


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 14.06.2010 № 132-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности». Совершенствование национальной системы предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности
В целях совершенствования и укрепления национальной системы предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности (далее - ПОД/ФТ) принят Закон РБ от 14.06.2010 № 132-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее - Закон № 132-З), который вступает в силу через 3 месяца после его официального опубликования - 23 сентября 2010 г.
В 2008 г. экспертами Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) проведена оценка законодательства Республики Беларусь в сфере ПОД/ФТ на соответствие международным стандартам. Отчет о подробной оценке режима ПОД/ФТ по Республике Беларусь утвержден девятым пленарным заседанием ЕАГ в декабре 2008 г. и опубликован на официальном сайте этой региональной структуры в сети Интернет (http://www.eurasiangroup.org). Данный отчет содержит рейтинговые оценки выполнения 40+9 Рекомендаций ФАТФ (примечание), а также рекомендации по внесению изменений в нормативные правовые акты Республики Беларусь, в частности, в Закон РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее - Закон № 426-З).
В Законе № 132-З учтены рекомендации международных экспертов, содержащиеся в указанном Отчете, а также предложения Ассоциации белорусских банков и банков по совершенствованию норм законодательства о ПОД/ФТ с учетом практики их применения.
Рассмотрим подробно эти изменения и дополнения.
1. Законом № 132-З предусмотрено внесение изменений и дополнений в законы № 426-З, от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией», от 27.06.2007 № 244-З «О борьбе с организованной преступностью», а также в Банковский кодекс РБ.
В целях приведения отечественного законодательства в соответствие с международными нормами Законом № 132-З распространены положения Закона № 426-З, а также иных законодательных актов Республики Беларусь на сферу противодействия легализации доходов, полученных исключительно преступным путем и финансирования террористической деятельности.
Такой подход реализован в Договоре государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма от 05.10.2007, участницей которого является Республика Беларусь. Аналогичным образом сфера регулирования законодательства о ПОД/ФТ определена в России, Украине и других государствах. Данный подход оправдан тем, что эффективность деятельности государственных органов, осуществляющих противодействие легализации преступных доходов, определяется характером сосредоточения усилий по противодействию легализации с учетом имеющихся материальных и физических ресурсов, а также степени общественной опасности противоправных деяний.
2. Закон № 426-З дополнен рядом новых понятий.
2.1. Закрепление в Законе № 426-З термина «бенефициарный владелец» направлено на реализацию Рекомендации 5 ФАТФ, согласно которой финансовые учреждения должны быть обязаны предпринять разумные меры с целью установления личностей физических лиц, в конечном счете владеющих или осуществляющих контроль над клиентом. Для банковского сектора понятие бенифициарного владельца не является незнакомым термином, так как банки работали с ним в рамках применения норм Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее - Инструкция № 34).
С учетом практики применения банками понятия бенефициарного владельца определены разумные рамки установления его личности. Если учредителем клиента является организация, которой, в свою очередь, владеют физические лица с долей (количеством акций) каждого из них в уставном фонде менее 10 %, бенефициарным владельцем клиента считается организация. Данные уточнения актуальны при определении бенефициарных владельцев акционерных обществ, а также профсоюзных организаций, политических партий и т.п.
Требование о необходимости установления бенефициарных собственников предъявляется не только в отношении осуществления деятельности по ПОД/ФТ. Аналогичное требование, в частности, установлено Конвенцией ООН против коррупции от 31.10.2003 в рамках международной борьбы с коррупцией. Требование для банков о необходимости раскрытия информации об их конечном бенефициарном собственнике содержится в документах Базельского комитета по банковскому надзору, Инструкции о порядке раскрытия информации банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 19.01.2006 № 6.
2.2. С введением термина «участники финансовой операции» Закон № 426-З отказался от понятия «лица, совершающие финансовые операции». По сути, слова «совершающие» и «осуществляющие» являются синонимами, что создавало трудности в разъяснении международному сообществу особенностей законодательства Республики Беларусь о ПОД/ФТ. Прежняя терминология также нуждалась в корректировке в связи со сложившейся практикой применения указанного Закона.
Так, в соответствии с положениями ст.7 Закона № 426-З лица, осуществляющие финансовые операции, были обязаны идентифицировать лиц, совершающих финансовые операции, а также лиц, от имени которых действуют лица, совершающие финансовые операции. В то же время в части четвертой п.1 Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 367 (далее - Инструкция № 367), определено, что под участниками финансовой операции понимаются лица, совершающие финансовые операции, их представители, а также иные лица, по поручению, от имени и (или) в интересах которых действуют лица, совершающие финансовые операции. Далее в Инструкции № 367 содержится требование о заполнении листов специального формуляра на всех участников финансовой операции.
Таким образом, с учетом сложившейся практики исполнения Закона № 426-З устанавливается единое требование для субъектов, осуществляющих процедуры внутреннего контроля, проводить идентификацию и документально фиксировать сведения обо всех участниках финансовой операции.
2.3. Для банковских и депозитарных операций изменено определение финансовой операции, что позволяет конкретизировать ее признаки и разрешить возникающие вопросы в ходе правоприменительной практики.
Так, при осуществлении банковских операций под финансовой операцией понимается открытие счета, разовые платежи, перевод, поступление, выдача, обмен, внесение средств. При осуществлении депозитарных операций под финансовой операцией понимается открытие счета «депо», депозитарный перевод ценных бумаг. Для иных лиц, осуществляющих финансовые операции, финансовая операция осталась определена как сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления.
Исходя из прежней формулировки термина «финансовая операция» банки обязаны были отслеживать не только банковские переводы клиентов, но и условия сделок, заключаемых между клиентом банка и его контрагентом. Данная обязанность являлась практически неисполнимой в силу того, что банк не осуществляет контроля за операциями клиентов в белорусских рублях, вследствие чего для совершения платежа договор клиентом в банк не представляется и истребован быть не может. В связи с продолжающейся либерализацией валютного законодательства аналогичная ситуация складывается и в отношении платежей в иностранной валюте, в особенности с участием физических лиц. По аналогии с законодательством о ПОД/ФТ в большинстве стран решено было определить финансовую операцию для банков как отдельную транзакцию.
2.4. Высшие государственные должностные лица иностранных государств, руководители международных организаций и их постоянных представительств в Республике Беларусь определены в абзаце 10 части первой ст.5 Закона № 426-З как политически значимые лица иностранных государств.
Инструкцией № 34 предусмотрены меры банковского внутреннего контроля в отношении политически значимых лиц иностранных государств. Законом установлены аналогичные нормы для всех лиц, осуществляющих финансовые операции, как этого требуют международные стандарты.
Так, согласно Рекомендации 6 ФАТФ в отношении политически значимых лиц иностранных государств финансовые учреждения должны располагать адекватными системами управления риском для определения статуса клиента как политически значимого лица и вести мониторинг деловых отношений. Меры внутреннего контроля по отношению к политически значимым лицам иностранных государств должны включать: требования по установлению деловых отношений только с согласия высшего руководства финансового учреждения, процедуры мониторинга операций, выяснение источников происхождения средств (абзацы 10-12 части первой ст.5 Закона № 426-З).
2.5. Банки-оболочки (так называемые shell-banks) определены в абзаце 9 части первой ст.5 Закона № 426-З как банки, не имеющие на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления и не являющиеся членами банковской группы (банковского холдинга), и введен запрет на установление и (или) поддержание с ними корреспондентских отношений.
Рекомендацией 18 ФАТФ установлено требование к финансовым учреждениям удостоверяться, что респондентские финансовые учреждения в зарубежных странах не разрешают банкам-оболочкам пользоваться своими счетами. Законом № 426-З в обязанность банков вменено принятие мер, направленных на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, счета которых используются банками-оболочками.
3. Статья 5 Закона № 426-З, определяющая обязанности и права лиц, осуществляющих финансовые операции, и ст.7 этого же Закона о порядке проведения идентификации участников финансовой операции изложены в новой редакции в связи с внесением в них существенных корректировок. Остановимся подробнее на наиболее значимых и концептуальных из них.
3.1. Порядок действий банка по выявлению подозрительных финансовых операций регламентирован Инструкцией № 34.
Как следует из подп.8.3 Инструкции № 34, подозрительные операции могут выявляться банками на стадии последующего контроля, который осуществляется путем анализа совершенных за предыдущий период операций клиента с целью выявления подозрительных финансовых операций, носящих длительный характер и не определяемых на стадии текущего контроля как подлежащие особому контролю.
Таким образом, в банковской практике нередки ситуации, когда финансовая операция, подлежащая особому контролю, может быть выявлена только через промежуток времени со дня ее совершения, что влечет заполнение и направление специального формуляра позже, чем рабочий день, следующий за днем осуществления операции.
С учетом изложенного в ст.5 Закона № 426-З введена норма о том, что при выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, которую невозможно выявить на стадии ее осуществления, лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны зарегистрировать ее в специальном формуляре и представить его первый экземпляр на бумажном носителе либо специальный формуляр в форме электронного документа в орган финансового мониторинга не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления операции.
3.2. Финансовая операция подлежит особому контролю при наличии хотя бы одного из условий, определенных частью первой ст.6 Закона № 426-З, независимо от того, была она совершена или нет. Пунктом 29 Инструкции № 367 предусмотрена категория «0» - финансовая операция не совершена. Законом № 426-З уточняется, что при неосуществлении финансовой операции специальный формуляр представляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе в проведении финансовой операции.
3.3. Пунктом 20 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46, закреплено, что при поступлении денежных средств на счет клиента он представляет в банк в срок не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления денежных средств документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агента валютного контроля. Банк вправе установить форму представляемых клиентом сведений локальным нормативным правовым актом банка с учетом требований валютного законодательства.
В связи с этим Законом № 426-З устанавливается, что при поступлении средств по международным расчетам специальный формуляр представляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления подтверждающих документов (сведений).
3.4. В связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 26.12.2008 № 2032 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 367» утратил силу п.100 Инструкции № 367 и, соответственно, для лиц, представляющих специальные формуляры в электронном виде, отменена обязанность формировать на бумажном носителе копии специальных формуляров. Соответствующие изменения внесены в абзац 6 части первой ст.5 Закона № 426-З в части хранения специальных формуляров в форме электронных документов, а также предусмотрена возможность хранения документов (их копий), связанных с осуществлением финансовых операций, подлежащих особому контролю, как на бумажном, так и электронном носителях.
Кроме того, абзац 6 части первой ст.5 Закона № 426-З дополнен требованием для финансовых учреждений хранить сведения об идентификационных данных участников финансовой операции не менее 5 лет после прекращения действия договоров на осуществление финансовых операций, заключенных в письменной форме между лицами, осуществляющими финансовые операции, и участниками финансовой операции. Этим дополнением в национальное законодательство внедрен международный стандарт по хранению документов, определенный Рекомендацией 10 ФАТФ.
3.5. Частью девятой ст.5 Закона № 426-З определены в соответствии с Рекомендацией 22 ФАТФ:
требования контроля финансовыми учреждениями соблюдения зарубежными филиалами и дочерними компаниями мер по ПОД/ФТ согласно законодательству страны пребывания;
требование к финансовым учреждениям сообщать регулятору о невозможности выполнения зарубежными филиалами и дочерними компаниями мер по ПОД/ФТ в связи с требованиями страны пребывания.
3.6. Ранее часть третья ст.5 Закона № 426-З определяла только право лица, осуществляющего финансовую операцию, отказать лицам, совершающим финансовые операции, в их совершении (за исключением зачисления на счет получателя поступивших денежных средств) в случае непредставления документов, необходимых для регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю.
В результате отказать лицу в совершении финансовой операции возможно было лишь в случае, если документы не представлены по операции, которая уже однозначно отнесена к операциям, подлежащим особому контролю. Однако временами банку требовались документы именно для того, чтобы решить вопрос об отнесении той или иной операции к подозрительной или проведении идентификационных процедур.
В связи с этим права лиц, осуществляющих финансовые операции, дополняются правом отказа участникам финансовой операции в ее осуществлении в случае непредставления документов (сведений), необходимых для идентификации данных участников финансовой операции. Одновременно в целях более полной защиты интересов лиц, осуществляющих финансовые операции, Закон № 426-З дополняется нормой о том, что отказ в осуществлении финансовой операции не является основанием для ответственности лица, осуществляющего финансовые операции, за убытки и моральный вред, причиненные в результате такого отказа.
3.7. В соответствии со Специальной рекомендацией VII ФАТФ странам следует обязать финансовые учреждения, в т.ч. организации, занимающиеся переводом денежных средств, получать точные и достоверные сведения о клиенте (имя, адрес и номер счета) и включать их в состав операции по переводу активов или связанных с указанной операцией передаваемых сообщений с учетом того, что данные сведения должны сопровождать операцию с указанными средствами на всех этапах.
Согласно Методологии оценки соответствия Специальной рекомендации VII ФАТФ для всех электронных переводов на сумму 1 000 долл. США (евро) и более отправляющие финансовые учреждения обязаны получать и хранить следующую информацию в отношении отправителя электронного перевода, а также проверять, чтобы такая информация была точной и значимой:
имя отправителя;
номер счета отправителя (или индивидуальный отсылочный номер, если номер счета не существует);
адрес отправителя (страны могут разрешить финансовым учреждениям заменять адрес номером национального идентификационного документа, идентификационным номером клиента или датой и местом рождения).
Данный перечень информации упоминается как полная информация об отправителе.
При этом государствам следует удостовериться, что финансовые учреждения, включая организации, занимающиеся переводом денежных средств, обращают пристальное внимание и проводят тщательный анализ подозрительных операций, связанных с переводами активов, сведения о владельце которых не представлены в полном объеме (имя, адрес и номер счета).
Данный стандарт имплементирован в Закон № 426-З и нашел свое отражение в части второй ст.5 указанного Закона.
Частью третьей ст.5 Закона № 426-З определено также, что при отсутствии в расчетном или ином документе, содержащем поручение отправителя (плательщика), или неполучении иным способом требуемой информации лица, осуществляющие финансовую операцию, вправе отказаться от выполнения поручения отправителя (плательщика). Как упоминалось выше, Законом № 426-З установлено, что отказ в осуществлении финансовой операции не является основанием для возникновения ответственности лица, осуществляющего финансовые операции, за убытки и моральный вред, причиненные в результате этого отказа.
3.8. Лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны проводить идентификацию участников финансовой операции в соответствии со ст.7 Закона № 426-З при:
1) заключении с ними договоров на осуществление финансовых операций в письменной форме;
2) осуществлении финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1 000 базовых величин, если идентификация участников финансовых операций не была проведена в соответствии с п.1;
3) осуществлении финансовых операций, подлежащих особому контролю.
Установление данных норм в Законе № 426-З позволило реализовать Рекомендацию 5 ФАТФ, согласно которой требуется проведение идентификации клиентов финансовых учреждений при установлении с ними деловых отношений, а также:
разовых клиентов, осуществляющих финансовые операции на сумму 15 тыс.долл. США или евро;
если имеется подозрение на отмывание денег или финансирование терроризма независимо от любых исключений или порогов.
Одновременно Законом № 426-З закреплена обязанность участников финансовой операции представлять лицам, осуществляющим финансовые операции, документы (сведения), необходимые для их идентификации.
Такие документы (сведения) могут не представляться участниками финансовых операций, идентификация которых была проведена ранее, если иное не установлено законодательством. Так, п.3 общих требований к правилам внутреннего контроля (приложение к постановлению Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 352) определено, что правила внутреннего контроля должны предусматривать периодическое (не реже одного раза в год) обновление сведений, полученных в результате идентификации лиц, совершающих финансовые операции (в новой терминологии Закона № 426-З - участников финансовой операции). В соответствии с п.28 Инструкции № 34 по клиентам с высокой степенью риска банки должны обновлять (актуализировать) содержащиеся в анкетах сведения не реже одного раза в течение календарного года, с низкой степенью риска - не реже одного раза в 3 года. При возникновении сомнений в достоверности сведений, полученных ранее в ходе идентификации, лицо, осуществляющее финансовую операцию, должно провести повторную идентификацию клиента.
4. С учетом практики применения законодательства о ПОД/ФТ в ст.8 Закона № 426-З уточнен круг лиц, представляющих специальные формуляры регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю.
4.1. Закон № 426-З приведен в соответствие с нормами Указа Президента РБ от 04.11.2008 № 601 «Об отдельных вопросах осуществления банками финансовых операций» (далее - Указ № 601). Указом № 601 выведены из-под контроля банков достигающие установленных пороговых величин (2 000 базовых величин для физических лиц, 20 000 базовых величин для организаций и индивидуальных предпринимателей) финансовые операции, обоснованность и законность которых не подвергается сомнению, а также установлены требования к идентификации банками лиц, совершающих финансовые операции, сумма которых равна или превышает 1 000 базовых величин.
Статьей 8 Закона № 426-З предусмотрено, что Нацбанк РБ, иные банки и небанковские кредитно-финансовые организации не регистрируют в специальном формуляре финансовые операции, подлежащие особому контролю, указанные в абзаце 5 части первой ст.6 Закона № 426-З. Эта норма распространяется на банки и в том случае, если они осуществляют финансовые операции в качестве:
профессионального участника рынка ценных бумаг;
лица, осуществляющего торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;
организации, осуществляющей деятельность по передаче имущества в лизинг.
4.2. В связи с отменой порогового контроля для банков отменена как утратившая свою актуальность норма о том, что по операциям по переводу долга или уступке требования, совершаемым между резидентами, специальный формуляр заполняется и представляется в орган финансового мониторинга лицом, переводящим долг или уступающим требование.
4.3. По операциям с ценными бумагами специальный формуляр представляется в орган финансового мониторинга соответственно депозитариями, осуществляющими депозитарный учет прав на ценные бумаги, права на которые переданы, или эмитентами. В случае совершения сделок с ценными бумагами на фондовой бирже специальный формуляр заполняется и представляется в орган финансового мониторинга только фондовой биржей.
Данные корректировки обусловлены следующим.
Согласно п.8 Инструкции о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.09.2006 № 112, сделки купли-продажи при обращении ценных бумаг совершаются только на биржевом рынке, если:
обеими сторонами сделки являются профессиональные участники рынка ценных бумаг;
сделки являются частями сделки РЕПО;
предметом сделки являются акции открытых акционерных обществ, если иное не предусмотрено законодательными актами, за исключением размещения акций, сделок, стороной по которым выступает Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица;
в иных случаях, перечисленных в п.8 указанной Инструкции.
В случае совершения сделки купли-продажи на бирже согласно п.52 Инструкции о порядке проведения депозитарных операций в центральном депозитарии, утвержденной постановлением Минфина РБ от 22.11.2006 № 143, депозитарий совершает перевод по счетам «депо» на основании реестра оборотов ценных бумаг по счетам «депо», переданного фондовой биржей. Реестр оборотов не содержит информации по сумме сделки и корреспондирующей стороне сделки.
Таким образом, депозитарий не имеет полной информации, необходимой для корректного заполнения специального формуляра. Такая же ситуация возникает при зачислении ценных бумаг на счет «депо» депонента в случае междепозитарного перевода ценных бумаг.
5. В целях упорядочения поступления в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля РБ информации по крупным операциям ст.9 Закона № 426-З был выведен из-под контроля ряд финансовых операций, обоснованность и законность проведения которых не вызывает сомнений, имеющих прозрачный характер либо дополнительно контролируемых со стороны государства.
Как отмечалось ранее, Указом № 601 банки освобождены от необходимости формальной регистрации финансовых операций в специальных формулярах при достижении ими пороговых значений. В целях реализации рекомендаций международных экспертов, а также в связи с возрастанием опасности криминализации экономики необходимостью контроля за использованием бюджетных средств, практикой работы банков по выявлению подозрительных финансовых операций ст.9 исключается из Закона № 426-З.
6. Исходя из практики работы органа финансового мониторинга в абзаце 4 части первой ст.11 Закона № 426-З уточнена его компетенция в части приостановления расходных финансовых операций при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что финансовые операции связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, либо финансированием террористической деятельности.
7. В случае выявления фактов нарушений законодательства о ПОД/ФТ государственные органы в 5-дневный срок со дня подписания соответствующего акта проверки информируют об этом орган финансового мониторинга. В предыдущей редакции части третьей ст.6 Закона № 426-З для передачи соответствующей информации был установлен 5-дневный срок со дня составления акта проверки.
На основании пп.59, 68 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510, между днем составления и днем подписания акта проверки имеется временной интервал. Акт проверки в течение 2 рабочих дней со дня его подписания проверяющим (руководителем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю.
Примечание. ФАТФ (FATF - Financial Action Task Force on Money Laundering) - межправительственная организация, устанавливающая стандарты и разрабатывающая политику в области борьбы с «отмыванием» денег и финансированием терроризма.
15.07.2010 г.
Анжелика Хаданович, главный экономист Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь
От редакции: В постановление Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 «Об утверждении Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности» на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 31.08.2010 № 375 внесены изменения и дополнения.
С 23 сентября 2010 г. в постановление Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 352 «Об общих требованиях к правилам внутреннего контроля» на основании постановления Совета Министров РБ от 21.09.2010 № 1356 внесены изменения и дополнение.
С 23 сентября 2010 г. п.1 Указа Президента РБ от 04.11.2008 № 601 «Об отдельных вопросах осуществления банками финансовых операций» на основании Указа Президента РБ от 27.09.2010 № 496 утратил силу.
С 13 ноября 2010 г. в постановление Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 367 «Об утверждении формы специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, и Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю» на основании постановления Совета Министров РБ от 21.09.2010 № 1361 внесены изменения и дополнения.
В постановление Минфина РБ от 12.09.2006 № 112 «О регулировании рынка ценных бумаг» на основании постановления Минфина РБ от 30.11.2010 № 143 внесены изменения и дополнения.
С 16 ноября 2011 г. в Инструкцию о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденную постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46, на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 31.10.2011 № 474 внесены изменения и дополнения.
С 12 апреля 2012 г. в Закон РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» на основании Закона РБ от 22.12.2011 № 332-З внесены изменения и дополнения.
С 1 октября 2012 г. в Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510, на основании Указа Президента РБ от 26.07.2012 № 332 внесены изменения и дополнения.
В Банковский кодекс РБ от 25.10.2000 № 441-З на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 416-З внесены изменения и дополнения.
С 20 февраля 2013 г. постановление Правления Нацбанка РБ от 19.01.2006 № 6 «Об утверждении Инструкции о порядке раскрытия информации банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями» на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 11.01.2013 № 19 утратило силу.