


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 15.10.2010 № 174-З «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Новации в исчислении подоходного налога в 2011 году
С 1 января 2011 г. глава 16 «Подоходный налог с физических лиц» Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК) будет применяться с учетом новшеств, внесенных в нее ст.1 Закона РБ от 15.10.2010 № 174-З (далее - Закон № 174-З).
Рассмотрим порядок обложения подоходным налогом доходов физических лиц с учетом данных изменений в главу 16 Особенной части НК.
Объект налогообложения
В первую очередь необходимо отметить, что с 1 января 2011 г. объектом обложения подоходным налогом не признаются доходы, полученные плательщиками в качестве компенсации (возмещения) морального вреда в соответствии с законодательством независимо от того, в связи с чем он был причинен (подп.2.37 п.2 ст.153 Особенной части НК).
В связи с этим из ст.154 Особенной части НК исключен подп.1.10 п.1, согласно которому к доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относились суммы, полученные в качестве компенсации (возмещения) морального вреда в соответствии с законодательством.
Напомним, что в 2010 г. согласно подп.1.3 п.1 ст.163 Особенной части НК от подоходного налога освобождались доходы в виде компенсации (возмещения) морального вреда только при утрате трудоспособности, связанного с увечьем или иным повреждением здоровья, со смертью лица, состоящего с плательщиком в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, а также в связи с потерей кормильца. При этом компенсация (возмещение) морального вреда, выплачиваемая по другим основаниям, подлежала обложению подоходным налогом.
Следует также отметить, что Законом № 174-З расширена сфера применения нормы, предусмотренной подп.2.1 п.2 ст.153 Особенной части НК, согласно которой объектом обложения подоходным налогом не признаются доходы, полученные плательщиками от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, состоящих в соответствии с законодательством между собой в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между ними трудовых договоров, договоров купли-продажи и (или) иных гражданско-правовых договоров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Так, начиная с 1 января 2011 г. к лицам, состоящим в отношениях близкого родства помимо родителей (усыновителей), детей (в т.ч. усыновленных, удочеренных), родных братьев и сестер, деда, бабки, внуков и супругов, относятся также прадед, прабабка и правнуки. Соответственно доходы, полученные ими от осуществления между собой вышеназванных операций, не признаются объектом обложения подоходным налогом с физических лиц.
Подпункт 2.1 п.2 ст.153 Особенной части НК дополнен определением лиц, состоящих в отношениях свойства. При этом в целях налогообложения к ним относятся близкие родственники другого супруга, в т.ч. и умершего.
Остальные изменения в п.2 ст.153 Особенной части НК носят уточняющий характер:
- в подп.2.14 п.2 ст.153 Особенной части НК даны определения места основной службы и места основной учебы.
Под местом основной службы понимается организация, в которой плательщик в соответствии с законодательством проходит военную службу, службу в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах внутренних дел и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ.
К месту основной учебы относится учреждение образования, обеспечивающее в соответствии с законодательством получение плательщиком основного образования в дневной форме обучения;
- доходы, получаемые учредителем (участником) организации при ее ликвидации, выходе (исключении) участника из состава участников организации, отчуждении участником доли (пая, части доли или пая, акций) в уставном фонде организации, не признаются объектом налогообложения подоходным налогом при условии, что они получены указанными плательщиками в размере, не превышающем сумму их взноса (вклада) в уставный фонд организации, а также расходов на приобретение доли (паев, акций) в уставном фонде организации (подп.2.25 п.2 ст.153 Особенной части НК).
Такие расходы подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Национальным банком РБ (Нацбанк РБ) на день выплаты доходов и соответственно на день осуществления расходов. При этом начиная с 2011 г. право перерасчета размера выплаты учредителю (участнику) и суммы его взноса (вклада) или расходов на приобретение доли (паев, акций) предоставлено налоговому агенту;
- при возврате физическому лицу денежных средств или иного имущества (доли имущества) взамен переданного имущества сумма таких денежных средств и (или) стоимость имущества (доли имущества) подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ соответственно на день возврата денежных средств или имущества (доли имущества) и на день передачи денежных средств и (или) иного имущества унитарному предприятию, учреждению, крестьянскому (фермерскому) хозяйству, учредителем которого выступает это физическое лицо (подп.2.27 п.2 ст.153 Особенной части НК).
Указанным правилом необходимо руководствоваться с 1 января 2011 г. при исчислении подоходного налога с доходов, получаемых физическим лицом от унитарного предприятия, учреждения, крестьянского (фермерского) хозяйства, учредителем которого выступает это физическое лицо, в виде возврата ему имущества (доли имущества), переданного этому унитарному предприятию, учреждению, крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
Особенности налогообложения доходов, полученных в виде дивидендов
Изменения в порядок налогообложения доходов, полученных в виде дивидендов, носят уточняющий характер.
Согласно внесенному в ст.159 Особенной части НК дополнению белорусской организации, являющейся источником выплаты дивидендов, при определении налоговой базы подоходного налога необходимо учитывать положения п.3 ст.156 Особенной части НК, согласно которым она определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со ст.164-166 и 168 Особенной части НК (сначала - стандартные, затем - социальные, имущественные и в последнюю очередь - профессиональные), с учетом особенностей, предусмотренных главой 16 Особенной части НК.
Таким образом, НК уточнено, что налоговому агенту при исчислении подоходного налога с доходов, полученных в виде дивидендов, необходимо уменьшить его на сумму налоговых вычетов.
Необходимо отметить, что так было и в 2010 г., так как ставка подоходного налога с дивидендов установлена п.1 ст.173 Особенной части НК, а для подобных доходов согласно п.3 ст.156 Особенной части НК налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
Особенности определения налоговой базы и налогообложения доходов, полученных по операциям по реализации ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка
В целях упрощения порядка применения налогового вычета при определении налоговой базы по доходам, полученным по операциям по реализации ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка, необходимые изменения внесены в ст.160 Особенной части НК. С 2011 г. вместо получения налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг плательщик при определении налоговой базы имеет право применить налоговый вычет в размере 10 % доходов, полученных по операциям по реализации ценных бумаг.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. следует руководствоваться ст.160 Особенной части НК в редакции Закона РБ от 31.12.2013 № 96-З. |
Таким образом, данным налоговым вычетом плательщик вправе воспользоваться независимо от наличия у него документов, подтверждающих расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг. В 2010 г. применение такого вычета было возможно только в случае, если расходы плательщика на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально.
При этом, как и в 2010 г., расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с применением такого налогового вычета.
Стандартные налоговые вычеты
Существенными являются изменения, внесенные в порядок предоставления стандартных налоговых вычетов.
С 1 января 2011 г. увеличены их размеры, расширены основания для получения вычетов в двойном размере, а также изменены условия для предоставления вычетов в таком размере.
Начиная с указанной даты стандартный налоговый вычет, установленный подп.1.1 п.1 ст.164 Особенной части НК, предоставляется в размере 292 000 руб. В 2010 г. его размер составлял 270 000 руб.
Кроме того, увеличен предельный размер месячного дохода, при котором данный вычет может предоставляться: теперь он составляет 1 766 000 руб. (в 2010 г. право на него имели только те плательщики, чей доход в месяц не превышал 1 635 000 руб.). При этом, как и прежде, в него не включаются доходы, не подлежащие обложению подоходным налогом в соответствии со ст.163 Особенной части НК.
В соответствии с подп.1.2 п.1 ст.164 Особенной части НК плательщикам, воспитывающим детей до 18 лет либо содержащим иждивенцев, вычет предоставляется в размере 81 000 руб. в месяц на каждого такого ребенка и (или) иждивенца (в 2010 г. размер такого вычета составляет 75 000 руб.).
В случае если физическое лицо является вдовой (вдовцом), одиноким родителем, опекуном или попечителем, а также имеет 3 и более детей в возрасте до 18 лет или такого же возраста детей-инвалидов, то с 2011 г. стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 162 000 руб. на каждого ребенка в месяц (в 2010 г. - 150 000 руб.).
Если плательщик относится к 2 и более категориям лиц, имеющим право на такой вычет, то он может быть предоставлен ему в размере, не превышающем 162 000 руб. в месяц, а не 150 000 руб. в месяц, как это было 2010 г.
Кроме того, в отличие от 2010 г. право на вычет в двойном размере также будут иметь приемные родители и родитель ребенка, если второй родитель лишен родительских прав (в 2010 г. размер стандартного налогового вычета для них составляет 75 000 руб.).
С 1 января 2011 г. изменились основания для прекращения предоставления льготы в двойном размере.
Так, в 2010 г. предоставление стандартного налогового вычета в двойном размере вдове (вдовцу), одинокому родителю прекращалось с месяца, следующего за месяцем вступления их в брак. В случае расторжения ими брака и при отсутствии усыновления ребенка предоставление стандартного налогового вычета в двойном размере возобновлялось с месяца, следующего за месяцем его расторжения.
С 1 января 2011 г. предоставление стандартного налогового вычета в таком размере продолжается и после вступления в брак, основанием для прекращения является факт усыновления (удочерения) ребенка.
Кроме того, с 380 000 до 410 000 руб. в месяц увеличен вычет при исчислении доходов плательщиков, относящихся к 2 и более категориям лиц, перечисленных в подп.1.3 п.1 ст.164 Особенной части НК.
Как и прежде, для целей получения этих стандартных налоговых вычетов, установленных подп.1.2 и 1.3 п.1 ст.164 Особенной части НК, размер полученного за месяц дохода значения не имеет.
По сравнению с 2010 г. не претерпел изменений и перечень документов, являющихся основанием для предоставления стандартных налоговых вычетов.
Социальный налоговый вычет
Достаточно существенны изменения, затронувшие предоставление социальных налоговых вычетов, установленных ст.165 Особенной части НК. Это, прежде всего, касается перечня документов, подтверждающих право на них, а также порядка представления данных вычетов.
С учетом этих изменений:
- при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом необходимо наличие справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам РБ (далее - МНС), иных документов, подтверждающих получение дохода. Такую справку в соответствии со ст.23 Общей части НК налоговые агенты обязаны выдавать плательщикам по их обращениям;
- в справке (ее копии) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что плательщик или его близкий родственник (его подопечные) является учащимся или студентом данного учреждения образования и получает первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, теперь необходимо будет указывать период обучения. А в случае если плательщик закончил учреждение образования либо оно по каким-либо причинам прервано, дополнительно должно быть указано, что плательщик или его близкий родственник (его подопечные) являлся учащимся или студентом данного учреждения образования и получал соответствующее образование;
- если плательщик претендует на социальный налоговый вычет, установленный подп.1.2 п.1 ст.165 Особенной части НК, в размере расходов, понесенных им за лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем)), - за своих подопечных, в т.ч. бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста), то ему помимо копии договора страхования, а также документов, подтверждающих фактическую оплату страховых взносов, необходимо будет представить копии свидетельства о браке, свидетельства о рождении ребенка (детей), документы, подтверждающие степень близкого родства, выписку из решения органов опеки и попечительства.
Кроме того, НК определено, что с 1 января 2011 г. документы, являющиеся основанием для получения социальных налоговых вычетов, представленные налоговому агенту (налоговому органу) в предыдущем налоговом периоде, в последующие налоговые периоды повторно этому налоговому агенту (налоговому органу) представлять не требуется.
Подвергся изменениям и сам порядок предоставления социальных налоговых вычетов.
С 1 января 2011 г. они предоставляются как нанимателями по месту основной работы, так и налоговым органом по окончании налогового периода по доходам, полученным не по месту основной работы. К таким доходам в т.ч. относятся доходы, полученные от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, полученных физическими лицами - налоговыми резидентами Республики Беларусь от источников за пределами Республики Беларусь, а также другие доходы, удержание подоходного налога с которых не возложено на налоговых агентов.
Напомним, что в 2010 г. социальные налоговые вычеты могли быть предоставлены плательщику только по месту его основной работы (службы, учебы), если таковое отсутствовало - при подаче налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода. Если у плательщика одновременно кроме основного места работы в 2010 г. имелись и другие источники дохода, то предоставить социальный налоговый вычет по ним не вправе будет ни сам источник выплаты, ни налоговый орган.
Имущественные налоговые вычеты
По аналогии с социальным налоговым вычетом предусмотрен порядок предоставления имущественного налогового вычета, установленного подп.1.1 п.1 ст.166 Особенной части НК: по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы), вычет может быть предоставлен налоговым органом.
Кроме того, при представлении с 1 января 2011 г. указанного имущественного налогового вычета необходимо учитывать следующие особенности.
1. При строительстве индивидуального жилого дома или квартиры с привлечением застройщика и (или) подрядчика фактически произведенные плательщиками и членами их семей расходы на такое строительство подлежат вычету в пределах стоимости строительства индивидуального жилого дома или цены объекта долевого строительства квартиры, указанных в договоре о строительстве.
В 2010 г. такие расходы подлежали вычету в пределах сметной стоимости строительства индивидуального жилого дома.
2. При строительстве индивидуального жилого дома или квартиры, осуществляемом физическим лицом без привлечения застройщика или подрядчика, расходы на такое строительство подлежат вычету в пределах стоимости строительства, указанной физическим лицом в заявлении, представляемом налоговому агенту (налоговому органу).
3. Имущественный налоговый вычет в сумме расходов, направленных на строительство индивидуального жилого дома, предоставляется после получения плательщиком свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации земельного участка и прав на него, или государственного акта на право частной собственности, пожизненного наследуемого владения, или договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома.
4. В фактически произведенные расходы на строительство либо приобретение индивидуального жилого дома или квартиры включаются в т.ч.:
- расходы на приобретение индивидуального жилого дома, квартиры;
- расходы на работы, связанные с внутренней отделкой индивидуального жилого дома, квартиры. При этом необходимо отметить, что принятие к вычету расходов на работы, связанные с внутренней отделкой индивидуального жилого дома или квартиры, возможны только в том случае, если в договоре, на основании которого осуществлено такое строительство или приобретение, а при его отсутствии - в заявлении физического лица указано строительство или приобретение индивидуального жилого дома, квартиры с внутренней отделкой;
- расходы на разработку проектно-сметной документации;
- расходы на приобретение строительных и отделочных материалов.
Законом № 174-З уточнено, что в случае применения (частичного применения) плательщиком имущественного налогового вычета, предусмотренного подп.1.1 п.1 ст.166 Особенной части НК, плательщик не вправе применить имущественный налоговый вычет, предусмотренный данным подпунктом, в отношении иной квартиры или иного индивидуального жилого дома.
При этом из подп.1.1 п.1 ст.166 Особенной части НК исключена норма, согласно которой при приобретении индивидуальных жилых домов и квартир в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с этим подпунктом, распределялся между участниками общей долевой либо общей совместной собственности пропорционально их доле либо в соответствии с их письменным заявлением (в случае приобретения индивидуального жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).
Необходимые изменения внесены и в перечень документов, подтверждающих право на получение данного имущественного налогового вычета:
- исключена справка (либо ее копия) застройщика или подрядчика (субподрядчика) о сметной стоимости строительства индивидуального жилого дома или квартиры в текущих ценах, а также о фактической стоимости выполненных работ и затрат по строительству;
- при приобретении индивидуальных жилых домов или квартир вместо выписки из регистрационной книги, выдаваемой территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, следует представлять документы, подтверждающие регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом, квартиру, договор купли-продажи индивидуального жилого дома, квартиры. Данные документы следует также представлять и в случае строительства индивидуального жилого дома, квартиры;
- при получении имущественного налогового вычета членами семьи в отдельных случаях необходимо будет также представить копии свидетельства о расторжении брака. Когда член семьи был признан таковым в судебном порядке, подтверждением этого может служить только оригинал решения суда;
- при предоставлении имущественного налогового вычета налоговым органом обязательно представление справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц по форме, утвержденной МНС, иных документов, подтверждающих получение дохода;
- по аналогии с социальным налоговым вычетом определено, что документы, являющиеся основанием для получения имущественного налогового вычета, установленного подп.1.1 п.1 ст.166 Особенной части НК, и представленные налоговому агенту (налоговому органу) в предыдущем налоговом периоде, в последующие налоговые периоды повторно этому налоговому агенту (налоговому органу) не представляются.
В случае если плательщики для целей получения имущественного налогового вычета, установленного подп.1.2 п.1 ст.166 Особенной части НК, не могут представить документы на приобретение имущества в связи с их потерей и отсутствием возможности их получения у соответствующих организаций, предусмотрено вместо получения имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных плательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества (за исключением реализации плательщиком принадлежащих ему ценных бумаг и финансовых инструментов срочного рынка), применение этого вычета в размере 10 % суммы доходов, полученных от реализации этого имущества.
При этом в указанном размере вычет может быть предоставлен в течение налогового периода налоговым агентом, являющимся источником выплаты дохода этому плательщику за возмездно приобретенное у него имущество.
На основании изложенного с 1 января 2011 г. имущественный налоговый вычет, установленный подп.1.2 п.1 ст.166 Особенной части НК, предоставляется по выбору плательщика:
- в течение налогового периода налоговым агентом, являющимся источником выплаты дохода этому плательщику за возмездно приобретенное у него имущество, в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от реализации этого имущества;
- при подаче им в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по окончании налогового периода с представлением справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога по форме, утвержденной МНС, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов или в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от реализации этого имущества.
В 2010 г. такой налоговый вычет мог быть предоставлен плательщику только налоговым органом при подаче им налоговой декларации (расчета) по окончании налогового периода и только в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества.
Профессиональные налоговые вычеты
В целях совершенствования порядка представления профессиональных налоговых вычетов необходимые изменения внесены в ст.168 Особенной части НК.
С учетом изменений, внесенных в подп.1.3 п.1 ст.168 Особенной части НК, с 1 января 2011 г. плательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, вправе обратиться за представлением профессионального налогового вычета в установленных подп.1.3 п.1 ст.168 Особенной части НК нормативах, и в налоговый орган.
Вместе с тем для этих целей плательщику необходимо также представить в налоговый орган справку о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога по форме, утвержденной МНС.
В 2010 г. налоговый орган мог применить такой вычет только в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
Дата фактического получения дохода
С 1 января 2011 г. для следующих доходов дата фактического их получения определяется как:
- день зачисления электронных денег в электронный кошелек плательщика либо по его поручению в электронный кошелек третьих лиц - при получении доходов в денежной форме (подп.1.1 п.1 ст.172 Особенной части НК);
- день отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, но не позднее шестидесяти дней с даты поступления денежных средств - при поступлении денежных средств в качестве предварительной оплаты от реализации товаров (работ, услуг), в т.ч. при сдаче (передаче) объекта в аренду (финансовую аренду (лизинг)), имущественных прав (подп.1.2 п.1 ст.172 Особенной части НК);
- последний день установленного договором каждого периода, к которому относится арендная плата (лизинговый платеж) по такой сдаче (передаче), но не ранее даты фактической передачи объекта аренды (лизинга) арендатору (лизингополучателю) - при сдаче (передаче) объекта в аренду (финансовую аренду (лизинг)) (подп.1.2 п.1 ст.172 Особенной части НК);
В 2010 г. в отношении данных случаев дата фактического получения дохода определена не была.
Порядок исчисления подоходного налога и его уплата организациями и индивидуальными предпринимателями, признаваемыми налоговыми агентами
В целях совершенствования порядка исчисления подоходного налога и его уплаты налоговыми агентами соответствующие дополнения внесены в ст.175 Особенной части НК.
В целях упрощения порядка удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с 1 января 2011 г. расширен перечень случаев, при которых налоговый агент вправе осуществить уплату подоходного налога с физических лиц за счет собственных средств.
Так, в случае установления налоговым органом фактов невыполнения или выполнения не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию у плательщика и (или) перечислению в бюджет исчисленной суммы подоходного налога взыскание этого налога производится налоговым органом за счет средств налогового агента. При этом удержание взысканного с налогового агента подоходного налога производится налоговым агентом с доходов плательщика в порядке, установленном пп.2 и 4 ст.181 Особенной части НК.
В соответствии с указанными нормами НК неудержанные или не полностью удержанные суммы подоходного налога с доходов плательщиков, полученных в текущем налоговом периоде, удерживаются налоговым агентом до полного погашения образовавшейся у плательщика задолженности по подоходному налогу.
Если же подоходный налог не был удержан налоговым агентом с доходов плательщика, полученных в предшествующие налоговые периоды, но не более чем за 3 предшествующих года, доудержание может быть произведено налоговым агентом только по согласованию с налоговым органом по месту жительства плательщика.
А при невозможности удержания налоговым агентом подоходного налога с физических лиц по причине прекращения выплат доходов плательщику (в т.ч. вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора либо по иной причине), а также при выплате плательщику дохода в натуральной форме (когда выплаты в денежной форме этому плательщику больше производиться не будут и (или) он отказывается внести в кассу причитающуюся с него сумму подоходного налога) налоговый агент обязан в 30-дневный срок со дня выявления им и (или) налоговым органом указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу.
В свою очередь налоговый орган в 30-дневный срок со дня получения такого сообщения вручает плательщику извещение на уплату подоходного налога. При этом уплата подоходного налога производится плательщиками в 30-дневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения.
При уплате плательщиком подоходного налога на основании врученного ему извещения налоговый орган по месту постановки на учет такого плательщика в течение 30 дней со дня уплаты налога направляет сообщение о дате уплаты и сумме уплаченного налога налоговому агенту, направившему письменное сообщение, и налоговому органу по месту постановки на учет этого налогового агента. Данное сообщение будет являться для налогового агента основанием для самостоятельного возврата подоходного налога с физических лиц за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату.
При невозможности осуществления налоговым агентом возврата подоходного налога указанным образом возврат производится в порядке, установленном ст.60 Общей части НК, согласно которой возврат излишне уплаченной суммы налога производится налоговым органом в течение одного месяца со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате при условии отсутствия у плательщика (иного обязанного лица) неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней. При этом такое заявление может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы.
Необходимо отметить, что согласно внесенным в п.10 ст.175 Особенной части НК дополнениям аналогичный порядок возврата подоходного налога предусмотрен и при невозможности осуществления налоговым агентом возврата подоходного налога, уплаченного им с выданных физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям (частным нотариусам), займов, кредитов.
Остальные изменения и дополнения, внесенные в порядок и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц налоговыми агентами, носят по большей части редакционный характер.
В 2011 г. при исчислении подоходного налога необходимо учитывать, что:
- налоговыми агентами налог не исчисляется с сумм выплачиваемого заготовительными организациями потребительской кооперации и (или) другими организациями, индивидуальными предпринимателями физическим лицам дохода за приобретаемую у них продукцию, указанную в части первой подп.1.15 п.1 ст.163 Особенной части НК (за исключением продукции пчеловодства), в порядке, предусмотренном частью второй подп.1.15 п.1 ст.163 Особенной части НК.
Это связано с тем, что с 1 января 2011 г. отменен необлагаемый предел (500 базовых величин; далее - БВ) в отношении доходов плательщиков, получаемых от реализации овощей и фруктов (в т.ч. в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения), иной продукции растениеводства (за исключением декоративных растений и продукции цветоводства), а также молочных и кисломолочных продуктов (в т.ч. в переработанном виде), иной продукции животноводства (кроме пушнины) как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде;
- налоговыми агентами не признаются доверительные управляющие - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. С учетом этого им при выплате физическим лицам дохода удерживать с него подоходный налог не требуется.
Обязанности налоговых агентов, установленные Налоговым кодексом Республики Беларусь
С 1 января 2011 г. расширен перечень случаев, при которых налоговым агентам необходимо представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь.
К ним согласно п.11 ст.175 Особенной части НК относится возврат физическим лицам взносов, в т.ч. проиндексированных в порядке, установленном законодательством, в случае удешевления строительства, а также возврат излишне уплаченных взносов.
Указанные сведения должны представляться налоговыми агентами ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, на магнитных носителях в порядке и по форме, утвержденным МНС. При численности физических лиц, получивших доходы, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях в порядке и по форме, утвержденным МНС.
Кроме того, плательщикам, банкам и другим организациям необходимо выполнять и другие требования, которые установлены НК.
Налоговые агенты в указанном выше порядке согласно п.11 ст.175 Особенной части НК обязаны:
1. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь:
- физическим лицам в виде возврата взносов, в т.ч. проиндексированных в порядке, установленном законодательством, при прекращении ими строительства квартир и (или) индивидуальных жилых домов, а также при их выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства;
- физическим лицам в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения 5-летнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на 5 и более лет.
- гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства).
2. Согласно п.3 ст.164 Особенной части НК направлять в налоговый орган по месту постановки его на учет информацию о предоставлении плательщикам стандартных налоговых вычетов с доходов, полученных не по месту основной работы.
Кроме того, плательщикам, банкам и другим организациям необходимо выполнять и другие требования, которые были установлены законодательством :
- согласно п.31 ст.68 Общей части НК Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН) представляет в МНС информацию о доходах физических лиц за истекший календарный год не позднее 1 июня года, следующего за истекшим календарным годом;
- согласно Указу Президента РБ от 07.02.2006 № 71 «О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов»:
операторы почтовой связи и банки представляют в налоговые органы по месту своей постановки на учет (либо по месту нахождения) сведения о выданных и (или) перечисленных ими денежных средствах, поступивших физическим лицам переводом из-за границы, по установленной МНС форме не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором указанные денежные средства были выданы и (или) перечислены физическим лицам (подп.1.1 п.1);
при предоставлении банком юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю кредита для выплаты заработной платы в сумму кредита включаются указанные в заявлении на предоставление кредита суммы обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и суммы подоходного налога с физических лиц, исчисляемые с суммы данной заработной платы (подп.1.2 п.1);
банк выдает юридическим лицам (за исключением организаций, финансируемых из бюджета через главные управления Министерства финансов РБ по областям и г.Минску), индивидуальным предпринимателям или перечисляет с их счетов денежные средства для оплаты труда в расчете за месяц при одновременном представлении банку платежных инструкций на перечисление подоходного налога и страховых взносов либо справок об исполнении обязательств по указанным платежам (подп.1.3 п.1);
банк переводит со счета юридического лица, индивидуального предпринимателя в пользу физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, денежные средства в белорусских рублях на сумму, превышающую 100 БВ на дату совершения такой операции, только после представления ему этим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем справки, подтверждающей право на осуществление банковского перевода денежных средств физическому лицу, выдаваемой налоговым органом в целях налогообложения (подп.1.4 п.1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 июня 2011 г. подп.1.4 п.1 Указа № 71 исключен Указом Президента РБ от 17.06.2011 № 254; |
- в ст.22 и 66 Общей части НК определены положения, регулирующие порядок постановки плательщиков на учет в налоговом органе, а также представления в налоговые органы документов, составленных на иностранном языке.
Порядок исчисления и уплата налога с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь
В целях совершенствования порядка исчисления и уплаты подоходного налога с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, полученных от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество в ст.177 НК Особенной части внесены необходимые изменения.
С 1 января 2011 г. уплата подоходного налога указанными плательщиками при реализации ими недвижимого имущества осуществляется по месту получения предполагаемого дохода на основании извещения налогового органа в течение 5 рабочих дней со дня получения такого извещения. Напомним, что в 2010 г. подоходный налог в таких случаях следовало уплатить в течение 5 рабочих дней после получения извещения налогового органа.
Кроме того, конкретизировано, что в соответствии со ст.177 Особенной части НК исчисление и уплата подоходного налога с доходов таких плательщиков за реализованные ими товары (работы, услуги), иное имущество производятся только в том случае, если иное не предусмотрено главой 35 «Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц» Особенной части НК.
Декларирование доходов
Изменения в ст.180 Особенной части НК не затрагивают действующего порядка и сроков представления налоговой декларации (расчета), а также уплаты исчисленного на основании нее подоходного налога.
Вместе с тем в ст.180 Особенной части НК конкретизированы случаи, при которых необходимо представлять налоговую декларацию (расчет).
К ним с 2011 г. следует относить получение плательщиками в налоговом периоде доходов, освобождаемых от подоходного налога:
- только в соответствии с подп.1.18 и 1.21 п.1 ст.163 Особенной части НК в случае превышения необлагаемых пределов.
К таким доходам относятся доходы плательщиков в размере, превышающем 500 БВ в сумме от всех источников в течение налогового периода, полученные от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями в результате дарения и в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно (подп.1.18 п.1 ст.163 Особенной части НК), а также в виде безвозмездной (спонсорской) помощи в денежной и натуральной формах, полученной от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь инвалидами, несовершеннолетними, не имеющими родителей (родителя), и плательщиками, нуждающимися (при наличии соответствующего подтверждения) в оказании дорогостоящей медицинской помощи, в т.ч. проведении операций, в размере, превышающем 1 000 БВ в сумме от всех источников в течение налогового периода (подп.1.21 п.1 ст.163 Особенной части НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере, не превышающем 43 660 000 руб., в сумме от всех источников в течение налогового периода, полученные в результате дарения, а также в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно (подп.1.18 п.1 ст.163 Особенной части НК, в редакции Закона РБ от 30.12.2014 № 224-З); |
- в соответствии с подп.1.28 п.1 ст.163 Особенной части НК в виде возврата взносов, в т.ч. проиндексированных в порядке, установленном законодательством, в случае удешевления стоимости строительства квартир и (или) индивидуальных жилых домов - в случае применения в отношении сумм таких взносов имущественного налогового вычета, установленного подп.1.1 п.1 ст.166 Особенной части НК;
- в соответствии с подп.1.50 п.1 ст.163 Особенной части НК в виде заработной платы и другого подобного вознаграждения за работу по найму, а также по договорам на оказание услуг (выполнение работ), полученные ими от источников за пределами Республики Беларусь в денежной форме.
Кроме того, из п.5 ст.180 Особенной части НК исключено требование по получению физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, являющимися гражданами Республики Беларусь, выезжающими с территории Республики Беларусь за ее пределы на постоянное место жительства, справки налогового органа, поскольку это не предусмотрено административными процедурами, осуществляемыми налоговыми органами в отношении граждан в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 11.05.2009 № 617 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур в отношении граждан».
Особенности удержания неудержанных либо не полностью удержанных сумм подоходного налога
В целях урегулирования порядка возврата подоходного налога, взысканного с налогового агента налоговым органом за невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию у плательщика и (или) перечислению в бюджет исчисленной суммы подоходного налога, необходимые изменения внесены в НК.
С 1 января 2011 г. п.2 ст.181 Особенной части НК определено, что при уплате плательщиком подоходного налога на основании извещения налогового органа налоговый орган по месту постановки на учет такого плательщика в течение 30 дней со дня уплаты плательщиком суммы подоходного налога направляет сообщение о дате уплаты и сумме уплаченного налога налоговому агенту, направившему письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу, и налоговому органу по месту постановки на учет этого налогового агента. При этом данное сообщение является для налогового агента основанием для самостоятельного возврата подоходного налога с физических лиц за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату. При невозможности осуществления налоговым агентом такого возврата подоходного налога с физических лиц возврат производится в порядке, установленном ст.60 Общей части НК.
Устранение двойного налогообложения (зачет сумм налога, уплаченного за границей)
В целях урегулирования вопросов подтверждения постоянного местопребывания физического лица в Республике Беларусь для целей применения международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения, а также уплаченных (удержанных) сумм подоходного налога с доходов, полученных физическими лицами, не признаваемыми резидентами Республики Беларусь, из источников в Республике Беларусь ст.182 Особенной части НК дополнена пп.3 и 4, согласно которым:
- факт подтверждения постоянного местопребывания физического лица в Республике Беларусь для целей применения международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения удостоверяется справкой по форме, установленной МНС (п.3 ст.182 Особенной части НК);
- в целях устранения двойного налогообложения доходов, получаемых физическими лицами, не признаваемыми резидентами Республики Беларусь, из источников в Республике Беларусь, налоговые органы выдают справку об уплате (удержании) подоходного налога по форме, установленной МНС (п.4 ст.182 Особенной части НК).
Кроме того, в целях совершенствования существующего порядка устранения двойного налогообложения в ст.182 Особенной части НК внесены изменения, согласно которым для освобождения полученных плательщиком в определенном налоговом периоде доходов от подоходного налога, налогообложения по пониженным налоговым ставкам, получения налоговых вычетов или налоговых льгот наличие действующего в течение этого налогового периода (или его части) международного договора Республики Беларусь с иностранным государством, резидентом которого является плательщик, необязательно.
Начиная с 2011 г. для этих целей плательщик должен представить налоговому агенту или в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке и по форме, установленным МНС, подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения.
31.01.2011 г.
Марина Константинова, экономист
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.), от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.), от 26.10.2012 № 431-З (с 1 января 2013 г.) и от 31.12.2013 № 96-З (с 1 января 2014 г.) внесены изменения и дополнения. В Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании законов РБ от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) и от 31.12.2013 № 96-З (с 1 января 2014 г.) внесены изменения и дополнения. |