Комментарий от 26.07.2013
Автор: Глинская Я.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.06.2013 № 36-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта». Изменения регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения

Изменения в субъектном составе участников рынка алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта

Изменения сферы регулирования Закона № 429-З

Изменения норм, касающихся лицензирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта

Изменения требований, касающихся производства алкогольной продукции

Изменения в правилах расчетов при оптовой торговле алкогольными напитками

Изменения в условиях оптовой продажи и покупки алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта

Изменения в правила выдачи нарядов на отпуск спирта

Изменения требований к ввозу (вывозу) и перемещению алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта

Изменения порядка формирования цен на оригинальные алкогольные напитки

Изменения порядка декларирования

Изменения правил розничной торговли

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ

к Закону Республики Беларусь от 18.06.2013 № 36-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта». Изменения регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта

Общие положения

Основным законодательным актом, устанавливающим условия хозяйствования в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта является Закон РБ от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее - Закон № 429-З).

С 30 декабря 2013 г. вступает в силу Закон РБ от 18.06.2013 № 36-З (далее - Закон № 36-З), который вносит изменения в нормы Закона № 429-З, устанавливающие требования в части производства алкогольной продукции, в т.ч. квотирования ее объемов, условия оптовой продажи и оптовой покупки алкогольной, непищевой спиртсодержащей продукции и непищевого этилового спирта, правила выдачи нарядов на отпуск этилового спирта, розничной торговли алкогольными напитками, обязательного сопровождения и маркировки сопроводительных документов при ввозе (вывозе) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, декларирования объемов их производства и оборота.

Ряд норм Закона № 429-З приводится в соответствие с международными договорами, законодательством Таможенного союза, законодательными актами о лицензировании, о ценообразовании, об осуществлении административных процедур, об исключительном праве на импорт алкогольной продукции. Рассмотрим основные изменения более подробно.

Изменения в субъектном составе участников рынка алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта

Уточняется субъектный состав лиц, имеющих право на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Вместе с тем данное уточнение не является новшеством, а направлено на приведение требований Закона № 429-З в соответствие с нормами Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Указ № 450).

Право на осуществление производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта имеют только юридические лица Республики Беларусь. Право на осуществление оптовой торговли и хранения имеют как юридические лица Республики Беларусь, так и иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь. Право на осуществление экспорта, импорта алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, розничной торговли алкогольными напитками имеют юридические лица (п.1 ст.5 Закона № 429-З).

Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками только на объектах общественного питания и только в розлив, а также импорт и розничную торговлю непищевой спиртосодержащей продукцией, расфасованной в потребительскую тару (упаковку) емкостью не более 1 л (массой не более 1 кг).

Одновременно Законом № 36-З предусматривается норма, согласно которой в Республике Беларусь запрещается осуществление индивидуальными предпринимателями производства, экспорта, импорта, хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, оптовой и (или) розничной торговли, за исключением:

• розничной торговли алкогольными напитками на объектах общественного питания в розлив;

• импорта и (или) розничной торговли непищевой спиртосодержащей продукцией, расфасованной в потребительскую тару (упаковку) емкостью не более 1 л (массой не более 1 кг) (подп.1.19 п.1 ст.11).

Изменения сферы регулирования Закона № 429-З

Наиболее существенным является изменение определения термина «алкогольная продукция».

Так, под алкогольной продукцией понимается коньячный, плодовый и этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки и пищевые спиртовые полуфабрикаты (виноматериалы, дистилляты, сброженно-спиртованные и спиртованные соки, настои, морсы и водно-спиртовые экстракты, концентрированные пищевые основы, ароматизаторы пищевые, коньяк наливом, виски наливом и иные) с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов. Таким образом, во входящие в определение термина «алкогольная продукция» пищевые спиртовые полуфабрикаты дополнительно включены любые дистилляты, коньяк наливом, виски наливом и иные полуфабрикаты.

Под алкогольными напитками понимаются водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов (ст.2 Закона № 429-З). А следовательно, пиво с объемной долей 7 и более процентов для целей Закона № 429-З является алкогольным напитком. Вместе с тем не все меры государственного регулирования производства и оборота алкогольных напитков распространяются на такое пиво. Законом № 36-З уточнена сфера действия Закона № 429-З на производство и оборот пива с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов. С учетом внесенных изменений и дополнений на производство и оборот такого пива распространяются нормы, касающиеся субъектного состава лиц, которым предоставляется право на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом (ст.5 Закона № 429-З), вопросов лицензирования (пп.2-4 ст.7, ст.9 Закона № 429-З), запретов и ограничений на розничную торговлю (подп.1.8, 1.10, 1.12, 1.14, 1.15, 1.17, 1.19 и 1.20 п.1, п.4 ст.11 Закона № 429-З), правил осуществления расчетов при оптовой торговле (ст.25 Закона № 429-З) и др.

Изменения норм, касающихся лицензирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта

Нормы, касающиеся лицензирования производства и оборота алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, Законом № 36-З приведены в соответствие с положениями глав 28 «Деятельность, связанная с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий», 36 «Оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий» и 40 «Розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями» Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом № 450 (далее - Положение № 450).

Так, уточняются лицензируемые виды деятельности и названия специальных разрешений (лицензий):

• производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (ст.6 Закона № 429-З);

• оптовая торговля алкогольными напитками, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом, хранение (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта осуществляются на основании специального разрешения (лицензии) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (п.2 ст.7 Закона № 429-З);

• розничная торговля алкогольными напитками осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями (п.4 ст.7 Закона № 429-З).

 

Обратите внимание!

При внесении изменений Законом № 36-З учтено, что не лицензируются розничная торговля непищевой спиртосодержащей продукцией, а также деятельность, связанная с производством пива с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов.

 

Исключены ст.8, 10 Закона № 429-З, устанавливающие лицензионные требования и условия к соискателям специальных разрешений (лицензий), а также положения об аннулировании лицензий на импорт, особенностях аннулирования специальных разрешений (лицензий), прекращения и приостановления их действия. Данные нормы установлены в Положении № 450.

Так, лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю специального разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, являются:

• наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления специализированных мощностей (комплекта оборудования, в т.ч. основного технологического, в соответствии с технологическими схемами (регламентами) производства определенного вида алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта) для выпуска продукции, перечень которой указан в заявлении о выдаче специального разрешения (лицензии);

• наличие оборудования и устройства помещений, инженерных коммуникаций, технологических линий для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, соответствующих установленным санитарным нормам и правилам, требованиям технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

• соответствие производства, на котором предполагается выпуск алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, требованиям промышленной безопасности в случае наличия на указанном производстве взрывоопасных технологических блоков, объектов, значения относительного энергетического потенциала которых выше 9;

• наличие основного технологического оборудования для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, зарегистрированного Государственным комитетом по стандартизации РБ в порядке, установленном законодательством;

• техническая, технологическая, метрологическая оснащенность производства, на котором предполагается выпуск алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, для обеспечения выпуска качественной и безопасной продукции в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;

• использование основного технологического оборудования для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта с исправными и поверенными приборами учета данных продукции, спирта и табачных изделий, включенными в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь или прошедшими метрологическую аттестацию и соответствующими иным требованиям законодательства;

• наличие лабораторного оборудования, позволяющего обеспечивать определение физико-химических показателей продукции, производство которой указано в заявлении о выдаче специального разрешения (лицензии), в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

• наличие аварийной приточно-вытяжной системы вентиляции, сблокированной с газоанализаторами контроля состояния воздушной среды во взрывоопасных помещениях;

• наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления специального оборудования по переработке плодов и (или) ягод (при осуществлении производства вин плодовых, соков плодово-ягодных сброженно-спиртованных, спиртованных, виноматериалов плодовых обработанных) (п.283 Положения № 450).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2016 г. Указом от 26.11.2015 № 475 из абз.4 п.283 Положения № 450 слова «, требованиям технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации» исключены, абз.9 п.283 Положения № 450 после слов «в соответствии с» дополнен словами «обязательными для соблюдения».

С 27 ноября 2020 г. Указом от 16.11.2020 № 413 из абз.7 п.283 Положения № 450 слово «, метрологическая» исключено; абз.8 п.283 Положения № 283 изложен в следующей редакции: «использование основного технологического оборудования для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий с исправными приборами учета данных продукции, спирта и табачных изделий, прошедшими государственную поверку в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений;».

 

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю специального разрешения (лицензии), для осуществления оптовой торговли алкогольными напитками, непищевым этиловым спиртом являются:

• наличие на день подачи заявления о выдаче специального разрешения (лицензии) сформированного уставного фонда в размере не менее 100 000 евро;

• наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а для соискателя - владельца транспортно- или оптово-логистического центра также на ином законном основании складских помещений общей площадью не менее 1 000 кв.м;

• период осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) на территории Республики Беларусь не менее 5 лет (за исключением соискателя - владельца транспортно- или оптово-логистического центра) (подп.370.1 п.370 Положения № 450).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2019 г. следует руководствоваться подп.370.1 п.370 Положения № 450 с учетом изменений, внесенных Указом Президента РБ от 02.09.2019 № 326 (далее - Указ № 326).

 

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю специального разрешения (лицензии), для осуществления оптовой торговли непищевой спиртосодержащей продукцией являются:

• наличие на день подачи заявления о выдаче специального разрешения (лицензии) сформированного уставного фонда в размере не менее 10 000 евро;

• наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании складских помещений;

• период осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) на территории Республики Беларусь не менее 3 лет (за исключением соискателя - владельца транспортно- или оптово-логистического центра) (подп.370.2 п.370 Положения № 450).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2015 г. Указом Президента РБ от 20.02.2015 № 92 (далее - Указ № 92) абзац 3 подп.370.2 п.370 Положения № 450 дополнен словами «на территории Республики Беларусь», абзац 4 подп.370.2 п.370 Положения № 450 изложен в следующей редакции: «период осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) не менее 3 лет;».

 

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю специального разрешения (лицензии), для осуществления хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта являются наличие:

• на день подачи заявления о выдаче специального разрешения (лицензии) сформированного уставного фонда в размере не менее 100 000 евро;

• на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании складских помещений общей площадью не менее 1 000 кв.м (подп.370.3 п.370 Положения № 450).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2015 г. Указом № 92 абзац 3 подп.370.3 п.370 Положения № 450 после слов «складских помещений» дополнен словами «на территории Республики Беларусь».

 

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю специального разрешения (лицензии) на право розничной торговли алкогольными напитками, являются:

• размещение торговых объектов и (или) торговых объектов общественного питания, на которых предполагается осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками, в местах, где такая торговля не запрещена актами законодательства;

• объект, в котором предполагается осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками, должен являться магазином (павильоном с торговым залом), размер площади торгового зала которого составляет не менее 50 кв.м (за исключением торговых объектов юридических лиц системы потребительской кооперации, специализированных (фирменных) магазинов юридических лиц, осуществляющих производство и (или) импорт алкогольных напитков, магазинов беспошлинной торговли, расположенных в сельской местности магазинов организаций Управления делами Президента РБ);

• выбор формы торговли алкогольными напитками, при которой такая торговля в соответствии с законодательными актами не запрещена (если соискатель не имеет торговых объектов и (или) торговых объектов общественного питания) (п.4071 Положения № 450).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2019 г. следует руководствоваться п.4071 Положения № 450 с учетом изменений, внесенных Указом № 326.

 

Положения о лицензировании импорта алкогольной продукции и непищевого этилового спирта Законом № 36-З приведены в соответствие с международными договорами и законодательством Таможенного союза.

Импорт юридическими лицами алкогольной продукции и непищевого этилового спирта осуществляется на основании лицензии на импорт, выдаваемой Министерством торговли РБ в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, а также законодательством Республики Беларусь о внешнеторговой деятельности с учетом требований Закона № 429-З (п.1 ст.7 Закона № 429-З). При этом не требуется получения лицензии на импорт алкогольной продукции и непищевого этилового спирта в случае ввоза:

• для использования в качестве образцов и экспонатов на выставках и ярмарках в объеме не более 2,5 л каждого наименования;

• юридическими лицами при помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли;

• для официального пользования дипломатических, консульских и иных официальных представительств государств, не являющихся членами Таможенного союза, в т.ч. представительств международных, межгосударственных и межправительственных организаций;

• производителями алкогольной продукции образцов планируемой к поставке алкогольной продукции для проведения оценки ее качества (испытаний) и органолептических показателей.

 

Обратите внимание!

Требования о лицензировании импорта не распространяются на пиво с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов (входящее в состав алкогольных напитков) (п.2 ст.1 Закона № 429-З).

 

Уточнены правила формирования и ведения Государственного реестра юридических лиц Республики Беларусь, иностранных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.

В данный Государственный реестр вносятся:

• юридические лица Республики Беларусь, осуществляющие производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

• юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь, осуществляющие оптовую торговлю и хранение (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

• юридические лица, осуществляющие розничную торговлю алкогольными напитками;

• индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю алкогольными напитками на объектах общественного питания в розлив;

• юридические лица, осуществляющие импорт алкогольной продукции и непищевого этилового спирта (ст.9 Закона № 429-З).

Основанием включения субъектов в данный Государственный реестр служит выдача соответствующего специального разрешения (лицензии) на право производства или оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, либо лицензии на импорт алкогольной продукции и непищевого этилового спирта.

Изменения требований, касающихся производства алкогольной продукции

Введен запрет на производство всех видов алкогольной продукции из этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, плодовых виноматериалов, сброженно-спиртованных и спиртованных соков иностранного производства (подп.1.2 п.1 ст.11 Закона № 429-З). Ранее такой запрет применялся только в отношении производства плодовых вин из указанного сырья иностранного производства.

Квотирование объемов производства применяется теперь только в отношении алкогольной продукции, предназначенной для реализации на территории Республики Беларусь, и не распространяется на алкогольную продукцию, предназначенную для вывоза с территории Республики Беларусь (ст.12 Закона № 429-З).

Изменения в правилах расчетов при оптовой торговле алкогольными напитками

При оптовой торговле алкогольными напитками расчеты осуществляются на основании двусторонних договоров только через счета участников сделок, за исключением сделок, при которых за поставленные алкогольную, непищевую спиртосодержащую продукцию и непищевой этиловый спирт рассчитываются со счетов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, на которых находятся денежные средства, предоставленные данными банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями в качестве кредита покупателю этих продукции и спирта, а также со счетов органов государственного казначейства. При этом запрещаются сделки, предусматривающие уступку требования, перевод долга, мену, оплату посредством выдачи или передачи ценной бумаги, отступного, прекращения обязательств зачетом и новацией, за исключением сделок мены, которые осуществляются производителями этих алкогольных напитков в счет оплаты поставок сырья, энергоресурсов, оборотной тары (п.1 ст.25 Закона № 429-З).

В приведенный порядок расчетов при оптовой торговле алкогольными напитками внесены дополнения: разрешается проведение зачета стоимости возвращаемой отечественным производителям возвратной многооборотной тары в счет оплаты за отгруженные алкогольные напитки организациям розничной торговли. Вместе с тем проведение такого зачета возможно при соблюдении одного из следующих условий:

• наличие у организаций розничной торговли пунктов приема стеклянной тары;

• осуществление такими организациями приема стеклянной тары в торговом зале либо автомагазинах.

Изменения в условиях оптовой продажи и покупки алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта

Оптовая продажа алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта

Оптовая продажа алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта производится только лицам, имеющим на основании соответствующих специальных разрешений (лицензий) право на производство либо оптовую или розничную торговлю этими продукцией и спиртом (п.1 ст.24 Закона № 429-З). Законом № 36-З внесено дополнение, предоставляющее возможность оптовой продажи указанных продукции и спирта покупателям при отсутствии у последних соответствующих специальных разрешений (лицензий), но в тех случаях, когда получение таких специальных разрешений (лицензий) не требуется. Например, к таким случаям можно отнести продажу этилового спирта, полученного их пищевого сырья, для производства слабоалкогольных напитков. При этом производство, оптовая и розничная торговля слабоалкогольными напитками не являются лицензируемыми видами деятельности.

Условие о наличии у покупателей соответствующих специальных разрешений (лицензий) на право производства либо оптовую или розничную торговлю алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, так же как и ранее, не распространяется на конкретные случаи, предусмотренные пп.2 и 4 ст.24 Закона № 429-З. Вместе с тем Законом № 36-З внесены дополнения в эти случаи. В частности, разрешается оптовая продажа этилового спирта, получаемого из пищевого сырья (п.4 ст.24 Закона № 429-З):

• юридическим лицам по перечню, определяемому Советом Министров РБ, при наличии у таких лиц специальных разрешений (лицензий) на фармацевтическую или ветеринарную деятельность для последующей продажи указанного спирта сельскохозяйственным организациям, осуществляющим производство продукции животноводства в рамках производственного цикла;

• индивидуальным предпринимателям, осуществляющим медицинскую, фармацевтическую и ветеринарную деятельность, использующим этот спирт на медицинские, фармацевтические и ветеринарные цели;

• юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим такой спирт при осуществлении деятельности, если это предусмотрено нормативно-технической и технологической документацией. Ранее - только использующим спирт при производстве продукции и обслуживании приборов и оборудования, что не позволяло использовать такой спирт для различного рода лабораторных исследований;

• по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт этого спирта.

Оптовая покупка алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта

В условия оптовой покупки алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта Законом № 36-З внесены также изменения и дополнения (п.3 ст.24 Закона № 429-З). Как и ранее, оптовая покупка алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта производится у юридических лиц, имеющих на основании соответствующих специальных разрешений (лицензий) право на производство либо оптовую торговлю этими продукцией и спиртом.

 

Обратите внимание!

Законом № 36-З предусмотрена оговорка, согласно которой оптовая покупка возможна при отсутствии у продавца соответствующего специального разрешения (лицензии), если их получение не требуется.

 

Кроме того, внесены дополнения, позволяющие совершать оптовую покупку алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

1) реализующих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке остатки алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, образовавшиеся в случае прекращения действия, аннулирования соответствующих специальных разрешений (лицензий) на производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, оптовую либо розничную торговлю алкогольными напитками, оптовую торговлю непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом.

 

Справочно

В настоящее время порядок реализации таких остатков установлен постановлением Госстандарта РБ и МНС РБ от 11.11.2010 № 69/81 и постановлением Минторга РБ и МНС РБ от 24.11.2010 № 37/85;

 

2) реализующих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке остатки этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, образовавшиеся в случае прекращения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), на которое указанный спирт был получен. Одновременно Законом № 36-З Министерство торговли РБ и Министерство по налогам и сборам РБ уполномочены на установление порядка реализации таких остатков (п.3 ст.26 Закона № 429-З).
Также внесено дополнение, согласно которому отпуск, получение, учет, хранение, приемка, инвентаризация и транспортировка этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, осуществляются в порядке, установленном Советом Министров РБ (п.4 ст.26 Закона № 429-З).

 

Обратите внимание!

Данная норма не является новшеством, а перенесена из подп.2.41 п.2 Декрета Президента РБ от 09.09.2005 № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта». В настоящее время такой порядок установлен Положением о порядке учета, хранения, отпуска, приемки, инвентаризации и транспортировки этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.12.2004 № 1633.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 января 2021 г. следует руководствоваться Положением № 1633 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2020 № 772, изменилось название: «Положение о порядке отпуска, получения, учета, хранения, приемки, инвентаризации и транспортировки этилового спирта».

Изменения в правила выдачи нарядов на отпуск спирта

Отпуск этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, осуществляется его производителями по нарядам. В порядок выдачи нарядов на отпуск спирта этилового внесены следующие изменения (п.1 ст.26 Закона № 429-З):

• Совету Министров РБ предоставлено право на определение республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, уполномоченных на выдачу нарядов на отпуск этилового спирта. В настоящее время наряды на отпуск этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, выдаются концерном «Белгоспищепром», наряды на отпуск этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, - открытое акционерное общество «Бобруйский завод биотехнологий»;

• установлено, что наряды на отпуск этилового спирта не выдаются на отпуск остатков, образовавшихся в случае прекращения производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), на которые был получен соответствующий спирт. При этом Министерство торговли РБ и Министерство по налогам и сборам РБ уполномочены на установление соответствующего порядка реализации таких остатков этилового спирта (п.3 ст.26 Закона № 429-З);

• предусмотрено, что наряды на отпуск спирта могут выдаваться его производителям также на основании заявлений покупателей по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт этого спирта (пп.1 и 2 ст.27 Закона № 429-З);

• закреплены нормы о порядке рассмотрения заявлений о выдаче нарядов на отпуск спирта, их выдачи либо отказа в выдаче, а также прекращения действия таких нарядов спирта (п.4 ст.27 Закона № 429-З). Так, по результатам рассмотрения заявления о выдаче нарядов на отпуск этилового спирта соответствующей уполномоченной организацией принимается одно из следующих решений:

1) об отказе в принятии заявления. При этом основаниями для отказа в принятии заявления являются несоблюдение требований к содержанию заявления или непредставление необходимых документов;

2) об отказе в выдаче нарядов. При этом установлены 2 основания для отказа в выдаче нарядов: отсутствие предусмотренных законодательством Республики Беларусь оснований для выдачи этих нарядов; представление документов, оформление и содержание которых не соответствуют установленным требованиям;

3) о выдаче нарядов. При принятии такого решения выдача нарядов производится в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления, а в случае направления соответствующей уполномоченной организацией запроса в другие государственные органы, иные организации для получения сведений, необходимых для выдачи нарядов, - в течение 1 месяца.

Действие нарядов прекращается соответствующей уполномоченной организацией в случае прекращения действия специального разрешения (лицензии) на соответствующий вид деятельности;

• установлено, что выдача нарядов на спирт является административной процедурой и соответственно подлежит оплате (п.5 ст.27 Закона № 429-З). Размер платы за услуги (работы) по оформлению и выдаче нарядов определяется надлежащей уполномоченной организацией в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных процедурах (Закон РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»);

• дополнен порядок передачи информации о выданных нарядах, о приостановлении, возобновлении, прекращении их действия, об их аннулировании в МНС РБ (п.3 ст.28 Закона № 429-З);

• предусматривается запрет на использование в Республике Беларусь этилового спирта на цели, не указанные в наряде и (или) разнарядке (подп.1.18 п.1 ст.11 Закона № 429-З).

Изменения требований к ввозу (вывозу) и перемещению алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта

Отменено требование по обеспечению маркировки сопроводительных документов контрольными знаками на ввоз на территорию Республики Беларусь с территории государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 (далее - Договор) (п.1 ст.22 Закона № 429-З):

• алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции для использования в качестве образцов и экспонатов на выставках и ярмарках (в объеме не более 2,5 л каждого наименования) и для проведения сертификационных испытаний (в количестве, установленном техническими нормативными правовыми актами);

• производителями алкогольной продукции образцов планируемой к поставке алкогольной продукции для проведения оценки ее качества (испытаний) и органолептических показателей.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. действие Договора приостановлено Договором о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества от 10.10.2014.

 

Требование по обеспечению маркировки сопроводительных документов контрольными знаками отменено и при вывозе таких товаров в указанных выше целях с территории Республики Беларусь на территорию государств - участников Договора.

Кроме того, отменено обязательное сопровождение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита через территорию Республики Беларусь.

Вместе с тем вводится обязанность перевозки этилового спирта (коды по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 2207 10 000 0, 2207 20 000 0, 2208 90 910 0, 2208 90 990 0), перемещаемого в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, только железнодорожным транспортом при условии обязательного сопровождения в установленном порядке военизированной охраной Белорусской железной дороги (п.1 ст.23 Закона № 429-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин.

 

Установлены случаи, когда не применяется обязательное сопровождение перемещаемых по территории Республики Беларусь алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, ввезенных на территорию Республики Беларусь с территории государств - участников Договора (предназначенных для вывоза с территории Республики Беларусь на территорию государств - участников Договора). Так, требование по обеспечению обязательного сопровождения не распространяется на:

• ввезенные алкогольные напитки, маркированные акцизными марками;

• ввезенную (вывозимую) алкогольную, непищевую спиртосодержащую продукцию для использования в качестве образцов и экспонатов на выставках и ярмарках в объеме не более 2,5 л каждого наименования;

• ввоз алкогольной продукции для проведения сертификационных испытаний в количестве, установленном техническими нормативными правовыми актами;

• ввоз производителями алкогольной продукции образцов планируемой к поставке алкогольной продукции для проведения оценки ее качества (испытаний) и органолептических показателей;

• иные случаи перемещения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, определяемые Президентом РБ или по его поручению Советом Министров РБ.

Изменения порядка формирования цен на оригинальные алкогольные напитки

Нормы Закона № 429-З о ценообразовании приведены Законом № 36-З в соответствие с Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». Так, уточнено, что Министерством экономики РБ по представлению юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего производство оригинальных алкогольных напитков крепостью свыше 28 %, устанавливаются цены только на такие напитки (п.2 ст.32 Закона № 429-З).

 

Справочно

Под оригинальными алкогольными напитками понимаются алкогольные напитки, произведенные по нетрадиционной технологии с применением народных рецептов в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций (ст.2 Закона № 429-З).

Изменения порядка декларирования

Изменения коснулись и порядка декларирования объемов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта (ст.33 Закона № 429-З).

Во-первых, уточнены сведения, декларируемые в декларациях и балансах объемов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Так, в декларациях объемов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта:

• декларанты, осуществляющие производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, декларируют объемы поступивших (в т.ч. произведенных, импортированных), использованных, выбывших, отгруженных (в т.ч. экспортированных) по источникам поступления и целям использования, неотгруженных и неиспользованных этих продукции и спирта по их видам;

• декларанты, осуществляющие оптовую торговлю алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом, импорт указанных продукции и спирта, декларируют объемы поступивших (в т.ч. импортированных), использованных, выбывших, отгруженных (в т.ч. экспортированных) по источникам поступления и целям использования, неотгруженных и неиспользованных этих продукции и спирта по их видам.

В балансах указываются объемы поступивших (в т.ч. произведенных, импортированных), использованных, выбывших (в т.ч. потери), отгруженных (реализованных), неотгруженных и неиспользованных алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта по их видам.

Во-вторых, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, продлен срок представления деклараций объемов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта (раньше - до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом). При этом уточнен порядок определения срока представления балансов и деклараций в случае, если последний день срока их представления приходится на нерабочий день. В таком случае днем окончания срока представления считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В-третьих, Министерство по налогам и сборам РБ уполномочено утверждать формы балансов и деклараций, а также порядок их заполнения и представления.

 

Справочно

Применяемые в настоящее время формы балансов и деклараций объемов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта утверждены постановлением МНС РБ от 30.08.2010 № 70.

Изменения правил розничной торговли

Снят ряд запретов на розничную торговлю алкогольными напитками, предусмотренных в подп.1.14 п.1 ст.11 Закона № 429-З. Так, разрешается розничная торговля алкогольными напитками:

• в автомагазинах, предназначенных для обслуживания жителей в сельских населенных пунктах, в которых отсутствует стационарная торговая сеть. При этом розничная торговля алкогольными напитками в таких автомагазинах осуществляется при условии соблюдения согласованного с местным исполнительным и распорядительным органом ассортиментного перечня для автомагазина и наличия у его владельца стационарного торгового объекта, в котором осуществляется данная торговля. Ранее такая торговля разрешалась только в автомагазинах, относящихся к системе потребкооперации, а также принадлежащих организациям Управления делами Президента РБ, осуществляющим розничную торговлю алкогольными напитками в сельской местности;

• в санаториях для взрослых и санаториях для взрослых и детей в специально предусмотренных для этого помещениях;

• в магазинах с входом для покупателей, расположенных на автозаправочных станциях. В настоящее время разрешается розничная торговля алкогольными напитками только в расположенных на автозаправочных станциях объектах общественного питания и продовольственных магазинах с обособленным входом для покупателей.

Также разрешается розничная торговля алкогольными напитками в розлив в специализированных магазинах или изолированных специализированных отделах магазинов по торговле алкогольными напитками при реализации из бочонков кег вин натуральных без потребления на месте (на вынос) (подп.1.15 п.1 ст.11 Закона № 429-З).

Вместе с тем Законом № 36-З вводится ряд новых запретов на розничную торговлю алкогольными напитками (подп.1.14 п.1 ст.11 Закона № 429-З). Так, в Республике Беларусь запрещается розничная торговля алкогольными напитками:

• в принадлежащих на любом законном основании юридическому лицу торговых объектах, представляющих собой часть неизолированной торговой площади магазина (павильона), владельцем (пользователем) которого такое юридическое лицо не является;

• по образцам вне торгового объекта.

В Республике Беларусь вводится запрет на оказание услуг по доставке алкогольных напитков физическим лицам (подп.1.20 п.1 ст.11 Закона № 429-З).

Кроме того, местные исполнительные и распорядительные органы Законом № 36-З наделяются правом на принятие решений об ограничении на территории соответствующей административно-территориальной единицы времени продажи алкогольных напитков в дни проведения на этой территории выпускных вечеров в учреждениях общего среднего образования, а также мероприятий, направленных на пропаганду (популяризацию) здорового образа жизни, профилактику пьянства и алкоголизма, борьбу с ними (п.5 ст.11 Закона № 429-З).

 

26.07.2013

 

Яна Глинская, экономист