъект или физическое лицо, не относящееся к хозяйствующим субъектам, получает право распоряжаться более чем 50 % таких акций (долей в уставном фонде);
• приобретении права участия одних и тех же хозяйствующих субъектов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке взаимозаменяемых (аналогичных) товаров, при наличии возможности указанных хозяйствующих субъектов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, определять условия ведения предпринимательской деятельности данными хозяйствующими субъектами.
Если имеются указанные выше условия для осуществления контроля со стороны антимонопольного органа, то при создании коммерческой организации, если создаваемая коммерческая организация приобретает акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса (составляемого в т.ч. при разделении), антимонопольным органом осуществляется контроль, следовательно, полагаем, необходимо в таком случае получать согласие антимонопольного органа на создание юридического лица в результате разделения.
24.03.2014
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь