Комментарий от 07.05.2014
Автор: Штейнер А.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.04.2014 № 134-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам минимальной заработной платы». Утверждена новая редакция Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 24.04.2014 № 134-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам минимальной заработной платы». Утверждена новая редакция Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З

Законом РБ от 24.04.2014 № 134-З (далее - Закон № 134-З), который вступает в силу с 4 августа 2014 г., наряду с внесением изменений и дополнений в законодательные акты, регулирующие минимальные гарантии в сфере оплаты труда, изложен в новой редакции Закон РБ от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее - новая редакция Закона).

Как и предыдущая, новая редакция Закона определяет правовую основу установления и порядка повышения минимальной заработной платы (далее - МЗП).

Определения основных терминов и сфера действия Закона № 134-З

В ст.1 новой редакции Закона приведены определения основных терминов:

• минимальная заработная плата (месячная и часовая) - государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

Аналогичное определение МЗП закреплено Законом № 134-З в ст.59 Трудового кодекса РБ;

• месячная МЗП - установленный законодательством низший размер оплаты труда работников за календарный месяц;

• часовая МЗП - рассчитанный из установленной законодательством месячной МЗП низший размер оплаты труда работников за 1 ч рабочего времени.

Таким образом, законодателем определено, что часовая МЗП именно рассчитывается, а не устанавливается.

Согласно ст.2 новой редакции Закона его действие распространяется на всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.

Порядок установления и повышения месячной минимальной заработной платы

Применяемые с 4 августа 2014 г. условия определения размера, порядок установления и повышения месячной МЗП изложены в ст.4 новой редакции Закона.

В частности, в данной статье закреплено, что месячная МЗП применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов, должностных окладов).

Изменены и дополнены критерии определения размера месячной МЗП. Так, ее размер определяется с учетом:

• экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей;

• потребностей работников в материальных благах и услугах;

• уровня занятости и производительности труда;

• прогнозного значения роста потребительских цен;

• уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике в целом (часть вторая ст.4 новой редакции Закона).

В сравнении с прежней в новой редакции Закона отсутствует критерий определения размера месячной МЗП с учетом «сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат».

При этом установлены два новых критерия определения размера месячной МЗП: с учетом прогнозного значения роста потребительских цен и уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике в целом.

Частью шестой ст.4 новой редакции Закона установлено, что коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной МЗП, но не ниже размера месячной МЗП, установленного в соответствии с новой редакцией Закона.

Таким образом, если оплата труда работников (не только оклад, но и различного рода стимулирующие выплаты) в организации в соответствии с положением об оплате труда или иным локальным нормативным правовым актом зависит от размера месячной МЗП, наниматель вправе установить месячную МЗП в своей организации в размере большем, чем размер, установленный законодательством.

Порядок применения и определения часовой минимальной заработной платы

В ст.5 новой редакции Закона конкретизировано, что часовая МЗП применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовых тарифных ставок (окладов, должностных окладов).

Одно из основных нововведений в том, что с 4 августа 2014 г. наниматель самостоятельно определяет размер часовой МЗП путем деления размера месячной МЗП на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установленной для соответствующих категорий работников нанимателем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года.

Установлено также, что часовая МЗП изменяется нанимателем при изменении размера месячной МЗП, в т.ч. в связи с индексацией месячной МЗП.

Обязанности нанимателя по соблюдению размера минимальной заработной платы

В ст.6 новой редакции Закона детализированы обязанности нанимателя в части применения МЗП.

И в прежней, и в новой редакциях Закона закреплено, что МЗП (месячная и часовая) применяется исключительно в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работников.

При этом установлено, что МЗП (месячная и часовая) применяется нанимателем при оплате труда работников за работу не только в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени, но и при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, с учетом отработанного времени (часть вторая ст.6 Закона).

Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера МЗП (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с новой редакцией Закона, наниматель обязан произвести доплату до размера МЗП (месячной и часовой). При определении доплаты до размера МЗП (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора. Перечень указанных выплат устанавливается республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области оплаты труда.

Ответственность за несоблюдение законодательства об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы

Нарушение законодательства об установлении и порядке повышения МЗП влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами (ст.8 новой редакции Закона).

Так, нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы (в т.ч. выплата работнику заработной платы в размере меньшем, чем размер МЗП, установленный в Республике Беларусь) влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин (часть 1 ст.9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Необходимо отметить, что структурными подразделениями Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ всегда уделялось повышенное внимание вопросам соблюдения нанимателями законодательства о труде в части выплаты заработной платы в размере не менее размера МЗП, установленного законодательством.

Статьей 9 новой редакции Закона предусмотрено, что споры по вопросам применения законодательства об установлении и порядке повышения МЗП рассматриваются комиссией по трудовым спорам и (или) судом.

 

07.05.2014

 

Алексей Штейнер, юрист, специалист в сфере трудового законодательства