


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Договор на государственную закупку
Комментируемый Закон (далее - Закон) (вступает в силу с 1 января 2013 г.) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок на территории Республики Беларусь, включая процесс выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним договора на государственную закупку (ст.2).
Несмотря на действие Указа Президента РБ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» и постановления Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок», тем не менее на сегодняшний день можно констатировать малоизученность договора на государственную закупку и его соотношения, к примеру, с государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд и договором поставки товаров для государственных нужд. Договор на государственную закупку появился в связи с проведением процедур государственных закупок, систематизированных в указанных выше актах, а с 1 января 2013 г. - в Законе.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. пп.1-9 и 11-14 Указа № 618 на основании Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 утратили силу. С 1 января 2013 г. пп.1-5 постановления № 1987 на основании постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 утратили силу. |
В настоящем материале проанализированы требования, предъявляемые к договору на государственную закупку законодателем.
![]() |
Обратите внимание! Определения договора на государственную закупку ни Закон, ни названные выше Указ и постановление не содержат. |
Субъектный состав сторон договора на государственную закупку
Сторонами договора выступают заказчик и поставщик (подрядчик, исполнитель), выбранный по результатам процедуры государственных закупок. При этом если процедура государственных закупок проводится 2 и более заказчиками совместно, то договоры с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), выбранными в результате совместно проведенных процедур государственных закупок, заключает каждый из заказчиков (п.3 ст.11 Закона).
![]() |
Справочно В качестве заказчика Закон называет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, являющихся получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг) и осуществляющих такое приобретение, в т.ч. через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов от его имени, а также иное юридическое лицо в случаях, определяемых Советом Министров РБ (ст.1). |
Содержание договора на государственную закупку
Существенные условия договора определяются заказчиком, он же подписывает договор на государственную закупку даже в том случае, когда привлекается организатор для осуществления части функций заказчика по организации и проведению процедуры государственной закупки (п.1 ст.12 Закона).
Обязательные условия договора на государственную закупку:
1) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных этим договором;
2) порядок оплаты и осуществления заказчиком приемки результата государственной закупки на его соответствие по объему (количеству), комплектности, качеству и иным требованиям, установленным договором (п.2 ст.25 Закона).
![]() |
К сведению Данные условия названы в качестве обязательных и в Соглашении о государственных (муниципальных) закупках (заключено в г.Москве 9 декабря 2010 г.) и по содержанию его дублируют.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
Факультативное условие договора на государственную закупку, которое включается в содержание по соглашению сторон, - условие о предоставлении обеспечения исполнения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением бюджетных организаций (для них требование о предоставлении обеспечения исполнения договора не устанавливается).
Размер (не более 15 % от цены договора, если иное не установлено законодательством о государственных закупках) и порядок предоставления обеспечения исполнения договора устанавливаются в проекте договора и документах, представляемых участнику для подготовки предложения.
Обеспечением исполнения договора могут быть банковская гарантия, перечисление заказчику денежных средств, иные формы обеспечения исполнения обязательств, определяемые Советом Министров РБ.
В случае если проектом договора и документами, представляемыми участнику для подготовки предложения, было предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора, участник-победитель (участник процедуры закупки из одного источника) предоставляет такое обеспечение одновременно с подписанным проектом договора.
В случае неисполнения обязательств, в обеспечение исполнения которых предоставлено обеспечение исполнения договора, денежные средства перечисляются в соответствующий бюджет, за счет средств которого предусмотрено осуществление государственной закупки (п.3 ст.25 Закона).
В конечном итоге договор на государственную закупку между заказчиком и участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения, а в случае проведения электронного аукциона - по цене последней ставки этого участника, в т.ч. с учетом ее уменьшения в соответствии с частью четвертой п.5 ст.47 Закона, если такое уменьшение имело место, а также с учетом применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров РБ.
![]() |
Справочно Преференциальная поправка предполагает предоставление преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками, при оценке и сравнении предложений (ст.1 Закона). |
Срок заключения договора на государственную закупку
Договор между заказчиком и участником-победителем, за исключением процедуры закупки из одного источника, подлежит заключению по истечении срока для обжалования решения о выборе участника-победителя (т.е. не позднее 10 рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся), а если имело место обжалование - после принятия решения по результатам рассмотрения жалобы (срок рассмотрения жалобы не может превышать срока приостановления процедуры государственной закупки; в случае необходимости продлевается срок заключения договора (п.5 ст.55 Закона)) в течение:
• 20 календарных дней - в случае проведения открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона;
• 30 календарных дней - в случае проведения иных видов процедур государственных закупок.
Срок действия договора на государственную закупку
В случае если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре.
Изменение условий договора на государственную закупку
Не допускается изменение условий договора на стадии его заключения или исполнения в части объема (количества) предмета государственной закупки, цены и срока его исполнения, за исключением случаев:
1) изменения объема (количества) предмета государственной закупки. Так, по общему правилу объем (количество) однородных товаров (работ, услуг), составляющих предмет государственной закупки, не может составлять менее квартальной потребности в них, предусмотренной годовым планом государственных закупок. Тем не менее допускается в ходе процедуры государственной закупки или исполнения договора изменение объема (количества) предмета государственной закупки, но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры государственной закупки или договором (п.4 ст.20 Закона). В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) - с учетом этого изменения;
2) изменения цены договора, если изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки, а также в связи с изменением законодательства;
3) увеличения срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по инициативе заказчика после оплаты полностью или частично обязательств по договору, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги).
Особенности, присущие договору на государственную закупку и правоотношениям, регулируемым данным договором
1. Если поставщик (подрядчик, исполнитель) осуществлял поставку товаров (работ, услуг) по ранее заключенному и впоследствии расторгнутому по соглашению сторон договору на государственную закупку, то такой субъект не может быть участником в процедуре государственной закупки товара (работы, услуги), являвшейся предметом расторгнутого договора (п.3 ст.14 Закона).
2. Если юридические и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, отказались от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями, если это не связано с изменением условий процедуры государственной закупки, а также в случае, если такими юридическими и физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, не предоставлялось конкурсное или аукционное обеспечение; если с юридическими и физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями расторгнуты договоры в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими этих договоров, за исключением договоров, расторгнутых в связи с обстоятельствами, вызванными непреодолимой силой, то указанные факты являются основаниями для их включения в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (п.1 ст.16 Закона). Указанные субъекты временно не допускаются к участию на срок до 1 года.
Однако включение в список не производится в случае, если сведения об указанных фактах поступили в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам по истечении 1 года со дня расторжения договора, вступления в законную силу приговора суда или со дня истечения срока заключения договора, от заключения которого лицо отказалось.
3. Если участник-победитель (участник процедуры закупки из одного источника) отказался от заключения договора, то в этом случае процедура государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки признается несостоявшейся по истечении срока для подготовки и подачи предложений (п.1 ст.26 Закона).
4. О факте заключения договора с участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) заказчик (организатор) извещает в течение 3 рабочих дней всех участников (п.1 ст.27 Закона).
5. Сведения о договоре, включая его цену, подлежат размещению на официальном сайте (примечание) (п.5 ст.25 Закона). Так, после заключения договора заказчик (организатор) размещает в открытом доступе на официальном сайте, а в случае проведения электронного аукциона - на электронной торговой площадке сообщение о результате процедуры государственной закупки, приглашение к участию в которой подлежит размещению (п.1 ст.28 Закона).
Применительно к аукциону заказчик (организатор) уведомляет оператора электронной торговой площадки о заключении договора не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения договора, и размещает сообщение о результате электронного аукциона на официальном сайте и электронной торговой площадке (п.4 ст.48 Закона).
6. В течение 5 рабочих дней со дня заключения договора заказчиком (организатором) составляется справка о процедуре государственной закупки (п.1 ст.29 Закона).
7. Заказчик ведет дело по процедурам государственных закупок, в состав которого должен быть включен ряд документов, в т.ч. договор (п.2 ст.30 Закона).
8. Применительно к открытому и закрытому конкурсам заказчиком (организатором) утверждаются конкурсные документы, которые должны содержать помимо прочего проект договора (в случае, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), - проект договора в отношении каждой части (лота)) и срок его заключения, наименование валюты и при необходимости обменный курс, которые будут использованы для оценки и сравнения предложений, а также заключения договора (п.1 ст.33 Закона). Аналогичное правило установлено и для электронного аукциона, для которого проект договора (в случае, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), - проект договора в отношении каждой части (лота)) и срок его заключения - обязательный элемент аукционных документов (п.1 ст.43 Закона).
В своем предложении участник вместе с документами и сведениями, которые требуются от него исходя из конкурсных документов, должен указать свое согласие с условиями проекта договора, который приложен к конкурсным документам (п.2 ст.35 Закона), равно как и при направлении предложения участник аукциона в первый раздел предложения в обязательном порядке включает заявление о согласии участника (в случае признания его участником-победителем) заключить договор на условиях, указанных в аукционных документах и его предложении, по форме, определенной регламентом оператора электронной торговой площадки (юридического лица, обеспечивающего функционирование электронной торговой площадки) (п.2 ст.45 Закона).
9. Исполнение договора на государственную закупку может обеспечиваться, и в случае принятия решения заказчиком о необходимости такого обеспечения информация об этом должна быть отражена в конкурсных (п.2 ст.33 Закона) или аукционных (п.2 ст.43 Закона) документах.
Кроме того, заказчик при проведении открытого или закрытого конкурса может предусмотреть конкурсное обеспечение в качестве обеспечения исполнения обязательств о том, что:
• участник по истечении срока для подготовки и подачи предложений не отзовет свое предложение или не внесет в него изменений и (или) дополнений (за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и неточностей по предложению заказчика (организатора));
• участник-победитель не откажется от подписания договора;
• участник-победитель не нарушит срока подписания договора;
• участник-победитель предоставит обеспечение исполнения договора, если такое требование будет установлено в конкурсных документах (п.1 ст.34 Закона).
Конкурсным обеспечением могут быть банковская гарантия, перечисление заказчику (организатору) денежных средств, иные формы обеспечения исполнения обязательств, определяемые Советом Министров РБ.
В случае заключения договора на государственную закупку конкурсное обеспечение возвращается в течение 3 рабочих дней предоставившему его участнику, если им не нарушены обязательства, в обеспечение исполнения которых оно предоставлялось (п.4 ст.34 Закона).
Для аукциона аукционным обеспечением могут быть банковская гарантия или перечисление оператору электронной торговой площадки денежных средств, предоставляемые участником в качестве обеспечения исполнения обязательств о том, что:
• участник примет участие в торгах;
• участник-победитель не откажется от подписания договора;
• участник-победитель не нарушит срока подписания договора;
• участник-победитель предоставит обеспечение исполнения договора, если такое требование будет установлено в аукционных документах (п.1 ст.44 Закона).
Аукционное обеспечение в течение 3 рабочих дней возвращается предоставившему его участнику, если им не нарушены обязательства, в обеспечение исполнения которых оно предоставлялось (п.5 ст.44 Закона).
10. При проведении процедуры запроса ценовых предложений в состав документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, утвержденных заказчиком (организатором), должен быть включен помимо прочего проект договора (в случае, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), - проект договора в отношении каждой части (лота)) и срок его заключения (п.3 ст.49 Закона). Так же как и для конкурса, и аукциона, при направлении предложения участник процедуры запроса ценовых предложений должен дать свое согласие с условиями проекта договора, который приложен к документам, представляемым участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений.
После заключения договора в рамках данной процедуры все участники извещаются об этом, а сообщение о результате процедуры государственной закупки размещается на официальном сайте (п.12 ст.49 Закона).
11. В случае если проводится процедура закупки из одного источника, то юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, которые являются потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), направляется приглашение к заключению договора на государственную закупку (п.1 ст.14 Закона), которое можно расценивать как оферту (ст.405 Гражданского кодекса РБ). При этом приглашение направляется заказчиком (организатором) участнику (участникам) одновременно с проектом договора, и допускается проведение переговоров между заказчиком (организатором) и участником (участниками) (п.4 ст.50 Закона).
12. Если в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам направлена жалоба, то заказчик не вправе заключать договор до принятия решения по результатам рассмотрения жалобы (п.4 ст.55 Закона).
13. Признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры (п.2 ст.57 Закона).
14. Законом установлен запрет на односторонний отказ заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения обязательств по договору на государственную закупку в случае их надлежащего исполнения (п.8 ст.25).
15. Закон устанавливает правило о том, что для проверки квалификационных данных участник представляет документы и сведения, указанные заказчиком (организатором) в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, и удостоверяющие в т.ч. отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), просроченной задолженности по бюджетным займам и бюджетным ссудам, задолженности по платежам в бюджет в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ранее заключенных договоров в соответствии с законодательством страны, резидентом которой он является, на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения (п.2 ст.15). В связи с этим возникает вопрос: какие договоры подразумевает законодатель? С одной стороны, поскольку в ст.2 Закона принято сокращение («…договора на государственную закупку (далее - договор)»), то речь должна идти только о договорах на государственную закупку, которые заключались участниками процедур государственных закупок. С другой, учитывая формулировку п.2 ст.15 Закона, в т.ч. норму о резидентстве участника, по мнению авторов, следует вести речь обо всех договорах, заключаемых участниками в ходе осуществления ими предпринимательской деятельности.
Таким образом, если говорить о правовой природе договора на государственную закупку, то следует признать, что в его основе могут лежать отношения по купле-продаже (поставке), выполнении работ (подряде), оказании услуг, но одновременно помимо применения норм, регулирующих соответствующие отношения, следует учитывать и специальные правила с учетом процедур государственных закупок.
Примечание. Официальным сайтом в сети Интернет, созданным для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках, является сайт http://www.icetrade.by (далее - официальный сайт). Оператором официального сайта является информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (подп.1.2, 1.3 п.1 постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (вступает в силу с 1 января 2013 г.)).
12.11.2012 г.
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь